СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
2. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2013. № 1. С. 31.
3. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2012. С. 8.
4. Го Шухун. Свободные экономические зоны как эффективная форма развития экономики: на примере КНР: Дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2010. С. 143.
5. Свинцова К.С. Административно-правовой режим особых экономических зон: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Воронеж, 2010. С. 7
6. Серебрякова Е.Е. Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2013. С. 186.
© Минвалеева Е С. 2019
УДК 343
Ткачев Д.А.
Студент 1 курса юридического факультета ФГБОУ ВО ОГУ
г. Оренбург, РФ E-mail: [email protected] Цибарт Е.Э., доцент ФГБОУ ВО ОГУ г. Оренбург, РФ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СТАТИСТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация
Произведен сравнительный анализ изменений количества коррупционных преступлений в России за период 2016-2018 годы. Дана оценка деятельности правоохранительных органов с помощью статистических данных, связанных с выявлением преступлений коррупционной направленности.
Ключевые слова Преступления коррупционной направленности, коррупция, взятка.
На сегодняшний день коррупция представляет собой угрозу для безопасности нашей страны, так как сильно препятствует проведению социальных преобразований, затрудняет деятельность общественных механизмов, что отрицательно сказывается на национальной экономике и вызывает недоверие к государственным институтам.
Противодействие коррупции это общегосударственная задача и ее решение возложено на все органы исполнительной, законодательной и судебной власти, в первую очередь на правоохранительные органы.
В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дается так определение коррупции - «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица». В свою очередь, сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России осуществляется комплекс мероприятий, которые направлены как на предупреждение, так и на выявление и пресечение преступлений, имеющих коррупционную направленность. [1, ст. 1]
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
В данной статье будет рассмотрена динамика изменения количества преступлений, зарегистрированных по факту получения взятки (ст. 290 УК РФ) и дачи взятки (ст. 291 УК РФ).
На рисунке 1 представлено изменение числа преступлений о получении взятки и о даче взятки на 2016-2018 г.
Рисунок 1 - Изменение количества коррупционных преступлений по России
По официальным данным генеральной прокуратуры, в 2017 году относительно 2016 года наблюдается сокращение числа преступлений, связанных с получением взятки на 40%, а число дел о даче взятки уменьшилось на 51%. Рассмотрев диаграмму, можно заметить явное снижение преступлений относительно 2016 года. Но с чем же это связано? Это связано с тем, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-Ф3 в УК РФ появилась статья 291.2. «Мелкое взяточничество», и все преступления с суммами в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, стали квалифицировать по ней, а в 2017-2018 годах они уже не отражаются в статистике. Из этого можно сделать вывод, что большая часть приговоров по делам о взятках приходилось именно на эти суммы. [3]
По мнению Кирилла Кабанова, который является главой Национального антикоррупционного комитета и членом президентского Совета по правам человека, на статистику повлияло то, что органы правопорядка переключились с берущих взятки учителей и врачей на раскрытие преступлений крупного и среднего уровня.
Сравнивая показатели преступлений 2017 года с показателями 2018 года, можно также заметить рост преступлений, как по даче, так и по получению взяток. В абсолютных значениях по сравнению с 2017 годом в 2018 году число случаев получения взятки, зарегистрированных за январь - июнь 2018 года выросло на 10%, а количество выявленных случаев дачи взятки за аналогичный период - на 3%. При этом оба показателя более чем вдвое ниже, чем в 2016 году. [4, с. 204]
В таблице 1 представлены 10 регионов по приросту преступлений коррупционной направленности, отображена разница между количеством преступлений за январь - июнь 2018 года и январь - июнь 2017 года (без учета специализированных прокуратур).
Таблица 1
10 регионов по приросту коррупционных преступлений.
Получение ешшн Дама взятки
Название о5ласти в нп фразе в «Л Название области в цвфрвх в "Л
Ростовская оол. 34 -1S3 Перыский край 27 -150
Челяоинскал обл. 49 -123 Чеченская Респ. 25 -114
Респ. Ко^ш 36 +360 Ленинградская обл. 20 +400
Кабардино-Балкарская Респ. 31 +3 100 Ростовская обл. 20 +37
Курская обл. 29 +725 Воронежская обл. 1S +64
Респ. Дагестан 25 +74 Московская обл. 17 -26
Респ. Башкортастан 23 +G2 Ставропольский край 16 +64
Алт айский кр ай 23 +SS Архангельская обл. 16 + 123
Оренбургская обл. 22 +50 Свердловская обл. 14 + 117
Томская обл. 21 + 191 Томская обл. 12 +S6
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Благодаря работе подразделений экономической безопасности и противодействии коррупции территориальных органов в январе-октябре 2018 года было выявлено 69,3 тыс. преступлений экономической и коррупционной направленности. Из них 22,7 тыс. - это преступления в крупном или особо крупном размере или причинившие крупный ущерб. О 31,8 тыс. преступлений уголовные дела направлены в суд.
3,7 тыс. совершены группой лиц по предварительному сговору, 4,9 тыс. - организованы группой или преступным сообществом. 15,2 тыс. преступлений коррупционной направленности, в том числе 7,7 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Из них по ст. 290 УК РФ (Получение взятки) - 3,3 тыс. преступлений, а по ст. 291 УК РФ (Дача взятки) - 1,4 тыс., ст. 2911 УК РФ (Посредничество во взятке) -360.
Сегодня особое внимание уделяется проведению мероприятий по борьбе с коррупционными преступлениями, которые совершаются должностными лицами в крупном и особо крупном размерах, в том числе высокопоставленными лицами органов государственной власти и местного самоуправления. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной думой 19.12.2008 г. Одобрен Советом Федерации 22.12.2008 г. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс». Источник: http://www.consultant.ru. - (дата обращения: 10.02.2019).
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13,06.1996 г. № 63 - ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) Принят Государственной думой 24.05.1996 г. Одобрен Советом Федерации 05.06.1996 г. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс». Источник: http://www.consultant.ru. - (дата обращения: 10.02.2019).
3. Официальный сайт Правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/offenses_map - (дата обращения: 13.02.2019).
4. Корниленко Ю.А. Коррупция в статистике современной России // Молодой ученый. - 2017. - №46. - С. 203-205. URL: https://moluch.ru/archive/180/46475/ (дата обращения 13.12.2019).
© Ткачев Д.А., 2019
УДК-34
Харченко А.А.,
магистрант
Тюменского государственного университета ОСНОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ
Аннотация
Одним из механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность политической элиты, является конституционная ответственность. В исследовании автором дано определение конституционной ответственности политической элиты, а также проведен анализ оснований такой ответственности.
Ключевые слова:
конституционная ответственность, политическая элита, конституционная ответственность политической элиты.
Сущностным значением политической элиты является осуществление эффективного управления государством. Одним из средств, обеспечивающих достижение обозначенной цели, выступает конституционная ответственность.