Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью:
Астафьев И.Н. — Пресечение сотрудниками различных подразделений полиции административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ // Полицейская и следственная деятельность. - 2023. - № 1. DOI: 10.25136/2409-7810.2023.1.39427 EDN: HYAPJA URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=39427
Пресечение сотрудниками различных подразделений полиции административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ
Астафьев 1/Ъан Николаевич
ORCID: 0000-0002-7835-1746
преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов
внутренних дел Омской академии МВД России
644092, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Проспект Комарова, 7
El ast_ivn@inbox.ru
Статья из рубрики "Полиция и защита прав человека"
DOI:
10.25136/2409-7810.2023.1.39427
EDN:
HYAPJA
Дата направления статьи в редакцию:
16-12-2022
Аннотация: Исследование посвящено изучению современного состояния и тенденции административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ, с 2018 по 2022 год, определению подразделений полиции, которые наиболее часто пресекают данного вида административные правонарушения. Результаты исследования показали, что наиболее часто административные правонарушения, предусмотренные ст. 19.3 КоАП РФ, пресекают сотрудники патрульно-постовой службы полиции - 61% от общего количества и участковые уполномоченные полиции - 30%. С 2018 по 2022 год произошло увеличение на 29% административных правонарушений, пресеченных сотрудниками патрульно-постовой полиции и на 8,6% - участковыми уполномоченными полиции. Количество прекращенных дел за отсутствием состава или события правонарушения варьируется в интервале 0,52-0,77% от общего количества принятых решений. Новизна исследования заключается в получении современных объективных сведений о состоянии и динамике административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ, пресекаемых сотрудниками полиции, и о тех подразделениях полиции, сотрудники которых чаще всего пресекают данного вида административные правонарушения. Область применения: научные исследования - актуализация изучения
составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ, пресекаемых сотрудниками подразделений патрульно-постовой полиции и участковыми уполномоченными полиции, а также профессиональное образование сотрудников полиции. Изучение сотрудниками полиции составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ, и принятых по ним судебными органами решений, позволит снизить количество прекращенных дел.
Ключевые слова:
полиция, служебная деятельность, административно-правовая охрана, неповиновение, воспрепятствова ние, п р е с е ч е н и е , административное правонарушение, составы
административных правонарушений, патрульно-постовая служба полиции, участковые уполномоченные полиции
Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами. Служебная деятельность сотрудника полиции подлежит административно-правовой охране. Определение административно-правовой охраны деятельности сотрудников органов внутренних дел сформулировал Ю.П. Соловей - «... административно-правовая охрана деятельности милиции имеет своим содержанием установление и реализацию административно-правовых норм, определяющих систему мер пресечения милицией актов противодействия ее деятельности, предусматривающих
ответственность за их совершение» -Ш. Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает нормы, обеспечивающие административно-правовую охрану служебной деятельности полиции в виде ответственности за совершение административных правонарушений, прямо или косвенно посягающих на ее деятельность. К числу таких норм относятся: ч. 1. ст. 6.9; ч.ч. 1,2 ст. 12.25; ст. 12.26; ч. 3 ст. 12.27; ст. 17.7; ч.ч. 1, 1.1 ст. 19.3; ст. 19.24; ст. 19.35; ч. 2 ст. 20.1; ч. 5 ст. 20.2; ч. 4.2. ст. 20.8; ст. 20.25 КоАП РФ.
Абсолютное большинство норм, обеспечивающих административно-правовую охрану деятельности полиции, кроме ч. 1. ст. 19.3 КоАП РФ, имеет описательную диспозицию (т.е . я в л я ютс я с пе циа льными но рма ми). Д ис по з иция ч . 1. с т. 19.3 К о А П Р Ф име е т прос той вид - в ней нет в обобщенном виде описания внешних проявлений административных правонарушений - действий (бездействий) правонарушителя. Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, определяет неисполнение обязанностей, возложенных на граждан и должностных лиц ч.ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона "О полиции", которые нарушают права полиции (ст. 13 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 №3-ФЗ"), но не содержатся в соответствующих специальных нормах КоАП РФ.
Таким образом, существует проблема квалификации административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 19.3 КоАП РФ, - невыполнения законных распоряжений или требований сотрудников полиции, а равно и воспрепятствования исполнению ими служебных обязанностей. Строева О.А. считает, что это обусловлено рядом причин. Во-первых, многообразием способов, которыми может быть выражено неповиновение и воспрепятствование исполнению служебных обязанностей сотрудником полиции. Во-вторых, наличием коллизии между специальными нормами и общей нормой, предусматривающими ответственность за невыполнение законных требований сотрудника полиции. В-третьих, проблема квалификации требует изучения современной судебной
практики рассмотрения административных дел по ст. 19.3 КоАП РФ
Ранее нами были проведены исследования по изучению современного состояния административно-правовой охраны деятельности полиции Определен перечень соответствующих административно-правовых норм и проведен мониторинг применения этих норм сотрудниками полиции. Показано увеличение количества административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ. Настоящее исследование посвящено изучению того, сотрудники каких подразделений полиции наиболее часто пресекают данного вида административные правонарушения и какие решения принимают судебные органы при рассмотрении дел по делам данного вида административным правонарушениям. Полученные научные данные позволят сузить круг исследуемых вопросов.
Результаты исследования в виде статистического анализа данных о количестве пресеченных сотрудниками различных подразделений полиции административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ, представлены в таблицах 1, 2 и на рисунке 1.
С 2018 по 2022 годы количество пресеченных сотрудниками полиции административных правонарушений по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ увеличилось на 18% - с 62.874 случаев в 2018
году, до 74.339 случаев в 2022 году-Ш. Наиболее часто данный вид административного правонарушения пресекали участковые уполномоченные полиции - 61,1% случаев; сотрудники патрульно-постовой службы полиции - 29,6% случаев; сотрудники дежурных частей - 2,7% случаев (таблица 1).
Таблица 1
Пресечение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, сотрудниками различных подразделений органов внутренних дел с 2018 по 2022 годы
Подразделения органов внутренних дел Количество пресеченных административных правонарушений по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в 2018-2021 гг Прирост в % Средний удельный вес среди всех служб, в %
2018 2019 2020 2021 2022
Всего 62874 64832 69139 72722 74339 18,2
В том числе подразделениями:
дежурные части 1808 1839 1912 1866 1638 -9,4 2,7
участковые уполномоченные полиции 19226 18988 20146 20775 20872 8,6 29,6
по делам несовершеннолетних 787 657 741 776 832 5,7 1,1
административного надзора 84 74 86 92 121 44,0 0,1
патрульно-постовая служба полиции 36108 38721 41277 44431 46616 29,1 61,1
исполнению
административного законодательства 445 389 450 358 451 1,3 0,6
ГИБДД 1602 1055 1708 1228 0 -100,0 1,7
миграция 0 0 0 0 0 0,0
дознание 12 9 5 12 10 -16,7 0,0
уголовный розыск 1081 1094 1226 1316 1459 35,0 1,8
экономической безопасности и противодействия коррупции 45 77 55 75 47 4,4 0,1
по ко нтр о л ю з а оборотом наркотиков 923 875 920 847 -100,0 1,1
подразделения по досмотру 33 89 94 213 -100,0 0,1
подразделения по противодействию экстремизму 18 0,0
Отмечено увеличение количества пресеченных административных правонарушений по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ:
сотрудниками патрульно-постовой полиции - на 29,1,7% (с 36.108 в 2018 году до 46.616 в 2022 году);
участковыми уполномоченными полиции - на 8,6% (с 19.226 в 2018 году до 20.872в 2022 году);
сотрудниками дежурных частей полиции - на 2,7% (с 1.808 в 2018 году до 1.870 в 2021 году).
Сотрудники других подразделений полиции пресекали административные правонарушения, предусмотренные ч. ст. 19.3 КоАП РФ, в незначительном количестве.
В 2022 году отмечено резкое снижение количества пресеченных административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, сотрудниками ГИБДД с 1.602 в 2018 году до 0 - в 2022 году.
Количество пресеченных сотрудниками полиции административных правонарушений, предусмотренных ч.1.1. ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей), увеличивалось с 30 случаев в 2018 году до 105 случаев в 2022 году. Пресекали данный вид административного правонарушения в 82,1% случаев участковые уполномоченные полиции; в 5,5% случаев - сотрудники патрульно-постовой службы полиции; в 2,0% случаев - сотрудники подразделений по противодействию экстремизму, в 1,7% случаев - сотрудники подразделений по исполнению административного законодательства.
Результаты принятия решений судебными органами по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ представлены в таблице 2.
Таблица 2
Принятие судебными органами решений по делам
об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ, с 2018 по 2022 годы
Принятые решения Количество принятых решений судебными органами в 2018 -2022 гг Прирост в %
2018 2019 2020 2021 2022
Количество принятых решений в соответствие со ст. 23.1 КоАП РФ 53836 56343 58091 63971 69439 22,5
Прекращено дел 683 700 613 691 578 -18,2
в то м ч ис л е з а отсутствием состава или события правонарушения 415 432 357 419 362 -14,6
Административный штраф 30388 30740 33276 34244 34538 12,0
сумма наложенного штрафа, тыс. руб. 21015 21222 22643 56786 73464 71,4
среднее значение суммы, тыс. руб. 0,692 0,690 0,680 1,658 2,1 67,5
Административный арест 22676 24912 24180 28278 32263 29,7
1-5 суток 18489 20281 19389 22782 25381 27,2
6-10 суток 3398 3784 3862 4397 5356 36,6
Более 10 суток 789 847 929 1099 1526 48,3
Устное замечание (согласно ст. 2.9 КоАП РФ) 31 14 34 51 25 -24,0
Обязательные работы 385
часов 17869
в среднем 46,4
С 2018 по 2022 годы произошло увеличение на 22,5% принятых судом решений по ст. 19.3 КоАП РФ от минимального значения - 53.836 случаев в 2018 году, до 69.439 случаев в 2022 году.
Количество прекращенных дел по ст. 19.3 КоАП РФ за отсутствием состава или события правонарушения снизилось на 14,6% - от 415 случаев в 2018 году до 362 случаев в 2022 году, что составляет 0,77-0,52% от общего количества принятых решений в соответствие со ст. 23.1 КоАП РФ.
Назначенные судом наказания за административные правонарушения по ст. 19.3 КоАП РФ с 2018 по 2022 годы имеют следующие относительные характеристики: «административный штраф» назначался судом в 51,4-57,9% случаев; «административный арест» в 42,1-48,0% случаев; «устное замечание (ст. 2.9 КоАП РФ)» 0,0-0,1% случаев. Обязательные работы назначались судом только в 2022 году и составляли 0,6% случаев (рисунок 1).
Относительное количество (в %) назначенных судом наказаний за административные правонарушения по ст. 19.3 КоАП РФ (снизу-вверх - «административный штраф»; «административный арест»; «устное замечание (согласно ст. 2.9 КоАП РФ)»; «обязательные работы») с 2018 по 2022 годы
Административный арест от 1 до 5 суток назначался судом в 79-82% случаев; от 6 до 10 суток - в 15-17% случаев; свыше 10 суток - в 3-5% случаев.
Средняя сумма назначаемого судом административного штрафа увеличилась на 67,5% -с 692 руб. в 2018 году, до 2.100 руб. в 2022 году.
Выводы
С 2018 по 2022 годы количество пресеченных сотрудниками полиции административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, увеличилось на 18%.
Среди подразделений полиции административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, наиболее часто пресекают сотрудники патрульно-постовой полиции -61,1% от общего количества и участковые уполномоченные полиции - 29,6%.
Административные правонарушения, предусмотренные ч. 1.1 ст. 19.3 КоАП РФ, чаще пресекают участковые уполномоченные полиции - 82,1% случаев и сотрудники патрульно-постовой службы полиции - 5,5% случаев.
С 2018 по 2022 год произошло увеличение количества административных правонарушений по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, пресеченных сотрудниками патрульно-постовой полиции - на 29,1% и участковыми уполномоченными полиции - на 8,6%.
Количество прекращенных дел судебными органами по ст. 19.3 КоАП РФ за отсутствием состава или события правонарушения в период с 2018 по 2022 годы варьировало в интервале 0,77-0,52% от общего количества принятых решений в соответствие со ст. 23.1 КоАП РФ.
Увеличение административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ,
может свидетельствовать о низкой эффективности административного наказания. В этой связи перспективами дальнейших исследований должно стать изучение отечественного и зарубежного опыта в повышении эффективности административного наказания.
Полученные статистические данные указывают на необходимость проведения исследований по изучению составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ, пресекаемые сотрудниками патрульно-постовой службы полиции и участковыми уполномоченными полиции.
Знание составов административных правонарушений, пресекаемых сотрудниками патрульно-постовой службы полиции и участковыми уполномоченными полиции, использование этих знаний в профессиональном обучении данных категорий сотрудников, позволит повысить уровень профессиональной подготовленности сотрудников - снизить количество прекращенных дел судебными органами за отсутствием состава или события правонарушения (ст. 23.1 КоАП РФ), а также в виду наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5. КоАП РФ).
См.: Сведения об административной практике органов внутренних дел Российской Федерации. Форма 1-АП (577) М.: ГИАЦ МВД России, 2018-2022.
Библиография
1. Соловей Ю.П. Теория и практика административно-правовой охраны деятельности милиции: Учебное пособие. Омск: Высшая школа милиции МВД СССР, 1987. 96 с.
2. Строева О.А. К вопросу о невыполнении гражданами законных требований и распоряжений сотрудника полиции // Российский следователь. 2021. № 12. С. 6367.
3. Астафьев И.Н. Современная практика применения норм, направленных на обеспечение административно-правовой охраны деятельности полиции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2023. № 1 (63).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
РЕЦЕНЗИЯ на статью на тему «Пресечение сотрудниками различных подразделений полиции административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ». Предмет исследования. Предложенная на рецензирование статья посвящена вопросам пресечения «...сотрудниками различных подразделений полиции административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ». Автором выбран особый предмет исследования: предложенные вопросы исследуются с точки зрения административного и полицейского права, при этом автором отмечено, что «Служебная деятельность сотрудника полиции подлежит административно-правовой охране». Изучаются НПА, имеющие отношение к цели исследования. Также изучается и обобщается очень маленький объем научной литературы (3 наименования, в т. ч. своя работа еще не опубликованная - на сайте журнала нет данных об этой работе) по заявленной проблематике, анализ и дискуссия с данными авторами-оппонентами отсутствует. При этом автор отмечает: «Абсолютное большинство норм, обеспечивающих административно-правовую охрану деятельности полиции, кроме ч. 1. ст. 19.3 КоАП РФ,
имеет описательную диспозицию (т.е. являются специальными нормами)». Методология исследования. Цель исследования определена названием и содержанием работы: «Диспозиция ч. 1. ст. 19.3 КоАП РФ имеет простой вид - в ней нет в обобщенном виде описания внешних проявлений административных правонарушений -действий (бездействий) правонарушителя. ... состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, определяет неисполнение обязанностей, возложенных на граждан и должностных лиц ч.ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона "О полиции", которые нарушают права полиции (ст. 13 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 №3-ФЗ"), но не содержатся в соответствующих специальных нормах КоАП РФ». Они могут быть обозначены в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов, связанных с вышеназванными вопросами и использованием определенного опыта. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана определенная методологическая основа исследования. Автором используется совокупность частнонаучных, специально-юридических методов познания. В частности, методы анализа и синтеза позволили бы обобщить подходы к предложенной тематике и повлияли бы на выводы автора. Но этого нет. Наибольшую роль сыграли статистические и специально-юридические методы. В частности, автором применялись формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм ст. 19.3 КоАП РФ. В частности, делаются такие выводы: «Настоящее исследование посвящено изучению того, сотрудники каких подразделений полиции наиболее часто пресекают данного вида административные правонарушения и какие решения принимают судебные органы при рассмотрении дел по делам данного вида административным правонарушениям» и др. Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели статьи, позволяет изучить некоторые аспекты темы.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Данная тема является важной в России, с правовой точки зрения предлагаемая автором работа может считаться актуальной, а именно он отмечает «.существует проблема квалификации административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 19.3 КоАП РФ, -невыполнения законных распоряжений или требований сотрудников полиции, а равно и воспрепятствования исполнению ими служебных обязанностей». И на самом деле здесь должен следовать анализ работ оппонентов, но он не следует и автор показывает умение владеть только статистическим материалом. Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только приветствовать.
Научная новизна. Научная новизна предложенной статьи явно не прослеживается, но есть определенная практическая направленность и задел на будущие исследования. Он выражается в выводах автора. Среди них, например, такой: «Знание составов административных правонарушений, пресекаемых сотрудниками патрульно-постовой службы полиции и участковыми уполномоченными полиции, использование этих знаний в профессиональном обучении данных категорий сотрудников, позволит повысить уровень профессиональной подготовленности сотрудников.». Как видно, указанный и иные «теоретические» выводы могут быть в некоторой степени использованы для дальнейших исследований. Таким образом, материалы статьи в представленном виде могут иметь определенный интерес для научного сообщества и специалистов-практиков. Стиль, структура, содержание. Тематика статьи соответствует специализации журнала «Полицейская и следственная деятельность», так как посвящена вопросам пресечения «.сотрудниками различных подразделений полиции административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ». В статье присутствует очень краткая и недостаточная аналитика по научным работам оппонентов, поэтому автор отмечает, что уже ставился вопрос, близкий к данной теме и автор отчасти использует их материалы,
но не дискутирует с оппонентами. Содержание статьи соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели своего исследования. Качество представления исследования и его результатов следует признать доработанным не до конца. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология, результаты исследования, но отсутствует научная новизна. Оформление работы соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенные нарушения данных требований: отсутствие анализа работ многочисленных авторов по данной или близкой к этой теме.
Библиография. Следует низко оценить качество представленной и использованной литературы. Присутствие современной научной литературы показало бы обоснованность выводов автора. Труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, но не обладают признаком достаточности, не способствуют раскрытию многих аспектов темы. Апелляция к оппонентам. Автор не провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Автор описывает некоторые точки зрения всего двух оппонентов на проблему, аргументирует более правильную по его мнению позицию, опираясь на работы отдельных оппонентов, предлагает варианты решения отдельных проблем. Выводы, интерес читательской аудитории. Выводы являются логичными, практичными «С 2018 по 2022 годы количество пресеченных сотрудниками полиции административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, увеличилось на 18%.... Увеличение административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ, может свидетельствовать о низкой эффективности административного наказания» и др. Статья в данном виде может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней отдельных позиций автора применительно к заявленным в статье вопросам. На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи «рекомендую отправить на доработку».