Научная статья на тему 'ПРЕПОДОБНЫЕ ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ'

ПРЕПОДОБНЫЕ ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
263
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛИТВА / МОЛИТВА ИИСУСОВА / УМНАЯ МОЛИТВА / АСКЕТИКА / СВЯТЫЕ ОТЦЫ / ПРЕПОДОБНЫЕ ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ / ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цуриков Андрей Андреевич

Данная статья посвящена молитве Иисусовой. В ней рассматриваются вопросы о необходимости для добродетельной жизни благочестивым христианам, живущим в миру, заниматься Иисусовой молитвой, а также о предостережении от преждевременных занятий умной молитвой. Оптинские старцы в XIX веке явились истинными хранителями святоотеческого предания. Наставления о молитве Иисусовой они основывали на святоотеческом учении и на традиции преподобного Паисия (Величковского). Преподобные старцы вели обширную переписку, в которой говорят о молитве начинающего, о деятельной жизни христианина, о добродетелях, необходимых для успешной молитвы, о хранении себя от прелести или неправильного мнения о себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Цуриков Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДОБНЫЕ ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ»

Иеромонах Иоанн (Цуриков)

| Преподаватель Новосибирской православной духовной семинарии

ПРЕПОДОБНЫЕ ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ

Данная статья посвящена молитве Иисусовой. В ней рассматриваются вопросы о необходимости для добродетельной жизни благочестивым христианам, живущим в миру, заниматься Иисусовой молитвой, а также о предостережении от преждевременных занятий умной молитвой.

Оптинские старцы в XIX веке явились истинными хранителями святоотеческого предания. Наставления о молитве Иисусовой они основывали на святоотеческом учении и на традиции преподобного Паисия (Величковского). Преподобные старцы вели обширную переписку, в которой говорят о молитве начинающего, о деятельной жизни христианина, о добродетелях, необходимых для успешной молитвы, о хранении себя от прелести или неправильного мнения о себе.

Ключевые слова: молитва, молитва Иисусова, умная молитва, аскетика, святые отцы, преподобные Оптинские старцы, Оптина Пустынь

Спасение человека по словам святых отцов заключается в возвращении утраченного Бого-общения, в восстановление общения с Богом [3; с.328]. Цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святаго Духа, а по словам преподобного Серафима Саровского удобнее всего стяжать благодать через молитвенное делание [8; с.686].

По словам святых отцов умная божественная молитва еще в раю Самим Богом была дана первозданному человеку [8; с. 274]. Заповедь об умной молитве дана человеку Богом в Ветхом Завете. «Возлюбиши Господа Бога твоего, повелевает Бог, всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем умом твоим, всею крепостию твоею. Сия есть первая заповедь» [3; с.219]. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Очевидно, что исполнения величайшей, возвышеннейшей заповеди из всех заповедей невозможно иначе достигнуть, как умной, сердечной и душевной молитвой, которой молящийся отделяется от всей твари, весь, всем существом своим, устремляется к Богу» [3; с.220].

Молитва Иисусова или моление именем Господа Иисуса Христа в Новом Завете было установлением Самого Христа Спасителя, и было проповедано святыми Апостолами, о чем свидетельствует книга их Деяний [7; с.565]. Впоследствии святые отцы во многих своих творениях подробно описывали как проходить умное молитвенное делание, оставили предостережения от преждевременного стремления к умной молитве, благодатным действиям и утешениям.

Отсутствие или крайне редкое общение с опытными благодатными наставниками молитвенного делания побуждает нас сегодня получать духовное знание в святоотеческих книгах, с особым вниманием их читать и перечитывать. Об этом еще в XIX веке упоминал святитель Игнатий (Брянчанинов), он писал: «Ныне, по причине совершенного оскудения духоносных наставников, подвижник молитвы вынужден исключительно руководствоваться Священным Писанием и писаниями отцов» [8; с.34].

Часто приходится слышать от христиан, что молитвой Иисусовой можно молиться только монахам, а христиане, живущие в миру, от этого свободны. Или встречаются случаи того, что некоторые по страху впасть в прелесть молятся слишком редко или совсем не занимаются молитвой.

Выше изложенные причины побудили к исследованию этих вопросов. Во-первых, является ли молитва Иисусова установлением Божественным. Во-вторых, только ли монахам, а не всем благочестивым христианам, заповедано святыми отцами спасительное моление именем Господа Иисуса Христа.

В-третьих, практической причиной представляется предостережение христиан от преждевременных занятий умной молитвой, за которыми следует прелесть.

В исследовании данных вопросов мы обращаемся к наследию преподобных Оптинских старцев, опытно проходивших путь умного делания и ставших в XIX веке духовными наставниками для множества ищущих спасения христиан.

Преподобные Оптинские старцы явились истинными хранителями святоотеческого предания. Будучи преемниками благодатного опыта умного делания, свои наставления о молитве Иисусовой они всецело основывали на традиции преподобного старца Паисия (Величков-ского). В монастыре были собраны рукописи старца Паисия, а на их основании в середине XIX века было положено начало книгоиздательской деятельности Оптиной пустыни.

Преподобные Оптинские старцы вели обширную переписку, не только с монашествующими, но и с благочестивым мирянами, оставив множество наставлений, касающихся молитвенного делания. В них старцы объясняют какой должна быть деятельная жизнь христианина, какие добродетели необходимы для успешной молитвы, как сохранить себя от прелести или неправильного мнения о себе.

Прежде всего о том, что молитва Иисусова заповедана всем христианам, а не только монахам, свидетельствует Священное Писание и писания святых отцов.

Преподобный Паисий (Величковский) написал в XVIII веке сочинение в защиту умной молитвы, в которой он говорит, что молитва была заповедана Богом первозданному человеку еще в раю [8; с. 274].

Достаточно подробная апология молитвы содержится в сочинении «О молитве Иисусовой» святителя Игнатия (Брянчанинова) помещенная в первом томе аскетических опытов. В данном сочинении святитель Игнатий на основании Священного Писания и святых отцов утверждает:

— молитва Иисусова имеет Божественное, а не человеческое установление и об этом написано в святом Евангелии. Установил и заповедал священнейшую молитву Иисусову Сам Господь наш, Иисус Христос, когда после Тайной Вечери даровал важнейшие заповеди, среди которых было дозволение и заповедание молиться Его именем [3; с.16].

— Святые Апостолы, совершали великие чудеса именем Господа Иисуса Христа, как повествуется в Евангелии и книге Деяний их [3; с.18].

— Православная Церковь «для всех неграмотных чад своих, и монахов и мирян, установила заменять псалмопение и молитвословие на келейном правиле молитвой Иисусовой» [3; с.23].

— «Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата, и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов» [3; с.25].

Преподобный старец Макарий написал в середине XIX века сочинение: «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву». В этом сочинении он предостерегает христиан, занимающихся чтением духовных книг и «Добротолюбия» от искания благодатных состояний и преждевременного занятия умной молитвой, но никому не запрещает молиться устно. Это сочинение он рассылал тем, с кем имел переписку [4; с.501], а в последствии она была включена в собрание его писем [4; с.501].

Преподобный старец Лев Оптинский в одном из писем приводит отрывок из жизнеописания святителя Григория Паламы, в котором повествуется, о том, как старец Иона спорил со святителем Григорием, считая, что непрестанную молитву творить нужно только одним монахам, а миряне от этого свободны. Но явившийся ему Ангел Господень, увещевал его, чтобы впредь не дерзал спорить о вещи законной и просил бы прощения у святого Григория [6; с.62-63].

Преподобный старец Варсонофий Оптинский в беседах с духовным чадами советовал им творить молитву Иисусову: «Исполняйте и вы, мои детки, по силе, эту молитву, она сохранит вас от всякого зла. ...Эта святая молитва будет хранителем вашего девства. Если же кто из вас соберется выйти замуж, то она же отведет вас от всякого дурного человека и пошлет доброго, верующего друга для совместной помощи на жизненном пути» [2; с.99].

Из беседы преподобного от 30 мая 1910 года: «Без руководства эту молитву проходить опасно. Если хочешь начать, то начни с небольшого. Возьми четки — у тебя есть? .По че-точкам сто молитв Иисусовых в день с поклонами, хочешь земными, хочешь поясными, все равно» [2; с.81].

А в беседе от 19 июня 1911 года говорил: «Вам при ваших учебных или иных занятиях невозможно всю жизнь наполнять Иисусовой молитвой, но каждая из вас проходит по 20, 50 или 100 молитв в день. Каждая по силе своей навыкает ей» [2; с.143].

Про пятисотницу преподобный говорил: «Совершение молитвы Иисусовой очень важно. В Оптиной пустыни все иноки обязаны ежедневно совершать пятисотницу, то есть правило, состоящее из 300 молитв Иисусовых, 100 — Божией Матери, 50 — Ангелу-хранителю и 50 — всем святым. Хотя это правило обязательно только для иноков, но хорошо было бы, если бы миряне совершали его по возможности» [2; с.141].

Полагаем, что на основании приведенных писем и советов видно, что преподобные Оптин-ские старцы учили благочестивых христиан живущих в миру молитве Иисусовой.

Занимавшихся умной молитвой преподобный Макарий предостерегал о том, что необходимо проходить делание молитвы Иисусовой правильным и законным образом, чтобы сохранить себя от состояния прелести [1; с.491].

Читая в творениях святых отцов о великих дарованиях духовных, христианин не должен стремиться к ним преждевременно и без рассуждения, но познавать свою немощь и смиряться [1; с.492].

Преподобный Макарий в письме к «N.N» от 21 октября пишет «В молитве не стремитесь к высокому, а, сознавая свою немощь, имейте себя всегда поверженным перед Богом и призывайте Его со смирением и простотою, как дитя — отца, памятуя, что перед Господом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию» [5; с.307].

Святые отцы предупреждали о том, что всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части (деятельной) переходит ко второй части (умозрительной) постигает гнев Божий [1; с.493]. Поэтому прежде необходимо очистить сердце делами покаяния и жизнью по заповедям Божиим [1; с.493].

В деле покаяния при очищении сердца от душевных страстей, а также в борьбе с возникающими греховными помыслами нам дан меч духовный — молитва Иисусова: «Употребляйте же молитву как меч духовный, и всегда, а паче к поражению страстей: когда почувствуете движение гнева или иной страсти, тогда более призывайте имя Иисусово, и ощутите помощь Его. В сем-то и состоит деятельная молитва (Иисусова), приличная нам» [5; с.307].

В жизнеописании преподобного Макария повествуется, как советовал старец своему духовному чаду Д.В. Ладыженскому, творить молитву: «Вы же старайтесь не коснеть в этих помыслах, а скорее обращайтесь к Богу с молитвою: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» [1; с.352].

Предостерегал старец Макарий от прохождения умной молитвы тех, кто еще побеждается гневом и гордостью, и еще не исцелился от душевных страстей.

Из письма от 21 октября 1852 года: «Святые Отцы пишут, что кто достигнет истинной молитвы, того хотя и весь мир будет ратовать, он не оскорбляется, а если мы побеждаемся гневом, то еще далеки от молитвы, и надо опасаться искать высокого, чтобы не впасть в прелесть.

Молитва есть обоюдоострый меч: произносимая со смирением, она поражает врагов наших, а совершаемая с тонкою духовною гордостию и мнением о себе — вредит самим нам и не столько приближает нас к Богу, сколько удаляет от Него, ибо только смиренным дает Он благодать Свою» [5; с.307].

И еще в другом письме: «Кто употребляет сей меч духовный, надобно, чтобы был смирен, ибо тогда только оным поражаются враги, а без того многие попадают в неисцельную прелесть. Советую тебе не простираться на такую высоту. Но при свободе, при страстных движениях, при немощи призывать Бога сею молитвою со смирением. Пришлю тебе выписоч-ку: предостережение к проходящим сию молитву» [5; с.501].

В чем заключается истинная цель молитвы? По словам святого Иоанна Кассиана Римлянина целью духовной жизни является чистота сердца, то есть очищение от страстей, а достигается она исполнением заповедей Господних, сопротивляющихся греху [1; с.499]. «Кто ведет жизнь по образу Законоположника и руководствуется заповедями Его, в том невозможно оставаться греху. Потому Господь обетовал в Евангелии сохранившему заповеди сотворить у него обитель» [1; с.500].

В письме от 24 апреля 1840 года преподобный Макарий пишет: «Старайтесь сколько можно заниматься оною устно и в служении, ибо Господь дарует молитву молящемуся, но сму-

щаться также не должно за нестяжание сего священного дара — взгляните на свое рассеянное устроение и нравственность: мир и суета его помрачает свет ума, а Вы с сим связаны крепкими узами. При лишении же сего многожелаемого дара молитвы обратитесь к тем средствам, которыми можем доказать любовь Божию, — к исполнению Его святых евангельских заповедей: любяй Мя заповеди Мои соблюдает (ср.: Ин.14,21), в числе коих найдете и смирение, без коего ни одна добродетель не может быть благоприятна Богу» [5; с.531].

И еще в письме от 31 августа 1838 года: «Творите молитву просто, со смирением и Бог не оставит Вас; и понуждайтесь на делание заповедей Божиих» [5; с.607-608].

Из писем видим, что молитвенному деланию должно сопутствовать нравственное исправление, которое связано с исполнением заповедей Божиих. Также являются необходимыми для прохождения правильной умной молитвы добродетели такие как смиренномудрие, любовь, кротость, простота и доброе расположение ближнему [1; с.500-501]. «Обитель, или упокоение Духа есть смиренномудрие, любовь, кротость, и прочие заповеди Господни» [1; с.501].

Поэтому обучение умному деланию требует многого не только подвига, но и времени. Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом: «Дело же сие требует не одного или двух дней, но многих лет и времени, потребны подвиг и труд, дондеже изгнан будет враг и вселится Христос» [1; с.502].

Что касается духовных наставников в деле молитвы, то преподобный Макарий говорил, что нельзя проходить умную молитву самочинно, без опытного руководителя. Во избежание прелести и вреда от ложных видений следует советоваться с опытными подвижниками, если же такого не найдется, то со смирением отвергать видения. А подвергаются ей обычно, те кто, не очистив себя от страстей возводят ум на небо и воображают небесные блага и чины Ангелов [1; с.503-506].

В письменных наставлениях старец Макарий часто приводит слова святых отцов Доброто-любия.

Начинающим обучаться как должно проходить умное молитвенное делание преподобный Макарий советовал преимущественно изучать наставления преподобных Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, так как они в постепенном порядке излагают руководство к умному деланию [1; с.502].

В предостережение занимающимся умозрительной молитвой старец Макарий советовал читать преподобного Григория Синаита 7-ю главу «О прелести» [5; с.607].

Предостерегая от состояния прелести преподобный старец Макарий заповедовал заниматься устной молитвой, не сопровождая ее никакими «художественными способами».

В письме от 3 мая 1839 года он пишет: «Всему Ему покоритесь со смирением и посекайте мечом духовным врагов Ваших, но только устно призывая имя Иисусово, а не умственно; и со смирением, опасаясь помыслить, что при успокоении уже победили врагов» [5; с.526].

Одному вопрошавшему научить его художественному деланию умной Иисусовой молитвы, преподобный Макарий отвечает, что не может быть наставником этого делания. Но верит, что ранее были такие делатели, а в них главное было смирение. А без смирения опасно браться за это художественное умное делание. Советует произносить молитву устами и сопротивляться прилогам страстных помыслов:

«Просто можете призывать имя Божие устами, произнося молитву и отгоняя страстные при-логи, припадая смиренно ко Господу; а за художную, умную приниматься опасно, ибо оной следует прелесть; а прелесть — наказание Божие» [5; с.607].

Преподобный Макарий указывал на необходимость чтения творений святых отцов ради избежания прелести и препятствий от душевных врагов: «Мы радуемся о тех, которые разум-

но и достойно могут соединиться с Господом через сие блаженное делание, не достигшим же того и нудящемся к прохождению сего делания советуем самим читать с должным вниманием отеческие книги, да познают истину и прелесть, и подсады вражии, и соблюдут себя от начинаний выше меры своей» [1; с.507].

Что касается качества молитвы, преподобный Макарий говорил, что, молясь просто в определенное время определенным количеством, со временем рождается качество, только необходимо понуждать себя на молитву: «Молитесь просто в определенное время количеством, от чего рождается качество понуждая себя к молитве» [4; с.194].

В другом письме старец писал, ссылаясь на святого Петра Дамаскина, что умную молитву дает Господь молящемуся правильно, т.е. деятельной молитвой при произнесении ее устами: «Надобно попроще: молитвою Иисусовою нужно молиться всем и отгонять помыслы, но не искать ничего, кроме помилования; а Господь, даяй молитву молящемуся, по слову Петра Дамаскина, а то у врага много подсад и подвижников обольщать под видом истины ложными действиями» [5; с.662].

И еще в сочинении об это же писал: «То есть хорошо молящемуся телесною молитвою дает умную молитву» [1; с.508].

Итак, среди обширной переписки преподобных Оптинских старцев, не только с монашествующими, но и с благочестивыми мирянами и их жизнеописаний, мы находим наставления, касающиеся молитвы Иисусовой. В них они наставляли какой должна быть молитва начинающего, какой деятельная жизнь христианина, какие добродетели необходимы для успешной молитвы и, как сохранить себя от прелести или неправильного мнения о себе.

На основании приведенных выше письменных и устных наставлений преподобных Оптинских старцев касающихся молитвы Иисусовой, можно сделать некоторые выводы:

Молитва дана всем благочестивым христианам, а не только монашествующим.

Занимающимся молитвенным деланием необходимо идти правильным, законным путем и опасаться от преждевременного достижения умной молитвы, соблюдать условия, заповеданные нам святыми отцами:

а) Прежде необходимо очистить сердце делами покаяния и жизнью по заповедям Божиим. Что относится к деятельному подвигу молитвы, которая состоит в борьбе со страстями души и греховными помыслами, призыванием имени Божия, как мечом духовным.

б) Читать деятельные книги святых отцов и руководствоваться ими при прохождении молитвы, а также советоваться с опытными подвижниками.

в) Произносить молитву устами.

г) Понуждать себя терпеливо на молитву, молиться в определенное время количеством. А со временем, по мере очищения сердца от страстей и обретения смирения, Господь дарует умную молитву.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапит (Беловидов), схиарх. Житие оптинского старца Макария / схиархимандрит Агапит (Беловидов). Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2017. 512 с.

2. Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2013. 704 с., ил.

3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения иже во святых отца нашего Игнатия епископа Ставропольского: в 8 т. Т. 2: Аскетические опыты. Репринтное воспроизведение изд. 1904 г., Санкт-Петербург. М.: Сретенский монастырь, 1998. 412 с.

4. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время [Текст]. Репр. воспроизведение с изд. Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США), 1970 г., перераб. и доп. Козельск, Калужская обл.: Введенский ставропигиальный мужской монастырь (Оптина пустынь), 2013. 688 с.

5. Макарий Оптинский, преподобный. Письма к мирским особам. М.: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь; Отчий дом, 2012. 864 с.

6. Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию (Бочарову). Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2002.

7. Собрание писем Оптинского старца Амвросия. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2015.

8. Трезвомыслие: в 2 т. / Сост. схиарх. Авраам (Рейдман). 2-е изд., испр. Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Новотихвинского женского монастыря, 2016. Т.1. 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.