Научная статья на тему 'Преподаватель высшей школы: подготовка и повышение квалификации'

Преподаватель высшей школы: подготовка и повышение квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розов Н.Х.

В статье рассматриваются вопросы и проблемы дальнейшего развития научно-исследовательской работы в системе высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL: PREPARATION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article considers the issues and problems of further development of the scientific-research work in the system of higher school.

Текст научной работы на тему «Преподаватель высшей школы: подготовка и повышение квалификации»

ОБРАЗОВАНИЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Розов Н.Х.

В статье рассматриваются вопросы и проблемы дальнейшего развития научно-исследовательской работы в системе высшей школы.

TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL: PREPARATION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

N.H. Rosov

The article considers the issues and problems of further development of the scientific-research work in the system of higher school.

Сегодня активно обсуждается и энергично внедряется государственная концепция «научно-исследовательских университетов». Её суть в том, что в системе высшего образования первостепенное внимание требуется обращать на развитие научной работы в инновационных направлениях, на максимальное повышение научного потенциала преподавателей и широкое развёртывание ими исследовательских работ, в первую очередь - имеющих экономическую и практическую полезность. Поэтому преподаватели должны быть прежде всего нацелены на привлечение студентов к научным исследованиям "совместным или даже самостоятельным. Именно «научные показатели» (число публикаций и патентов, грантов и премий, индекс цитируемости в реферируемых журналах, прежде всего - в зарубежных, уровень оснащённости лабораторий и объём финансирования исследований, число сотрудников - лауреатов Нобелевской премии и др.) являются главными индикаторами модных в наше время «рейтингов» для определения престижности университетов.

С этой концепцией напрямую связано расширение финансирования для закупки новейшего научного оборудования и модер-

низации лабораторной базы, создание «бизнес-инкубаторов» и специальных междисциплинарных исследовательских групп, приглашение крупных учёных из-за рубежа для руководства российскими научными коллективами. Особое значение предлагается придать расширению академической мобильности студентов и преподавателей, прежде всего - командированию за границу магистров и аспирантов. Одновременно меняется структура управления высшим образованием: на первые роли выдвигается организация и контроль за научными исследованиями, составление отчётов о их проведении и результатах, о научных статьях и монографиях, о грантах и премиях, вычисление индекса Хирша каждого преподавателя и проч.

Нисколько не умаляя значения научной компоненты в функционировании вуза и профессиональной деятельности каждого педагога, хотелось бы акцентировать внимание на ещё одном аспекте жизни университетов. К сожалению, о нём сегодня как-то слишком мало говорят, его значение непроизвольно или конъюнктурно оставляется в тени, как-то недооценивается и даже постепенно, но неуклонно снижается. Речь пойдёт, казалось бы, о банальной, но фун-

даментальной и вечной истине: университет - прежде всего УЧЕБНОЕ заведение.

Главной для высшей школы всегда была и неизменно остаётся задача давать качественное образование всем студентам, готовить из них добротных специалистов. Причём не только единичных перспективных учёных-исследователей, способных генерировать новые идеи и двигать вперёд науку, но и значительное число рядовых практических работников для, если угодно, рутинной, но абсолютно необходимой эффективной деятельности в различных сферах жизни общества. Ибо только достаточная масса профессионалов высокого класса, занятых самой различной - яркой творческой или черновой повседневной " работой, составляет тот «интеллектуальный капитал», который выступает гарантом успешного и динамичного административно-политического, хозяйственно-экономического, финансового, научно-технического, социального, культурного развития страны.

Такие профессионалы не могут формироваться в вузовских аудиториях и лабораториях сами по себе, стихийно и автоматически. Этот процесс требует от всех сотрудников вузов огромных усилий, высокого профессионализма и креативности, человечности и терпеливого внимания. Но обеспечить эффективность этого процесса " прямая обязанность прежде всего вузовских преподавателей, ассистентов, доцентов, профессоров, непосредственно работающих со студентами. Особенно с начинающими: от того, насколько качественным и личностно ориентированным будет предметное обучение в начале университетского пути, насколько профессионально-педагогически и психологически удастся разглядеть, оценить и обеспечить развитие потенциала персонально каждого младшекурсника, зависит успешность его дальнейшей судьбы - и как специалиста-практика, и как учёного-исследователя.

Следовательно, высшей школе, для того чтобы эффективно готовить высококаче-

в Н.Х.

ственных специалистов, необходимо в первую очередь заботиться о формировании и поддержании высококвалифицированного педагогического коллектива. В частности, без решения проблемы подготовки педагогических кадров высокого уровня невозможно серьезно говорить о становлении и развитии научно-исследовательских университетов.

Какое же содержание вкладывается сегодня в понятие «современный высококвалифицированный преподаватель высшей школы»? Конечно, он обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень, быть в курсе новых достижений в «своей» области знаний, следить за новыми научными статьями и монографиями, как российскими, так и зарубежными. Он должен активно заниматься и собственной исследовательской работой, систематически публиковать в журналах, докладывать на форумах и внедрять в практику свои научные результаты. Это необходимо потому, что без эффективной научно-исследовательской работы по большому счёту практически (за редчайшими исключениями) невозможна действительно эффективная преподавательская работа. (И, чисто прагматически, потому, что без научных результатов и публикаций мало шансов успешно пройти переизбрание на следующий срок. Не секрет, что при принятии кадровых решений в вузах прежде всего учитываются отнюдь не педагогические способности и достижения, не методические наработки и учебные разработки, а «список научных трудов» и «индекс цитирования».)

Однако было бы глубочайшим заблуждением рассматривать преподавателя университета просто как научного работника. Ибо это прежде всего педагог, Учитель, обучающий и воспитывающий молодое поколение. Конечно, творчество исследователя требует много упорного труда и серьёзных умственных усилий - совсем не просто настойчиво «беседовать» с листами бумаги в библиотеке, терпеливо искать объяснение какому-ни-

будь факту или мучительно обдумывать план эксперимента в лаборатории. Но процесс приобщения к знаниям студенческой аудитории, разнородной по интеллектуальному потенциалу и творческим задаткам, по профессиональной целеустремлённости и личностным интересам, по психологическим особенностям и учебной дисциплине, далеко не то же самое, что процесс участия в развитии фундаментальной или прикладной науки. Здесь требуются ещё и совсем другие способности и даже - особый талант.

Преподаватель должен обладать глубокими и разносторонними познаниями в своей предметной области, быть в курсе новейших научных достижений - это аксиома. Но аксиомой является и то, что преподавание любой дисциплины - сложнейшая сфера человеческой де-ятельности, где отличное владение содержанием предмета и собственные достижения в творческих исследованиях сами по себе успеха совсем не гарантируют. Каждый может обратиться к своему студенческому прошлому - и легко вспомнит как тех преподавателей (часто без высоких научных званий), на занятия к которым все ходили с радостью и нетерпением, так и тех преподавателей (имевших подчас высокие научные заслуги), занятия которых проходили в скучающей полупустой аудитории. Ведь для обеспечения успеха педагогу мало быть учёным " надо ещё глубоко владеть всем технологическим комплексом приёмов передачи знаний и организации учебного процесса. Необходимо не только отлично знать, что преподавать, но и отлично уметь преподавать.

Следуя новомодной терминологии, это можно было бы назвать «компетенцией преподавателя».

Процесс преподавания требует постоянно обдумывать приёмы преподнесения знаний, опробовать различные варианты объяснений и выбирать лучший из них, отбирать методические «изюминки». Постоянно накапливая и осмысливая свой преподавательский опыт, обогащая его обсуж-

дениями с коллегами, творческий педагог непрерывно собирает материал для реализации своей мечты - для формирования собственного стиля преподавания. Результаты такой деятельности достойны публикаций и обсуждений на конференциях, ибо действительно представляют собой научные исследования по теории и практике педагогического процесса высшей школы. В самом деле, разве работа над действительно оригинальным, отлично удовлетворяющим студентов «своим» курсом, над «своей» методикой, над «своим» учебником требует меньше таланта, сил, настойчивости, творчества, терпения, чем над научной статьёй или монографией? Несомненно, что разработка авторских курсов лекций, создание новых методических разработок, написание современных учебников и учебных пособий, особенно по новым направлениям науки и техники, " актуальный, серьёзный и уважаемый труд, крупный вклад в образование и науку, в развитие всего общества.

Поэтому необходимо всячески поддерживать у всех преподавателей активный поисковый интерес ко всем аспектам преподавательской работы, а общественное отношение к педагогическому творчеству должно быть такое же, как к научному.

Несомненна важность вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу. Однако совершенно очевидно, что участие в исследовании, которое представляет собой действительно настоящую научную работу, а не имитационную «деловую игру» в науку, немыслимо без глубокой изначальной предметной подготовки, без создания прочного профессионального задела - овладения должным, достаточно богатым запасом основополагающих, базисных знаний. (Конечно, известны случаи, когда младшекурсники, даже школьники, и даже люди без образования совершали открытия: ин-сайт может посетить любого. Но не стоит уповать на счастливые, но редчайшие исключения.) Значит, залогом успешного привлечения студентов к серьёзным научным

исследованиям в значительной степени является качество того «знаниевого» фундамента, который должен быть заложен на первых курсах университета. А это могут обеспечить только высококвалифицированные во всех отношениях педагоги.

Как же обстоят дела с преподавательскими кадрами в нашей высшей школе? Хотелось бы привлечь внимание к нескольким сторонам этого весьма серьёзного вопроса.

Важнейшая из них - как педагогический коллектив вуза пополнять креативными, творческими молодыми кадрами. Преподавателей «от Бога» в университет никто «со стороны» не пришлёт, выращивать, готовить их для себя должен он сам. Ещё С.И.-Гессен в качестве одного из трёх самых главных, узловых принципов высшей школы выделил «способность университета к самовосполнению путём подготовки преподавателей и учёных». В самом деле, где, кроме как в самом техническом университете, можно воспитывать новое пополнение преподавателей, например, для кафедры «Холодная штамповка металлов»? Поэтому формирование молодой профессионально компетентной и педагогически обученной преподавательской смены является важнейшей, системообразующей функцией всех вузов, единственно могущей обеспечить надежную базу для дальнейшего поступательного развития всей системы подготовки специалистов с высшим образованием для страны.

Но как у нас обычно осуществляется формирование этой смены? На преподавательские должности университетских кафедр приходят, в основном, молодые люди, традиционно отбираемые из числа обучавшихся в аспирантуре и успешно защитивших диссертации. Каждый из них действительно получил обширный багаж знаний по своей научной специальности, зарекомендовал себя перспективным исследователем. Однако они в абсолютном большинстве совершенно не знакомы ни с психологией и педагогикой высшей школы, ни с общими

в Н.Х.

принципами, современными методами и практическими приёмами эффективного преподавания, фактически не имеют навыков реальной педагогической и воспитательной работы со студентами.

Иначе говоря, в своей массе они не владеют даже основами того, что называется «педагогическим мастерством», без которого невозможно эффективно преподавать. И потому ему надо целенаправленно и заранее учить. Но в нашей аспирантуре ничему такому не учат: никакой специальной подготовки к преподавательской деятельности не предусматривается (поскольку трёхлетнего срока с трудом хватает на выполнение диссертационной работы), а включаемая в аспирантский учебный план «педагогическая практика» (всего-то 50 часов!) проходит зачастую формально и бессистемно или просто является фикцией.

Глубоко ошибочным представляется широко распространённое мнение, что любой толковый молодой исследователь за 3 - 4 года преподавания в вузе всему необходимому самостоятельно научится «методом проб и ошибок» и автоматически станет хорошим преподавателем. С такой точкой зрения трудно согласиться. Но даже если с этим согласиться, не слишком ли негуманно уготовить нескольким сменам его студентов роль «подопытных мышек» для самоформирования педагога? Не потеряем ли мы за годы такого эксперимента перспективных молодых людей, к которым не было найдено умелого подхода, которые не получили нужного внимания и должного обучения? Конечно, того, кто не хочет или не способен преподавать, всё равно не удастся приобщить к таинствам этого мастерства. Но тому, кто чувствует призвание передавать свои знания молодёжи, надо помочь безболезненнее (и для него, и для его учеников) преодолеть тернистый путь становления педагога.

Нельзя не упомянуть и еще один аспект целесообразности педагогической подготовки аспирантов, актуальный в связи с ак-

тивно обсуждаемой сегодня задачей гуманизации образования. Мы весьма неохотно признаем, что среди окончивших аспирантуру (и даже среди «успешно защитившихся») имеется значительная группа тех, кто, будучи несомненно грамотным специалистом, оказывается не в состоянии самостоятельно продолжать глубокие научные исследования, активно генерировать новые идеи, публиковать новаторские работы. Это не их вина, каждый человек занимает своё собственное место в науке.

Но многие из таких молодых людей, имея весьма высокий уровень профессиональной квалификации, проявляют серьезный интерес к преподаванию и с энтузиазмом готовы были бы им заниматься. Создание продуманной системы педагогической подготовки аспирантов откроет для каждого из них реальную возможность действительно укрепиться в своём желании стать преподавателем, подготовиться к этой специфической деятельности и затем прийти на важную для общества работу. Или послужит своеобразным фильтром, который позволит вовремя осознать, что это дело - «не его».

Педагогическая подготовка аспирантов позволит вузам пополнять свой преподавательский корпус молодыми кадрами, что особенно важно для его омоложения и преодоления печальных последствий имевшей место «внешней и внутренней утечки мозгов». Для этого потребуется серьёзно пересмотреть и модифицировать программу обучения в аспирантуре. Лет двадцать назад был сделан шаг в нужном направлении: вузам разрешили открывать программу «Преподаватель высшей школы», обучаясь на которой аспиранты могли бы, параллельно с работой над своими диссертациями, по своему желанию овладевать основами педагогического мастерства. Однако этот шаг не получил не широкого распространения, ни реального продолжения.

Между тем, сегодня этот вопрос приобретает особую актуальность. И для закрепления системы подготовки аспирантов к

полноценной педагогической работе имело бы смысл установить, что молодой человек, претендующий на преподавательскую должность, не может участвовать в конкурсных выборах без представления документа о педагогическом образовании.

Другая сторона поставленного выше вопроса о преподавательских кадрах касается уже работающих в вузах преподавателей старших поколений. Безусловно, большая их часть - люди с большим стажем и богатым опытом работы, с глубокими профессиональными знаниями, внёсшие серьёзный вклад в науку, через руки которых прошло не одно поколение студентов. (Не будем лукавить - в наших вузах встречаются и те, кто формально отбывает «преподавательскую повинность», и те, кому преподавательская работа просто противопоказана - но не о них мы ведём речь.) Однако работа педагога требует постоянного и систематичного овладения все новыми и новыми знаниями в своей предметной области, слежения за последними научными достижениями, освоения многочисленных современных методов, методик, технологий, средств обучения. Нельзя не признать, что у целого ряда вузовских преподавателей педагогический и предметный «багаж» формировался достаточно давно, в определённом смысле устарел, а самостоятельно поддерживать его в полной мере на уровне сегодняшних требований и новых реалий далеко не всегда есть возможности и время. В этом нет вины добросовестных преподавателей - такова специфика педагогическая профессия.

Исправлять положение должна система повышения квалификации вузовских преподавателей. Такая система существовала и успешно функционировала в советском высшем образовании, но, к сожалению, затем была разрушена реформаторами от образования. Если мы действительно заинтересованы в том, чтобы добиться подъёма нашей высшей школы, - мы должны возродить эту систему, создать новую схему её работы, внести в неё новое содержание. Она долж-

на максимально содействовать обеспечению абсолютно необходимого качества образовательной среды - постоянного повышения педагогического и предметного уровня работников высшей школы. Поэтому целесообразно вкратце перечислить те направления, которые должны быть включены в программу этой системы.

В современных условиях главнейшую роль играет личностно-ориентированное обучение, а это предполагает, что преподаватель владеет нужными познаниями в области психологии и многообразными психологическими инструментами. Современный педагог высшей школы знаком с научной спецификой процесса обучения и познания, коммуникабелен, готов и умеет слушать и понимать молодёжь, способен находить подход к каждому отдельному студенту и устанавливать контакт с целой аудиторией, управлять ею. Всем подобным психологическим аспектам преподавания раньше, во времена «классно-урочной системы», уделялось весьма слабое внимание, многие преподаватели имеют обо всем этом довольно смутное представление.

Сегодня мы наблюдаем целый ряд вызовов, диктуемых резким ростом объёма информации, подлежащей усвоению и осмыслению студентами, появлением специфических административных требований к их «знаниям, умениям и навыкам» и переходом на «компетентностную парадигму» образования, изменением понимания и оценки как «качества» конкретного выпускника, так и качества работы отдельного педагога и вуза в целом. Возможность достойно ответить на эти вызовы в значительной степени определяется знакомством преподавателя с общими фундаментальными положениями дидактики, осознанием им специфики процесса обучения в современном университете, владением проектными методами, умением находить, создавать и использовать нужные педагогические приёмы. Дать необходимые конкретные знания по всем этим вопросам, которые можно и нужно приме-

в Н.Х.

нить в практической работе со студентами, призвана педагогика высшей школы. И очень жаль, что значительная часть преподавательского корпуса фактически не знакома с основными положениями этой науки и, более того, весьма скептически относится к необходимости с ними познакомиться.

Преподавание любого предмета в университете XXI века уже немыслимо без полноценного освоения современных информационно-компьютерных образовательных технологий. Речь уже идёт не о техническом «управлении компьютером», не об умении использовать простейшие программы и опции. На повестке дня " активное привлечение компьютера, интернета, электронных и мультимедийных продуктов для проведения занятий, проверки результатов обучения, развития у студентов навыков самостоятельного получения знаний, активное внедрение дистанционного обучения, использование интерактивных методов обучения и др. Все мы помним, как примерно 30 лет назад преподаватели вузов проходили курсы «компьютерного ликбеза»; сейчас настало время сделать очередной, новый шаг вперёд.

Педагогическая деятельность - это большое и трудное искусство, своеобразный «театр одного актёра», а каждое занятие - своеобразный мастер-класс. И потому педагогу следует по возможности осваивать элементы актёрского мастерства, ораторского искусства, риторики, грамотности и техники русской речи, тактики толерантного ведения дискуссии. И, конечно, каждый преподаватель должен расширять свой культурный кругозор, быть настоящим интеллигентом, гражданином и гуманистом.

В рамках повышения квалификации следует уделить особое внимание профессиональному, научному росту преподавателя. Необходимо выделить специальное время для завершения диссертации или монографии, для оформления научной публикации или учебного пособия. Но важное значение имеет и овладение педагогом новыми прак-

тическими приёмами методики преподавания конкретной, «своей» дисциплины. Здесь ставка должна быть сделана прежде всего на стимулирование собственных подходов и разработок в преподавании, на поиск оригинальных методических находок, на их обсуждение и публикацию. Методика преподавания науки - это, по большому счёту, неотъемлемая часть самой науки, ибо без обучения, пропаганды, популяризации, распространения наука существовать и развиваться не может. Недаром в программы многих международных конференций, наряду с «научными» секциями, почти всегда входят и отдельные секции по методике преподавания.

Наконец, надо специально подчеркнуть необходимость знакомства с целями и задачами воспитательной работы со студентами, освоения современных методик её организации. Ещё совсем недавно само слово «воспитание» было объявлено у нас чуть ли не ругательным, но сама жизнь убедительно продемонстрировала, к каким катастрофическим последствиям это привело. И потому преподаватель должен не просто передать своим студентам некую сумму знаний, приобщить их к самостоятельному труду, мышлению и поиску, но и помочь им стать людьми XXI века, гражданами нашей Родины, членами трудового коллектива. Это особенно сложная и особенно важная задача - что хорошо выразил И.Кант: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать».

Проблема повышения квалификации наших преподавателей старших поколений требует большого внимания и деликатного подхода. Жизнь идёт вперёд с фантастической быстротой, меняются ориентиры и ценности конкретных знаний, открываются новые факты, направления и даже науки, появляются неведомые раньше методики и технологии образования. И для того, чтобы учить наших студентов на уровне, соответствующем сегодняшним условиям и требованиям, необходимо заинтересовать преподавателей в овладении педагогическими знаниями и во внедрении педагогических инноваций и создать для этого все возможности.

Обсуждая дальнейшее развитие высшей школы, мы всегда должны предвидеть, какие специалисты и в каком количестве будут необходимы. От этого зависит расширение или сокращение числа обучающихся, открытие новых и закрытие уже не нужных направлений подготовки. Но существуют «вечные» профессии; к ним относится и профессия преподавателя вуза. Реализация программы педагогического обучения аспирантов и создание эффективной системы повышения квалификации практикующих педагогов обеспечат нашей высшей школе реальную возможность готовить для себя нужные элитарные научно-педагогичес-кие кадры. Задача планомерного и целенаправленного формирования таких кадров, наконец-то, должна войти в список приоритетов государственной политики в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.