Научная статья на тему 'Преподаватель в виртуальной образовательной среде: проблемы, перспективы'

Преподаватель в виртуальной образовательной среде: проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАНТ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / UNDERGRADUATE STUDENT OF HUMANITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL PREPARATION / ОНЛАЙН-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ONLINE EDUCATION / ОНЛАЙН КУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / УЧЕБНЫЙ ОНЛАЙН КУРС / ON-LINE PROFESSIONAL TRAINING COURSES / ОНЛАЙН ПЛАТФОРМА / ONLINE PLATFORM / ONLINE TUTOR / EDUCATION ONLINE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойленко Наталия Борисовна

Статья посвящена проблеме организации подготовки профессионального онлайн-преподавателя. Автор раскрывает особенности использования онлайн обучения для усовершенствования содержания высшего педагогического образования в области изучения иностранных языков. Уточнено содержание подготовки профессионального онлайн-преподавателя. Описаны возможности виртуального обучения и общения, обобщены необходимые навыки и умения преподавателя для ведения учебного онлайн курса. Проанализированы онлайн курсы профессиональной подготовки на ведущих онлайн платформах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING IN VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article reveals the problem of professional online tutor preparation. The author highlights opportunities for implementation of online education for improvement of higher pedagogical education in the foreign language teaching process. Professional online tutor training curriculum is specified. The opportunities for virtual education and communication are described, necessary skills for providing education online course are generalized. On-line professional training courses on leading on-line platforms are analyzed.

Текст научной работы на тему «Преподаватель в виртуальной образовательной среде: проблемы, перспективы»

колледжах и вузах. Некоторые тут же поступают в аспирантуру. Следовательно, молодые магистры, аспиранты и кандидаты наук имеют преимущественно теоретическую подготовку. Опираясь на высказывание П.Л. Чебышева «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории бесполезна и пагубна», можно отметить, что, безусловно, важно получить глубокие теоретические знания, однако необходимо уметь применять их на практике, выходя за стены вуза, погружаясь в профессиональную деятельность. Содержание занятий со студентами у таких педагогов обеднены, поскольку они не могут привести практические примеры, особенно, примеры из своей практической профессиональной деятельности.

Кадровое несоответствие. Ведение дисциплин, которые «нравятся» преподавателям или они «знают» какую-либо дисциплину, но они не имеют специальной подготовки по данному направлению, значительно снижает качество обучения. Например, ведение дисциплины «Теория и методика физического воспитания с практикумом» ведется преподавателем, имеющим квалификацию «Филолог. Преподаватель украинского языка и литературы» (не будем указывать на точное название вуза, информация взята с сайта института). И таких примеров, можно привести достаточно много. Такие факты также приводят к деструкции профессиональной социализации.

Выводы. Таким образом, нами рассмотрены основные, на наш взгляд, факторы, которые негативно влияют на развитие профессионального образование и приводят к деструкции профессиональной социализации. Снижение уровня влияние этих факторов будет способствовать оптимизации профессиональной социализации обучающихся.

Литература:

1. Саенко Л. А., Затеева Т. Г. Профессиональное образование как базовый процесс профессиональной социализации // Дискуссия. 2014. № 5 (46). С. 123-127.

2. Югфельд Е. А. Проблема профессиональной социализации студентов: современный аспект // Интернет-журнал «Мир науки». 2015, №3 http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN315.pdf

Педагогика

УДК:378.14

доктор педагогических наук, доцент Самойленко Наталия Борисовна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ,

ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации подготовки профессионального онлайн-преподавателя. Автор раскрывает особенности использования онлайн обучения для усовершенствования содержания высшего педагогического образования в области изучения иностранных языков. Уточнено содержание подготовки профессионального онлайн-преподавателя. Описаны возможности виртуального обучения и общения, обобщены необходимые навыки и умения преподавателя для ведения учебного онлайн курса. Проанализированы онлайн курсы профессиональной подготовки на ведущих онлайн платформах.

Ключевые слова: магистрант гуманитарных специальностей, профессиональная подготовка, онлайн-преподаватель, онлайн обучение, учебный онлайн курс, онлайн платформа, онлайн курсы профессиональной подготовки.

Annotation. The article reveals the problem of professional online tutor preparation. The author highlights opportunities for implementation of online education for improvement of higher pedagogical education in the foreign language teaching process. Professional online tutor training curriculum is specified. The opportunities for virtual education and communication are described, necessary skills for providing education online course are generalized. On-line professional training courses on leading on-line platforms are analyzed.

Keywords: undergraduate student of humanities, professional preparation, online tutor, online education, education online course, online platform, on-line professional training courses.

Введение. Процесс изменений в образовании выдвинул новые задачи по формированию компетенций 21 века у студентов и преподавателей вуза [9]. С принятием проекта «Современная цифровая образовательная среда в России» стало возможным создание условий для получения качественного образования гражданам с использованием современных информационных технологий [8].

Преподаватели вузов участвуют в открытых онлайн курсах. После участия в онлайн курсе «МООК в образовании» у слушателей возникет серия вопросов: какие навыки и умения необходимых современному преподавателю для организации учебного процесса; как организовать общение в виртуальной среде, в системе дистанционного образования [1, 2, 5, 6].

По мнению С. Л. Тимкина, руководителя проекта «Открытые онлайн курсы как средство повышения качества и доступности образования и самообразования в региональных условиях», в электронном обучении существенно меняется соотношения студент/преподаватель: преподаватель играет аналитико-консультационную роль [5]. Хотя известные мирове вузы (Открытый университет Британии, Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения (EADTU) и др.) и преподавательские коллективы объединяются для организации онлайн обучения, роль и функции преподавателей в новой системе не определены. При внедрении онлайн обучения автор выделяет два подхода: преобразование существующих ориентированных на традиционных студентов курсы в новый формат - создание смешанной модели - как поддержка традиционных или замена отдельных дисциплины образовательной программы; создание специальных онлайн программ получения степени, которые сразу направлены на нетрадиционных, удаленных студентов [5].

Формулировка цели статьи. Цель исследования - оценить и проанализировать особенности использования онлайн обучения для усовершенствования содержания высшего педагогического образования в области изучения иностранных языков.

Изложение основного материала статьи. Из личного опыта и, проанализировав исследования учених по проблемам внедрения онлайн обучения в вузе, выделим основне препятствия и барьеры в процессе внедрения онлайн курсов: у преподавателей недостаточно развиты навыки пользования Интернетом,

психологический фактор; боязнь сокращения кадров; более высокие начальные затраты времени от преподавателя; материалы онлайн трудне адаптировать к различным особенностям обучения; неопределенность авторських прав и прав интеллектуальной собственности; трудности аккредитации (нормативные проблемы) [4, 11].

В дополнение, не у всех преподавателей положительное отношение к информационным образовательным технологиям, электронным образовательным ресурсам, электронному и дистанционному обучению. С этим столкнулись и преподаватели нашего вуза при внедрении дистанционного обучения в традиционную форму обучения.

В проведенном анкетировании для образовательных организаций в вузах и колледжах Ассоциации «Омский региональный электронный университет» самой важной проблемой дистанционного обучения является мотивация преподавателей и неопределенность финансовых отношений с вузами [12]. Среди других проблем отмечены: разработка и создание качественного учебного контента, отношение в дистанционному обучению деканов и заведующих кафедрами, финансовые взаимодействия с удаленными партнерами по набору абитуриентов, организация и реализация учебного процесса в электронной информационной образовательной среде организация методической поддержки учебного процесса для преподавателей, идентификация студентов при проведении текущей и промежуточной аттестации, реклама для удаленных абитуриентов (реклама в удаленных населенных пунктах); финансовые взаимодействия с абитуриентами и студентами, прием документов и вступительные испытания в удаленном режиме, техническое и организационное обеспечение; отношение к дистанционному обучению руководства вуза; организация методической поддержки учебного процесса для студентов.

Согласно «Методическим рекомендациям по организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов», которые будут утверждены скоро: «Онлайн-курс - целенаправленная (обеспечивающая достижение конкретных результатов) и определенным образом структурированная совокупность видов и форм учебной деятельности, реализуемая с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на основе определенного педагогического сценария и методов обучения. ... Особенностью применяемых для реализации онлайн-курса технологий, методов обучения и оценки результатов является возможность обучения любого количества обучающихся одновременно. Это позволяет объявлять онлайн-курсы как «открытые», что означает возможность освоения онлайн-курса всеми желающими. Открытый онлайн-курс может предполагать бесплатный вариант освоения, как правило, не предполагающий оценку результатов обучения с идентификацией личности, что исключает возможность выдачи обучающемуся справки об обучении или документа об освоении дополнительной образовательной программы.» [7]. Нами проанализированы особенности и возможности виртуального обучения и общения, условия формирования необходимых навыков и умений преподавателя для ведения полноценного учебного онлайн курса.

По мнению Вайндорф-Сысоевой М. Е., в современных условиях меняется роль преподавателя в виртуальной образовательной среде. Он становится организатором учебного процесса для проведения интернет-консультирования; форумов, блогов, web-квестов, чатов; создает авторскую среду обучения; проектирует формы организации учебного процесса и виды деятельности; обучает коллег инновационной деятельности с использованием виртуальной образовательной среды [3].

В учебном процессе по подготовке магистрантов гуманитарных специальностей мы используем ресурсы и материалы зарубежных платформ обучения: Edx.org, Coursera, Future Learn и др. Также сейчас стало возможным получения сертификата на Национальной платформе открытого образования в России, совместить традиционное и инновационное обучение [10, 13, 14].

С целью изучения этого вопроса нами проведено исследование по организации профессиональной подготовки студентов и преподавателей университета в онлайн среде.

Преподаватели нашого вуза принимают активное участие в онлайн обучении на различных платформах.

Открытый университет (ОУ) - британский университет открытого образования, основан указом её величества королевы Великобритании в 1969 году. Цель его создания - предоставить возможность получить образование людям, желающим учиться в удобном для них месте и в удобное время. ОУ - крупнейший университет Великобритании, в котором обучается около 200000 студентов (2003 г.). С момента основания более трёх миллионов студентов прошли обучение по программам ОУ. Административная часть университета расположен в Walton Hall, Милтон-Кинс в графстве Бэкингемшир, кроме этого ОУ располагает региональными офисами в тринадцати регионах Великобритании. В остальном мире (за пределами Евросоюза) ОУ работает через сеть образовательных партнеров, обеспечивающих учебный процесс по программам ОУ еще в более чем 50 странах (https://ru.wikipedia.org/wiki/).

FutureLearn - совместный проект одиннадцати топ-университетов Великобритании (среди них Королевский колледж Лондона, Бристоль, Лидс, Саутгемптон, Варвик и пр.) и Open University (Открытый Университет Великобритании, OU UK). Новая платформа дает возможность всем желающим бесплатно записаться на интересующие их интернет-курсы, пройти обучение, сдать финальные экзамены и, в зависимости от результатов, получить диплом. Каждый ВУЗ сохраняет право выбора экзаменационной системы и метода кредитования учащихся, однако никаких предварительных требований в отношении кандидатов не выдвигается. FutureLearn стал британским аналогом таких стартапов, как Coursera и edX, базирующихся в США и прокладывающих путь в сфере онлайн-образования; основанная в начале 2012-го Coursera к концу года насчитывалат порядка 2 млн пользователей (у edX их около 300 тысяч) (https://therunet.com/experts/246-universitet-2-0-ili-kak-v-velikobritanii-mod erniziruyut-sistemu-obrazovaniya).

Саутгемптонский университет принимает активное участие в разработке и проведении облайн обучения на этой платформе. Саутгемптонский университет (англ. University of Southampton) — университет в Саутгемптоне, Англия. Является правопреемником Института Хартли (англ. Hartley Institution), который основан в 1862 году Генри Робертсон Хартли (southampton.ac.uk).

В 1902 году Институт преобразован в Университетский колледж Хартли, при этом степени присуждал Лондонский университет. 29 апреля 1952 года Елизавета II даровала университету Королевскую хартию; таким образом, он стал одним из последних в группе «университетов из красного кирпича», и одновременно первым из получивших университетский статус от Елизаветы II после её восшествия на трон.

В настоящее время университет входит в группу «Рассел» исследовательских университетов и во Всемирную сеть университетов. По состоянию на 2010 год в нём обучается свыше 17000 студентов и 7000

аспирантов. Основной кампус находится в районе Хайфилд г. Саутгемптон, 4 других кампуса расположены в городе, а Винчестерская школа искусств — в близлежащем городе Винчестер.

Университет ориентирован на исследовательскую деятельность, и среди британских вузов имеет один из наиболее высоких процентов дохода от исследовательской деятельности. Саутгемптонский университет регулярно, по различным опросам, входит в первую двадцатку ведущих университетов страны, а также в первую десятку Национального студенческого обзора. Согласно рейтингу 2009 года Times Higher Education Table, он вошёл в 100 лучших вузов планеты (https://ru.wikipedia.org/wiki). Академический состав университета включает 2700 учителей. Многие преподаватели University of Southampton - иностранные специалисты. Учащиеся вуза могут участвовать в программах по обмену студентов. Учебное заведение представлено в соц. сетях Facebook, Linkedin, Twitter, Youtube, Flickr, где вы можете подробнее узнать об университете.

Саутгемптонский университет входит в состав нескольких групп и объединений, среди которых -Association of Commonwealth Universities (ACU), European University Association (EUA), Conference of European Schools for Advanced Engineering Education and Research (CESAER), The Russell Group, Universities UK, Worldwide Universities Network (WUN) (https://www. unipage. net/ru/473/university_of_southampton).

Опишем курсы на платформе «Future Learn» за 2017-2018 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Примеры курсов на онлайн платформе «Future Learn» за 2017-2018 гг.

№ Ha3B:iHHe Kvpca Информация о курсе A.B Topbi Целевая аудитория

1 Teaching for Success: Lessons and Teaching. Проходит в теч.4 недель, 2 часа в неделю. Це развитие и практика профессиональных навыков . University of Southampton 2017 Студенты г уманитарных специальностей

2 Becoming a Better Teach Exploring Professional Development. Проходит в теч.6 недель, 3 часа в неделю. Це профессиональное развитие учителей. University of Southampton 2017 Будушне учителя АЯ

3 Understanding Language What exactly is language? How do we go about learning a language? What does an effective language teaching classroom environment look like? What about technology? How do we use ti in language learning today? What about the implications of the global spread of English? University of Southampton 2017 Студенты гуманитарных специальностей

4 Research Writing: How t( Do a Literature Review Learn how to write a strong literature review wi this course designed for research students, at an level, in any discipline. University of Wollongong 2018 Магистранты гуманитарных специальностей

5 Blended Learning Essent Developing Digital Skills A course for the Vocational Education and Training sector to support the development of learners* digital skills in the workplace. University of Leeds 2018 Студенты гуманитарных специальностей

6 English as a Medium of Instruction for Academic Equip yourself to teach in international contexts increasing your English language skills and intercultural knowledge. University of Southampton 2018 Магистранты гуманитарных специальностей

7 English for Academic Purposes: a MOVE-ME Project Course Develop the language skills you need to study ir English and make the most of European student mobility programmes University of Southampton 2018 Магистранты гуманитарных специальностей

8 Intercultural Communica Learn to appreciate, adjust to, and work or stud} different cultures, with this free online interculti communication course. University of Southampton 2018 Студенты гуманитарных специальностей

9 Teaching for Success: Lessons and Teaching Look at lessons, courses and resources with this continuing professional development course for English language teachers. University of Southampton 2018 Последипломное образование ДПО

10 Language Assessment in Classroom Assessment is becoming increasingly important language education. Understand it better with th course for language teachers. University of Southampton 2018 Студенты гуманитарных специальностей

11 English as a Medium of Instruction for Academic Equip yourself to teach in international contexts increasing your English language skills and intercultural knowledge. University of Southampton 2018 Магистранты гуманитарных специальностей

12 Improve Your Intercultur Competence Develop the attitudes, skills and knowledge required to thrive in diverse workplaces. University of Southampton 2018 Студенты гуманитарн специальностей

13 Working with Translator Theory and Practice Explore what it means to communicate in multi languages in a variety of contexts, and discover your inner translator. University of Southampton 2018 Студенты гуманитарных специальностей

14 An Intermediate Guide to Writing in English for University Study Improve your academic English skills further, learning about critical analysis, using sources, avoiding plagiarism and more. University of Southampton 2018 Магистранты гуманитарных специальностей

15 Introduction to Intercultu Studies: Language and Culture Explore intercultural communication by understanding the relationship between languag and cultural identity. University of Leeds Студенты гуманитарных специальностей

16 Understanding Diversity Inclusion Develop your attitudes, skills and knowledge of cultural diversity so you're able to create inclusi environments. University of Southampton 2018 Студенты гуманитарных специальностей

17 Teaching Your Subject in English Build your confidence to use English effectively teach subjects such as Maths, Science or Histon with this online course. University of Southampton 2018 Студенты гуманитарных специальностей

18 Exploring the World of English Language Teachi Learn what teaching English as a foreign languE (TEFL) involves. Explore the opportunities to teach English abroad or at home. University of Southampton 2018 Студенты гуманитарных специальностей

19 English in Early Childhot Language Learning and Development Discover how very young children learn Englis! an additional language and how you can help th progress. University of Southampton 2018 Студенты гуманитарных специальностей и дошкольного/ начального обучения

20 Understanding IELTS: Techniques for English Language Tests Improve your English and prepare for tests, sue IELTS reading, writing, speaking and listening, with this free online course. British Counc Студенты гуманитарных специальностей

21 Literature in the Digital from Close Reading to Distant Reading Learn new ways of interpreting literary texts, fr time-tested methods to computer-assisted practi such as distant reading. University of Southampton 2018 Студенты гуманитарных специальностей

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 Ш73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16) (http://www. consultant.ru/ document/ cons_ doc_ LAW_ 140174/); приказом МинобрнаукиРоссии от 23.08.2017N816 (п. 3,4) «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (https://normativ.kontur.ru/ document? moduleId= 1& documentId=300600) и ФГОС ВО поколения 3 "+" и 3 "++" (http:// fgosvo. ru/ uploadfiles/ fgosvob/ 0203 01_mat_i_kom_nauki.pdf ) университету необходимо обеспечить доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением ЭОТ, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». (http://moodle.sevsu.ru/ course/ view. php? Id =34).

На платформе университета (http://moodle.sevsu.ru) в среде дистанционного обучения СевГу представлены онлайн курсы, созданные преподавателями по разным направлениям подготовки студентов университета: Гуманитарно-педагогический институт (3), Институт информационных технологий и управления в технических системах (2); Институт финансов, экономики и управления (5); Институт ядерной энергии и промышленности (2); Морской институт (1); Политехнический институт (6); Юридический институт (1).

Эти онлайн курсы разработаны преподавателями университета на основе их подготовки по программе онлайн курса для преподавателей университета «Проектирование образовательной деятельности с использование современных информационных технологий и электронных образовательных (онлайн-курсов)», разработанного и проведенного преподавателями Севастопольского государственного университета (СевГу).

Общий набор компонентов онлайн курса включает: описание курса (метаданные курса); проморолик (реклама курса); аудио /видеолекции (длительность фрагмента 7-12 мин); электронные конспекты, презентации лекций; вопросы по лекциям (встроенные); проверка знаний по разделу (30 вопросов); практические занятия; самостоятельная работа (описание системы оценивания); база итогового контроля знаний; глоссарий; рекомендуемая литература.

Формами образовательной деятельности и типами занятий являются:

1) контактная работа: аудиторная: традиционные аудиторные лекции (АЛ) и аудиторные практические занятия (АП), а также лекции и практические занятия по технологии вебинар (ВЛ/ВП). Проводятся по запланированному графику в аудиториях вуза и виртуальном классе; внеаудиторная: в закрытом онлайн-курсе в СДО (электронные практикумы (ЭЛ), электронные форумы (ЭФ), электронные семинары (ЭС), чат-сессии (ЧС);

2) самостоятельная работа: контролируемая преподавателем (КСР), самоконтроль обучающимся (ССР).

Одним из важных навыков современного преподавателя является навык для ведения полноценного

форума, чата в учебном онлайн курсе. С этой целью в рамках курса проводится лекция с практическими заданиями о возможностях и особенностях проведения форумов и чатов в среде Mirapolis. Основными возможностями виртуальной комнаты Mirapolis являются: настройка интерфейса, чат, совместный просмотр презентаций и документов, демонстрация экрана рабочего стола, создание опросов, e-mail уведомления.

Немаловажным аспектом есть разработка паспорта дисциплины, включающий следующие элементы: цель основной образовательной программы (ООП), целевая аудитория, результаты освоения (компетенции), результаты обучения, содержание, общая трудоемкость, формы образовательной деятельности, форма организации и режим обучения, режим освоения Программы, используемые информационные, инструментальные и программные средства и среды, формы текущего контроля успеваемости, формы промежуточной аттестации, формы итоговой аттестации.

Результаты освоения данного курса могут быть зачтены для дисциплин, реализуемых в университете: код и направление подготовки; название дисциплины и ее место в учебном плане ООП: уровень образования; форма обучения; цикл в учебном плане; базовая или вариативная часть, дисциплина по выбору или факультатив; количество зачетных единиц и часов, отводимых на дисциплину, в соответствии с учебным планом.

В ходе онлайн курса слушатели могут использовать концепции и методы курса в своем предмете, опираясь на собственный опыт преподавания конкретной дисциплины (создавать опросы, разрабатывать задания, знакомиться с опытом работы преподавателей сходного профиля).

Нами планируется создание онлайн курса для магистрантов по дисциплине «Теория и технологии преподавания иностранного языка в языковом вузе». Онлайн-курс предполагает самостоятельное изучение студентами учебно-методических материалов, размещенных в системе дистанционного обучения, а также самопроверку полученных знаний, которая осуществляется путем выполнения заданий по каждой теме раздела. Учебно-методические материалы представлены в системе дистанционного обучения в виде лекций и презентационных материалов, сгруппированных по темам разделов. Также в системе размещены ссылки на различные информационные ресурсы, в информационно-коммуникационной сети Интернет, где имеется возможность просмотра видеоматериалов, размещенных в свободном доступе.

По завершении изучения материалов по модулю студент имеет возможность проверить полученные знания путем выполнения тестовых заданий. В этом курсе слушатели получат возможность: познакомиться с технологиями профессионально-направленного обучения иностранному языку; рассмотреть истоки технологии автономного обучения ИЯ, понятие автономии; специфику использования интерактивных технологий (микропреподавания, «учимся вместе», «мозаика») и технологий активного обучения (деловая игра, проблемное обучение, мозговой штурм, кейсовый метод и др.) в системе языкового образования в языковом вузе; изучить требования к организации интегрированного обучения ИЯ на базе технологий профессионально-направленного обучения; соотношение уровней владения иностранным языком по Общеевропейской рамке целям обучения по курсам; роль языковых компетенций в формировании

иноязычной коммуникативной компетенции; развить профессионально-методические умения в процессе построения собственной образовательной и профессиональной стратегий; освоить основные понятия, принципы и технологии аспектного преподавания иностранных языков, позволяющих проектировать и реализовывать методические задачи; овладеть навыками рефлексивного использования в организации образовательного процесса специфических технологий обучения ИЯ, адекватных постановке и решению образовательных задач в области обучения ИЯ в условиях современного университета; расширить представления о современных подходах к проблеме обучения ИЯ в языковых вузах; сформировать способность адаптировать и обобщать результаты современных педагогических и методических исследований для собственных целей преподавания.

Система тестовых, рефлексивных заданий для самостоятельной работы позволяет слушателям самим выбирать уровень сложности, на котором они готовы и могут выполнять предложенные задания.

Выводы. Результатом обучения преподавателей вуза в онлайн среде станут навыки по созданию площадки для учебного онлайн курса, форума и планированию его работы по предмету в соответствии с графиком учебного процесса; составлению заданий различных типов для дистанционного обучения; индивидуализации обучения в соответствии с образовательными потребностями обучающихся; поддержке контакта с аудиторией при асинхронном общении; проведению содержательных виртуальных диалогов с целью мотивировать учащихся к изучению своего предмета.

Литература:

1. Андреев А. А. Онлайн-обучение и его качество, Электронное обучение в непрерывном образовании [Текст] / А. А. Андреев // Ульяновский государственный технический университет. - Ульяновск, 2015. - Т. 2. - № 1. - С. 82 - 91.

2. Бабанская О. Модель организации онлайн-обучения на основе МООК и его интеграция в систему непрерывного образования: опыт ТГУ / О. Бабанская, У. Захарова, Г. Можаева // Университет XXI века в системе непрерывного образования: материалы Международной научно-практической конференции 25-26 октября 2016 г. / под ред. И.А. Волошиной, И.О. Котляровой, Ю.В. Найдановой. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. - С. 45 - 51.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: Учебное пособие. / М.Е. Вайндорф-Сысоева // М.: МГОУ, 2010. - 102 с.

4. Елизарьева Ю. А. Современный преподаватель в процессе «МООКизации» образования / Ю. А. Елизарьева // Гуманитарная информатика. - 2016. - № 10. - C. 92 - 100.

5. Захарова И.Г., Лапчик М.П., Тимкин С.Л.. и др. Современные проблемы информатизации образования: монография / рук. Авторского коллектива и отв. редактор академик РАО, д-р пед. Наук, проф. М.П. Лапчик. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017 г. - 404 с. Тимкин С.Л. Гл. 5 Эпоха МООК: новый этап развития открытого образования в России и мире. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://inoo.omsu.ru/sites/default/files/statya_edcrunch-2017_2.pdf.

6. Захарова У.С. Актуальные тенденции применения МООК в высшем образовании европейских стран: обзор публикаций Европейского саммита участников МООК-проектов 2015 года / У.С. Захарова // Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61). С. 20-23.

7. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов. - Электронный ресурс http:// www. fgosvo. ru/ support/downloads/1943/?f=uploadfiles%2Fproekty+doc%2Fproekt_onl.pdf (дата обращения: 23.04.2017).

8. Паспорт проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения 17.03.2018).

9. Самойленко Н. Б. Improving educational process: challenges of emerging technologies / Н. Б. Самойленко // Создание виртуального межкультурного образовательного пространства средствами технологий электронного обучения: сборник статей. - М.: МГПУ, 2017. - С. 180 - 183.

10. Самойленко Н.Б. Онлайн обучение, онлайн образование: за и против/ Н.Б. Самойленко// Взаимодействие науки и общества: проблемы: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Казань, 22 февраля 2018 г.). / в 3 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2018. - 206 с. -С. 101-103.

11. Тимкин С.Л. ^ursera - лидер движения массовых открытых онлайн-курсов (МООС) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://omsu.ru/page.php?id=4132 (дата обращения: 23.04.2017).

12. Третьяков В.С., Мочалов С.П., Малинов М.Б. Анализ результатов пилотного мониторинга текущего уровня развития электронного обучения в ведущих вузах России. Презентация доклада. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ido.tsu.ru/files/sibforum/tretyakov.pdf (дата обращения: 23.04.2017).

13. Fifty Ways to Teach Online: Tips for ESL/EFL Teachers Paperback - December 30, 2016. -240 p.

14. Gary Motteram Innovations in learning technologies for English language teaching British Council 2013 Brand and Design/C607 10 Spring Gardens London SW1A 2BN, UK. 2013. 198 p. [Electronic Resource] - Mode of access: (accessed 20 February 2018).

Педагогика

УДК:371

аспирант Самойлова Елена Леонидовна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ НАГРУЗОК В СТРУКТУРАХ ГОДОВОГО ЦИКЛА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Существенная эволюция методологии, теории, программ и технологий спортивной подготовки, приведшая к небывалому росту спортивных достижений, увеличению параметров задаваемых нагрузок, улучшению качества и условий реализации тренировочных и соревновательных воздействий требует серьезного анализа, обобщения и обоснования содержания, форм и принципов познания и построения спортивной подготовки, выдвигает в качестве целого ориентира для научного поиска и практической реализации идею управления процессом спортивной подготовки. В рамках композиционного планирования процесса спортивной подготовки требуют пристального внимания особенности, эффекты и последствия (накопление, преобразование и реализация) основных форм организации нагрузок (комплексно-параллельный и сопряженно-последовательный) при блоковом периодизации годового цикла подготовки квалифицированных спортсменов.

Ключевые слова: годовой цикл, организации нагрузок, композиционное планирование, комплексно-параллельная и сопряженно-последовательные формы, блоковая периодизация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. I support the evolution of methodology, theory, programs and technologies of sports training, which led to an unprecedented sports rot dose, increase the parameters of set loads, improve the quality and conditions of implementation of the trench and Eastern impacts requires a Series of analysis, indecent and Bosnian content, forms and principles of knowledge and construction of sports training, puts forward as cel Orient for scientific research and practical implementation of the idea of managing the process of sports training. As part of the composition of the planning process of sports training require attention untouched features, effects and consequences (connection, transformation and implementation) of the main forms of organization loads (complex-in parallel and soprano-politely) when blocking the period of Gods cycle training selection of athletes.

Keywords: Gods cycle, organization of loads, composition planning, complex-parallel and.

Введение. В современной цивилизации отчётливо проявляется переход от повышения производительности труда к увеличению продуктивности использования ресурсов. Данная тенденция должна быть реализована, в первую очередь, в экстремальных, крайне напряженных, здоровьезатратных видах человеческой деятельности, к которым следует отнести и спортивную подготовку, требующую максимального проявления двигательных, функциональных, психических и интеллектуальных резервов организма спортсменов. В этом аспекте речь должна идти о переносе акцента с постоянного повышения основных параметров задаваемых нагрузок (производительность труда) на всю более полноценную реализацию возможностей и особенностей организма каждого спортсмена (продуктивность внутренних ресурсов) в конкретном виде спорта и условиях подготовки при эффективном использовании внетренировочных и внесоревновательных факторов (продуктивность внешних ресурсов). Возникает необходимость модернизации доминирующей парадигмы спортивной подготовки, переживающий серьёзный кризис и исчерпывавшей свои временные границы. В настоящее время спортивная подготовка содержит в себе существенные элементы неопределенности и нелинейности, связанные с многообразием методологических подходов к использованию программ и технологий построения спортивной подготовки.

Изложение основного материала статьи. Преодоление неопределенности и нелинейности, придание процессу спортивной подготовки упорядоченности и предсказуемости возможно на основе осмысления ведущих направлений модернизации спортивной подготовки и разработку эффективных технологий реализации данных направлений с учетом объективных научных данных. В рамках доминирующей парадигмы спортивной подготовки требуется акцентированое внимания на повышение действенности организации (дозирования величины, направленности, специализированности, определение структуры и учет запланированных и выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок).

В процессе спортивной подготовки должен быть реализован феномен "узнавания" понимаемый как соответствие выполняемых нагрузок наследственно обусловленной предрасположенности организма спортсменов к определенной двигательной деятельности, уровню здоровья и тренированности, текущему состоянию и условиям подготовки. Принципиальное препятствие - это нелинейность воздействия включаемых нагрузок и их кумуляции. Одни и те же по внешним характеристикам нагрузки и их сочетания и, тем более, у разных спортсменов приводят к неодинаковым адаптационным реакциям.

В данном аспекте показано, что наиболее значимые результаты могут быть получены при изучении особенностей взаимосвязи включаемых нагрузок, вызываемых ими ответов - острого, срочного, устойчивого и долговременного характера (нелинейность в задаваемых нагрузках и становлении ключевых компонентов спортивного мастерства.

Получило теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение положения (закономерность и принцип) об оптимальной последовательности и длительности включения нагрузок различной преимущественной направленности в структурах спортивной подготовки. При реализации этого положения ведущее место занимает критерий оптимизации в преемственности нагрузок различной направленности, предусматривающих создания положительного фона от применения предыдущих нагрузок для текущих и последующих воздействий.

Необходима персональная регламентация педагогических воздействий. Во-первых строго сбалансированной системы тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов. В настоящее время отличают излишнее увеличение тренировочными и соревновательными нагрузками, средствами стимуляции работоспособности и одновременно недооценка полноценного отдыха, питания, восстановительных мероприятий. Это не даёт ожидаемых результатов; резко возросло число перенапряжения функциональных систем организма и травматизма; сократились сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких двигательных и психических нагрузок, исчерпания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.