Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - ТРАНСЛЯТОР КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА'

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - ТРАНСЛЯТОР КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СОТРУДНИК / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ / КРИТЕРИИ / СТУДЕНТ / CORPORATE CULTURE / TEACHER / EMPLOYEE / SYSTEM OF VALUES AND NORMS / CRITERIA / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касперович К.В.

В данной в статье рассматривается, корпоративная культура, описывается организационная культура университета и также роль преподавателя, как непосредственного участника процессов корпоративной культуры и главного транслятора корпоративной культуры для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER - UNIVERSITY CORPORATE CULTURAL TRANSLATOR

This article examines the corporate culture, describes the organizational culture of the university and also the role of the teacher as a direct participant in the corporate culture processes and the main translator of the corporate culture for students.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - ТРАНСЛЯТОР КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 378.4

Касперович К.В. студент магистратуры 2 курса ФГБОУВО «ВГСПУ» Институт «Технологии, экономики и сервиса» научный руководитель: Шохнех А.В., доктор экономических наук

ФГБОУ ВО «ВГСПУ» профессор

кафедра технологии, экономики образования и сервиса

Россия, г. Волгоград

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - ТРАНСЛЯТОР КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация: в данной в статье рассматривается, корпоративная культура, описывается организационная культура университета и также роль преподавателя, как непосредственного участника процессов корпоративной культуры и главного транслятора корпоративной культуры для студентов.

Ключевые слова: корпоративная культура, преподаватель, сотрудник, система ценностей и норм, критерии, студент.

Kasperovich K. V.

graduate student

2nd year, VSSPU Institute "Technology, Economics and Service"

Volgograd

Scientific adviser: Shokhneh A. V.

Doctor of Economics, Professor VSSPU, Professor of the Department of Technology, Economics of Education and Service, Volgograd TEACHER - UNIVERSITY CORPORATE CULTURAL TRANSLATOR

Abstract: this article examines the corporate culture, describes the organizational culture of the university and also the role of the teacher as a direct participant in the corporate culture processes and the main translator of the corporate culture for students.

Keywords: corporate culture, teacher, employee, system of values and norms, criteria, student.

В наше время в условиях рыночной экономики, университет стал более рассматриваться как самостоятельная организация на рынке, обеспечивающая современный уровень и качество подготовки специалистов. 60 Кроме того, вузы, наряду с образовательной и научной деятельностью, приневолены вести предпринимательскую деятельность, конкурировать за привлечение средств из различных источников (фондов, спонсорской помощи и т.д.). ВУЗ все более

60 Тюнников, Ю. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза / Ю. Тюнников, М. Мазниченко // Высшее образование в России. - 2016. - № 10. - С. 69-77.

отчетливо приобретает черты предприятия, ориентированного на получение прибыли. Вместе с этим происходят изменения в структуре ценностей университета, формируется его корпоративная культура. Употребление понятия «корпоративная культура» применительно к университету в полной мере отвечает внешним условиям. Происходящие изменения в сфере высшего образования являются причиной возникновения приращения к уже традиционной академической культуре университета, в результате чего и рождается новая - более сложная - корпоративная культура университета.

К обязательным элементам корпоративной культуры образовательного учреждения, обеспечивающим необходимый уровень и качество подготовки специалистов, современные исследователи относят: наличие собственной идеологии и сознательно культивируемой системы ценностей, норм, традиций, установок преподавателей, студентов, вспомогательного персонала; механизмы функционирования, определяющие его организационную культуру.

Соответственно основная задача корпоративной культуры-это сплочение всех сотрудников, сотворения из общего числа индивидов, единую команду занимающимися одним общим делом, поддержанием жизнеспособности организации и обеспечения продвижения организации в той нише, в которой она находится и ведет активную деятельность. Но не стоит забывать, что показателем успешности любой организации, является продукт, производимый ей. В нашем случае это - выпускники университета, а в частности студенты, которые еще не являются, «полноценным продуктом», а находятся в своем роде стадии «заготовки», и насколько качественным будет данный «продукт», зависит не только от самих студентов, от их упорства, амбиций, лидерских способностей и уровня мотивации, но также качества тех знаний, которые они получают от преподавателей. Ведь роль каждого преподавателя очень велика, но важна не только в учебной деятельности студента, но и в его жизни, так как достаточно примеров из жизни успешных людей, когда они рассказывали о том, что именно их преподаватель, даже не всегда, самый «любимый» явился для них примером, в жизни, вдохновил их в той или иной области, а иногда и проявлял интерес к тому направлении науки, о котором они даже не задумывались. Но все, таки вопрос о деятельности преподавателей, остается актуальным и по сей день, каков набор качеств идеального преподавателя, безусловно это знания, которые транслируются на студентов, и они вместе с ними черпают жизненный опыт преподавателя и обогащаются, всеми необходимыми для каждого аспектами, так же поведения преподавателя и его взгляды на суть происходящего в окружающем мире играют тоже огромную роль, так вот исходя из этих суждений, само правило корпоративной культуры, создает определенные критерии которые должны быть применимы ко всем педагогам, обучающих будущих выпускников, данные критерии были выделены из проведенного нами исследования, и выявлены входе изучения литературных источников:

- когнитивный критерий - знание норм морали, миссии и

стратегических задач вуза, норм и правил поведения в вузе, традиций, основ психологии профессионального межличностного общения, стилей управления в вузе, системы коммуникаций и основ культуры речи, правил делового этикета;

- эмоциональный критерий - позитивное отношение к моральному знанию, осознание необходимости выполнения норм и правил поведения, поддержания имиджа преподавателя вуза, осуществления преемственности поколений, ощущение психологического комфорта и удовлетворённости стилем руководства коллективом, проявление доверия к информации от официальных источников;

- процессуальный критерий - поведение в соответствии с нормами морали, наличие способностей к эффективному выполнению должностных обязанностей, соблюдению норм и правил бесконфликтного поведения, сохранению традиций вуза, поддержанию демократического стиля руководства, получению и распространению достоверной информации о деятельности вуза, поддержанию здорового образа жизни.

Исходя из проделанной нами работы и выделенных критериев, мы выделяем ряд правил, для преподавателей, которые включает в себе наиболее важные критерии поведения, по нашему мнению, успешно влияющие на уровень качества знаний, обучающихся.

Преподаватель должен соблюдать, правила Взаимоотношений, которые строятся на деловой этики, справедливости и честности. Так же преподаватель должен быть, сторонником, различных форм общения сотрудников, которое необходимо, для совместного обсуждение и решение рабочих вопросов, выполнение проектов, проведение досуговых мероприятий.

Преподаватель не должен допускать дискриминации коллег и студентов на основании специального статуса, а также по национальному, расовому, гендерному, возрастному и иным признакам.

Преподаватель не вправе совершать действия, квалифицируемые как запугивание, преследование, вторжение в частную жизнь и оскорбление, так же не допускается распространение ложной и порочащей информации о коллегах.

Преподаватель должен четко разделять и выполнять служебные обязанностей, что позволит избегать конфликтных ситуаций деструктивного характера.

Преподаватель, обязан: уважать традиции, историю, символику университета; заниматься исследовательской, преподавательской и общественной работой, заботиться о престиже университета в области науки и инновационной деятельности, отстаивать его интересы по вопросам приоритета, патентования и т.п.

Преподаватель призван воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести

ущерб их репутации или авторитету университета.

Преподаватель в отношении обучающихся должен основываться на взаимоуважении и сотрудничестве, тактичности и корректности, вежливости и взаимопомощи.

Для преподавателя неприемлемо унижать личное достоинство студентов, а именно: кричать на студентов, давать студентам клички, намеренно искажать их имена и фамилии, делать публичные замечания о внешности и одежде студентов, публично обсуждать личную жизнь студентов или их личностные недостатки.

Преподавателю не следует обсуждать со студентами профессиональные и личностные недостатки своих коллег.

Преподаватель должен воздерживаться от корыстных действий, не давать никаких личных обещаний, не должен давать никакого повода и основания для попытки вручения подарка или другого вида вознаграждения.

Преподаватель должен следить за своим внешним обликом и придерживаться общепринятых норм делового стиля соблюдают правила трудовой дисциплины и гигиенических норм, бережного отношения к имуществу университета.

Использованные источники:

1. Бриттов А.В. Роль организационной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения Текст. /А.В. Бриттов, Н.П. Макаркин, О.Б.Томилин // Университетское управление: практика и анализ. -2016,-№5-6,- С. 152-162.

2. Грауманн, О. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования / О. Грауманн, М. Н. Певзнер, А. Г. Ширин // Высшее образование в России. - 2018. - № 6. - С. 123-131.

3. Загородняя, А. А. Экономические и методические аспекты совершенствования управления конкурентоспособности вуза / Л. А. Заго-родняя. - М. : Рефл. - букл., 2017. - 223 с

4. Тюнников, Ю. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза / Ю. Тюнников, М. Мазниченко // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 69-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.