Научная статья на тему 'Преподаватель иностранного языка в поликультурной образовательной среде (оценка работы преподавателя студентами)'

Преподаватель иностранного языка в поликультурной образовательной среде (оценка работы преподавателя студентами) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / POLYCULTURAL EDUCATION / ENGLISH LECTURER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекетова А. П., Тимошенкова Ю. С.

В данной работе исследуется роль преподавателя иностранного языка в рамках поликультурной образовательной среды на основе проведенного опроса студентов высшего учебного заведения. Полученные в результате опроса данные позволяют дать оценку работы преподавателя, которая является важным инструментом изучения качества образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекетова А. П., Тимошенкова Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGLISH LECTURER IN POLYCULTURAL EDUCATION (STUDENTS'' ESTIMATION OF TEACHER''S WORK)

This article considers the role of an English lecturer in polycultural education according to the survey of students of a higher educational institution. The results of the survey allow estimating the work of a teacher. Estimation is an important tool for analyzing the quality of higher education.

Текст научной работы на тему «Преподаватель иностранного языка в поликультурной образовательной среде (оценка работы преподавателя студентами)»

УДК 37.013.78

А.П. Бекетова, Ю.С. Тимошенкова

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,

г. Екатеринбург

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ОЦЕНКА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СТУДЕНТАМИ)

В данной работе исследуется роль преподавателя иностранного языка в рамках поликультурной образовательной среды на основе проведенного опроса студентов высшего учебного заведения. Полученные в результате опроса данные позволяют дать оценку работы преподавателя, которая является важным инструментом изучения качества образовательных услуг.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, преподаватель иностранного языка.

Поликультурная образовательная среда - это система обучения и воспитания, построенная на идеях подготовки к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним, развитие толерантности, уважения и готовности к активному взаимодействию с представителями иной лингвокультурной общности [1].

Сближение стран и народов мира в конце ХХ века и интенсивная миграция населения приводят к необходимости переориентироваться с монокультурного образования на поликультурное. Изучение иностранных языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в рамках поликультурной образовательной среды, когда за счет использования языка другой культуры происходит обогащение знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях и открываются возможности для достижения взаимопонимания. Непосредственно владение языком иной культуры имеет большое значение в приобщении к ней, решении проблем взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения. Роль преподавателя иностранного языка является первостепенной.

В рамках исследования роли преподавателя иностранного языка и его профессионального мастерства был проведен опрос среди студентов второго, третьего и четвертого курсов Института радиоэлектроники и информационных технологий-РТФ Уральского федерального университета имени первого

Президента России Б.Н. Ельцина. В ходе исследования было опрошено 57 студентов, из которых 15 - иностранные студенты. Опрос проводился в виде анкетирования, которое включало вопросы в электронном формате. Опрос носил анонимный характер.

Студентам предлагалось охарактеризовать взаимодействие на занятиях между преподавателем иностранного языка и студентом. Среди опрошенных студентов 90 % назвали взаимодействие коммуникативным, т.е. общение со студентами строится на основе получения обратной связи. Однако 10 % опрошенных студентов отметили, что их занятия проходят в форме «задание -ответ», 56 % студентов указали, что занятия проходят точно по учебнику, но при этом каждое задание активно обсуждается совместно с преподавателем, 28 % опрошенных студентов сказали, что занятия проходят в виде диалога и дискуссии, 5 % студентов заявили, что на занятиях используются фильмы и видеоматериалы на иностранном языке. Однако 7 % студентов отметили, что преподаватель дает задание и покидает аудиторию, в конце занятия требуя показать результат работы.

Подобные формы работы на занятиях по иностранному языку удовлетворяют 77 % опрошенных студентов. Остальным студентам было предложено указать, что не нравится и как бы они хотели это изменить. Написанные студентами комментарии касаются не только формирования групп в соответствии с уровнем владения студентами иностранным языком, но и смещение акцента на коммуникативную составляющую занятий (хочется больше разговорной речи, диалогов, дискуссий, причем иногда в игровой или соревновательной форме). Данный комментарий представляется нам вполне оправданным, поскольку составной педагогического мастерства любого преподавателя является его речь как инструмент профессиональной деятельности. С помощью этого инструмента можно решить различные педагогические задачи: разнообразить занятия и сделать их интересными, создать доброжелательную атмосферу общения в аудитории, установить контакт со студентами и достичь с ними взаимопонимания [2].

В комментариях студенты также отмечают, что деление всех студентов по уровню знаний способствовало бы более продуктивному изучению языка и укреплению желания изучать иностранный язык.

В результате анкетирования было выявлено, что преподаватель иностранного языка на занятиях акцентирует внимание на важных моментах (77 %), задает вопросы и побуждает к дискуссии (70 %), излагает материал ясно и доступно (65 %), объективен в выставлении оценки (60 %), разъясняет сложный учебный материал (56 %), соблюдает логическую последовательность в изложении (40 %), ориентируется на использование изучаемого материала в будущей профессиональной и общественной деятельности (28 %), вызывает и поддерживает интерес аудитории к предмету (26 %), проявляет

заинтересованность успеваемостью студентов (25 %), творчески подходит к изложению материала (23 %), следит за реакцией аудитории (19 %), умеет снять напряжение и усталость аудитории (16 %).

Не все опрошенные студенты довольны тем, как преподаватель проводит занятия по иностранному языку. Недовольство высказали 16 % студентов, которые отметили, что преподаватель не умеет заинтересовать своим предметом, а также не объясняет трудный для восприятия учебный материал. Кроме того, студентов беспокоит проблема неделения группы в соответствии с уровнем владения иностранным языком, что приводит к тому, что некоторым студентам очень сложно учиться, а некоторым - слишком легко.

Далее в нашем опросе студентам было предложено оценить отношения между преподавателем иностранного языка и студентами. Среди опрошенных студентов 50 % отметили уважительные и доброжелательные взаимоотношения, у 26 % студентов взаимоотношения с преподавателем иностранного языка дружественные и неформальные, 3 % назвали отношения неприязненными, т.е. это такие отношения, когда низко оцениваются достоинства людей и преувеличиваются их недостатки.

Взаимоотношения между преподавателем иностранного языка и студентами удовлетворяют 91 % всех опрошенных студентов. Остальные студенты недовольны тем, что у преподавателя отсутствует желание помочь в освоении иностранного языка. Высказывалось также недовольство тем, что преподаватель не подчеркивает необходимость иностранного языка для будущей профессиональной и общественной деятельности.

Следующая часть нашего исследования была направлена на оценку студентами личностных, профессионально-педагогических, организаторских качеств преподавателя, его дидактического мастерства. Данные опроса приведены в таблице.

Из опрошенных студентов 46 % отметили, что профессиональные и личностные качества преподавателя иностранного языка соответствуют общему представлению студентов о преподавателе университета.

Но 11 % заявили, что профессиональные и личностные качества преподавателя иностранного языка не соответствуют общему представлению студентов о преподавателе университета, поскольку преподаватель не ориентируется на аудиторию (12 %), пассивен (9 %), непонятно объясняет (7 %), слишком сложно излагает материал (7 %), проявляет завышенные требования (7 %), неструктурированно, нелогично излагает материал (5 %), не слышит или не желает понимать студентов (4 %), раздражителен (4 %), непунктуален (4 %), требует не тот материал, который давал (2 %), имеет «любимчиков» (2 %), неуважителен к студентам (2 %), придирчив (2 %), надменен (2 %), проявляет неприязнь к студентам (2 %).

Оценка студентами личностных, профессионально-педагогических, организаторских качеств преподавателя и его дидактического мастерства

Исследуемый Утверждение из опроса % положитель-

компонент ных ответов

Профессионально- Преподаватель стимулирует актив- 32 %

педагогические ность, творчество и самостоятельную

качества работу студентов

Преподаватель раскрывает значимость 19 %

предмета для предстоящей професси-

ональной деятельности

Дидактическое Преподаватель ясно и доступно изла- 60 %

мастерство гает учебный материал

Преподаватель использует в объясне- 32 %

нии учебного материала информацию

из различных отраслей знания и соб-

ственного жизненного и профессио-

нального опыта

Преподаватель использует при прове- 58 %

дении практических занятий разнооб-

разные формы (индивидуальные зада-

ния, творческие задания, дискуссии,

работа в группах и т.д.)

Организаторские Преподаватель выдвигает четкие и 47 %

качества непротиворечивые требования к студентам во время занятий и контролирует их выполнение

Преподаватель старается быть объек- 49 %

тивным в оценке учебных достижений

(аттестационные и экзаменационные

оценки, оценки контрольных работ)

Преподаватель эффективно исполь- 42 %

зует время на своих занятиях

Личностные каче- Преподаватель проявляет уважение, 54 %

ства доброжелательность, заинтересованность в успехах студента

Преподаватель соблюдает нормы пре- 75 %

подавательской этики

Преподаватель иностранного языка должен, по мнению студентов, обладать следующими личными качествами: адекватность (73 %), терпимость (70 %), креативность (68 %), компетентность (68 %), справедливость (67 %), открытость (54 %), ответственность (52 %), мотивированность (52 %), дисциплинированность (49 %), порядочность (49 %), лояльность (49 %), доброта (49 %), уверенность (46 %), чуткость (32 %), трудолюбие (26 %), жесткость (2 %).

Большинство опрошенных студентов (72 %) считают, что преподаватель иностранного языка должен быть строгим и следить за дисциплиной, тогда как 28 % не считают это необходимым, 91 % уверены, что личные качества преподавателя иностранного языка, а также его отношение к студентам влияют на успеваемость и посещаемость. Все студенты убеждены, что для преподавателя иностранного языка важны кругозор и знания за пределами своего предмета.

Среди студентов 19 % допускают общение преподавателя иностранного языка со студентами вне учебного времени, которое включает совместные поездки за границу с целью общения студентов с носителями иностранного языка, подготовку и выступление студентов с докладами на иностранном языке на научных конференциях, совместный просмотр фильмов на иностранном языке с дальнейшим его обсуждением, помощь в переводе иностранный литературы. Приветствуется также приглашение студентов-носителей языка на занятия.

И, наконец, студентам было предложено написать пожелания к работе преподавателя иностранного языка. Стоит отметить, что большая часть комментариев студентов касалась акцентирования внимания на коммуникативную составляющую учебного процесса (дискуссии, обсуждения, работа в группах). Многие студенты считают, что роль преподавателя - мотивировать студентов к обучению за счет информирования их о роли иностранного языка для будущей профессиональной деятельности.

Полученные в результате опроса данные свидетельствуют о достаточно позитивном восприятии студентами учебного процесса. Степень удовлетворенности студентов работой преподавателя иностранного языка также находится на достаточно высоком уровне. Это свидетельствует об относительно стабильной системе взаимодействий студентов и преподавателей в учебном процессе.

Стоит отметить, что работа преподавателя иностранного языка будет высоко цениться студентами, если педагог будет развивать свои профессиональные и личностные качества, доброжелательно относиться к студентам, демонстрировать глубокие познания в преподаваемой дисциплине, уделять должное внимание личностным особенностям студента, стимулировать

и инициировать коммуникативный компонент учебного процесса, а также стремиться объективно подходить к оценке знаний студентов.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что преподаватель иностранного языка должен создавать благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных особенностей каждого студента в рамках поликультурной образовательной среды. Преподаватель иностранного языка должен не только приобщать студентов к незнакомой культуре и развивать необходимые способности поддержания дружеских взаимоотношений, но и организовывать общение на занятии. Оценка работы преподавателя студентами является важным инструментом изучения качества образовательных услуг.

Список литературы

1. Поликультурное образование [Электронный ресурс]. - URL: http://spiritual_culture.academic.ru/ (дата обращения: 11.04.2015).

2. Иванова И.Н. Особенности общения «преподаватель-студент» [Электронный ресурс]. - URL: http://mednurse.ru/bolezni/osobennosti-obshcheniya-prepodavatel-student (дата обращения: 11.04.2015).

Получено 18.05.2015

A.P. Beketova, Yu.S. Timoshenkova

ENGLISH LECTURER IN POLYCULTURAL EDUCATION (STUDENTS' ESTIMATION OF TEACHER'S WORK)

This article considers the role of an English lecturer in polycultural education according to the survey of students of a higher educational institution. The results of the survey allow estimating the work of a teacher. Estimation is an important tool for analyzing the quality of higher education.

Keywords: polycultural education, English lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.