Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое воздействие преподавателя на изучение студентами иностранного языка в техническом ВУЗе. Какова роль преподавателя в процессе обученияиностранному языку студентами?'

Психолого-педагогическое воздействие преподавателя на изучение студентами иностранного языка в техническом ВУЗе. Какова роль преподавателя в процессе обученияиностранному языку студентами? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХИКО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭРУДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Наталья Геннадьевна, Тараканова Валентина Викторовна

В статье рассматривается влияние роли преподавателя на знание иностранного языка студентами технического ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Наталья Геннадьевна, Тараканова Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое воздействие преподавателя на изучение студентами иностранного языка в техническом ВУЗе. Какова роль преподавателя в процессе обученияиностранному языку студентами?»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК

Н. Г. Соловьева, В. В. Тараканова

J ^

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Какова роль преподавателя в процессе обучения иностранному языку студентами?

S__________________________________________________г

Аннотация. В статье рассматривается влияние роли преподавателя на знание иностранного языка студентами технического ВУЗа.

Ключевые слова: духовность, интеллектуальность, информационные технологии, психико - педагогическая эрудиция.

Abstract. The paper examines the impact of the teacher’s role in the foreign language student technical college. Keywords: spiritual, intellectual, information technology, psycho - educational scholarship.

Психолого-педагогическое воздействие преподавателя на изучение студентами иностранного языка огромно. Важны не только знания преподавателя, но и его коммуникативная деятельность, взаимодействия со студентами, а также организаторские способности.

Преподаватель должен уметь видеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при постановке которых ориентироваться на студента, как на активного участника учебно-воспитательного процесса; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач, работать с содержанием учебного материала; обладать способностью к педагогическому истолкованию информации; формировать у студентов учебные и социальные умения и навыки, осуществлять межпредметные связи; уметь исходить из мотивации студентов при планировании и организации учебно-воспитательного процесса [2,3].

Преподаватель, строя воздействие на студента должен учитывать множество таких параметров как эмоционально-психическое состояние, общий уровень культуры, возраст студента, сформированность отношений, духовное, интеллектуальное развитие и др. На основе этих внешних проявлений фомируется началь-

ное представление о личности студента и определяется характер педагогического воздействия.

Принципиальные положения педагогической технологии можно сформулировать следующим образом: сочетание требований с уважением к студентам, разумность и подготовленность педагогического воздействия, доведение его до конца. Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с определением таких компонентов педагогического мастерства как психико-педагогическая эрудиция, профессиональные способности и педагогической техники [5].

Знание нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение по службе в разных сферах деятельности. Знание иностранных языков и компьютерных технологий - важнейшие требования к уровню и качеству образования любого специалиста. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о владении иностранным языком. Все это предполагает обучение иностранному языку в школах, колледжах, ВУЗах. В Вузе сначала изучается базовый курс грамматики, лексики иностранного языка, а затем идет специализация в зависимости от получения специальности. Многие абитуриенты, понимая, что специальность «инженер-эколог» становится востребованной на рынке труда, поступают учиться в высшие учебные заведения на экологические специальности. В тех-

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3

69

Инновации в образовательных учреждениях

нических ВУЗах студенты-экологи изучают английский язык в течение 4х семестров. В их программу входит обучение устной и письменной речи, чтение, аудирование, в рамках экологии, и разговорно-бытовой английский язык. Проблемы подготовки специалистов инженеров-экологов предусматривают овладение иностранным языком на качественно ином уровне,что, в свою очередь,требует использования новых методов и средств обучения. Безусловно, главную роль играет преподаватель иностранного языка, который передает свой опыт и знания студентам.

Сейчас активно используются новые информационные технологии на занятиях иностранного языка -дистанционное обучение,- но без преподавателя, носителя языка, изучить иностранный язык невозможно. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры, обучение практическому овладению иностранным языком. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интернет-ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого студента. Преподаватель, в свою очередь, учит работать с информацией на любом языке, и это требует формирования интеллектуальных умений: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и высказывать свое мнение. Как правило, начиная работать по специальности, при общении с иностранными коллегами молодой специалист сталкивается с необходимостью решения проблем теоретической и практической значимости, требующих четкой и ясной мысли, умения сформулировать ее устно или письменно на иностранном языке, на это и нацелено обучение, поэтому на занятии используются в совокупности различные методы. Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности студента [5]. Использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку приобретает большее значение на среднем этапе обучения, когда студент может высказывать свою мысль, обсуждать предложенные темы. Часто в своей работе студент обращается к компьютеру. Применение компьютера на занятиях иностранного языка позволяет использовать ресурсы Интернет, где можно найти информацию по экологии, вступить в контакт с носителями языка, обсудить экологические проблемы современности, что одновременно является и интересным и полезным студенту.

Example:

Teacher: Imagine yourself that you are «Tornado». How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

Student: -1 am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

Преподаватель показывает, как использовать современные средства коммуникации и отслеживает процесс получения информации. Экологические проекты, которые организуются в сети на основе общей проблемы - экологии, исследование которой, ее решение одинаково интересно и значимо для студентов из разных стран, создает языковую среду.

При обучении аудированию, каждый студент получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению - произносит фразы на иностранном языке в микрофон, при изучении грамматических явлений - выполняет грамматические упражнения. Преподаватель постоянно находится рядом и контролирует процесс.

В настоящее время на рынке средств обучения появилось много принципиально новых средств обучения. Имеется большое разнообразие не только учебно-методических комплектов, но и целых курсов на компакт-дисках. Их, естественно, можно использовать в различных учебных ситуациях. Существующие сегодня в продаже компьютерные обучающие программы по иностранным языкам не всегда отвечают основным требованиям программ ВУЗа, они предназначены, в основном, для индивидуальных занятий, для самостоятельного изучения иностранных языков, но, конечно, частично они используются на занятиях в ВУЗах. Но самым главным источником информации является преподаватель, который объясняет грамматические явления, обучает чтению, письму, говорению.

Чтобы студенты воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, преподаватель знакомит их со страноведческой тематикой, что, разумеется, важно, т.к. необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре. Всё это расширяет кругозор, активизирует их деятельность, творчество, способствует проведению исследовательской работы, улучшает знание иностранного языка.

В процессе исследования о влиянии роли преподавателя на процесс обучения иностранного языка студентами-экологами, которое проводилось в течение 2006-2012 гг., был опрошен 241 студент нашего института. Опрос проводился в форме анкетирова-

70

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3

Инновации в образовательных учреждениях

ния студентов в разных группах. Так, при о просе студентов было выявлено, что мотиватия возрастает на 40% при работе студента с преподавателем, который легко и доступно объясняет материил. В таком случае студенты с удттольствием посещают занятия, выпои-няют домашние задания. Создание ситуаций, приближенных к естественным, обсуждение на иностранно м языке таких тем как: «Загрязнение атмосферы», «Сточные воды», «Утилизация отходов» и др.- один из способов заинтересовать студентов, стимулировать изучение материала, активизировать знания особенностей общения. Это отмечают 48% опрошенных студентов. 29% студентов хотели бы изучать технические темы, а всего 1% студентов желали бы изучать «Мир

н ой работы дома, те. п редставлен экологический текст, ниторый ткобходимо веревестк, задать вепросы, найти новые слова; текстовые программы для индивидуальной, парной и групп овор работы, п озволяющие изменить текст; игровые програмты, построенн ые на проблемных ситуациях, например, решить проблему зтгрязненкя водвемон,-они рпособствуют моти вации студентов; тестовые программы, позволяющие осуществлять различные виды тестирования. Это проводится в исследуемом ВУЗе на аттестациях, а также в конце семестра на зачетах. Тестовые программы предназначены, в основном, для итогового контроля, выставления отметок и определения уровня владения языком студентами. Преподаватель благодаря этому

Рис.1. Изучение тем студентами-экологами

животных». Поэтому преподавателю важно подобрать темы для обсуждения, темы должны быть понятны и интересны стукрнтан (ри с.1).

Преподавателям ВУЗов необходимо по-новому взглянуть на обучение иностранному языку. Темпы внедрения компьютерных технологий в процесс обучения невероятно стремительны, поэтому всё чаще поднимается врпрос о применкнид новых информационных техкологий в вы сших учебных заведениях [1]. Это не только новые технические средства, но и новые формы и мвтоды преподавания, новый под -ход к процессу обучения. В ВУЗах сейчас появляются современные лингафонные кабинеты, присутствуют интерактивные доски, используются мультимедийные проекторы и компьютеры, в т.ч. Интернет. Конечно, на занятиях иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно (в исследуемом ВУЗе 20% времени уделено компьютерным технологиям), так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении со сверстниками - студентами и преподавателем. Часто используются обучающие программы на занятиях по иностранному языку для студентов-экологов, которые включают: изучение экологической лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи в рамках заданных экологических тем, обучение письму, отработку грамматических явлений.

В настоящее время выделяются множество программ: тренировочные программы для индивидуаль-

объективно оценивает работу студентов.

Но компьютерные программы направлены в основном на формирование умений в чтении и письме, а устной речи можно научиться только благодаря общению с преподавателем, студентами и носителями языка. Считается, что компьютерные программы занимательны, интересны, повышают мотивацию обучения, способствуют развитию ттудентов , но по своей пр ироде он и не преднакначтны для формирования ко ммуника-тивной компетенции во всем ее многообразии и никогда не смогут заменить преподавател я на занятии.

75% студентов считают, что использование только компьютера и учебных пособий не дает благоприятных результатов, изучение языка пассивное, и говорить студенты не могут. Занятие проходит интереснее, быстрее и студенты запоминают больше информации, если преподаватель преподносит материал с большим количеством примеров, с использованием схем и про-говариванием всего. Эффективность такой работы подтверждена различными тестами и контрольными, которые показали, что успеваемость возросла на 38% при устном доступном объяснении материала, по сравнению с материалом, который студенты получают из книг, Интернета, самостоятельной работы.

Кроме того, студенты, преодолев языковой барьер на занятиях в ВУЗе, обсуждают темы по проблемам экологии со студентами других городов, стран посредством Интернета, тем самым совершенствуют свой язык. Это отмечают 74% опрошенных студентов. По

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3

71

Инновации в образовательных учреждениях

мнению студентов, только преподаватель способствует повышению мотивации учения, дает возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений, а также способствует развитию речевых навыков. 69% студентов считают, что имено преподаватель учит самостоятельно мыслить, обеспечивает быстроту и прочность усвоения учебного материала. Профессиональное мастерство преподавателя включает способность доходчиво преподносить материал, способность организовать самостоятельную работу студентов, прививать навыки самостоятельного получения знаний, умно и тонко дирижировать познавательной деятельностью студентов, направлять их в нужную сторону. Это отметили 48% студентов. Также 58% считают, что преподаватель должен знать и учитывать уровень подготовки студента и его развития.

48% студентов нравится, когда преподаватель преподносит текст так, чтобы он был понятен и удобен для усвоения. 98% студентов считают, что преподаватель должен знать предмет не только в объеме учебного плана, но значительно глубже и шире, регулярно следить за открытиями в области своей специальности, свободно владеть материалом, проявлять широкий интерес и эрудицию, вести научно-исследовательскую работу, чтобы суметь удивить, восхитить, зажечь студентов. Кроме того, он должен быть человеком высокой общей культуры, разносторонне содержательным человеком.

Для 45% студентов важна способность преподавателя проникать во внутренний мир студента, обладать чувством тонкого понимания личности и его временных психических состояний. Речь преподавателю следует строить так, чтобы максималько активизировать мысль и внимание слушателя, ставить вопросы

и постепенно подводить слушателя к правильному ответу, употреблять слова и выражения, мобилизующие внимание и активизирующие мысль студента. Это мнение 46% опрошенных. Очень оживляет речь преподавателя, и хорошо понимается слушателями уместный юмор, шутка, легкая доброжелательная ирония. Однообразная, тягучая, монотонная речь утомляет, вызывает у слушателей скуку, вялость, апатию, делает слушателя вялым и сонливым. Темп речи зависит от темпераментности педагога,- речь может быть излишне быстрой или медленной. Оптимальный темп усвоения речи средний, живой. Торопливый темп мешает усвоению и быстро утомляет. Замедленный темп речи вызывает вялость и скуку. Аналогичное влияние оказывает и громкость речи. Громкая речь нервирует слушателя, быстро утомляет, слабый тихий голос плохо слышен. Так считают 86% студентов.

49% слушателей уважают требовательных преподавателей, порицают вялость, беспринципную снисходительность, безволие.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет важное значение для работы преподавателя. Преподаватель должен внимательно следить за содержанием и формой изложения материала, за своей мыслью и, одновременно, держать в поле внимания всех студентов, чутко реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечать все случаи нарушения дисциплины и следить за своим собственным поведением. Преподаватель должен обладать целеустремленностью, настойчивостью, трудолюбием, скромностью. Он воспитывает и личным примерем, своим собственным поведением, своей личностью, выдержкой.Так считают все опрошенные студенты (рис.2).

%

■ %

Рис.2. Анкетированный опрос студентов

72

Инповационпые проекты и программы в обвезовании 201 3/3

Инновации в образовательных учреждениях

Современному молодому поколению занимательнее работать с преподавателем, который не только свободно владеет языком, но и хорошо ориентируется в разных областях науки и техники, может подать материал доступно, а также хорошо выглядит, аккуратен в общении, одежде, тем самым подавая пример, на который ориентируются студенты. 80% опрошенных отмечают, что гораздо интереснее обсуждать проблему на иностранном языке с человеком, который может пояснить, как работает тот или иной прибор, хотя студентам это сложно: приходится использовать словарь, взвешивать каждое слово, проверять грамматику, но это их подстегивает, они задают больше вопросов на практических занятиях, стремятся больше узнать, а это и есть основная цель изучения языка. Таким образом, преподаватель побуждает изучать английский язык в новом ключе, что так важно студентам, да и преподаватель постоянно совершенствуется, изучает новый материал для занятий (подготавливает материал, касающийся экологии в рамках программы), т.е. современные средства обучения способствуют качественному занятию в ВУЗе.

Таким образом, основные требования к преподавателю ВУЗа -знание своего предмета, академические способности и умения, их развитие и постоянное совершенствование, а также умение доступно и увлекательно излагать материал, речевые способности и умения,-сохраняют его главную роль на всех ступенях системы образования, и влияют на полученные студентами знаний, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.

Литература

1. Азимов Е. Г Вильшинецкая Е. Е. Материалы Интернета на уроке английского языка // ИЯШ.- 2001.- № 1.

2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика.- М., 2010.

3. Губогло З. И., Свиридова Е. М. Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство педагогов // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 3.

4. Гафуров Х. М. Педагогическая технология и педагогическое мастерство Конспект лекций.- Ташкент, 2008.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / под ред. Е. С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.

УДК 377: 376,1-056.24

J

Н. Л. Полторацкая

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СМОЛЕНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Л

Г

Аннотация. Автор делится опытом организации инклюзивного образовательного процесса в рамках конкретного учебного заведения среднего профессионального образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года.

Ключевые слова: инклюзив, лица с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерная образовательная среда, индивидуальный образовательный план работы с обучающимся, трансформационная компетенция.

Abstract. The author shares the experience of organizing inclusive educational process in a definite secondary professional educational institution according to the Act of the president of the Russian Federation «About the measures in realization of state policy in the sphere of education and science», 7 May 2012.

Keywords: inclusive, people with disabilities, barrier-free educational environment, individual curriculum for every student, transformation competence.

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.