Научная статья на тему 'Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов'

Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1739
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / САЙТ / СКАЙП / БЛОГ / ENGLISH LANGUAGE / EDUCATIONAL COMPUTER TECHNOLOGIES / WEBSITE / SKYPE / BLOG

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонова Людмила Алексеевна, Архипова Мария Владимировна, Ганюшкина Елена Валентиновна, Делягина Людмила Константиновна, Золотова Марина Вианоровна

Исследуется актуальная проблема использования компьютерных технологий в обучении иностранному языку, обусловленная модификацией содержания обучения иностранному языку, увеличением объема изучаемого материала. Особое внимание уделяется инновационным методам обучения, в том числе с применением скайпа и блогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артамонова Людмила Алексеевна, Архипова Мария Владимировна, Ганюшкина Елена Валентиновна, Делягина Людмила Константиновна, Золотова Марина Вианоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

We investigate current problems related to the use of computer technologies in the teaching of foreign languages​​. These problems are due to the modification of foreign language curriculum teaching content and an increase in the volume of the material to be studied. Particular attention is given to innovative teaching methods, including those based on the use of Skype and blogs.

Текст научной работы на тему «Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (1), с. 28-33

УДК 004.9 + 372.881.111.1

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

© 2012 г. Л.А. Артамонова, М.В. Архипова, Е.В. Ганюшкина, Л.К. Делягина,

М.В. Золотова, Т.В. Мартьянова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

mviazolotova@gmail.com

Поступила в редакцию 30.01.2012

Исследуется актуальная проблема использования компьютерных технологий в обучении иностранному языку, обусловленная модификацией содержания обучения иностранному языку, увеличением объема изучаемого материала. Особое внимание уделяется инновационным методам обучения, в том числе с применением скайпа и блогов.

Ключевые слова: английский язык, компьютерные технологии обучения, сайт, скайп, блог.

С развитием общества меняется содержание обучения иностранным языкам. Количество информации, которое должны усвоить обучающиеся, резко возросло и продолжает возрастать. ФГОСы третьего поколения предлагают новый, компетентностный подход ко всей системе обучения. Согласно новым стандартам в образовании, на самостоятельную работу студентов отводится более 50% от общего количества часов. При этом возрастает роль личностно ориентированного подхода, индивидуализации образования.

Педагоги в новых условиях ищут и применяют на практике новые методы решения поставленных задач, в том числе используя компьютерные технологии в обучении английскому языку.

Остановимся на таких возможностях компьютерных технологий:

1) использование ряда Интернет-сайтов в преподавании английского языка;

2) применение скайпа в обучении английскому языку;

3) поиск студентами дополнительной (к учебнику) информации в Интернете по заданию преподавателя;

4) поиск дополнительной (по отношению к данной в учебнике) информации преподавателем в Интернете для использования ее на занятиях по английскому языку;

5) роль блогов в самостоятельном изучении английского языка.

Для эффективного обучения английскому языку наиболее привлекательным, как нам представляется, является использование ряда сайтов. Они помогают решать целый ряд дидактических задач: формировать умения и навыки чте-

ния, используя материалы глобальной сети; пополнять словарный запас; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка; расширять кругозор студента, тем самым формируя его социокультурную компетенцию. Именно отмеченные факторы требуются для успешной организации социокультурной работы студентов. При этом под самостоятельной работой мы понимаем работу, организуемую самим студентом в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемую в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемую им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемую на основе опосредованного системного гибкого управления со стороны преподавателя [1, с. 113].

Для самостоятельной работы студентов можно в первую очередь порекомендовать уникальный Интернет-сайт bbcleamingenglish.net, успешно используемый при обучении английскому языку. Так, при работе с этим сайтом студентов отделения журналистики филологического факультета у преподавателя теперь нет проблемы найти современный аутентичный материал по требуемой тематике. Сайт предлагает всевозможные учебные и методические материалы и позволяет студенту проверить свои знания. Расстояние и время больше не являются препятствиями: студент имеет доступ к информации круглые сутки, может выбирать, что и в какое время изучать. Личная заинтересованность способствует достижению общей цели обучающегося и преподавателя.

Сайт предлагает раздел «Words in the News», содержащий последние мировые новости в виде коротких репортажей. Студенты имеют возможность не только прочитать, но и прослу-

шать репортаж и отработать лексику по теме. В разделе «Related BBC Links» можно увидеть сюжет из теленовостей BBC по этой теме. Разделы «Read More», «Related Stories» и «Related Internet Links» содержат дополнительную информацию, которая расширяет кругозор студента.

Студенты имеют возможность выбрать репортажи на самые разные темы из раздела «Latest Reports».

Особую ценность представляют «Video Stories», когда студент не только слышит, но и видит сюжет. Сначала диктор сообщает тему видеосюжета и зачитывает список активной лексики. При этом студенты имеют возможность прочитать дефиницию каждого слова. Затем диктор читает репортаж на фоне видеоряда. После этого студенту предлагается прослушать репортаж еще раз и увидеть активную лексику на экране по мере появления ее в тексте.

Следующее задание - просмотреть видеосюжет еще раз с полным текстом в виде бегущей строки. Последнее задание - вставить эти слова в другой контекст и проверить себя по ключам.

Такое многократное предъявление лексики способствует ее быстрому усвоению.

Таким образом, будущие журналисты имеют прекрасную возможность с помощью этого сайта учить новую лексику подъязыка новостей, совершенствуя свои языковые навыки. Такая самостоятельная работа студентов контролируется на аудиторных занятиях, в виде «круглого стола», когда студенты представляют свои презентации на основе проделанной работы.

Также заслуживает внимания будущих журналистов раздел сайта «Keep up your news English». Дело в том, что интерпретация лексики, которая используется в новостных репортажах, может быть очень специфичной. Заходя на этот сайт, студенты могут убедиться в этом и пополнить свой словарный запас.

Раздел содержит выдержки из сообщений англоязычных информагентств, переведенных на русский язык продюсерами BBC.

И, наконец, нельзя не упомянуть еще об одном разделе сайта bbclearningenglish, который пользуется большой популярностью среди студентов. Это видеокурс об английских идиомах. Видеокурс «The Teacher» знакомит тех, кто учит современный английский язык, с часто употребляемыми идиоматическими выражениями. О них рассказывает профессиональный британский актер. Видеокурс состоит из 32 уроков.

В уроке 20, например, представлены идиомы со словом «hair»:

- I let my hair down (Я расслабился, дал себе передышку);

- Keep your hair on (Не выходи из себя, успокойся);

- I am tearing my hair out (здесь: Я на этом просто помешан).

Актер в забавной форме объясняет значение и употребление идиомы. Студенты также имеют возможность увидеть полный текст урока.

Таким образом, при использовании рассмотренных сайтов реализуются все основные принципы дидактики: доступность, индивидуализация, посильность, наглядность, сознательность и активность.

В итоге использование данных сайтов помогает формированию у студентов следующих профессиональных компетенций:

- владеть системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

- иметь представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в ино-культурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

- владеть основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);

- владеть основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), предложениями (ПК-4);

- владеть основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

- уметь использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба) (ПК-8).

В обучении английскому языку в современных условиях велика значимость применения скайпа.

Общение онлайн, несомненно, способствует обогащению словарного запаса студентов и пробуждению живого интереса к фразеологии изучаемого языка. Формируется интерес к языковым фактам, развивается умение зорко видеть и слышать, пытливо проникать в смысл встречающихся выражений, а также стремление к самостоятельному их употреблению.

Скайп позволяет пересылать файлы, вести записную книжку, получать новости, заходить на различные конференции. Следует отметить, что данная программа легка в применении и экономична с финансовой точки зрения.

Студенты могут общаться в скайпе с носителями языка - своими сверстниками или участвовать в групповых занятиях, проводимых носителями языка. Известно, насколько эффективно погружение в языковую среду в процессе изучения иностранного языка. Но не каждый может позволить себе пребывание в стране изучаемого иностранного языка в течение длительного периода времени. Именно скайп позволяет внедриться в среду общения на иностранном языке. Студенты имеют возможность следить за жестами, мимикой, интонацией собеседника, а также наблюдать за артикуляционными движениями и улавливать правильную интонацию, обращать внимание на фразовые ударения в речи собеседника. Это является большим плюсом скайпа в том случае, если общение идет с носителем языка, для которого английский является родным, первым языком.

Отмеченные свойства скайпа превращаются в его недостатки, в том случае когда английский не является родным для собеседника. Тогда студент будет копировать неправильные произношение, артикуляцию, интонационный рисунок. Поэтому к выбору собеседника через скайп надо подходить очень внимательно.

В процессе общения через скайп студенты развивают навыки восприятия английской звучащей речи на слух и разговорные навыки, увеличивают словарный запас, изучают грамматику, происходит обучение чтению и письму (чат).

Чем больше мы говорим с другими людьми, тем больше они отвечают нам. Общение со сту-дентами-сверстниками - это один из способов практиковаться в восприятии речи на слух. Понимание большей части услышанной информации позволяет не только узнавать новое об окружающем мире, но и преодолевать существующие языковые барьеры.

В Интернете функционируют клубы «языкового обмена», где можно зарегистрироваться и пообщаться с людьми, говорящими на изучаемом языке, а взамен помочь в изучении русского языка. Также хороший способ найти общение по интересам - иностранные социальные сети.

Приведем несколько сайтов, которые можно рекомендовать студентам. Это, например, www.italki.com, в котором можно встретить людей из разных стран и обменяться с ними своим опытом изучения иностранного языка, или сайт

www.palabea.net, который предоставляет возможность участия в групповых занятиях. Заслуживает внимания сайт www.livemocha.com, где можно не только общаться с представителями разных стран, но и отрабатывать грамматику с помощью разнообразных упражнений.

Скайп является также одним из способов пополнить словарный запас разговорными выражениями, которые еще не вошли в академические словари и по сути своей являются неологизмами. В данном контексте можно, например, указать на выражение the shoe's on the other foot, значение которого можно проиллюстрировать следующим предложением: I remember a time, though, when the shoe was on the other foot - Я помню время, однако, когда положение было несколько иным.

Интересны и сленговые выражения из молодежного жаргона типа: It is a very-together guy -Он очень приятный малый. Или: Could you chill for one sec? - Отвисни на пять сек где-нибудь, а? Ни один самый лучший словарь не даст знания подобных фраз и выражений. Все это составляет положительные стороны скайпа и превращает его в один из важных инструментов самостоятельного изучения иностранного языка.

Следует согласиться с тем, что информационные технологии потребовали освоения педагогами новой философии образования и педагогики. Это в особенности относится к преподаванию и изучению языков. Сама природа языка, коммуникативная феноменология овладения иностранными языками делают исключительно плодотворным использование информационнокоммуникативных технологий [2, с. 32]. Скайп, несомненно, можно отнести к таким технологиям.

Рекомендуя студентам общение по скайпу, мы в то же время обращаем внимание на факторы, препятствующие полноте восприятия. Это такие моменты:

- слишком беглая речь собеседника;

- тихий голос собеседника/собеседников;

- одновременная речь нескольких человек;

- большое количество новых и сложных слов в речи говорящего;

- сложные структуры предложений;

- сильный акцент;

- фоновый шум;

- другие отвлекающие моменты.

Перечисленные недостатки не умаляют достоинств скайпа, которые, с нашей точки зрения, в первую очередь проявляются в усвоении лексики иностранного языка естественным образом: ни в одном другом источнике нельзя найти такого количества фраз и выражений естественной повседневной речи.

Скайп, как и Интернет-сайты, помогает организовать самостоятельную работу студентов и усилить их мотивацию. При этом под самостоятельной работой мы понимаем такую форму обучения, которая:

- формирует у студента на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений;

- вырабатывает у студента психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний [3].

Как нельзя более соответствует выше перечисленным критериям самостоятельной работы поиск студентами дополнительной информации в Интернете для выполнения домашнего задания по английскому языку. Примером таких заданий могут служить презентации на различные темы в зависимости от специфики факультета, например:

- The Royal Family of Great Britain (исторический факультет);

- My Dream World (проблемы экологии для студентов-биологов);

- Charismatic Person (для студентов-психоло-гов) и так далее.

Студенты с интересом ищут иллюстративный и информационный материал по данным темам. Подобные задания пробуждают дух соревнования, желание не ударить в грязь лицом.

Следующий момент, на котором необходимо остановиться, - изменившиеся возможности преподавателя при подготовке материалов к занятию. Так, например, в одном из текстов о молодежи студенты встретили слово hoodies. Стали вместе с преподавателем выяснять его этимологию, пытаться вывести самостоятельно его значение. Все с большим интересом восприняли информацию, заранее найденную преподавателем в Интернете, о данной молодежной группировке Великобритании.

В учебном процессе целесообразно также использование электронной почты и блогов.

Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых. За рубежом использование ресурсов Интернета в образовании уже имеет богатый опыт благодаря тому, что в глобальных сетях можно найти нужную информацию.

Глобальная сеть Интернет предлагает преподавателям иностранного языка множество полезных ресурсов. Это специальные программы обучения иностранным языкам, а также ау-

тентичный материал, который преподаватель может отобрать самостоятельно и адаптировать к конкретным учебным задачам. Включение материалов сети в содержание урока является одной из основных возможностей использования Интернета.

Как показывают научно-педагогические исследования в областях создания и применения информационных ресурсов образовательного назначения и медиаобразования, использование новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе позволяет:

- представлять обучающие материалы по иностранному языку не только в печатном, но и в графическом, звуковом, анимированном виде, что дает многим учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне;

- автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся;

- автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных пособий;

- осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения;

- существенно повысить интерес к изучению иностранного языка, что также определяет качество обучения;

- получать доступ и оперировать большим объемом информации;

- формировать информационную культуру, в том числе обучать студентов находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире;

- организовать самостоятельную учебную работу;

- предоставлять возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо.

Использование электронной почты в учебном процессе приобретает большую популярность. Преимущества подобной работы состоят в следующем:

- обмен письмами по электронной почте является привычным для студентов, тем самым создается естественная среда применения иностранного языка в реальной жизненной ситуации;

- создается дополнительная возможность применения полученных языковых знаний в реальной ситуации общения в письменной речи с последующим обсуждением проделанной работы на занятии;

- подобный вид работы особенно способствует развитию письменной речи, в результате чего высказывания постепенно становятся более объемными и содержательными;

- данная работа способствует овладению межкультурной компетенцией.

Международный обмен письмами можно осуществлять с любой аудиторией и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучения таким образом культуры, электронная переписка имеет преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее и удобнее.

В современных условиях расширяются возможности использования в учебном процессе блогов, то есть записей автора (или авторов), расположенных в хронологическом порядке. Обычно записи разделяют по категориям и присваивают им ключевые слова. К записи предусмотрен механизм комментирования читателями. Такой механизм обеспечивает невиданный рост популярности блогов, проникновение их в разные сферы жизни.

Существует множество разновидностей блогов, они классифицируются по различным параметрам:

1) виды блогов по авторам:

- личный (авторский, частный) блог - ведется одним лицом (как правило владельцем блога);

- поддельный блог - ведется от имени чужого лица;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- коллективный блог - ведется группой лиц;

- корпоративный блог - ведется сотрудниками одной организации и так далее;

2) виды блогов по наличию и виду мультимедиа:

- текстовый блог - блог, основным содержанием которого являются тексты;

- фотоблог - блог, содержащий фотографии;

- музыкальный блог - блог, основное содержание которого составляет музыка;

- видеоблог - блог, предоставляющий видеоролики.

Использование соответствующих видов блогов способствует решению одной из важных задач в ходе изучения иностранного языка -обучению ритмико-интонационной стороне речи. Часто обучение интонации сводится к механическому воспроизведению, поэтому речь на иностранном языке носит искусственный характер, особенно неподготовленная речь.

Блоги дают возможность прослушивания речи носителя языка. Работа по развитию ритмико-интонационной стороны речи может включать следующие компоненты:

- просмотр и прослушивание записи;

- выделение интонационных групп и движения тонов;

- составление интонационного маркирования;

- выделение мелодии;

- непосредственно воспроизведение.

Работа с блогом позволяет воспринимать невербальные средства коммуникации, которые также важны в процессе общения. Жесты, мимика говорящего непроизвольно повторяются учащимися, что делает речь более естественной.

Интересные, на наш взгляд, примеры использования блогов преподавателями вузов были приведены на официальном сайте благотворительного фонда В. Потанина (http://fondpota-nm.ru/publish/2010/vedomosti_12_02_2010.htm).

Дмитрий Репин, директор по старт-ап-проектам и профессор Московской школы управления «Сколково», приводит пример использования блогов в своей работе: «На курсе по предпринимательству я дал задание: сформулировать бизнес-идею, уложившись в 140 символов. В результате за короткий срок студенты познакомились с идеями друг друга, откликнулись на интересные, оставили без ответа малоинтересные». Его целью было дать студентам почувствовать, как важен способ презентации [4, с.12].

Далее необходимо остановиться на платформах для ведения блога.

Блог-платформа (блогохостинг, блог-служба)

- это «коммунальный» сервис, предоставляющий пользователю «под ключ» движок и позволяющий вести блог-дневник без необходимости самостоятельно заниматься обслуживанием движка и программированием. Пользователю достаточно получить навыки работы с вебсервисами, что гораздо легче. Целесообразно обратить внимание на следующие площадки для блогов:

- http://www.blogs.mail.ru/, http://www.blog-ger.com/,

- http://www.livejournal.com/, http://www.live-internet.ru/

- http://www.my.ya.ru/, http://www.diary.ru/,

- http://blog.ru/,

- http://www.journals.ru/, http://www.thejournal.ru/

Современные реалии ставят перед преподавателями высшей школы задачу использования новых передовых образовательных технологий, методов обучения. Потенциал образовательных блогов, на наш взгляд, следует использовать более эффективно. Педагогическая задача -сделать блог рабочим инструментом преподавателей и включить этот инструмент в учебную практику.

Использование блогов призвано объединить образовательные ресурсы в единое информационное пространство, привлечь единомышленников, способствовать сотрудничеству на разных уровнях и в разных форматах, что, в конечном итоге, благоприятно скажется на профессиональном самоопределении, саморазвитии преподавателей и повышении качества образовательного процесса в высшей школе в целом.

Безусловно, использование Интернета в обучении не является альтернативной традиционным учебникам. Компьютер стал техническим средством обучения и может дополнять традиционное занятие.

Использование самых передовых компьютерных технологий никогда не сможет заменить преподавателя английского языка по целому ряду причин, главными из которых являются следующие:

- ни одна из существующих компьютерных технологий не сможет имитировать всю многогранную воспитательную деятельность преподавателя;

- невозможно заменить многоаспектное эмоциональное взаимодействие (проведение аудиторного занятия) компьютерными обучающими средствами.

Одной из целей обучения при современном коммуникативном подходе к преподаванию языков является развитие способности иноязычного общения как формы межкультурного взаимодействия, воспроизведение которого в полном объеме в рамках человеко-компьютер-ного взаимодействия невозможно [5].

Таким образом, компьютерные технологии, становясь неотъемлемой частью учебного процесса, остаются технологиями, предполагающими ключевую роль преподавателя в обучении студентов иностранному языку.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

2. Балыхина Т.М., Гарцов А.Д. Информатизация обучения языкам: становление компьютерной лин-гводидактики // Высшее образование сегодня. 2006. № 4. С. 32-38.

3. Цатурова И.А., Петухова А.А. Коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам. М.: Высшая школа, 2004. 94 с.

4. Актуальные вопросы методики преподавания иностранных языков / Отв. ред. Н.В. Корнилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2010. 237 с.

5. Сарана Т.П. Компьютерный консалтинг в самообучении иностранным языкам. Пятигорск, 2005. 174 с.

6. Алиев З.Г. Проблема использования компьютерных программ // Преподавание иностранных языков и культур: Теоретические и прикладные аспекты. Материалы Международного научно-методического симпозиума. Пятигорск, 2004. С. 68-70.

7. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98-113.

8. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Internet // Иностранные языки в школе. 1998. № 1. С. 6-11.

9. Ивайловская Ю.В. Использование компьютерных программ в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. № 3. С. 108-119.

10. Фурманов М.А. Некоторые аспекты применения цифровых технологий в процессе обучения иностранным языкам // Сб. «Когнитивная деятельность при обучении и овладении иностранным языком (в разных типах учебных заведений)». Н.Новгород: НГЛУ, 2003. С. 217-223.

INNOVATIONS IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

LA Artamonova, M. V. Arkhipova, E. V. Ganyushkina, L.K. Delyagina, M. V. Zolotova, T. V. Martyanova

We investigate current problems related to the use of computer technologies in the teaching of foreign languages. These problems are due to the modification of foreign language curriculum teaching content and an increase in the volume of the material to be studied. Particular attention is given to innovative teaching methods, including those based on the use of Skype and blogs.

Keywords: English language, educational computer technologies, website, Skype, blog.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.