Научная статья на тему 'Преподавание восточных языков в мужских гимназиях Казанского учебного округа как элемент национальной политики Российской империи в XIX – начале XX века (на материалах Казанской и Астраханской мужских гимназий)'

Преподавание восточных языков в мужских гимназиях Казанского учебного округа как элемент национальной политики Российской империи в XIX – начале XX века (на материалах Казанской и Астраханской мужских гимназий) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Астрахань / Казань / XIX в. / XX в. / гимназия / Астраханская мужская гимназия / Казанская мужская гимназия / восточные языки / преподаватель / татарский язык / армянский язык / персидский язык / арабский язык / Astrakhan / Kazan / 19th century / 20th century / gymnasium / Astrakhan boy’s gymnasium / Kazan boy’s gymnasium / Oriental languages / teacher / Tatar language / Armenian language / Persian language / Arabic language

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петров Анатолий Сергеевич

Рассматриваются вопросы преподавания восточных языков как часть национальной политики Российской империи в XIX – начале XX в. На примере мужских гимназий Казанского учебного округа прослеживаются проблемы на пути оформления восточного языкознания. Образование, ставшее важной частью развития государства в XIX в., предполагало культурную интеграцию всех народов Российской империи в систему просвещения. Анализируется процесс развития преподавания восточных языков в классических гимназиях Казанского учебного округа. Сегодня Поволжье, в особенности Нижнее Поволжье, остается важным элементом взаимодействия России с прикаспийскими государствами, что в рамках просвещения важно в той же степени, как и в других областях народного хозяйства. Тем более что это обусловлено высокой интенсивностью событий на данной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петров Анатолий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Oriental Languages in Boy’s Gymnasiums of Kazan Educational District as an Element of the National Policy of the Russian Empire in the 19th early 20th Century (on the Materials of Kazan and Astrakhan Boy’s Gymnasium)

The investigation deals with the issues of teaching Oriental languages as part of the national policy of the Russian Empire in the 19th - early 20th century. The problems in the development of Oriental linguistics are traced using the example of boy’s gymnasiums of the Kazan educational district. Education, which became an important part of the development of the state in the 19th century, implied the cultural integration of all the peoples of the Russian Empire into the educational system. The process of development of teaching Oriental languages in classical gymnasiums of the Kazan educational district is analyzed. Today, the Volga region, especially the Lower Volga region, remains an important element of Russia’s interaction with the Caspian states, which is as important in the context of education as it is in the field of industry. This determines the relevance of the research topic.

Текст научной работы на тему «Преподавание восточных языков в мужских гимназиях Казанского учебного округа как элемент национальной политики Российской империи в XIX – начале XX века (на материалах Казанской и Астраханской мужских гимназий)»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

Научная статья УДК 908

doi: 10.18522/2687-0770-2024-2-67-72

ПРЕПОДАВАНИЕ ВОСТОЧНЫХ ЯЗЫКОВ В МУЖСКИХ ГИМНАЗИЯХ КАЗАНСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА КАК ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ КАЗАНСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ МУЖСКИХ ГИМНАЗИЙ)

Анатолий Сергеевич Петров

Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия bayern 1993@inbox. ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы преподавания восточных языков как часть национальной политики Российской империи в XIX - начале XX в. На примере мужских гимназий Казанского учебного округа прослеживаются проблемы на пути оформления восточного языкознания. Образование, ставшее важной частью развития государства в XIX в., предполагало культурную интеграцию всех народов Российской империи в систему просвещения. Анализируется процесс развития преподавания восточных языков в классических гимназиях Казанского учебного округа. Сегодня Поволжье, в особенности Нижнее Поволжье, остается важным элементом взаимодействия России с прикаспийскими государствами, что в рамках просвещения важно в той же степени, как и в других областях народного хозяйства. Тем более что это обусловлено высокой интенсивностью событий на данной территории.

Ключевые слова: Астрахань, Казань, XIX в., XX в., гимназия, Астраханская мужская гимназия, Казанская мужская гимназия, восточные языки, преподаватель, татарский язык, армянский язык, персидский язык, арабский язык

Для цитирования: Петров А.С. Преподавание восточных языков в мужских гимназиях Казанского учебного округа как элемент национальной политики Российской империи в XIX - начале XX века (на материалах Казанской и Астраханской мужских гимназий) // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2024. № 2. С. 67-72.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons A ttribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

TEACHING ORIENTAL LANGUAGES IN BOY'S GYMNASIUMS OF KAZAN EDUCATIONAL DISTRICT AS AN ELEMENT OF THE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE 19th - EARLY 20th CENTURY (ON THE MATERIALS OF KAZAN AND ASTRAKHAN BOY'S GYMNASIUM)

Anatoly S. Petrov

Tatishchev Astrakhan State University, Astrakhan, Russia bayern1993@inbox.ru

Abstract. The investigation deals with the issues of teaching Oriental languages as part of the national policy of the Russian Empire in the 19th - early 20th century. The problems in the development of Oriental linguistics are traced using the example of boy's gymnasiums of the Kazan educational district. Education, which became an important part of the development of the state in the 19th century, implied the cultural integration of all the peoples of the Russian Empire into the educational system. The process of development of teaching Oriental languages in classical gymnasiums of the Kazan educational district is analyzed. Today, the Volga region, especially the Lower Volga region, remains an important element of Russia's interaction with the Caspian states,

© Петров А.С., 2024

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

which is as important in the context of education as it is in the field of industry. This determines the relevance of the research topic.

Keywords: Astrakhan, Kazan, 19th century, 20th century, gymnasium, Astrakhan boy's gymnasium, Kazan boy's gymnasium, Oriental languages, teacher, Tatar language, Armenian language, Persian language, Arabic language

For citation: Petrov A.S. Teaching Oriental languages in Boy's Gymnasiums of Kazan Educational District as an Element of the National Policy of the Russian Empire in the 19th - early 20th Century (on the Materials of Kazan and Astrakhan Boy's Gymnasium). Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2024;(2):67-72. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Поволжье - это тот регион, который изначально населяло множество различных народов. На протяжении всей российской истории здесь происходили процессы культурного взаимообмена на всех уровнях взаимодействия. В XIX в. возникла необходимость в культурной интеграции всех народов Российской империи в систему просвещения. Поэтому нужны были учебные заведения, которые изучали бы азиатскую культуру и главный ее аспект - языки.

В настоящее время Поволжье, в частности Нижнее Поволжье, играет огромную роль во взаимоотношениях России с прикаспийскими государствами. Каспийский регион остается в фокусе внимания российской политики по важным и разнообразным причинам. Это и определяет актуальность нашей темы.

Цель данного исследования - анализ процесса развития преподавания восточных языков в классической гимназии XIX - начала XX в. в Казанском учебном округе.

Создание в 1802 г. императором Александром I учебных округов определило Астрахань к Казанскому учебному округу [1, с. 362]. В самой же Казани преподавание восточных языков началось значительно раньше всех остальных городов Поволжья. Историк А.Н. Кононов отмечает, что преподавание татарского языка в Казани вводится во второй половине XVIII в. [2, с. 12]. Наличие университета, статус главного города учебного округа и широкий административный ресурс позволял контролировать учебный процесс во всех подведомственных учебных заведениях.

В преподавании восточных языков казанские учебные заведения, в частности Казанская мужская гимназия, значительно преуспевали по сравнению с остальными учебными заведениями округа [3, с. 30].

Так, Казанская мужская гимназия и Казанский университет готовили учителей восточных языков и переводчиков [4, л. 3]. В стенах гимназии, согласно положению по восточным языкам, были созданы три разряда - арабский и персидский; турецко-татарский и персидский; монгольский и турецко-татарский. В последующем к этим языкам присоединились армянский, китайский и маньчжурский [5, л. 10].

В начале второй половины XIX в. преподавание восточных языков, за исключением татарского, в Казанской гимназии сворачивается, а преподаватели были переведены в Санкт-Петербург [6, л. 13].

Немного иначе обстояли дела в Астрахани. Геополитическое положение на всем протяжении ее истории в составе России определяло взаимоотношения с народами, населяющими Кавказ и Прикаспий. Через этот важный торговый и культурный узел происходило взаимодействие России и Востока. Распространение русской культуры, государственности, законов Российской империи на территории, которые постепенно входили в её состав, сопровождалось развитием системы просвещения среди местного населения. Многонациональный торговый город привлекал разные национальности. Так, к XIX в. в Астрахани уже сложились крупные персидская и армянская диаспоры. Татарская же диаспора была представлена здесь изначально и составляла большой процент местного населения.

Формирование классических гимназий, начавшееся в 1804 г. с изданием нового Устава, предполагало детальное изучение языков. Реформы образования в XIX в. только усилили эти процессы [7, с. 259]. Знакомство учеников новых учебных заведений в таком регионе не могло

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

ограничиваться славянскими, латинскими или греческим языками. Вдобавок ко всему дети малых народов также изъявляли желание учиться. Государству требовались квалифицированные кадры, способные в будущем помогать развитию взаимодействия народов - торгового и культурного обмена между ними.

Цель обучения в гимназиях - «приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах». Еще одна цель - «преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения, тем, кои, не имея намерения продолжать оные в университетах, пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека» [8, с. 636]. Поэтому необходимость изучения восточных языков в Астраханской мужской гимназии была обоснована.

Персидский язык

Еще в 1809 г. директор Астраханской мужской гимназии А. А. Храповицкий задумал на основании пункта II Устава гимназий ввести персидский язык, считая это полезным ввиду большого количества персов в Астрахани, которые занимались здесь торговлей. Для осуществления задуманного директор гимназии обратился за советом к генеральному консулу в Персии - коллежскому советнику М.Д. Скабиневскому, который рекомендовал ему Мирзу Абдуллу Визире-ва, как «... человека способного занять место преподавателя персидского языка в гимназии» [9, с. 437]. На вопрос Храповицкого, какое вознаграждение Визирев хотел бы получать, тот ответил, что готов приступить к работе в гимназии бесплатно при условии, что директор достанет ему грамматику, сочинённую Скабиневским [10, л. 3].

В попечительный совет Храповицкий сообщал, что «.нашел способного к преподаванию персианина Визирева, принимающего на себя труд преподавания из одного усердия к службе Его Императорскому Величеству» [9, с. 439]. Надежды на открытие персидского класса в 1809 г. не оправдались. Разрешение от попечителя было получено только в 1811 г.

В стенах Астраханской мужской гимназии к преподаванию персидского языка допускались не только этнические персы и представители малых народов, но и русские.

С 15 августа 1835 г. по 1843 г. Николай Иванович Михайлов - губернский переводчик персидского языка при Астраханских присутственных местах исполнял обязанности учителя персидского в гимназии [11, л. 1].

В 1846 г. «.Дербентский из персиан дворянин Садык-Бек Аджи Джедоар-Беков или Джиа-фаров» [9, с. 452] подал прошение о предоставлении ему места учителя персидского языка в Астраханской мужской гимназии. С 30 сентября 1846 г. он был допущен к должности учителя без жалования. Только после получения звания учителя арабского и персидского языков и согласия министра народного просвещения в октябре 1846 г. он был назначен старшим учителем персидского языка с жалованием.

Однако процесс утверждения в должности затянулся на несколько лет. В 1847 г. попечитель ответил, что «Джиафаров утвержденным быть не может по происхождению» [9, с. 453]. После этого начался поиск документов, подтверждающих его дворянскую родословную. В 1849 г. Дербентский военный губернатор выдал свидетельство о бекском происхождении Джиафарова. Даже после того директор гимназии Аристов медлил с представлением Джиафарова, указывая на его некомпетентность. Сообщая в попечительский совет директоров, отмечал, что Джиафа-ров способен только учить чтению персидского и видел его вину в неудовлетворительных успехах учеников. Однако попечитель встал на сторону преподавателя, что было крайне редко, и заявил, что необходимо «.уважать мнение о нем, данное от университета» [9, с. 460]. В итоге преподаватель Джиафаров продолжил службу в гимназии, получив «.третное не в зачет жалование» [9, с. 460], до упразднения преподавания персидского в 1866 г. После был уволен за штат, дослужившись до чина коллежского советника.

Татарский язык

В 1817 г. преподаватель М. А. Визирев обратился к директору с просьбой о том, что для Астраханского края необходимы татарский и турецкий языки. В помощники себе он просил перевести письмоводителя дирекции Волочкова в преподаватели гимназии, это было исполне-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

но попечителем. Так начинается долгая история преподавания татарского языка в стенах Астраханской мужской гимназии.

За время ее существования здесь успели поработать много преподавателей татарского языка, у некоторых стаж исчислялся десятилетиями. Одним из них был Маулям Бердиев, занимавший должность с 1833 г. до 1864 г. [12, л. 2].

23 августа 1863 г. младшим учителем татарского языка был определен «...Надворный Советник Михаил Борисович Первухин» [9, с. 482]. После окончания отделения словесных наук Казанского университета в 1834 г. был утвержден учителем арабского языка в 1-й Казанской гимназии. За время своего пребывания он занимал разные должности - старшего учителя арабского языка, секретаря педагогического совета, комнатного надзирателя пансиона, преподавателя турецко-татарского языка. В 1840 г. был уволен «.по прошению от учебного ведомства» [9, с. 482]. Далее в его карьере начинается этап государственной службы. В 1841 г. Первухин определен письмоводителем при Елабужском окружном лесничем Министерства государственных имуществ, откуда в 1842 г. перешел на службу столоначальника в Оренбургскую палату государственных имуществ. В последующем он становится переводчиком. За усердную службу Оренбургский губернатор назначил Первухина на должность попечителя оренбургских прилинейних киргизов. Тесное сотрудничество с малыми народами Российской империи для него закончилось в 1861 г. За свою непродолжительную карьеру в Астраханской мужской гимназии Первухин отметился «... не совсем трезвою жизнью» [9, с. 481], за что получал выговоры, а в 1866 г. был уволен из штата.

Армянский язык

11 ноября 1835 г. директор Рыбушкин получил от попечителя предложение начать преподавание армянского языка и «.возложить рассмотрение их на молодых русских ученых, основательно знающих армянский язык и могущих на нем свободно объяснятся» [9, с. 492]. Отмечалось, что изучение восточных языков принесет пользу для отечества в таких сферах, как торговля, политика и наука. Наличие в Астрахани большой армянской диаспоры и армянского училища становилось важным подспорьем в решении этой задачи.

Из учеников Астраханской мужской гимназии и Агабабовского училища были выбраны кандидаты, которые освобождались от занятий латинским и немецким языками, в пользу углубленного изучения персидского, татарского и армянского [13, л. 4].

Армянский язык был введен в курс гимназии в 1838 г. Однако преподавание велось на безвозмездной основе, а средства, запрошенные на содержание воспитанников, отобранных для изучения языка, получены не были. В этом же году начинается преподавание армяно-григорианского Закона Божьего.

Вел курс нового предмета Герасим Попов - штатный смотритель армянского Агабабовского училища, который происходил из астраханских армян. Закончив обучение в Московской коммерческой практической академии, вернулся в Астрахань. Свою деятельность в качестве преподавателя Астраханской мужской гимназии продолжал до 1848 г. и уволен по собственному желанию за «.неимению свободного времени по Агабабовскому училищу» [9, с. 494].

На его место был утвержден Владимир Алексеевич Чернышов, который, как и предшественник, согласился трудиться без жалования. Выпускник Казанского университета совмещал свои обязанности с государственной службой в канцелярии присутствия губернского правления. После его увольнения преподавание армянского языка прекращается до 1862 г. [14, л. 2].

После одобрения попечителя в 1862 г. армянский язык вернулся в курс Астраханской мужской гимназии. Преподавателем на безвозмездной основе был назначен учитель Агабабовского училища Тотомианц.

В 1870-х гг. армянский язык преподавали священники Калантарианец и Серафим Лазарев, которые совмещали это с преподаванием армяно-григорианского Закона Божьего. В следующее десятилетие здесь трудились священники Минас Мхитарьянц и Авраам Попов.

Армянский епископ обращался к попечителю с просьбой увеличить количество часов, отводимых на изучение языка и Закона Божьего, а также начать выплату жалования из средств гимназии. Все закончилось тем, что 18 сентября 1887 г. ввели «.обязательство родителей и благо-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

творителей из армян относительно обеспечения уплаты жалования за преподавание армянского языка и Закона Божьего» [9, с. 495].

В 1888 г. епископ Кеворк выделил 200 рублей из церковных сумм на жалование для преподавателей. Вместе с этим был предложен вариант расписания уроков, составленный законоучителем Мхитарьянцем, который директор Котовщиков отверг [15, с. 111].

В этом же году епископ прислал программы, согласно которым должны были обучаться армянские дети [16, с. 173]. Так, с первого по второй класс предполагались чтение и письмо по книге Г. Аганианца. В третьем и четвертом классе добавлялась диктовка. Программа пятого класса включала сочинения на разговорном языке. Шестой класс требовал умения переводить статьи с русского на разговорный армянский, а в седьмом - на книжный армянский. В восьмом классе - чтение и перевод с книжного на разговорный язык армянских писателей и армянских переводов с европейских языков.

В 1895 г. новым преподавателем армянского языка стал Хачатур Котоянц, который трудился до 1897 г.

Арабский язык

Преподавание арабского языка в гимназии сильно зависело от других восточных языков -татарского и персидского. В 1840 г. учитель персидского языка Михайлов сообщал директору, что, по сведениям, полученным от профессора Эрдмана, выпускник гимназии на вступительном экзамене в университете показал «... недостаточные сведения, только в арабском языке» [9, с. 513]. Исходя из этого Михайлов предлагает ввести новую дисциплину - арабский язык. Директор гимназии Рыбушкин подал запрос попечителю на введение нового курса и выделения средств для преподавателей, однако получил отказ. Только в 1844 г. уроки арабского языка появились в курсе Астраханской мужской гимназии.

До преподавания арабского были допущены учителя Холмогоров, Бердиев и Джиафаров. Директор сообщал попечителю, что «.поступают на восточные классы только ленивые, редко посещающие класс и слабые по всем предметам, поступающие, чтобы избавиться от изучения немецкого языка» [9, с. 515]. Как уже отмечалось, вину в этом директор возлагал на учителя Джиафарова, сообщая о его слабых преподавательских умениях и навыках. Исходя из этого, в 1857 г. директор гимназии Аристов просит о прекращении преподавания восточных языков. Руководство гимназии объясняло это низкой успеваемостью и необходимостью реструктуризации фонда жалования, который требовалось направить на долг по книгам и ремонт здания гимназии. Однако попечитель отказал в этой просьбе и даже возложил вину на руководство гимназии в сложившейся ситуации. В ответе сообщалось, что попечительский совет удивлен, почему в таком городе, как Астрахань, слабая заинтересованность в изучении восточных языков. Преподавание татарского, персидского и арабского было продолжено.

Таким образом, на примерах 1-й Казанской мужской гимназии и Астраханской мужской гимназии, которые представляют Казанский учебный округ, прослеживаются тенденции к развитию и распространению интереса к восточной культуре. Введение в курс преподаваемых дисциплин восточных языков свидетельствует о гармоничной и всесторонней государственной национальной политике в условиях XIX - начала XX в.

Наличие в этих городах большого количества носителей восточной культуры подталкивало к необходимости начала преподавания, изучения и систематизации восточного языкознания. Появляются первые профессиональные преподаватели, переводчики, ученые, которые послужили на благо своему государству. Сформировалось несколько поколений изучавших национальные языки в общеобразовательных гимназиях под чутким руководством и одобренной программе. Работа строилась на добровольных началах. Многие из преподавателей были выведены за штат гимназий и совмещали преподавание языкознания и основное ремесло. Но, даже несмотря на нехватку финансирования, была проделана огромная работа, а каждый из преподавателей внес свой вклад в распространение и изучение восточных языков в нашем регионе.

Список источников

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое : с 1649 г. по 12 декабря 1825 г. (далее - 1ПСЗ). Т. 2 : 1802-1803. СПб. : Тип. 2-го Отделения Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. 1122 с.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

2. Кононов А. Н. История изучения тюркских народов России: дооктябрьский период. Л.: Наука, Ле-нингр. отделение, 1982. 201 с.

3. Валеев Р. М., Валеева Р. З. Традиция преподавания азиатских языков в общеобразовательных школах России и Первая Казанская гимназия (1769-1855) // Сб. ст. и докл. участников I Междунар. науч.-практ. конф. (20-21 апреля 2017 г.). Казань: Казанский фед. ун-т, 2017. С. 23-32.

4. Национальный архив Республики Татарстан (далее - НАРТ). Ф. 87. Оп. 1. Д. 8794.

5. НАРТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 3833.

6. НАРТ. Ф. 977. Оп. 1. Д. 652.

7. Булич С.К. Очерк истории языкознания в России // Записки историко-филологического факультета Императорского С.-Петербургского университета. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1904. 1248 с.

8. Высочайше утверждённый Устав Императорского Казанского университета // 1ПСЗ. Т. XXVIII: 1804-1805. СПб.: Тип. 2-го отделения Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. 1349 с.

9. Остроумов Т. Исторический очерк Астраханской 1-й мужской гимназии за время с 1806 по 1914 год. Астрахань, 1914. 846 с.

10. Государственный архив Астраханской области (далее - ГААО). Ф. 968. Оп. 1. Д. 2.

11. ГААО. Ф. 968. Оп. 1. Д. 3.

12. ГААО. Ф. 968. Оп. 1. Д. 4.

13. ГААО. Ф. 968. Оп. 1. Д. 7.

14. ГААО. Ф. 968. Оп. 1. Д. 8.

15. Казанский Н. Народное образование в Астраханской губернии // Русская мысль. 1898. Вып. 6. 120 с.

16. Веселовский Н. И. Сведения об официальном преподавании восточных языков в России // Труды III Междунар. съезда ориенталистов в С.-Петербурге 1876 г. СПб., 1879-1880. Т. 1. С. 99-205.

References

1. Complete collection of laws of the Russian Empire. First Collection: from 1649 to December 12, 1825 (hereinafter - 1CCL). Vol. 2: 1802-1803. St. Petersburg: Printing House of the Second Section of His Imperial Majesty's Chancellery; 1830. 1122 p. (In Russ.).

2. Kononov A.N. History of the study of the Turkic peoples of Russia: the pre-October period. Leningrad: Nauka, Leningrad branch Publ.; 1982. 201 p. (In Russ.)

3. Valeev R.M., Valeeva R.Z. The tradition of teaching Asian languages in comprehensive schools of Russia and the first Kazan gymnasium (1769-1855). Collection of articles and reports of participants of the I International Scientific and Practical Conference (April 20-21, 2017). Kazan: Kazan Federal University Press; 2017:23-32. (In Russ.).

4. National Archive of the Republic of Tatarstan (hereinafter - NART). Fund 87. In. 1. File 8794. (In Russ.).

5. NART. Fund 92. In. 1. File 3833. (In Russ.).

6. NART. Fund 977. In. 1. File 652. (In Russ.).

7. Bulich S.K. An essay on the history of linguistics in Russia. Notes of the historical and philological faculty of the Imperial St. Petersburg University. St. Petersburg: M. Merkushev Printing House; 1904. 1248 p. (In Russ.).

8. The Supremely approved Charter of the Imperial Kazan University. 1CCL. Vol. 28: 1804-1805. St. Petersburg: Printing House of the Second Section of His Imperial Majesty's Chancellery; 1830. 1349 p. (In Russ.).

9. Ostroumov T. Historical essay on the Astrakhan 1st boys' gymnasium from 1806 to 1914. Astrakhan, 1914. 846 p. (In Russ.).

10. State Archive of Astrakhan Region (hereinafter - SAAR). Fund 968. In. 1. File 2. (In Russ.).

11. SAAR. Fund 968. In. 1. File 3. (In Russ.).

12. SAAR. Fund 968. In. 1. File 4. (In Russ.).

13. SAAR. Fund 968. In. 1. File 7. (In Russ.).

14. SAAR. Fund 968. In. 1. File 8. (In Russ.).

15. Kazansky N. Public education in the Astrakhan province. Russkaya mysl' = Russian Thought. 1898;(6). 120 p. (In Russ.).

16. Veselovsky N.I. Information on the official teaching of Oriental languages in Russia. Proceedings of the 3 International Congress of Orientalists in St. Petersburg in 1876. St. Petersburg, 1879-1880;1:99-205. (In Russ.).

Информация об авторе

А. С. Петров - аспирант кафедры истории России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

A. S. Petrov - Postgraduate Student of the Department of Russian history.

Статья поступила в редакцию 05.04.2024; одобрена после рецензирования 12.05.2024; принята к публикации 29.05.2024. The article was submitted 05.04.2024; approved after reviewing 12.05.2024; accepted for publication 29.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.