Научная статья на тему 'Формирование китаеведения в Казанском университете и преподавание китайского языка в Первой Казанской гимназии (первая половина Х1Х В. )'

Формирование китаеведения в Казанском университете и преподавание китайского языка в Первой Казанской гимназии (первая половина Х1Х В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
601
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / КИТАЕВЕДЕНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА / РОССИЙСКИЕ КИТАЕВЕДЫ / КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПЕРВАЯ КАЗАНСКАЯ ГИМНАЗИЯ / ORIENTAL STUDIES / SINOLOGY / TEACHING CHINESE LANGUAGE / RUSSIAN SINOLOGISTS / KAZAN UNIVERSITY / FIRST KAZAN GYMNASIUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеев Р. М., Федорченко Р. Г.

В статье представлен материал о формировании китаеведения в Казанском университете в первой половине XIX в. и основных направлениях преподавания китайского языка в Первой Казанской гимназии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of sinology in Kazan university and teaching Chinese in First Kazan gymnasium (first half of the XIX century)

This paper reviews the development of Chinese studies in the first half of XIX century in Kazan University. It also deals with main directions of teaching Chinese language in First Kazan Gymnasium

Текст научной работы на тему «Формирование китаеведения в Казанском университете и преподавание китайского языка в Первой Казанской гимназии (первая половина Х1Х В. )»

УДК 03.23.55

Р.М.Валеев, Р.Г.Федорченко

ФОРМИРОВАНИЕ КИТАЕВЕДЕНИЯ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В ПЕРВОЙ КАЗАНСКОЙ ГИМНАЗИИ

(ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА Х1Х В.)1

В статье представлен материал о формировании китаеведения в Казанском университете в первой половине XIX в. и основных направлениях преподавания китайского языка в Первой Казанской гимназии.

Ключевые слова: Востоковедение, Китаеведение, Преподавание китайского языка, Российские китаеведы, Казанский университет, Первая Казанская гимназия.

R.M. Valeev, R.G. Fedorchenko FORMATION OF SINOLOGY IN KAZAN UNIVERSITY AND TEACHING CHINESE IN FIRST KAZAN GYMNASIUM (FIRST HALF OF THE XIX CENTURY)

This paper reviews the development of Chinese studies in the first half of XIX century in Kazan University. It also deals with main directions of teaching Chinese language in First Kazan Gymnasium.

Key words: Oriental studies, Sinology, Teaching Chinese language, Russian sinologists, Kazan university, First Kazan gymnasium.

Межгосударственное и социокультурное взаимодействие России - Китая - Запада и особенно практическое, академическое и университетское изучение языка, литературы, истории и культуры народов Китая стали важным фактором зарождения и развития синологии в России и Европе в ХУШ - нач. ХХ вв. [1]. Формирование казанского университетского китаеведения, маньчжуроведения и буддологии в первой половине Х1Х в. в основе которых было изучение языков и памятников духовной культуры народов Центральной Азии связано с деятельностью известных ученых и участников Пекинской духовной миссии -архимандрита Даниила (1798-1871, Пекин, 1821-1830), И.П.Войцеховского (1793-1850, Пекин, 1819-1831) и воспитанника восточного разряда, также члена миссии в 1840-1850 гг. В.П.Васильева (1818-1900). Университетская кафедра китайского языка и словесности (1837 г.), преобразованная в 1844 г. в кафедру китайско-маньчжурской словесности, и исследования казанских востоковедов олицетворяли истоки и развитие университетской традиции изучения в России дальневосточных цивилизаций и государств.

Первым профессором китайского языка в Казанском университете стал архимандрит Даниил (Д.П.Сивиллов (1798-1871), который преподавал в 1837-1844 гг. Преемником архимандрита Даниила в Казанском университете стал И.П.Войцеховский (1793-1850), заложивший основы научного маньчжуроведения в Казани в 1844-1850 гг. В 1851-1855 гг. кафедру возглавлял В.П.Васильев (1818-1900). Они сыграли исключительную роль в формировании традиции преподавания китайского языка в университете и Первой Казанской гимназии.

В начале 1837 г. на должность ординарного профессора китайского языка, учреждаемой кафедры разряда восточной словесности, был приглашен архимандрит Московского Златоустовского монастыря Даниил, прослуживший в университете до 1844 г. 11 мая 1837 г. в Казанском императорском университете была открыта первая в России кафедра китайского языка [2]. Вслед за началом преподавания китайского языка в университете встал вопрос об организации его изучения в Первой Казанской гимназии. 3 ноября 1838 г. особым распоряжением попечителя учебного округа в гимназии было введено преподавание китайского языка. Обязанности лектора были возложены на профессора университета архимандрита Даниила. В 1838 г. попечитель Казанского учебного округа утвердил надзирателем для практических занятий гимназистов языком губернского секретаря Алексея Сосницкого [3]. С 1839 г., помимо китайского языка, ученики обязаны были изучать и монгольский язык. В 1841 г. профессором Д.Сивилловым была составлена первая программа преподавания китайского языка в Первой Казанской гимназии. В 1841 г. в Казанском университете состоялся первый выпуск студентов, окончивших курс китайской словесности. Одним из лучших выпускников стал Сергей Рушко [4]. C 23 сентября 1841 г. Сергей Рушко стал преподавать китайский язык.

В феврале 1844 г. в связи с прошением архимандрита Даниила об увольнении на должность профессора китайского и маньчжурского языков приглашается И.П.Войцеховский. В апреле 1844 г. И.П. Войцеховский утверждается профессором китайского языка с поручением преподавания маньчжурского языка. В августе 1844 г. он прибыл в Казанский университет, где преподавал до своей смерти в 1850 г. За этот период ему удалось написать только несколько учебно-методических программ и пособий, которые использовались в преподавании китайского и маньчжурского языков в гимназии и университете. В Казани И.П.Войцеховский закончил составление «Китайско-маньчжурско-русского словаря» [5]. Он положил начало университетской школе маньчжурской филологии и языкознания в России.

В 40-х - первой половине 50-х гг. XIX в. произошли существенные изменения в организации и методике изучения азиатских языков, в том числе китайского и маньчжурского языков в Первой Казанской гимназии.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ

По проекту "Положения о преподавании азиатских языков в 1-ой Казанской гимназии" 1845 г. преподавание языков Цинской империи планировалось на разрядах: китайско-маньчжурский и монгольско-маньчжурский. Из 80-ти казеннокоштных гимназистов учебного заведения восточные языки должны были изучать 15 воспитанников, в том числе 2 - китайский и маньчжурский и 2 - маньчжурский и монгольский [6].

Профессором И.П.Войцеховским в 1845 г. была составлена новая программа преподавания китайского языка в Первой Казанской гимназии. Согласно программе общий курс изучения китайского языка должен был составлять пять лет [7]. Целью обучения на первом курсе было усвоение основных понятий о китайском языке, а также главных ключей, из которых состоят все слова. Обучение на втором курсе начиналось с изучения грамматики, небольших переводов с китайского на русский и наоборот. На третьем курсе изучались этимология и синтаксис китайского языка. На четвертом особое внимание уделялось изучению различий между книжным и разговорным китайским. Ученики пятого курса должны были самостоятельно заниматься переводами из классических книг. В качестве подготовки к гражданской службе вводились переводы деловых бумаг, писем и исторических рассказов.

В связи со смертью А.Сосницкого в 1843 г. и прошением в мае 1845 г. С.Рушко об увольнении по состоянию здоровья должность преподавателя китайского языка в гимназии оставалась вакантной. В декабре 1845 г. в университете успешно прошел защиту на звание кандидата китайской словесности Иван Ладухин. Его рекомендовали 12 января 1846 г. на должность старшего учителя в Казанскую гимназию. Он сыграл важную роль в дальнейшем развитии преподавания китайского языка в гимназии. В конце 40-х гг. Х1Х в. по инициативе профессора И.П.Войцеховского и преподавателя ИЛадухина началось обсуждение о введении преподавания маньчжурского языка в Первой Казанской гимназии.

Составленная И.Ладухиным программа преподавания маньчжурского языка в гимназии была представлена В.П.Васильеву. Он считал, что «введение преподавания языка маньчжурского в 1-й Казанской гимназии ... не только полезным, но и необходимым». Данная программа получила одобрения профессора В.П.Васильева [8]. Попечитель Казанского учебного округа В.П.Молоствов в 1851 г. разрешил ввести в Первой Казанской гимназии занятия по маньчжурскому языку по программе, составленной ИА.Ладухиным [9].

В 1851-1854 гг. китайский язык в гимназии преподавал Абдекаримов Исмаил (1800-1865). В 1853 -1854 гг. он также вел практические занятия по китайскому языку на восточном разряде университета. Профессор В.П.Васильев, оценивая его деятельность на этой должности в 1854 г. писал: "Практическое преподавание китайского языка безвозмездно предпринятое в университете с прошлого года надзирателем Первой Казанской Гимназии Абдулькэримовым несомненно по своей пользе; при том же так как в нынешнем году поступили из Первой Казанской гимназии в студенты китайско-маньчжур-ского разряда молодые люди учившиеся разговорному китайскому языку, то было бы очень жаль; если бы они не могли более усовершенствоваться и забыли уже приобретенное, - вообще случай приобресть практические познания в китайском языке от природного китайца есть едва ли не единственный в Европе" [10].

Образовательная и научная деятельность казанских китаеведов и в последующем их учеников определили магистральные пути развития российской синологии, монголоведения, буддологии и маньчжуроведения в Х1Х в. Их исследования стали важной частью истории мировой востоковедения. Научная судьба казанских востоковедов отразила общее и особенное в развитии классического китаеведения в российском культурно-историческом пространстве. Они продолжили лучшие педагогические и научные традиции отечественных востоковедов-китаеведов ХУШ в. К сожалению, централизация востоковедческого образования и науки на базе факультета восточных языков университета в 1854/1855 гг. отразилась на преподавании азиатских языков в гимназиях, училищах и университетах в России во второй половине XIX в. Преподавание языков, истории и литературы Китая в Казанском университете и Первой Казанской гимназии прекратилось с закрытием восточного разряда Казанского университета.

Литература

1.См.: Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977; История отечественного востоковедения до середины Х1Х века. М., 1990; История отечественного востоковедения с середины Х1Х века до 1917 г. М., 1997; Куликова А. М. Востоковедение в российских законодательных актах (конец XVII в. — 1917 г.). СПб., 1993; Пан Т. А., Шаталов О. В. Архивные материалы по истории западноевропейского и российского китаеведения. Воронеж, 2004; Дацышен В. Г. История изучения китайского языка в Российской империи: изд. 2-е, испр. и доп. Благовещенск, 2006; Zurndorfer T.H. China Bibliography A Research Guide to Reference Works about China Past and Present. Leiden, 1995, p.4 - 45; Kampen T. China in Europe: A Brief Survey of European China Studies at the Beginning of the Twenty-first Century // China Review International, 2000, Vol. 7, № 2, - P. 291-295; Ming W. Europe

1. Sm.: Skachkov P.E. Ocherki istorii russkogo kitaevedenija. M., 1977; Istorija otechestvennogo vostokovedenija do serediny H1H veka. M., 1990; Istorija otechestvennogo vostokovedenija s serediny H1H veka do 1917 g. M., 1997; Kulikova A. M. Vostokovedenie v rossijskih zakonodatel'nyh aktah (konec XVII v. — 1917 g.). SPb., 1993; Pan T. A., Shatalov O. V. Arhivnye materialy po istorii zapadnoevropejskogo i rossijskogo kitaevedenija. Voronezh, 2004; Dacyshen V. G. Istorija izuchenija kitajskogo jazyka v Rossijskoj imperii: izd. 2-e, ispr. i dop. Blagoveshhensk, 2006; Zurndorfer T.H. China Bibliography A Research Guide to Reference Works about China Past and Present. Leiden, 1995, p.4 - 45; Kampen T. China in Europe: A Brief Survey of European China Studies at the Beginning of the Twenty-first Century // China Review International, 2000, Vol. 7, № 2, - P.

Studies China: Papers from an International Conference on the History of European Sinology, - London, - 2005, p. 111-136.

2. Национальный архив Республики Татарстан (далее - НА РТ). Ф.92. Оп.1. Д.4599; Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). Ф.733. 0п.40. Д.318; РГИА Ф.733. Оп.42. Д.5; НА РТ. Ф.92. Оп.1. Д.5451.

3. Сосницкий А И. (1792 - 1843), причетник Российской духовной миссии в Пекине (1821 - 1830), переводчик и преподаватель китайского языка в гимназии и Казанском университете (1838 - 1843).

4. Рушко С. М. (1819 - 1845), преподаватель китайского языка в гимназии и Казанском университете (1841 - 1845).

5. История отечественного востоковедения до середины XIX века. - М., 1990. - С.123 -124, 273 - 274.

6. НА РТ. Ф.92. Оп.1. Д.3833. Л.4-6 об.

7. НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 3833, Л. 16-21.

8. НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 6504, Л.6.

9. НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 6504, Л. 7.

10. НА РТ. Ф.977. Оп. ИФФ. Д.726. Л.84.

291-295; Ming W. Europe Studies China: Papers from an International Conference on the History of European Sinology, - London, - 2005, p. 111-136.

2. Nacional'nyj arhiv Respubliki Tatarstan (dalee - NA RT). F.92. Op.1. D.4599; Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (dalee - RGIA). F.733. 0p.40. D.318; RGIA. F.733. Op.42. D.5; NA RT. F.92. Op.1. D.5451.

3. Sosnickij A. I. (1792 - 1843), prichetnik Rossijskoj duhovnoj missii v Pekine (1821 - 1830), perevodchik i prepodavatel' kitajskogo jazyka v gimnazii i Kazanskom universitete (1838 - 1843).

4. Rushko S. M. (1819 - 1845), prepodavatel' kitajskogo jazyka v gimnazii i Kazanskom universitete (1841 - 1845).

5. Istorija otechestvennogo vostokovedenija do serediny XIX veka. - M., 1990. - S.123 -124, 273 - 274.

6. NA RT. F.92. Op.1. D.3833. L.4-6 ob.

7. NA RT. F. 92. Op. 1. D. 3833, L.16-21.

8. NA RT. F. 92. Op. 1. D. 6504, L.6.

9. NA RT. F. 92. Op. 1. D. 6504, L.7.

10. NA RT. F.977. Op. IFF. D.726. L.84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.