Научная статья на тему 'ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ КЛАССИЧЕСКИХ ГИМНАЗИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ АСТРАХАНСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ В НАЧАЛЕ XX В.)'

ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ КЛАССИЧЕСКИХ ГИМНАЗИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ АСТРАХАНСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ В НАЧАЛЕ XX В.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСТРАХАНЬ / XX В / АСТРАХАНСКАЯ МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ / ЭКСКУРСИЯ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ПАТРИОТИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ВЫПУСКНИКИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / МУЗЕЙ / ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Анатолий Сергеевич

Рассматривается малоизученный процесс организации обучения и учебного плана в Астраханской мужской гимназии через знакомство с профессиональными навыками, представлениями о родном крае и стране посредством организации экскурсионной работы в начале XX в. Исследование основано на опубликованных работах и архивных источниках, ранее не введённых в научный оборот. Актуальность обусловлена тем, что для реализации новых образовательных реформ необходимо брать на вооружение опыт предыдущих поколений, столкнувшихся со многими проблемами в данной области. Выявляются общие и различные черты в особенностях проведения экскурсий для учащихся Астраханской мужской гимназии. Реализуя свои планы, руководство гимназии использовало историко-краеведческие и производственные экскурсии. При этом предпочтение отдавалось производственному направлению. Целью подобных мероприятий было формирование чувства патриотизма и представлений о востребованности определенных профессий на Астраханском рынке рабочей силы в начале XX в. Для организации этих мероприятий привлекались лица, непосредственно вовлеченные в производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCURSION WORK IN THE SYSTEM OF CLASSICAL GYMNASIUMS (BASED ON THE MATERIALS OF THE ASTRAKHAN MALE GYMNASIUM AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY)

The presented work examines the little-studied process of organizing training and curriculum in the Astrakhan male gymnasium through the formation of professional skills, ideas about the native land and country through the method of excursion work at the beginning of the 20th century. The study is based on published research and archival sources not previously introduced into scientific circulation. The relevance of the study is due to the fact that in the context of the implementation of new educational reforms, it is necessary to look at the experience of previous generations already facing many problems in this area. The purpose of this study is to identify common and different features in the method of conducting excursions for students of the Astrakhan male gymnasium. Realizing their plans, the management of the gymnasium used historical and local history and industrial excursions. At the same time, preference was given to the production direction. The purpose of such events, the author noted, was to form a sense of patriotism and ideas about the demand for certain professions in the Astrakhan labor market at the beginning of the 20th century. Persons directly involved in production were involved in organizing these events.

Текст научной работы на тему «ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ КЛАССИЧЕСКИХ ГИМНАЗИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ АСТРАХАНСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ В НАЧАЛЕ XX В.)»

Научная статья УДК 930

doi: 10.18522/2687-0770-2023-3-97-102

ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ КЛАССИЧЕСКИХ ГИМНАЗИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ АСТРАХАНСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ

В НАЧАЛЕ XX В.)

Анатолий Сергеевич Петров

Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия bayem1993@inbox.ru

Аннотация. Рассматривается малоизученный процесс организации обучения и учебного плана в Астраханской мужской гимназии через знакомство с профессиональными навыками, представлениями о родном крае и стране посредством организации экскурсионной работы в начале XX в. Исследование основано на опубликованных работах и архивных источниках, ранее не введённых в научный оборот. Актуальность обусловлена тем, что для реализации новых образовательных реформ необходимо брать на вооружение опыт предыдущих поколений, столкнувшихся со многими проблемами в данной области. Выявляются общие и различные черты в особенностях проведения экскурсий для учащихся Астраханской мужской гимназии. Реализуя свои планы, руководство гимназии использовало историко-краеведческие и производственные экскурсии. При этом предпочтение отдавалось производственному направлению. Целью подобных мероприятий было формирование чувства патриотизма и представлений о востребованности определенных профессий на Астраханском рынке рабочей силы в начале XX в. Для организации этих мероприятий привлекались лица, непосредственно вовлеченные в производство.

Ключевые слова: Астрахань, XX в., Астраханская мужская гимназия, экскурсия, учебный план, патриотизм, профессиональные навыки, выпускники, преподаватели, музей, производство

Для цитирования: Петров А.С. Экскурсионная работа в системе классических гимназий (по материалам Астраханской мужской гимназии в начале XX в.) // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2023.№ 3. С. 97-102.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY4.0). Original article

EXCURSION WORK IN THE SYSTEM OF CLASSICAL GYMNASIUMS (BASED ON THE MATERIALS OF THE ASTRAKHAN MALE GYMNASIUM AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY)

Anatoly S. Petrov

Tatishchev Astrakhan State University, Astrakhan, Russia bayern1993@inbox.ru

Abstract. The presented work examines the little-studied process of organizing training and curriculum in the Astrakhan male gymnasium through the formation of professional skills, ideas about the native land and country through the method of excursion work at the beginning of the 20th century. The study is based on published research and archival sources not previously introduced into scientific circulation. The relevance of the study is due to the fact that in the context of the implementation of new educational reforms, it is necessary to look at the experience of previous generations already facing many problems in this area. The purpose of this study is to identify common and different features in the method of conducting excursions for students of the Astrakhan male gymnasium. Realizing their plans, the management of the gymnasium used historical and local history and industrial excursions. At the same time, preference was given to the production direction. The purpose of such events, the author noted, was to form a sense of patriotism and ideas about the de-

© Петров А.С., 2023

mand for certain professions in the Astrakhan labor market at the beginning of the 20th century. Persons directly involved in production were involved in organizing these events.

Keywords: Astrakhan, 20th century, Astrakhan male gymnasium, excursion, curriculum, patriotism, professional skills, graduates, teachers, museum, production

For citation: Petrov A.S. Excursion Work in the System of Classical Gymnasiums (Based on the Materials of the Astrakhan Male Gymnasium at the Beginning of the 20th Century). Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(3):97-102. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY4.0).

Становление классического образования мужских гимназий в Астраханской губернии начинается с издания «Устава учебных заведений, подведомых университетам» 1804 г. Данный документ, определяющий новые принципы в российском образовании - всесословность школы и преемственность всех ее ступеней, создавал на месте прежних главных и малых народных училищ три новых типа учебных заведений: гимназии, уездные и приходские училища [1, с. 35].

В 1806 г. выходит распоряжение попечителя Казанского учебного округа, по которому народное училище, открытое в Астрахани в 1788 г., приобретает статус гимназии. В этом же году и состоялось ее открытие [2, c. 24].

За длительный этап своего существования гимназия пережила множество изменений: управленческих, структурных, педагогических. Из стен гимназии вышло немало выдающихся выпускников, вписавших свое имя в отечественную историю.

При составлении учебного плана на каждый год руководство гимназии сталкивалось с трудностями, обусловливающими положение далекой провинциальной гимназии [3, л. 3]. Нехватка кадров, финансирования, особенности семей учащихся оказывали свое влияние [4, л. 1]. Несмотря на довольно значительное количество проживающих в Астрахани тогда купцов и мещан, большинство учащихся были выходцами из дворянского сословия или детьми чиновников, которые хотели бы продолжать свое обучение в университете. Однако, несмотря на все это, образовательный процесс шел своим чередом.

Поведение учащихся, по свидетельствам современников, на первых этапах было далеко не идеальным. Да и учителя часто бывали замечены в пьянстве, за что и лишались работы [5, л. 1]. Но изменения в методике преподавания, в первую очередь обусловленные реформами образования в XIX - начале XX в., изменили эту картину.

В курс обучения входили новые дисциплины, изучались такие языки, как татарский, персидский, греческий, латинский, немецкий и французский [6, л. 2]. С 1819 г. обязательным стало преподавание богословия [7, л. 1]. Уделялось внимание физическому и эстетическому воспитанию. Но немаловажным было и формирование чувства патриотизма - любви к родине как большой, так и малой. Для этого необходимо личное знакомство с необъятной страной и своим краем: с его улицами, памятниками, достопримечательностями.

Преподаватели Астраханской гимназии в своей работе пользовались различными методами. Чаще всего это были прогулки и экскурсии. В начале ХХ в. такой педагогический метод уже был важным воспитательным и образовательным средством в обиходе школьной жизни.

Актуальность исследования объясняется тем, что сегодня государством поставлены новые цели в рамках образовательной реформы. Современные требования к подходу, методам и результатам школьного образования, отраженные в новом Федеральном государственном образовательном стандарте 2020 г., отводят важнейшую роль в духовно-нравственном воспитании именно школе.

Опыт предшествующих поколений по выполнению схожих требований в системе просвещения Российской империи на примере истории Астраханской мужской гимназии служит ориентиром в данной работе. Цель нашего исследования - выявление общих и различных черт в особенностях проведения экскурсий для учащихся Астраханской мужской гимназии.

В конце 1901 г. директор гимназии С.А. Богатырев, сменивший на этом посту В. Н. Смолья-нинова, который руководил учреждением с 1897 г., основываясь на опыте экскурсий по России, которые совершили многие педагоги и лично он, предложил членам Педагогического совета

организовать ряд экскурсий и прогулок в Астрахани и ее окрестностях, а также по России. Предложение было одобрено [8, с. 458]. Его предшественник за время своего пребывания в должности директора поддерживал научную жизнь гимназии, заботливо относился к физическому и духовно-нравственному развитию учащихся - он проводил прогулки по Волге и окрестностям Астрахани. По его распоряжению была организована «дачная колония» для учащихся, которые из-за финансового состояния семей не имели возможность выбраться из города. Смольянинов являлся действительным членом Астраханского губернского статистического комитета, председателем комитета Астраханской общественной библиотеки, действительным членом общества классической филологии и педагогики [8, с. 443].

19 марта 1901 г., согласно прошению, он был назначен директором Московской шестиклассной прогимназии. До вступления в должность нового директора обязанности исполнял инспектор Е.В. Воздвиженский [8, с. 443].

9 сентября 1901 г. С.А. Богатырев вступил в должность директора Астраханской мужской гимназии. Карьерный путь он начинал преподавателем в Самарском реальном училище и Самарской женской гимназии. Его педагогическая деятельность сочеталась с деятельностью чиновника. Только в Астрахани он с 1903 г. был председателем педагогического совета женской гимназии, с 1904 г. - директором Астраханского тюремного комитета, а с 1905 г. - почетным мировым судьей Астраханского городского округа [8, с. 444].

Он уделял особое внимание подготовке к учебному процессу, требуя того же от своих подчиненных. Прорабатывая учебные планы, уроки, классные и внеклассные мероприятия, он отмечал высокую воспитательную задачу гимназии. С подобным подходом готовились все экскурсии для учащихся Астраханской мужской гимназии.

Формирование любви к малой родине у подрастающего поколения посредством знакомства его с местными достопримечательностями не только устраняет пробелы в знаниях, но и помогает в дальнейшем профессиональном определении учащихся.

Будущие кадры для Астраханского региона, выходившие из стен мужской гимназии, знакомились с особенностями производства в различных областях промышленности. Они узнавали тонкости работы на основных астраханских предприятиях.

В зависимости от целей организовывались различные типы экскурсий по Астрахани и ее окрестностям. Б. В. Емельянов, рассматривая вид тематических экскурсий, делит их на литературные, архитектурно-градостроительные, исторические, производственные, а каждый из которых, в свою очередь, имеет свои подтипы [9, с. 12].

Первый представленный вид - историко-краеведческие. В январе 1902 г. под руководством учителя истории В. А. Докучаева учащиеся 8-го класса посетили «домик Петра Великого». Здесь они познакомились с «...остатками времени пребывания Петра в Астрахани» [10, c. 140]. Участники экскурсии отмечали, что самым ценным экспонатом для них была Плезир-яхта, построенная в 1722 г., на которой Петр объезжал окрестности города. Позднее эта экскурсия повторилась с учащимися 3-го класса.

23 марта 1902 г. под руководством преподавателей С. С. Краснодубровского и С. А. Царев-ского была проведена экскурсия для учащихся подготовительного и 1 -го класса в Астраханский кремль «.для осмотра кремлевских соборов, стен и башен» [10, c. 158]. В мае того же года под руководством А. М. Внукова, П. П. Алексеева и С.А. Никольского похожая экскурсия была проведена для учащихся 4-6-х классов.

Знакомство с материальной историей края на местности у учащихся Астраханской мужской гимназии произошло в сентябре 1902 г. на остатках города Хаджи-Тархан - Шаренном Бугре. Ученикам «.посчастливилось найти несколько старинных глиняных сосудов, почти в целом виде, массу осколков посуды с рисунками, несколько человеческих черепов» [10, c. 189].

В октябре 1902 г. учащиеся с 3-го по 8-й класс под руководством все того же В. А. Докучаева знакомились с «.экспонатами для калмыцкого отдела при устраиваемой в Санкт-Петербурге международной выставке исторических костюмов» [10, c. 174]. Экспозиция была представлена в здании Управления государственных имуществ. Ученики познакомились с образцами вооружения 1812 г., убранством калмыцкой кибитки, предметами быта.

В ноябре 1903 г. директор гимназии С. А. Богатырев отправился на экскурсию с учениками 8-го класса в Петровский музей [10, c. 160]. Основным источником знаний о родном крае для учащихся послужила обширная коллекция музея, представленная в следующих отделах: археологическом, этнографическом, зоологическом, ботаническом, палеонтологическом, минералогическом, соляном, рыбопромышленном, сельскохозяйственном, педагогическом. Проводил экскурсию хранитель музея П. М. Новиков. В последующие годы практика посещения музея продолжилась.

Историко-краеведческие экскурсии включили в себя и посещения религиозных мест. Так, в декабре 1904 г. ученики 6-го класса под руководством преподавателя П. Н. Новикова и ключаря В. В. Карасева посетили ризницу Астраханского кафедрального собора и Успенский собор [10, c. 163].

Второй тип экскурсий, которые проводились для учеников Астраханской мужской гимназии, был производственный. Каждая из них включала в себя не только знакомство с предприятием, но и погружение в особенности экономических и технических составляющих. Некоторые ученики лично смогли попробовать себя в роли рыболова или служащего трамвайного депо. Объем подобных экскурсий в рамках города явно превышал остальные.

История астраханского трамвая, начавшаяся в 1900 г., повлекла за собой и череду ознакомительных мероприятий. Так, в 1902 г. ученики 8-го класса с классным наставником В. А. Докучаевым и учителем физики А. И. Расторгуевым посетили электрическую станцию Общества астраханских трамваев. Здесь они увидели устройство паровых машин, динамо-машины системы Сименса и Гальске, распределительной доски, по которой «...можно видеть распределение электрической энергии во всякий данный момент» [10, c. 138].

В феврале 1902 г. для учеников Астраханской мужской гимназии была организована экскурсия в бактериологическую лабораторию, находившуюся при больнице Приказа общественного призрения. Сопровождал их инспектор П. Н. Муратовский [10, c. 142]. Открытая в 1901 г. по инициативе Общества астраханских врачей лаборатория тесно связана с Астраханской мужской гимназией. Выпускник гимназии И. А. Деминский в 1883 г. продолжил обучение на медицинском факультете Казанского университета и в 1889 г. вернулся в Астрахань [11, c. 67]. В период с 1891 до 1907 г. он работал врачом на соляных промыслах на Баскунчаке. Его научные интересы составляли инфекционные заболевания. С 1909 г. являлся заведующим противочумной лаборатории. В Астрахани в 1910 г. проходил съезд участников по противочумным мероприятиям юго-востока России, на котором И. А. Деминский выступил с двумя докладами: «Чума в Астраханской губернии за 10 лет (1899-1909 гг.)» и «Карбоново-скипидарные растворы как вспомогательное средство борьбы с чумой». Его мысль о необходимости систематического изучения чумы в Астраханском крае особым персоналом в мирное время предвосхитила организацию современной противочумной системы [11, c. 68].

27 ноября 1902 г. с разрешения управляющего акцизными сборами Астраханской губернии учащиеся посетили Астраханский казенный винный склад [10, c. 143]. Заведующий складом и его помощник показали им артезианский колодец глубиной 180 саженей, рассказали о способах бурения. После шло знакомство с производством - учащиеся увидели бочки для хранения спирта, процесс перегонки, систему фильтрации с помощью древесного угля. В лаборатории они узнали сведения о химическом анализе спирта, увидели процесс розлива готовой продукции по бутылкам.

В этот же день была организована экскурсия для учеников 5-го класса в типографию, где печаталась газета «Астраханский вестник». Заведующий типографией М. Б. Богомолов посвятил их в особенности устройства печатного дела [10, c. 147].

Большой экскурсионный день для учащихся 4-го класса начался с посещения Ихтиологического музея Управления рыбными и тюленьими промыслами. Помимо большого количества чучел, они познакомились с историей рыболовства, его орудиями и судами [10, c. 148].

Для учащихся 6-го класса была подготовлена экскурсия на чугунно-литейный завод г. Красавина. Под руководством классного наставника П. П. Алексеева они познакомились с полным процессом изготовления изделий из чугуна. В помещении для изготовления форм располагались столярные станки, на которых они вытачивались. Отмечалось, что к изготовлению форм

допускались люди, не имеющие специального образования, но обладающие опытом и знанием моделирования по рисунку [1, c. 150].

Продолжая знакомить учащихся Астраханской мужской гимназии с производственным сектором, руководство организовало им экскурсию на епархиальный свечной завод, где они узнали о двух способах приготовления свечей: тяговалый и обливной. Основой для свечей служил персидский и африканский воск [12, 13].

Стоит отметить, что для знакомства с природой Астраханского края учащимся были организованны несколько экскурсий и прогулок.

Основываясь на проведённом анализе экскурсионной работы в Астраханской мужской гимназии, можно сделать вывод, что основными типами экскурсий были историко-краеведческие и производственные. Явная цель этих мероприятий - знакомство с особенностями производственного сектора Астрахани и культурным наследием региона, для дальнейшего профессионального определения учащихся и формирования чувства патриотизма. Проведенная работа руководством и преподавателями гимназии свидетельствует о том, что у учащихся сформировалось целостное представление об Астраханском крае. Воспоминания и описания, составленные участниками экскурсий, указывают нам на высокий уровень осведомленности своего дела экскурсоводами, в числе которых были непосредственные руководители предприятий и музеев. Стоит отметить и дисциплину учащихся, на которую указывается в воспоминаниях участников. Не было замечено ни одного нарушения.

Очевидно и то, что при организации мероприятий не уделялось такого большого внимания безопасности, как в современной школе, что обусловлено процессами глобализации и информатизации нашего общества.

Духовно-нравственное воспитание современных учащихся среднеобразовательных учреждений должно включать в себя обязательные экскурсионные программы. Учащиеся Астраханской мужской гимназии в начале XX в. имели возможность познакомиться не только со своим родным краем, но и со всей страной. Поэтому для нас необходимо проводить схожую работу в современных условиях.

Список источников

1. Устав учебных заведений, подведомых университетам. СПб., 1804. 76 с.

2. Кирокосьян М.А. Очерки истории школьного образования в Астрахани. Астрахань, 2009. 170 с.

3. ГААО. Ф. 968. Оп. 1. Д. 8.

4. ГААО. Ф. 968. Оп. 1. Д. 7.

5. ГААО. Ф. 968. Оп. 1. Д. 3.

6. ГААО. Ф. 968. Оп. 1. Д. 2.

7. ГААО. Ф. 968. Оп. 1. Д. 4.

8. Остроумов Т. Исторический очерк Астраханской 1-й мужской гимназии за время с 1806 по 1914 год. Астрахань, 1914. 846 с.

9. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2000. 216 с.

10. Богатырев С. А. Материалы по воспитанию и обучению. Вып. 1: Экскурсии учеников Астраханской гимназии в 1902, 1903 и 1904 гг. Астрахань: Тип. В. Л. Егорова, 1905. 220 с.

11. Левина Т. А., Захарова В. С., Гречко В. И. Жизнь замечательных врачей. Астрахань: Март, 2010. Т. 1. 70 с.

12. Казанский Н. Народное образование в Астраханской губернии // Русская мысль. М., 1898. Вып. 6. 120 с.

13. Лопатин Н.А. Материалы для истории просвещения Астраханского края // Труды Астраханского губернского статистического комитета. Астрахань, 1875. Вып. 4. 156 с.

References

1. Charter of educational institutions subordinated to universities. St. Petersburg, 1804. 76 p. (In Russ.).

2. Kirokosyan M.A. Essays on the history ofschool education in Astrakhan. Astrakhan, 2009. 170 p. (In Russ.).

3. State Archive of Astrakhan Region (SAAR). Fund 968. In. 1. File 8. (In Russ.).

4. SAAR. Fund 968. In. 1. File 7. (In Russ.).

ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 3

5. SAAR. Fund 968. In. 1. File 3. (In Russ.).

6. SAAR. Fund 968. In. 1. File 2. (In Russ.).

7. SAAR. Fund 968. In. 1. File 4. (In Russ.).

8. Ostroumov T. Historical sketch of the Astrakhan 1st male gymnasium during the period from 1806 to 1914. Astrakhan, 1914. 846 p. (In Russ.).

9. Emelyanov B.V. Tour guide. Moscow: Sovetskii sport Publ.; 2000. 216 p. (In Russ.).

10. Bogatyrev S. A. Materials for education and training. Issue 1: Excursions of students of the Astrakhan gymnasium in 1902, 1903 and 1904. Astrakhan: V. L. Egorov Publishing House; 1905. 220 p. (In Russ.).

11. Levina T. A., Zakharova V. S., Grechko V. I. Life of wonderful doctors. Astrakhan: Mart Publ.; 2010. Vol. 1. 70 p. (In Russ.).

12. Kazansky N. Public education in the Astrakhan province. Russkaya mysl' = Russian Thought. Moscow, 1898;(6):120. (In Russ.).

13. Lopatin N.A. Materials for the history of education of the Astrakhan region. Proceedings of the Astrakhan provincial statistical committee. Astrakhan, 1875. Issue 4. 156 p. (In Russ.).

Информация об авторе

А. С. Петров - аспирант, кафедра истории России.

Information about the author

A.S. Petrov - Postgraduate Student, Department of Russian History.

Статья поступила в редакцию 06.07.2023; одобрена после рецензирования 09.07.2023; принята к публикации 28.08.2023. The article was submitted 06.07.2023; approved after reviewing 09.07.2023; accepted for publication 28.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.