Научная статья на тему 'Преподавание в педагогическом вузе по технологиям электронного обучения'

Преподавание в педагогическом вузе по технологиям электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатюк В. Ф.

В работе рассматривается опыт автора по преподаванию различных предметов, в том числе физики в педагогическом вузе с использованием технологий электронного обучения. Одной из особенностей технологий электронного обучения – повышенная нагрузка преподавателя на всех этапах обучения – от создания и непрерывного пополнения электронного ресурса до проведения индивидуальных занятий со студентами с использованием возможностей сети Интернет. Даются рекомендации, позволяющие более эффективно использовать громадные возможности современных информационно-коммуникационных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание в педагогическом вузе по технологиям электронного обучения»

Планы по развитию продукта:

- автоматизация составления расписания;

- интеграция с 1С и другими системами (е-Ьеагт^, составление расписания);

- расширение функционала;

- дизайн (для разных целевых аудиторий свой вариант);

- экстарнет (внештатные преподаватели, родители, межвузовское взаимодействие);

- внешний сайт интеграция с ВУЗ-порталом.

Список литературы:

1. Басыров Р. 1С-Битрикс: Постройте профессиональный сайт сами. -СПб.: Питер, 2009.

2. Материалы конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Повышение эффективности обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий «1С»), г. Москва, 02.02.2010 г. - М., 2010.

3. Официальный сайт разработчика продукта [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.1c-bitrix.ru/solutions/edu.

ПРЕПОДАВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

© Горбатюк В.Ф.*

Таганрогский государственный педагогический институт, г. Таганрог

В работе рассматривается опыт автора по преподаванию различных предметов, в том числе физики в педагогическом вузе с использованием технологий электронного обучения. Одной из особенностей технологий электронного обучения - повышенная нагрузка преподавателя на всех этапах обучения - от создания и непрерывного пополнения электронного ресурса до проведения индивидуальных занятий со студентами с использованием возможностей сети Интернет. Даются рекомендации, позволяющие более эффективно использовать громадные возможности современных информационно-коммуникационных технологий обучения.

С первых дней своей деятельности в ТГПИ автор все читаемые курсы (физика; моделирование физических и технологических процессов; история техники и технологической культуры мировых цивилизаций; технология обработки конструкционных материалов; основы создания видео- и

* Доцент кафедры Общей и теоретической физики, кандидат технических наук, доцент.

мультимедиа обучающих средств; технологии электронного обучения в современном мире) преподает с использованием технологий электронного обучения. С 2007-2008 учебного года автор начал проводить обучение студентов по курсу «ФИЗИКА», интенсивно используя элементы технологий электронного обучения [1]. Обучение прошло успешно и с одобрения кафедры (общей и теоретической физики ТГПИ) продолжается преподавание курсу «ФИЗИКА» уже с максимальным использованием технологий электронного обучения. Реализована модель обучения без систем автоматизации учебного процесса [2], что по трудоемкости приемлемо для одной учебной группы. Далее подробнее излагается применение технологий электронного обучения в основном применительно к курсу физики.

Необходимое оборудование в аудитории: компьютерный класс, оснащенный персональными компьютерами (10-12 компьютеров) с возможным доступом к локальной сети ТГПИ. На каждом компьютере или в локальной сети размещен авторский электронный ресурс. В аудитории установлена интерактивная электронная доска для реализации принципов мультимедиа в обучении.

Электронный ресурс - ищется в сети Интернет, собирается и разрабатывается автором для каждого курса. Процесс подготовки электронного ресурса является длительным и трудоемким и пока вузом не оплачивается. К электронному ресурсу относятся: электронные лекции, книги, задачники, энциклопедии, шаблоны для задач, программы, например, для курса «ФИЗИКА» программный пакет 1Р (интерактивная физика), программы «Живая физика» и др., мультимедиа-пособия: учебно-познавательные фильмы, видеоролики, фото, рисунки, ссылки и т. п.

Рассмотрим особенности проведения занятий по курсу ФИЗИКА при использовании технологий электронного обучения.

Лекции проводятся в форме презентаций, которые разрабатываются и постоянно модернизируются автором для каждой лекции. Высокую эффективность показало использование в лекциях по физике интерактивных моделей. У автора имеется комплект интерактивных моделей по всему курсу. Медиа-пособия для каждой темы каждого курса подбирается автором из личной медиатеки, собранной за много лет.

Ниже на рис. 1 показан фрагмент лекции по теории относительности с использованием интерактивной компьютерной модели из программы «Живая Физика».

Проводить практические занятия с использованием интерактивной электронной доски гораздо интереснее и эффективнее по сравнению с традиционным способом. Для проведения занятий преподавателю необходимо заранее готовить шаблоны задач (рисунки, схемы, диаграммы и т.п.). Процесс подготовки шаблонов является весьма трудоемким. Библиотека шаблонов должна постоянно пополняться. Но после составления библиотеки шаблонов преподаватель может выбирать и использовать нужные.

Рис. 1. Модель. Относительность промежутков времени

Как небольшие исследования проходят лабораторные работы [1]. На рис. 2 приведен фрагмент лабораторной работы по механике. Но! При кажущейся легкости выполнения виртуальных лабораторных работ по физике защита для студентов проходит гораздо труднее, так как нужно хорошо знать и понимать соответствующие разделы ФИЗИКИ.

Рис. 2. Фрагмент лабораторной работы по механике (программа 1Р)

Каждый изучаемый раздел завершается выполнением контрольной работы. Ниже приводятся фрагменты контрольной работы.

КР № 3. МКТ. Группа И21-декабрь2008 ФИО_

1. В баллоне находится 200 моль газа. Сколько примерно молекул газа находится в баллоне?

1) 2-1022. 2) 12 1022. 3) 2-1024. 4) 1,2-1026.

40. Идеальный двухатомный газ (3 моля), занимающий объём 5 л и находящийся под давлением 1 МПа, подвергли изохорному нагреванию до 500 К. После этого газ подвергли изотермическому расширению до первоначального давления, а затем он в результате изобарного сжатия был возвращён в первоначальное состояние. Постройте график описанного цикла и определите термический КПД цикла.

Каждому студенту выдается бланк с текстом задания за неделю до контрольного срока. После сдачи выполненной контрольной работы на практическом занятии преподаватель объясняет все задания.

Обучение по технологиям электронного обучения интересно и увлекательно для студентов, позволяет глубже и качественнее освоить предмет (в данном случае ФИЗИКУ). Если студент по какой-либо причине пропустил занятие, то, имея персональный компьютер с электронным ресурсом по предмету, пропущенную тему изучает самостоятельно. Вопросы преподавателю можно задавать по электронной почте, в SKYPE или в аудитории на практических занятиях. Преподаватель в начале обучения сообщает студентам свой электронный адрес и открывает доступ к электронному ресурсу, а по мере дополнения - и к обновлениям ресурса. Тем самым обеспечивается полноценная и эффективная самостоятельная работа студентов. Общение с преподавателем не только в аудитории, но и с помощью Интернета приближает обучение каждого студента к индивидуальному, хотя и увеличивает неоплачиваемую вузом нагрузку преподавателя. Качество обучения возрастает.

Как показал опыт автора, использование технологий электронного обучения является мощным инструментом, который позволяет учебную группу разделить на активных и неактивных студентов, выделив тех, кто хочет и может учиться. Несладко приходится неактивным студентам, которые не хотят или не могут учиться. Технологии электронного обучения ставят всех студентов в такую ситуацию, при которой они должны учиться и проявлять активность, общаясь по конкретным учебным вопросам с преподавателем, участвуя в решении задач на практических занятиях, защищая сделанные лабораторные работы. Как показывают наблюдения автора, более 95 % студентов имеют не только персональные компьютеры,

но и доступ в Интернет, причем, большинство ещё со школы. Студенты не могут учиться без электронного ресурса преподавателя. Студенты работают с интерактивными моделями, повторяют с разными условиями свои эксперименты и эксперименты, показанные преподавателем, что стимулирует более глубокое и качественное изучение физики. По другим предметам студенты пишут рефераты, готовят презентации, доклады на студенческую конференцию, выполняют индивидуальные домашние задания. Задания составлены так, чтобы охватить весь изучаемый курс. Выполнение заданий требует от студентов работы с электронным ресурсом преподавателя по каждому предмету. Все свои выполненные задания студенты предоставляют преподавателю в электронном виде или присылают по электронной почте. К сожалению, автору приходится констатировать недостаточный и снижающийся уровень знаний студентов не только по физике и математике, но и по русскому языку.

* * *

1. Учитывая необходимость информатизации учебного процесса в педагогическом вузе и высокую эффективность технологий электронного обучения, предлагается организовать на кафедре общей и теоретической физики ТГПИ (кафедре физики любого педвуза = кафедре) центр поддержки технологий электронного обучения. Подготовка современных учителей физики в XXI веке уже немыслима без использования современных технологий электронного обучения.

2. На кафедре необходимо иметь современный компьютерный класс с доступом к локальной сети вуза и сети Интернет (10-12 персональных компьютеров). Это позволит преподавателям кафедры проводить занятия по технологиям электронного обучения, а студентам получить доступ к кафедральным электронным ресурсам. В результате повысится эффективность и качество обучения.

3. Аудитории и лаборатории кафедры необходимо оснастить интерактивными электронными досками.

4. Преподавателям кафедры необходимо пройти переподготовку по овладению технологиями электронного обучения [3].

5. Для расширения имеющихся на кафедре библиотек электронных ресурсов желательно установить контакты (договора о содружестве) с ведущими вузами России: МФТИ, МИФИ, МГУ, с фирмой «ФГОИКОН» и т.д.

6. Для стимулирования преподавателей кафедры, использующих в своей работе технологии электронного обучения, при планировании педагогической нагрузки необходимо учитывать и оплачивать работу преподавателей по созданию и обновлению электронных ресурсов, а также выплачивать надбавки за использование современных электронных технологий обучения. К сожалению, недостаточное финансирование не позволяет пока реализовать предложения п. п. 1-6.

Список литературы:

1. Горбатюк В.Ф. Виртуальный лабораторный практикум // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Физико-математические и естественные науки. - Таганрог: Изд. Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. - № 1. - С. 98-101.

2. Кобзев Д.Г., Лойтаренко М.В. Использование системы МООБЬБ в дистанционном образовании / Научный руководитель В.Ф. Горбатюк // Сб. трудов 51-й научной студенческой конференции ТГПИ (естественные науки). - Таганрог, изд-во ТГПИ, 2008. - С. 115-118.

3. Горбатюк В.Ф. Развитие дистанционного образования в ТГПИ // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Физико-математические и естественные науки. - Таганрог: Изд. Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. - № 1. - С. 101-105.

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

© Дудкин А.В.*

Педагогический институт Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

В статье рассматриваются возможности применения современных информационных технологий в процессе обучения современных школьников. Представлены основные направления использования информационно-компьютерной техники в образовательном процессе. Также автор обращает внимания на возможности использования мультимедийных технологий. Делается общий вывод о результатах использования информационных технологий в педагогическом процессе.

Современное общество, вступившее в свою «информационную» стадию развития, развивается достаточно быстро и динамично. Каждый день возникают новые источники информации, изобретаются способы ее наиболее быстрого освоения и качественного использования. Мы имеем возможность наблюдать и участвовать в процессе информатизации.

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации,

* Аспирант кафедры Педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.