Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА В СВЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ'

ПРЕПОДАВАНИЕ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА В СВЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ЦЕРКОВНОГО ПРАВА / ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОВЕДЕНИЕ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ОБЩИЙ УСТАВ ИМПЕРАТОРСКИХ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баган Владислав Владимирович

В статье представлен экскурс в историю зарождения научной дисциплины «Церковное право» в системе гуманитарного знания Российской империи в ХIХ в. На протяжении XVIII столетия церковное право считалось частью спектра богословских дисциплин и разрабатывалось исключительно профессорами богословия. Идея преподавания церковного законоведения в светских университетах Российской империи продолжительное время оставалась дискуссионной. Но с изменением уставов императорских университетов в начале ХIХ в. практика преподавания церковного права стала входить в университетское образование. К середине ХIХ столетия ситуация полностью преобразилась; церковно-правовые темы стали объектом научных исследований светских юристов и правоведов. В статье отражены институциональные изменения в сфере университетского образования, оказавшие влияние на состояние преподавания церковного права. Работа демонстрирует эволюцию методов и подходов в рамках рассматриваемой дисциплины. Институциональные изменения в уставах светских учебных заведений дали мощный толчок к выработке унифицированной методики преподавания церковного права. Два исследовательских направления (богословское и юридическое), доминирующие в системе церковного права, усовершенствовали данную дисциплину, обогащая методическими находками. Показаны сложность и актуальность указанной проблематики при изучении церковного права на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Баган Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING OF THE CHURCH LAW IN SECULAR EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE: THE ORIGINS

The article presents an excursion into the history of the origin of the scientific discipline of “church law” in the system of humanitarian knowledge of the Russian Empire in the 19th century. Church law throughout the 18th century was considered part of the spectrum of theological disciplines and was developed exclusively by professors of theology. The idea of teaching “ecclesiastical jurisprudence” in secular universities of the Russian Empire remained controversial for a long time. But with the change in the Statutes of Imperial Universities at the beginning of the 19th century, the practice of teaching church law began to enter university education. By the middle of the 19th century, the situation had completely transformed; church-legal topics became the object of scientific research by secular lawyers and jurists. The article reflects the institutional changes in the field of university education that have influenced the state of teaching church law. The work demonstrates the evolution of methods and approaches within the discipline of “church law”. Institutional changes in the charters of secular educational institutions gave a powerful impetus to the development of a unified methodology for teaching church law. Two research areas (theological and legal) that dominate the system of church law have improved this discipline, enriching it with methodological findings. In conclusion, the complexity and relevance of this problem in the study of church law at the present stage is presented.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА В СВЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ»

УДК 2-1, 2-72

Преподавание церковного права в светских учебных заведениях Российской империи: история зарождения

Священник Владислав Баган

Смоленская православная духовная семинария, Российская Федерация, 214000, Смоленск, ул. Тимирязева, 5

Для цитирования: Баган В. В. Преподавание церковного права в светских учебных заведениях Российской империи: история зарождения // Вопросы теологии. 2022. Т. 4, № 4. С. 693-707. https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.409

В статье представлен экскурс в историю зарождения научной дисциплины «Церковное право» в системе гуманитарного знания Российской империи в XIX в. На протяжении XVIII столетия церковное право считалось частью спектра богословских дисциплин и разрабатывалось исключительно профессорами богословия. Идея преподавания церковного законоведения в светских университетах Российской империи продолжительное время оставалась дискуссионной. Но с изменением уставов императорских университетов в начале XIX в. практика преподавания церковного права стала входить в университетское образование. К середине XIX столетия ситуация полностью преобразилась; церковно-правовые темы стали объектом научных исследований светских юристов и правоведов. В статье отражены институциональные изменения в сфере университетского образования, оказавшие влияние на состояние преподавания церковного права. Работа демонстрирует эволюцию методов и под- ^^ ходов в рамках рассматриваемой дисциплины. Институциональные изменения ^^ в уставах светских учебных заведений дали мощный толчок к выработке унифицированной методики преподавания церковного права. Два исследовательских направления (богословское и юридическое), доминирующие в системе ^^ церковного права, усовершенствовали данную дисциплину, обогащая методическими находками. Показаны сложность и актуальность указанной проблематики при изучении церковного права на современном этапе. Ключевые слова: церковное право, университетское образование, система церковного права, церковное законоведение, Российская империя, Общий устав императорских российских университетов.

О

Предлагаемая статья — часть авторского цикла тематических статей, р | посвященных функционированию науки церковного права в учебных заведениях Российской империи в XIX столетии1. ^^

1 Баган В. В., свящ.: 1) История научных исследований в каноническом праве в России в XVIII — начале XX века // ЫОМОТНЕТЖА: Философия. Социология. Право. 2021. № 46 (3). С. 506-515; 2) История преподавания научной дисциплины «церковного права»

£

О «

О

£ нч

о

том 4 2022

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2022 №4

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.409 693

том 4 2022

К

№ 4 Обращение к истории зарождения церковного права позволяет

вскрыть ряд особенностей самой церковно-правовой системы. Исторический экскурс дает возможность понять фундаментальные принципы и концептуальные границы дисциплины. В статье мы представим экскурс в историю развития церковного права в рамках системы гуманитарного знания в светских учебных заведениях Российской империи в XIX сто-Д \ ] летии, коснемся проблематики развития университетского образования, \ Г в рамках которого осуществлялось изучение этой отрасли. Востребован-^^ ность соответствующего курса в светских высших образовательных учреждениях Российской империи возникла в середине XIX в. по причине изменений Общего устава императорских российских университетов, который регулировал учебную деятельность высших учебных заведений Российской империи и был главным документом образовательного учреждения. Также на появление церковного права в рамках университетского образования оказали влияние общие тенденции развития отечественного правоведения, ориентирующегося в первой половине XIX столетия на теоретические положения исторической школы права, в интересы которой ^^ входил и церковно-правовой материал. Более того, российское самодер-Р I жавие нуждалось в систематизации отечественного права, и эта потребен ность в конечном счете реализовалась при императоре Николае I. Данная систематизация естественным образом касалась и источников церковного права. Таким образом, политическая конъюнктура стала фундаментальном ным фактором, определявшим процессы исследования церковного права.

За короткое время (период правления Александра I и Николая I) был совершен прорыв в области церковно-правовой науки, претерпевшей ряд существенных трансформаций. Об этом прорыве в церковно-правовой сфере и о том, как дисциплина церковного права вышла за рамки духовного образования, пойдет речь в настоящей статье.

Вкратце рассмотрим библиографию проблемы истории научной дисциплины церковного права в образовательной системе Российской империи. Дореволюционная библиография довольно обширна, потому что практически все учебные пособия или авторские систематизации включали раздел, посвященный истории отечественной церковно-правовой дисциплины. Среди дореволюционных канонистов необходимо выделить М. А. Остроумова, П. А. Прокошева и И. С. Бердникова. Профессор цер-

О

е

нч

о

в высших учебных заведениях Российской империи в XIX в. // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. № 4. С. 126-143; 3) Духовные академии как ведущие центры развития научной дисциплины «канонического права» в Российской империи // Там же. № 2. С. 93-109; 4) Влияние становления кафедр церковного права на юридических факультетах светских университетов России в XIX в. на развитие церковно-правовой науки // Xристианское чтение. 2022. № 2. С. 162-172; 5) Формирование церковного права как научной дисциплины в России в конце XVIII — начале XX вв. // Там же. 2021. № 3. С. 321-336; 6) Киевская Духовная академия как образовательный центр развития дисциплины «каноническое право» в Российской империи в XIX в. // ЫОМОТЫЕТТКЛ: Философия. Социология. Право. 2022. № 47 (1). С. 73-81.

ковного права Xарьковского университета М. А. Остроумов в монографии «Очерк православного церковного права» предложил внятную периодизацию истории церковного права в рамках образовательной системы Российской империи, выделив критико-экзегетический (1776-1814 гг.), богословский (1814-1869 гг.) и юридический (с 1870 г.) этапы формирования учебной дисциплины2. Подобная периодизация до сих пор сохраняет актуальность. Профессор кафедры церковного права юридического факультета Томского университета П. А. Прокошев в монографии «Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского»3, посвященной исследованию трудов одного из инициаторов появления отечественной науки церковного права, при описании российских систем церковного права XIX в. широко использовал компаративистскую методологию. Его работа содержит множество исторических фактов, отражающих процесс становления церковного права в Российской империи. Одно из лучших дореволюционных учебных пособий — «Краткий курс церковного права Православной церкви»4 профессора Казанской духовной академии И. С. Бердникова — содержит детальный обзор развития дисциплины в Российской империи в XIX столетии. Это время — период концептуального оформления церковного права.

Большая часть XX в. ввиду объективных обстоятельств доминирования в научном пространстве безбожной идеологии не представила достойных церковно-правовых работ. Лишь в несколько последних десятилетий был восстановлен исследовательский интерес к церковному праву. В настоящее время ведущими исследователями дореволюционной истории этой дисциплины в образовательной системе Российской империи явля- | \ ] ются А. А. Дорская и Н. Ю. Сухова. Монография А. А. Дорской «Церковное ^ч право в системе права Российской империи конца XVIII — начала XX вв.»5 ^^ представляет исчерпывающий историко-правовой экскурс в дисциплину |-Н церковного права, основанный на научных разработках вышеописанных канонистов. Работы Н. Ю. Суховой максимально полно описывают институциональные изменения в системе духовного образования Российской империи XIX столетия6.

Автор настоящей статьи, опираясь на предыдущие научные исследования, попытается представить целостную картину формирования учеб-

К

о £

о

2 Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. Xарьков: Типография губернского правления, 1893. С. 89-90.

3 Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань: Типолитография Императорского университета, 1895.

4 Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной церкви. 2-е изд., пе-рераб. Казань: Типолитография Императорского университета, 1903.

5 Дорская А. А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII — начала XX вв.: дис. ... д-ра юрид. наук. М.: Российский государственный социальный университет, 2008. том 4

6 Сухова Н. Ю. Реформы высшего православного духовного образования в России 2022 во второй половине XIX в.: дис. ... канд. ист. наук. М.: Московский педагогический государственный университет, 2007. №4

С

о м

№ 4 ной дисциплины «Церковное право» в рамках светской образовательной системы Российской империи XIX столетия, сконцентрировав внимание прежде всего на институциональных трансформациях структуры светского образования и связанных с ними изменениях в области преподавания церковного права.

Учебная дисциплина «Церковное право» довольно молода, так как первые систематические опыты изучения церковно-правового материала \ Г восходят к концу XVIII в. Однако необходимость в преподавании церковного права была обозначена еще при царе Федоре Алексеевиче (1676-1682) и озвучена в проекте устава московской Славяно-греко-латинской ака-демии7. Но, к сожалению, представленный документ не был утвержден. К проблеме преподавания церковного права вернулись уже в эпоху Петровских реформ. Образовательная политика Петра I привела к созданию полномасштабной системы духовного образования и разветвленной цепочки духовных школ ради «удовлетворения нужд в образованных кандидатах на церковные должности»8. Обратим внимание, что одно из учебных пособий от 1706 г., по которому вели преподавание в московской Славяно-греко-латинской академии, включало разделы, посвященные основам Р I права гражданского и церковного9. Первоначально наука церковного права заключалась в критико-экзегетическом исследовании церковно-право-вых источников. Также важной вехой была публикация отдельных церков-но-правовых сборников, однако преподавание сосредоточилось в рамках г^Ч духовно-образовательной системы.

С середины XVIII столетия церковное право стало преподаваться в светских учебных заведениях, переставая быть прерогативой духовных школ. Преподавание представляло собой последовательное комментирование Кормчей книги. Так, уже в 1769 г. в Императорском Московском университете (создан в 1755 г.) изучалась Кормчая книга10. В военно-учебных заведениях Российской империи элементы церковного права преподавались достаточно давно. С июля 1731 г. Лука Конашевич (позднее — епископ Вологодский) являлся законоучителем в Петербургском кадетском корпусе, с августа 1747 г. иеромонах Никодим (Рувинский) трудился законоучителем в Петербургском шляхетном кадетском корпусе, с марта 1753 г. законоучителем там же стал монах Кондрат (Григорович)11. Все они использовали в лекциях компоненты дисциплины церковного права.

том 4 2022

К

к

о

е

нч

о

о

Рч

с

о

7 См. подробнее: Смирнов С., прот. История московской Славяно-греко-латинской академии. М.: Типография В. Готье, 1855. С. 12.

8 Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань: Типография Императорского университета, 1881. С. 1.

9 См. об этом: Смирнов С., прот. История московской Славяно-греко-латинской академии. С. 140.

10 См. подробнее: Шевырев С. П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею, 1755-1855. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. С. 149 (репринт).

11 Приводится по: Смирнов С., прот. История московской Славяно-греко-латинской академии. С. 212, 221.

Также отметим, что преподаватель Казанской духовной академии Б. Поликарпов к началу XIX в. включил ряд церковно-правовых тем в свой курс лекций по философии.

Что же подразумевало систематическое изучение церковно-правового свода на ранней стадии? Более поздние отечественные канонисты охарактеризовали преподавание церковного права в XVIII в. как критическую экзегезу материала Кормчей книги и отдельных правил богослужебных книг12. Иными словами, преподавание имело сугубо прикладной характер, практическое назначение состояло в решении конкретных правовых задач. Другие исследователи отечественной истории церковного права отмечали нехватку опубликованных церковно-правовых источников. Как известно, некоторые отрасли права в Российской империи (семейное, имущественное, наследственное, административное) существенным образом детерминировались церковно-правовыми правилами и канонами. Однако дефицит опубликованных церковно-правовых источников иногда мог препятствовать региональным органам судебной власти дать правильную оценку конкретной правовой коллизии. К последней четверти XVIII в. церковное право было прикладным ответвлением церковного суда13. Оно развивалось спорадически, как результат стараний отдельных энтузиастов, критически интерпретировавших каноны Кормчей книги. Напомним, что впоследствии профессор церковного права Xарьковского университета М. А. Остроумов именовал раннюю стадию развития отечественной дисциплины церковного права «критико-экзегетической» и ограничивал ее периодом с 1776 по 1814 г.14

К началу XIX в. церковное право стало частью теологических дисци- | \ ] плин, выступая систематизированной экзегезой церковно-правового ма- ^ч териала. Однако оставался вопрос о том, в каком виде церковное право ^^ должно преподаваться в светских университетах. Многие современники |-Н отмечали правоведческую составляющую этой дисциплины и возможность включения ее в учебные программы юридических факультетов. Таким образом, проблематика характера преподавания церковного права в рамках светского образования стала дискуссионной. В дальнейшем профессор Т. В. Барсов резюмировал все основные положения и аргументацию данной дискуссии в программной статье «О преподавании церковного права в наших университетах»15. Для Барсова характер преподавания любой учебной дисциплины должен быть контекстуальным, т. е. обязан ^^ подстраиваться под специализацию факультета, потребности слушателей. Рц Содержание, методология, объем курса должны быть контекстуальными и выстраиваться под потребности аудитории. Эти общие положения ^^

12 Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной церкви. С. XV.

13 См. об этом: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии.

СПб.: Типография Я. Трея, 1857. С. 422. том 4

14 Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. С. 89. 2022

15 Барсов Т. В. О преподавании церковного права в наших университетах // Xристи-

анское чтение. 1876. № 5-6. С. 730-754. №4

К

о

£ нч

о

№ 4 преподавания в полной мере касались церковного права. Соответственно, по Барсову, преподавание церковного права в духовных школах должно принципиально отличаться «по существу и по характеру»16 от преподава-

К

О

нч

Л

о м

ния идентичного предмета в светских образовательных заведениях. Если церковное право в духовных академиях должно преподаваться с учетом теологического наполнения и методологии, то «церковное право» на юри-Д \ ] дических факультетах Императорских университетов связано с особым \ Г правовым статусом Русской православной церкви в Российской импе-ф рии17.

Итак, практика преподавания церковного права вышла за рамки духовных учебных заведений к началу XIX в. Церковное право как отдельная научная дисциплина постепенно входило в университетские учебные программы. Порядок его введения можно узнать, обратившись к нормативным актам образовательных учреждений того времени. Уставы открывающихся светских университетов и академий предполагали преподавание богословия и церковного права, о чем свидетельствуют уставы Московского, Xарьковского, Казанского Императорских университетов. В частности, ^^ в Императорском Александровском университете в Финляндии ординар-Р I ный профессор богословского нравоучения был обязан преподавать «церковное правоведение и прочие к пастырским знаниям принадлежащие науки»18. Кроме академий и университетов, церковное право преподавалось (в разное время и с разными вариациями) в Училище правоведения, в Военно-юридической академии и в Ярославском Демидовском лицее19.

Кроме того, устав Университета Святого Владимира в Киеве от 1833 г. предусматривал создание двух богословских кафедр для православных и католиков, где преподавались церковно-исторические, богословские, церковно-правовые дисциплины с учетом конфессиональной принадлежности аудитории20. В 1833-1834 гг. на новооткрытой кафедре перед православными слушателями церковное право читал знаменитый канонист, протоиерей Иоанн Скворцов, для студентов римско-католического исповедания — магистр, ксендз Xодыкевич21.

В 1832/33 академическом году в Дерптском университете церковное право читал профессор Клоссиус22. 7 апреля 1835 г. Именным Высочайшим указом архимандриту Зилантовского монастыря Гавриилу (Воскре-

16 Барсов Т. В. О преподавании церковного права в наших университетах. С. 743.

17 Там же. С. 744.

18 Устав Императорского Александровского университета в Финляндии. СПб.: Типография Департамента народного просвещения, 1829. С. 88.

19 Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. С. 96.

20 Проект Устава Университета Святого Владимира // Журнал Министерства народного просвещения. 1834. Ч. 1. С. СК.

21 Краткое сведение о состоянии Университета Святого Владимира // Журнал Министерства народного просвещения. 1834. Ч. 3. С. 103.

22 О курсах учения в университетах и главном педагогическом институте, с означением преподавателей каждого предмета и методы их преподавания // Журнал Министерства народного просвещения. 1834. Ч. 4. С. 245.

сенскому)23 поручили преподавание церковного права в Казанском университете (с жалованием 1000 руб.).

В 1835 г. был издан Общий устав императорских российских университетов, в основу которого лег Устав Императорского университета Святого Владимира, по которому преподавание юриспруденции разделялось между восемью кафедрами, включая кафедру церковного права24.

Общий устав 1835 г. предусматривал преподавание церковного законоведения в российских университетах на обязательной основе25. Преподавание данной дисциплины поручалось профессорам богословия. Получалась довольно противоречивая картина: перед студенческой аудиторией православного исповедания на кафедрах юриспруденции с лекциями по церковному праву выступали преимущественно профессоры богословия26.

Важно отмечать, кто, когда и как преподавал рассматриваемые учебные дисциплины, потому что так можно добиться большей объективности и точности осмысления и описания опыта прошлого. Так, на юридическом факультете Московского университета ординарный профессор П. М. Тер-новский в 1837-1854 гг. читал курс церковного законоведения27. Каноническое право в Киевском Императорском университете Святого Владимира в середине XIX в. читали доктор богословия И. М. Скворцов, протоиерей, профессор богословия Н. А. Фаворов, церковное право — Ф. П. Добшевич28.

В 1840/41 академическом году в Санкт-Петербургском Императорском университете церковное законоведение на юридическом факультете вел магистр богословия Андрей Райковский. В 1844/46 академическом году, будучи уже ординарным профессором богословия, протоиерей Андрей Райковский продолжил подготовку к изданию руководства по кано- | \ ] ническому праву. В 1849/50 академическом году он читал церковное за- ^н коноведение студентам IV курса Санкт-Петербургского Императорского ^^

университета, а в 1848-1850 гг. продолжил работать над трудом «Система

_____ ______ _____ _ 29

О

церковного законоведения»29

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Гавриил (Воскресенский), архим. Понятие о церковном праве и его история. Ка- ^^ зань: Типография Императорского университета, 1844.

24 См. об этом: Самоквасов Д. Я. Исследования по истории русского права. Вып. 1-2. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1896. С. 29.

25 Высочайше утвержденный Общий Устав Императорских российских университетов // Полное собрание законов Российской империи. Собр. Второе. 12 декабря 1825 — 28 февраля 1881 г. СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830-1885. Т. X. Отделение первое: 1835. С. 841-843.

26 См. об этом: Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви. С. XVI.

27 Приводится по: Шевырев С. П. История императорского Московского университета. С. 562-563.

28 Приводится по: Иконников В. С. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета Св. Владимира (1834-1884) / сост. и изд. под ред. том 4 орд. проф. В. С. Иконникова. Киев: Типография Императорского университета Св. Влади- 2022 мира, 1884. С. 793-794.

29 Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. С. 41. №4

О

с

о м

В 1841 г. в Xарьковском университете протоиерей Иоанн Зимин работал над составлением Руководства по церковному правоведению. В 18441846 гг. в Киевском Императорском университете Святого Владимира профессор богословия, протоиерей Иоанн Скворцов работал над составлением Руководства к церковному законоведению. В 1850 г. он исправил, дополнил и подготовил ко второму изданию свои «Записки по церковному законоведению»30. Как дореволюционные исследователи31, так и со-\ Г временные историки церковного права32 считают это пособие первой по-^^ пыткой систематического изложения церковного права, первым русским учебником по каноническому праву. Однако было и немало исключений, когда курс церковного законоведения в мирских учебных заведениях читали не богословы, а правоведы. Так, ординарный профессор А. С. Коро-вицкий в 1841-1854 гг. читал курс исторического обозрения законодательства Царства Польского, церковного права и административных законов Царства Польского33.

Ситуация преподавания церковного права на юридических факуль-ч^ тетах светских университетов отличалась парадоксальностью. Как упо-^^ мянуто выше, Общий устав императорских российских университетов Р I предполагал, что указанные курсы церковного права должны были носить преимущественно правоведческий характер. Однако в действительности церковное право преподавалось с позиции богословия и его читали

том 4 2022

К

к

о

е

нч

л

с

^^ в основном выходцы духовных академий или представители духовного г^Ч сословия. Как отмечал в дальнейшем профессор А. С. Павлов, эта дисциплина была оторвана от других предметов правоведческого круга, лишена внутренней связи с другими учебными предметами. Смысл преподавания церковного права заключался лишь в следовании административным требованиям Устава, внутренней необходимости или ясного целеполагания не имелось34. Цель «воцерковить» светскую юриспруденцию выполнялась, к сожалению, механистически и под давлением административных указаний. Впрочем, такое положение дел в правление Николая I считалось общераспространенным.

Общий устав императорских российских университетов пытался придать церковному праву особый статус через институциональное отделение от богословия, что оказалось неэффективным по причине замещения кафедр церковного права профессорами богословия. Более того, универси-

30 Скворцов И. М. Записки по церковному законоведению. Киев: Университетская типография, 1848.

31 Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. С. 32.

32 Цыпин В., прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. XXX: Каменец-Подольская и Городокская епархия — Каракал. М.: Православная энциклопедия, 2012. С. 390.

33 Приводится по: Шевырев С. П. История императорского Московского университета... С. 562-563.

34 Павлов А. С. Курс церковного права. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1902. С. 28.

тетская профессорско-преподавательская корпорация не создала системы церковного права35. Если и встречались прецеденты построения самобытных церковно-правовых систем, то авторами таких систем были профессора, представлявшие духовные школы (либо совмещавшие преподавание в светских и духовных заведениях)36.

В 1841 г. возникла дискуссия относительно корреляции юридических и богословских компонентов в светском курсе церковного права. Неоднозначная ситуация преподавания профессорами духовного сословия перед светской аудиторией была описана профессором Н. И. Крыловым в представлении министру народного просвещения. Крылов предлагал отдать кафедры церковного права в светских университетах профессорам с юридическим образованием. Одна из его идей показалась довольно крамольной, а именно предложение внеконфессионального преподавания церковного права. Этот проект был передан на обсуждение в Св. Синод. Там проект получил негативную рецензию митрополита Филарета Московского, резко осудившую внеконфессиональный статус преподавателя церковного права. Филарет отметил фундаментальные различия конфессиональных решений в области семейного права или церковно-государственных отношений37. Синод согласился с экспертным мнением первенствующего митрополита, поэтому проект Крылова был отвергнут и характер преподавания церковного права в светских университетах остался неизменным38. Подобное категоричное суждение митрополита было естественным следствием ранних исследовательских интересов владыки. Его авторский курс лекций по введению в богословие 1814 г. включал церковно-правовой раздел, причем в рамках системы | \ ] богословских дисциплин Филарет рассматривал церковное право как прикладную науку, логично исходящую из ядра богословских знаний39. ^^ Поэтому для владыки нонсенсом было отнесение церковного права к си- |-Н стеме правоведения.

Итак, после принятия Общего устава императорских российских университетов от 26 июля 1835 г. церковное законоведение стало активно преподаваться и в большинстве светских учебных заведениях Российской империи. В 1849 г. на юридическом факультете Императорского Казанского университета проводились испытания по каноническому праву Православной церкви, причем в числе главных предметов40. Согласно

К

о £

о

о

Рч

с

м

35 См. об этом: Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. С. 95.

36 Там же. С. 93-94.

37 См. об этом: Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. С. 41.

38 Приводится по: Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. С. 93-94.

39 См. об этом: Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной церкви. С. XV-XVI. том 4

40 Правила испытания для перевода и выпуска студентов Императорского Казан- 2022 ского университета по философскому и юридическому факультетам // Журнал Министерства народного просвещения. 1849. Ч. С. 42. №4

том 4 2022

К

о

е

нч

о рр

№ 4 подп. 1 п. 13 Устава Ришельевского лицея41, Высочайше утвержденного 29 мая 1837 г., при лицее была учреждена особая кафедра догматического и нравоучительного богословия, церковной истории и церковного права — общая для всего учебного заведения, независимо от специфики лицейских отделений42. В 1841-1842 гг. там по-прежнему преподавалось церковное право43. Согласно п. 1 § 6 Устава Лицея князя Безбородко44 от | \ ] 24 апреля 1840 г., в лицее было предусмотрено преподавание церковного \ Г законоведения45. В 1849/50 академическом году каноническое право пре-^^ подавалось в Императорском Александровском лицее46.

Организация преподавания церковного законоведения в российских университетах осуществлялась с тщательным вниманием к тому, как подобные предметы преподавались ранее и в то время в западноевропейских университетах. Многие вопросы вызывали дискуссии, организация преподавания сталкивалась с большим количеством проблем.

В отчете Министра народного просвещения за 1851 г. было указано, что ожидались представление и утверждение программ церковного загачу новедения для высших учебных заведений47. Параллельно в император-^^ ских университетах активно велись научные наработки, защищались дис-Р I сертации, публиковались новые работы.

В 1862 г. необходимость университетского преподавания церковного законоведения признавалось всеми основными университетами Российской империи48. Соответствующий § 17 проекта Общего устава императорских российских университетов вызвал со стороны советов некоторых учебных заведений и отдельных лиц замечания, касавшиеся необходимости преподавания богословских наук в университетах, распределения богословских кафедр по факультетам, объема богословских программ и количества педагогов, нужных для преподавания в университете означенных в проекте богословских наук.

Замечания, касающиеся необходимости преподавания богословских наук в университетах, подразделялись таким образом: одни решительно отвергали необходимость преподавания догматического и нравственного бо-

41 Высшее учебное заведение в Одессе, созданное по Указу императора Александра I в 1817 г.; в 1865 г. был преобразован в Императорский Новороссийский университет.

42 Устав Ришельевского лицея // Журнал Министерства народного просвещения. 1837. Ч. XIV. С. схсу1.

43 Высочайшие повеления за ноябрь месяц 1841 // Журнал Министерства народного просвещения. 1842. Ч. XXXIII. С. 5.

44 Высшее учебное заведение в г. Нежине.

45 Устав Лицея князя Безбородко // Журнал Министерства народного просвещения. 1840. Ч. XXVI. С. 152.

46 Журнал Министерства народного просвещения. 1850. Ч. С. 72.

47 Извлечение из всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1851 год // Журнал Министерства народного просвещения. 1852. Ч. LXXIV. С. 27.

48 Журналы заседаний ученого комитета главного правления училищ по проекту Общего Устава Императорских российских университетов. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1862. С. 8.

гословия в университетах; другие допускали преподавание этих наук только для желающих; третьи требовали обязательного прослушивания курса богословия всеми студентами университетов49. В утвержденном Общем уставе императорских российских университетов от 18 июня 1863 г.50 церковное право (опять же под наименованием «церковное законоведение») было предписано преподавать на юридических факультетах (п. 13 § 15) в качестве «особой от богословия самостоятельной юридической науки»51.

Дореволюционные исследователи считали, что собирательный и кумулятивный вид, отличавший дисциплину «Церковное право» на раннем этапе, необходимо было модифицировать, систематизируя столь разнообразный церковно-правовой материал (каноны, правила, постановления)52. Церковное право не должно было оставаться сводом законов, но обязано было приобретать законченный и систематизированный научный вид с методологией, принципами, закономерностями, историко-критической аргументацией, обусловливаться современными теориями юриспруденции53. Эта дисциплина, располагаясь на стыке юриспруденции и теологии, могла бы апеллировать к принципам и аргументации обеих сфер54. Основной вопрос заключается в корреляции юридического и богословского элементов в рамках системы церковного права. Наука церковного права в рамках университетского образования претендовала на междисциплинарный характер. Также многие светские канонисты считали правильным не ограничивать систему церковного права конфессиональной принадлежностью. С учетом поликонфессионального характера Российской империи, по мнению светских канонистов, эта дисциплина должна была затрагивать особенности каноники различных христианских деноминаций и касаться действующего вероисповедного права55. Ввиду заявленного междисциплинарного харак- ^н тера церковного права данная наука должна была приобрести самодоста- ^^ точность и независимость от богословских и правоведческих дисциплин56. |-Н

Проблематика места и характера церковного права в рамках университетского образования второй половины XIX в. была настолько актуальной, что вызвала ряд публичных дискуссий в академическом сообществе. В дискуссиях обозначались текущие различия в реализации преподавания этой дисциплины различными университетскими программами. В частно-

К К

О Ы

49 Поповицкий А. О преподавании богословских наук в университетах // Журналы

О

заседаний ученого комитета главного правления училищ по проекту Общего Устава Императорских российских университетов. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1862. С. 344-345. ^

50 Университетский устав 1863 года / Напечатано по распоряжению Министерства народного просвещения. СПб.: Типография Иосафата Огризко, 1863. С. 7.

51 Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной церкви. С. XVI.

52 Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. С. 291.

53 Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. С. 2.

54 Там же. С. 51-53. том 4

55 Красножен М. Е. Церковное право. Юрьев: Типография Маттисена, 1906. С. 8. 2022

56 Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право. СПб.: В. В. Комаров, 1897.

с. 16. №4

С

О

м

№ 4 сти, профессор церковного права Московского университета Н. К. Соколов ратовал за внеконфессиональный характер церковного права. Он считал, что университетское преподавание должно преодолеть конфессиональные границы, представляя максимально обширно церковно-правовой материал перед светской аудиторией будущих юристов57. Курс церковного права в светском университете должен представлять положительный материал законодательств всех важнейших христианских конфессий в максималь-\ Г но полном формате. Однако традиции светского преподавания церковно-^^ го права в различных университетах существенным образом отличались.

В частности, программа курса церковного законоведения Новороссийского университета предполагала исключительно прикладной характер, т. е. была сфокусирована на систематизации действующего вероисповедного права, а потому этот университет предполагал подготовку церковных практиков, ориентирующихся в «действующем законодательстве в области церковного права»58. Различия касались не только содержательной стороны, но и формальной методики преподавания. Например, если курс церковного права ч^ в Московском университете претендовал на открытый межконфессиональ-^^ ный характер и в трактовке профессора Н. К. Соколова являлся обширной Р I структурированной системой, то методика преподавания в Санкт-Петербургском университете отличалась описательностью и повествователь-ностью, по сути, делая этот предмет историко-эпизодическим59. Таким образом, на начальной стадии развития церковно-правовой науки зафиксированы отличия в преподавании курса церковного права в различных университетах. Естественно, эти отличия усугублялись в отношении преподавания церковного права в духовных и светских учебных заведениях.

Преподавание церковного законоведения в государственных университетах развивалось параллельно с преподаванием канонического права в российских духовных школах. Тем не менее специфика курсов церковного права в светских образовательных учреждениях отличалась от учебных аналогов в духовных заведениях. Несмотря на общность содержания, источников и интерпретационных подходов, довольно рано обозначилось отличие курсов, что выразилось в различной подаче материала и в логике построения церковно-правовых проблем.

На основании анализа описанных институциональных изменений в рамках системы высшего образования Российской империи можно сделать определенные выводы в отношении состояния преподавания научной дисциплины «Церковное право» в учебных программах светских университетов. Долгое время большая часть теологических дисциплин игнорировалась светской учебной программой. Это довольно странно, учитывая попытки ассимиляции западноевропейской университетской традиции в Российской империи. Западная образовательная традиция уста-

том 4 2022

К

к

о

е

нч

с

о м

57 Приводится по: Барсов Т. В. О преподавании церковного права в наших университетах. С. 530, 537-538.

58 Там же. С. 532-534, 538.

59 Там же. С. 537.

навливала кафедру теологии на вершине образовательной иерархии наук. Церковное право продолжительное время было ответвлением богословия. Однако институциональные изменения Устава светских университетов привели к образованию самостоятельных кафедр богословия, церковной истории, церковного законоведения. Вскоре церковно-правовая проблематика стала объектом научных исследований светских правоведов.

Церковное право как учебная дисциплина окончательно сформировалось ко второй половине XIX в., со временем приобретая характер специфической правоведческой научной дисциплины. С середины XIX в. вышли в свет первые авторские учебные программы, публиковались учебные пособия, сформировалась научная методология церковного права. Изменения в уставах светских образовательных организаций привели к постепенному вызреванию единой методики преподавания и изучения дисциплины. Система церковного права выстраивалась усилиями ряда одаренных отечественных специалистов, был введен в научный оборот комплекс церковно-правовых вопросов, сформированы принципы и методы построения системы церковного права.

Представленный в настоящей статье анализ ряда институциональных изменений в сфере университетского образования, повлиявших на состояние преподавания церковного права показал, что эта наука в первой половине XIX в. была детерминирована множеством непосредственных и косвенных факторов, среди которых можно назвать следующие: систематизация государственного права, господство исторической школы права в отечественной юриспруденции, выработка систем церковного права, исследование и публикация источников церковного права, появление ка- | \ \ федр церковного права в императорских университетах, публикация фун- ^н даментальных церковно-правовых монографий. ^^

Статья поступила в редакцию 13 сентября 2021 г.; ^^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рекомендована к печати 31 августа 2022 г. ^^

Контактная информация:

Баган Владислав Владимирович — священник, канд. богословия, канд. юрид. наук, доц.; baganvlad@mail.ru

&

Teaching of the church law in secular educational institutions

О

of the Russian Empire: The origins ^^

Priest Vladislav Bagan ^^

Smolensk Orthodox Theological Seminary,

5, ul. Timiryazeva, Smolensk, 214000, Russian Federation С D

For citation: Bagan V. V. Teaching of the church law in secular educational institutions of

PQ

the Russian Empire: The origins. Issues of Theology, 2022, vol. 4, no. 4, pp. 693-707. https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.409 (In Russian) том^

The article presents an excursion into the history of the origin of the scientific discipline of "church law" in the system of humanitarian knowledge of the Russian Empire №4

К

o o

№ 4 in the 19th century. Church law throughout the 18th century was considered part of

the spectrum of theological disciplines and was developed exclusively by professors T0M 4 of theology. The idea of teaching "ecclesiastical jurisprudence" in secular universities

2022 of the Russian Empire remained controversial for a long time. But with the change in

the Statutes of Imperial Universities at the beginning of the 19th century, the practice

Sof teaching church law began to enter university education. By the middle of the 19th century, the situation had completely transformed; church-legal topics became ] \ j the object of scientific research by secular lawyers and jurists. The article reflects the

p I institutional changes in the field of university education that have influenced the

state of teaching church law. The work demonstrates the evolution of methods and approaches within the discipline of "church law". Institutional changes in the charters of secular educational institutions gave a powerful impetus to the development of a ^^ unified methodology for teaching church law. Two research areas (theological and

legal) that dominate the system of church law have improved this discipline, enriching it with methodological findings. In conclusion, the complexity and relevance of ^^ this problem in the study of church law at the present stage is presented.

Keywords: church law, university education, system of church law, church jurispru-h^ dence, Russian Empire, General Statute of Imperial Russian Universities.

^^ References

Bagan V. V. (2021) "The history of scientific research in canon law in Russia in the 18th — early 20th centuries", in NOMOTHETIKA: Filosofiia. Sotsiologiia. Pravo, no. 46 (3), pp. 506-515.

0(In Russian)

Bagan V. V. (2021) "The history of teaching the scientific discipline 'church law' in higher ed-PQ ucational institutions of the Russian Empire in the 19th century", in Teologicheskii vestnik

Smolenskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii, no. 4, pp. 126-143. (In Russian) Bagan V. V. (2021) "Theological academies as leading centers for the development of the scientific discipline of 'canonical law' in the Russian Empire", in Teologicheskii vestnik Smolenskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii, no. 2, pp. 93-109. (In Russian) Bagan V. V. (2022) "The influence of the formation of the departments of church law at the law faculties of secular universities in Russia in the 19th century on the development of church-legal science", in Khristianskoe chtenie, no. 2, pp. 162-172. (In Russian) Bagan V. V. (2021) "The formation of church law as a scientific discipline in Russia in the late

18th — early 20th centuries", in Khristianskoe chtenie, no. 3, pp. 321-336. (In Russian). Bagan V. V. (2022) "Kyiv Theological Academy as an educational center for the development of the discipline 'canon law' in the Russian Empire in the 19th century", in NOMOTHETIKA: Filosofiia. Sotsiologiia. Pravo, no. 47 (1), pp. 73-81. (In Russian) Barsov T. V (1876) "On teaching church law in our universities", in Khristianskoe chtenie, no. 5-6,

pp. 730-754. (In Russian) Berdnikov I. S. (1903) A short course in church law of the Orthodox Church. 2nd ed. Kazan, Tipo-

grafiia Imperatorskogo universiteta Publ. (In Russian) Chistovich I. A. (1857) History of the St Petersburg theological academy. St Petersburg, Tipografiia

Ia. Treia Publ. (In Russian) Gavriil (Voskresenskii), archim. (1844) The concept of church law and its history. Kazan, Tipo-

grafiia Imperatorskogo universiteta Publ. (In Russian) Dorskaya A. A. (2008) Church law in the system of law of the Russian Empire in the late 18th — early 20th centuries. Dr. Sci. diss. in Law. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi sotsial'nyi universitet. (In Russian) Ikonnikov V. S. (1884) Biographical dictionary of professors and teachers of the Imperial University of St Vladimir (1834-1884). Kiev, Tipografiia Imperatorskogo universiteta sviatogo kniazia Vladimira Publ. (In Russian)

Krasnozhen M. E. (1900) A short sketch of church law. Iuriev, Tipografiia K. Mattisena Publ. (In Russian)

Nicodemus (Milash), bishop (1897) Orthodox Church law. St Petersburg, V. V. Komarov Publ. (In Russian)

Ostroumov M. A. (1893) Essay on Orthodox Church Law. Kharkov, Tipografiia gubernskogo

pravleniia Publ. (In Russian) Pavlov A. S. (1902) The course of ecclesiastical law. Sergiev Posad, Tipografiia Sviato-Troitskoi

Sergievoi lavry Publ. (In Russian) Popovitsky A. (1862) "On the teaching of theological sciences at universities", in Zhurnaly zase-danii uchenogo komiteta glavnogo pravleniia uchilishch po proektu Obshchego Ustava Imper-atorskikh rossiiskikh universitetov, pp. 344-345. St Petersburg, Tipografiia Imperatorskoi akademii nauk Publ. (In Russian) Prokoshev P. A. (1895) Canonical works of John, Bishop of Smolensk. Kazan, Tipolitografiia Im-

peratorskogo universiteta Publ. (In Russian) Samokvasov D. Ya. (1896) Research on the history of Russian law. Moscow, Tipografiia E. Lissnera

i Iu. Romana Publ. (In Russian) Shevyrev S. P. (1998) History of the Imperial Moscow University, written for its centenary, 17551855. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta Publ. (In Russian) Skvortsov I. M. (1848) Notes on church law. Kiev, Universitetskaia tipografiia Publ. (In Russian) Smirnov S., archpriest (1855) History of the Moscow Slavic-Greek-Latin Academy. Moscow, Tipografiia V. Got'e Publ. (In Russian) Sukhova N. Yu. (2007). Reforms of higher Orthodox spiritual education in Russia in the second half of the 19th century. PhD Thesis in History. Moscow, Moscow Pedagogical State University. (In Russian)

Tsypin V., archpriest (2012) "Canon Law", in Pravoslavnaia entsiklopediia, vol. 30, pp. 367-421.

Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia Publ. (In Russian) Znamensky P. V. (1881) Theological schools in Russia before the 1808 reform. Kazan, Tipografiia Imperatorskogo universiteta Publ. (In Russian)

Received: September 13, 2021 Accepted: August 31, 2022

Author's information:

Vladislav V. Bagan — Priest, PhD in Theology, PhD in Law, Associate Professor; b aganvlad@m ail.ru

K

£

O R

O

w

F i—( h-Q

o

o p^

e

o

PQ

tom 4 2022

№4 707

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.