СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
О.Н. Козлова
ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ — В ПОИСКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ
Концепция преподавания
В «Журнале социологии и социальной антропологии» (Т. I. № 1) Н.А. Головин опубликовал концепцию преподавания и программу курса теоретической социологии, читаемого в СПбГУ [1]. Развитие социологического образования актуализирует внимание к теоретико-методологическим проблемам науки, выявлению оптимальной модели их отражения в учебной дисциплине «Теоретическая социология». Поиск такой модели ведется не первый год также и на отделении социологии РГГУ (Москва). Вниманию читателей предлагается программа, по которой этот курс читается с 1998 г. Предлагаемая здесь систематизация, классификация социологических теорий отражает специфическое видение «социологического ландшафта», обусловленное концептуальным подходом, при котором неопределенность современных акцентов в теоретической социологии рассматривается не как атрибут науки, но как вызов, сформулировать ответ на который — задача поиска студентов-социологов. (Вспомним буквальное значение слова студент — ищущий.) В этом смысле в социологии все еще только начинается [2].
И в связи с этим возникает предмет для полемики с В.В. Козловским, рассматривающим как неизбежное запаздывание социологии, всегда лишь догоняющей реальность [3]. Вероятно, во избежание этого, необходимо интенсифицировать — и именно в курсе теоретической социологии — развитие прогностических возможностей науки об обществе.
Принципиальным в данной концепции курса является и обращение к аксиологии, без которой набор социологических теорий не организует, а дезорганизует сознание формирующегося социолога [3, с. 27]: «Единственным противовесом деструкции могут служить только самые высокие этические и метафизические ценности. Возвращение к разуму не поможет нам выплыть из этого водоворота» [4, с. 349]. Действительно, проблема формулируется не как возвращение к разуму, но как преодоление самоизоляции разума, свойственной сциентизму (а в значительной степени и стилю адаптации и самореализации современной молодежи) душевной индифферентности, выход с помощью разума на болевые точки модифицирующегося социального воспроизводства.
Козлова Оксана Николаевна (р. 1959) — доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии Российского государственного гуманитарного университета.
Адрес: 125267, Москва, Миусская пл., д. 6. РГГУ, кафедра теории и истории социологии.
Тел.: (095) 250-66-21.
С тем, что «социальное развитие возможно лишь на основе какого-либо базисного социального консенсуса, комплекса конвенций или социального договора» [3, с. 39] — нельзя не согласиться. Однако заключение такого договора требует мобилизации всех рациональных и эмоциональных нравственных сил социума. В оказании организационного воздействия на процесс консолидации социальных усилий при решении данной проблемы и видится главная роль завтрашнего социолога, который готовится, в частности, и при проработке курса «Теоретическая социология».
В курсе большое внимание уделяется анализу теоретизирования в социологии, рассмотрению роли субъекта создания теории. Все теоретические подходы, возникшие в социологии, рассматриваются с точки зрения их способности решать центральные проблемы современного общества — проблемы неустойчивости и социальной аномии. В целях разворачивания межуниверситетского диалога — как комплексного, так и на относительно самостоятельных уровнях — между преподавателями, студентами (через Интернет) предлагается обсудить возникающие в ходе изучения социологии концепции разрешения основных проблем, определяющих стратегическую перспективу социального развития.
Программа курса «Теоретическая социология»
Изучение материала начинается с анализа принципов взаимодействия объекта и субъекта теоретической социологии (темы 1 - 5), продолжается освещением дифференциации в социологической теории как отражения дифференциации социального (темы 6 - 22), характеристикой современного ландшафта социологического поля (темы 23 - 27) и рассмотрением основных направлений поиска новой парадигмы социологического знания как отражения новой стадии развития социального (темы 28 -30).
Особое место в работе над курсом кроме традиционных форм (лекций, семинаров, конспектирования первоисточников) занимает написание небольших аналитических работ по сопоставлению путей разрешения той или иной социальной проблемы, вероятных в рамках разных социологических школ, а также коллективная работа студенческой группы над итоговым курсовым проектом, посвященным теоретическому анализу наиболее значимой социальной проблемы, определяющей характер развития современного общества. Выбор этой проблемы — одна из задач, решаемых студентами сообща. Первые слушатели курса выбрали проблему социальной аномии и путей ее преодоления, следующие свой групповой проект назвали «Общество в состоянии войны».
В каждом случае организация совместной теоретической работы студентов над общей проблемой вызывает массу сложностей, требующих активного участия преподавателя. Однако эта работа представляется необходимой, так как позволяет решать следующие задачи:
— актуализация и теоретико-прикладное использование освоенных в курсе знаний;
— определение каждым студентом специфических, индивидуально наиболее занимательных аспектов, поворотов теоретизирования;
— выработка технологии коллективного творческого теоретического поиска;
— включение студентов в социологическое теоретическое поле и диалог (через Интернет) с социологическим сообществом (проект как материал для самопрезентации и начала обмена мнениями).
1. Объект и субъект теоретической социологии
Тема 1. Современное общество и социологическая теория (ситуативный анализ)
Общество и наука — динамика отношений. Доминирующее социальное настроение современности — неустойчивость, неупорядоченность, перерастание порядка в хаос (размывание социальных структур).
Социологическая теория как поиск устойчивости на социальном и индивидуальном уровнях. Предварительная оценка всего багажа теоретической социологии с точки зрения его способности достичь успеха в этом поиске. Принципы анализа практики и их соотношение с принципами анализа теории.
Тема 2. Объект теоретической социологии
Проблема отражения в социологии объекта науки — общества, социосфе-ры, социального.
Влияние общественных процессов на форму их отражения в системе знаний. Феномен взаимного доопределения объекта и субъекта теоретической социологии.
Воздействие объекта на характер онтологизации в теоретической социологии, осуществляемой через решение основного вопроса социологии: что первично — общество или личность.
Феномен «выбора» объектом отражающего субъекта.
Тема 3. Теоретизирование как форма освоения социальной реальности, как вид деятельности
Роль теоретизирования в воспроизводстве науки, культуры, в социальной и индивидуальной практике. Логика гипотетического рассуждения. Соотношение идеи, гипотезы, концепции, теории, их роль в воспроизводстве научного знания. Теория и догма.
Возникновение, оформление теории, структура процесса перехода от практики к теории. Теоретизирование и рефлексия. Параметры теорий. Характеристики теории — внутренняя непротиворечивость, «неизбыточность» («бритва Оккама»), понятийная разработанность и др. Основные формы воспроизводства социологического знания (малые, средние, большие). Социологические доктрины, социальные обследования, социологические исследования и их роль в теоретизировании.
Тема 4. Особенности теоретического освоения социальных объектов
Уровни социологической теории. Принципы соотношения макро- и микросоциологических исследований.
Логика взаимодействия теорий — «формальная» и «неформальная»: теоретический конфликт и вероятность его развития через взаимоотталкивание или через взаимостимуляцию теорий; и, напротив, в случае взаимодополнительности теорий, их непротиворечивости друг относительно друга — вероятность «взаимопогашения». Влияние внутринаучной и вненаучной ситуации на развитие теоретической социологии. Принцип понимания, видения объекта, его роль в возникновении теории. Критерии научности отражения.
Соотношение аксеологических и гносеологических мотивов теоретизирования.
Тема 5. Роль личности социолога, ее отражение в теории
Объективность и субъективность теоретико-социологических ответов на вызов практики.
Роль национальных культур в избирательной чуткости исследователей к социальной неустойчивости того или иного рода.
Социолог во времени — смена стилей концептуализации.
Проблема самопрезентации личности в теоретическом знании. Баланс целей исследования — научных и вненаучных. Роль рациональных и иррациональных основания развития социологических представлений.
Основания выбора метода теоретизирования в социологии. Объективный и субъективный методы, отражение «объективизма» и «субъективизма» в современной теоретической социологии.
Доклад М. Вебера «Наука как призвание и профессия».
2. Дифференциация в социологической теории как отражение социальной дифференциации и индивидуального своеобразия
Тема 6. Социальная теория и социальные теории — основания единства и множественности
Пространственно-временная целостность социосферы, ее тождественность себе, неизменность атрибутивных характеристик социального с «момента» оформления и до нашего времени (Екклесиаст), и фрагментарность, дробность социального — пространственная и временная.
Социальное время и время социальных теорий.
Концептуальные расхождения как атрибут существования социологического знания, как отражение своеобразия субъекта теоретизирования и неустранимого разделения предметного содержания — на индивидуальное и общественное.
Влияние теории познания, позитивистских и экзистенциалистских оснований на структурирование социологического знания. Социальное как быт и как бытие — два способа теоретического рассмотрения.
Тема 7. Общество и личность в зеркале теоретической социологии
Личность и общество как два сопоставимых по уровню сложности, диффе-ренцированности социальных объекта, две «отправные точки» социологического теоретизирования. Социология «наблюдения» (за обществом и его подсистемами) и социология «понимания» (личности и всего социального через призму индивидуального).
Отражение в социологии коллективного сознания и «коллективного бессознательного» (К. Маннгейм).
Тема 8. Теоретическое отражение личности как субъекта и объекта социального воспроизводства
Гуманизм в социологии — от ценности к определению онтологической основы социального. Теория социальной мобильности. Социальный статус личности — к актуализации социального. Теория социальных ролей.
Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности. Соотношение «адаптирующей» и «гуманной» социализации. Модернизация, ин-
тенсификация социального развития и трансформация соотношения первичной и вторичной социализации. Влияние философских, антропологических, психоаналитических, исторических, экономических, политологических, культурологических оснований на социологические представления о личности, сущности процесса ее формирования.
Тема 9. Социальное неравенство и роль теории стратификации в его отражении
Неизменное и изменяемое в структуре общества. Первичные (генети-. чески) и производные (возникшие исторически) формы социального неравенства.
Роль «осевого времени» (К. Ясперс) в обосновании роли социального неравенства в социальной жизни. Влияние представлений о неравенстве на индивидуальную жизнь. Создание теории стратификации П.А. Сорокиным. Логика определения основных измерений стратификационной структуры.
Одномерные и многомерные модели социальной стратификации. Соотношение представлений о социальной элите В. Парето и П.А. Сорокина.
Тема 10. Структура общества и ее отражение в теоретической социологии
Выделение в обществе малых и больших социальных групп. Понятие группы в социологии — полярность теоретических интерпретаций структурно-функционального и интеракционистского направлений.
Первичные и вторичные группы. Предваряющее социальную дифференциацию деление на два пола, на поколения, на этносы и их социальная трансформация в истории. Возникновение классов и поселенческих групп (горожане).
Основные категории больших социальных групп в современном обществе — этносы, поколения, классы, поселенческие группы, мужчины и женщины — и теоретико-социологический анализ проблемы их соотношения, выделения доминантной.
Тема 11. Экономический детерминизм как способ теоретического отражения общества
Иерархия сфер воспроизводства общественной жизни в социальном пространстве и социальном времени. Взаимодействие экономической, социально-политической и духовной сфер воспроизводства общественной жизни как реальность и ее рациональное освоение в теории.
Теоретический анализ проблемы разделения труда и оформления классов.
«Капитал» К. Маркса и «Хозяйство и общество» М. Вебера — пути анализа.
Роль экономического детерминизма в современном научном и обыденном сознании — отрицание, усугубление, «снятие».
Тема 12. Теоретический анализ направленности социальных изменений
Соотношение представлений о прогрессе, регрессе и цикличности социального развития. Социологический анализ критериев социального прогресса.
П. Штомпка о социологии социальных изменений и критика теорий социального изменения у Р. Будона.
Анализ цикличности как важнейшей характеристики развития — Н.Д. Кондратьев.
Неизбежность изменения представлений о прошлом в изменяющемся социокультурном контексте. Теоретический анализ экономического, технологического прогресса с экологической точки зрения.
Тема 13. Формационный подход к анализу общественного развития
Марксова теория общественно-экономических формаций, ее эвристическое значение и теоретическая «акустика». Стадии экономического роста Рос-тоу, теории постиндустриального общества.
Современное видение общей для человечества «формационной» перспективы: соотношение моделей коммунизма, постиндустриального, посттехнотронного, информационного обществ, ноосферы, «Розы мира» (Д. Андреев) или Культуры мира (Ф. Майор).
Тема 14. Отражение в социологической теории роли этнических групп
Этническое многообразие как условие стабильного социокультурного воспроизводства, его производность от природы (род порождается природой). Со-циосфера как этносфера — теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Стадии развития этноса. Социальная антропология об образах социального воспроизводства. Изучение национальных образов мира (Г.Д. Гачев).
Социология о причинах актуализации проблем межнациональных и внутринациональных отношений в современном обществе.
Тема 15. Цивилизационный подход к анализу общественного развития
Единство и своеобразие социальных перспектив. Роль духовной сферы воспроизводства общественной жизни в развитии цивилизаций. Нетождественность критериев социального прогресса в культурах разных цивилизаций.
«Идеальные типы» М. Вебера. «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского, ее роль в становлении цивилизационного подхода к анализу общественного развития.
Цивилизационный подход как принцип «постижения истории» (А. Тойнби) и видения будущего. Проблемы взаимопонимания современных культур — «Восток — Запад», «Север — Юг».
Самоопределение отечественной цивилизации. «Евразийство» в работах Н.С. Трубецкого.
Тема 16. Анализ социального процесса как процесса смены поколений
Неповторимость социально-культурного опыта каждого поколения и его отражения в «новой» культуре, «контркультуре» (Г. Маркузе). Относительная самостоятельность каждого поколения и его «видения» реальности.
Связи поколений как основа единства, непрерывности социокультурной динамики. Культура как смена поколений (Ортега-и-Гассет).
Теоретическое отражение проблем адаптации и самореализации поколений в современном обществе.
Молодежь и общество — основания диалога в современном контексте. «Дефицит причастности к решению своих дел» и пути преодоления социальной аномии.
Тема 17. Социальные функции полов, их отражение в социологической теории
Фрейдизм и неофрейдизм в интерпретации движущих сил социокультурного воспроизводства. Социологический анализ социальных судеб теории психоанализа, определение причин распространения и нераспространения ее в обществе: акустика среды.
Сущность изменения социальной роли женщины и взгляд теоретической социологии на перспективы взаимодействия полов.
Грани анализа репродуктивной деятельности людей: особенности видения на глобальном, региональном, индивидуальном (семейном) уровнях.
Тема 18. Социологический анализ урбанизации и ее перспектив
Закономерность процесса урбанизации и его влияние на современное состояние отношений биосферы и социосферы. Города — «монстры биосферы». Апофеоз обосабливания и выработка альтернативных практик.
Пределы роста городов и переход от адаптации к городу, к «выходу из города» — социологический анализ современной дачи как социального феномена.
Тема 19. Роль институализации в социальной жизни
Институционализация и легитимация. Проблема социального порядка.
Взаимодействие закрепленных, институализированных и незакрепленных в социальных институтах фрагментов социального. Возрастание динамики социальных изменений и кризис институализации. Разрушение социальных структур, маргинализация.
Преодоление социального хаоса, выращивание социального порядка и роль в этом процессе социальных институтов.
Тема 20. Политическое и его отражение в теоретической социологии
Социальное и индивидуальное значение власти: «естественный договор» и «воля к власти».
В. Парето о логике воспроизводства политической жизни общества.
Теоретические модели перспектив политической системы — анархия, уничтожение государства, неоконсерватизм.
Соотношение политической стабильности и социальной устойчивости.
Тема 21. Изучение духовной сферы социального воспроизводства
Роль культуры, духовной жизни общества в разворачивании социокультурной динамики. Культуры мира — социологический анализ принципов и перспектив взаимодействия.
Культура как игра (Й. Хейзинга) и феномен пуерилизма.
Кризис культуры — его перманентность и особенности современного этапа. Виртуализация социального как следствие развития культуры. Коммуникационный бум и проблема преодоления информационного засорения и манипуляции сознанием.
Тема 22. Теоретическое освоение проблемы социальной нормы и аномалии. Социология девиантного поведения
Э. Дюркгейм — эталонное исследование девиации как социального феномена в книге «Самоубийство». Девиация в рамках социальной устойчивости.
Демократия и ее влияние на развитие девиации. Связь плюрализации позиций, социальной маргинализации, деструктурации и девиации.
Роль и состояние нормативных систем в современном обществе. Прогнозируемые характеристики будущего социальной девиации.
3. Современные фундаментальные социологические теории — в поиске качественной определенности социального
Тема 23. Структурный функционализм
Системный анализ и принцип детерминированности социального.
Отражение проблемы социального порядка в теории социальных систем Т. Парсонса.
Соотношение подходов Парсонса и Мертона внутри структурно-функционального направления развития социологии.
Возможности и ограничения структурного функционализма.
Тема 24. Основные теории социального поведения
Адаптационный аспект поведения как предмет социологической теории. Разработки теории поведения в России, Бихевиористская стратегия исследования поведения в США.
Гипотеза рациональности и теория рационального выбора. Социальное научение. Коллективное поведение. Критика Дж. Хомансом функционализма. Гипотезы успеха, раздражения, ценности, потребности, пресыщения, фрустрации, агрессивности.
Конфликт аксиологии и теорий социального поведения и возможности его разрешения.
Тема 25. Теории социального действия. Символический интеракционизм. Феноменологическая социология
Антропологические воззрения Дж. Мида. Понятие символического взаимодействия (интеракции). Знаки, жесты, значимые символы. Роль языка.
Роль Э. Гуссерля в возникновении феноменологии. Смысл как порождение субъекта. А. Щюц о смысловом строении социального мира. Сферы «смысловой реальности». Мир повседневности (жизненный мир), естественная установка и прагматический мотив поведения. Типизация и идеализация.
Субъективизация социальной реальности.
Тема 26. Этнометодология
Роль прагматизма в оформлении этнометодологии.
Общность языка, рациональность и взаимность перспектив как основа повседневного поведения.
«Кризисные эксперименты» Г. Гарфинкеля и методы нормализации социального взаимодействия.
Социальная миграция, деструктурация и адаптация — причины актуализации нарративов в социологическом анализе (Ф. Знанецкий).
Субъективность социального качества.
Тема 27. Теоретические компромиссы — конструкции П. Бурдье, Э. Гид-дингса, Н. Лумана
«Хабитус» Бурдье как структура когнитивных связей и мотивационных систем, продукт наличных исторических условий, «структурирующая структура». Структурация как центральное понятие социологии Гиддингса. Самовоспроизводство сложных социальных систем в теории Лумана.
В поиске путей преодоления конфликта индивидуального и социального.
Синтез концепции самовоспроизводства и теории коммуникации. Общество как дифференцированная система самовоспроизводящихся подсистем.
4. Основные направления поиска новой парадигмы социологического знания — на пути к социальной устойчивости
Тема 28. Теории глобализации и цивилизационный подход
Роль национальных социологических школ в воспроизводстве социологического знания, их своеобразие и взаимодополнительность.
Линейность и цикличность: современное «звучание» формационного и ци-вилизационного подходов. Актуализация социологического анализа пространства и времени.
Тема 29. Модернизация и постмодернизация социологической теории
Кибернетический и синергетический подходы в социологии.
Анализ общества как сложной самоорганизующейся системы. Универсальные принципы превращения хаоса в порядок и их использование в изучении социальной практики.
Анализ основных вариантов самоорганизации социального накануне бифуркации и способов оптимизации выбора из веера перспектив в условиях развития в режиме с ускорением.
Тема 30. Концепция социальной устойчивости и перспективы развития теоретической социологии
Экологический кризис и выход социологии за пределы социальной свое-мерности. Современная теоретическая социология и ее возможности в анализе соразмерности общества и других частей объективной реальности. Способы теоретического освоения разрастающегося объекта. Принцип межпредметности и «сохранение лица» социологии в условиях актуализации аксиологической проблематики.
Теоретическая социология в XXI веке — выявление качественной определенности социального и его стратегической перспективы.
Литература
1. Головин Н.А. Преподавание теоретической социологии в Санкт-Петербургском государственном университете // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I. № 1.
2. Качанов Ю.Л. Начало социологии. М.; СПб., 2000.
3. Козловский В.В. Утраты и обретения социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I. № 1.
4. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992.