Научная статья на тему 'Преподавание теоретической социологии в российском государственном гуманитарном университете - в поиске эффективной концептуализации'

Преподавание теоретической социологии в российском государственном гуманитарном университете - в поиске эффективной концептуализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ СОЦИОЛОГИИ / TEACHING SOCIOLOGY / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / THEORETICAL SOCIOLOGY / РГГУ / RSUH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Козлова Оксана Николаевна

Данная статья посвящена сравнению различных подходов к концепции курса теоретической социологии, который читается в различных университетах России. Внимание сосредоточено на программе курса, разработанной и внедренной в Российском государственном гуманитарном университете (Москва). Автор рассматривает не только общие черты социологического образования, но и значимые различия. Они отражаются в «социологическом пейзаже», в целях курса, в определении знаний, которые студенты получили в процессе обучения. Так, в РГГУ внимание уделяется социологическому теоретизированию, анализу роли создателя теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Theoretical Sociology at Russian State University of the Humanities: the Search for the Effective Conceptualization

This article is devoted to the comparison of different approaches to the conception of the course of theoretical sociology being read in different universities of Russia. The attention is concentrated on the program of the course elaborated and implemented in the Russian State University of Humanities (Moscow). The author considers not only the common feature s of the sociological education but observes also the distinctions. They reflect in the vision of «sociological landscape», in the aim of the course, in the defining of knowledge students have got in the process of studying. In the RSUH the attention is paid to the analysis of theorizing in sociology, to the discussion of the role of the theory creator.

Текст научной работы на тему «Преподавание теоретической социологии в российском государственном гуманитарном университете - в поиске эффективной концептуализации»

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О.Н. Козлова

ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ — В ПОИСКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

Концепция преподавания

В «Журнале социологии и социальной антропологии» (Т. I. № 1) Н.А. Головин опубликовал концепцию преподавания и программу курса теоретической социологии, читаемого в СПбГУ [1]. Развитие социологического образования актуализирует внимание к теоретико-методологическим проблемам науки, выявлению оптимальной модели их отражения в учебной дисциплине «Теоретическая социология». Поиск такой модели ведется не первый год также и на отделении социологии РГГУ (Москва). Вниманию читателей предлагается программа, по которой этот курс читается с 1998 г. Предлагаемая здесь систематизация, классификация социологических теорий отражает специфическое видение «социологического ландшафта», обусловленное концептуальным подходом, при котором неопределенность современных акцентов в теоретической социологии рассматривается не как атрибут науки, но как вызов, сформулировать ответ на который — задача поиска студентов-социологов. (Вспомним буквальное значение слова студент — ищущий.) В этом смысле в социологии все еще только начинается [2].

И в связи с этим возникает предмет для полемики с В.В. Козловским, рассматривающим как неизбежное запаздывание социологии, всегда лишь догоняющей реальность [3]. Вероятно, во избежание этого, необходимо интенсифицировать — и именно в курсе теоретической социологии — развитие прогностических возможностей науки об обществе.

Принципиальным в данной концепции курса является и обращение к аксиологии, без которой набор социологических теорий не организует, а дезорганизует сознание формирующегося социолога [3, с. 27]: «Единственным противовесом деструкции могут служить только самые высокие этические и метафизические ценности. Возвращение к разуму не поможет нам выплыть из этого водоворота» [4, с. 349]. Действительно, проблема формулируется не как возвращение к разуму, но как преодоление самоизоляции разума, свойственной сциентизму (а в значительной степени и стилю адаптации и самореализации современной молодежи) душевной индифферентности, выход с помощью разума на болевые точки модифицирующегося социального воспроизводства.

Козлова Оксана Николаевна (р. 1959) — доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии Российского государственного гуманитарного университета.

Адрес: 125267, Москва, Миусская пл., д. 6. РГГУ, кафедра теории и истории социологии.

Тел.: (095) 250-66-21.

С тем, что «социальное развитие возможно лишь на основе какого-либо базисного социального консенсуса, комплекса конвенций или социального договора» [3, с. 39] — нельзя не согласиться. Однако заключение такого договора требует мобилизации всех рациональных и эмоциональных нравственных сил социума. В оказании организационного воздействия на процесс консолидации социальных усилий при решении данной проблемы и видится главная роль завтрашнего социолога, который готовится, в частности, и при проработке курса «Теоретическая социология».

В курсе большое внимание уделяется анализу теоретизирования в социологии, рассмотрению роли субъекта создания теории. Все теоретические подходы, возникшие в социологии, рассматриваются с точки зрения их способности решать центральные проблемы современного общества — проблемы неустойчивости и социальной аномии. В целях разворачивания межуниверситетского диалога — как комплексного, так и на относительно самостоятельных уровнях — между преподавателями, студентами (через Интернет) предлагается обсудить возникающие в ходе изучения социологии концепции разрешения основных проблем, определяющих стратегическую перспективу социального развития.

Программа курса «Теоретическая социология»

Изучение материала начинается с анализа принципов взаимодействия объекта и субъекта теоретической социологии (темы 1 - 5), продолжается освещением дифференциации в социологической теории как отражения дифференциации социального (темы 6 - 22), характеристикой современного ландшафта социологического поля (темы 23 - 27) и рассмотрением основных направлений поиска новой парадигмы социологического знания как отражения новой стадии развития социального (темы 28 -30).

Особое место в работе над курсом кроме традиционных форм (лекций, семинаров, конспектирования первоисточников) занимает написание небольших аналитических работ по сопоставлению путей разрешения той или иной социальной проблемы, вероятных в рамках разных социологических школ, а также коллективная работа студенческой группы над итоговым курсовым проектом, посвященным теоретическому анализу наиболее значимой социальной проблемы, определяющей характер развития современного общества. Выбор этой проблемы — одна из задач, решаемых студентами сообща. Первые слушатели курса выбрали проблему социальной аномии и путей ее преодоления, следующие свой групповой проект назвали «Общество в состоянии войны».

В каждом случае организация совместной теоретической работы студентов над общей проблемой вызывает массу сложностей, требующих активного участия преподавателя. Однако эта работа представляется необходимой, так как позволяет решать следующие задачи:

— актуализация и теоретико-прикладное использование освоенных в курсе знаний;

— определение каждым студентом специфических, индивидуально наиболее занимательных аспектов, поворотов теоретизирования;

— выработка технологии коллективного творческого теоретического поиска;

— включение студентов в социологическое теоретическое поле и диалог (через Интернет) с социологическим сообществом (проект как материал для самопрезентации и начала обмена мнениями).

1. Объект и субъект теоретической социологии

Тема 1. Современное общество и социологическая теория (ситуативный анализ)

Общество и наука — динамика отношений. Доминирующее социальное настроение современности — неустойчивость, неупорядоченность, перерастание порядка в хаос (размывание социальных структур).

Социологическая теория как поиск устойчивости на социальном и индивидуальном уровнях. Предварительная оценка всего багажа теоретической социологии с точки зрения его способности достичь успеха в этом поиске. Принципы анализа практики и их соотношение с принципами анализа теории.

Тема 2. Объект теоретической социологии

Проблема отражения в социологии объекта науки — общества, социосфе-ры, социального.

Влияние общественных процессов на форму их отражения в системе знаний. Феномен взаимного доопределения объекта и субъекта теоретической социологии.

Воздействие объекта на характер онтологизации в теоретической социологии, осуществляемой через решение основного вопроса социологии: что первично — общество или личность.

Феномен «выбора» объектом отражающего субъекта.

Тема 3. Теоретизирование как форма освоения социальной реальности, как вид деятельности

Роль теоретизирования в воспроизводстве науки, культуры, в социальной и индивидуальной практике. Логика гипотетического рассуждения. Соотношение идеи, гипотезы, концепции, теории, их роль в воспроизводстве научного знания. Теория и догма.

Возникновение, оформление теории, структура процесса перехода от практики к теории. Теоретизирование и рефлексия. Параметры теорий. Характеристики теории — внутренняя непротиворечивость, «неизбыточность» («бритва Оккама»), понятийная разработанность и др. Основные формы воспроизводства социологического знания (малые, средние, большие). Социологические доктрины, социальные обследования, социологические исследования и их роль в теоретизировании.

Тема 4. Особенности теоретического освоения социальных объектов

Уровни социологической теории. Принципы соотношения макро- и микросоциологических исследований.

Логика взаимодействия теорий — «формальная» и «неформальная»: теоретический конфликт и вероятность его развития через взаимоотталкивание или через взаимостимуляцию теорий; и, напротив, в случае взаимодополнительности теорий, их непротиворечивости друг относительно друга — вероятность «взаимопогашения». Влияние внутринаучной и вненаучной ситуации на развитие теоретической социологии. Принцип понимания, видения объекта, его роль в возникновении теории. Критерии научности отражения.

Соотношение аксеологических и гносеологических мотивов теоретизирования.

Тема 5. Роль личности социолога, ее отражение в теории

Объективность и субъективность теоретико-социологических ответов на вызов практики.

Роль национальных культур в избирательной чуткости исследователей к социальной неустойчивости того или иного рода.

Социолог во времени — смена стилей концептуализации.

Проблема самопрезентации личности в теоретическом знании. Баланс целей исследования — научных и вненаучных. Роль рациональных и иррациональных основания развития социологических представлений.

Основания выбора метода теоретизирования в социологии. Объективный и субъективный методы, отражение «объективизма» и «субъективизма» в современной теоретической социологии.

Доклад М. Вебера «Наука как призвание и профессия».

2. Дифференциация в социологической теории как отражение социальной дифференциации и индивидуального своеобразия

Тема 6. Социальная теория и социальные теории — основания единства и множественности

Пространственно-временная целостность социосферы, ее тождественность себе, неизменность атрибутивных характеристик социального с «момента» оформления и до нашего времени (Екклесиаст), и фрагментарность, дробность социального — пространственная и временная.

Социальное время и время социальных теорий.

Концептуальные расхождения как атрибут существования социологического знания, как отражение своеобразия субъекта теоретизирования и неустранимого разделения предметного содержания — на индивидуальное и общественное.

Влияние теории познания, позитивистских и экзистенциалистских оснований на структурирование социологического знания. Социальное как быт и как бытие — два способа теоретического рассмотрения.

Тема 7. Общество и личность в зеркале теоретической социологии

Личность и общество как два сопоставимых по уровню сложности, диффе-ренцированности социальных объекта, две «отправные точки» социологического теоретизирования. Социология «наблюдения» (за обществом и его подсистемами) и социология «понимания» (личности и всего социального через призму индивидуального).

Отражение в социологии коллективного сознания и «коллективного бессознательного» (К. Маннгейм).

Тема 8. Теоретическое отражение личности как субъекта и объекта социального воспроизводства

Гуманизм в социологии — от ценности к определению онтологической основы социального. Теория социальной мобильности. Социальный статус личности — к актуализации социального. Теория социальных ролей.

Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности. Соотношение «адаптирующей» и «гуманной» социализации. Модернизация, ин-

тенсификация социального развития и трансформация соотношения первичной и вторичной социализации. Влияние философских, антропологических, психоаналитических, исторических, экономических, политологических, культурологических оснований на социологические представления о личности, сущности процесса ее формирования.

Тема 9. Социальное неравенство и роль теории стратификации в его отражении

Неизменное и изменяемое в структуре общества. Первичные (генети-. чески) и производные (возникшие исторически) формы социального неравенства.

Роль «осевого времени» (К. Ясперс) в обосновании роли социального неравенства в социальной жизни. Влияние представлений о неравенстве на индивидуальную жизнь. Создание теории стратификации П.А. Сорокиным. Логика определения основных измерений стратификационной структуры.

Одномерные и многомерные модели социальной стратификации. Соотношение представлений о социальной элите В. Парето и П.А. Сорокина.

Тема 10. Структура общества и ее отражение в теоретической социологии

Выделение в обществе малых и больших социальных групп. Понятие группы в социологии — полярность теоретических интерпретаций структурно-функционального и интеракционистского направлений.

Первичные и вторичные группы. Предваряющее социальную дифференциацию деление на два пола, на поколения, на этносы и их социальная трансформация в истории. Возникновение классов и поселенческих групп (горожане).

Основные категории больших социальных групп в современном обществе — этносы, поколения, классы, поселенческие группы, мужчины и женщины — и теоретико-социологический анализ проблемы их соотношения, выделения доминантной.

Тема 11. Экономический детерминизм как способ теоретического отражения общества

Иерархия сфер воспроизводства общественной жизни в социальном пространстве и социальном времени. Взаимодействие экономической, социально-политической и духовной сфер воспроизводства общественной жизни как реальность и ее рациональное освоение в теории.

Теоретический анализ проблемы разделения труда и оформления классов.

«Капитал» К. Маркса и «Хозяйство и общество» М. Вебера — пути анализа.

Роль экономического детерминизма в современном научном и обыденном сознании — отрицание, усугубление, «снятие».

Тема 12. Теоретический анализ направленности социальных изменений

Соотношение представлений о прогрессе, регрессе и цикличности социального развития. Социологический анализ критериев социального прогресса.

П. Штомпка о социологии социальных изменений и критика теорий социального изменения у Р. Будона.

Анализ цикличности как важнейшей характеристики развития — Н.Д. Кондратьев.

Неизбежность изменения представлений о прошлом в изменяющемся социокультурном контексте. Теоретический анализ экономического, технологического прогресса с экологической точки зрения.

Тема 13. Формационный подход к анализу общественного развития

Марксова теория общественно-экономических формаций, ее эвристическое значение и теоретическая «акустика». Стадии экономического роста Рос-тоу, теории постиндустриального общества.

Современное видение общей для человечества «формационной» перспективы: соотношение моделей коммунизма, постиндустриального, посттехнотронного, информационного обществ, ноосферы, «Розы мира» (Д. Андреев) или Культуры мира (Ф. Майор).

Тема 14. Отражение в социологической теории роли этнических групп

Этническое многообразие как условие стабильного социокультурного воспроизводства, его производность от природы (род порождается природой). Со-циосфера как этносфера — теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Стадии развития этноса. Социальная антропология об образах социального воспроизводства. Изучение национальных образов мира (Г.Д. Гачев).

Социология о причинах актуализации проблем межнациональных и внутринациональных отношений в современном обществе.

Тема 15. Цивилизационный подход к анализу общественного развития

Единство и своеобразие социальных перспектив. Роль духовной сферы воспроизводства общественной жизни в развитии цивилизаций. Нетождественность критериев социального прогресса в культурах разных цивилизаций.

«Идеальные типы» М. Вебера. «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского, ее роль в становлении цивилизационного подхода к анализу общественного развития.

Цивилизационный подход как принцип «постижения истории» (А. Тойнби) и видения будущего. Проблемы взаимопонимания современных культур — «Восток — Запад», «Север — Юг».

Самоопределение отечественной цивилизации. «Евразийство» в работах Н.С. Трубецкого.

Тема 16. Анализ социального процесса как процесса смены поколений

Неповторимость социально-культурного опыта каждого поколения и его отражения в «новой» культуре, «контркультуре» (Г. Маркузе). Относительная самостоятельность каждого поколения и его «видения» реальности.

Связи поколений как основа единства, непрерывности социокультурной динамики. Культура как смена поколений (Ортега-и-Гассет).

Теоретическое отражение проблем адаптации и самореализации поколений в современном обществе.

Молодежь и общество — основания диалога в современном контексте. «Дефицит причастности к решению своих дел» и пути преодоления социальной аномии.

Тема 17. Социальные функции полов, их отражение в социологической теории

Фрейдизм и неофрейдизм в интерпретации движущих сил социокультурного воспроизводства. Социологический анализ социальных судеб теории психоанализа, определение причин распространения и нераспространения ее в обществе: акустика среды.

Сущность изменения социальной роли женщины и взгляд теоретической социологии на перспективы взаимодействия полов.

Грани анализа репродуктивной деятельности людей: особенности видения на глобальном, региональном, индивидуальном (семейном) уровнях.

Тема 18. Социологический анализ урбанизации и ее перспектив

Закономерность процесса урбанизации и его влияние на современное состояние отношений биосферы и социосферы. Города — «монстры биосферы». Апофеоз обосабливания и выработка альтернативных практик.

Пределы роста городов и переход от адаптации к городу, к «выходу из города» — социологический анализ современной дачи как социального феномена.

Тема 19. Роль институализации в социальной жизни

Институционализация и легитимация. Проблема социального порядка.

Взаимодействие закрепленных, институализированных и незакрепленных в социальных институтах фрагментов социального. Возрастание динамики социальных изменений и кризис институализации. Разрушение социальных структур, маргинализация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преодоление социального хаоса, выращивание социального порядка и роль в этом процессе социальных институтов.

Тема 20. Политическое и его отражение в теоретической социологии

Социальное и индивидуальное значение власти: «естественный договор» и «воля к власти».

В. Парето о логике воспроизводства политической жизни общества.

Теоретические модели перспектив политической системы — анархия, уничтожение государства, неоконсерватизм.

Соотношение политической стабильности и социальной устойчивости.

Тема 21. Изучение духовной сферы социального воспроизводства

Роль культуры, духовной жизни общества в разворачивании социокультурной динамики. Культуры мира — социологический анализ принципов и перспектив взаимодействия.

Культура как игра (Й. Хейзинга) и феномен пуерилизма.

Кризис культуры — его перманентность и особенности современного этапа. Виртуализация социального как следствие развития культуры. Коммуникационный бум и проблема преодоления информационного засорения и манипуляции сознанием.

Тема 22. Теоретическое освоение проблемы социальной нормы и аномалии. Социология девиантного поведения

Э. Дюркгейм — эталонное исследование девиации как социального феномена в книге «Самоубийство». Девиация в рамках социальной устойчивости.

Демократия и ее влияние на развитие девиации. Связь плюрализации позиций, социальной маргинализации, деструктурации и девиации.

Роль и состояние нормативных систем в современном обществе. Прогнозируемые характеристики будущего социальной девиации.

3. Современные фундаментальные социологические теории — в поиске качественной определенности социального

Тема 23. Структурный функционализм

Системный анализ и принцип детерминированности социального.

Отражение проблемы социального порядка в теории социальных систем Т. Парсонса.

Соотношение подходов Парсонса и Мертона внутри структурно-функционального направления развития социологии.

Возможности и ограничения структурного функционализма.

Тема 24. Основные теории социального поведения

Адаптационный аспект поведения как предмет социологической теории. Разработки теории поведения в России, Бихевиористская стратегия исследования поведения в США.

Гипотеза рациональности и теория рационального выбора. Социальное научение. Коллективное поведение. Критика Дж. Хомансом функционализма. Гипотезы успеха, раздражения, ценности, потребности, пресыщения, фрустрации, агрессивности.

Конфликт аксиологии и теорий социального поведения и возможности его разрешения.

Тема 25. Теории социального действия. Символический интеракционизм. Феноменологическая социология

Антропологические воззрения Дж. Мида. Понятие символического взаимодействия (интеракции). Знаки, жесты, значимые символы. Роль языка.

Роль Э. Гуссерля в возникновении феноменологии. Смысл как порождение субъекта. А. Щюц о смысловом строении социального мира. Сферы «смысловой реальности». Мир повседневности (жизненный мир), естественная установка и прагматический мотив поведения. Типизация и идеализация.

Субъективизация социальной реальности.

Тема 26. Этнометодология

Роль прагматизма в оформлении этнометодологии.

Общность языка, рациональность и взаимность перспектив как основа повседневного поведения.

«Кризисные эксперименты» Г. Гарфинкеля и методы нормализации социального взаимодействия.

Социальная миграция, деструктурация и адаптация — причины актуализации нарративов в социологическом анализе (Ф. Знанецкий).

Субъективность социального качества.

Тема 27. Теоретические компромиссы — конструкции П. Бурдье, Э. Гид-дингса, Н. Лумана

«Хабитус» Бурдье как структура когнитивных связей и мотивационных систем, продукт наличных исторических условий, «структурирующая структура». Структурация как центральное понятие социологии Гиддингса. Самовоспроизводство сложных социальных систем в теории Лумана.

В поиске путей преодоления конфликта индивидуального и социального.

Синтез концепции самовоспроизводства и теории коммуникации. Общество как дифференцированная система самовоспроизводящихся подсистем.

4. Основные направления поиска новой парадигмы социологического знания — на пути к социальной устойчивости

Тема 28. Теории глобализации и цивилизационный подход

Роль национальных социологических школ в воспроизводстве социологического знания, их своеобразие и взаимодополнительность.

Линейность и цикличность: современное «звучание» формационного и ци-вилизационного подходов. Актуализация социологического анализа пространства и времени.

Тема 29. Модернизация и постмодернизация социологической теории

Кибернетический и синергетический подходы в социологии.

Анализ общества как сложной самоорганизующейся системы. Универсальные принципы превращения хаоса в порядок и их использование в изучении социальной практики.

Анализ основных вариантов самоорганизации социального накануне бифуркации и способов оптимизации выбора из веера перспектив в условиях развития в режиме с ускорением.

Тема 30. Концепция социальной устойчивости и перспективы развития теоретической социологии

Экологический кризис и выход социологии за пределы социальной свое-мерности. Современная теоретическая социология и ее возможности в анализе соразмерности общества и других частей объективной реальности. Способы теоретического освоения разрастающегося объекта. Принцип межпредметности и «сохранение лица» социологии в условиях актуализации аксиологической проблематики.

Теоретическая социология в XXI веке — выявление качественной определенности социального и его стратегической перспективы.

Литература

1. Головин Н.А. Преподавание теоретической социологии в Санкт-Петербургском государственном университете // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I. № 1.

2. Качанов Ю.Л. Начало социологии. М.; СПб., 2000.

3. Козловский В.В. Утраты и обретения социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I. № 1.

4. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.