Научная статья на тему 'Преподавание политологии в российских университетах: обзор учебной литературы'

Преподавание политологии в российских университетах: обзор учебной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА / ПРЕПОДАВАНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ В ВУЗЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / УЧЕБНИКИ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Наталья Михайловна

Статья представляет собой обзор учебной литературы по дисциплине «Политология», читаемой в современных российских вузах. В выборку были включены все 29 национальных исследовательских университетов (НИУ) как наиболее профессиональных и передовых центров развития и интеграции науки и образования. Анализ сайтов данных НИУ показал отсутствие в ряде вузов либо преподавания политологических дисциплин полностью, либо отсутствие на официальных сайтах рабочих программ по курсу «Политология». Соответственно, исследовательская выборка составила 20 национальных исследовательских университетов. Изучение рабочих программ по политологии проводилось в двух направлениях: рабочие программы для политологов-бакалавров и рабочие программы для студентов непрофильных направлений подготовки, последние, в свою очередь, подразделялись в соответствии с профилем подготовки на гуманитариев и естественников (в том числе студентов технических направлений). Анализ рабочих программ показал разброс по учебной литературе (в вузах применяется порядка 21 учебника по политологии). Основными учебниками для профессиональных политологов являются работы Мельвиля А.Ю. «Категории политической науки», Мухаева Р.Т. «Политология» и Соловьева А.И. «Политология»; для естественников - учебник Пугачева В.П., Соловьева А.И. «Введение в политологию», для гуманитариев - учебники Мельвиля А.Ю., Хейвуда Э., Ачкасова В.А., Белова Г.А. Самым популярным среди студентов непрофильных направлений подготовки оказался претендующий на универсальность учебник Гаджиева К.С. и Примовой Э.Н. В статье также приводится характеристика содержания основных учебников по курсу «Политология», касаемо освещаемых тем, стиля изложения, сложности языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание политологии в российских университетах: обзор учебной литературы»

IDENTITY IN A MULTIDISCIPLINARY CONTEXT

A.Yu. Shadzhe

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Adyghe State University

E. S. Kukva

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Adyghe State University

The review analyzes the encyclopedic publication Identity: The Individual, Society, and Politics, prepared by a large team of authors and devoted to the concept of identity and its use in modern academic and political discourses.

The review notes the relevance, timeliness and importance of studying a complex and multi-level identity in the modern world, when new global challenges contribute to the formation of virtual reality, replacing the natural identification space with artificial. As a result, new identification markers that transform the foundations of mentality and historical memory are formed.

The purpose and objectives of the review are aimed at the comprehension of the academic work studying the complex phenomenon of identity. The critical analysis of the encyclopedia is based on its seven sections and shows that they combine theoretical understanding and methodological provisions of the concept under consideration, based on which the features of each section of the encyclopedia are revealed. The advantage of the reviewed work is multidisciplinary and multiparadigmatic character of the consideration of socio-political changes taking place in contemporary societies and their impact on the dynamics of identity. Considering the approaches to identity, the authors of the reviewed work focus on different methodological approaches applied in the book. In regard to the further study of identity, the authors deem it appropriate and effective to use the methods of modern, post-non-classical science. For example, the synergetic approach with consideration of the peculiarities of complex socio-political systems is applicable to the analysis of society and identity subjects; to the detection of some principles of nonlinear control in the process of constructing different types of identity, etc.

The paper makes a conclusion about new horizons in the study of identity as a resource of social development, outlined in the collective monograph. The authors conclude that the book provides a system of references for the Russian researcher of identity: for beginners, it is an intellectual source, a kind of guide, and for the faithful adepts of the "identity problem", it outlines the reference field for reflection and comparison.

Keywords: identity; encyclopedia; political discourse; multidisciplinary.

УДК-323(470+571)

DOI: 10.17072/2218-1067-2018-3-183-194

ПРЕПОДАВАНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ: ОБЗОР УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Н. М. Беляева1

Статья представляет собой обзор учебной литературы по дисциплине «Политология», читаемой в современных российских вузах. В выборку были включены все 29 национальных исследовательских университетов (НИУ) как наиболее профессиональных и передовых центров развития и интеграции науки и образования. Анализ сайтов данных НИУ показал отсутствие в ряде вузов либо преподавания политологических дисциплин полностью, либо отсутствие на официальных сайтах рабочих программ по курсу «Политология». Соответственно, исследовательская выборка составила 20 национальных исследовательских университетов.

Изучение рабочих программ по политологии проводилось в двух направлениях: рабочие программы для политологов -бакалавров и рабочие программы для студентов непрофильных направлений подготовки, последние, в свою очередь, подразделялись в соответствии с профилем подготовки на гуманитариев и естественников (в том числе студентов технических направлений). Анализ рабочих программ показал разброс по учебной литературе (в вузах применяется порядка 21 учебника по политологии). Основными учебниками для профессиональных политологов являются работы Мельвиля А.Ю. «Категории политической науки», Мухаева Р.Т. «Политология» и Соловьева А.И. «Политология»; для естественников - учебник Пугачева В.П., Соловьева А.И. «Введение в политологию», для гуманитариев - учебники Мельвиля А.Ю., Хейвуда Э., Ачкасова В.А., Белова Г.А. Самым популярным среди студентов непрофильных направлений подготовки оказался претендующий на универсальность учебник Гаджиева К.С. и Примовой Э.Н.

В статье также приводится характеристика содержания основных учебников по курсу «Политология», касаемо освещаемых тем, стиля изложения, сложности языка.

Ключевые слова: политическая наука; преподавание политологии в вузе; национальный исследовательский университет; учебники по политологии.

1 Беляева Наталья Михайловна — кандидат политических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: belnatalya@yandex.ru (OR-CID: 0000-0002-7649-8541. ResearcherID: N-7321-2018).

© Беляева Н.М., 2018

В 1991 г. в России была создана Российская ассоциация политической науки, что ознаменовало собой начало становления политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. На рубеже 1980-90-х гг. в вузах начинают формироваться кафедры подготовки профессиональных политологов, создаваться первые государственные стандарты преподавания политической науки, публиковаться первые научные монографии и учебные пособия.

Начало развития политической науки было связано преимущественно с изучением и обобщением опыта мировой политической науки, накопленного в период XIX—XX вв., и применением теоретических концепций и понятий к анализу российской действительности.

На начало 2000-х гг., как отмечает Т.А. Алексеева, в современной России уже действовало свыше 300 кафедр политологии или смежных дисциплин; формально в сообщество входило более 3 тыс. человек, а если считать еще и сотрудников академических институтов, аналитических и исследовательских центров, так называемых политических технологов, то цифра увеличивается в несколько раз [1].

В стране к настоящему времени сложилось несколько научных школ, включая не только Москву и Санкт-Петербург, но и региональные центры (г. Пермь, г. Сургут, г. Краснодар и др.). В состав кафедр и аналитических центров уже вошли молодые специалисты, получившие профессиональную подготовку по политической науке, в том числе за рубежом, и лишенные влияния научного коммунизма или марксистской идеологии.

В настоящее время уже издано множество учебников, особенно по общему курсу политологии для вузов разного профиля, написано много научных монографий, стабильно выходят базовые политологические журналы (Полис, Полития и др.).

Несмотря на продуктивное развитие политической науки в современной России, в настоящее время существует ряд проблем в процессе преподавания политологических дисциплин.

К основным можно отнести проблему профессионального языка политологии, которая обусловлена особенностями развития данной науки. Как отмечает ТА.Алексеева: «Долгое господство марксистской идеологии, последующий отказ от нее с соответствующей мировоззренческой ломкой привели, с одной стороны, к сохранению множества понятий и терминов, вырванных из их системного контекста, а с другой - к выборочной замене на англицизмы, нередко без малейшей попытки вникнуть в смысл понятия и снять с него политико-культурные наслоения» [1].

Проблема профессионального языка обусловлена характером и специализацией педагогических кадров, первоначально читавших лекции по политологическим дисциплинам. Первое поколение российских политологов формиро-

валось из рядов историков, изучавших политические процессы стран запада, философов, преподававших в советское время научный коммунизм, юристов, что также накладывало отпечаток на становление категориального аппарата формирующейся политической науки, который синтезировал западные понятия и профессиональные термины лектора.

Второй значимой сегодня проблемой является необходимость формирования отдельного (тематического, понятийного) преподавания политической науки для студентов-политологов и студентов непрофильных направлений подготовки.

Курс «Политология» для непрофильных направлений подготовки рассматривается как часть общегуманитарного блока и понимается преподавателем как часть системы политической социализации. Представляется, что без знания основных понятий политической науки (государство, политическая власть, политическая система и режим, политические партии , выборы и избира-тельные системы) невозможно формирование когнитивного компонента поли-тической культуры населения, его гражданских качеств и возможностей вы-страивания диалога с властью.

Подготовка профессиональных политологов требует более глубокого знания и понимания политических процессов, умений применять теоретические инструменты к анализу политической практики, выстраивать взаимосвязи политического развития с социальными и экономическими факторами, что накладывает отпечаток на систему подготовки и транслирования учебных материалов, предъявляя более серьезные требования к преподавательскому составу.

Кроме того, с точки зрения соответствия системы преподавания требованиям политической практики представляется целесообразным готовить специалистов-политологов для работы в определенных профессиональных сферах (политическая журналистика, сфера законотворческого процесса и принятия политических решений, политические предвыборные технологии и построения имиджа политических акторов, партийная деятельность и др.).

Данная проблема накладывает отпечаток на подбор учебной литературы для обеспечения преподавания политологии в вузе. Можно предполагать, исходя из опыта преподавательской деятельности, что учебники для «непрофильни-ков» должны охватывать основные темы курса, не загружая именами и концепциями, а сосредоточиваясь на содержании основных понятий и концепций. Кроме того, сам характер изложения материала в учебнике, язык должны быть понятны широкой студенческой аудитории. К учебникам же для профессиональных политологов, наоборот, предъявляются другие требования: либо детально раскрывать содержание тем политической науки, либо они должны отсутствовать вообще, поскольку изучение политологических дисциплин бакалаврами-политологами предполагает апелляцию к первоисточникам.

185

Обеспеченность учебной литературой приобретает еще большую актуальность в связи с возможным влиянием личного фактора преподавателя на выбор тем для чтения в рамках курса в соответствии со своими научными интересами, что нередко имеет место в преподавательской практике. Учебник должен предоставлять студентам возможность познакомиться со всеми темами политической науки, независимо от проблематики лекций преподавателя.

Как отмечает А.И. Соловьев: «Общеизвестно, что первостепенное условие преодоления такого рода противоречий - качество учебной литературы, призванной содержательно синтезировать исследовательские направления и традиции, а также соответствующая подготовка преподавательских кадров (в идеале - ориентированная на повышение их способности к компетентному отбору и интерпретации результатов научного анализа)» [1].

По словам В.И. Коваленко: «Большинство учебников, монографической литературы, диссертационных работ выдерживаются сегодня в социокультурном ключе. Дело даже не в нарушении архитектоники политологического знания и образования, а в том, что парадигмы, призванные дополнять друг друга, сформулированы зачастую в конфронтационном плане, с заметным выпячиванием идеологического компонента: они реализуют себя в принципиально несвойственной для научной (тем более учебной) литературы манере. Некоторых авторов увлечение социокультурной стороной политики подвигло на создание работ (в т.ч. учебников), выполненных в стиле эссе, со свойственным этому жанру игнорированием выдержанного категориального аппарата» [1].

«За прошедшее десятилетие (1990-е гг.) было издано около 50 (!) учебников и сотни учебных пособий по политологии. Целое поколение будущих российских специалистов знакомилось с основами политических знаний по учебникам и пособиям В.Пугачева, А.Соловьева, К.Гаджиева, Г.Белова, М.Ильина, Б.Краснова, РМухаева, А.Панарина, Е.Шестопал и многих других.

Важной характеристикой вышедших в последние годы учебников является пристальное внимание к проблемам как теории, так и прикладной политологии (политическому анализу, выборам, транзитологии, прогнозированию и пр.). Вместе с тем недавние издания, как и подавляющее большинство предыдущих, грешат почти полной оторванностью от сложнейших реалий российской политики . Понятно и то, что они никак не "увязаны" с Интернетом, поэтому, когда речь идет о совершенствовании учебной литературы по политологии, наиболее актуальным представляется взаимодействие с Интернетом и усиление внимания к российским проблемам... подготовка общеобразовательного интернетовского учебника по политологии, который бы учитывал весь накопленный опыт преподавания политологии - в мире и в России..

Назрела необходимость и в создании учебников по политологии для различных гуманитарных, естественно-научных и естественно-технических специальностей - для юристов, экономистов, журналистов, инженеров и т.д.» [1].

Важность учебно-методического сопровождения курса «Политология» возрастает в условиях распространяющегося влияния сети Интернет, где размещено огромное количество материалов по политической проблематике, которые нередко используются студентами при подготовке к семинарским занятиям, написании курсовых и выпускных квалификационных работ, при этом содержательные характеристики данных материалов оставляют желать лучшего и нередко вводят студентов в заблуждение, формируя некорректное представление о политических феноменах, которое на занятиях вынужден исправлять преподаватель.

В рамках данной статьи предпринимается попытка обзора учебной литературы по курсу «Политология», читаемому в национальных исследовательских университетах.

Национальные исследовательские университеты (НИУ) представляют собой новую категорию высших образовательных учреждений России, которая была установлена в отношении 29 ведущих отечественных университетов с целью создания на их основе передовых научно-образовательных центров международного уровня, обеспечивающих потребности национальной экономики в высококвалифицированных кадрах и способствующих развитию российской науки и технологий.

Концепция формирования сети НИУ оформила идею о необходимости повышения конкурентоспособности отечественной высшей школы за счет приоритетной поддержки наиболее сильных университетов, способных стать флагманами науки и образования как на национальной, так и на международной арене. Включаясь в глобальную конкуренцию, Россия вслед за другими странами формирует модель исследовательских университетов, которые сосредоточивают свои усилия на опережающем развитии науки, генерации и внедрении инноваций и подготовке высококвалифицированных специалистов.

Идея интеграции науки и образования особенно актуальна для России, поскольку в советский период академическая наука была в значительной степени оторвана от вузовской, и университеты лишь отчасти участвовали в процессе создания инноваций, сосредоточивая свои главные усилия на подготовке кадров. Начиная с 1990-х гг. связи вузов с реальным сектором экономики еще более ослабли и российские университеты оказались неспособными играть существенную роль в научно-технологическом прогрессе, в отличие от зарубежных исследовательских университетов, которые к тому моменту стали опорными элементами новой экономики, основанной на знаниях.

Эмпирическая основа исследования представлена 29 национальными исследовательскими университетами, которые на сегодняшний день представлены в России. Работа с сайтами университетов по поиску рабочих программ курса «Политология» показала отсутствие таковых в ряде университетов. Так, политическая наука полностью не читается в Санкт-Петербургском национально-исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (читаются только курсы по социологии и философии), в Московском авиационном институте, Томском политехническом университете, Российском государственном медицинском университете федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, в Учреждении Российской Академии наук Санкт-Петербургском академическом университете - Научно-образовательном центре нанотехнологий РАН.

Кроме того, на сайтах ряда вузов не были размещены рабочие программы по политологии (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова, Иркутский государственный технический университет).

Соответственно, в исследовательскую выборку включены 20 национальных исследовательских университетов. Анализ обеспеченности учебной литературой курса «Политология» в отобранных национальных исследовательских университетах проводился отдельно для подготовки профессиональных политологов и студентов непрофильных направлений подготовки.

Профессиональных политологов-бакалавров в настоящее время готовят в НИУ «Высшая школа экономики», Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского, Пермском государственном национальном исследовательском университете, Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского, Томском государственном университете, Южно-Уральском государственном университете.

Для данной группы университетов характерны две стратегии построения учебного обеспечения политологических дисциплин. Первая стратегия носит ограниченное применение (только в Высшей школе экономики) и предполагает отсутствие базовых учебников по курсу, но опору на источники при подготовке политологов (труды М.Вебера, М.Дюверже, Дж. Сартори и др.).

Вторая стратегия предполагает обеспечение курса «Политология» учебной литературой. Как показывает анализ рабочих программ по политологическим дисциплинам в данных вузах, основными учебниками являются работы Мельвиля А. Ю. « Категории политической науки», Мухаева Р.Т. «Политология» и Соловьева А.И. «Политология».

Учебник «Категории политической науки» подготовлен авторским коллективом факультета Политологии МГИМО под руководством проф.

188

А.Ю. Мельвиля в рамках комплексного научно-образовательного и просветительского проекта, нацеленного на развитие новых форм и содержания политологического образования в России на основе современных педагогических и научно-издательских методов.

В своем содержании учебник ориентирован на мировой опыт и традиции политической науки и политологического образования. Новаторский и оригинальный характер издания состоит прежде всего в многоуровневой структуре материала. Помимо основного текста учебник включает интерпретации, фактологические сведения, цитаты из классической и новейшей литературы, обширный банк научных биографий видных представителей социально-политической мысли, определения ключевых понятий. Причем учебник дает представление не только об основных темах политической науки (политическая власть, государство, политическая система и политических режим и др.), но и транслирует материал по этим темам в эволюционном ключе, включая в рассмотрение современные трактовки понятий, современные идеологии и новые переходные режимы и т.д. Учебник позволяет получить объемное и целостное представление об истории и современном состоянии политической науки, об общепринятых и альтернативных теориях и подходах.

Учебник Мухаева Р.Т. «Политология» содержательно включает вопросы развития политической мысли, рассмотрение понятия, структуры и функций политики, особое внимание уделяет вопросам политической элиты и лидерства, гражданскому обществу, политической социализации и культуры и др. Вопросы методологии и теории политики в учебнике органично дополнены примерами из политической практики различных стран, что делает изложение курса увлекательным, понятным и актуальным для каждого человека. Сравнительный анализ, используемый для описания современных политических практик развитых стран Запада и России, позволяет понять специфику функционирования политических систем, институтов, форм политической коммуникации в разных социокультурных средах, выявить новейшие тенденции в развитии мирового политического порядка XXI в.

Учебник Соловьева А.И. «Политология» написан более сложным, в некотором смысле даже философским языком, поэтому требует специальной подготовки по гуманитарным дисциплинам. В данном издании освещаются важнейшие проблемы политической науки, традиционно включаемые в фундаментальные курсы зарубежных и отечественных университетов. Кроме того, особое внимание в учебнике уделяется основным технологиям, используемым при проведении выборов, организации информационных кампаний и обеспечении других задач в реальном политическом процессе.

Анализ рабочих программ курса «Политология», читаемого для студентов непрофильных направлений подготовки, продемонстрировал широкий раз-

189

брос учебных пособий. В настоящее время для обучения используют 21 учеб-ник (Мельвиль А.Ю., Хейвуд Э., Пугачев В.П. и Соловьев А.И., Гаджиев К.С. и Примова Э.Н., Белов Г.А., Панарин А.С., Соловьев А.И., Желтов В.В., Чуланов Ю.Г., Мухаев Р.Т., Василик М.А., Гончаров Д.В. и Гоптарева И.Б., Борисов Л.П., Дегтярев А.А., Лавриненко В.Н., Мангейм Д.Б. и Рич Р.К., Ачкасов В. А. и Гу-торов В. А., Воробьев К.А., Кравченко А.И., Перевалов В. Д., Василенко И. А.).

Кроме того, в ряде университетов выпускаются собственные учебники: в Казанском государственном технологическом университете - учебник Г. Во-ржецова, Е.В . Храмовой; в Нижегородском государственном университете -учебник Н.О. Автаевой, О.Н. Савиновой; в Пермском государственном техническом университете - учебник В.Н. Стегния, И.И. Целищева; в Московском государственном строительном университете - учебник И.П. Прядко; в Саратовском государственном университете - учебник А.А. Вилкова.

В Новосибирском государственном университете читается курс «Социология политики», который базируется на учебниках Голосова Г.В. «Сравнительная политология», Кола Д. «Политическая социология», Масловский М.В. «Социология политики».

При анализе обеспеченности учебной литературой курса «Политология» для студентов непрофильных направлений подготовки была выявлена взаимосвязь профиля подготовки студентов и рекомендуемого автора. Так, самыми популярными учебниками для студентов гуманитарных направлений стали труды Мельвиля А.Ю., Хейвуда Э., Ачкасова В.А., Белова Г.А. Для студентов технического и естественно-научного профилей - учебник Пугачева В.П. и Соловьева А.И. (в Московском физико-техническом институте, Московском институте стали и сплавов, Московском энергетическом институте, Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина, Саратовском государственном университете им. НГ. Чернышевского).

Как отмечают Пугачев В.П. и Соловьев А.И. в вводной части своего учебника «Введение в политологию», «цель настоящего учебника — ознакомить студентов и всех интересующихся политической проблематикой с основами современной политической науки и демократической культуры. Учебник ориентирован на реальные потребности России и других постсоциалистических стран

в политическом просвещении граждан. Авторы стремились ознакомить читателя с основами современной политической теории и в то же время сконцентрировать внимание на наиболее актуальных для российских условий проблемах: демократизация и модернизация общества, правовое социальное государство, выборы, гуманистические, ненасильственные начала в политике, цивилизованное участие в ней граждан и т.д.» [20]. Учебник написан доступным для восприятия языком, охватывает основные темы политической науки, что обуслов-

ливает его востребованность и актуальность среди студентов непрофильных направлений подготовки.

Обзор учебной литературы показал, что наиболее популярным учебником, рекомендуемым как для гуманитариев, так и для естественников, является учебник Гаджиева К.С., Примовой Э.Н. «Политология». По данному учебнику занимаются в 7 из 20 национальных исследовательских университетов (в Московском физико- техническом институте, Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского, Пермском государственном национальном исследовательском университете, Пермском государственном техническом университете, Московском инженерно-физическом институте, Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева, Московском государственном институте электронной техники).

Содержательно учебник Гаджиева К.С., Примовой Э.Н. «Политология» посвящен рассмотрению политической науки как самостоятельной научной и образовательной дисциплины, ее места среди других социальных и гуманитарных наук, предмета и круга изучаемых ею проблем. Главное внимание концентрируется на сущностных характеристиках и таких ключевых составляющих мира политического, как власть, государство, их системные и структурные особенности, социальные и экономические основы, трансформации в условиях глобализации. Значительное место уделено системе государственного управления, проблемам чиновничества, бюрократии и политической элиты, основным направлениям государственной политики. Рассматривается политическая система и ее институты, политические режимы, их территориально-политическая организация, политическая культура, политическая философия и идеология и т.д. Таким образом, в учебнике дается представление об основных темах политической науки, изучение которых обязательно для освоения политологического минимума и политической социализации.

Данное состояние учебной литературы по курсу « Политология» является отражением противоречивости политического процесса в современной России, особенностей формирования политической науки, сохраняющимся запросом на интернетовский учебник, который сформировался еще в начале 2000-х гг.

Проведенный обзор учебной литературы по курсу «Политология» выявил, с одной стороны, вариативность рекомендуемых студентам учебников, а с другой - некоторые закономерности между профилем подготовки студентов и выбором автора учебника (притом, что специализированных учебников для естественников и гуманитариев так и не написано).

Данная вариативность свидетельствует как об относительной свободе преподавателя, читающего курс политологии в вузе, выбор учебников во многом определяется личными предпочтениями последнего, поскольку Министерство образования РФ не устанавливает ограниченный перечень учебной литера-

191

туры, что делается в отношении школьных учебников. Кроме того, вариативность учебной литературы обусловлена продолжающейся работой по созданию национальными исследовательскими университетами как интегрированными центрами науки и образования универсального учебника, который не только бы включал в рассмотрение основные теоретические аспекты политической науки, но и затрагивал бы исследования политической действительности современной России, формировал бы навыки политологического анализа и применения теоретических концепций к анализу политических систем и процессов в современном мире , посредством включения в содержание практических заданий, схем, вопросов для закрепления пройденного материала, что в целом бы способствовало формированию не только политических представлений у студентов, но и их политического сознания и культуры в целом.

Библиографический список

1. Алексеева Т. А., Соловьев А. И., Коваленко В. И., Ирхин Ю. В., Капустин Б. Г., Комаровский В. С., Кализе М., Хонг-Мьонг Дискуссия «Современные проблемы преподавания политической науки в высшей школе» (Материалы международной конференции) // Полис. 2001. №5. С. 123-153. [Alekseeva T. A., Solov'ev A. I., Kovalenko V. I., Irkhin Yu. V., Kapustin B. G., Komarovsky V. S., Calise M., Hong-Myong Kim. Diskussiya "Sovremennye problemy prepodavaniya politicheskoy nauki v vysshey shkole" (Materialy mezhdunarodnoy konferentsii) [Discussion. Contemporary problems of teaching political science at higher school (Materials of an international conference) // Polis. Political Studies. 2001. No. 5. P. 123-153].

2. Ачкасов В. А., Гуторов В. А. Политология. М., 2010. 692 с. [Achkasov V. A., Gutorov V. A. Politologiya [Political science. Moscow, 2010. 692 p.].

3. Белов Г. А. Политология. М., 1994. [Belov G. A. Politologiya [Political science. Moscow, 1994].

4. Борисов Л. П. Политология. М., 1996. [Borisov L. P. Politologiya [Political science. Moscow, 1996].

5. Василенко И. А. Политология. М., 2011. [Vasilenko I. A. Politologiya [Political science. Moscow, 2011].

6. ВасиликМ. А. Политология. М., 2006. 588 с. [VasilikM. A. Politologiya [Political science. Moscow, 2006. 588 p.].

7. Воробьев К. А. Политология. М., 2005. [Vorob'ev K. A. Politologiya [Political science. Moscow, 2005].

8. Гаджиев К. С., Примова Э. Н. Политология. М., 2014. 384 с. [Gadzhiev K. S., PrimovaE. N. Politologiya [Political science. Moscow, 2014. 384 p.].

9. Гончаров Д. В., Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. М., 1996. [Goncharov D. V., Goptareva I. B. Vvedenie v politicheskuyu nauku [Introduction to Political Science. Moscow, 1996].

10. Дегтярев А. А. Основы политической теории. М., 1998. [Degtyarev A. A. Os-novy politicheskoy teorii [Foundations of Political Theory. Moscow, 1998].

11. Желтов В. В. Политология. Ростов-н /Д., 2004. [Zheltov V. V. Politologiya [Political science. Rostov-on-Don, 2004].

12. Кравченко А. И . Политология. М., 2001. [Kravchenko A. I. Politologiya [Political science. Moscow, 2001].

13. Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М., 1997. [Manheim J. B., Rich R. C. Politologiya. Metody issledovaniya [Political science. Methods of research. Moscow, 1997].

14. Мельвиль А. Ю. Категории политической науки. М., 2002. [Melville A. Yu. Kategorii politicheskoy nauki [Categories of political science. Moscow, 2002].

15. Мельвиль А. Ю. (ред.) Политология. М., 2008. 618 с. [Melville A. Yu. (ed.) Politologiya [Political science. Moscow, 2008. 618 p.].

16. Мухаев Р. Т. Политология. М., 2006. [Mukhaev R. T. Politologiya [Political science. Moscow, 2006].

17. Панарин А. С. Политология. М., 1997. [Panarin A. S. Politologiya [Political science. Moscow, 1997].

18. Политология: учебник для вузов / под ред. В. Д. Перевалов. М., 2009. [Politologiya: uchebnik dlya vuzov [Political science: textbook for universities. Ed. by V. D. Perevalov. Moscow, 2009].

19. Политология: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко . М., 2007. [Politologiya: uchebnik dlya vuzov [Political science: textbook for universities. Ed. by V. N. Lavrinenko. Moscow, 2007].

20. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2003. [Pugachev V. P., Solov'ev A. I. Vvedenie v politologiyu [Introduction to Political science. Moscow, 2003].

21. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория. Политические технологии. М., 2001. 559 с. [Solov'evA. I. Politologiya: Politicheskaya teoriya. Politicheskie tekhnologii [Political Science: Political Theory. Political technologies. Moscow, 2001. 559 p.].

22. Хейвуд Э. Политология: учебник для вузов / пер. с англ. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Бельского. М., 2005. [Heywood A. Politologiya: uchebnik dlya vuzov [Political science: textbook for universities. Transl. from Eng. by G. G. Vodolazov, V. Yu. Bel'sky. Moscow, 2005].

23. Чуланов Ю. Г. Политология. СПб., 2008. [Chulanov Yu. G. Politologiya [Political science. St. Petersburg, 2008].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.