Научная статья на тему 'Преподавание патологической анатомии с помощью электронных технологий'

Преподавание патологической анатомии с помощью электронных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пауков В.С., Смольянникова В.А., Кириллов Ю.А., Соломахина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание патологической анатомии с помощью электронных технологий»

Штефан Менк (Stefan Monk) Обучение взрослых и симуляция — глобальные перспективы

Майнц, Германия (Mainz, Germany) САЕ Хелскеа Академия (CAE Healthcare Academy)

Adult learning and simulation — a global perspective Simulation-based education in medicine is a form of adult education. It needs to address the specific learning needs and learning habits of medical professionals. These professionals tend to rely heavily on experiential learning. Simulation offers a unique opportunity to make these experiences in an organized way, thus making it them a better learning experience and less dangerous tan patient treatment. Also, simulation sessions should included debriefing sessions, which typically are not available in medical environments. In summary, simulation requires new education methods to be successful in education. Several examples from around the world will be given to demonstrate how this new method can be implemented successfully in academic and non-academic settings to improve medical education in undergraduate and postgraduate programs.

Обучение взрослых на основе симуляционных технологий имеет впечатляющие перспективы, но требует особого дидактического подхода. Необходимо обратить внимание на специфические потребности и особенности обучения медицинских профессионалов. Они в большой степени склонны полагаться на эмпирическое обучение. Симуляционное обучение предлагает уникальную возможность приобретения эмпирического опыта организованным образом, делая его наилучшим для обучающихся, и снижая вероятность ошибок и опасность для пациента при лечении. Кроме того, симуляционные занятия должны включать опрос после каждого этапа обучения, (например, отработки определенного навыка), которые, как правило, не доступны в обычной медицинской среде. В целом, симу-ляциионное обучение требует успешности новых образовательных методов. Мы приведем несколько примеров, чтобы продемонстрировать, как этот новый метод может успешно применяться в академических и неакадемических кругах, чтобы улучшить медицинское образование в программах на этапе до- и последипломного обучения.

В.С. Пауков1, В.А. Смольянникова2, Ю.А. Кириллов3, М.А. Соломахина3 Преподавание патологической анатомии с помощью электронных технологий

1ГБОУВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» 2ФБГУ«Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии», Москва 3ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им И.М. Сеченова»

Нет необходимости говорить о важности патологической анатомии в системе медицинского образования. По существу, именно патоморфологи изначально «открывают» врачу любой специальности что такое болезнь, поскольку любая болезнь или патологический процесс (как, кстати, и любой физиологический процесс) имеет свое морфологическое выражение.

Исходя из основополагающего принципа диалектического единства структуры и функции, все реакции, в том числе и патологические, осуществляются на материальной основе. Еще в прошлом веке это единство было трудно увидеть, так как анализируя болезнь, ее этиологию и патогенез, функцию отделяли от структуры и существовало положение

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

о функциональных болезнях. Сегодня, благодаря современным методом исследования, мы можем увидеть это единство, на котором основаны приспособление и компенсация, на котором основаны жизнь и смерть. И задача патологической морфологии — помочь студентам (будущим врачам) увидеть и осознать это единство, иначе основополагающие закономерности медицины остаются для них только догмой. Они должны увидеть не только на макроскопическом уровне, но, прежде всего, на уровне клеток и внутриклеточных структур, на молекулярном уровне, где появляются изменения при патологических воздействиях, в чем они заключаются, как развивается болезнь и как наступает выздоровление или смерть больного. Будущие врачи должны увидеть стереотипность и специфику реакций организма на патологическое воздействие, чтобы понять биологические закономерности, лежащие в основе патологии.

Методология и методика преподавания патологической анатомии сложилась давно. Более 200 лет назад Р. фон Вирхов начал использовать микроскопы при изучении патологической анатомии студентами Берлинского университета. С тех пор эта методика применяется в университетах всего мира. Однако кроме микроскопов для нее необходим большой набор микропрепаратов на специальных стеклах, причем требующий постоянного пополнения. А это значит, что при кафедрах должны быть специальные гистологические лаборатории с профессиональным персоналом, должны быть соответствующие реактивы, которые надо либо готовить самим, либо закупать. Кроме того, необходимо иметь большой парк микроскопов, которые также требуют технического обслуживания и периодической замены.

Однако даже при наличии полного набора гистологических препаратов и достаточного количества микроскопов преподаватель ограничен в своих возможностях доведения до студента материала изучения. Преподаватель показывает на экране слайды гистологических препаратов, однако срезы приготавливают из реального секционного или биопсий-ного материала, а он всегда индивидуален. Поэтому трудно всем студентам дать именно тот препарат, который демонстрирует на экране преподаватель. А обсудить препарат, который студент изучает в своем микроскопе, достаточно сложно — учебные микроскопы имеют лишь один окуляр и, обсуждая препарат, преподаватель и студент смотрят в него по очереди. Преподаватель пытается сориентировать студента на ту или иную клетку, на тот или иной процесс, объясняя, что эта клетка, допустим, расположена в области 11 часов по циферблату. Студент что-то видит, но видит ли он именно то, о чем говорит преподаватель, невозможно проверить, и, следовательно, возможности для объяснения препарата, с которым работает студент, весьма ограничены. Кроме того, отсутствие дискуссии снижает интерес студентов к занятиям. Если же можно было бы наглядно показать, как митохондрия в кардиомиоците теряет кристы при гиперфункции и как в связи с этим падает образование энергии и развивается энергетический дефицит, ведущий к декомпенсации сердца при пороке клапана, то такое занятие превратилось бы в аналог разбора болезни у постели больного в клинике.

Следовательно, для понимания дисциплины все студенты должны уметь смотреть в микроскоп. Вместе с тем, по статистике лишь 1 из 600 выпускников медицинского вуза становится патологоанатомом. Следовательно, у подавляющего большинства будущих врачей в дальнейшем не будет необходимости использовать микроскоп в своей профессиональной деятельности. Но они должны понимать особенности развития патологических процессов на молекулярном и микроскопическом уровнях. Следует заметить, что врачебное мышление конкретно, а не абстрактно, врач мыслит категориями и образами,

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

И

которые он реально себе представляет. А это означает, что преподаватели в медицинском вузе должны так конкретно и наглядно показать будущему врачу механизм развития болезни на самых начальных ее этапах, в динамике процесса и в конце заболевания, чтобы он понял это, запомнил на всю жизнь и мог бы пользоваться этими знаниями в своей практической работе.

Такое понимание своих задач по изучению одной из основных медицинских дисциплин явилось стимулом для поисков более эффективных методов преподавания патологической анатомии. В настоящее время на производстве, в быту и в учебном процессе (даже в школах) все шире применяются различные электронные технологии. Поскольку максимальная наглядность — это одно из основных условий изучения нашей дисциплины мы решили перестроить методику преподавания, используя современные технологические возможности, которыми располагает Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова.

Прежде всего, в цифровой формат была переведена вся микроколлекция по общему и частному курсу патологической анатомии, а также все иллюстрации к лекционному курсу. Это позволило отказаться от различных эпидеоскопов для показа слайдов и сразу расширило возможности преподавателя, который может прямо во время чтения лекции менять иллюстрации в соответствии со своим планом подачи материала. Кроме того, иллюстрации ко всему курсу лекций доступны на электронных носителях.

К сожалению, ректорат университета пока не может обеспечить компьютерами все студенческие аудитории, учитывая, что на кафедре одновременно находятся не менее 150 студентов. Поэтому второй год мы проводим эксперимент, целью которого является полный отказ от микроскопов и стеклянных микропрепаратов. Для этого одна учебная аудитория оснащена компьютерами (из расчета 1 компьютер на 2 студентов), объединенных локальной сетью и плазменным экраном. Компьютеры содержат программу контроля знаний, после выполнения которой, студенты приступают к занятиям по изучению микропрепаратов, их зарисовыванию, описанию и т.п. Изображение патологического процесса на мониторе компьютера позволяет преподавателю и студенту совместно обсуждать детали микропрепарата. В результате чего повысился интерес студентов к занятиям и их эффективность возросла. При этом мы принципиально не хотим переводить в цифровой вариант макропрепараты, исходя из того, что практически все врачи больниц приходят на вскрытия трупов умерших больных и поэтому студенты должны знать, как выглядит орган и патологический процесс, который в нем развился.

После отработки некоторых деталей обучения с использованием компьютеров и расширением компьютерного парка мы сможем отказаться от специальных компьютерных аудиторий для контроля знаний студентов. Кроме того, в настоящее время мы переводим в цифровой вариант наше «Руководство к практическим занятиям». Разрабатываемая методика открывает возможность для студентов, пропустивших занятия, через сервер университета и через Интернет отрабатывать пропущенное занятие дома, и дома же пройти электронный контроль знаний. Это позволит отказаться от весьма трудоемкого процесса принятия отработок у студентов дежурными преподавателями, что происходит в вечерние часы. Разумеется, после домашней работы преподаватель должен устно оценить уровень знаний студентом по пропущенной теме, и посмотреть его альбом. Но это можно делать во время планового занятия и не займет много времени. Таким образом, электронные технологии открывают множество перспектив в преподавании различных дисциплин, в частности, патологической анатомии.

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.