Одним из важнейших результатов научно-методической деятельности в направлении стандартизации технологий и формирования единого научно-методического подхода к проведению молекулярно-генетических экспертиз явилось создание на базе ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России системы дополнительной профессиональной подготовки экспертов-генетиков.
В 2006 г. на базе отдела судебно-медицинских генетических научных и экспертных исследований (ныне отдел молекулярно-генетических экспертиз (исследований) ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России) был создан практикум для обучения технологиям молекулярно-генетиче-ской идентификации личности и определению родства. В настоящее время на регулярной основе проводятся плановые очно-заочные циклы повышения квалификации для экспертов молекулярно-генетических лабораторий и судебно-биологических отделений с целью освоения как базовых методов судебно-медицинской молекулярно-ге-нетической экспертизы: «Базовые методы идентификации личности и установления родства с помощью анализа полиморфизма аутосомной ДНК для исследования объектов судебно-медицинской экспертизы», так и для получения теоретических и практических знаний в области современных технологий исследования ДНК и их приложений в судебной науке: «Новые технологические подходы к фрагментному анализу ДНК в судебно-медицинской экспертизе». Пройдя оба курса обучения, эксперт получает возможность применять в своей работе наиболее совершенные методики типирования хромосомной ДНК человека.
По историческим причинам большинство генетических лабораторий территориальных Бюро СМЭ возникли тогда, когда методики молекулярно-генетического анализа вещественных доказательств еще не были доведены до уровня полноценных технологий. Поэтому не во всех лабораториях имелись возможности для обеспечения проведения полного технологического цикла генетической экспертизы. Специалистами РЦСМЭ на протяжении ряда лет осуществляется консультативно-методическая помощь в дооснащении и модернизации таких лабораторий, в результате чего у экспертов в регионах появляются условия для выполнения полноценных экспертных исследований. Таким образом, процесс подготовки экспертов-генетиков неразрывно связан с приведением генетических лабораторий к единому стандарту, что, безусловно, способствует повышению уровня проведения генетических экспертиз по стране в целом. За период с 2006 по 2014 гг. на базе РЦСМЭ подготовлено более 300 судебно-медицинских экспертов из 54 территориальных Бюро СМЭ Российской Федерации, специалистов из Республики Таджикистан, Республики Армения, Кыргызской Республики, а также специалистов экспертно-криминалистических подразделений, подведомственных МВД России, из Москвы, Новгородской и Тюменской областей.
Таким образом, практическая реализация единого научно-методического подхода к проведению генетических экспертиз за последние годы способствовала стандартизации этого вида исследований, повышению эффективности работы молекулярно-генетических лабораторий судебно-экспертных учреждений, входящих в государственную систему здравоохранения, и формированию отечественной экспертной школы в сфере судебной генетики.
Непрерывное образование с применением симуляционных технологий в процессе преподавания судебной медицины
• д.м.н., проф. А. И. Авдеев, к.м.н., И. В. Власюк, к.м.н. В. А. Жуков,
И. В. Андрейко, А. В. Николаев
Кафедра патологической анатомии и судебной медицины (зав.— д.м.н. проф. А. И. Авдеев) ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России, г. Хабаровск Аннотация: Статья посвящена особенностям преподавания судебной медицины с использованием симуляционных технологий. Кратко описаны возможности использования объектов исследования в судебной медицине для выработки у обучаемых основных навыков ^работы врача специалиста в области судебной медицины. Кратко описана методика проведения некоторых тематических занятий на кафедре судебной медицины Дальневосточного государственного медицинского университета. Ключевые слова: преподавание, судебная медицина, симуляционные технологии
Continuing education using simulation technology in the teaching of forensic medicine
• A. I. Avdeev, I. V. Vlasyuk, V. A. Gukov, I. V. Andreiko, A. V. Nikolaev
Abstract: The article is devoted to the features of teaching forensic science using simulation technology. The article briefly describes the possibilities of using objects of research in forensic medicine to develop trainees' basic skills physician specialist in forensic medicine. A brief description of methodology for the case studies at the Department of Forensic Medicine of the Far Eastern State Medical University is given. Keywords: the study, forensic medicine, simulation technology
ВВЕДЕНИЕ
Современные технологии в судебной медицине широко внедряются в практику эксперта, что повышает требования к профессиональной компетенции специалиста, определяет необходимость усиления практического аспекта подготовки в процессе непрерывного образования.
На рынке медицинских образовательных услуг предлагается определенный спектр специализированных разборных моделей, пластиковых и электромеханических муляжей для овладения мануальными навыками до их применения на пациентах. Максимальное сходство с реальной ситуацией с отработкой мануальных навыков позволяет освоить эргономические действия, преодолеть скованность, снять психическое и эмоциональное напряжение в выбранной профессии [1].
Новое поколение ФГОС ВПО предполагает формирование в процессе непрерывного образования у студентов, интернов, ординаторов, аспирантов компетенций общего и профессионального профиля: знания, умения, практический опыт, модели поведения и личностные качества, которые позволят применять их в стандартных и нестандартных ситуациях и стать конкурентоспособным на рынке труда. Поэтому при базовой и углубленной подготовке применение симуляционного обучения позволяет формировать общепрофессиональные и специальные компетенции специалистов.
Симуляционные технологии имеют, как правило, вид комплексного тренинга с трехэтапным подходом. Первый предполагает, что студент на основании теоретических
знаний самостоятельно пытается выполнить задание; на втором - разбор ошибок самостоятельной работы и выработка рекомендаций по их устранению; на третьем этапе -выполнение задания с использованием выработанных рекомендаций.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Обучение на кафедре судебной медицины Дальневосточного государственного медицинского университета проводится с использованием симуляционных технологий в ходе практических занятий. Обучаемый приближен к практическим ситуациям, возникающим у врача-специалиста при решении вопросов, связанных с производством судебно-медицинской экспертизы.
Практическое занятие, в зависимости от места его проведения в аудитории кафедры или на клинической базе, начинается с разбора теоретического материала по теме занятия. В последующем закрепление материала происходит с использованием объектов, предназначенных для отработки практических навыков, судебно-медицинской оценки выявляемых повреждений, воспалительных и патологических изменений и др.
В ходе занятий на клинической базе (танатологическое и медико-криминалистические отделения отделение КГБУЗ Бюро СМЭ) студенты на конкретных объектах (труп, вещественное доказательство, костный объект, препарат кожного покрова, гистологический препарат и др.) визуально, пальпаторно, макро- и микроскопически исследуют на практическом материале у секционного стола, в лабораторных условиях (медико-криминалистического отделения) вышеуказанные признаки. С участием преподавателя и практических экспертов получают представление о методиках трасологической идентификации и реакциях, применяемых при баллистических исследованиях.
Мануальные навыки наружного осмотра и исследования ранних трупных явлений, учащиеся отрабатывают у секционного стола: пальпацию (давление) трупных пятен, оценку трупного окоченения (ощупывание, физическое воздействие), охлаждения трупа (ощупывание). Путем визуального и стереоскопических исследований, с использованием простых проб, дифференцируются прижизненные ссадины от повреждений, образующихся при трупных явлениях, а также повреждения от посмертного действия насекомых и грызунов.
В дальнейшем, навыки исследования трупных явлений используются при определении давности наступления смерти, в ходе проведения занятия по «осмотру трупа на месте обнаружения». Студены разбиваются на пары; каждой паре «выдается» труп, находящийся на момент проведения занятия либо на секционном столе, либо на каталке, либо в транспортировочном мешке. При осмотре тела студенты описывают состояние одежды, загрязнения и наложения на ней, её порядок. Далее описывают позу трупа, ранние и поздние трупные явления, видимые повреждения. По завершению осмотра выносят мотивированное суждение о давности наступления смерти и её причине, характере и механизме образования имеющихся повреждений.
Симуляционные технологии используются при проведении занятия по идентификации личности и исследованию неопознанного трупа. В ходе занятия на клинической базе каждой паре студентов назначается объект для исследования - труп «неопознанного» лица. Студенты описывают внешность трупа по стандартной схеме, согласно опознавательной карты, выявляют особые приметы, исследуют кожный покров на наличие и степень выраженности морщин с целью установления возраста, исследуют видимые зубной ряд на предмет особенностей стомато-
логического статуса и степени стирания зубов, подробно описывают одежду на трупе с указанием бирок и особых примет в одежде. Далее студены пишут отчет об исследовании неопознанного трупа и формируют заключение о биологическом возрасте и особых приметах.
Во время занятия на клинической базе по механической асфиксии студенты исследуют странгуляционную борозду, ощупывают ее плотность, измеряют ширину и протяженность, под контролем эксперта и преподавателя берут пробы на микроволокна в дне борозды, производят измерения локализации борозды от анатомических ориентиров, исследуют наружные и внутренние обще-асфиктические признаки и т.д.
Каждое аудиторное занятие на базе кафедры проводится с применением симуляционных технологий в виде визуальной, тактильной, метрической оценки макропрепаратов (одежда с повреждениями, орган, муляж, костный объект, кожный лоскут) со следами механических повреждений (острые, огнестрельные, тупые, токсические и др.) и биологических наложений. На основании исследования студент как врач-специалист оформляет по стандартным образцам аргументированный вывод.
ВЫВОДЫ
Таким образом, при изучении судебной медицины имеется возможность применения симуляционных технологий, отвечающих основным принципам: получение клинического опыта в виртуальной, максимально приближенной к натуральной, среде без риска совершения недопустимых действий при осмотре трупа и без риска превышения пределов компетенции в ходе его исследования; получения объективной оценки достигнутого уровня мастерства; неограниченное число повторов отработки навыка; снижение стрессорных влияний при первых самостоятельных манипуляциях. При отсутствии дорогостоящих специализированных пластиковых и электронных муляжей, разборных моделей данный пробел компенсируется наличием макро- и микропрепаратов, муляжей, ситуационных задач, вещественных доказательств с наложениями биологического характера.
АВТОРЫ:_
Авдеев Александр Иванович — д.м.н., проф. заведующий кафедрой патологической анатомии и судебной медицины Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской федерации. (ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России) Адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35, +7 (4212) 305311 • E-mail: [email protected], [email protected] Андрейко Иван Владимирович — ассистент кафедры патологической анатомии и судебной медицины ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России. Адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35, +7 (4212) 305311 • E-mail: [email protected] Власюк Игорь Валентинович — к.м.н., доц., доцент кафедры патологической анатомии и судебной медицины ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России. Адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35, +7 (4212) 305311 Жакупова Толкын Зейнакабиденовна — заведующая кафедрой судебной медицины факультета непрерывного профессионального развития и дополнительного образования АО «Медицинский университет Астана», кандидат медицинских наук (14.00.24), ассоциированный профессор, судебно-медицинский экс-
перт РГКП «Центр судебной медицины» МЮ РК. Адрес: 010000, г. Астана, проспект Сары-арка, д. 33, АО «Медицинский университет Астана» • E-mail: [email protected] Жуков Валерий Александрович — к.м.н., ассистент кафедры патологической анатомии и судебной медицины ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России. Адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35, +7 4212 30-53-11 Земскова Елена Юрьевна — канд. мед. наук, заведующая отделом молекулярно-генетических экспертиз (исследований) ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России). Адрес: 125284, г. Москва, ул. Поликарпова, д.12/13, тел/факс +7 495 945-00-94 • E-mail: zemskova@ rc-sme.ru
Иванов Павел Леонидович — докт. биол. наук, профессор, лауреат Государственной премии России, заместитель директора по высокотехнологичным исследованиям ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России). Адрес: 125284, г. Москва, ул. Поликарпова, д.12/13, тел/ факс +7 495 945-00-94 • E-mail: [email protected] Кедров Владимир Сергеевич — к.м.н., доцент кафедры судебной медицины с курсом правоведения
Ярославского государственного медицинского университета, +7 4852 73-27-92 • E-mail: [email protected] Николаев Александр Витальевич — ассистент кафедры патологической анатомии и судебной медицины ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России. Адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35, +7 4212 30-53-11 Туаева Наталья Робиковна — врач судебно-медицинский эксперт, заведующая отделением учебно-методическим молекулярно-генетических исследований ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России). Адрес: 125284, г. Москва, ул. Поликарпова, д.12/13, +7 495 945-00-94 • E-mail: [email protected] Шилов Илья Александрович — д.б.н. ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярно-гене-тических исследований ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России). Адрес: 125284, г. Москва, ул. Поликарпова, д.12/13, +7 495 945-00-94 • E-mail: ishilov@ rambler.ru