Научная статья на тему 'Преподавание медицинской информатики в Казанском государственном медицинском университете'

Преподавание медицинской информатики в Казанском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MOODLE / MEDICAL INFORMATICS / INDIVIDUAL WORK / REMOTE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильманов Анас Анварович, Шерпутовский Владимир Георгиевич, Хисамутдинов Альфир Небиуллович, Ахметзянова Гулиса Загитовна, Нурмиева Альмира Анасовна

C утверждением новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования значительно расширилось преподавание медицинской информатики. В КГМУ преподавание данной дисциплины осуществляется на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с использованием медицинских информационных систем, функционирующих в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан. Темы для самостоятельного изучения осваиваются с помощью дистанционной учебной среды (системы управления обучением) Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильманов Анас Анварович, Шерпутовский Владимир Георгиевич, Хисамутдинов Альфир Небиуллович, Ахметзянова Гулиса Загитовна, Нурмиева Альмира Анасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching of medical informatics in Kazan state medical university

The teaching of medical informatics has increased signifcantly with the ratifcation of the new federal state educational standards of higher professional education. In KSMU teaching of the disciplines is organized in the department of public health and healthcare organizations with the use of medical information systems functioning in the health institutions of Tatarstan Republic. Topics for individual study are assimilated by using of the distant learning environment (learning management system) Moodle.

Текст научной работы на тему «Преподавание медицинской информатики в Казанском государственном медицинском университете»

© Гильманов А.А., Шерпутовский В.Г., Хисамутдинов А.Н., Ахметзянова Г.З., Нурмиева А.А., Искандаров И.Р., Иванов Д.А., 2013 УДК 61:377(470.41-25)

== ПРЕПОДАВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Анас Анварович Гильманов, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Владимир Георгиевич Шерпутовский, канд. мед. наук, ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, директор Республиканского медицинского информационно-аналитического центра Минздрава Республики Татарстан

Альфир Небиуллович Хисамутдинов, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, зам. директора Республиканского медицинского информационно-аналитического центра Минздрава Республики Татарстан

Гулиса Загитовна Ахметзянова, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России

Альмира Анасовна Нурмиева, канд. мед. наук, ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, ведущий консультант отдела разработки и реализации специальных программ и проектов Минздрава Республики Татарстан

Ильдар Раушанович Искандаров, ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России [oz-kgmu@mail.ru]

Дмитрий Александрович Иванов, ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России

Реферат. C утверждением новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования значительно расширилось преподавание медицинской информатики. В КГМУ преподавание данной дисциплины осуществляется на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с использованием медицинских информационных систем, функционирующих в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан. Темы для самостоятельного изучения осваиваются с помощью дистанционной учебной среды (системы управления обучением) Moodle.

Ключевые слова: медицинская информатика, самостоятельная работа, дистанционное обучение, Moodle.

TEAcHiNG of medical INFORMATIcs iN KAzAN sWE MEDIAL UNivERsiTY

AA. GILMANOV, V.G. SHERPUTOVSKIY, A.N. KHISAMUTDINOV, G.Z. AKHMETZYANOVA, AA. NURMIEVA, I.R. ISKANDAROV, D.A. IVANOV

Abstract. The teaching of medical informatics has increased significantly with the ratification of the new federal state educational standards of higher professional education. In KSMU teaching of the disciplines is organized in the department of public health and healthcare organizations with the use of medical information systems functioning in the health institutions of Tatarstan Republic. Topics for individual study are assimilated by using of the distant learning environment (learning management system) Moodle. Key words: medical informatics, individual work, remote learning, Moodle.

Индустриальные масштабы оказания медицинской помощи, огромные объемы информации, необходимость оперативного анализа ситуации, проблемы качества лечения и эффективности управления являются бесспорными аргументами в пользу информатизации системы здравоохранения.

Свидетельством актуальности внедрения информационных технологий является еще и то, что наряду с укреплением материально-технической базы учреждений здравоохранения, развитием высокотехнологичной медицинской помощи, внедрением стандартов и порядков оказания медицинской помощи в последние годы уделяется значительное внимание разработке и внедрению информационных систем в здравоохранение.

Современное медицинское учреждение невозможно себе представить без электронной регистратуры и удаленной записи на прием к врачу, автоматизированных рабочих мест медицинского персонала, медико-технологических информационных систем. Входит в практику обмен медицинскими данными между лечебно-профилактическими учреждениями, создание цифрово-

го архива медицинских изображений, широкое развитие получает телемедицина. Подобная ситуация создает новый феномен — информационного медицинского общества, осуществляющего свои функциональные задачи в сложной и многоуровневой информационной среде [3].

С целью овладения студентами теоретических основ медицинской информатики и практикой применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в медицине и здравоохранении с 2000 г. в учебные планы высших медицинских учебных заведений введена новая дисциплина — медицинская информатика. Быстрое развитие информационных технологий выдвигает медицинскую информатику в ряд наиболее динамично развивающихся медицинских дисциплин.

Важным разделом медицинской информатики является также объективная оценка медицинских данных на основе теории принятия решений и доказательной медицины. Именно по данной причине преподавание медицинской информатики в Казанском государственном медицинском университете осуществляется на кафедре

общественного здоровья и организации здравоохранения, где на основании разработки и внедрения инновационных технологий, реализации эффективной модели партнерства кафедры с органами и учреждениями здравоохранения обеспечивается высокое качество образовательной и научной деятельности [2].

Преподавание дисциплины осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры, в который входят представители практического здравоохранения (Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Республиканский медицинский информационно-аналитический центр), непосредственно курирующие и осуществляющие организационно-методическое руководство различными направлениями информатизации системы здравоохранения Республики Татарстан.

Преподаватели кафедры выступают с докладами на всероссийских учебно-методических конференциях, посвященных проблемам преподавания медицинской информатики, регулярно проводимых в Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И. Пирогова.

Ученую степень доктора или кандидата медицинских наук имеют 82% сотрудников (9 из 11), преподающих медицинскую информатику.

Лекции по медицинской информатике сопровождаются мультимедийными презентациями, практические занятия проводятся в дисплейном классе кафедры, оснащенном современными компьютерами для студентов (14 единиц) и преподавателя. В классе развернута локальная вычислительная сеть, которая является звеном корпоративной вычислительной сети КГМУ, обеспечен доступ к широкополосному Интернету (20 Мбит/с).

Преподавание дисциплины осуществляется с использованием медицинских информационных систем, функционирующих в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан (автоматизированные системы «Поликлиника» и «Стационар», информационно-аналитическая система мониторинга деятельности медицинских организаций Республики Татарстан) при тесном взаимодействии с ведущими разработчиками медицинских информационных систем (ГАУЗ РМИАЦ, ООО «Компит», ООО «БАРСгрупп»).

Предусмотрено проведение практического занятия в Республиканском медицинском информационно-аналитическом центре, где студенты знакомятся с работой учреждения, с современной системой сбора и анализа медико-статистической информации, с системой «Электронное Правительство Республики Татарстан».

С 2000 г преподавание медицинской информатики осуществлялось по Рабочей программе, разработанной сотрудниками кафедры на основе программы, подготовленной преподавателями ведущей профильной кафедры Российской Федерации, — медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета. Проводилось обучение студентов III курса лечебного, педиатрического факультетов и IV курса медико-профилактического факультета. Количество учебных часов для лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов составля-

ло 36 ч, в том числе 8 ч — лекции и 28 ч — практические занятия.

С 2010/11 учебного года после утверждения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) преподавание дисциплины значительно расширилось.

В структуре основной образовательной программы ФГОС ВПО медицинская информатика относится к математическому, естественно-научному циклу дисциплин с трудоемкостью для разных специальностей от 3 до 4,05 зачетных единиц с освоением ряда общекультурных и профессиональных компетенций.

Ориентируясь на федеральные государственные образовательные стандарты по основным образовательным программам высшего профессионального образования и руководствуясь «Положением об учебно-методическом пособии по дисциплине для обучающихся (Methods Handbook)» [4], сотрудники кафедры по каждой специальности разработали учебно-методический комплекс (УМК), используемый при преподавании медицинской информатики. УМК состоит из учебно-методических пособий для обучающихся и преподавателей, лекционных материалов, информационных систем, программы для контроля знаний студентов.

Учебно-методические пособия являются методическим материалом, позволяющим обеспечивать реализацию образовательной программы по медицинской информатике и качество подготовки студентов. Обучающийся получает подробную учебно-методическую информацию по освоению медицинской информатики как для аудиторной, так и самостоятельной учебной работы, по проведению конкретных форм текущего и промежуточного контроля, по оценке приобретенных знаний, умений и способности применять полученные знания в соответствии с задачами практической деятельности.

В УМК по медицинской информатике для студентов выделено введение к учебно-методическому пособию, включающее обращение к студентам, определение цели освоения дисциплины, места дисциплины в структуре федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, принадлежность к математическому, естественно-научному учебному циклу основной образовательной программы. Подчеркнуты логические и содержательно-методические взаимосвязи медицинской информатики с другими дисциплинами, специфика изучения дисциплины, значение информатизации здравоохранения для решения профессиональных задач специалиста.

Приводится перечень профессиональных задач, которые студенты должны решать по окончании изучения дисциплины; перечень утвержденных ФГОС ВПО общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы в результате изучения дисциплины; перечень квалификационных требований, которые студент должен знать и которыми должен руководствоваться по окончании изучения дисциплины. Указывается количество зачетных единиц, общий объем часов, общий объем аудиторных часов, объем часов, отведенных на лекции, практические занятия, самостоятельную работу.

Приведены требования к материально-техническому обеспечению дисциплины в целом и по каждой теме: наличие компьютерного класса, доступ в него, количество рабочих мест, выход в Интернет, порядок допуска в лекционные залы, аудитории, методический кабинет в учебное время, во время самостоятельной подготовки, во внеучебное время.

Указаны права и обязанности студента, посещение всех форм и видов занятий, лекций, порядок ликвидации академических задолженностей, необходимые принадлежности для любых видов и форм занятий, внешний вид, порядок ведения студентом лекционных материалов, рабочей тетради, конспектов, документов, правила проведения текущего и завершающего контроля, аттестации.

В разделе «Учебно-тематический план» приведены его основные составляющие: номера и наименования модулей, разделов и тем лекционных (с кратким содержанием каждой темы) и практических занятий, объем часов аудиторной (лекции, практические, занятия) и самостоятельной работы, виды промежуточного и итогового контроля.

Обязательными составляющими раздела по практическим занятиям являются номер, название модуля, в состав которого входит практическое занятие, тема, форма (компьютерные, деловые и ролевые игры, разбор конкретных практических ситуаций, анализ рефератов, выступлений и т.д.) занятия.

Указываются цель и задачи занятия, перечень основных вопросов, которые студент должен знать; перечень умений, которые он должен приобрести; перечень навыков, которыми должен овладеть студент после изучения данной темы медицинской информатики. Приводится перечень общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у студентов после изучения конкретной темы дисциплины.

В разделе «Содержание (структура) занятия» приводятся основные вопросы для обсуждения, основные понятия темы, перечень тем сообщений, рефератов, докладов. Отмечается учебно-методическое (основная литература — учебники и учебные пособия, имеющиеся в библиотеке Казанского ГМУ в необходимом количестве в соответствии с требованиями соответствующего ФГОС ВПО, дополнительная литература, ресурсы электронно-библиотечной системы Казанского ГМУ и т.д.) и материально-техническое обеспечение занятия.

В разделе УМК «Формы контроля освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования студентом» содержится информация о формах контроля полученных студентами знаний и практических навыков, описание заданий к каждому модулю и требования по их выполнению, критерии оценки, вопросы для подготовки к зачету и/или экзамену, требования к зачету, экзамену (формы, время проведения, этапы зачета, экзамена, критерии оценки знаний на зачете, экзамене).

Программа практических занятий по медицинской информатике в связи с большим объемом часов и ее обязательных составляющих разбита и издана в виде

отдельных учебно-методических пособий по каждой теме дисциплины.

Для преподавания дисциплины сотрудниками кафедры на основе примерных рабочих программ, составленных д.м.н., проф. Т.В. Зарубиной, к.м.н., доц. С.Д. Гусевым, к.м.н., доц. А.Г. Санниковым и др. (по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология»), д.м.н., проф. Т.В. Ромашовым, к.м.н., доц. В.А. Крюковой, к.б.н., доц. В.А. Телешевым (по специальностям «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биофизика» и «Медицинская биохимия») по каждой специальности разработаны собственные рабочие программы в соответствии с утвержденным количеством часов на лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов.

Согласно тематическому плану практические занятия распределены на два модуля — медицинская информатика и медицинская статистика, по каждому модулю студент проходит итоговое тестирование на контролирующем программном комплексе.

Отдельно необходимо сказать о самостоятельной работе студентов, которой согласно новым ФГОС ВПО уделяется особое внимание, на нее отведено значительное количество часов (и соответственно тем для изучения). В Казанском государственном медицинском университете самостоятельное изучение отдельных тем по медицинской информатике осуществляется с помощью дистанционной учебной среды (системы управления обучением) Moodle — kgmu.uni.me.

Этот бесплатно распространяемый программный комплекс по своим функциональным возможностям, простоте освоения и удобству использования отвечает большинству требований, предъявляемых пользователями к системе электронного обучения. В настоящий момент систему Moodle используют для обучения крупнейшие университеты мира [1].

На сайте дистанционной учебной среды выделен раздел по медицинской информатике, где указаны цель и задачи изучения дисциплины, тематические планы лекций, практических занятий для каждого факультета, вопросы для тестирования и подготовки к экзамену.

Для того чтобы материалы учебного курса, тесты были доступны, студенты должны стать участниками этого курса. На сайте дистанционного обучения Казанского государственного медицинского университета (кдти.ипк те) разрешена самостоятельная регистрация студентов на нужные им курсы. При регистрации студенты указывают имя и фамилию, номер группы, адрес электронной почты. Использование ников, псевдонимов и различных аббревиатур недопустимо.

Основной учебной единицей Moodle являются темы для самостоятельной работы студентов, которые сформированы в данной системе на основе учебно-методических пособий для самостоятельной работы студентов. Курс содержит ресурсы (статичные материалы — файлы с текстами лекций, презентации, диаграммы, видео- и аудиоматериал, учебно-методические пособия и т.д.) и активные элементы курса — интерактивные средства, с помощью которых преподаватель проверяет уровень знаний студентов (тестирование). Кроме того, в конце изучаемых тем есть разделы «Конт-

рольные вопросы для самопроверки», «Задачи для самостоятельного решения». Они позволяют студентам проверить, как они усвоили материал темы. Контрольные вопросы и задачи в рамках самостоятельного изучения отдельных тем не оцениваются, но они включены в итоговое тестирование (по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология») и экзаменационные билеты (по специальностям «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биофизика» и «Медицинская биохимия»).

В рамках курса возможно дистанционное взаимодействие студентов с преподавателями.

Итоговая аттестация по медицинской информатике осуществляется на основании изучения тем лекционного курса, практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Таким образом, в Казанском государственном медицинском университете, на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения, на основании разработки и внедрения инновационных техноло-

гий, реализации эффективной модели партнерства кафедры с органами и учреждениями практического здравоохранения организовано и осуществляется преподавание медицинской информатики.

Литература

1. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учеб. пособие / А.М. Анисимов. — 2-е изд., исправ. и доп. — Харьков: ХНАГХ, 2009. — 292 с.

2. Гильманов, А.А. Опыт преподавания медицинской информатики с использованием медицинских информационных систем, применяемых в медицинских учреждениях Республики Татарстан / А.А. Гильманов, В.Г. Шерпутовский, А.Н. Хисамутдинов // Врач и информационные технологии. — 2010. — № 3. — С.66—68.

3. Королюк, И.П. Медицинская информатика / И.П. Королюк. — 2 изд., перераб. и доп. — Самара: ООО «Офорт»; ГБОУ ВПО «СамГМУ», 2012. — 244 с.

4. Положение об учебно-методическом пособии по дисциплине для обучающихся (Methods Handbook). — Казань: КГМУ, 2012. — 45 с.

© Амиров Н.Х., Берхеева З.М., 2013 УДК 616-057:378

== опыт внедрения инновационных образовательных технологий в систему Подготовки врачей-профпатологов

Наиль Хабибуллович Амиров, докт. мед. наук, профессор, акад. РАМН, зав. кафедрой гигиены, медицины труда

ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Зухра Миндияровна Берхеева, канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены, медицины труда

ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, Казань [kgmu_profpat@mail.ru]

Реферат. Авторами разработана и апробирована Программа непрерывного медицинского образования по профпато-логии. Ее использование преполагает дистанционное обучение в режиме видеоконференции. Программа непрерывного последипломного образования профпатологов включает очное и дистанционное обучение с применением инновационных образовательных технологий, участие в сертифицированных мероприятиях. Дистанционное обучение позволяет снизить затраты на проведение обучения (не требуются аренда помещений, поездки преподавателей и курсантов), появляется возможность обучения большого количества человек. Последующими этапами реализации Программы будут разработка системы кредитов в области профпатологии, применение кредитной системы для подтверждения квалификационного уровня врачей-профпатологов. Непрерывное медицинское образование является в настоящее время одним из наиболее эффективных инструментов высококачественного обучения врача-профпатолога.

Ключевые слова: профпатология, непрерывное медицинское образование, инновационные образовательные технологии.

EXPERiENCE OF iNTRODUCTiON OF iNNOVATiVE EDUCATiONAL TECHNOLOGiES iN SYSTEM OF PREPARATiON OF DOCTORS OF OCCUPATiONAL MEDiCiNE

N.KH. AMIROV, Z.M. BERKHEEVA

Abstract. The authors have worked out the program of continuous medical education in the sphere of occupational medicine. The work has carryed on with using of distant education in condition of telemedicine. The program of continuous postgraduate education of doctors of occupational pathology includes internal and distant education with application of innovative educational technologies, participation in certified events. Distant education allows to decrease the cost of education (there is no need to rent the classrooms, to assemble the lecturers and the students) and it makes possible to educate a big number of students. The next stages of realization of the program will be the working out of the credit system for confirmation of certified level of doctors of occupational pathology. Continuous medical education is the most effective instrument for education of doctors of occupational pathology of high level today.

Key words: occupational pathology, continuing medical education, innovative educational technologies.

Обучение медицинских работников, повышение качества и эффективности их деятельности в области охраны здоровья работающих и профилактики профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний входят в число ведущих проблем последипломного образования врачей, оказывающих медицин-

скую помощь по профпатологии работающим во вредных условиях труда [1, 2].

Инновационная модель развития здравоохранения непосредственно связана с подготовкой медицинских кадров, ею предусматривается повышение качества образования, введение профильного и дистанци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.