Научная статья на тему 'Опыт внедрения инновационных образовательных технологий в систему подготовки врачей-профпатологов'

Опыт внедрения инновационных образовательных технологий в систему подготовки врачей-профпатологов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФПАТОЛОГИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / OCCUPATIONAL PATHOLOGY / CONTINUING MEDICAL EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Амиров Наиль Хабибуллович, Берхеева Зухра Миндияровна

Авторами разработана и апробирована Программа непрерывного медицинского образования по профпато-логии. Ее использование преполагает дистанционное обучение в режиме видеоконференции. Программа непрерывного последипломного образования профпатологов включает очное и дистанционное обучение с применением инновационных образовательных технологий, участие в сертифицированных мероприятиях. Дистанционное обучение позволяет снизить затраты на проведение обучения (не требуются аренда помещений, поездки преподавателей и курсантов), появляется возможность обучения большого количества человек. Последующими этапами реализации Программы будут разработка системы кредитов в области профпатологии, применение кредитной системы для подтверждения квалификационного уровня врачей-профпатологов. Непрерывное медицинское образование является в настоящее время одним из наиболее эффективных инструментов высококачественного обучения врача-профпатолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Амиров Наиль Хабибуллович, Берхеева Зухра Миндияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of introduction of innovative educational technologies in system of preparation of doctors of occupational medicine

The authors have worked out the program of continuous medical education in the sphere of occupational medicine. The work has carryed on with using of distant education in condition of telemedicine. The program of continuous postgraduate education of doctors of occupational pathology includes internal and distant education with application of innovative educational technologies, participation in certifed events. Distant education allows to decrease the cost of education (there is no need to rent the classrooms, to assemble the lecturers and the students) and it makes possible to educate a big number of students. The next stages of realization of the program will be the working out of the credit system for confrmation of certifed level of doctors of occupational pathology. Continuous medical education is the most effective instrument for education of doctors of occupational pathology of high level today.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения инновационных образовательных технологий в систему подготовки врачей-профпатологов»

рольные вопросы для самопроверки», «Задачи для самостоятельного решения». Они позволяют студентам проверить, как они усвоили материал темы. Контрольные вопросы и задачи в рамках самостоятельного изучения отдельных тем не оцениваются, но они включены в итоговое тестирование (по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология») и экзаменационные билеты (по специальностям «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биофизика» и «Медицинская биохимия»).

В рамках курса возможно дистанционное взаимодействие студентов с преподавателями.

Итоговая аттестация по медицинской информатике осуществляется на основании изучения тем лекционного курса, практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Таким образом, в Казанском государственном медицинском университете, на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения, на основании разработки и внедрения инновационных техноло-

гий, реализации эффективной модели партнерства кафедры с органами и учреждениями практического здравоохранения организовано и осуществляется преподавание медицинской информатики.

Литература

1. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учеб. пособие / А.М. Анисимов. — 2-е изд., исправ. и доп. — Харьков: ХНАГХ, 2009. — 292 с.

2. Гильманов, А.А. Опыт преподавания медицинской информатики с использованием медицинских информационных систем, применяемых в медицинских учреждениях Республики Татарстан / А.А. Гильманов, В.Г. Шерпутовский, А.Н. Хисамутдинов // Врач и информационные технологии. — 2010. — № 3. — С.66—68.

3. Королюк, И.П. Медицинская информатика / И.П. Королюк. — 2 изд., перераб. и доп. — Самара: ООО «Офорт»; ГБОУ ВПО «СамГМУ», 2012. — 244 с.

4. Положение об учебно-методическом пособии по дисциплине для обучающихся (Methods Handbook). — Казань: КГМУ, 2012. — 45 с.

© Амиров Н.Х., Берхеева З.М., 2013 УДК 616-057:378

== Опыт внедрения инновационных образовательных технологий в систему подготовки врачей-профпатологов

Наиль Хабибуллович Амиров, докт. мед. наук, профессор, акад. РАМН, зав. кафедрой гигиены, медицины труда

ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Зухра Миндияровна Берхеева, канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены, медицины труда

ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, Казань [kgmu_profpat@mail.ru]

Реферат. Авторами разработана и апробирована Программа непрерывного медицинского образования по профпато-логии. Ее использование преполагает дистанционное обучение в режиме видеоконференции. Программа непрерывного последипломного образования профпатологов включает очное и дистанционное обучение с применением инновационных образовательных технологий, участие в сертифицированных мероприятиях. Дистанционное обучение позволяет снизить затраты на проведение обучения (не требуются аренда помещений, поездки преподавателей и курсантов), появляется возможность обучения большого количества человек. Последующими этапами реализации Программы будут разработка системы кредитов в области профпатологии, применение кредитной системы для подтверждения квалификационного уровня врачей-профпатологов. Непрерывное медицинское образование является в настоящее время одним из наиболее эффективных инструментов высококачественного обучения врача-профпатолога.

Ключевые слова: профпатология, непрерывное медицинское образование, инновационные образовательные технологии.

experience of introduction of innovative educational technologies in system of preparation of doctors of occupational medicine

N.KH. AMIROV, Z.M. BERKHEEVA

Abstract. The authors have worked out the program of continuous medical education in the sphere of occupational medicine. The work has carryed on with using of distant education in condition of telemedicine. The program of continuous postgraduate education of doctors of occupational pathology includes internal and distant education with application of innovative educational technologies, participation in certified events. Distant education allows to decrease the cost of education (there is no need to rent the classrooms, to assemble the lecturers and the students) and it makes possible to educate a big number of students. The next stages of realization of the program will be the working out of the credit system for confirmation of certified level of doctors of occupational pathology. Continuous medical education is the most effective instrument for education of doctors of occupational pathology of high level today.

Key words: occupational pathology, continuing medical education, innovative educational technologies.

Обучение медицинских работников, повышение качества и эффективности их деятельности в области охраны здоровья работающих и профилактики профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний входят в число ведущих проблем последипломного образования врачей, оказывающих медицин-

скую помощь по профпатологии работающим во вредных условиях труда [1, 2].

Инновационная модель развития здравоохранения непосредственно связана с подготовкой медицинских кадров, ею предусматривается повышение качества образования, введение профильного и дистанци-

онного обучения, внедрение новых информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы [3, 4]. Непрерывное профессиональное развитие (НПР) на сегодняшний день считается одним из наиболее действенных инструментов качественной подготовки специалистов, позволяющим повышать, обновлять и восстанавливать профессиональные знания врачей.

Целью исследования явилась разработка Программы непрерывного медицинского образования по проф-патологии.

Традиционная последипломная подготовка и повышение квалификации врачей-профпатологов в Казанском медицинском университете осуществляется по специальным профессионально-образовательным программам первичной специализации в клинической ординатуре, а также в рамках циклов профессиональной переподготовки специалистов и общего усовершенствования (ОУ) по профпатологии.

Нами разработана и внедрена в практику программа тематического усовершенствования (ТУ) для врачей, участвующих в предварительных и периодических медицинских осмотрах (144 ч), без отрыва курсантов от производства и в сроки, удобные для них. В 2008—2012 гг. проведено 42 цикла ТУ Обучение прошли 1 153 врача. В практику вошло проведение циклов не только в Казани, но и с выездом преподавателей в районы Республики Татарстан и регионы Российской Федерации.

Профпатология — интегративная наука, тесно связанная со многими отраслями медицины. В диагностике профессиональных заболеваний участвуют, помимо проф-патологов, врачи различных специальностей. Сохранение необходимого единства методологии при обучении специалистов разного профиля (терапевтов, оториноларингологов, неврологов, хирургов и др.) создает в некоторых случаях сложности в обучении, что диктует необходимость использования персонального подхода при освещении «непрофильных» для врача-специалиста тем.

В рамках профессиональной переподготовки специалистов по профпатологии с 2005 г было обучено 186 врачей, в том числе 48 специалистов из других регионов России. Через 5 лет курс повышения квалификации прошли 85 из 99 работавших профпатологов (85,9%).

Обучение профпатологов в рамках циклов ОУ предполагает выполнение научно-практической работы с анализом профессиональной деятельности за трехлетний период. Курсанты защищают свои работы, впоследствии используют их при составлении отчетов для аттестации. Кафедра практикует проведение республиканских научно-практических конференций и участие во всероссийских конгрессах и съездах по профпатологии с подготовкой к ним докладов врачами-профпатологами, публикацией тезисов.

Кафедра гигиены, медицины труда апробировала Программу непрерывного последипломного образования врачей-профпатологов, предусматривающую очное и дистанционное обучение (ДО), участие в сертифицированных мероприятиях.

В рамках очного обучения курсанты слушают лекции, участвуют в практических занятиях, семинарах по экспертизе связи заболевания с профессией, эксперти-

зе профессиональной пригодности. В обязательном порядке рассматриваются законодательные акты и нормативные документы, методология проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Курсанты участвуют в работе врачебной комиссии центра профпатологии, в ходе которой на практическом уровне происходит усвоение полученных знаний. Для контроля знаний курсантов используются тематические ситуационные задачи и тесты. По итогам обучения проводятся итоговая тестовая аттестация и собеседование. Самостоятельная поисковая деятельность по актуальным проблемам профпатологии предполагает написание реферата по интересующей курсанта тематике.

Кафедра реализовала ДО в режиме видеоконференции с использованием Polycom HDX 6000 для освоения отдельных модулей профпатологии на циклах профессиональной переподготовки. Данный аппарат удобен в управлении и использовании, благодаря аппаратному наполнению обеспечиваются высокое качество лекции и полнота общения между лектором и слушателями.

ДО позволяет снизить затраты на проведение обучения (не требуется аренды помещений, поездок преподавателей и курсантов), возможно обучение большого количества человек.

Последующими этапами реализации Программы будут разработка системы кредитов в области профпатологии, применение кредитной системы для подтверждения квалификационного уровня врачей-профпатологов.

Выводы. Обеспечение высокого качества медицинской помощи работающим с вредными и опасными производственными факторами невозможно без повышения уровня профессионального развития специалистов в области профпатологии. Внедрение системы непрерывного медицинского образования является настоятельным требованием времени и должно проводиться по возможности без длительного отрыва специалиста от рабочего места, с использованием механизмов накопления кредитных баллов, дистанционных методов обучения.

Литература

1. Амиров, Н.Х. Роль врача-профпатолога в системе медицинского обеспечения работников / Н.Х. Амиров, З.М. Берхеева // Научно-методическое обеспечение деятельности центров профпатологии в современных условиях: материалы Все-рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием., 19—21 июня 2013 г. — Шахты, 2013. — С.30—32.

2. Берхеева, З.М. Последипломная подготовка специалистов профпатологов / З.М. Берхеева // Профессия и здоровье: материалы IX Всерос. конгресса и IV Всерос. съезда вра-чей-профпатологов, 24—26 ноября 2010 г. — М., 2010. — С.60—61.

3. Измеров, Н.Ф. Организация образовательной деятельности в сфере медицины труда: задачи, проблемы и пути преодоления / Н.Ф. Измеров, Л.В. Походзей, Т.В. Морозова // Профессия и здоровье: материалы X Всерос. конгресса, 6—8 декабря 2011 г. — М., 2011. — С.209—211.

4. Berkheeva, Z. Continuing medical education of occupational physicians as the new model of postgraduate courses in Russian Federation / Z. Berkheeva, N. Mazitova // Conference on Occupational Health and Safety: From polices to practice, 6—7 december. — Riga: Riga Stradins University, 2012. — Р.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.