Научная статья на тему 'Обеспечение качества преподавания экономики здравоохранения на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО башкирского государственного медицинского университета'

Обеспечение качества преподавания экономики здравоохранения на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО башкирского государственного медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СТАНДАРТ / ЭКОНОМИКА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / STUDENTS / STANDARD / ECONOMY AND HEALTHCARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарафутдинова Назира Хамзиновна, Павлова Марина Юрьевна, Киреева Эльза Фаритовна

Представлены некоторые методические подходы к преподаванию экономики здравоохранения на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета. Показано, что вопросы экономики здравоохранения освещаются с учетом современных требований к развитию здравоохранения. В частности, кроме общих вопросов, в программу преподавания включены вопросы формирования бюджета здравоохранения и медицинских организаций, финансирования программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, экономические показатели деятельности медицинских организаций. Обсуждены некоторые примеры для расчета экономических показателей здоровья и здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарафутдинова Назира Хамзиновна, Павлова Марина Юрьевна, Киреева Эльза Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring quality teaching of health economics in department of public health and healthcare organization with ipo-course of bashkir state medical university

The article presents several methodical approaches to the teaching of healthcare economics in the department of public health and healthcare organization with IPO-course of Bashkir State Medical University. The article shows that the questions of healthcare economics are reported taking into account the modern conditions of healthcare development. Besides general questions, the educational program includes the questions of budget forming of healthcare and medical organizations, the questions of fnancing of state guarantees program of free medical care, the economic indexes of work of medical organizations. Some examples of calculation of economical indexes of health and healthcare have been discussed.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества преподавания экономики здравоохранения на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО башкирского государственного медицинского университета»

22

образование и кадры

боты, как деятельность поликлинического врача в реабилитации больных, перенесших обострение хронически протекающих заболеваний. В этих целях кафедра целенаправленно развивает процесс интеграции учебного процесса с ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике» и вошедшим в строй современным центром медицинской реабилитации. Начавшиеся в 2012/13 учебном году занятия на его базе показали большие возможности при разработке соответствующего методического обеспечения освоения студентами сложного процесса, каковым является восстановление здоровья и социальной активности

© Шарафутдинова н.Х., Павлова М.Ю., киреева Э.Ф., 2013 Удк 614.2:377(470.57)

== обеспечение качества преподавания = экономики здравоохранения на кафедре общественного = здоровья и организации здравоохранения с курсом ипо = башкирского государственного медицинского университета

Назира Хамзиновна Шарафутдинова, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа

Марина Юрьевна Павлова, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа Эльза Фаритовна Киреева, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа [kafedraoz-ipo-bgmu@rambler.ru]

Реферат. Представлены некоторые методические подходы к преподаванию экономики здравоохранения на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета. Показано, что вопросы экономики здравоохранения освещаются с учетом современных требований к развитию здравоохранения. В частности, кроме общих вопросов, в программу преподавания включены вопросы формирования бюджета здравоохранения и медицинских организаций, финансирования программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, экономические показатели деятельности медицинских организаций. Обсуждены некоторые примеры для расчета экономических показателей здоровья и здравоохранения. Ключевые слова: студенты, стандарт, экономика, здравоохранение.

ENsuRiNG QuALITY TEAcHiNG oF HEALTH Economics iN DEpARTMENT oF puBLic HEALTH

and healthcare organization with ipo-course of bashkir state medical university

N.KH. SHARAFUTDINOVA, M.Y. PAVLOVA, E.F. KIREEVA

Abstract. The article presents several methodical approaches to the teaching of healthcare economics in the department of public health and healthcare organization with IPO-course of Bashkir State Medical University. The article shows that the questions of healthcare economics are reported taking into account the modern conditions of healthcare development. Besides general questions, the educational program includes the questions of budget forming of healthcare and medical organizations, the questions of financing of state guarantees program of free medical care, the economic indexes of work of medical organizations. Some examples of calculation of economical indexes of health and healthcare have been discussed. Key words: students, standard, economy and healthcare.

Особенности современного этапа развития высшего медицинского образования связаны с реформированием здравоохранения [1, 2]. Образование является инструментом, имеющим целью не только обеспечение отрасли специалистами, понимающими суть происходящих экономических и социальных реформ в обществе, но и специалистами, способными в условиях рынка быть компетентными и конкурентоспособными, обладающими гибким, универсальным и творческим мышлением во всех сферах жизни [2, 3, 4, 5].

при различных заболеваниях. Как правило, этот заключительный этап выздоровления трудно обеспечить в условиях отдельных поликлиник. В новом центре реабилитации эти условия существуют. На современном этапе развития рыночных отношений особенно актуально формирование у будущего врача экономического мышления. В этих целях студенты знакомятся с движением финансовых потоков в одной из страховых организаций и частной клинике.

В настоящее время продолжается накопление методического обеспечения работы студентов и преподавателей.

Отсутствие необходимых экономических знаний у врачей и руководителей медицинских организаций ведет к недопониманию основных проблем реформирования отечественного здравоохранения и препятствию реализации управленческих решений, ориентированных на оптимизацию использования ресурсов медицинских учреждений и повышение эффективности оказываемой медицинской помощи [2]. Поэтому вполне закономерным стало включение в программу обучения студентов медицинских вузов курса по экономике здравоохранения.

Материал и методы исследования. Материалами исследования явились отчетные данные медицинских организаций, медицинского информационно-аналитического центра Минздрава, Башстата, Фонда обязательного медицинского страхования.

Результаты и их обсуждение. Согласно государственному образовательному стандарту (ГОС) экономика здравоохранения является одним из разделов дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» и преподается студентам VI курса, обучающимся по специальностям 060101 (65) «Лечебное дело», 060103 (65) «Педиатрия», 060104 (65) «Медико-профилактическое дело», студентам IV и V курса, обучающимся по специальностям 060109 (65) «Сестринское дело» и 060105 (65) «Стоматология». По ФГОС экономика здравоохранения предусмотрена отдельной дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело», которая будет преподаваться на V курсе.

По остальным специальностям раздел экономики здравоохранения входит в дисциплину «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения».

В тематический план лекций и практических занятий по экономике здравоохранения вошли следующие разделы: предмет и проблемы экономики здравоохранения, рыночные отношения в здравоохранении, финансирование здравоохранения, финансовая деятельность медицинских организаций и альтернативные источники финансирования, ценообразование в здравоохранении, маркетинг в здравоохранении.

Обучение студентов экономике здравоохранения не ограничивается изучением теории. На практических занятиях студенты приобретают навыки расчетов экономического ущерба и экономической эффективности. В связи с этим на практических занятиях предусматривается выполнение заданий по расчету экономического ущерба вследствие заболеваемости с временной утратой трудоспособности. При проведении экономического анализа работы стационара студентам предлагается рассчитать стоимостные показатели работы больницы в зависимости от степени использования коечного фонда, а также оценить экономические потери в результате простоя койки.

Кроме этого, проводится расчет экономической эффективности отдельных методов лечения, основанных на доказательной медицине, новых организационных форм, дается экономическое обоснование выполняемых целевых программ. На занятиях по изучению механизмов ценообразования студенты рассчитывают себестоимость и цену медицинской услуги, а на занятиях по планированию здравоохранения определяют потребность в стационарной помощи и во врачебных кадрах.

П р и м е р 1. Рассчитать экономический ущерб от заболеваемости с временной утратой трудоспособности на предприятии, если за календарный год число круглогодично работающих составило 2 300 человек, стоимость дохода — 1 610 000 руб. в день. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности составила 0,7 случая на 1 работающего, или 10 дней на 1 работаю-

щего. Из 100 болеющих лиц 11 лечились в стационаре, средняя длительность пребывания на больничной койке — 11,5 дня. Средняя стоимость одного обращения к врачам составляет 910 руб. Стоимость одного койко-дня 2 171 руб. Средняя стоимость пособия по временной нетрудоспособности за счет средств социального страхования составила 850 руб. за день.

П р и м е р 2. Исчислить пособие работнику в связи с временной нетрудоспособностью в период с 24 января по 12 февраля 2013 г. в результате бытовой травмы, полученной в состоянии алкогольного опьянения. Страховой стаж составляет 5 лет 5 мес. Начисленная заработная плата за 2011—2012 гг. составила 850 тыс. руб.

П р и м е р 3. В нейрохирургическом отделении с количеством 60 коек средняя длительность пребывания больных составила 21 день. В отделении были внедрены высокотехнологичные методы лечения, в результате чего сокращено 64 койко-дня, летальность снизилась с 5,5 до 4,2% (число сохраненных лет жизни — 45). Среди лиц трудоспособного возраста количество дней нетрудоспособности сократилось на 220, инвалидизация среди пролеченных больных уменьшилась с 45,0 до 35,0%. Студентам необходимо рассчитать экономический эффект от внедрения высокотехнологичных методов лечения, если стоимость койко-дня 4 560 руб., средняя дневная стоимость пособия по временной нетрудоспособности 854 рубля, пенсионное пособие по инвалидности 12 000 руб. По данным Башстата, стоимость внутреннего валового продукта в республике 720 руб. в год на 1 работающего.

П р и м е р 4. В поликлинике число выявленных больных с онкопатологией в запущенной стадии в 2012 г. по сравнению с 2011 г. сократилось с 23,0 до 20,0%, летальность — с 15,5 до 13,0%, число дней невыхода на работу — с 12 600 до 10 450. Студенту предлагается определить показатели эффективности диспансеризации.

Особое внимание уделяется изучению программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, без знания которой практически невозможно реальное обеспечение прав граждан, декларированных различными законодательными актами. Студенты на основе Методических рекомендаций по формированию и экономическому обоснованию программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи определяют объемы медицинской помощи и финансирования для медицинских организаций.

Выводы. Таким образом, преподавание экономики здравоохранения в медицинском вузе формирует у студентов аналитическое мышление, правильное понимание того, что рациональное использование ресурсов здравоохранения, грамотное применение экономических методов управления способствуют повышению качества оказываемой медицинской помощи населению.

Литература

1. Герасименко, Н.Ф. Проблемы реализации государственной

политики в области здравоохранения на региональном

уровне / Н.Ф. Герасименко // Экономика здравоохранения. — 2011. — № 56. — С.19—22.

2. Коростелева, Л.А. Проблемы использования экономических и правовых знаний в подготовке экспертов-экономистов / Л.А. Коростелева // Вестник Самарского государственного технического университета. — 2012. — № 1 (Серия. Психолого-педагогические науки).

3. Назарова, И.Б. Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и

трудовой мотивации / И.Б. Назарова. — М.: МАКС Пресс, 2005. — 215 с.

4. Разумовский, А.В. Финансовое состояние лечебного учреждения и его анализ / А.В. Разумовский // Экономика здравоохранения. — 2011. — № 5—6. — С.43—45.

5. Ярыгина, Н.А. Особенности экономического анализа деятельности вузов / Н.А. Ярыгина // Вектор науки ТГУ. — 2011. — С.112—117 (Серия. Экономика и управление).

© Хузиханов Ф.В., 2013 УДК 614.2:377

== некоторые педагогические подходы в преподавании предмета

«общественное здоровье и организация здравоохранения» = в медицинском вузе

Фарид Вильямович Хузиханов, докт. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения

с курсом медицинской информатики ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

[faridx@yandex.ru]

Реферат. Врачи XXI века независимо от избранной специальности должны иметь знания и умения по оценке показателей общественного здоровья, по анализу функционирования органов и учреждений в условиях обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, развития медицинского страхования и альтернативных источников финансирования отрасли, совершенствования существующих и внедрения новых организационно-клинических технологий. Учебный процесс на кафедре осуществляется согласно государственному образовательному стандарту по специальности 040120 «Организация здравоохранения и общественное здоровье». В программу практических занятий включены вопросы организации различных служб, медицинского страхования, качества медицинской помощи, планирования и финансирования, экономики, маркетинга и менеджмента в здравоохранении. Важным аспектом улучшения качества преподавания предмета «Общественное здоровье и организация здравоохранения» является использование современных психологических и педагогических методик.

Ключевые слова: учебный процесс, предмет «Общественное здоровье и организация здравоохранения», тактика преподавания.

some pedagügícal approaches iN teachíng the subject: «pubuc health AND healthcare ORGANiZATiON» iN MEDiCAL UNiVERSiTY

F.V. KHUZIKHANOV

Abstract. Doctors of twenty-first century, regardless of the chosen profession should have the knowledge and skills to assess the indexes of public health, analysis of function and of institutions in conditions of state guarantees of free medical care, health insurance and the development of alternative sources of financing of the sector, the improvement of existing and the introduction of new organizational clinical technologies. The educational process in the department is carried out according to the state educational standards in the specialty (040120) — the organization of healthcare and public health. The program of practical training includes the questions of the organization of the various services, the issues of health insurance, quality of care, planning and finance, economics, marketing and management in healthcare. An important aspect of improving the quality of teaching the subject: «Public health and the organization of healthcare» is the use of modern psychological and pedagogical methods.

Key words: educational process, the subject: «Public health and the organization of healthcare», teaching tactics.

Состояние здоровья населения в конце ХХ и начале XXI в. на фоне социально-экономических преобразований, демонополизации системы здравоохранения, децентрализации управления отраслью, внедрения системы медицинского страхования и стандартизации, возникновения новых экономических отношений и появления дополнительных источников финансирования повышает значимость подготовки врачей и организаторов здравоохранения всех уровней по проблемам общественного здоровья, организации, управления и экономики здравоохранения. Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки (1997) поставлены конкретные задачи по совершенствованию подготовки медицинских кадров [5].

Врачи XXI в. независимо от избранной специальности должны иметь знания и умения по оценке показателей общественного здоровья, функционированию и анализу деятельности органов и учреждений в условиях обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, развития медицинского страхования и альтернативных источников финансирования отрасли, совершенствования существующих и внедрения новых организационно-клинических технологий [5].

В Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» уделено большое внимание организационной подготовке будущего специалиста [6]. В Государственной программе развития здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.