Научная статья на тему 'Клинический аспект деятельности кафедры общественного здоровья и здравоохранения'

Клинический аспект деятельности кафедры общественного здоровья и здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / PUBLIC HEALTH / HEALTH CARE / ORGANIZATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горбунов Василий Иванович, Возженникова Галина Витальевна, Исаева Ирина Николаевна

Изложены аспекты клинической работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения. С целью приближения кафедры общественного здоровья и здравоохранения к клинической деятельности проведен анализ тематического плана изучения дисциплины, определена территориальная привязка к ЛПУ, разработана штатная политика взаимодействия и методическая направленность совместной работы. Приведены итоги анкетирования студентов выпускников по вопросам удовлетворенности освоением дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». 91% опрошенных студентов удовлетворены методикой преподавания, 81,7% — хотели бы увеличить объем знаний по экономическим проблемам и медицинскому страхованию в деятельности врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горбунов Василий Иванович, Возженникова Галина Витальевна, Исаева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The clinical aspect in the work of the department of public health and healthcare

The aspects of clinical work of the department of public health and healthcare are presented. In order to make the department of public health and healthcare closer to clinical work, the analysis of subject-matter plan of discipline has been made, the territorial location to TPI has been determined, established politics of interaction and methodical direction of team-work have been worked out. The data of questionnaire of graduate-students in their satisfaction in learning the discipline “Public health and healthcare” have been summed up. 91% of students are satisfed by the methods of training; 81.7% of students would like to increase the volume of knowledge in economics and medical insurance of doctor’s work.

Текст научной работы на тему «Клинический аспект деятельности кафедры общественного здоровья и здравоохранения»

2. По специальности «Стоматология» значительно сокращено количество учебных часов, выделенных на изучение общественного здоровья и здравоохранения, обучение заканчивается зачетом, экзамен не предусмотрен (III курс, 5-й семестр). В результате снизится уровень подготовки этих специалистов по вопросам общественного здоровья и организационной структуры системы здравоохранения. Изучение экономики здравоохранения не планируется.

3. Изучение дисциплины «Этика, право и менеджмент в стоматологии» на II курсе без знания организационных вопросов здравоохранения сводит результаты освоения предмета практически к нулю. Как можно учиться управлять, не зная того, чем управляешь?

4. Одним из предметов, преподаваемых на кафедре, является «Медицинская информатика». Перенос

ее изучения на I курс (с III—IV курсов по ГОС-2) создал большие трудности как для студентов, так и для преподавателей. Студенты совершенно не знакомы с медицинской терминологией, плохо воспринимают абстрактные для них понятия медицинской статистики. Очень трудно объяснить, как и для чего они будут применять автоматизированные системы управления в здравоохранении, автоматизированное рабочее место врача и т.д. К моменту начала освоения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» эти знания просто потеряются, все придется начинать заново.

Для устранения имеющихся болевых точек требуется корректировка ФГОС-3, что будет способствовать повышению уровня и качества подготовки медицинских кадров.

© Горбунов В.И., Возженникова Г.В., Исаева И.Н., 2013 УДК 614.2:378

^^ клинический аспект деятельности кафедры = общественного здоровья и здравоохранения

Василий Иванович Горбунов, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» Минздрава России [mf@ulsu.ru]

Галина Витальевна Возженникова, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» Минздрава России [galina_v@inbox.ru]

Ирина Николаевна Исаева, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» Минздрава России [iriskor@mail.ru]

Реферат. Изложены аспекты клинической работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения. С целью приближения кафедры общественного здоровья и здравоохранения к клинической деятельности проведен анализ тематического плана изучения дисциплины, определена территориальная привязка к ЛПУ, разработана штатная политика взаимодействия и методическая направленность совместной работы. Приведены итоги анкетирования студентов выпускников по вопросам удовлетворенности освоением дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». 91% опрошенных студентов удовлетворены методикой преподавания, 81,7% — хотели бы увеличить объем знаний по экономическим проблемам и медицинскому страхованию в деятельности врача.

Ключевые слова: общественное здоровье, здравоохранение, организация, учебный процесс.

THE CUNiCAL ASPECT iN THE WORK OF THE DEPARTMENT OF PUBLiC HEALTH AND HEALTHCARE

V.I. GORBUNOV, G.V. VOSZHENNIKOVA, I.N. ISAEVA

Abstract. The aspects of clinical work of the department of public health and healthcare are presented. In order to make the department of public health and healthcare closer to clinical work, the analysis of subject-matter plan of discipline has been made, the territorial location to TPI has been determined, established politics of interaction and methodical direction of team-work have been worked out. The data of questionnaire of graduate-students in their satisfaction in learning the discipline "Public health and healthcare" have been summed up. 91% of students are satisfied by the methods of training; 81.7% of students would like to increase the volume of knowledge in economics and medical insurance of doctor's work. Key words: public health, health care, organization, educational process.

В Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» уделено большое внимание организационной подготовке будущего специалиста [2]. В «Государственной программе развития здравоохранения РФ», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р, выделена отдельная подпрограмма по подготовке кадров здравоохранения [1].

Студент, психологически настраиваясь на клиническую деятельность, с меньшим интересом относится к изучению предмета «Общественное здоровье и здравоохранение». Однако бюджетно-страховая система современного здравоохранения России, развивающиеся рыночные отношения, демократизация общественной жизни требуют от будущего врача хорошего знания вопросов организации здравоохранения, маркетинга и менеджмента, аспектов медицинского страхования, эко-

номики здравоохранения, оценки качества медицинской помощи в клинике и многих других.

Так сложилось, что кафедра общественного здоровья и здравоохранения не включена в перечень клинических кафедр медицинского вуза. Однако невозможна качественная подготовка врача по вопросам организации здравоохранения без учета, без помощи клинической подготовки. По сути, зачастую необходимо организовывать клинический процесс — диагностику, лечение, профилактику, оценку здоровья и деятельности ЛПУ экспертизу нетрудоспособности и многие другие процессы, происходящие в клинике.

С целью приближения предмета к клиническим дисциплинам кафедру общественного здоровья и здравоохранения территориально расположили на базе лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) (студенческая поликлиника), что позволяет студентам наблюдать за отдельными моментами лечебно-диагностического процесса, отслеживать амбулаторно-поликлинические маршруты, участвовать во врачебно-организационных мероприятиях (врачебные конференции, амбулаторный прием больных, заседание врачебной комиссии). На основе договора о партнерстве Ульяновского государственного университета и Министерства здравоохранения Ульяновской области подписано приложение к договору со студенческой поликлиникой, регламентирующее обоюдовыгодное сотрудничество кафедры и поликлиники.

Из 14 занятий по предмету «Общественное здоровье и здравоохранение» 6 проводятся в реальных клинических условиях на базах лечебно-профилактических учреждений города:

1) «Организация амбулаторно-поликлинической помощи» — в городской поликлинике № 1 им. С.М. Кирова;

2) «Организация стационарной помощи» — в городской клинической больнице № 1 (перинатальный центр);

3) «Организация медицинского обслуживания сельских жителей» — в Ульяновской ЦРБ;

4) «Организация медицинской помощи женщинам» — в городской клинической больнице № 1 (перинатальный центр);

5) «Организация медицинской помощи детям» — в городской детской поликлинике № 1;

6) «Организация санитарно-эпидемиологического обслуживания населения» — на базе городской дезстанции.

Кроме того, кафедрой общественного здоровья и здравоохранения разработана и утверждена программа интеграции преподавания предмета с клиническими кафедрами, она предполагает преемственность преподавания отдельных вопросов организации здравоохранения. К изучению отдельных вопросов организации здравоохранения на кафедре привлекаются в роли совместителей штатные сотрудники клинических кафедр (терапевты, педиатры).

Улучшению мотивации студентов к восприятию предмета «Общественное здоровье и здравоохранение» как клинической дисциплины способствует взаимодействие кафедры с органами практического здравоохранения. Это направление реализуется несколькими путями:

1. К педагогической и научной деятельности привлекаются опытные организаторы здравоохранения, имею-

щие ученую степень. На кафедре совмещают педагогическую деятельность 6 руководителей различных подразделений системы здравоохранения области (один из них — доктор медицинских наук, четверо — кандидаты медицинских наук). Врачи-совместители кафедры руководят научными работами студентов. Запланированы и выполняются 4 кандидатские диссертации практическими врачами под руководством сотрудников кафедры. Одна работа выполняется по двум шифрам — клиническому и «общественное здоровье и здравоохранение».

2. Для ведения образовательного процесса на современном уровне в рамках договора о партнерстве с Министерством здравоохранения Ульяновской области осуществляется нормативный и законодательный документооборот. Новые законы, приказы, инструкции по здравоохранению направляются на кафедру для использования в учебном процессе.

3. Сотрудники кафедры и органов управления здравоохранения привлекаются к совместным научным и организационным мероприятиям (научно-практические конференции, «круглые столы», коллегии, дни организатора здравоохранения, ученый совет и др.).

4. В целях интеграции научного и практического опыта в методическом обеспечении учебного процесса издаются совместные учебно-методические рекомендации.

Так, совместно с сотрудниками Территориального фонда обязательного медицинского страхования изданы методические рекомендации «Медико-экономическая экспертиза объемов и качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (1998), учебно-методическое пособие «Права пациента при получении медицинской помощи» (1999); с отделом фармации и областной клинической больницей — учебно-методическое пособие «Современные аспекты организации лекарственного обеспечения населения России» (2000); с главным бюро медико-социальной экспертизы области и Территориальным управлением фонда социального страхования — учебно-методическое пособие «Экспертиза нетрудоспособности» (2013) и учебно-методические рекомендации «Организационно-методические основы медико-социальной экспертизы» (2002); с больницей скорой и неотложной помощи — учебное пособие «Организация скорой и неотложной помощи» (2004); с клиническим госпиталем ветеранов войн — «Оптимизация гериатрической помощи» (2006); с областным противотуберкулезным диспансером — «Туберкулез — старая болезнь нового тысячелетия» (2005); с Министерством здравоохранения области — «Приоритетный национальный проект Здоровье» (2007) и др. Ежегодно 7—10 научных работ (тезисы, статьи) издается сотрудниками кафедры вместе с практическими врачами.

5. С целью прогнозирования подготовки и переподготовки врачебных кадров в области кафедрой начата работа по мониторингу кадрового обеспечения лечебно-профилактических учреждений с активным участием студентов.

6. Для изучения региональных особенностей управления здравоохранения и использования этих данных в учебном процессе сотрудники кафедры участвуют в работе различных органов управления (координационный

42

образование и кадры

совет, аттестационная комиссия, лицензионная комиссия, организационный комитет и редколлегия по подготовке научно-практических конференций, Ульяновская медицинская палата, Общественный совет при Рос-здравнадзоре и др.).

7. На кафедре открыта аспирантура, где подготовка ведется часто по двум специальностям вместе с клиницистами.

Важным аспектом оптимизации преподавания предмета «Общественное здоровье и здравоохранение» является обновление и использование современных педагогических методик.

Ежегодно переиздаются учебно-методические пособия и рекомендации по актуальным вопросам организации здравоохранения, в учебный процесс вводятся видеофильмы и видеолекции, используются мультимедийное сопровождение лекций, электронные пособия, компьютерное тестирование. Совместно с кафедрой инфекционных болезней подготовлен и выпущен учебный мультимедийный диск «ВИЧ- и СПИД-патология как медико-социальная проблема», в котором наравне с клиникой, методами диагностики и профилактики освещаются вопросы социальной значимости этой патологии, приводятся нормативные документы, статистические данные.

С большим интересом воспринимается студентами проведение занятий в поликлинике в виде деловой игры, когда с помощью специальных психологических тестов определяется лидер (учебный главный врач), формируется команда управления (заместители), ставится задача и студенты сами пытаются найти оптимальное организационное решение в реальных условиях.

Большой интерес вызывает у студентов проведение элективных занятий по теме «Предпринимательство и бизнес в здравоохранении», в ходе которых наравне с теорией изучаются нормативные документы, составляется бизнес-план, организуются встречи с врачами, работающими в частной системе здравоохранения, посещаются альтернативные ЛПУ.

Несомненно, любая работа становится более привлекательной, когда она сопровождается научным анализом, когда студент видит результаты своего исследования, тем более публикует.

На кафедре функционирует студенческий научный кружок. Работа строится не в виде заседаний, а как клуб по интересам, с культурной программой, с приглашением ведущих специалистов-клиницистов и организаторов здравоохранения. Итогом научной работы студентов является студенческая научная конференция, в рамках которой проводится заседание отдельной секции «Гигиена и здоровье». Довольно часто студенческие научные работы выполняются по тематике двух кафедр, в том числе клинической.

Известно, что наряду с теоретическим, методическим и научным уровнем предмета важную роль в его усвоении играет психологический комфорт.

На кафедре этой стороне отводится важная роль: изготовлена специальная мебель (круглые столы, офисные стулья), эстетически привлекательно оформлены помещения, создан комфорт на учебных занятиях. В ЛПУ функционирует два специализированных клиниче-

ских кабинета для обучения студентов. На первом занятии студентов встречает заведующий кафедрой, который знакомит с историей предмета и кафедры, говорит о необходимости знания вопросов организации здравоохранения для врача любой специальности, информирует о путях профориентации и прогнозе развития специализации, приводит примеры практической деятельности наших выпускников.

Иногда проводится анкетирование студентов, выявляющее их отношение к предмету, осуществляется тестирование на определение качеств менеджера, дается информация об ординатуре по предмету. Периодически студенты приглашаются на лекции ведущих ученых клиницистов и организаторов здравоохранения, на дни специалистов, на научно-практические конференции, медицинские лекции и консультации в режиме онлайн.

В университете согласно учебному плану на изучение предмета «Общественное здоровье и здравоохранение» на IV курсе отведено 80 ч (12 ч — лекции, и 68 ч — семинарские занятия). Предложен элективный курс «Предпринимательство и бизнес в здравоохранении» (36 ч). Студенты сдают курсовой экзамен.

На VI курсе медицинского факультета введены циклы по выбору студента — медицинское страхование (19 ч), правоведение (юридические основы деятельности врача) (24 ч), что позволило углубить и улучшить подготовку специалистов по этим разделам. В зимнюю сессию студенты сдают по предмету государственный экзамен. Вопросы в билетах, ситуационные задачи как можно более приближены к клинической практике, в государственную комиссию включаются врачи-клиницисты.

Нами с целью изучения удовлетворенности качеством знаний по вопросам организации здравоохранения проведено анкетирование студентов VI курса, которое показало, что абсолютное большинство опрашиваемых (91,0%) считают необходимым получение знаний по основам законодательства в здравоохранении, 81,7% респондентов желают увеличить свои знания по экономическим проблемам и медицинскому страхованию в деятельности врача.

Таким образом, проводимая на кафедре работа позволяет оптимизировать восприятие предмета «Общественное здоровье и здравоохранение» как клинической дисциплины, понять необходимость его изучения врачу любой специальности.

Подтверждением эффективности работы является довольно высокий средний балл текущей (4,1) и итоговой (4,4) успеваемости, занятость мест в клинической ординатуре, отсутствие претензий к нашим выпускникам в лечебно-профилактических учреждениях, появление и увеличение количества организаторов здравоохранения (главный врач, директор департамента, заведующий отделением, заместитель главного врача, главный специалист и др.) среди выпускников факультета.

Литература

1. РФ. Правительство. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р.

2. РФ. Правительство. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.