Научная статья на тему 'Первой в стране кафедре социальной педиатрии - тридцать лет'

Первой в стране кафедре социальной педиатрии - тридцать лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ / SOCIAL PAEDIATRICS / СОЦИАЛЬНО-ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / SOCIALLY-PEDIATRIC THEORY / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА / HEALTH OF MOTHER AND CHILD CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орел Василий Иванович

Современные представления о социальной педиатрии как научной дисциплине заложены в ее определении. Социальная педиатрия как наука включает в себя теорию и практику познания, регулирования и реализации медико-социальных потребностей ребенка на различных этапах его развития. Она изучает влияние социальной реальности на здоровье человека в период его детства, а также последствия этого влияния для человека и общества. Социальная педиатрия создает научную и экспериментальную базу для ориентирования современной социальной политики на усиление охраны здоровья женщин и детей. Социальная педиатрия взяла на себя не только многие социальные функции, в той или иной степени присущие педиатрии, но и стала своего рода ядром осуществления социальной идеологии, в том числе в вопросах формирования здорового образа жизни, удовлетворения медико-социальных потребностей семьи и ребенка. В статье представлен информационно-исторический обзор тридцатилетней работы коллектива первой в стране кафедры социальной педиатрии. В статье также представлена концептуальная модель клинико-профилактической работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях педиатрического профиля на всех этапах реформирования здравоохранения в России. Несмотря на то, что социальная педиатрия остается разделом дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение», накопленный научно-практический опыт кафедры показал, что социальная педиатрия в определенной степени может рассматриваться как самостоятельная научная дисциплина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орел Василий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the first in a country department of social paediatrics - thirty years

In the article the informatively-historical review of organization is presented and to of thirty years work of collective to the first in a country department of social paediatrics. In the article the conceptual model of clinical preventive work is also presented ambulatory-policlinic establishments of pediatric profile on all stages of reformation of health protection in Russia. Not looking on that social paediatrics remains the division of discipline "public health and health protection", the accumulated research and practice experience of department showed that social paediatrics up to a point can be examined as independent scientific discipline. Modern ideas about social paediatrics as scientific discipline stopped up in her determination. Social paediatrics as science plugs in itself a theory and practice of cognition, adjusting and realization of medico-social necessities of child on the different stages of his development. She studies influence of social reality on the health of man in the period of his childhood, and also consequence of this influence for a man and society. Social paediatrics creates a scientific and experimental base for the orientation of modern social politics on strengthening of health of women and children care. Social paediatrics undertook not only many social functions, in one or another degree inherent paediatrics but also became the kernel of realization of social ideology the family, including in the questions of forming of healthy way of life, satisfaction of medico-social necessities of family and child.

Текст научной работы на тему «Первой в стране кафедре социальной педиатрии - тридцать лет»

54

HISTORY OF MEDICINE

УДК 614(091)

первой в стране кафедре

социальной педиатрии — тридцать лет_

© Василий Иванович Орел

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2

Контактная информация: Василий Иванович Орел — д-р мед. наук, проф., заведующий кафедрой социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО. E-mail: socp_ozz@mail.ru

РЕЗЮМЕ: Современные представления о социальной педиатрии как научной дисциплине заложены в ее определении. Социальная педиатрия как наука включает в себя теорию и практику познания, регулирования и реализации медико-социальных потребностей ребенка на различных этапах его развития. Она изучает влияние социальной реальности на здоровье человека в период его детства, а также последствия этого влияния для человека и общества. Социальная педиатрия создает научную и экспериментальную базу для ориентирования современной социальной политики на усиление охраны здоровья женщин и детей. Социальная педиатрия взяла на себя не только многие социальные функции, в той или иной степени присущие педиатрии, но и стала своего рода ядром осуществления социальной идеологии, в том числе в вопросах формирования здорового образа жизни, удовлетворения медико-социальных потребностей семьи и ребенка. В статье представлен информационно-исторический обзор тридцатилетней работы коллектива первой в стране кафедры социальной педиатрии. В статье также представлена концептуальная модель клинико-профилактической работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях педиатрического профиля на всех этапах реформирования здравоохранения в России. Несмотря на то, что социальная педиатрия остается разделом дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение», накопленный научно-практический опыт кафедры показал, что социальная педиатрия в определенной степени может рассматриваться как самостоятельная научная дисциплина.

КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: социальная педиатрия; социально-педиатрическая теория; охрана здоровья матери и ребенка.

TO THE FIRST IN A COuNTRY DEPARTMENT OF SOCIAL PAEDIATRICS — THIRTY YEARS

© Vasiliy I. Orel

Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. Saint-Petersburg, Russia, 194100.

Contact Information: V. Ivanovich Orel — MD, PhD, Professor, Head of the Department of Social Pediatrics and Public Health Organization and AF and DPO. E-mail: viorel56@list.ru

ABSTRACT: In the article the informatively-historical review of organization is presented and to of thirty years work of collective to the first in a country department of social paediatrics. In the article the conceptual model of clinical preventive work is also presented ambulatory-policlinic establishments of pediatric profile on all stages of reformation of health protection in Russia. Not looking on that social paediatrics remains the division of discipline "public health and health protection", the accumulated research and practice experience of department showed that social paediatrics up to a point can be examined as independent scientific discipline. Modern ideas about social paediatrics as scientific discipline stopped up in her determination.

Social paediatrics as science plugs in itself a theory and practice of cognition, adjusting and realization of medico-social necessities of child on the different stages of his development. She studies influence of social reality on the health of man in the period of his childhood, and also consequence of this influence for a man and society. Social paediatrics creates a scientific and experimental base for the orientation of modern social politics on strengthening of health of women and children care. Social paediatrics undertook not only many social functions, in one or another degree inherent paediatrics but also became the kernel of realization of social ideology the family, including in the questions of forming of healthy way of life, satisfaction of medico-social necessities of family and child.

KEY wORDS: social paediatrics; socially-pediatric theory; health of mother and child care.

Кафедра социальной педиатрии, первая в России кафедра подобного профиля, была организована в 1986 г. по приказу МЗ № 554 от 04.07.86 г. Организатор кафедры — один из основоположников социальной педиатрии в нашей стране профессор Николай Глебович Ве-селов. В 1998 г. кафедра получила современное название — социальной педиатрии и организации здравоохранения факультета последипломного и дополнительного профессионального образования [12].

Среди основных предпосылок организации кафедры следует отметить тот факт, что во второй половине 80-х годов XX века организация медицинской помощи матерям и детям все чаще стала давать «сбой». Значительно снизился уровень финансирования отрасли в целом, и педиатрии в частности. Существующие управленческие технологии не решали возникающих проблем по оказанию медицинской помощи детям. Медико-социальные проблемы, факторы социального риска стали ощутимо оказывать влияние на показатели здоровья детского населения. Педиатрия, как отрасль медицины требовала адаптации своей новой идеологи к «перестроечному здравоохранению» [17].

в настоящее время уже признано, что социальная педиатрия, возникшая в так называемый период «перестройки» на стыке двух специальностей: социальная гигиена и педиатрия (клиническая и профилактическая) — новое перспективное направление науки и практики [16].

Профессор Николай Глебович Веселов, заведовавший в течение 10 лет первой в нашей стране кафедрой социальной педиатрии, открытой на факультете усовершенствования врачей Ленинградского педиатрического медицинского института в 1986 г., по праву является создателем отечественной научной школы социальной педиатрии. Н. Г. Веселов так сформулировал предмет изучения и основные проблемы социальной педиатрии: «Социальная педи-

атрия, как отрасль (составная часть) педиатрии, изучает здоровье детей, комплекс факторов, его определяющих, а также разрабатывает эффективную систему социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению» [1].

Социальная педиатрия стала развиваться на принципиально новой методической основе: системный и программно-целевой подход в охране материнства и детства.

С момента образования кафедры особо подчеркивалось, что предмет изучения социальной педиатрии, а также задачи научных и педагогических коллективов, занимающихся данными проблемами, должны быть конкретизированы. решение современных медико-социальных проблем материнства и детства необходимо обосновывать с учетом особенностей социально-экономического развития страны и международного опыта. Эти предложения основывались на материалах Европейского Общества социальной педиатрии (созданного в 1977 году), которое выделило следующие ориентиры деятельности в области социальной педиатрии, охраны материнства и детства, которые актуальны и в настоящее время, это прежде всего:

- совершенствование и активное использование методов раннего выявления действия социальных, экономических, биологических (в том числе и генетических) факторов, которые угрожают нормальному развитию и здоровью ребенка;

- реализация комплексных мер, которые позволяют ребенку быть полноценным членом семьи и общества;

- организация социального, медико-социального мониторинга в школах, специальных детских учреждениях, половое воспитание школьников, предупреждение отклонений поведения, алкоголизма, наркомании, преступности, травматизма;

- решение ряда медицинских и пограничных проблем, таких как реабилитация при

56

Н1БШУ ОГ МЕП1С1ПЕ

хронических нервно-психических и соматических заболеваниях, осуществление системы превентивных и профилактических мероприятий в семьях высокого риска для здоровья ребенка (отягощенная наследственность, неполные семьи, отверженные дети);

- расширение системы медицинского просвещения родителей как первых организаторов первой медицинской помощи ребенку, в том числе активное внедрение средств массовой информации в медицинское образование родителей;

- организация взаимодействия органов здравоохранения, образования, служб социального обеспечения, законодательства, охраны общественного порядка, общественных, родительских организаций и движений, в особенности в плане решения проблем жизни и здоровья детей из неполных семей, сирот, детей-инвалидов;

- влияние медицинской педиатрической общественности на политических деятелей в плане их ориентации на реализацию программ и проектов по охране здоровья подрастающего поколения;

- воздействие на стратегию органов здравоохранения в области охраны матерей и детей, семей, а также на изменение экологической ситуации и развитие медико-генетической службы [2].

В работах профессора Н. Г. Веселова и сотрудников кафедры социальной педиатрии, в первые годы ее существования, данные положения Европейского Общества социальной педиатрии получили дальнейшее развитие [14]. В 1991 году В. И. Орлом издается первая кафедральная монография по медико-социальным проблемам охраны материнства и детства «Юные матери и их дети». В этой работе дан глубокий, системный анализ здоровья детей, рожденных юными матерями, по материалам крупного промышленного центра Ленинграда, с учетом социально-экономических особенностей региона [19]. В своей монографии «Социальная педиатрия, Актуальные проблемы» (1992) Н. Г. Веселов впервые предпринял попытку представить историю социальной педиатрии, выделить социальную педиатрию как специальность, показать пути изучения и основные проблемы [3]. Особо уделялось внимание прикладному значению социальной педиатрии как науки и необходимости выделения специальных методов и приемов для проведения научных исследований в этой области знаний. В 1993 году издается сборник материалов

семинара работников здравоохранения, образования и социальной защиты семьи, материнства и детства «Психологические и этические проблемы детства» под редакцией профессоров М. В. Неженцева и Н. Г. Веселова, в котором с позиций межведомственного подхода дана оценка состояния медицинского образования в России, клинико-социальной и психологической помощи детям, организационных проблем педиатрической службы в условиях реформирования здравоохранения [5]. В 1996 году выходит в свет монография Н. Г. Веселова «Социальная педиатрия. Курс лекций», в которой фактически изложена Концепция последующего развития социальной педиатрии как науки, опираясь на десятилетний опыт ее развития в россии, генеральной целью которой является обеспечение высокого уровня здоровья детей:

1. разработка научных основ социальной и медицинской профилактики в педиатрии.

2. Комплексная оценка здоровья детей.

3. Научное обоснование дифференцированной диспансеризации детского населения с учетом групп здоровья, патологии, факторов риска, социально-гигиенической характеристики семьи ребенка и образа жизни родителей.

4. разработка прогнозов показателей здоровья ребенка как основы для развития педиатрической службы.

5. Анализ материнской, младенческой, перинатальной и неонаталъной смертности как медико-социальной проблемы.

6. Обеспечение преемственности и взаимодействия акушерской, терапевтической и педиатрической служб по антенатальной охране плода и новорожденного.

7. Разработка целевых комплексных программ по регионам страны «Охрана здоровья матери и ребенка».

8. Оптимизация медико-социальной помощи детям в условиях реформирования здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования.

9. исследование организационно-деонтоло-гических аспектов педиатрической службы.

10. Разработка АСУ в педиатрии [2].

Региональным особенностям здоровья детского населения посвящена монография под редакцией профессора В. И. Орла «Здоровье детского населения Бурятии и пути его улучшения» [6]. В 2003 году под редакцией В. И. Орла и Т. И. Стуколовой на кафедре издается учебное пособие «Частные проблемы со-

циальной педиатрии» [17]. Годом позже сотрудниками кафедры под редакцией профессоров В. И. Орла и Л. В. Эрмана выходит из печати учебное пособие «Медико-организационные технологии в работе врача дома ребенка» [18]. В 2005 году коллективом кафедры был издан первый информационно-аналитический сборник «Основные показатели здоровья юношей Санкт-Петербурга допризывного и призывного возрастов. Система медицинского обеспечения подготовки молодежи к военной службе», в котором представлен детальный анализ показателей здоровья призывников и пути решения организационных проблем в период перестройки системы медицинского наблюдения [13]. Кафедрой совместно с Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга ежегодно издаются информационно-аналитические сборники «Служба охраны матери и ребенка в Санкт-Петербурге», где наряду с оценкой состояния здоровья детского населения, анализируется организация медицинской помощи женщинам и детям и определяются пути решения организационных проблем службы охраны материнства и детства [11]. В последние годы, когда особое внимание стали уделять медико-социальной помощи детскому и подростковому населению, сотрудниками кафедры выпускаются под редакцией В. и. Орла и А. В. Кима методическое пособие «Организация работы отделения (кабинета) медико-социальной помощи в детской поликлинике» [8], методические рекомендации «Опыт организации медико-социальной работы среди детского населения в Центральном районе Санкт-Петербурга» [9] и учебно-методическое пособие «Организация медико-социальной помощи детям» [10].

С 80-х годов прошлого века в нашей стране остро встал вопрос о распространении такой социально значимой патологии как ВИЧ-инфекция, особую тревогу вызывали дети и подростки, как наиболее уязвимая в социальном плане группа населения. Сотрудники нашей кафедры приняли участие в издании монографии «ВИЧ/СПИД и дети», где во второй части «Социально-психологическое сопровождение ВИч-положительных матерей, их детей и семей» определены научно-практические подходы к оценке социального риска в семьях с детьми с ВИч-инфекцией, а также представлен опыт длительного сопровождения женщин и детей из ВИЧ-инфицированных семей по материалам работы проекта «Профилактика социального сиротства детей, рожденных от женщин с ВИЧ-инфекцией» и принципы работы

специализированного дома ребенка с детьми, рожденными от ВИЧ-инфицированных матерей [4].

Также большое внимание уделяется экспертной работе в медицинских организациях, результаты данного направления нашли свое отражение в учебном пособии «Экспертиза временной нетрудоспособности» [20] и учебно-методическом пособии «Экспертиза в медицинской практике» [7].

Здоровье ребенка во многом зависит от состояния здоровья его родителей, поэтому разработка новых организационных форм для сохранения и укрепления здоровья взрослого населения является еще одним приоритетом кафедры. По итогам данной работы были опубликованы методические рекомендации «Организация и функционирование центров здоровья для взрослого населения» [21].

Кафедра активно сотрудничает с организационно-методическим центром оценки и прогнозирования здоровья матери и ребенка Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга; городским диагностическим (медико-генетическим) центром; домами ребенка Санкт-Петербурга; детскими районными поликлиниками и стационарами города; СПбГУ «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних» и др.

На сегодняшний день кафедра социальной педиатрии и организации здравоохранения факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования является единственной с таким названием в рамках специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» в Российской Федерации.

Одной из основных задач кафедры является усовершенствование организаторов здравоохранения различного уровня и профиля с приоритетом на последипломное обучение, профессиональную переподготовку и повышение квалификации [15].

За годы работы кафедрой проведено 287 циклов усовершенствования, 71 из которых — выездные в различные регионы России. На кафедре прошли обучение 12793 слушателя — организаторы здравоохранения, врачи, средние медицинские работники, педагоги и социальные работники. Выездные циклы проводились в Ленинградской, Псковской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Смоленской, Саратовской областях, Хабаровском крае, в республиках Адыгея, Бурятия, Карелия, в городах Ростов-на-Дону, Сочи, Тула, Гроз-

58

HISTORY OF MEDICINE

ный, Оренбург, Архангельск, Ульяновск, липецк, Черкесск, Великий Новгород, Якутск, Казань, Феодосия.

Ежегодно кафедрой проводились циклы лекций для клинических ординаторов и интернов по современным проблемам здравоохранения.

Учитывая современные требования к последипломному усовершенствованию организаторов здравоохранения, кафедрой разработаны и утверждены на Ученом Совете СпбГпмУ 5 учебно-методических комплексов, соответствующих государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, а также 4 дополнительные образовательные программы и авторская программа в рамках непрерывного медицинского образования.

Систематически читаются лекции, проводятся практические занятия, научные семинары и конференции со слушателями ФП и ДПО с использованием материалов исследования в рамках общекафедральной тематики научной деятельности кафедры по повышению квалификации и последипломной подготовки кадров в системе здравоохранения.

Кафедрой разработано более 20 региональных комплексных программ с научно-практической направленностью. Подготовлены и изданы более 50 научно-практических разработок: учебные пособия, методические рекомендации, руководства и информационные письма, опубликовано более 1500 научных статей и тезисов.

Сотрудники кафедры приняли участие в 52 научно-практических конференциях, в том числе международного и всероссийского уровней, а также в подготовке научно-практических материалов к коллегиям и совещаниям на уровне Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, органов управления здравоохранения 6 областей (Калининградская, Ленинградская, Оренбургская, Вологодская, Мурманская, Астраханская).

Кафедра социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО ведет разработку кафедральной темы «Медико-социальные проблемы здоровья взрослого и детского населения». Руководитель работы — зав. кафедрой, Заслуженный деятель науки РФ, профессор В. И. Орел. Исполнители работы — сотрудники, аспиранты, соискатели кафедры.

За период существования кафедры в рамках реализации общекафедральной тематики научной деятельности была защищена 91 диссертация: 79 кандидатских и 12 докторских диссертаций.

Накопленный в течение 30 лет научно-практический опыт первой в России кафедры социальной педиатрии позволяет сформулировать цель дальнейшего развития социально-педиатрической науки и практики: улучшение показателей здоровья детей, создание условий для удовлетворения медико-социальных потребностей детского населения на основе повышения доступности, качества первичной медико-санитарной и стационарной помощи, реализации основных направлений социальной политики в области охраны здоровья детского населения.

REFERENCES

1. Veselov N. G. Mediko-sotsialnyie i organizatsionnyie problemyi materinstva i detstva [Health and social and organizational problems of maternity and childhood]. SPb.: PPMI; 1994. (in Russian).

2. Veselov N. G. Sotsialnaya pediatriya (kurs lektsiy) [Social paediatrics (course of lectures)]. SPb.: Rivera; 1996. (in Russian).

3. Veselov N. G. Sotsialnaya pediatriya. Aktualnyie problemyi [Social Pediatrics. Topical problems]. Ufa.: RIO Goskomizdata BSSR; 1992. (in Russian).

4. Grandilevskaya O. L., Kim A. V., Kuznetsova E.Yu., Libova E. B., Orel V. I. i dr. VICh/SPID i deti (dlya meditsinskih i sotsialnyih rabotnikov) [HIV/AIDS and children (for medical and social workers)]. SPb.: VVM; 2006. (in Russian).

5. Nezhentsev M. V., Veselov N. G. Psihologicheskie i eticheskie problemyi detstva. [Psychological and ethical problems of childhood]. SPb.; 1993. (in Russian).

6. Orel V. I., Bandeev B. V., Stvolinskiy I.Yu., Grandilevskaya O. L. Zdorove detskogo naseleniya Buryatii i puti ego uluchsheniya. [Child health of Buryatia and the ways of its improvement]. Irkutsk; 1999. (in Russian).

7. Orel V. I., Kim A. V., Gureva N.A., Sharafutdino-va L. L. Ekspertiza v meditsinskoy praktike. [Expertise in medical practice]. SPb.: SpetsLit; 2016. (in Russian).

8. Orel V. I., Kim A. V., Sereda V. M., Gureva N.A., Shara-futdinova L. L. i dr. Organizatsiya rabotyi otdeleniya (kabineta) mediko-sotsialnoy pomoschi v detskoy po-liklinike. [Organization of work branch (Cabinet) health and social care in the children's clinic]. SPb.: SPbGP-MU; 2016. (in Russian).

9. Orel V. I., Kim A. V., Sereda V. M., Gureva N.A., Shara-futdinova L. L. i dr. Opyit organizatsii mediko-sotsialnoy rabotyi sredi detskogo naseleniya v Tsentralnom rayone Sankt-Peterburge. [The experience of organization of medical-social work among children in the Central district of St. Petersburg]. SPb.: SPbGPMU; 2016. (in Russian).

10. Orel V. I., Kim A. V., Sereda V. M., Gureva N. A., Shara-futdinova L. L. i dr. Organizatsiya mediko-sotsialnoy pomoschi detyam. [Organization of medico-social assis-

tance to children].SPb.: Izdanie GBOU VPO SPbGPMU Minzdrava Rossii; 2016. (in Russian).

11. Orel V. I., Kim A. V., Sereda V. M., Gureva N.A., Shara-futdinova L. L. i dr. Sluzhba ohranyi zdorovya materi i rebenka Sankt-Peterburga v 2015 godu [The health of the mother and child Saint-Petersburg in 2015] SPb.: SPbGPMU; 2016. (in Russian).

12. Orel V. I., Kuznetsova E.Yu., Grandilevskaya O. L. Kafe-dre sotsialnoy pediatrii i organizatsii zdravoohraneniya fakulteta povyisheniya kvalifikatsii i professionalnoy perepodgotovki Sankt-Peterburgskoy pediatricheskoy meditsinskoy akademii — 20 let [The department of social paediatrics and organization of health protection of faculty of in-plant training and professional retraining of the Saint Petersburg pediatric medical academy — 20]. Nauchno-metodicheskaya konferentsiya zaveduyuschih kafedrami obschestvennogo zdorovya i zdravoohraneniya «Prepodavanie obschestvennogo zdorovya i zdravoohraneniya dlya inostrannyih studen-tov» 1-3 marta 2006 g.: tez. dokl. M.; 2006: 99-102 (in Russian).

13. Orel V. I., Kuznetsova E.Yu., Kim A. V., Gureva N.A. i dr. Osnovnyie pokazateli zdorovya yunoshey Sankt- Pe-terburga doprizyivnogo i prizyivnogo vozrastov. Sistema meditsinskogo obespecheniya podgotovki molodezhi k voennoy sluzhbe. [Key indicators of the health of youth of St. Petersburg pre-conscription and conscription ages. The medical support system of preparation of youth for military service]. SPb.: Amir; 2005. (in Russian).

14. Orel V. I. Nikolay Glebovich Veselov — sozdatel otechestvennoy nauchnoy shkolyi sotsialnoy pediatrii [Nikolay Glebovich BecenoB is a creator of home scientific school of social paediatrics]. Voprosyi sovremennoy pediatrii. 2006; 5, (6): 117-118. (in Russian).

15. Orel V. I., Sereda V. M., Rukavishnikov A. S., Libo-va E. B., Gureva N. A. Opyit obucheniya na kafedre sotsialnoy pediatrii [Experience of educating on the department of social paediatrics]. I Konferentsiya Privolz-hskogo federalnogo okruga po sotsialnoy pediatrii, 2425 noyabrya 2015 g., Kazan: tez. dokl. K.; 2015: 57-58. (in Russian).

16. Orel V. I. Sotsialnaya pediatriya — problemyi, poiski, puti resheniya [Social paediatrics is problems, searches, ways of decision]. Sotsialnaya pediatriya — problemyi, poiski, resheniya: tez. dokl. SPb.; 2000: 13-19 (in Russian).

17. Orel V. I., Stukolova T. I. Chastnyie problemyi sotsial-noy pediatrii [Private problems of social paediatrics]. SPb.: SPbGPMA; 2003. (in Russian).

18. Orel V. I., Erman L. V., Kuznetsova E.Yu., Libova E. B. i dr. Mediko-organizatsionnyie tehnologii v rabote vracha doma rebenka. [Medical and organizational technologies in the work of the doctor the child's home]. SPb.: SPbGPMA; 2004. (in Russian).

19. Orel V. I. Yunyie materi i ih deti. [Young mothers and their children]. Ufa; 1991. (in Russian).

20. Ostrovskiy V K., Orel V. I., Kim A. V., Sharafutdino-va L. L. Ekspertiza vremennoy netrudosposobnosti. [Examination of temporary disability]. SPb.; 2013. (in Russian).

21. Scherbuk Yu.A., Orel V. I., Scheglova L. V., Avdee-va M. V., Fridman M. B. Organizatsiya i funktsioniro-vanie tsentrov zdorovya dlya vzroslogo naseleniya. [The organization and functioning of health centres for adult population]. SPb.: SPbGPMA; 2011. (in Russian).

ЛИТЕРАТУРА

1. Веселов Н. Г. Медико-социальные и организационные проблемы материнства и детства. СПб.: ППМИ; 1994.

2. Веселов Н. Г. Социальная педиатрия (курс лекций). СПб.: Ривьера; 1996.

3. Веселов Н. Г. Социальная педиатрия. Актуальные проблемы. Уфа: РИО Госкомиздата БССР; 1992.

4. Грандилевская О. Л., Ким А. В., Кузнецова Е. Ю., Либова Е. Б., Орел В. И. и др. ВИЧ/СПИД и дети (для медицинских и социальных работников). СПб.: ВВМ; 2006.

5. Неженцев М. В., Веселов Н. Г. Психологические и этические проблемы детства. СПб.; 1993

6. Орел В. И., Бандеев Б. В., Стволинский И. Ю., Грандилевская О. Л. Здоровье детского населения Бурятии и пути его улучшения. Иркутск; 1999.

7. Орел В. И., Ким А. В., Гурьева Н. А., Шарафутдино-ва Л. Л. Экспертиза в медицинской практике. СПб.: СпецЛит; 2016.

8. Орел В. И., Ким А. В., Середа В. М., Гурьева Н. А., Шарафутдинова Л. Л. и др. Организация работы отделения (кабинета) медико-социальной помощи в детской поликлинике. СПб.: ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России; 2016.

9. Орел В. И., Ким А. В., Середа В. М., Гурьева Н. А., Шарафутдинова Л. Л. и др. Опыт организации медико-социальной работы среди детского населения в Центральном районе Санкт-Петербурге. СПб.: СПб-ГПМУ; 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Орел В. И., Ким А. В., Середа В. М., Гурьева Н. А., Шарафутдинова Л. Л. и др. Организация медико-социальной помощи детям. СПб.: Издание ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России; 2016.

11. Орел В. И., Ким А. В., Середа В. М., Гурьева Н. А., Шарафутдинова Л. Л. и др. Служба охраны здоровья матери и ребенка Санкт-Петербурга в 2015 году СПб.: СПбГПМУ; 2016.

12. Орел В. И., Кузнецова Е. Ю., Грандилевская О. Л. Кафедре социальной педиатрии и организации здравоохранения факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии — 20 лет. Научно-методическая конференция заведующих кафедрами общественного здоровья и здравоохранения «Преподавание общественного здоровья

60

HISTQRY DF MEQICIME

и здравоохранения для иностранных студентов» 1-3 марта 2006 г.: тез. докл. М.; 2006: 99-102.

13. Орел В. И., Кузнецова Е. Ю., Ким А. В., Гурьева Н. А. и др. Основные показатели здоровья юношей Санкт-Петербурга допризывного и призывного возрастов. Система медицинского обеспечения подготовки молодежи к военной службе. СПб.: Амир; 2005.

14. Орел В. И. Николай Глебович Веселов — создатель отечественной научной школы социальной педиатрии. Вопросы современной педиатрии. 2006; 5 (6): 117-118.

15. Орел В. И., Середа В. М., Рукавишников А. С., Либо-ва Е. Б., Гурьева Н. А. Опыт обучения на кафедре социальной педиатрии. I Конференция Приволжского федерального округа по социальной педиатрии, 2425 ноября 2015 г., Казань: тез. докл. К.; 2015: 57-58.

16. Орел В. И. Социальная педиатрия — проблемы, поиски, пути решения. Социальная педиатрия — проблемы, поиски, решения: тез. докл. СПб.; 2000: 13-19.

17. Орел В. И., Стуколова Т. И. Частные проблемы социальной педиатрии. СПб.: СПбГПМА; 2003.

18. Орел В. И., Эрман Л. В., Кузнецова Е. Ю., Либо-ва Е. Б. и др. Медико-организационные технологии в работе врача дома ребенка. СПб.: СПбГПМА; 2004.

19. Орел В. И. Юные матери и их дети. Уфа; 1991.

20. Островский В. К., Орел В. И., Ким А. В., Шарафутди-нова Л. Л. Экспертиза временной нетрудоспособности. СПб.; 2013.

21. Щербук Ю. А., Орел В. И., Щеглова Л. В., Авдеева М. В., Фридман М. Б. Организация и функционирование центров здоровья для взрослого населения. СПб.: СПбГПМА; 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.