Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИДПО ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРАКТИЧЕСКИМ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ'

АНАЛИЗ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИДПО ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРАКТИЧЕСКИМ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косолапов Владимир Петрович, Чайкина Наталья Николаевна, Сыч Галина Владимировна

Обеспечение выполнения задач по повышению доступности и качества медицинской помощи, сохранности здоровья, росту продолжительности жизни населения регионов, формированию на новой стадии профилактической линии, преобразованию управления здравоохранением - это общие цели, стоящие перед практическим здравоохранением и образовательным учреждением, осуществляющим подготовку медицинских кадров для системы здравоохранения. Учитывая образовательные и профессиональные стандарты, а также другие нормативно правовые акты федерального и локального значения профессорско преподавательским составом кафедры общественного здоровья, здравоохранения, гигиены и эпидемиологии института дополнительного профессионального образования (ИДПО) постоянно совершенствуются учебные планы и образовательные программы дополнительного профессионального образования. Планы и программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации корректируются с учетом национальных, федеральных и региональных приоритетных проектов и программ, а также актуальных проблем здравоохранения. Публикуются учебные и методические издания по актуальным проблемам общественного здоровья и здравоохранения, управленческой деятельности, здравоохранению в разделе экономики, контролю качества медицинской помощи, маркетинговой деятельности, использованию основных принципов бережливого производства, модернизации первичного звена здравоохранения и др. Сотрудничество практического здравоохранения и медицинских образовательных организаций выступает важным вектором для успешного развития здравоохранения, поскольку перед системой здравоохранения стоят сложнейшие вызовы, но организаторам здравоохранения можно их решить, лишь объединив усилия, используя как основу свой профессионализм. В работе представлен анализ работы кафедры общественного здоровья, здравоохранения, гигиены и эпидемиологии ИДПО по совершенствованию взаимодействия с практическим здравоохранением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Косолапов Владимир Петрович, Чайкина Наталья Николаевна, Сыч Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF WORK OF THE DEPARTMENT OF PUBLIC HEALTH, HEALTH CARE, HYGIENE AND EPIDEMIOLOGY OF THE INSTITUTE OF ADVANCED VOCATIONAL EDUCATION TO IMPROVE INTERACTION WITH PRACTICAL HEALTH CARE SYSTEM

Ensuring the implementation of tasks to increase the availability and quality of medical care, preserve health status, increase the life expectancy of the population in the regions, develop a new stage of the preventive direction, modernize the healthcare management system and the like are common goals facing practical healthcare and an educational institution that trains medical personnel for the healthcare system. Considering educational and professional standards and also other normative legal acts of federal and local importance the faculty of departments of public health, health care, hygiene and epidemiology of Institute of Advanced Vocational Education (IAVE) curricula and educational programs of additional professional education are constantly improved. Plans and programs for professional retraining and advanced training are adjusted to take into account national, federal and regional priority projects and programs, modern problems of the health sector. Educational and methodological manuals are published on topical issues of public health and health management, health economics, quality control of medical care, marketing, the use of lean technologies, modernization of primary health care system, etc. Cooperation between practical health care and medical educational organizations is an important sphere for the successful development of health system, since health system faces the most difficult challenges, but the organizers of health care and other specialists of the health system may only solve them by uniting and supporting each other on a professional basis. In this research the analysis of work of departments of public health, health care, hygiene and epidemiology of IDPO on improvement of interaction with practical health care is submitted.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИДПО ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРАКТИЧЕСКИМ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ»

УДК 614.2+377.44

АНАЛИЗ РАБОТЫ КАФЕДРЫ

ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИДПО ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРАКТИЧЕСКИМ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

© Владимир Петрович Косолапов, Наталья Николаевна Чайкина, Галина Владимировна Сыч

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко. 394024, Воронеж, ул. Бурденко, д. 1а

Контактная информация: Наталья Николаевна Чайкина — к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения, гигиены и эпидемиологии ИДПО. E-mail: chaikinavr@gmail.com; chaikinavr@rambler.ru

Поступила: 20.06.2021 Одобрена: 30.08.2021 Принята к печати: 24.09.2021

РЕЗЮМЕ: Обеспечение выполнения задач по повышению доступности и качества медицинской помощи, сохранности здоровья, росту продолжительности жизни населения регионов, формированию на новой стадии профилактической линии, преобразованию управления здравоохранением — это общие цели, стоящие перед практическим здравоохранением и образовательным учреждением, осуществляющим подготовку медицинских кадров для системы здравоохранения. Учитывая образовательные и профессиональные стандарты, а также другие нормативно-правовые акты федерального и локального значения профессорско-преподавательским составом кафедры общественного здоровья, здравоохранения, гигиены и эпидемиологии института дополнительного профессионального образования (ИДПО) постоянно совершенствуются учебные планы и образовательные программы дополнительного профессионального образования. Планы и программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации корректируются с учетом национальных, федеральных и региональных приоритетных проектов и программ, а также актуальных проблем здравоохранения. Публикуются учебные и методические издания по актуальным проблемам общественного здоровья и здравоохранения, управленческой деятельности, здравоохранению в разделе экономики, контролю качества медицинской помощи, маркетинговой деятельности, использованию основных принципов бережливого производства, модернизации первичного звена здравоохранения и др. Сотрудничество практического здравоохранения и медицинских образовательных организаций выступает важным вектором для успешного развития здравоохранения, поскольку перед системой здравоохранения стоят сложнейшие вызовы, но организаторам здравоохранения можно их решить, лишь объединив усилия, используя как основу свой профессионализм. В работе представлен анализ работы кафедры общественного здоровья, здравоохранения, гигиены и эпидемиологии ИДПО по совершенствованию взаимодействия с практическим здравоохранением.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дополнительное профессиональное образование; профессиональная переподготовка; повышение квалификации; обучение; организация здравоохранения и общественное здоровье; практическое здравоохранение.

ANALYSIS OF WORK OF THE DEPARTMENT OF PUBLIC HEALTH, HEALTH CARE, HYGIENE AND EPIDEMIOLOGY OF THE INSTITUTE OF ADVANCED VOCATIONAL EDUCATION TO IMPROVE INTERACTION WITH PRACTICAL HEALTH CARE SYSTEM

© Vladimir P. Kosolapov, Natalia N. Chaikina, Galina V. Sych

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko. 394024, Voronezh, Burdenko str., 1A

Contact information: Natalia N. Chaikina — PhD, Associate Professor at the Department of Institute of Additional

Professional Education, Department of Public Health, Health care, Hygiene and Epidemiology, Institute of Advanced

Vocational Education (IAVE). E-mail: chaikinavr@gmail.com; chaikinavr@rambler.ru

Received: 20.06.2021 Revised: 30.08.2021 Accepted: 24.09.2021

ABSTRACT: Ensuring the implementation of tasks to increase the availability and quality of medical care, preserve health status, increase the life expectancy of the population in the regions, develop a new stage of the preventive direction, modernize the healthcare management system and the like are common goals facing practical healthcare and an educational institution that trains medical personnel for the healthcare system. Considering educational and professional standards and also other normative legal acts of federal and local importance the faculty of departments of public health, health care, hygiene and epidemiology of Institute of Advanced Vocational Education (IAVE) curricula and educational programs of additional professional education are constantly improved. Plans and programs for professional retraining and advanced training are adjusted to take into account national, federal and regional priority projects and programs, modern problems of the health sector. Educational and methodological manuals are published on topical issues of public health and health management, health economics, quality control of medical care, marketing, the use of lean technologies, modernization of primary health care system, etc. Cooperation between practical health care and medical educational organizations is an important sphere for the successful development of health system, since health system faces the most difficult challenges, but the organizers of health care and other specialists of the health system may only solve them by uniting and supporting each other on a professional basis. In this research the analysis of work of departments of public health, health care, hygiene and epidemiology of IDPO on improvement of interaction with practical health care is submitted.

KEY WORDS: additional professional education; professional retraining; developing the skills; training; organization of health care and public health; practical health care.

Организация здравоохранения и общественное здоровье выступают одним из немногих направлений научно-практической деятельности, которое объединяет все векторы развития практического здравоохранения.

Специальность «Организация здравоохранения и общественное здоровье» довольно непростая, многообразная, межсекторальная, призывает объединяться многих специалистов, занимающихся организацией, менеджментом, экономикой, информатизацией отрасли здравоохранения, качеством медицинской помощи,

и в результате сконцентрированная на улучшении показателей состояния здоровья населения.

Перед практическим здравоохранением регионов и Воронежским государственным медицинским университетом им. Н.Н. Бурденко стоит совместная цель — общими стараниями обеспечить выполнение задач по увеличению доступности и качества медицинской помощи, улучшению состояния здоровья и росту продолжительности жизни народонаселения, вырабатыванию на новой ступени профилактиче-

ского курса, усовершенствованию управления здравоохранением и еще целый ряд задач, которые необходимо решить.

Результативность медицинской помощи и качество ее услуг в обществе взаимосвязаны с показателями деятельности работников, которые обусловливаются их багажом знаний, умений, компетенциями и мотивацией. Профессиональный опыт медицинских работников, владеющих навыками в области организации здравоохранения, будет полезен здравоохранению страны, поскольку одной из значимых составных частей в области укрепления систем здравоохранения выступают стратегии формирования кадровых ресурсов. Перед системой здравоохранения стоят сложнейшие вызовы, но организаторам здравоохранения и другим специалистам системы здравоохранения возможно с ними справиться, лишь только объединившись и поддерживая друг друга на профессиональной основе [1-3].

Совместная работа кафедры общественного здоровья, здравоохранения, гигиены и эпидемиологии института дополнительного профессионального образования (ИДПО) с медицинскими организациями — это немаловажный момент в формировании и развитии системы здравоохранения.

В 2016 г. вышел Приказ Минздрава России №435-н от 30.06.2016 «Об утверждении типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, заключаемый между образовательной или научной организацией и медицинской организацией, либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья» [7].

По этому документу кафедрой был подготовлен соответствующий пакет документов (приложений) для оформления дополнительных соглашений, необходимых для заключения договоров с медицинскими организациями, в помещениях которых располагается кафедра. Это Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная детская клиническая больница № 1 (БУЗ ВО «ВОДКБ № 1»), Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежская городская клиническая поликлиника № 1 (БУЗ ВО «ВГКП № 1»), ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области».

Штатный состав кафедры представлен квалифицированными сотрудниками, работающих на 12,5 ставки профессорско-преподавательского состава (ППС), из них 10 профессоров, 5 доцентов, 6 ассистентов. Кафедра обладает высоким потенциалом сотрудников, которые длительное время работают на кафедре как основные работники. Научно-педагогические работники кафедрального коллектива — это доктора и кандидаты наук, а также практические врачи областного здравоохранения, имеющие высшую квалификационную категорию. Постоянно осуществляется связь научных и практических знаний и направлений. Не случайно на кафедре работают 10 докторов наук — «золотой» фонд. Многие продолжают трудиться в практическом здравоохранении и дают слушателям самые последние данные из практического здравоохранения, социальной сферы, области экономики, менеджмента, маркетинга, медицинского страхования и др.

Преподаватели кафедры осуществляют образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по 10 специальностям:

• «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;

• «Медико-социальная экспертиза»;

• «Эпидемиология»;

• «Общая гигиена»;

• «Социальная гигиена и организация гос-санэпидслужбы»;

• «Бактериология»;

• «Гигиеническое воспитание»;

• «Гигиена и санитария», «Лабораторное дело»;

• «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования»;

• «Паразитология».

Дополнительные профессиональные программы реализуются в рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Указанные программы предназначены для освоения компетенций, которые нужны для осуществления нового вида профессиональной деятельности, получения новой квалификации. Курсанты циклов по завершении обучения и успешного прохождения итогового экзамена получают диплом о профессиональной переподготовке. На протяжении всей трудовой деятельности работники здравоохранения повышают свою квалификацию и профессиональную компетентность, обучаясь на соответствующих программах дополнитель-

Рис. 1. Реализация дополнительного профессионального образования Fig. 1. Implementation of additional professional education

Дополнительное профессиональное образование / Additional professional education

Повышение квалификации (от 16 часов) / Advanced training (from 16 hours) Профессиональная переподготовка (от 250 часов) / Professional retraining (from 250 hours)

Проводится в течение всей трудовой деятельности работников и направлено на совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации / It is carried out throughout the entire working life of employees and is aimed at improving and (or) obtaining new competencies necessary for professional activity and (or) improvingthe professional level within the existing qualifications

Направлена на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации / It is aimed at obtainingthe competencies necessary to perform a new type of professional activity, the acquisition of a new qualification

Диплом о профессиональной переподготовке / Diploma of professional retraining

Удостоверение о повышении квалификации / Certificate of professional development

ного профессионального образования. Эти программы соответственно направлены либо на совершенствование и (или) получение новых знаний, необходимых для профессиональной деятельности, либо на повышение профессионального уровня в рамках уже имеющейся у специалиста квалификации. Документ установленного образца (удостоверение о повышении квалификации) слушатели получают также после обучения и положительных результатов итоговых испытаний (рис. 1) [5, 6].

Профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» реализуется в объеме 564 ч; «Медико-социальная экспертиза» — в объеме 576 ч; «Эпидемиология» — 504 ч.

В рамках «традиционного» дополнительного профессионального образования повышения квалификации кафедра проводит 8 циклов:

• «Современные аспекты деятельности медицинских организаций в новых экономических условиях» (216 ч);

• «Актуальные вопросы организации здравоохранения и общественного здоровья» (144 ч);

• «Экспертная деятельность в сфере обязательного медицинского страхования» (144 ч);

• «Организация экспертизы временной нетрудоспособности» (72 ч);

• «Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (72 ч);

• «Организация защиты информации при обработке персональных данных в медицинских организациях» (72 ч);

• «Основные направления деятельности страхового представителя второго уровня (страхового поверенного) в системе обязательного медицинского страхования» (36 ч).

Повышение квалификации (ПК) в рамках непрерывного медицинского образования (НМО) (36 ч) осуществляется по следующим темам:

• «Досудебное разрешение конфликта между врачом и пациентом»;

• «Организация оказания платных медицинских услуг в медицинских организациях»;

• «Здоровье и здоровьесберегающие технологии»;

• «Экономика государственных учреждений здравоохранения в условиях конкурентной среды»;

• «Организация оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»;

• «Совершенствование организации оказания медицинской помощи на основе внедрения бережливых технологий».

За анализируемый период с 2015-2016 по 2019-2020 гг. обучение на кафедре общественного здоровья, здравоохранения, гигиены и эпидемиологии ИДПО прошли 4665 слушателей, из них: профессиональную переподготовку — 851 человек; повышение квалификации

Таблица 1

Число слушателей, прошедших обучение на кафедре за 2015-2020 годы

Table 1

The number of students admitted to the department for 2015-2020

Годы / Years ПП / PR ПК / AT НМО / CME Всего / In total

2015-2016 190 296 - 486

2016-2017 143 319 350 812

2017-2018 185 618 436 1239

2018-2019 138 338 545 1021

2019-2020 195 486 426 1107

Итого / Total 851 2057 1757 4665

Примечание: ПП — профессиональная переподготовка (PR — professional retraining); ПК — повышение квалификации (AT — advanced training); НМО — непрерывное медицинское образование (CME — continuing medical education).

в рамках «традиционного» обучения по программам дополнительного профессионального образования — 2057 человек; в рамках непрерывного медицинского образования — 1757 человек. Наблюдается динамичный рост числа слушателей (табл. 1).

Следует отметить, что кафедра ввела в свою деятельность новый вид итоговых испытаний для слушателей, получивших новую специальность организатора здравоохранения — защита курсовой работы по предлагаемой кафедрой тематике, причем слушателям предоставляется право выбора темы, связанной с его будущей профессиональной деятельностью. Представляя свою итоговую работу, слушатели выступают с презентациями, защищают свои разработки. Для формирования кадрового резерва на должности руководителей медицинских организаций различного уровня кафедрой практикуется приглашение на защиту курсовых работ слушателей представителей Департамента здравоохранения Воронежской области (ДЗ ВО). За анализируемый период на кафедре получили новую специальность более 800 организаторов здравоохранения, занимающих руководящие должности в медицинских организациях (МО) Воронежской и других областях Центрально-Черноземного региона (ЦЧР). Профессорско-преподавательским составом кафедры создаются учебные планы и образовательные программы по дополнительному профессиональному обучению, учитывая образовательные и профессиональные стандар-

ты, а также другие нормативно-правовые акты федерального и локального значения. В планы и программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации предлагаются соответствующие исправления, учитывая актуальные проблемы отрасли, выпускается учебно-методическая литература по современным вопросам, касающимся данной специальности. Запросы потребителей образовательных услуг к преподаванию программ повышения квалификации стабильно растут. Профессорско-преподавательский состав, осуществляющий образовательный процесс на этих циклах, располагает достаточно высоким уровнем профессиональных компетенций, знаний, навыков и умений, что позволяет хорошо ориентироваться в современных проблемах здравоохранения и находить альтернативы их решения.

Важность деятельности кафедры повышается и при подготовке специалистов-организаторов здравоохранения, поскольку их ждет работа в довольно непростых условиях современности. К слушателям в процессе обучения предъявляется целый ряд требований по изучению и дальнейшему использованию в практической деятельности и вопросов санитарной статистики, и медицинской демографии. Отдельное внимание следует уделить вопросам медицинского предпринимательства и деятельности медицинских организаций на основе договорных отношений в условиях жесткой конкуренции. Необходимо: учесть моменты обеспечения доступности и качества медицинской помощи; уметь применять принципы охраны материнства и детства; использовать методы бережливого производства; знать вопросы экспертизы временной и стойкой трудоспособности. Особо следует относиться к проблемам санитарно-эпидемиологического благополучия. Нужно эффективно использовать кадровые, финансовые и материальные ресурсы, акцентировать внимание на обостряющейся проблеме защиты прав врачей и пациентов, внедрять механизмы формирования здорового образа жизни, проведения оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий, снижения заболеваемости и смертности населения.

Проводя ретроспективный анализ деятельности кафедры общественного здоровья, здравоохранения, гигиены и эпидемиологии ИДПО в плане подготовки кадров для системы здравоохранения, необходимо отметить опыт в проведении дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Эффективное управление ресурсами в медицинской организации», предназначенной для заместителей руководителей по финансово-экономиче-

Таблица 2

Реализация программы повышения квалификации заместителей руководителей медицинских организаций по финансово-экономическим вопросам

в ФГБОУ ВО ВГМУ им. H.H. Бурденко Минздрава России

Exercising of the professional development program for deputy heads of medical organizations on financial and economic issues at the Burdenko State Medical

University of the Ministry of Health Russian Federation

Наименование субъекта РФ / Name of the region of the Russian Federation Сроки проведения обучения / Terms of training Количество специалистов, заявленных к подготовке / Number of specialists applying for training Количество специалистов, зачисленных на обучение / Number of specialists enrolled for training Кол-во специалистов, завершивших обучение с получением документа об образовании / Number of certified specialists completed their training Примечание/ Notes

Воронежская область / Voronezh region 20.04.2015-06.05.2015 Итоговая аттестация / Final certification — 07.05.2015 36 36 33 3 специалиста получили справки об обучении установленного образца, как не прошедшие итоговую аттестацию / 3 specialists got an established sample of a certificate to verify been trained having failed to get the final certification

Воронежская область / Voronezh region 12.10.2015-24.10.2015 Итоговая аттестация / Final certification — 27.10.2015 36 36 35 1 специалист получил справку об обучении установленного образца, как не прошедший итоговую аттестацию / 1 specialist got an established sample of a certificate to verify been trained having failed to get the final certification

Липецкая область / Lipetsk region 01.06.2015-15.06.2015 Итоговая аттестация / Final certification — 16-17.06.2015 46 46 45 1 специалист получил справку об обучении установленного образца, как не прошедший итоговую аттестацию / 1 specialist got an established sample of a certificate to verify been trained having failed to get the final certification

Итого / Total 2015 год/2015 year 118 118 113 5

ской деятельности медицинских организаций и экономистов, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) в 2015 г. [4, 8].

ВГМУ им. Н.Н. Бурденко указанную программу обучения выполнил на территории двух областей: Воронежской и Липецкой.

В Липецкой области по этой программе повысили квалификацию 46 экономистов медицинских организаций, из них: 45 слушателей получили удостоверения о повышении квалификации, 1 слушатель — справку об обучении установленного образца как не выполнивший выпускную квалификационную работу по теме программы.

На территории Воронежской области этот проект реализовывался в два этапа.

1. Апрель-май 2015 г. Было обучено 36 представителей финансово-экономической службы МО, из которых 33 успешно защитили выпускные проекты, получив документы установленного образца; 3 слушателя — справку об обучении установленного образца как не справившиеся с итоговой аттестацией.

2. Октябрь 2015 г. Из 36 слушателей только один не справился с защитой выпускной квалификационной работы — получил справку об обучении.

По коллегиальному управленческому решению представителей региональных органов управления здравоохранением, Территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), Росздравнадзора и вуза, слушатели, не справившиеся с защитой выпускных квалификационных работ, были уволены или переведены на другие должности в МО (табл. 2) [4, 8].

По результатам реализации дополнительной образовательной программы повышения квалификации для финансово-экономических сотрудников МО, работающих в сфере ОМС, от вуза в Минздрав России были направлены ряд замечаний и предложений, например, такие как популяризация проекта и проведение обучения на постоянной основе, а от органа исполнительной власти в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации поступило предложение акцентировать внимание на методике системного анализа финансово-хозяйственной деятельности и продолжить реализацию данного проекта для других категорий работников медицинских организаций.

Наша кафедра также активно занимается вопросами подготовки специалистов в области общественного здоровья и здравоохранения, работает над проблемами и перспективами кад-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рового обеспечения Национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», в которых обозначены вызовы, стоящие перед кафедрами общественного здоровья и здравоохранения в связи с реализацией федеральных проектов.

Кафедра активно сотрудничает с Воронежской, Липецкой, Тульской областями. Такое взаимодействие с региональными органами управления здравоохранением и непосредственно медицинскими организациями этих областей уже много десятилетий остается стабильным, что положительно влияет на совместную научно-практическую деятельность как практикующих врачей, так и научно-педагогических кадров вуза.

Сотрудники кафедры принимали активное участие в работе проектного офиса ВГМУ им. Н.Н. Бурденко по развитию регионального здравоохранения Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей.

Для Минздрава России проводилась экспертиза программ развития здравоохранения территорий, кадровой политики, анализ соответствия штатов первичного звена здравоохранения трех областей (Воронежской, Липецкой, Тамбовской).

Кафедральные работники содействовали подготовке региональной программы, представили экспертную оценку ее соответствия целям государственной программы, дали описание специальных и экономических последствий реализации региональной программы, показали общую оценку ее вклада в достижение государственной цели, определили возможные риски реализации программы.

Кроме того, профессорско-преподавательский состав кафедры, рекомендованный в качестве экспертов по анализу кадрового обеспечения первичного звена здравоохранения вышеуказанных областей, рассмотрел информацию о показателях штатной численности нагрузки на медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь в районных больницах (РБ) с выделением зон управленческих воздействий и активных плановых приоритетов. Были внесены предложения по ее оптимизации.

В рамках работы проектного офиса активно работал созданный на функциональной основе в 2017 г. Учебный центр бережливых технологий в здравоохранении (УЦБТЗ).

Использование инструментов и методов бережливого производства (БП) позволяет добиться значительного уровня производственной системы и повысить эффективность ее деятельности в условиях ограниченности ре-

Распределение обучающихся по занимаемым должностям / Distribution of students by position

^ и

\0 4—

о о

о

60 50 40 30 20

10 0

✓У

1

25 2

15 6 ^^ 1

.c^

Рис. 2. Распределение обучающихся по занимаемым должностям Fig. 2. Distribution of students by their positions

_ Медицинские организации / ® Medical organizations

□ ВГМУ / VSMU

сурсной базы. Концепция БП предусматривает вопросы решения кризисного реагирования не путем применения кратковременных методов, а путем построения процессов с исключением из них лишних функций и издержек, не содержащих в себе ценности. Использование аналогичных мер позволяет своевременно исправлять появляющиеся проблемные ситуации, предварять их возникновение, обгоняя запросы потребителей. Медицинские организации (МО), используя методы и принципы БП, получают экономию по всем статьям расходов, совершенствуя при этом доступность и повышая качество медицинской помощи [1, 2, 8].

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 26.07.2017 г. был утвержден паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». В 2018 г. этот приоритетный проект осуществлялся в 52 субъектах РФ, причем, в 19 из них — на инициативной основе. С 2019 г. приоритетный проект становится частью одного из восьми федеральных проектов национального проекта «Здравоохранение» — «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», запланированного на 2019-2024 гг. включительно. 85 субъектов РФ принимают участие в формировании и распространении «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Ожидается, что все поликлинические медицинские организации будут применять методы бережливого производства

в своей деятельности. К 2024 г. на территории Воронежской области запланировано, что в организации и тиражировании «Новой модели медицинской организации» будут участвовать 138 структурных подразделений [2, 7].

По решению, принятому после рабочего совещания представителей департамента здравоохранения Воронежской области и вуза, бережливые технологии в УЦБТЗ стали осваивать сотрудники МО г. Воронежа и Воронежской области.

По состоянию на 1 февраля 2020 г. было организовано и проведено 8 циклов ПК, обучено 112 специалистов практического здравоохранения, сотрудников вуза и его клиник.

Анализируя образовательную деятельность УЦБТЗ и определяя пути оптимизации учебного процесса для различных групп участников оказания медицинской помощи населению, можно отметить, что среди обучающихся большую часть (70%) составили женщины в возрасте 45-55 лет со стажем работы 20-30 лет [1, 2].

По завершении обучения всем обучающимся, которые успешно освоили программу обучения и выполнили итоговое творческое задание, были выданы удостоверения о повышении квалификации установленного образца.

В дистанционном формате в рамках непрерывного медицинского образования (НМО) проведено 3 образовательных цикла для медицинских работников различных категорий и специальностей практического здравоохранения по основам бережливого производства [5, 6].

Следует отметить, что в рамках оптимизации учебного процесса на циклах, посвящен-

Таблица 3

Результаты научно-исследовательской работы кафедры за 2015-2019 гг.

Table 3

Results of the department research work for 2015-2019

№ п/п Название / Title Количество / Quantity

1 Общее количество печатных работ, в том числе: Total number of printed works, including: 355

публикации РИНЦ / RSCI publications 206

статьи в журналах баз данных Web of Science, Scopus / articles in Web of Science, Scopus database journals 24

статьи в журналах перечня ВАК / articles in journals of the HAC list 125

монографии / monographs 14

2 Учебные пособия / Training manuals 16

3 Оформление объектов интеллектуальной собственности (авторские свидетельства на программу ЭВМ) / Registration of intellectual property objects (author's certificates for a computer program) 12

4 Научные и научно-практические мероприятия, организованные при участии сотрудников кафедры / Scientific and practical events organized with the participation of the department staff 43

5 Доклады сотрудников кафедры на научно-практических конференциях / Reports of the department staff at scientific practical conferences 46

6 Защищено диссертационных работ, из них: Defended dissertations, including: 10

на соискание доктора наук / for the Doctor of Science degree 2

на соискание кандидата наук / for the candidate of science 8

7 Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре / Postgraduate training of scientific and educational personnel 12

8 Акты внедрения / Implementation acts 32

ных изучению, разработке и внедрению бережливых технологий в практическое здравоохранение, профессорско-преподавательским составом кафедры используются инновационные педагогические технологии для различных участников оказания медицинской помощи населению.

Сотрудники кафедры активно ведут научно-исследовательскую работу. Основные достижения ППС за анализируемый период представлены в таблице 3.

Заведующий кафедрой на постоянной основе дает рецензии на отчеты о работе врачей организаторов здравоохранения. Проводятся консультации с практикующими организаторами здравоохранения на предмет планирования и написания кандидатских и докторских диссертаций. Вносятся предложения и рекомендации по выступлениям и докладам организаторов здравоохранения, которые участвуют в конференциях в Воронежской области, а также в других регионах.

В 2016 г. в связи с началом реализации НМО кафедра стала разрабатывать востребованные краткосрочные циклы (36 ч), которые давали 36 кредитов или зачетных единиц. Одной из первых в 2016 г. провела для организаторов здравоохранения межрегиональную конференцию. Совместно с Департаментом здравоохранения Воронежской области, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко и Ассоциацией медицинских работников Воронежской области 2 раза в год проводятся конференции с набором кредитов (6 кредитов за один день). От кафедры в программном комитете регулярно были представлены сотрудники кафедры, которые выступали и как лекторы. Уровень и качество конференций постоянно растет, что является также привлекательным моментом для участников из различных регионов. На сегодняшний день кафедра организовала, выступила провайдером в лице университета и провела 10 аккредитованных образовательных мероприятий [3].

C 2017-2018 уч. г. на кафедре осуществляется профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов в сфере гигиены и эпидемиологии. По дополнительным профессиональным программам за 2 учебных года было подготовлено: профессиональная переподготовка — 24 специалиста; повышение квалификации в рамках традиционного обучения — 369 человек; повышение квалификации в рамках непрерывного медицинского образования (НМО) — 173 специалиста.

Государственная политика в области обеспечения биологической безопасности является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, медико-биологических, санитарно-эпидемиологических, ветеринар-но-санитарных, фитосанитарных, административно-организационных, военных, финансовых, коммуникационных, информационных и других мер, направленных на защиту населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных биологических факторов, предотвращение биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга биологических рисков, а также осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области биологической безопасности.

11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о начале пандемии COVID-19. Новая коронавирусная инфекция, вызванная SARS-CoV-2, включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Существует высокий риск формирования эпидемических очагов COVID-19 в организованных коллективах (воинские коллективы, образовательные учреждения, дома престарелых, психоневрологические диспансеры, общежития, медицинские организации) при заносе инфекции, особенно в случае нарушения санитарно-противоэпидеми-ческого режима. Кроме того, существует риск возникновения множественных заболеваний в коллективах организаций закрытого типа при несоблюдении мер профилактики инфекции.

Установлена роль COVID-19 как инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи. Медицинские работники подвергаются самому высокому риску инфицирования, поскольку в процессе выполнения профессиональных обязанностей имеют длительный аэрозольный контакт. Риск реализации воздушно-капельного, пылевого и контактного путей передачи возбудителя повышается в условиях несоблюдения требований санитарно-противоэпиде-

мического режима, правил эпидемиологической безопасности, в том числе использования средств индивидуальной защиты.

Отбор проб окружающей среды является важной частью комплексного эпидемиологического расследования. При регистрации эпидемиологических очагов в организованных коллективах первоочередному обследованию должны подвергаться объекты внешней среды, создающие наиболее высокие риски передачи возбудителя.

В связи с этим сотрудниками кафедры был разработан образовательный модуль, который был включен в соответствующие программы подготовки специалистов, осуществляющих сбор образцов внешней среды и его упаковку, в соответствии с требованиями и правилами биологической безопасности.

За время пандемии новой коронавирус-ной инфекции в период с 2019-2020 уч. г. по 2020-2021 уч. г. обучение на циклах повышения квалификации по теме «Избранные вопросы бактериологии» прошли лаборанты — 24 человека; на цикле «Современные аспекты эпидемиологии» повысили квалификацию помощники эпидемиолога — 6 человек; на цикле «Современные аспекты эпидемиологии» обучились 15 врачей-эпидемиологов.

В 2020-2021 уч. г. была разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации со сроком освоения 36 часов «Правила биологической безопасности при отборе и исследовании образцов внешней среды при COVID-19» для помощников врачей по общей гигиене, помощников эпидемиологов, лаборантов. Всего за указанный период было обучено 47 человек.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод, что общая цель практического здравоохранения регионов и Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко — это, используя коллаборацию, решить задачи, касающиеся вопросов повышения доступности и качества медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья, роста продолжительности жизни населения региона, развития на современном этапе профилактического направления, оптимизации системы управления здравоохранением и многое другое.

Данное взаимодействие будет способствовать тому, что любые трансформации, которые вносятся в такую социально, экономически и политически восприимчивую ко всем возмущениям, происходящим во внешней среде, сферу как здравоохранение, исходили из истинной

информации о медицинской помощи на местах и о нуждах и потребностях граждан. В целях поиска и применения наиболее эффективного и целесообразного направления перспективного развития здравоохранения крайне важно спрогнозировать и просчитать всевозможные последствия предлагаемых мер в отрасли.

Опираясь на это, актуально найти векторы объединения усилий по разработке стратегических путей совершенствования сферы здравоохранения, повышения качества и доступности медицинской помощи населению учеными-медиками и врачами-практиками.

Всю эту работу можно сделать за счет:

1) использования подходов целостности и преемственности до и последипломной подготовки как медицинских, так и немедицинских кадров по улучшению организации и росту качества медицинской помощи;

2) постоянного совершенствования разнообразных подходов, образовательных программ и планов, пособий и руководств по актуальным вопросам здравоохранения;

3) инновационного обучения преподавателей;

4) применения моделей подготовки «команд специалистов» для поиска путей решения разнообразных личных аспектов оптимизации организации и качества медицинской помощи (эти команды должны включать специалистов системы здравоохранения с разным уровнем образования, а также немедицинских специалистов, которые небезразличны к проблемам охраны здоровья различных групп населения);

5) формирования системы школ общественного здравоохранения.

Что возможно осуществить и продолжать только благодаря:

• высокому качественному профессиональному уровню профессорско-преподавательского состава;

• высоким темпам роста разработки ДПП ПК (количественно и качественно) по актуальным вопросам здравоохранения;

• положительным отзывам медицинских организаций о высоком качественном уровне подготовки слушателей.

Таким образом, только коллаборация медицинских вузов и органов практического здравоохранения на всех уровнях; ясное понимание ими обозначенных целей; поиск путей решения обнаруженных проблем; достижение наилучших результатов; ожидание позитивных изменений; командный дух и корпоративная культура; использование компетентно стного

подхода и пациентоориентированность смогут удовлетворить запросы и потребности населения в качественных, доступных и безопасных медицинских услугах и обеспечить достаточный профессиональный уровень деятельности специалистов системы здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Есауленко И.Э., Косолапов В.П., Чайкина Н.Н. и др. Анализ образовательной деятельности учебного центра бережливых технологий в здравоохранении и пути оптимизации учебного процесса для различных групп участников оказания медицинской помощи населению. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2020; 19(1): 173-183.

2. Есауленко И.Э., Сущенко А.В., Косолапов В.П., Чайкина Н.Н. О проведении образовательных мероприятий в рамках внедрения системы непрерывного образования. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2019; 75: 3-10.

3. Есауленко И.Э., Сущенко А.В., Чайкина Н.Н. Об итогах реализации пилотного проекта по непрерывному медицинскому образованию с применением дистанционного обучения в системе «MOODLE». Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2016; 63: 119-25.

4. Есауленко И.Э., Сущенко А.В., Данилов А.В., Чайкина Н.Н. О реализации мероприятий по повышению квалификации медицинских работников за счет средств нормированного страхового запаса в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Прикладные информационные аспекты медицины. 2018; 21(1): 68-75.

5. Косолапов В.П., Сыч Г.В., Чайкина Н.Н., Сыч А.В. Анализ организационных направлений по созданию новой модели оказания первичной медико-санитарной помощи. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2020; 19(4): 170-7.

6. Косолапов В.П., Чайкина Н.Н., Сыч Г.В. и др. Современные аспекты организации бережливого производства в здравоохранении. Воронеж; 2019.

7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 435н «Об утверждении типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья». Информационно-правовой портал Гарант. ру. Доступен по: https://base.garant.ru/71473440/ (дата обращения 12.10.2020).

8. Сущенко А.В., Косолапов В.П., Чайкина Н.Н. Опыт реализации всероссийской программы по подготовке управленцев, отвечающих за финансово-экономическую деятельность медицинских организаций в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2017; 68: 145-54.

REFERENCES

1. Esaulenko I.E., Kosolapov V.P., Chaykina N.N. i dr. Analiz obrazovatel'noy deyatel'nosti uchebnogo tsentra berezhlivykh tekhnologiy v zdravookhranenii i puti op-timizatsii uchebnogo protsessa dlya razlichnykh grupp uchastnikov okazaniya meditsinskoy pomoshchi nasele-niyu. [Analysis of the educational activities of the training center for lean technologies in healthcare and ways to optimize the educational process for various groups of participants in providing medical care to the population]. System analysis and management in biomedical systems. 2020; 19(1): 173-183. (in Russian).

2. Esaulenko I.E., Sushchenko A.V., Kosolapov V.P, Chaykina N.N. O provedenii obrazovatel'nykh meropriyatiy v ramkakh vnedreniya sistemy nepreryvnogo obrazo-vaniya.[ On the implementation of educational activities within the framework of the introduction of the system of continuing education]. Scientific and Medical Bulletin of the Central Chernozem Region. 2019; 75: 3-10. (in Russian).

3. Esaulenko I.E., Sushchenko A.V., Chaykina N.N. Ob itogakh realizatsii pilotnogo proekta po nepreryvnomu meditsinskomu obrazovaniyu s primeneniem distantsion-nogo obucheniya v sisteme «MOODLE». [About the results of the pilot project on continuing medical education with the use of distance learning in the «MOODLE» system]. Scientific and Medical Bulletin of the Central Chernozem Region. 2016; 63: 119-25. (in Russian).

4. Esaulenko I.E., Sushhenko A.V., Danilov A.V., Chajki-na N.N. O realizacii meroprijatij po povysheniju kvali-fikacii medicinskih rabotnikov za schet sredstv normiro-vannogo strahovogo zapasa v ramkah nepreryvnogo medicinskogo i farmacevticheskogo obrazovanija. [On the implementation of measures to improve the skills of medical workers at the expense of the normalized insurance reserve within the framework of continuing medi-

cal and pharmaceutical education]. Applied information aspects of medicine. 2018; 21(1): 68-75. (in Russian).

5. Kosolapov V.P., Sych G.V., Chajkina N.N., Sych A.V. Analiz organizacionnyh napravlenij po sozdaniju novoj modeli oka-zanija pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshhi. [Analysis of organizational directions for the creation of a new model of primary health care]. System analysis and management in biomedical systems. 2020; 19(4): 170-7. (in Russian).

6. Kosolapov V.P., Chajkina N.N., Sych G.V. i dr. Sovre-mennye aspekty organizacii berezhlivogo proizvodstva v zdravoohranenii. [Modern aspects of the organization of lean manufacturing in healthcare]. Voronezh: VGMU; 2019. (in Russian).

7. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 30 iyunya 2016 g. N 435n «Ob utverzhdenii tipovoy formy dogo-vora ob organizatsii prakticheskoy podgotovki obuchay-ushchikhsya, zaklyuchaemogo mezhdu obrazovatel'noy ili nauchnoy organizatsiey i meditsinskoy organizatsiey libo organizatsiey, osushchestvlyayushchey proizvod-stvo lekarstvennykh sredstv, organizatsiey, osushchest-vlyayushchey proizvodstvo i izgotovlenie meditsinskikh izdeliy, aptechnoy organizatsiey, sudebno-ekspertnym uchrezhdeniem ili inoy organizatsiey, osushchestvlyay-ushchey deyatel'nost' v sfere okhrany zdorov'ya». [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of June 30, 2016 N 435n «On the approval of a model form of a contract on the organization of practical training of students, concluded between an educational or scientific organization and a medical organization, an organization that manufactures and manufactures medical products, a pharmacy organization, a forensic institution or another organization operating in Health Care»]. Informatsion-no-pravovoy portal Garant. ru. Available at: https://base. garant.ru/71473440/ (accessed 12.10.2020). (in Russian).

8. Sushhenko A.V., Kosolapov V.P., Chajkina N.N. Opyt realizacii vserossijskoj programmy po podgotovke upravlencev, otvechajushhih za finansovo-jekonomi-cheskuju dejatel'nost' medicinskih organizacij v VGMU im. N.N. Burdenko. [Experience in implementing the All-Russian program for training managers responsible for the financial and economic activities of medical organizations at the Burdenko State Medical University]. Scientific and Medical Bulletin of the Central Chernozem Region. 2017; 68: 145-54. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.