УДК 614.2
DOI 10.53065/kaznmu.2021.79.51.069
!Бимурзаева Ф.А., !Бурибаева Ж.К., !Сапаралиева А.М., 2Туктибаева С.А.
1 Казахский национальный медицинский университет имени С.ДАсфендиярова, г. Алматы 2Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмета Ясави, г.Туркестан
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА
Резюме: Проблемы, возникающие перед системой здравоохранения, диктуют постоянное обновление и совершенствование системы подготовки специалистов общественного здравоохранения, в т.ч. по пересмотру содержания образовательных программ, адаптированных к международным требованиям и потребностям отечественного здравоохранения и позволяющих обеспечить органы и учреждения здравоохранения персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи модернизации здравоохранения, повышения качества медицинской помощи населению.
Цель. В представленном обзоре литературы рассматривается актуальные проблемы подготовки специалистов общественного здравоохранения Казахстана.
Материалы и методы. Для выделения современных тенденций и подходов в системах подготовки кадров управления здравоохранением проведен обзор литературных данных в международных базах данных PubMed, Science Direct, Google Scholar, Cochrane Library.
Выводы. Перспективными направления развития системы подготовки специалистов общественного здравоохранения остаются межстранновая интеграция образования, компетентный подход и совершенствование содержательного контента в соответствии с реформами здравоохранения. Ключевые слова: общественное здравоохранение; медицинское образование, подготовка кадров.
Актуальность. Общественное здравоохранение как специальность и научная среда, направлена на изучение различных аспектов здоровья, проблем сохранения и укрепления здоровья, потребностей организации и развития систем охраны здоровья и здравоохранения [1]. Решение этих задач включает поддержание и развитие сети медицинских организаций, профессионального уровня сервиса, подготовку и организацию работы медицинских кадров [2]. По данным ВОЗ (2006 г.), во многих странах имеется проблема дефицита кадров медицинских специалистов, в т.ч. по направлению менеджмента здравоохранения [3]. Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность производства зависит от качества управления, а практика показывает, что именно в тех странах, где глубоко и систематически занимаются вопросами организации управления, отмечается самая высокая результативность производства и удовлетворение потребностей людей [4].
Основная цель подготовки медицинских кадров -обеспечение системы здравоохранения
специалистами, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи модернизации здравоохранения, повышения качества медицинской помощи населению [5]. Подготовка специалистов общественного здравоохранения является основным приоритетом при решении проблем развития и совершенствования управления здравоохранения, т.к. определено, что применение профессиональных, организационных и
управленческих навыков на 85% определяют достижение поставленных задач (правило Джурана), а дефекты управления являются основной причиной повышения затратности и снижения эффективности деятельности отрасли [6, 7].
Цель. В представленном обзоре литературы рассматривается актуальные проблемы подготовки специалистов общественного здравоохранения Казахстана.
Материалы и методы. Для выделения современных тенденций и подходов в системах подготовки кадров управления здравоохранением проведен обзор литературных данных в международных базах данных PubMed, Science Direct, Google Scholar, Cochrane Library.
Результаты. В настоящее время в мире существует более 16 тысяч высших медицинских учебных учреждений национального уровня, деятельность которых поддерживается ведущими
международными организациями: Всемирной организацией здравоохранения, Всемирной федерацией медицинского образования, ЮНЕСКО, Советом Европы, Международным институтом медицинского образования, Ассоциацией школ общественного здравоохранения Европейского региона, Европейской ассоциацией медицинского образования и другими [8,9].
Система медицинского образования Казахстана ставит перед собой цели: повышение качества подготовки медицинских кадров и выпуск врачей нового поколения - конкурентоспособных специалистов международного класса. Работа по совершенствованию системы медицинского образования ведется на протяжении нескольких десятилетий. Реализуется Концепция
реформирования медицинской науки РК (2008-2020 годы), с 2006 г. обновляются ГОСО, учитывающие современный международный опыт, основанные на компетентностном подходе в обучении и предусматривающие раннюю клиническую направленность образования [10]. В 2010 г. Казахстан официально присоединился к Болонскому процессу, провозгласив свою приверженность основным принципам передовых систем образования мира: многоуровность системы высшего образования, система академических кредитов, мобильность студентов и преподавателей, единое европейское приложение к диплому, система управления качеством высшего образования [11,12].
В Государственной программе развития здравоохранения РК «Денсаулык;» на 2016-2020 г. была поставлена и решена задача внедрения интегрированной модели подготовки кадров, основанной на компетентностном подходе и профессиональных стандартах. Также были разработаны и внедрены унифицированные для каждой специальности и уровня квалификации сертификационные курсы в соответствии с профессиональными стандартами и внедрения международных подходов (процедура «Maintenance of certification»). Пересмотрены и обновлены стандарты медицинского образования, в т.ч. с акцентом на этические стандарты, коммуникативные навыки, английский язык [13].
Считается, что важным фактором повышения эффективности системы медицинского образования является обеспечение взаимодействия и взаимосвязи академических и практических учреждений здравоохранения, для применения полученных теоретических знаний на практике. Основные принципы советского здравоохранения, которые были заложены в начале ХХ веке - бесплатность оказания медицинской помощи, доступность, тесная связь практики и науки, принципы деонтологии и т.п. - остались основными ориентирами в развитии отечественного медицинского образования [14]. Казахстанская модель подготовки специалистов общественного здравоохранения основана четырёхлетнем образовании в медицинском вузе. Затем специалист сразу направляется на работу в практическое здравоохранение в качестве эпидемиолога, врача-статистика, менеджера здравоохранения или проходит дальнейшую подготовку в магистратуре и докторантуре, а также на курсах повышения квалификации. Однако наряду с основной моделью действует и старая модель подготовки специалистов общественного здравоохранения из числа практических врачей-клиницистов. На определенном моменте профессиональной карьеры такой сложившийся специалист-клиницист, назначаемый на должность руководителя, получает первичную переподготовку в рамках магистратуры по общественному здравоохранению или менеджмента здравоохранения [15].
С 2006 г. В Казахстане начата работа по разработке профессиональных стандартов, в.т.ч. по специальности 051102 «Общественного
здравоохранения». Выпускник получает диплом о высшем медицинском образовании с присуждением академической степени «бакалавр общественного здравоохранения», и допускается к самостоятельной практической деятельности в качестве организатора общественного здравоохранения или специалиста по гигиене и эпидемиологии. Вместе с тем, многие исследователи обращают внимание на то, что эта подготовка преимущественно базируется на дисциплинах «гигиена» и «эпидемиология». Имеющаяся магистратура общественного здравоохранения в силу незначительности выделяемых мест не решает проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов
общественного здравоохранения и менеджеров здравоохранения [16].
Подготовка специалистов для менеджмента здравоохранения является комплексной задачей медицинского образования, которая включает
основные базовые дисциплины и специальные знания и навыки управления, включающие научно-организационные и практические технологии и инструменты, которые в настоящее время чаще всего не всегда преподаются в рамках стандартных образовательных программ [17,18]. Кроме этого, отмечаются и другие проблемы, влияющие на эффективность подготовки менеджеров
здравоохранения.
Многие исследователи отмечают, что во многих странах все еще не разработаны систематические подходы к подготовке специалистов общественного здравоохранения (ОЗ), кроме США, что подтверждается результатами анализа учебных программ и планов, которые выявили достаточное разнообразие дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к предмету общественного здравоохранения. Следует подчеркнуть, что программа подготовки специалистов общественного здравоохранения в различных странах имеет специфическую направленность для решения собственных приоритетных задач с учетом имеющихся условий. При этом, реформирование системы образования, в.т.ч. по специальности общественного здравоохранения, идет параллельно с общими или частными реформами всей системы здравоохранения [19].
Проблемы медицинского образования на постсоветском пространстве изучались во многих исследованиях: оценка эффективности обучения медицинских работников (Н.Г. Дзеранова, Россия, 2013 г.), совершенствование системы менеджмента качества высшего медицинского образования (К.А. Райсова, Казахстан, 2014 г.), управление качеством профессиональной подготовки специалистов в системе высшего медицинского образования (М.А. Мещерякова, Россия, 2006г.), научно-методические основы совершенствования подготовки врачей и обеспечения учреждений здравоохранения врачебными кадрами (Е.Д. Дедков, Россия, 2005г.), инновационное кадровое обеспечение сектора общественного здравоохранения (А.А. Аканов и М.А. Камалиев, Казахстан, 2012 г.).
В настоящее время казахстанские медицинские вузы, по мнению некоторых авторов, готовят преизбыточное число студентов-медиков, которые к тому же не всегда ориентированы для решения практических задач здравоохранения. Исследователи отмечают, что несмотря на внедрение за последние десятилетия специальных программ в области менеджмента здравоохранения, во многих случаях эта подготовка представляет собой беглое ознакомление с общими вопросами и проблемами отрасли, без углубленного изучения технологий и методологии принятия решений, прогноза дальнейшего развития, связанного с принятием этих решений, расчета возможных рисков на основе анализа существующих проблем и т.д. [20].
Несмотря на неоднократные пересмотры образовательной программы по общественному здравоохранению (2006, 2015, 2017 гг.) этот перенос в превалировании гигиенических дисциплин при подготовке специалистов ОЗ так и не был изменен. Также до сих пор ведутся активные споры о роли различных под специальностей в подготовке ОЗ, таких как медстатистика, гигиена, эпидемиология, менеджмент, маркетинг, экономика и др. Соответственно, все эти специалисты должны быть
представлены в программе базовой подготовки и иметь дальнейшую специализацию на последипломном уровне или в системе непрерывного образования.
Самым логичным вариантом решения проблемы является разработка нового образовательного стандарта по специальности «Общественное здравоохранение», способного дать знания и умения, необходимые для специалиста общественного здравоохранения, а также обучить современным доказательным методам к охране и укреплению общественного здоровья, основанного на совершенствовании содержания уже существующих образовательных программ по специальности «Общественное здравоохранение». Согласно последнему варианту перечня специальностей ключевыми задачами специалиста общественного здравоохранение являются:
> изучение и наблюдение за состоянием здоровья населения с целью идентификации проблем;
> выявление и изучение причин заболеваемости и рисков для здоровья в популяции;
> обеспечение правильного управления на всех уровнях системы здравоохранения;
> обеспечение полного доступа населения к необходимым услугам здравоохранения;
> оценка потребности различных групп населения в услугах здравоохранения;
> оценка эффективности, доступности и качества услуг системы здравоохранения;
> разработка правил и инструкций, которые способствуют улучшению охране здоровья населения;
> работа с населением в формировании ЗОЖ и укреплении здоровья;
> партнерство в разрешении проблем в области здоровья;
> проведение научных исследований, направленных на решение проблем со здоровьем населения;
> планирование распределения финансовых средств. Классической рекомендацией в обучении специалистов общественного здравоохранения является его ориентация на уровень управления, функционал и решаемые задачи, в зависимости от действующих в странах модели организации медицинской помощи.
Таким образом, по данным зарубежных и отечественных публикаций следует выделить наиболее актуальные проблемы казахстанской системы подготовки специалистов общественного здравоохранения:
> невысокое качество подготовки кадров общественного здравоохранения в организациях здравоохранения разного уровня, которое зависит от уровня квалификации преподавательского состава и содержания образовательной программы, а также организационно-технических и технологических условий образовательной среды;
> недоработанное содержание государственного общеобразовательного стандарта медицинского образования, в котором все еще нет четкого видения дальнейшего использования бакалавров
общественного здравоохранения (гигиена, эпидемиология, менеджмент здравоохранения) и, соответственно, не уточнен объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть выпускники бакалавриата, а также не доработано количественное распределение профессиональных дисциплин в программе базовой подготовке;
> отсутствие преемственности в содержании образовательных программ различного уровня, так, к примеру, дисциплины «доказательная медицина» и «менеджмент здравоохранения» изучается практически на каждом уровне, а их содержание практически идентично.
Перспективными направления развития системы подготовки специалистов общественного здравоохранения остаются межстрановая интеграция образования, компетентный подход и совершенствование содержательного контента в соответствии с реформами здравоохранения. В то время как воздействие пандемии COVID-19 на здоровье передовых медицинских работников хорошо описано, влияние ответных мер на COVID-19 на кадры общественного здравоохранения, на которые повлияла длительная реакция общественного здравоохранения на пандемию, оказало влияние не были должным образом охарактеризованы. В США был проведен перекрестный опрос специалистов общественного здравоохранения для оценки психического и физического здоровья, факторов риска и защиты от выгорания, а также краткосрочных и долгосрочных решений о карьере во время реагирования на пандемию. Опрос был проведен онлайн с использованием платформы для опросов Qualtrics. Были рассчитаны описательная статистика и коэффициенты распространенности (95% доверительный интервал). Среди ответов, полученных 23 августа и 11 сентября 2020 года, 66,2% работников общественного здравоохранения сообщили о выгорании. Те, у кого больше опыта работы (1-4 vs. < 1 год: коэффициент распространенности (PR) = 1,90, 95% доверительный интервал (С1) = 1,08-3,36; 5-9 против <1 года: PR = 1,89, И = 1,07-3,34) или работа в академических условиях (по сравнению с практикой: PR = 1,31, С1 = 1,08-1,58) чаще всего сообщали о выгорании. По состоянию на сентябрь 2020 года на 23,6% меньше респондентов планировали оставаться в кадрах общественного здравоохранения США в течение трех или более лет по сравнению с их планами на январь 2020 года, о которых сообщалось ретроспективно [21,22,23,24]. Выводы. Масштабные меры реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения ложатся непосильным бременем на и без того недофинансированные и недоукомплектованные кадры общественного здравоохранения. Выгорание, связанное с пандемией, угрожает будущему кадров здравоохранения, когда многие проблемы, связанные с продолжающимися мерами по борьбе с COVID-19, остаются нерешенными.
СПИСОК
1 Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года №360-VI ЗРК О здоровье народа и системы здравоохранения
2 Галина Г.Ф. Формирование системы подготовки медицинских кадров в Казахстане (90-е годы XX века) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2017. -Т. 159, кн. 4. - С. 960-971.
3 World Health Organization. The world health report 2006: working together for health. - World Health Organization, 2006. URL: https:// www.who.int/whr/2006/en/ (Дата обращения: 15.05.2021).
4 Омельяновский В.В., Безденежных Т.П., Алхасов Т.Г., Лукъянцева Д.В. Международный опыт планирования кадровых ресурсов здравоохранения. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2019;(3):32-45. DOI: 10.31556/2219-0678.2019.37.3.032-045
5 O'Brien-Pallas L., Birch S., Baumann A., Murphy G.T. Integrating workforce planning, human resources, and service planning World Health Organization, Geneva, Switzerland, 2001. URL: https://www. who.int/hrh/documents/en/Integrating_workforce.pdf (Дата обраще- ния: 15.05.2021).
6 Всемирная организация здравоохранения. Цели тысячелетия в области развития. URL: https://www.who.int/topics/millennium_ development_goals/about/ru/ (Дата обращения: 10.05.2021).
7 World Health Organization. Global strategy on human resources for health: workforce 2030. 2016. URL: https://www.who.int/hrh/ resources/pub_globstrathrh-2030/en/ (Дата обращения: 10.05.2021).
8 Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 15 декабря 2016 го-да. 71/159. Здоровье населения мира и внешняя политика: заня- тость в области здравоохранения и экономический рост. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/71/159 (Дата обращения: 27.08.2019).
9 World Health Organization. Five-year action plan for health employment and inclusive economic growth (20172021). URL: https://www.who.int/hrh/com-heeg/action-plan-annexes/en/ (Датаобращения: 27.08.2019).
10 World Health Organization. Understanding national health workforce accounts. World Health Organization, 2017. URL: https://apps.who.int/ iris/bitstream/handle/10665/275758/WHO-HIS-HWF-NHWA-2017.1- eng.pdf?ua=1 (Дата обращения: 27.08.2019).
11 S. Boyle Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения. Системы здравоохранения: время перемен. Реферат обзора: Соединенное Королевство, 2018 г.
12 Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России • № 11, 2018
13 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык;» на 2016-2020 годы.
14 Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года».
15 Центр передового опыта государства и местного самоуправления. Как кадровые ресурсы общественного здравоохранения соотносятся с государственным сектором в целом. Центр передового опыта государства и местного
самоуправления; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2020 г. [ Google Scholar ]
16 ГОСО РК 5.03.008-2006 «Система образования Республики Казахстан. Контингент обучающихся. Основные положения»
17 Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования
18 Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2018 года № 17669.
19 Тилсон Х., Гебби К.М. Кадровые ресурсы общественного здравоохранения. Анну. Rev. Public Health. 2004; 25 : 341-356. DOI: 10.1146 / annurev.publhealth.25.102802.124357. [ PubMed ] [ CrossRef ] [ Google Scholar ]
20 Гебби К.М., Меррилл Дж., Тилсон Х.Х. Кадровые ресурсы общественного здравоохранения. Health Aff. 2002; 21 : 57-67. DOI: 10.1377 / hlthaff.21.6.57. [ PubMed ] [ CrossRef ] [ Google Scholar ]
21 Биглхол Р., Даль Поз М.Р. Работа в области общественного здравоохранения: проблемы и вопросы политики. Гул. Ресурс. Здоровье. 2003; 1 : 17. DOI: 10.1186 / 1478-4491-1-4. [ Бесплатная статья PMC ] [ PubMed ] [ CrossRef ] [ Google Scholar ]
22 Национальная ассоциация работников здравоохранения округов и городов. Изменения в персонале и финансовом потенциале местного департамента здравоохранения с 2008 г. Национальная ассоциация работников здравоохранения округов и городов; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2019 г. [ Google Scholar ]
23 Ассоциация государственных и территориальных органов здравоохранения. Новые данные о государственных учреждениях здравоохранения свидетельствуют об уменьшении численности персонала и сокращении финансирования, ведущих к пандемии COVID-19. Ассоциация государственных и территориальных чиновников здравоохранения; Арлингтон, Массачусетс, США: 2020 г. [ Google Scholar ]
24 Калер В. Стоун , Кристина В. Кинцигер , Мередит А. Джаггер , Дженнифер А. Хорни. Выгорание кадров общественного здравоохранения в ответ на COVID-19 в США // Int J Environ Res Public Health. 2021 апр; 18 (8): 4369. Doi: 10.3390 / ijerph18084369 PMCID: PMC8074254 PMID: 33924084
25 Институт медицины. Будущее общественного здравоохранения . Вашингтон, округ Колумбия: Национальные академии наук, инженерии и медицины; 1988. http://www.nationalacademies.org/h md/Reports/1988/The-Future-of-Public-Health.aspx . По состоянию на 31 января 2019 г. [ Google Scholar ]
26 Peter Ferdinand Drucker. Managing in the Next Society / Русскоязычное издание: Управление в обществе будущего. -М.,2017.- 320 с.
27 American Managment Association. Survey Sees Looming Crisis for Health - care Leadership. February 16, 2019. http://www.amanet.org/news/4997.aspx
28 Магали Ангелони и др. Приоритетность обучения кадров в государственных департаментах здравоохранения с использованием TRAIN: проблемы и возможности // Представитель общественного здравоохранения, март-апрель 2019 г .; 134 (2): 172179. doi: 10.1177 / 0033354919826564
PMCID: PMC6410468 PMID: 30794754
29 European Commission. Directive 2005/36/EC on the recognition of professional qualifications of 30 September 2005 // Official Journal of the European Communities.-2005.-Vol. 255.- h. 22-143.
30 UK Public Health Register (2008). Development of practitioner regulation. UKPHR, London. http://www.publichealthregister.org.uk/
31 Милънер Б.З., Олейник Я.С., Рогшнко С.А.. Японский парадокс. - М., 2015. - 218 с.
32 Шонбергер Р. Японские методы управления производством. - М.: Экономика, 2018. - 384 c.
33 Брауншвейг К.Е. Управление больницами в Германии // Здравоохранение сегодня. - Том 2. - 2019.
34 Ivers N., Jamtvedt G., Flottorp S., Young J.M., Odgaard-JensenJ., French S.D., O'Brien M.A., Johansen M., Grimshaw J., Oxman A.D. Audit and feedback: effects on professional practice and healthcare outcomes (Review) Cochrane
35 Здравоохранения европейских стран / под редакцией Ричарда Б. Солтмана, Райнхарда Буссе, Элайаса Моссиалоса. -2011г. - С.13-15.
36 Ed. by Saltman R.B., Duran A., Dubois H.F.W. Governing public hospitals.Reform strategies and the movement towards institutional autonomy. -2018. -261 р.
SPISOK LITERATURY
1 Kodeks Respubliki Kazahstan ot 7 iln 2020 goda №360-VI ZRK O zdorove naroda i sistemy zdravoohranenia
2 Galina G.F. Formirovanie sistemy podgotovki medisinskih kadrov v Kazahstane (90-e gody XX veka) // Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki. - 2017. - T. 159, kn. 4. - S. 960-971.
3 World Health Organization. The world health report 2006: working together for health. - World Health Organization, 2006. URL: https:// www.who.int/whr/2006/en/ (Data obraenia: 15.05.2021).
4 Omelanovskii V.V., Bezdenejnyh T.P., Alhasov T.G., Lukanseva D.V. Mejdunarodnyi opyt planirovania kadrovyh resursov zdravoohranenia. Medisinskie tehnologii. Osenka i vybor. 2019;(3):32-45. DOI: 10.31556/2219-0678.2019.37.3.032-045
5 O'Brien-Pallas L., Birch S., Baumann A., Murphy G.T. Integrating workforce planning, human resources, and service planning World Health Organization, Geneva, Switzerland, 2001. URL: https://www. who.int/hrh/documents/en/Integrating_workforce.pdf (Data obrae- nia: 15.05.2021).
6 Vsemirnaa organizasia zdravoohranenia. Seli tysacheletia v oblasti razvitia. URL: https://www.who.int/topics/millennium_ development_goals/about/ru/ (Data obraenia: 10.05.2021).
7 World Health Organization. Global strategy on human resources for health: workforce 2030. 2016. URL: https://www.who.int/hrh/ resources/pub_globstrathrh-2030/en/ (Data obraenia: 10.05.2021).
8 Rezolsia, prinataa Generalnoi Assambleei 15 dekabra 2016 go- da. 71/159. Zdorove naselenia mira i vne§naa politika: zana- tost v oblasti zdravoohranenia i ekonomicheskii rost. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/71/159 (Data obraenia: 27.08.2019).
9 World Health Organization. Five-year action plan for health employment and inclusive economic growth (20172021). URL: https://www.who.int/hrh/com-heeg/action-plan-annexes/en/ (Data obraenia: 27.08.2019).
10 World Health Organization. Understanding national health workforce accounts. World Health Organization, 2017. URL: https://apps.who.int/ iris/bitstream/handle/10665/275758/WHO-HIS-HWF-NHWA-2017.1- eng.pdf?ua=1 (Data obraenia: 27.08.2019).
11 S. Boyle Evropeiskaa observatoria po sistemam i politike zdravoohranenia. Sistemy zdravoohranenia: vrema peremen. Referat obzora: Soedinennoe Korolevstvo, 2018 g.
12 Baidenko V.l. Bolonskii prosess: v preddverii tretego desatiletia // Vys§ee obrazovanie v Rossii • № 11, 2018
13 Gosudarstvennaa programma razvitia zdravoohranenia Respubliki Kazahstan «Densaulyq» na 2016-2020 gody.
14 Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 1 fevrala 2010 goda №922 «O Strategicheskom plane razvitia Respubliki Kazahstan do 2020 goda».
15 Sentr peredovogo opyta gosudarstva i mestnogo samoupravlenia. Kak kadrovye resursy obestvennogo zdravoohranenia sootnosatsa s gosudarstvennym sektorom v selom. Sentr peredovogo opyta gosudarstva i mestnogo samoupravlenia; Va§ington, okrug Kolumbia, S§A: 2020 g. [ Google Scholar ]
16 GOSO RK 5.03.008-2006 «Sistema obrazovania Respubliki Kazahstan. Kontingent obuchaihsa. Osnovnye polojenia»
17 Ob utverjdenii gosudarstvennyh obeobazatelnyh standartov obrazovania vseh urovnei obrazovania
18 Prikaz Ministra obrazovania i nauki Respubliki Kazahstan ot 31 oktabra 2018 goda № 604. Zaregistrirovan v Ministerstve stisii Respubliki Kazahstan 1 noabra 2018 goda № 17669.
19 Tilson H., Gebbi K.M. Kadrovye resursy obestvennogo zdravoohranenia. Annu. Rev. Public Health. 2004; 25 : 341-356. DOI: 10.1146 / annurev.publhealth.25.102802.124357. [ PubMed ] [ CrossRef ] [ Google Scholar ]
20 Gebbi K.M., Merrill Dj., Tilson H.H. Kadrovye resursy obestvennogo zdravoohranenia. Health Aff. 2002; 21 : 5767. DOI: 10.1377 / hlthaff.21.6.57. [ PubMed ] [ CrossRef ] [ Google Scholar ]
21 Biglhol R., Dal Poz M.R. Rabota v oblasti obestvennogo zdravoohranenia: problemy i voprosy politiki. Gul. Resurs. Zdorove. 2003; 1 : 1-7. DOI: 10.1186 / 1478-4491-1-4. [ Besplatnaa stata PMC ] [ PubMed ] [ CrossRef ] [ Google Scholar ]
22 Nasionalnaa assosiasia rabotnikov zdravoohranenia okrugov i gorodov. Izmenenia v personale i finansovom potensiale mestnogo departamenta zdravoohranenia s 2008 g. Nasionalnaa assosiasia rabotnikov zdravoohranenia okrugov i gorodov; Va§ington, okrug Kolumbia, S§A: 2019 g. [ Google Scholar ]
23 Assosiasia gosudarstvennyh i territorialnyh organov zdravoohranenia. Novye dannye o gosudarstvennyh uchrejdeniah zdravoohranenia svidetelstvut ob umen§enii chislennosti personala i sokraenii finansirovania, veduih k pandemii COVID-19. Assosiasia gosudarstvennyh i territorialnyh chinovnikov zdravoohranenia; Arlington, Massachusets, S§A: 2020 g. [ Google Scholar ]
24 Kaler V. Stoun , Kristina V. Kinsiger , Meredit A. Djagger , Djennifer A. Horni. Vygoranie kadrov obestvennogo zdravoohranenia v otvet na COVID-19 v S£A // Int J Environ Res Public Health. 2021 apr; 18 (8): 4369. Doi:
10.3390 / ijerph18084369 PMCID: PMC8074254 PMID: 33924084
25 Institut medisiny. Buduee obestvennogo zdravoohraneniя . Va§ington, okrug Kolumbiя: Nasionalnye akademii nauk, injenerii i medisiny; 1988. http://www.nationalacademies.org/hmd/Reports/1988/ The-Future-of-Public-Health.aspx . Po sostoяni na 31 яnvarя 2019 g. [ Google Scholar ]
26 Peter Ferdinand Drucker. Managing in the Next Society / Russkoяzychnoe izdanie: Upravlenie v obestve buduego. -M.,2017.- 320 s.
27 American Managment Association. Survey Sees Looming Crisis for Health - care Leadership. February 16, 2019. http://www.amanet.org/news/4997.aspx
28 Magali Angeloni i dr. Prioritetnost obucheniя kadrov v gosudarstvennyh departamentah zdravoohraneniя s ispolzovaniem TRAIN: problemy i vozmojnosti // Predstavitel obestvennogo zdravoohraneniя, mart-aprel 2019 g .; 134 (2): 172-179. doi: 10.1177 / 0033354919826564 PMCID: PMC6410468 PMID: 30794754
29 European Commission. Directive 2005/36/EC on the recognition of professional qualifications of 30 september
2005 // Official Journal of the European Communities.-2005.-Vol. 255.- h. 22-143.
30 UK Public Health Register (2008). Development of practitioner regulation. UKPHR, London. http://www.publichealthregister.org.uk/
31 Milner B.Z., Oleinik A.S., Rog§nko S.A.. flponskii paradoks. - M., 2015. - 218 s.
32 ^onberger R. flponskie metody upravlenia proizvodstvom. - M.: Ekonomika, 2018. - 384 c.
33 Braun§veig K.E. Upravlenie bolnisami v Germanii // Zdravoohranenie segodna. - Tom 2. - 2019.
34 Ivers N., Jamtvedt G., Flottorp S., Young J.M., Odgaard-JensenJ., French S.D., O'Brien M.A., Johansen M., Grimshaw J., Oxman A.D. Audit and feedback: effects on professional practice and healthcare outcomes (Review) Cochrane
35 Zdravoohranenia evropeiskih stran / pod redaksiei Richarda B. Soltmana, Rainharda Busse, Elaiasa Mossialosa. -2011g. - S.13-15.
36 Ed. by Saltman R.B., Duran A., Dubois H.F.W. Governing public hospitals.Reform strategies and the movement towards institutional autonomy. -2018. -261 r.
Ф.А. Бимурзаева1, Ж.К. Бурибаева1, A.M. Сапаралиева1, С.А. Туктибаева2
!С.Ж. Асфендияров атындагы улттыцмедициналыцуниверситету Алматы 2^ожа Ахмет Ясауи атындагы Халыцаралыц цазац-туркуниверситетЬ Туркктан
КДЗАКСТАННЫН, К^АМДЫК; ДЕНСАУЛЫЦ САЦТАУ МАМАНДАРЫН ДАЯРЛАУДЫН, ЗАМАНАУИ МЭСЕЛЕЛЕР1
tyüíh: Денсаулыц сацтау жуйесыде туындайтын мэселелердщ бiрi, цогамдыц денсаулыц сацтау мамандарын даярлау жуйест yнемi жацартып отыруды жэне жетiлдiрудi, сонымен катар халыцаралыц талаптарга жэне отандыц денсаулыц сацтау цажеттшктерше бешмделген жэне денсаулыц сацтау уйымдары мен мекемелерше, денсаулыц сацтаудагы жацгырту мтдеттерiн жогаргы кэйби децгейде шешетт, халыцца медициналыц квмек кврсету сапасын арттыратын мамандармен цамтамасыз етуге мумктдж беретт бшм беру багдарламаларыныц мазмунын цайта царауды талап етедь
TYÜiHdi свздер: ¥сынылган эдебиеттер шолуы Цазацстандагы денсаулыц сацтау мамандарын даярлаудыц взектiмэселелерн царастырады.
Зерттеу материалдары мен эд^терь Денсаулыц сацтауды басцару кадрларын даярлау жyйелерiндегi казiргi замангы урдктер мен квзцарастарды бвлт кврсету ушт PubMed, Science Direct, Google Scholar, Cochrane Library халыцаралыц деректер базаларындагы эдебиеттерге шолу жасалынды. Цорытынды. Денсаулыц сацтау саласындагы реформаларга сэйкес бшм берудц мемлекетаралыц интеграциясы, сауатты тэал жэне мазмунды жацсарту денсаулыц сацтау саласындагы мамандарды даярлау жуйест дамытудыц перспективалыц багыттары болып цала бередь Клтт^ свздер: цогамдыц денсаулыц сацтау, медициналыц быт беру, мамандар даярлау.
F.A. Bimurzayeva1, Zh.K. Buribayeva1, A.M. Saparaliyeva1, S.A. Tuktibayeva2
1 Asfendiyarov Kazakh national medical university, Almaty 2Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University
MODERN PROBLEMS TRAINING PECIALISTS PUBLIC HEALTH OF KAZAKHSTAN
Resume The problems faced by the healthcare system, dictate the constant updating and improving the system of training specialists in public health, including the revision of the content of educational programs adapted to the international requirements and the needs of the national healthcare system and allowing to provide healthcare institutions with personnel, able to solve the problems of modernizing healthcare and improving the quality of medical care to the population at a high professional level. Goal. The presented review of the literature examines the actual problems of training public health professionals in Kazakhstan.
Materials and methods. To highlight current trends and approaches in health management training systems, a review of literature data in international databases PubMed, Science Direct, Google Scholar, Cochrane Library. Conclusions. lntercountry integration of education, a competent approach and the improvement of content in accordance with health care reforms remain promising directions for the development of the system of training public health professionals.
Key words: public health, medical education, training specialists.