Научная статья на тему 'Некоторые педагогические подходы в преподавании предмета «Общественное здоровье и организация здравоохранения» в медицинском вузе'

Некоторые педагогические подходы в преподавании предмета «Общественное здоровье и организация здравоохранения» в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕДМЕТ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» / ТАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / THE SUBJECT: «PUBLIC HEALTH AND THE ORGANIZATION OF HEALTHCARE» / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING TACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хузиханов Фарид Вильямович

Врачи ХХI века независимо от избранной специальности должны иметь знания и умения по оценке показателей общественного здоровья, по анализу функционирования органов и учреждений в условиях обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, развития медицинского страхования и альтернативных источников финансирования отрасли, совершенствования существующих и внедрения новых организационно-клинических технологий. Учебный процесс на кафедре осуществляется согласно государственному образовательному стандарту по специальности 040120 «Организация здравоохранения и общественное здоровье». В программу практических занятий включены вопросы организации различных служб, медицинского страхования, качества медицинской помощи, планирования и финансирования, экономики, маркетинга и менеджмента в здравоохранении. Важным аспектом улучшения качества преподавания предмета «Общественное здоровье и организация здравоохранения» является использование современных психологических и педагогических методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хузиханов Фарид Вильямович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some pedagogical approaches in teaching the subject: «Public health and healthcare organization» in medical university

Doctors of twenty-frst century, regardless of the chosen profession should have the knowledge and skills to assess the indexes of public health, analysis of function and of institutions in conditions of state guarantees of free medical care, health insurance and the development of alternative sources of fnancing of the sector, the improvement of existing and the introduction of new organizational clinical technologies. The educational process in the department is carried out according to the state educational standards in the specialty (040120) — the organization of healthcare and public health. The program of practical training includes the questions of the organization of the various services, the issues of health insurance, quality of care, planning and fnance, economics, marketing and management in healthcare. An important aspect of improving the quality of teaching the subject: «Public health and the organization of healthcare» is the use of modern psychological and pedagogical methods.

Текст научной работы на тему «Некоторые педагогические подходы в преподавании предмета «Общественное здоровье и организация здравоохранения» в медицинском вузе»

уровне / Н.Ф. Герасименко // Экономика здравоохранения. — 2011. — № 56. — С.19—22.

2. Коростелева, Л.А. Проблемы использования экономических и правовых знаний в подготовке экспертов-экономистов / Л.А. Коростелева // Вестник Самарского государственного технического университета. — 2012. — № 1 (Серия. Психолого-педагогические науки).

3. Назарова, И.Б. Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и

трудовой мотивации / И.Б. Назарова. — М.: МАКС Пресс, 2005. — 215 с.

4. Разумовский, А.В. Финансовое состояние лечебного учреждения и его анализ / А.В. Разумовский // Экономика здравоохранения. — 2011. — № 5—6. — С.43—45.

5. Ярыгина, Н.А. Особенности экономического анализа деятельности вузов / Н.А. Ярыгина // Вектор науки ТГУ. — 2011. — С.112—117 (Серия. Экономика и управление).

© Хузиханов Ф.В., 2013 УДК 614.2:377

== некоторые педагогические подходы в преподавании предмета

«общественное здоровье и организация здравоохранения» = в медицинском вузе

Фарид Вильямович Хузиханов, докт. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения

с курсом медицинской информатики ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

[faridx@yandex.ru]

Реферат. Врачи XXI века независимо от избранной специальности должны иметь знания и умения по оценке показателей общественного здоровья, по анализу функционирования органов и учреждений в условиях обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, развития медицинского страхования и альтернативных источников финансирования отрасли, совершенствования существующих и внедрения новых организационно-клинических технологий. Учебный процесс на кафедре осуществляется согласно государственному образовательному стандарту по специальности 040120 «Организация здравоохранения и общественное здоровье». В программу практических занятий включены вопросы организации различных служб, медицинского страхования, качества медицинской помощи, планирования и финансирования, экономики, маркетинга и менеджмента в здравоохранении. Важным аспектом улучшения качества преподавания предмета «Общественное здоровье и организация здравоохранения» является использование современных психологических и педагогических методик.

Ключевые слова: учебный процесс, предмет «Общественное здоровье и организация здравоохранения», тактика преподавания.

some pedagügícal approaches iN teachíng the subject: «pubuc health AND healthcare ORGANiZATiON» iN MEDiCAL UNiVERSiTY

F.V. KHUZIKHANOV

Abstract. Doctors of twenty-first century, regardless of the chosen profession should have the knowledge and skills to assess the indexes of public health, analysis of function and of institutions in conditions of state guarantees of free medical care, health insurance and the development of alternative sources of financing of the sector, the improvement of existing and the introduction of new organizational clinical technologies. The educational process in the department is carried out according to the state educational standards in the specialty (040120) — the organization of healthcare and public health. The program of practical training includes the questions of the organization of the various services, the issues of health insurance, quality of care, planning and finance, economics, marketing and management in healthcare. An important aspect of improving the quality of teaching the subject: «Public health and the organization of healthcare» is the use of modern psychological and pedagogical methods.

Key words: educational process, the subject: «Public health and the organization of healthcare», teaching tactics.

Состояние здоровья населения в конце ХХ и начале XXI в. на фоне социально-экономических преобразований, демонополизации системы здравоохранения, децентрализации управления отраслью, внедрения системы медицинского страхования и стандартизации, возникновения новых экономических отношений и появления дополнительных источников финансирования повышает значимость подготовки врачей и организаторов здравоохранения всех уровней по проблемам общественного здоровья, организации, управления и экономики здравоохранения. Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки (1997) поставлены конкретные задачи по совершенствованию подготовки медицинских кадров [5].

Врачи XXI в. независимо от избранной специальности должны иметь знания и умения по оценке показателей общественного здоровья, функционированию и анализу деятельности органов и учреждений в условиях обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, развития медицинского страхования и альтернативных источников финансирования отрасли, совершенствования существующих и внедрения новых организационно-клинических технологий [5].

В Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» уделено большое внимание организационной подготовке будущего специалиста [6]. В Государственной программе развития здравоохранения

РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р, выделена отдельная программа по подготовке кадров здравоохранения [7].

В Концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации (приказ Минздрава России от 03.07.2002 № 210) определена основная стратегия интенсивного развития кадрового потенциала в здравоохранении на основе оптимизации системы медицинского и фармацевтического образования в соответствии с требованиями практического здравоохранения, медицинской науки и отраслевого управления. Наряду с этим предусматривается, что учебный процесс должен гибко реагировать на меняющиеся потребности здравоохранения, обеспечивая подготовку по приоритетным направлениям и ориентироваться на выпуск специалистов нового профиля [8].

Учебный процесс на кафедре осуществляется согласно Государственному образовательному стандарту по специальности 040120 «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Занятия проводятся на базе кафедры с применением инновационных методов обучения, информационных систем и на различных клинических базах.

В программу тематических планов практических занятий включены вопросы организации различных служб, медицинского страхования, качества медицинской помощи, планирования и финансирования, экономики, маркетинга и менеджмента в здравоохранении.

Задачами обучения является изучение и анализ показателей, характеризующих состояние здоровья различных возрастно-половых, социальных, профессиональных и иных групп населения, мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, теоретических основ здравоохранения, внедрения новых экономических и медико-социальных технологий в деятельность лечебно-профилактических учреждений, методов и средств совершенствования функционирования учреждений здравоохранения.

Важным аспектом улучшения качества преподавания предмета «Общественное здоровье и организация здравоохранения» является использование современных психологических и педагогических методик.

В основе преподавания лежит принцип диалогиза-ции. Этот принцип отражает идею неограниченных воз-

можностей человека на пути совершенствования в ходе общения с другими людьми. В ситуации обучения преподаватель — это не только посредник между культурой, этикой, знанием и студентом, но и партнер, эмоционально открытый, доброжелательный. Этот полусубъективный подход связан с преобразованием руководящей позиции преподавателя и подчиненной позиции студента в равноправные отношения. Преподаватель стимулирует стремление студентов к общему и профессиональному развитию [2].

Цель совместной деятельности преподавателей и студентов состоит в развитии у последних способности к самоуправлению (самореализация, самоорганизация, самоконтроль). С этой целью некоторые темы тематического плана студенты должны изучить самостоятельно с использованием контрольных вопросов, методических рекомендаций и презентаций, с применением информационных систем.

Знания и умения каждого студента в группе должны быть проконтролированы (тестовый контроль, опрос и сдача зачетов).

Также преподаватель медицинского вуза обязан не только иметь большие знания, в совершенстве знать предмет обучения, но и владеть педагогическими приемами, чтобы донести эти знания до студентов с целью их воспитания, обучения и развития.

Практика обучения и воспитания неотделима от педагогических и психологических знаний. И преподаватель опирается на научное психологическое знание, не ограничивается самоочевидными истинами, рассуждениями, основанными на логике здравого смысла [4].

Всем известно, что психология изучает человека реального, каков он есть. А педагогика раскрывает, каким может стать человек в процессе воспитания и как этого достичь.

Процесс обучения можно представить целостно — как триединство воспитания, обучения и развития, взаимосвязь потребностей, норм и способов деятельности, а также ее целей, содержания и методов (рис. 1) [3].

Воспитание характеризуется как воздействие на потребности и ценности человека, процесс присвоения внешних целей и превращения их во внутренние. Воспитание определяет направленность процесса на личность, ее интересы.

ПРЕПОДАВАНИЕ Нормы деятельности Содержание деятельности

Рис. 1. Педагогический процесс

Преподавание, понимаемое как процесс присвоения человеком норм и способов деятельности, социально значимого опыта, осуществляется посредством самостоятельной деятельности изучаемого, организованной преподавателем.

Развитие выступает как процесс становления фундаментальных способностей человека — мыслительных способностей (умение думать), рефлексивных способностей (умение действовать осознанно), коммуникативных способностей (умение общаться).

Таким образом, по своему назначению педагогический процесс является целенаправленным процессом передачи предшествующими поколениями последующим социального опыта, который обеспечивает становление фундаментальных способностей человека.

На технологическом уровне педагогический процесс можно описать через следующие понятия:

• Цели обучения — для чего учиться (учить)?

• Содержание обучения — чему учить?

• Методы и средства обучения — как учить?

Связь этих понятий может быть представлена схематично (рис. 2) [3].

Что дает использование этих понятий преподавателю на практике?

Во-первых, возможность описывать и анализировать свою собственную деятельность по преподаванию предмета, узнавать и видеть в педагогическом процессе феномены и систематизировать их.

Во-вторых, возможность понимать, обобщать и применять опыт других преподавателей для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.

Изучение опыта других преподавателей не означает механического переноса или копирования отдельных методов и приемов в свою работу, а предполагает умение черпать идеи, на которых строятся опыт и собственная модель преподавания, отвечающая индивидуальным профессиональным потребностям и целям. В этом направлении на кафедре проводится определенная работа в виде взаимопосещения лекций, занятий с дальнейшим их обсуждением на методических совещаниях.

Процесс преподавания рассматривается как управление (менеджмент учебного процесса), выражающее обучающий характер действий преподавателя, что заключается в следующем:

- преподаватель ставит студента в позицию активного субъекта обучения, взаимодействующего с одно-

группниками; каждый член группы несет ответственность за успеваемость всей группы;

- развивает способность студента к управлению собственной деятельностью (самостоятельная работа, самоконтроль, саморегуляция);

- организует образовательный процесс обучения как решение системы познавательных задач, моделирующих различные аспекты будущей профессии (решение ситуационных задач, курсовые работы, деловые игры).

В ходе учебного процесса преподаватель осуществляет следующие функции:

- строит предметное содержание деятельности студентов, представляя его как профессиональный способ действия;

- строит формы совместной деятельности (преподаватель — студент), отдавая предпочтение тем, в которых моделируется профессиональное, адекватное поведение (неформальные лидеры в группе). Развивает межличностные отношения, создает благоприятный психологический климат в обучаемой группе.

Такая тактика преподавания приводит к развитию активности и самостоятельности студентов в обучении предмету. Необходимо отметить, что в процессе обучения применяется несколько принципов:

1. Принцип проблематизации; позволяет раскрывать творческий характер обучения; заключается в проблемном построении учебного материала, способах обучения, дающих возможность проявления активности студентов — вовлечения студентов в процесс преподавания.

2. Принцип персонализации, направлен на выявление дополнительных ресурсов, возможностей участников обучения — чувств, эмоций, отношений, действий, поступков, которые носят сугубо личностный характер.

3. Принцип индивидуализации — индивидуальный подход к каждому студенту предполагает психодиагностику, диагностику знаний, возможностей, склонностей каждого студента и установку на их развитие [1].

Используя все вышеперечисленные методы и психолого-педагогические подходы к учебному процессу, можно добиться высоких уровней подготовки студентов на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения, что подтверждается показателями успеваемости при сдаче итоговых государственных экзаменов на VI курсе лечебного и педиатрического фа-

Потребности (хочу)

Норма

Способности (могу)

Для чего? Ч Что?

Цель Содержание

Как? Метод ч Результат

Рис. 2. Педагогический процесс (технический уровень)

культетов за ряд лет: 97% студентов сдают на оценки «хорошо» и «отлично».

Немаловажное значение в процессе обучения имеет обратная связь «студент — преподаватель». Преподаватель должен знать, что студентам нравится, каким образом они хотели бы улучшить преподавание предмета. С этой целью на кафедре проводится мониторинг мнений студентов при помощи анкеты «Преподаватель глазами студентов», куда включены более 15 вопросов о доступности материала, форме изложения, контроле материала, профессионализме преподавателя и др. В последующем преподаватель использует данную информацию для улучшения процесса обучения и преподавания предмета.

Для подготовки специалистов, отвечающих требованиям практики сегодняшнего дня, разбирающихся в вопросах не только клиники, но и организации здравоохранения, умеющих рационально организовать, анализировать деятельность на различных уровнях здравоохранения, управлять ею, считаем целесообразной разработку интегрированных программ преподавания предмета «Общественное здоровье и организация здравоохранения» в содружестве с клиническими кафедрами, с кафедрами медико-профилактического и стоматологического факультетов.

Литература

1. Аверин, В.А. Психология в структуре высшего медицинского образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.А. Аверин. — СПб., 1997.

2. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и инновации / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, А.С. Молчанова [и др.]; под ред. Н.Д. Ющука. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 304 с.

3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.

4. 240 лет Московской медицинской академии. Современные проблемы образования в высшей медицинской школе. — М., 1998.

5. Министерство образования и науки Российской Федерации. Примерная программа по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение». — 2005.

6. РФ. Правительство. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. № 598.

7. РФ. Правительство. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р.

8. http://medical-diss.com/medicina/nauchnoe-obosnova-шe-sistemnoy-podgotovki-upravlencheskih-kadrov-zdravo-ohraneniya#ixzz2f4P46jvp (дата обращения: 17.09.2013)

© Шульмин А.в., добрецова Е.А., Аршукова И.Л., 2013 Удк 614.2:377

== опыт преподавания основ доказательной медицины

как базы для изучения дисциплины «общественное здоровье = и здравоохранение»

Андрей Владимирович Шульмин, канд. мед. наук, доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск [gydwin@bk.ru]

Елена Александровна Добрецова, аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск [edobretsova@rambler.ru]

Ирина Леонидовна Аршукова, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск [iarshukova@gmail.com]

Реферат. Преподавание основ доказательной медицины и медицинской статистики способствует лучшему усвоению материала при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», а также позволяет подготовить студентов к критическому восприятию публикуемых материалов по вопросам современной медицины, развить умение соотносить результаты исследования с конкретной клинической ситуацией, что является важным и необходимым для современного врача.

Ключевые слова: доказательная медицина, общественное здоровье и здравоохранение.

TEACHING EXPERiENCE OF PRiNCiPLES EViDENCE-BASED MEDiCiNE AS A BASiS FOR «PUBLiC HEALTH AND HEALTHCARE» DiSCiPLiNE LEARNiNG

A.V. SHULMIN, EA. DOBRETSOVA, I.L. ARSHUKOVA

Abstract. The teaching of evidence-based medicine and medical statistics promotes better mastering of the material of «Public health and healthcare» course. It also allows to make students ready for critical reflection of published materials on modern medicine and to develop the ability to correlate the investigation results with specific clinical situation. This is very important and necessary for the modern physician.

Key words: evidence-based medicine, public health and healthcare.

Все в большем и большем количестве медицинских вузов вводится преподавание доказательной медицины как самостоятельного предмета. С одной

стороны, это обусловлено растущей потребностью в критической оценке огромного количества медицинской информации (с целью установления ее надежно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.