Научная статья на тему 'Преподавание литературы в средней школе с использованием технологии проблемного обучения на примере произведений классиков'

Преподавание литературы в средней школе с использованием технологии проблемного обучения на примере произведений классиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ-КЛАССИКОВ / LITERATURE / TEACHING LITERATURE IN HIGH SCHOOL / TECHNOLOGY OF PROBLEM-BASED LEARNING / THE ARTISTIC WORKS OF THE CLASSICAL WRITERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Антонина Александровна

В статье предлагается авторское определение понятия проблемного обучения, раскрываются его цель, задачи, непосредственная технология реализации. На основе выявленных значительных преимуществ данной педагогической технологии формулируются правила постановки проблемы, приводятся примеры практического использования технологии проблемного обучения в практике преподавания литературы в условиях общеобразовательного заведения на примере произведений писателей-классиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Антонина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching literature in secondary school using the technology of problem-based learning on the example of the classics

The article offers the author's definition of problem-based learning, reveals its purpose, objectives, direct the implementation technology. Based on the identified significant pedagogical advantages of this technology are formulated rule identifying the problem, examples of practical use of the technology of problem training in the practice of teaching literature in secondary institutions based of works of classical writers.

Текст научной работы на тему «Преподавание литературы в средней школе с использованием технологии проблемного обучения на примере произведений классиков»

дуется использовать такие формы внеурочной деятельности, как выставки семейного творчества, проведение вечеров и праздников национальной культуры, проведение фотовыставок, снимки на которых изображали бы предметы национальной культуры, хранящиеся в семье и т.д.

Таким образом, эффективная организация внеурочной деятельности позволит существенно оптимизировать процессы формирования этнической идентичности, обеспечит систематичность, непрерывность формирования социокультурной компетенции, сделает развитие национального самосознания детей младшего школьного возраста более целенаправленным и интересным. Эффективность образовательно-воспитательной работы в данном направлении зависит от системности и после-

довательности ее проведения, взаимодействия семьи и школы, нацеленности на развитие творческой активности учащихся начальной школы и профессионализма педагога.

Примечания:

1. Мухлыкина Ю. В. К вопросу формирования этнической идентичности // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации . - 2015. - № 215 (5). -С. 27-33.

2. Рожкова Е. М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 21-26.

3. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 189 с.

4. Alperovich V. Ideas of Personality About Enemy Influenced by Attitudes to Other People and Ethnic Identity // In Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Volume 214. pp. 839-844.

TEACHING LITERATURE IN SECONDARY SCHOOL USING THE TECHNOLOGY OF PROBLEM-BASED LEARNING ON THE EXAMPLE OF THE CLASSICS

Kuznetsova Antonina Alexandrovna, Teacher of Russian language and literature, MBOU "School №6", Novomoskovsk

The article offers the author's definition of problem-based learning, reveals its purpose, objectives, direct the implementation technology. Based on the identified significant pedagogical advantages of this technology are formulated rule identifying the problem, examples of practical use of the technology of problem training in the practice of teaching literature in secondary institutions based of works of classical writers.

Keywords: literature; teaching literature in high school; the technology of problem-based learning; the artistic

ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРА ТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛА ССИКОВ

В статье предлагается авторское определение понятия проблемного обучения, раскрываются его цель, задачи, непосредственная технология реализации. На основе выявленных значительных преимуществ данной педагогической технологии формулируются правила постановки проблемы, приводятся примеры практического использования технологии проблемного обучения в практике преподавания литературы в условиях общеобразовательного заведения на примере произведений писателей-классиков.

Ключевые слова: литература; преподавание литературы в средней школе; технология проблемного обучения; художественные произведения писателей-классиков.

works of the classical writers.

УДК 372.882 ВАК РФ 13.00.02

© Кузнецова А.А., 2017

КУЗНЕЦОВА Антонина Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №6", Новомосковск antonina.kuznecova2012@mail.ru

В своей практической реализации в условиях общеобразовательного заведения проблемный метод входит в число эффективных, и в то же время наиболее сложных с точки зрения органичного включения его в программу учебных занятий. Внедрение его в процесс обучения - действенный путь к формированию собственной, авторской позиции у учащегося, к социально-эстетическому рассмотрению художественного произведения посредством наблюдения за развитием сюжета [1,23].

В условиях педагогического процесса задача учителя - показать школьникам, что литературные произведения русских классиков -

не чуждый мир непонятных для школьника проблем, а наши собственные невысказанные сомнения. При этом необходимо правильно расставить акцент на условиях практического применения проблемного обучения, так как этот метод способствует формированию на уроках литературы социально обусловленных нравственных качеств личности [5,67]. По словам Т.В. Кудрявцева, "воспитание вдумчивого читателя, который умеет мыслить, воспринимать прекрасное, смотреть на литературу, как на способ постижения окружающего мира и самого себя, - это главная цель в педагогической деятельности" [2,142].

Литература предоставляет богатые возможности для проведения проблемныхуроков или использования элементов проблемного обучения. Заставляя размышлять над глубокими общечеловеческими вопросами, она помогает лучше разбираться в перипетиях жизни и в самих себе.

В проблемном обучении исследовательская деятельность школьников занимает важную нишу в реализации приоритетных направлений образования. Исследовательская деятельность направлена на то, чтобы приобщить школьников к работе с научными материалами, сформировать стремление к творческой активности, самостоятельности в поиске информации, а также на обнаружение профессиональных предпочтений [3,164]. С точки зрения H.H. Федотовой "<...> через содержание и формы самостоятельной работы в процессе исследовательской деятельности раскрывается индивидуальность каждой личности школьника. Помимо всего прочего, исследовательская деятельность содействует успешной адаптации школьников в социуме, а также развивает ответственность каждого члена исследовательской команды" [4,78],тем самым формируя его личную позицию через призму социальных взаимоотношений.

Такая деятельность предполагает способность к самостоятельному овладению знаниями, иханализу, сравнению и выводам [6,133]. Получение необходимой информации предполагает в том числе и живое взаимодействие с внешним миром. Исследовательская деятельность органично включается в учебный процесс, где учащиеся впервые открывают для себя то, что в науке уже давно открыто, но для них ново. Таким образом, исследовательская деятельность, используя предоставленный ей богатый инструментарий, способна развивать и самостоятельность, и творчество школьников, что в конечном ито-

ге, обеспечивает быструю адаптацию к будущей вузовской программе.

Этапы урока в условиях школы при использовании проблемного метода обучения - точно такие же, как и в традиционной системе обучения. Однако на подобных занятиях преобладает не механическое воспроизведение готовых образцов, а простановка акцента на формировании мыслительных операций, среди которых: обобщение, классификация и т.п. Все используемые учебные задания, носящие исследовательский, проблемный характер, способны пробуждать у школьников желание глубже осуществлять проработку художественного произведения, проникая в характеры представленных в ней героев, доказывать, обосновывать свое отношение к их действиям и поступкам.

Так, например, при изучении драмы А.Н. Островского "Гроза" старшеклассникам можно предложить вопрос: "Был ли у Катерины какой-либо другой выход?". Для ответа на него учащиеся должны будут еще раз мысленно "пройтись" по всем образам, взглянуть на проблему в историческом контексте. В продолжение этой темы следующий вопрос: "А если бы Катерина жила в наше время и попала бы в такие же обстоятельства, в такую же семью, как могла бы сложиться ее судьба?". Приведенные выше примеры вопросов предполагают необходимость их самостоятельного решения школьником.

При изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно предложить разобраться в следующей проблеме: "Если бы Раскольников не был так беден, пошел бы он на преступление?". Интерес в данном случае спровоцирует стремление вспомнить детали, глубже понять образ главного героя, а также мотивы его поступков. У тех, кто не читал роман, появится желание прочитать его.

Вопрос "Почему Соня Мармеладова, глубоко верующий человек, в первом разговоре с Раскольниковым жалеет его, убийцу, но узнав о том, что он "позволил себе" убить, гневно говорит: "Убивать? Убивать-то право имеете?" помогает старшеклассникам понять и причины преступления Раскольникова, и суть его теории, и смысл наказания. Ведь смиренная Соня, никого в своей жизни не осудившая, возмущена дьявольской гордыней Раскольникова, присвоившего себе право распоряжаться жизнью другого человека.

Использование технологии проблемного обучения необходимо и при подготовке уроков чтения в начальных классах со школьника-

ЪС

I

LU

u

UJ

<

CI UJ

*

52

ми. Например, при изучении басни И.А. Крылова "Осел и Соловей" можно задать детям вопрос: "Почему Соловей, услышав не очень лестный отзыв о своем пении, не стал защищать себя перед Ослом, не стал доказывать свою правоту, а просто "вспорхнул и улетел за тридевять земель"? Такая постановка вопроса и формирование правильной мотивации учащегося при поиске путей ответа на него, требует от педагога грамотного использования разнообразных методических приемов при построении подобных занятий.

На наш взгляд, на уроке литературы прийти к проблемной ситуации часто помогает активное использование различных мотивирующих приемов, среди которых: ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников.

Путём сбора ассоциаций, возникающих в связи с каким-либо литературным именем или названием произведения, можно актуализировать знания учащихся по проблеме, которую предстоит решать на уроке. Ассоциации помогают установить связи с миром, найти "общую точку", с которой можно начать диалог. К примеру, читая "Детство" И.А. Бунина и "Детство" Л.Н. Толстого, можно попросить учащихся нарисовать рисунок на тему детства или продолжить ассоциативный ряд со словом "детство".

При чтении "Скворцов" В.И. Белова можно задать ученикам следующий вопрос: "Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит родину, природу, людей, свой дом), добавив при этом ассоциативный ряд, например, "Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку" или "Тихая моя родина, ты

все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной".

Таким образом, проблемное обучение заставляет школьников думать, включая всех в педагогический процесс урока, способствуя развитию логической речи. Подобная технология позволяет при минимальных затратах времени максимально развивать мышление и творческие способности. Самостоятельное решение проблем, а также исследовательская деятельность дает прочные, глубокие знания, способствуя развитию умения гармоничного использования полученных знаний, приобретаемый умений и формируемых навыков в ходе поиска решений на разнообразные жизненных ситуациях.

Литература:

1. Корчажкина О.М. Симуляционные задания для интерактивной доски при работе над иноязычными литературными произведениями / О.М. Корчажкина // Иностранные языки в школе. - 2012. -№ 7. - С. 23.

2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива / В.Т. Кудрявцев. - М., 1993. -С. 142.

3. Меретукова З.К. Проблемное обучение как средство реализации единства дидактики и диалектики / З.К. Меретукова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - С. 164.

4. Федотова H.A. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения : дис. ... канд. пед. наук / H.A. Федотова. - Улан-Удэ, 2010. - С. 78.

5. Яценко И.И. Художественный текст: от проблемное™ текста - к его проблемному анализу. Язык, сознание, коммуникация : сб. науч. ст., по-свящённый памяти Галины Ивановны Рожковой / ред. Л. П. Клобукова, В. В. Красных, А. И. Изотов. -М.: Диалог-МГУ, 1998. - Вып. 6. - С. 67.

6. GrzybJ. Adult teaching strategies for national safety / J. Grzyb // Bezpieczenstwo i Technika Pozarnicza. -2015.-V.37.-P. 133.

GRADE-RA TING SYSTEM FOR EXTRAMURAL STUDENTS WITH THE REMOTE TRAINING

Sokova Inna Alexandrovna, Senior Lecturer, Department of Mathematics, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Republic of Bashkortostan

According to the decree (dated March 9, 2004; № !5-55-357in/l5) from the Russian Ministry of Education about the model status of educational process organization in the academic institution, one of the characteristic features of educational process organization, considering the usage of the credit points system, is the implementation of grade-rating system to control the digestion of academic disciplines by students. Nowadays, all works on integration and putting the grade-rating system into the practice are concentrated mostly on the full-time students. However, the process of developing and implementing the grade-rating system for extramural students is also significant and more complicated. Firstly, it is connected with the impossibility to register the in-class work and out-of-dass work during the term. Secondly, the mid-term assessment is performed only during the examination period. Thirdly, because of the large number of lessons, the execution of review work and individual tasks is rather difficult. This problem can be solved by the integration of innovative forms of teaching which include distant learning technologies. Such technologies are put into the practice mostly with the help of information and telecommunication networks, in the context of the indirect cooperation of students and tutors. Due to this, the process of grade-rating system development, integration and assessment is being analyzed; this grade-rating system is being designed on the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.