Научная статья на тему 'Проблемно-диалогическое обучение как необходимый компонент литературного образования в контексте внедрения ФГОС нового поколения'

Проблемно-диалогическое обучение как необходимый компонент литературного образования в контексте внедрения ФГОС нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / ЭКСПЕРИМЕНТ / TECHNOLOGY / METHOD / PROBLEM-BASED LEARNING / PROBLEM-BASED DIALOGIC LEARNING / LESSON OF LITERATURE / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабанова Надежда Валериевна, Чичулина Наталья Викторовна

В статье рассматривается проблема применения технологии проблемно-диалогического обучения на уроках литературы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Представлены результаты экспериментальной работы по реализации данной технологии в муниципальном образовательном учреждении города Саранска «Лицей № 26».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-BASED DIALOGIC LEARNING AS A NECESSARY COMPONENT OF LITERARY EDUCATION IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING NEW GENERATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

The article considers the problem of using problem-based dialogic learning technology at the lessons of literature under the conditions of implementing the second generation of the Federal State Educational Standards. The authors present the results of experimental work to introduce this technology in the municipal educational institution of Saransk city “Lyceum N 26”.

Текст научной работы на тему «Проблемно-диалогическое обучение как необходимый компонент литературного образования в контексте внедрения ФГОС нового поколения»

Карабанова Надежда Валериевна, Чичулина Наталья Викторовна ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье рассматривается проблема применения технологии проблемно-диалогического обучения на уроках литературы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Представлены результаты экспериментальной работы по реализации данной технологии в муниципальном образовательном учреждении города Саранска "Лицей № 26". Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/12-4/59.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 4. C. 204-207. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

4. Латыпова И. В. Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (итоговый индивидуальный проект) // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 198-202.

5. Никитаева М. В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с ФГОС основного общего образования. М.: Перспектива, 2015. 40 с.

THE ORGANIZATION OF WORK ON INDIVIDUAL FINAL PROJECT IN THE RUSSIAN LANGUAGE

Gromova Viktoriya Ivanovna, Ph. D. in Philology Saratov Regional Institute of Education Development grom-v07@mail. ru

The article deals with the question concerning the preparation of individual final projects in the Russian language by students as a form of final certification in accordance with the requirements of the federal state educational standards. The author proposes some recommendations on the systematization of work on the final projects. Particular attention is paid to the products and themes of projects prepared by the 9th-form students.

Key words and phrases: final project; types of projects; product of project activity; metasubject results; themes of final projects.

УДК 372.882

В статье рассматривается проблема применения технологии проблемно-диалогического обучения на уроках литературы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Представлены результаты экспериментальной работы по реализации данной технологии в муниципальном образовательном учреждении города Саранска «Лицей № 26».

Ключевые слова и фразы: технология; метод; проблемное обучение; проблемно-диалогическое обучение; урок литературы; эксперимент.

Карабанова Надежда Валериевна, к. филол. н., доцент Чичулина Наталья Викторовна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева nadiakarabanova@yandex.ru

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно ориентированной. В этой связи активно пересматриваются цели и принципы обучения, ведется работа над обновлением его содержания, перестраивается организация учебного процесса. Перед современной школой встает проблема подбора таких технологий обучения, которые позволили бы ученику быть не объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а активным ее субъектом, самостоятельно овладевающим знаниями и решающим нестандартные задачи.

Реальная ситуация на уроках словесности складывается таким образом, что снижается читательская активность учащихся, интерес к художественному слову сменяется равнодушием, появляется боязнь высказать свою позицию, боязнь быть осмеянным. Общение детей зачастую сводится лишь к коммуникации в социальных сетях, теряется навык «живого» общения, умение вести диалог и полилог в группе, классе, умение видеть проблему и собирать аргументы, хотя именно эти компетенции должен реализовать выпускник в современной жизни.

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей акцентируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности современного учителя. Одной из таких технологий, на наш взгляд, является технология проблемно-диалогического обучения, которая была создана и подробно описана Е. Л. Мельниковой [6]. Она была разработана на основе многолетних исследований отечественных ученых в двух областях - проблемном обучении [2; 3; 5] и психологии творчества [1; 4; 7]. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком самостоятельного «открытия» знаний. Таким образом, «проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога» [6, с. 5]. Обучающийся под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты.

Проблемно-диалогическое обучение дает развернутый ответ на вопрос: как учить так, чтобы ученики сами могли ставить и решать проблемы? Данную технологию обучения можно применять на всех этапах урока. Например, на этапе изучения нового материала обучающимися должны быть проработаны две части: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Проблемно-диалогическая технология позволяет обучающимся самостоятельно познавать предмет. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку

определяют выбор форм и средств обучения. Под методами в данном случае мы понимаем способы деятельности учителя на этапе введения знаний. Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем учащимися и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Данные методы дают широкие возможности варьирования различных форм обучения (фронтальных, групповых, парных, индивидуальных), в то время как, например, традиционные методы всегда фронтальны. Следует отметить, что при использовании проблемно-диалогических методов средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний.

Заметим, что на успешность реализации проблемно-диалогического обучения литературе большое влияние оказывают уровни развития сотрудничества, коммуникативных и организаторских способностей обучающихся. В свою очередь, проблемно-диалогическое обучение оказывает существенное влияние на развитие указанных выше способностей.

Эксперимент по реализации технологии проблемно-диалогического обучения был проведен в муниципальном образовательном учреждении города Саранска «Лицей № 26». Здесь в условиях профильного обучения активно реализуется программа «Информационно-технологическое образование». На наш взгляд, помимо реализации данной программы, необходимо формировать у обучающихся навыки и алгоритмы научного познания, что позволит им создавать собственные продукты в виде исследовательских работ с последующей защитой их на научно-практических конференциях школьников. В связи с этим в течение последних трех лет нами было исследовано развитие данных качеств у обучающихся 6-8 классов и прослежена динамика их развития с помощью психологического теста «Уровень сотрудничества в детском коллективе» (Рисунок 1).

1Ш% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

ценность 111 КОЛ м ценность класса ценность личности ценность творчества ценность диалога ценность рефлексии оценка креативности м. рук-ля оценка диалогично-сти кт.рук-.аи оценка рес|шексив-посги кл.рук-ля откровен -ность

'■♦■6 класс 72% 75% 64% 56% 55% 68% 78% 72% 80% 84%

7 класс 84% 85% 86% 78% 79% 81% 84% 88% 92% 81%

класс 85% 85% 86% 89% 83% 86% 85% 88% 93% 86%

Рис. 1. Динамика развития факторов сотрудничества

На графике представлены групповые показатели уровня развития факторов, влияющих на уровень сотрудничества субъекта в целом. Исследуемые показатели выражены в процентах. Как показывает Рисунок 1, на протяжении последних трех лет наблюдается положительная динамика в развитии вышеуказанных качеств (факторов). Наиболее резкий скачок данных показателей наблюдается при переходе обучающихся из 6 в 7 класс, что объясняется в совокупности положительным влиянием методики проблемно-диалогического обучения, применяемой на уроках литературы, и интенсивным развитием личностной сферы обучающихся, характерным для подросткового возраста.

Анализ группового показателя уровня сотрудничества в 6-8 классах также позволил выявить положительную динамику развития (Рисунок 2).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

VI класс VII класс VIII класс

Рис. 2. Динамика общего уровня сотрудничества в классе

87%

84%

70%

Нами было выявлено, что технология проблемно-диалогического обучения, применяемая на уроках литературы, способствует развитию не только уровня сотрудничества обучающихся, но и коммуникативных и организаторских способностей.

С помощью психологической методики «Коммуникативные и организаторские способности» В. В. Синявского и В. А. Федорошина нами был выявлен уровень развития данных способностей у обучающихся и прослежена динамика их развития. Результаты исследования представлены в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Развитие коммуникативных способностей обучающихся

Уровень развития коммуникативных способностей % обучающихся

6 класс 7 класс 8 класс

I - низкий 3% 0% 0%

II - ниже среднего 23% 16% 8%

III - средний 50% 57% 46%

IV - высокий 17% 19% 29%

V - очень высокий 7% 8% 17%

Анализ результатов исследования показал, что на протяжении трех лет процент обучающихся, имеющих низкий уровень развития коммуникативных способностей и уровень ниже среднего, уменьшался, а процент обучающихся, имеющих средний, высокий и очень высокий уровень, - повышался.

Таблица 2.

Развитие организаторских способностей обучающихся

Уровень развития организаторских способностей % обучающихся

6 класс 7 класс 8 класс

I - низкий 3% 0% 0%

II - ниже среднего 40% 20% 17%

III - средний 50% 64% 64%

IV - высокий 7% 8% 13%

V - очень высокий 3% 2% 8%

Аналогичная тенденция выявлена и при анализе развития организаторских способностей обучающихся, однако она менее выражена. Это объясняется тем, что организаторская деятельность требует от обучающихся более сложных навыков, чем коммуникативная, поэтому развитие организаторских способностей происходит сложнее.

Проблемно-диалогическое обучение литературе формирует у обучающихся умения рассуждать, делать выводы, которые необходимы при создании различных конкурсных творческих работ. Обучающиеся 7-9 классов вышеназванного лицея представляли в рамках конкурсов различных уровней - Московского международного форума «Одаренные дети», республиканского конкурса сочинений на экологическую тематику «Лесное эхо», республиканского конкурса поэтического мастерства среди школьников и студентов «Золотое перо» и др. -творческие литературные работы.

Таким образом, проблемно-диалогическая технология относится к ведущим современным технологиям личностно ориентированного образования. Она позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении. Благодаря использованию данной технологии на уроке нет пассивных учеников, все думают и выражают свои мысли.

Список литературы

1. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. 109 с.

2. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Пермь: Перм. гос. пед. ин-т, 1983. 76 с.

3. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение - понятие и содержание. Итоги дискуссии и пути дальнейшей работы // Вестник высшей школы. 1984. № 4. С. 27-33.

4. Матюшкин А. М. Некоторые проблемы психологии мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 105 с.

5. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 156 с.

6. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. М.: АПКиПРО, 2006. 168 с.

7. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. М.: Радио и связь, 1989. 143 с.

PROBLEM-BASED DIALOGIC LEARNING AS A NECESSARY COMPONENT

OF LITERARY EDUCATION IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING NEW GENERATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Karabanova Nadezhda Valerievna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Chichulina Natal'ya Viktorovna

Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev nadiakarabanova@yandex. ru

The article considers the problem of using problem-based dialogic learning technology at the lessons of literature under the conditions of implementing the second generation of the Federal State Educational Standards. The authors present the results of experimental work to introduce this technology in the municipal educational institution of Saransk city "Lyceum N 26".

Key words and phrases: technology; method; problem-based learning; problem-based dialogic learning; lesson of literature; experiment.

УДК 378.147

В статье рассматриваются основные подходы к подготовке бакалавров коммуникационных направлений в условиях поликультурного информационного пространства Республики Саха (Якутия). Определяются наиболее эффективные подходы и методы обучения: проблемно-информационный подход определяется автором как наиболее эффективный при развитии профессиональных навыков студентов коммуникационных направлений; проектно-исследовательский метод предназначен для реализации проблемно-информационного подхода. Описываются примеры их реализации в обучении бакалавров.

Ключевые слова и фразы: проблемно-информационный подход; информационная образовательная среда вуза; проектно-исследовательский метод; поликультурное пространство; медиакоммуникации; электронный проект.

Карнаухова Алена Амировна, к. пед. н., доцент

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова helmdeep@yandex. ги

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ БАКАЛАВРОВ КОММУНИКАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА

В современном информационном обществе становится актуальной работа по развитию профессиональных навыков в условиях региональной политики. В настоящее время регионам необходимы специалисты коммуникационного направления, знающие специфику организации взаимодействия аудитории, организаций в условиях многонациональности субъекта России.

На сегодняшний день в интернет-пространстве Республики Саха (Якутия) функционируют многочисленные порталы (уа.1, yakt.ru и др.), на базе которых формируются социальные, новостные, рекламные системы. В республике возникает острая необходимость организовывать эффективную коммуникацию в Интернете, успешность которой зависит от выбранных средств и приемов инфокоммуникации, так как каждая группа целевой аудитории выбирает определенные способы общения в сети.

Несомненно, особую нишу в данной работе занимает специалист по медиакоммуникациям, так как именно он ответственен за успешное продвижение неизвестного аудитории инновационного проекта.

Поэтому для вуза, выпускающего бакалавров коммуникационного направления, становится важной подготовка специалистов, помогающих организовывать эффективную коммуникацию посредством информационных технологий в поликультурной среде.

Федеральный государственный стандарт последнего поколения высшего профессионального образования в области медиакоммуникаций предусматривает развитие у обучающихся навыков, направленных на ориентирование в разнообразном потоке информации, взаимодействие с разными организациями, учреждениями и иными источниками информации и идей для создания проектов, координирование взаимодействия с ними путем использования как устной, так и письменной коммуникации.

Республика Саха (Якутия) является одной из многих национальных территорий Российской Федерации, в которых проживают представители различных национальностей. Специфика преподавания в учебном заведении региона заключается в том, что обучающиеся вузов являются представителями различных культур. Обучающиеся в своем большинстве билингвы: студенты владеют русским и родным якутским языками. На этом фоне, как показывает практика обучения в высшей школе республики, возникают смешения лексических значений слов, образуются новые слова, складывается поликультурное пространство. В массовой коммуникации функционируют тексты со специфической лексикой и этимологией, характерной для региона [6].

В связи с этим появляется необходимость определения основных методологических подходов в обучении бакалавров направления «Медиакоммуникации», которые бы помогли развивать навыки работы в специфической информационной среде Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.