Научная статья на тему 'Преподавание грамматической категории времени испанского языка студентам нелингвистических специальностей'

Преподавание грамматической категории времени испанского языка студентам нелингвистических специальностей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
время / маркер / лингвист / мышление / Indicativo / многообразие / Subjuntivo / троичность / согласование / логика / tense / marker / linguist / thinking / Indicativo / variety / Subjuntivo / triplicity / sequence / logic

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — С. В. Бедненко

Изучение грамматической категории времени традиционно считается одним из краеугольных камней процесса обучения испанскому языку. Чтобы облегчить решение этой задачи наряду с анализом контекста предлагается путь переформатирования языкового мышления обучаемых с опорой на название времени, если его подробно переводить с испанского. Структурный анализ может быть применим в рамках таблицы согласования времен наклонений Indicativo и Subjuntivo, вскрывая в структуре и названии времени его особенность и характерные черты. Заложенная в латыни и сохранившаяся в испанском «математичность» языка позволяет строить учебный процесс не на заучивании грамматики, а на ее понимании через стройную логику изложения материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE GRAMMAR CATEGORY OF TENSE OF THE SPANISH LANGUAGE TO NON-LINGUISTICS STUDENTS

The study of the grammar category of tense is traditionally considered to be one of the cornerstones of learning Spanish. To ease this task, along with the analysis of the context it is necessary to change the way students think in a foreign language and it may be done by literal translation of the name of the tense from Spanish. Structural analysis can be applied here within the table of the sequence of tenses of the Indicativo and Subjuntivo, thus revealing in the structure and in the name of the tense its characteristic features. Formed in Latin and preserved in Spanish, the mathematical character of the language allows teachers to build the educational process not on memorizing grammar, but on understanding it through a coherent and comprehensive presentation of the material.

Текст научной работы на тему «Преподавание грамматической категории времени испанского языка студентам нелингвистических специальностей»

УДК 372.881.134.2 С. В. Бедненко

доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области экономики ИПЭУ МГЛУ; е-mail: serbed@mail.ru

ПРЕПОДАВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Изучение грамматической категории времени традиционно считается одним из краеугольных камней процесса обучения испанскому языку. Чтобы облегчить решение этой задачи наряду с анализом контекста предлагается путь переформатирования языкового мышления обучаемых с опорой на название времени, если его подробно переводить с испанского. Структурный анализ может быть применим в рамках таблицы согласования времен наклонений Indicativo и Subjuntivo, вскрывая в структуре и названии времени его особенность и характерные черты. Заложенная в латыни и сохранившаяся в испанском «математичность» языка позволяет строить учебный процесс не на заучивании грамматики, а на ее понимании через стройную логику изложения материала.

Ключевые слова: время; маркер; лингвист; мышление; Indicativo; многообразие; Subjuntivo; троичность; согласование; логика.

Bednenko S. V.

Assistant Professor at the Department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Economics, ILEIM, MSLU; е-mail: serbed@mail.ru

TEACHING THE GRAMMAR CATEGORY OF TENSE OF THE SPANISH LANGUAGE TO NON-LINGUISTICS STUDENTS

The study of the grammar category of tense is traditionally considered to be one of the cornerstones of learning Spanish. To ease this task, along with the analysis of the context it is necessary to change the way students think in a foreign language and it may be done by literal translation of the name of the tense from Spanish. Structural analysis can be applied here within the table of the sequence of tenses of the Indicativo and Subjuntivo, thus revealing in the structure and in the name of the tense its characteristic features. Formed in Latin and preserved in Spanish, the mathematical character of the language allows teachers to build the educational process not on memorizing grammar, but on understanding it through a coherent and comprehensive presentation of the material.

Key words: tense; marker; linguist; thinking; Indicativo; variety; Subjuntivo; triplicity; sequence; logic.

Изучение грамматической категории времени традиционно считается одним из краеугольных камней процесса обучения испанскому языку. Действительно, довольно сложно наложить многообразие времен испанского языка на три времени в русском. И, в первую очередь, конфликт возникает в сознании носителей русского языка. Им трудно психологически перестроиться с упрощенной структуры времен русского языка на разветвленную структуру времен испанского. Поэтому процесс становления временной языковой культуры является долгим и трудным.

Фактически изучение грамматики испанского языка - это, в основном, заучивание и повторение грамматических форм и вариантов их употребления. Чтобы облегчить решение этой задачи при обучении грамматике прибегают к анализу контекста или опираются на маркеры наречия (всегда, раньше, часто) и подобные, семантика которых определяет употребление той или иной временной формы. Это отчасти упрощает процесс изучения времен, но наряду с этим усложняет заучивание специфики употребления определенного времени: обучаемым необходимо учить больше маркерных вариантов, и они невольно опираются на тот контекст, в котором эти маркеры присутствуют, а их в речи может и не быть. И хотя такая методика принята в испанских спецшколах и в вузах, готовящих специалистов в области испанского языка, для студентов нелингвистических специальностей существуют свои особенности. Нелингвисты не так мотивированы на глубокое изучение языка. Часто он им нужен как дополнение к основной нелингвистической специальности, которое может повысить их конкурентоспособность на рынке труда. Перед ними стоит задача - выучить новый язык быстро, не вникая в его тонкости. Такая задача может быть решена только за счет переформатирования языкового мышления обучаемых. Им нужно понять, как мыслит испанец, когда он строит ту или иную фразу, что хочет сказать, используя тот или иной оборотом, почему он ставит именно это время в данной ситуации, и как изменится сама ситуация, если это время изменить. И тут на помощь приходит возможность опереться на само название времени, если его переводить с испанского.

Например, Pretérito Perfecto Compuesto de Indicativo. Рассматривая это время слово за словом, термин за термином, мы постепенно рисуем полную его картину. Это время Pretérito - прошедшее,

оно передает событие уже состоявшееся, прошедшее, а не настоящее или будущее. Оно - Perfecto, совершенное. Совершенство его в том, что оно - самостоятельно, не требует никакого «подкрепления» со стороны других времен, в отличие от времени Imperfecto, которое опирается на время Pretérito Indefenido и существует на его фоне. Это время Compuesto - составное. Оно состоит из двух частей: вспомогательного глагола и причастия смыслового глагола. И именно эта комбинация определяет суть этого времени: за счет того, что вспомогательный глагол относится к настоящему, а причастие - к прошедшему, это время позволяет перенести события прошлого в настоящее и связать их с говорящим [1]. Так, в самой структуре этого времени заложен его смысл. Далее, это время относится к Indicativo, т. е. к изъявительному наклонению, в отличие от такого же по названию времени в наклонении Subjuntivo.

Если к подобному анализу добавить краткое сравнение с другими прошедшими временами испанского языка, то для обучаемых будет двойная польза: они быстрее усваивают изучаемое время и им проще будет изучать новые прошедшие времена: они уже концептуально ознакомлены с этой тематикой.

Подобный анализ можно продолжить и для других времен и наклонений, вскрывая в структуре и названии времени его особенность и характерные черты. Этот анализ удобен еще и тем, что он приучает опираться не на перевод фразы с русского на испанский, пытаясь вписать многообразие испанских времен в троичность русских, а ставит своей задачей изначально отказаться от перевода и настроиться на говорение на языке. Обучаемые сами учатся думать по-испански, привлекая на помощь те особенности времен, о которых им говорили. Они значительно проще усваивают тему согласования времен в испанском языке, изучение которой представляет для обучаемых определенные трудности.

Согласование времен, без которого невозможно представить грамматику испанского языка, отсутствует в мышлении субъекта русскоязычной коммуникации [2].

Процесс перехода на «испанское мышление» является длительным и трудным. Для упрощения этого процесса предлагается несколько раскрепостить сознание русскоязычных обучаемых, с одной стороны, и приблизить «испанский стандарт мышления» к русскому - с другой.

В первом случае на помощь приходит таблица времен старославянского или просто славянского языка. Беглый экскурс в историю славянской и русской лингвистики, иллюстрация таких грамматических явлений славянского языка, как перфект, аорист, имперфект, плюсквамперфект, облегчает обучаемым восприятие многовременной испанской грамматики и учит ставить каждое время на свое место. Неслучайно в дореволюционной системе образования процесс изучения современных иностранных языков шел параллельно с изучением древних языков, в том числе древнегреческого. Особой глубины здесь не требуется, но психологически становится более комфортно подходить к многовременной системе чужого языка, когда ты на примерах видишь, что и в твоем языке ранее присутствовала аналогичная структурная схема.

Времена испанского языка также хорошо структурировать в рамках таблицы согласования времен. Такая модель удобна и для изъявительного наклонения, и для Subjuntivo.

Таблица согласования времен изъявительного наклонения приведена ниже и отражает стройную логичную систему, удобную для запоминания. Она с самого начала ориентирует обучаемых на структуризацию времен испанского языка, «привязывая» их к этой структуре. Времена испанского языка откладываются в сознании намного проще, если обучаемые не только знают само время, но и понимают, почему оно употребляется именно в определенной временной ячейке.

Таблица согласования времен 1

Modo

Indicativo

Futuro (Próximo, Simple)

план настоящего Presente de Indicativo

Pretérito Perfecto Compuesto

I план прошедшего

n Pret. Imperfecto de Indicativo

d настоящее в прошедшем

e Pluscuamperfecto de Indicativo

f прошедшее в прошедшем

e Condicional / Potencial Simple

n будущее в прошедшем

f

e

Из таблицы видно, что времена изъявительного наклонения испанского языка можно выразить в двух планах: в плане настоящего и плане прошедшего. Группа времен плана настоящего связана с говорящим, который в испанском языке является главным действующим лицом речевой ситуации. Он незримо присутствует и в том случае, когда речь идет о ком-то другом, поскольку именно говорящий определяет весь коммуникативный сюжет. Поэтому времена плана настоящего группируются вокруг говорящего и не нарушают его «речевого поля». Они гармонично «выходят на сцену», каждое в свое время, дополняя друг друга. Употребление времени Pretérito Indefenido выводит речевую ситуацию за рамки плана настоящего [3]. Она отрывается от говорящего и переходит в план прошедшего. Здесь также представлена простая троичная система времен, свойственная русскому языку и потому удобная в употреблении.

Такая расстановка времен изъявительного наклонения имеет ряд преимуществ по сравнению с изучением времен в отрыве друг от друга. Во-первых, потому что так времена запоминаются быстрее: такое представление материала является более наглядным. Во-вторых, такой подход формирует у обучаемых навык мыслить и расставлять времена так, как это делают испанцы. А это, в конечном итоге, и является нашей основной методической задачей, решение которой, как мы уже говорили, имеет для нелингвистов свою специфику.

Конечно, для студентов-филологов представляется небезынтересным остановиться на различиях в мышлении испанцев и русских, дать хотя бы краткий экскурс в историю формирования психологических особенностей носителей языка и анализ различий в мышлении представителей греко-латинского и славянского (особенно русского) мира; но для нелингвистов он не обязателен: достаточно четкой и органичной структуры времен, краткой расшифровки ее и сопоставительного анализа каждого времени. Анализ времен удобнее всего проводить на примере сложных предложений или связанного текста, в котором хорошо выражено временное различие.

Изучение наклонения Subjuntivo имеет свою специфику, но времена этого наклонения в целом схожи по своей структуре с временами изъявительного наклонения, хотя, конечно, отличаются

от них. Кратко актив этих времен приведен ниже, хотя в испанском языке есть еще два времени - Futuro Imperfecto de Subjuntivo и Futuro Perfecto de Subjuntivo, которые в коммуникативном активе не участвуют, а в основном сохранились в языке законов. Иногда они присутствуют в устойчивых оборотах или употребляются современными литераторами, работающими в стиле старинных испанских романов. Комментарий этих времен приводится достаточно кратко.

Таблица согласования времен 2 Modo Subjuntivo

Modo Subjuntivo

план настоящего I план прошедшего

Presente n Imperfecto

Pretérito Perfecto d Pluscuamperfecto

Времена наклонения Subjuntivo схожи по названию и соответствуют троичной системе времен русского языка. Отличие в том, что времена Presente de Subjuntivo и Imperfecto de Subjuntivo при согласовании «отвечают» не только за настоящее, но и за будущее время. Это обусловлено тем, что само наклонение Subjuntivo передает относительную по сравнению с изъявительным наклонением речевую ситуацию. Поэтому настоящее и будущее в наклонении Subjuntivo приближены друг к другу.

Следует отметить, что испанцы мыслят логично, стройно и употребляют те времена, которые наиболее полно и точно передают их мысль. Целесообразно на примерах объяснить, что переход из одного временного плана в другой осуществляется плавно, с сохранением согласования времен внутри каждого плана.

Подводя итог, можно еще раз вернуться к специфике преподавания испанского языка студентам нелингвистических специальностей. Большей частью нам приходится иметь опыт преподавания испанского языка студентам-юристам и студентам-экономистам. У тех и других мотивация изучать иностранный язык, естественно, ниже, чем у филологов. Им нужны простые доходчивые схемы, поскольку процесс изучения языка проходит не так глубоко, как у лингвистов. В этой связи испанский язык очень удобен для

преподавания: его можно легко представить в графиках, рисунках и таблицах. Заложенная в латыни и сохранившаяся в испанском «математичность» языка позволяет строить учебный процесс не на заучивании грамматики, а на ее понимании через стройную логику изложения материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов В. С. Грамматика испанского языка. Практический курс: учебник для институтов и факультетов иностранных языков - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 1990. - 432 с.

2. Попова Н. И. Грамматика испанского языка: учебник. - М. : ЧеРо, 2008. - 312 с.

3. Emilio Alarcos Llorach. Gramática de la lengua española. Real Academia Española. - Madrid : Espasa Calpe, 2003. - 508 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.