152 Высшее образование в России • № 10, 2010
роприятий. На основе результатов контрольных мероприятий принимаются решения об объемах корректирующих курсов.
В случае необходимости в выравнивающий курс могут включаться материалы из школьной программы.
MALIVANOV N, FILONOV N, OSADCHAYA D. PROBLEMS OF STUDENTS' SELECTION AND WAYS OF THEIR SOLUTION
The problems of students' enrolment in conditions of continuous deterioration of their entry educational level are discussed. The authors suggest the ways of solving the problem.
Keywords: students' enrolment, entrant, knowledge level, lowest passing score, career-guidance, leveling course.
Ф.А. БЛЯХМАН, профессор В.А. ТЕЛЕШЕВ, доцент. Уральская государственная медицинская академия
Преподавание физики в медицинском вузе: системный подход
В статье представлено описание методологического подхода к преподаванию физики в медицинском вузе, обеспечивающего решение ряда важных задач образования и базирующегося на системности преподавания и повышении мотивации студентов к обучению.
Ключевые слова: высшее медицинское образование, преподавание физики, системный подход.
Преподавание естественно-научных дисциплин, в частности физики, в медицинских вузах осуществляется на первом-втором курсах. Недавние выпускники школ, решившие посвятить себя медицинским специальностям,ориентированы на освоение врачебных, но никак не естественнонаучных знаний, изучение которых они надеялись завершить с окончанием школы. Поэтому естественно-научные дисциплины зачастую рассматриваются студентами как проходной этап, о котором можно будет забыть на старших курсах. Отношение профессорско-преподавательского состава медицинских вузов к фундаментальным знаниям, к сожалению, лишь укрепляет подобную установку.
Между тем функционирование живых систем, равно как и принципы работы оборудования и методы лечения, основаны на физических явлениях и законах. За последние несколько десятилетий в медицине произошли значительные перемены, связанные прежде всего с достижениями в области фундаментальных наук и инженерных зна-
ний. На сегодняшний день медицинская отрасль объективно приобрела выраженные черты наукоемкости и высокотехноло-гичности.
В то же время наблюдается явное противоречие между тенденциями развития медицины и уровнем фундаментальных знаний практикующих врачей. Такие знания необходимо заложить студентам в самом начале их обучения в вузе, с тем чтобы последующие специальные медицинские дисциплины воспринимались через призму естественно-научного мировоззрения.
Подготовка специалистов в медицинских вузах в сфере естественных наук не претерпела каких-либо значительных преобразований за последние двадцать лет. К примеру, рекомендованные программы по физике датированы началом 1990-х гг. Преподаванию этого предмета отведено незначительное количество часов, в рамках которых изучается материал, косвенно связанный с будущей профессией.
В настоящей работе мы хотим поделиться своим опытом преподавания физики,
который появился несколько лет назад в результате внедрения нового методологического подхода. На наш взгляд, в какой-то мере он позволяет решить ряд важных задач образования, среди которых отметим системность преподавания и повышение мотивации студентов к обучению. Принципиально важно, что наша разработка не выходит за рамки отведенных часов и дидактических единиц существующего ГОС ВПО группы специальностей «здравоохранение».
Действующий образовательный стандарт большинства медицинских специальностей определяет минимум содержания основной образовательной программы по физике: «Основные законы физики. Физические явления и процессы. Физические основы функционирования медицинской аппаратуры. Устройство и назначение медицинской аппаратуры». На первый взгляд, совокупность дидактических единиц, казалось бы, отвечает существу современного образования по физике для будущих врачей. Однако трудно представить, как в рамках отведенных часов (170), из которых примерно 80% времени приходится на практические занятия и самостоятельную работу, можно качественно отразить суть теоретических и практических аспектов физики, знание которых профессионально необходимо выпускнику.
Наш предварительный опыт и опыт коллег из других медицинских вузов показывает, что из-за противоречия между широтой дидактических единиц и отведенного времени на их усвоение возникает определенный перекос в преподавании. При этом акценты в программе обучения расставляются в зависимости от материальной базы вуза и квалификации преподавателей соответствующих кафедр.
С целью минимизации перечисленных недостатков мы использовали системный подход в преподавании физики, суть которого заключается в четкой структуризации задач и форм обучения, с одной стороны, и их причинно-следственной неразрывности
- с другой. Применялись следующие формы обучения: теоретический курс в форме лекций, теоретический курс в форме интерактивного семинара, практический курс в форме инструментального лабораторного практикума, практический курс в форме виртуального компьютерного практикума и мировоззренческий курс в форме научно-образовательного семинара.
Задача теоретического курса в форме лекций с мультимедийным сопровождением состоит в изложении фундаментальных аспектов физики, имеющих непосредственное отношение к биологии и медицине. В ограниченном количестве лекций мы старались по возможности шире отразить, например, физические законы взаимодействия между атомами и молекулами, включая биологические макромолекулы; физические основы происхождения электрических и механических явлений в живой природе; аспекты термодинамики открытых систем; физические принципы, лежащие в основе работы самых современных методов диагностики и лечения. К чтению лекций были привлечены сотрудники кафедры, каждый из которых имеет опыт научных исследований в той или иной сфере знаний по предмету лекционного курса. Исходя из этого, каждый педагог представлял лекции по соответствующей теме для потоков студентов всех факультетов. Данное обстоятельство позволило унифицировать лекционный материал и повысить качество преподавания.
Задача теоретического курса в форме интерактивного семинара для групп студентов с мультимедийным сопровождением состоит в изложении основных законов физики по ключевым разделам (механика, электричество, оптика). В условиях интерактивного семинара преподаватель может не только излагать материал, но и вести диалог со студентами, обсуждать трудно усваиваемые вопросы, стимулировать учащихся к логическому мышлению и т. д. Наличие обратной связи между преподавателем и студентом, с одной стороны, повы-
154 Высшее образование в России • № 10, 2010
шает уровень знаний учащихся и, с другой - предъявляет высокие требования к квалификации педагогического персонала.
Основная задача практического курса в форме инструментального лабораторного практикума - стимулирование теоретического и практического усвоения студентами основ функционирования медицинской аппаратуры, наглядное знакомство с ее устройством. Для этого нами был разработан и создан инновационный практикум по медицинской физике. Подробно с ним можно ознакомиться в наших публи-кациях[1, 2]. Вкратце практикум содержит 10 самостоятельных работ, каждая из которых посвящена определенному методу получения информации о функционировании органов и систем человека. Особенность нашего практикума заключается в том, что освоение физических аспектов работы медицинской техники происходит на основе самообследования студентов: они самостоятельно регистрируют необходимые параметры в покое и при выполнении функциональных проб, систематизируют и анализируют данные. Аппаратная часть практикума сопряжена с компьютерной обработкой, что позволяет наглядно визуализировать измеряемые величины и сохранить их в общей базе данных.
Подобный подход позволил добиться следующих педагогических целей: 1) формирование у студентов навыков получения медико-биологической информации с использованием современных технических средств и компьютерных технологий; 2) осознание студентами того факта, что в основе функционирования живых систем и современных методов получения медико-биологической информации лежат физические законы и явления; 3) формирование у студентов убежденности в информативной ценности физических методов медицинской диагностики, их важности для понимания физиологических механизмов функционирования живых систем; 4) стимулирование интереса студентов к научно-исследовательской работе; 5) формирова-
ние у студентов навыков решения научно-практических задач в сфере социальной медицины.
Основная задача практического курса в форме виртуального компьютерного практикума состояла в закреплении на практике теоретических знаний основных законов физики. Практикум был реализован на базе компьютерного класса из 15 ноутбуков и программ лабораторных работ по физике [3].
Задача мировоззренческого курса в форме научно-образовательного семинара состояла в расширении кругозора студентов, прежде всего - в области актуальных проблем биологической и медицинской физики. На еженедельных семинарах вниманию студентов представлялись результаты собственных исследований сотрудников кафедры, а также данные работ ведущих специалистов других вузов и научных учреждений региона, которые были приглашены в качестве лекторов. Семинары носили факультативный характер.
Несмотря на использование достаточно большого количества форм обучения, мы старались разработать курсы лекций и практических занятий таким образом, чтобы по возможности связать различные аспекты образовательного стандарта в единую систему. Так, научный закон из раздела общей физики, изучаемый на интерактивных семинарах, на практических занятиях подкреплялся использованием медицинского метода на его основе. Физические явления и процессы, рассматриваемые в лекционном курсе, находили свое отражение при выполнении практических работ, связанных с количественной оценкой функционирования собственных физиологических систем. В дополнение к этому вопросы для промежуточных и итоговых контрольных мероприятий были составлены так, чтобы связать воедино теоретический и практический материал.
Медицинские вузы не готовят физиков, и мы не ставим перед собой подобную об-
разовательную задачу. Наша цель состоит в том, чтобы сформировать у студента-медика стойкое убеждение в неразрывной связи его будущей профессии с фундаментальной наукой, выработать у него потребность и умение углублять свои естественно-научные знания на протяжении всей своей профессиональной жизни. Такая организация преподавания способствует реализации компетентностного похода, фундаментали-зации знаний с одновременной практической отдачей, прикладному характеру обучения студентов медицинских вузов.
В заключение хотелось бы выразить надежду, что наш опыт преподавания физики в медицинском вузе будет полезен для коллег и учтен при разработке образовательных программ и стандартов нового поколения.
Авторы выражают свою признательность начальнику научно-методического управления УГМА доценту Русяевой Л.В. за плодотворную дискуссию и критические замечания, которые были учтены при подготовке настоящей статьи.
Литература
1. Соколов С.Ю, Чистяков А.В., ТелешевВ.А.
и соавт. Инновационный инструментальный практикум по медицинской физике для медицинских вузов // Медицинская физика. 2010. № 3(47). С. 71-84
2. Бляхман Ф.А, Соколов С.Ю, Шкляр Т.Ф.
и соавт. Руководство по медицинской физике. Екатеринбург: УГМА, 2009. 164 с.
3. Тихомиров Ю.В. Виртуальный практикум
по физике. URL: http://physicon.ru/vuz/ (дата обращения: 17.08.2010).
BLYAKHMAN F., TELESHEV V. TNE SYSTEM APPROACH IN TEACHING PHYSICS AT MEDICAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
The paper presents a description ofthe novel methodological approach for teaching ofphysics at the medical institution ofhigher education. It allows to solve a number ofimportant educational problems and increase students' motivation to the acquisition offundamental knowledge.
Keywords: higher medical education, teaching ofphysics, system approach, fundamental knowledge.
Содержание обучения
Н.П. ХОМЯКОВА, доцент иностранному языку
мгимо(У) мид рф специальности с позиций
теории контекстного обучения
В статье с позиций концепции контекстного обучения рассматривается структура содержания обучения иностранному (французскому) языку в непрофильном вузе. Она включает три аспекта: функциональный, предметный и процессуально-результативный.
Ключевые слова: контекстное обучение, функциональный аспект, предметный аспект, процессуально-результативный аспект.
Концепция контекстного обучения, бо- ти - необходимым условием ее широкого лее 30-ти лет развиваемая в научно-педа- практического использования. гогической школе А.А. Вербицкого, орга- В контекстном обучении на языке на-
нично включает в себя лучшие отечествен- уки с помощью системы дидактических ные традиции и модели образования, отве- форм и средств моделируется предметное чает требованиям компетентностного под- и социальное содержание будущей профес-хода и обладает свойством технологичнос- сиональной деятельности специалиста, а