Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ / МАТЕРИАЛЫ ОБУЧЕНИЯ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / PHILOSOPHY / TEACHING / VALUE ORIENTATIONS / TRAINING ISSUES / TEACHING MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинин Сергей Васильевич

Преподавание философии является важной составляющей современного среднего профессионального образования вне зависимости от выбора студентами дальнейшей траектории обучения. Данная дисциплина важна как для студентов гуманитарной, так и технической направленности. При этом, важнейшей частью ее преподавания является формирование программы, вписывающейся в общую программу обучения и связанной с профильными дисциплинами. Современные методики обучения предполагают как формирование, адаптированного под специальность, набора материалов обучения, так и вопросов для работы на семинарах и самостоятельной работы студентов. Кроме того, преподавание философии в учреждениях среднего профессионального образования детерминирует изменение инструментальных и терминальных ценностных ориентаций студентов. Важно подчеркнуть, что на данное изменение, помимо идей, содержащихся в программе обучения, существенное влияние оказывает личность преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кручинин Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching philosophy to secondary vocational education students

Teaching philosophy is an important component of modern secondary vocational education, regardless of the choice of students of the further trajectory of training. This discipline is important both for students of humanitarian and technical orientation. At the same time, the most important part of its teaching is the formation of a program that fits into the overall curriculum and is associated with core disciplines. Modern teaching methods involve the formation of a set of teaching materials adapted to the specialty, as well as questions for working at seminars and independent work of students. In addition, teaching philosophy in institutions of secondary vocational education determines the change of instrumental and terminal value orientations of students. It is important to emphasize that this change, in addition to the ideas contained in the curriculum, is significantly influenced by the personality of the teacher.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

11. Профессиональная ориентация в системе высшего инклюзивного образования : учебное пособие / Волкова К.А., Дегтярева В.В., Дегтярева Т.Н., Сутырина М.П. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. -167 с.

12. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

13.Старобина Е.М. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья / Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская, И.Е. Кузьмина. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016.-351 с.

И.Штеймарк О.В. Педагогические условия эффективного использования компьютерных технологий в педагогическом процессе // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2008_1/Shteimark.pdf (дата обращения: 15.05.2019).

15.Seamans Р. (1996). A socio-anthropological perspective of American deaf education. Diogenes Vol. 44/3, No. 175,41 -53.

16.Sparrow R. (2005). Defending Deaf culture: the case of cochlear implants. The Journal of Political Philosophy Vol. 13, No. 2, 135 - 152.

m

i-H

о cu

-0 Q-

LQ <

CO CO

TEACHING PHILOSOPHY TO SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS

Kruchinin Sergey Vasilievich, PhD of Philosophical science, Associate Professor, Lecturer, Department of Applied Mathematics and Natural Sciences, Noyabrsk Institute of OH and Gas (branch), Tyumen Industrial University, Noyabrsk

Teaching philosophy is an important component of modern secondary vocational education, regardless of the choice of students of the further trajectory of training. This discipline is important both for students of humanitarian and technical orientation. At the same time, the most important part of its teaching is the formation of a program ¡^¿^T that fits into the overall curriculum and is associated with core disciplines. Modern teaching methods involve the ' formation of a set of teaching materials adapted to the specialty, as well as questions for working at seminars and independent work of students. In addition, teaching philosophy in institutions of secondary vocational education determines the change of instrumental and terminal value orientations of students. It is important to emphasize that this change, in addition to the ideas contained in the curriculum, is significantly influenced by the personality of the teacher.

Keywords: secondary vocational education; philosophy; teaching; value orientations; training issues; teaching materials.

s

281

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Преподавание философииявляе тся важной составляющей современного среднего профессионального образования вне зависимости от выбора студентами дальнейшей траектории обучения. Данная дисциплина важна как для студентов гуманитарной, так и технической направленности. При этом, важнейшей частью ее преподавания является формирование программы, вписывающейся в общую программу обучения и связанной с профильными дисциплинами. Современные методики обучения предполагают как формирование, адаптированного под специальность, набора материалов обучения, так и вопросов для работы на семинарах и самостоятельной работы студентов. Кроме того, преподавание философии в учреждениях среднего профессионального образования детерминирует изменение инструментальных и терминальных ценностных ориентаций студентов. Важно подчеркнуть, что на данное изменение, помимо идей, содержащихся в программе обучения, существенное влияние оказывае т личность преподава теля.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; философия; преподавание; ценностные ориентации; вопросы обучения; материалы обучения.

УДК 372.8 ВАК РФ 13.00.02

© Кручинин С.В., 2019

В первую очередь необходимо различать профессионально-технические училища (ПТУ) и учреждения среднего профессионального образования (техникумы и колледжи). Так, если первые относятся к начальному профессиональному образованию, то вторые -могут являться как независимыми образовательными учреждениями, так и первой ступенью высшего профессионального образования. При этом, зачастую возникают ситуации, когда обучающийся принимает решение о выборе своей дальнейшей образовательной стратегии уже после окончания учреждения среднего профессио-

КРУЧИНИН Сергей Васильевич, кандидат философских наук, доцент, преподаватель, кафедра Прикладной математики и естественнонаучных дисциплин, Ноябрьский институт нефти и газа (филиал), Тюменский индустриальный университет, Ноябрьск

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

282

нального образования. В связи с чем, программа обучения должна одновременно учитывать интересы обучающихся, которые продолжат и не продолжат свое дальнейшее образование [1].

Характеризуя заведения среднего профессионального образования, необходимо четко выделитьдва принципиально различных класса [1]:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки. Длительность программ обучения 2-3 года, в зависимости от программ;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углублённой подготовки. Длительность программ обучения до 4 лет.

Таким образом, преподавание философии в учреждениях среднего профессионального образования существенно различается в связи с различием форматов образования. Основной целью преподавания философии при этом является формирование профессиональной грамотности студента. Особенно данный вопрос актуален для студентов гуманитарных специальностей. Однако обучение технических специалистов также касается данной проблематики [4].

Важно отметить, что большинство обучающихся по программам среднего специального образования относятся к социальной группе - молодежь. Таким образом, они находятся на этапе формирования личности. Философия как дисциплина, предполагающая площадку для дискутирования и высказывания своего мнения, играет существенную роль в этом процессе. Происходит это по трем ключевым причинам [5].

Философия -дисциплина, предполагающая изучение глубоких по смыслу текстов, которые редко или крайне редко изучаются молодыми людьми без принуждающей силы. По сути, это изучение текстов и их содержания, которые позволяют развить читающего. Особенно важно это в настоящее время, когда большая часть молодых людей активно пользуются гаджета-ми и социальными сетями, читают крайне мало или читают краткие пересказы первоисточников, отдельные мысли, вырванные из контекста. Речь идет о многих проблемах, основными

из которых являются существенное снижение скорости чтения, а главное - восприятия знаний. Знания подменяются информацией, которая постоянно устаревает. При этом, фундаментальные знания перестают цениться. В результате всего названного, у современных студентов среднего профессионального образования слабо формируется картина мира, умение ее дополнять и анализировать. Взамен формируются компетенции, указанные в профессиональных стандартах и востребованные на рынке труда. Иными словами, современный вектор образования нацелен на создание профессионалов, а не на развитие личности. Философия одна из немногих дисциплин, которая способствует формированию и развитию личности. Во многом это детерминировано сложностью изучаемых текстов и предметов, а также глубиной получаемых знаний [3].

Второй причиной является развитие умения аргументировать свою позицию. Философия как дисциплина - площадка для дискуссий и аргументированного высказывания своей позиции. Она позволяет одновременно опираться на базовые тексты и связывать их с реальностью, актуальной для обучающихся. В результате подобного симбиоза развивается умение не только реферировать тексты, но и публичных выступлений, и аргументации [3].

Третьей причиной является развитие критического мышления при освоении базовых текстов, при их докладах, а также при освоении высказываний других студентов. По сути речь идет о развитии нового формата коммуникации, который пригодится студентам в будущем вне зависимости от выбора траектории обучения и профессионального роста. Важно подчеркнуть, что критическое мышление развивается за счет дискуссии на заданную тему в привязке к актуальным для студентов вопросам. Преподавание философии во многом заключается в помощи студентам как в выборе наилучших аргументов, так и в умении их правильно формализовать. Так же преподаватель должен предлагать темы для свободной дискуссии по ним на основе изученного материала.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что помимо важности и актуальности самого предмета, помогающего сформировать личность, а не только набор компетенций, важнейшим аспектом является методология и методика преподавания. Методология преподавания философии студентам среднего профессионального образования детерминирует общую стратегию обучения и ее вектор. В то

время как методика представляет набор конкретных действий, направленных на ее реализацию [6].

Методология преподавания обязательно должна учитывать конкретных слушателей предмета. Так, для студентов-гуманитариев цель изучения философии заключается в развитии критического мышления, умения аргументировать свою позиции, а также изучения остальных дисциплин согласно методикам, принятым в гуманитарных науках. В то время как для студентов технических специальностей основной целью является развитие критического мышления и умения его применять к различным областям знаний. В связи со столь различающимися целями обучения, для студентов различных направлений составляются специальные сборники текстов и дополнительных заданий и материалов. Так, для гуманитариев основами формирования сборников текстов являются труды классической европейской философии, социальной философии, этики и эстетики, а также философии Востока, современной западной философии, российской философии. В то время как для студентов технических специальностей базой является классическая европейская философия, российская философия, а также философия науки и техники. Важно отметить, что такие базовые источники, как труды Платона, Аристотеля, К. Маркса, И. Канта, О. Дюркгей-ма, Г. Зиммеля есть основополагающие для студентов всех направлений обучения.

Переходя к образовательной методике, необходимо отметить, что первым этапом является подбор текстов. Учитывая, что общая их тематика и направленность детерминированы методологией, методика позволяет формировать непосредственный набор текстов. Важно отметить, что современные молодые люди не привыкли и имеют мало опыта в прочтении и анализе объемных текстов. В связи с этим, необходимо использовать три ключевых принципа составления текстов [9]:

1) использовать небольшие произведения всех ключевых авторов;

2) из крупных текстов выделить ключевые фрагменты и составить на их основе хрестоматию;

3) представить учебник с краткой характеристикой ключевых трудов и идей основных авторов, который должен быть изучен до чтения основных текстов.

Подобная структура организации материала позволяет студентам оптимальным образом изучать преподаваемую дисциплину, тра-

тя на нее разумное количество времени. По сути, происходит планомерное погружение и вовлечение студентов в образовательный процесс, изучение необходимого материала при отсутствии перегрузки по изучению текстов, сложных для освоения.

Второй важнейшей методикой, применяемой при изучении философии студентами среднего профессионального образования, является грамотное составление вопросов для семинарских и самостоятельных заданий [8]. Такие вопросы должны покрывать два ключевых направления. Первое направление - это повторение и закрепление изученного материала. В то время как второе - умение связывать изученный материал с актуальными вопросами современности. Подобная методика развивает как критическое мышление, так и навыки практического прикладного анализа. Осмысление современных ситуаций и проблем в контексте различных философских подходов позволяет формировать не только компетенции студентов, но и развивать их личностные качества [6].

Примерами вопросов второго направления могут быть:

- Проанализируйте фильм Матрица в контексте философии Платона и Аристотеля.

- Приведите пример проявления отношения к конфликту в семье сточки зрения философской школы стоицизма.

- Сравните существующую систему работы и трудоустройства с философскими идеями К. Маркса, укажите общие черты и различия.

- Охарактеризуйте мобильные операционные системы, ¡OS и Android, сточки зрения философии Э. Каппа.

Подобные вопросы позволят студентам не только глубже ознакомиться с изучаемым материалом дисциплины, но и усвоить его на прикладных, актуальных вопросах и задачах, а также связать процесс обучения с реальностью и специальностью.

Кроме того, необходимо отметить, что процесс ответа и обсуждения философских вопросов тесно связан с процессом самоопределения молодых людей. Этот процесс у студентов среднего профессионального образования очень актуален, как в связи с возможностью продолжать дальнейшее обучение, так и с возрастной периодизацией. По сути, изучение философии позволяет молодым людям определиться как с траекторией обучения, так и с профессиональным развитием, сформировать ключевые жизненные лонгитюдные и краткосрочные ценностные ориентации.

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

284

Для анализа последних, интересным инструментарием является тест М. Рокича, который различает два класса ценностей - терминальный и инструментальный. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться [2]; инструментальные ценности - как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Природа человеческих ценностей, по Роки-чу [7]:

- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

- ценности организованы в системы;

- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Применительно к изучению философии студентами среднего профессионального образования, можно суверенностью сказать, что грамотный подбор методологии и методики обучения позволит сформировать более идентичные терминальные и инструментальные ценности студентов. При этом, какими именно они будут - будет зависеть от вектора, детерминированного конкретным преподавателем и отеголичного уровня влияния на группу студентов. Так, если его личное влияние оценивается как высокое и положительное, то ценности будут в большинстве своем стремиться к позиции, озвученной в процессе обучения. Если влияние оценивается как высокое отрицательное, то динамика трансформации ценностных ориентаций студентов будет максимально отдаляться от позиции, озвучиваемой преподавателем. В случае, если влияние слабое, вне зависимости от того, положительное оно или отрицательное, существенного изменения ценностных ориентаций не будет.

В заключение необходимо отметить, что преподавание философии обучающимся среднего профессионального образования является важной задачей вне зависимости от профиля обучения. Методология, а в частности цели обучения детерминированы форматом обуче-

ния, продолжительностью и специальностью, по которой проходит обучение. Образовательные методики, заключающиеся в подборе и сборе материалов, его структурировании, а также в общении со студентами на актуальные для них темы, связанные с вопросами образовательной программы дисциплины, позволяют наладить коммуникацию и оказать фактическое влияние как на развитие навыков и компетенций обучающихся, так и на развитие личности. Важную роль в результатах процесса обучения играет трансформация ценностных ориентаций студентов, которая одновременно детерминирована программой обучения, ее базовыми идеями и личным влиянием преподавателя. Основным результатом обучения философии для студентов всех специальностей является развитие критического мышления.

Литература:

1. Власюк И.В., Казакова А.Ф. Принципы и методика формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе среднего профессионального образования // Известия ВГПУ. - 2015. - №1 (96). - С. 21-27.

2. Воронова А. Г. Становление жизненной позиции подростка через ценностные ориентиры М. Рокич // Азимут научных исследований: педагогика и психология.- 2016.-Т.5.- №.4(17).- С. 98-100.

3. Гусев Д. В., Есипова Н. Д. Активные формы преподавания философии в вузе // Проблемы современного образования. - 2017. - №. 4. - С. 27-34.

4. Карелин В.М., Кузнецова Н.И. Предмет философии как проблема в регистре современности: стилистика учебного курса // Вестник РГГУ. Серия "Философия. Социология. Искусствоведение". -2017. - №4-2 (10). - С. 298-305.

5. Кондратьева С. Б. Зачем студенту философия: проблемы преподавания философии в высшей школе // Проблемы современного образования. -2018.-№.2.-С. 27-32.

6. Мамедов А. А., Ромашкин К. И. К вопросу о преподавании философских дисциплин в университетах // Научные открытия в эпоху глобализации. -2016.-С. 210-212.

7. Таланова К. А. Теории ценностей в классической и современной социологии // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. - 2017. -С. 594-601.

8. Троицкая И.А. Вопросы совершенствования образовательных стандартов в преподавании дисциплины "основы философии" в учреждениях среднего профессионального образования // Вестник научных конференций. - 2015. - № 2-6 (2).-С. 136-139.

9. Хурманенок Д.А. Особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин в системе СПО города Москвы// Вестник РМАТ. - 2017.- №2. - С. 96-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.