ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Преподавание дисциплины по выбору: принципы комплексного и творческого подходов
Т. В. Семыкина*
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей системы подготовки будущих профессиональных политологов на кафедре «Общая политология», на факультете социологии и политологии в Финансовом университете. Автором раскрывается практический опыт преподавания дисциплины по выбору «Политические системы развитых стран Запада». Рассматриваются принцип комплексного подхода в обучении, принцип творческого подхода в процессе подготовки студентов-политологов. Особое внимание уделено вопросу методического мастерства в процессе преподавания дисциплины по выбору.
Ключевые слова: качество образования; комплексный подход в обучении; компетентност-ный подход; творческий подход; принципы обучения.
Задача повышения качества российского высшего профессионального образования и усиления его инновационного характера ставит на повестку дня практические вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов мирового уровня, профессионалов высокого класса. Это в полной мере распространяется на задачу подготовки профессиональных политологов на факультете социологии и политологии в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. Одна из ведущих кафедр на данном факультете — кафедра «Общая политология» — в полной мере осознает всю серьезность, полноту ответственности, сложность и масштабность стоящих перед коллективом задач.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 768 формулирует совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030200 Политология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) РФ1.
Многолетний опыт преподавания дисциплин по выбору на кафедре «Общая политология» Финансового университета позволяет сформулировать целостную концепцию по реализации системного, комплексного подхода
* Семыкина Татьяна Васильевна — кандидат философских наук, доцент кафедры «Общая политология» Финансового университета. E-mail: [email protected].
1 См.: Приказ от 21 декабря 2009 г. № 768 об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 политология (квалификация (степень) «бакалавр») [электронный ресурс] URL: http://www.fgosvpo.m/uploadfiles/fgos/3/20111115115226.pdf (дата обращения 10. 06. 2013 г.).
к организации учебно-воспитательного процесса. Данная содержательная концепция органично включает в себя три основных элемента.
1. Цели и задачи изучения дисциплины по выбору.
2. Профессиональные и общекультурные компетенции, формируемые у студентов в процессе изучения дисциплины по выбору.
3. Формы и методы, используемые в процессе преподавания.
Важнейшей методической особенностью преподавания дисциплины по выбору «Политические системы развитых стран Запада» является реализация системного, комплексного подхода в процессе изучения и познания каждой конкретной научной темы.
Главной дидактической задачей в процессе преподавания дисциплин по выбору выступает раскрытие гносеологического (познавательного), нормативно-ценностного, культурно-образовательного и воспитательного потенциала политической науки.
Основной целью современной высшей школы и процесса организации учебной деятельности является воспитание трудолюбивой, любознательной, всесторонне развитой и творческой личности каждого студента. Это предполагает умение дойти до каждого обучающегося, сформировать в нем желание учиться продуктивно, с усердием, с живым интересом, с наибольшей отдачей сил и затрат времени. Для решения этой непростой задачи от преподавателя требуется умение владеть широким спектром педагогических приемов и значительным арсеналом методических приемов и средств обучения. Обучающиеся студенты, как показывает многолетний опыт, хорошо воспринимают учебную информацию именно в игровой, состязательной и азартной форме. Проведение учебно-деловых игр и иных форм самоорганизации студентов в процессе познавательной деятельности служит в этом отношении весьма эффективным средством обучения.
Важными особенностями общественных наук являются их огромная мировоззренческая ценность и воспитательная роль. В этом смысле политическая наука выступает на передовых рубежах формирования духовного
мира личности студента, обладающего высоким уровнем политической культуры, социальной ответственности и активной жизненной позицией.
Важным условием воспитания студентов сознательными гражданами и патриотами своей страны служат освоение и овладение молодым поколением системой высших социальных и духовных ценностей не только российского общества, но и всей человеческой цивилизации. Система вечных, общечеловеческих ценностей включает в себя такие фундаментальные понятия: мир, любовь, духовность, нравственность, человеколюбие, гуманизм, вера, любовь к Отечеству, дружба, сплоченность, солидарность, взаимопомощь, коллективизм, интернационализм; уважение достоинства личности, ее прав и свобод. Усвоение каждым студентом системы высших духовных ценностей входит в общую для всех общественных наук культурно-воспитательную задачу формирования у обучающихся общекультурных компетенций.
Каждой гуманитарной дисциплиной эта задача решается по-своему. К примеру, в политической науке среди важнейших принципов демократической власти особо рассматривается проблема реализации принципа гуманизма в качестве базисного и фундаментального принципа в государственно-политической практике, в политике и политических процессах. Особенно серьезное внимание на кафедре «Общая политология» в процессе преподавания дисциплин по выбору уделяется вопросам огромной социальной и морально-нравственной ответственности политических лидеров и политической элиты страны за качество и эффективность принимаемых стратегических политических, экономических и финансовых решений, затрагивающих судьбы миллионов людей. Это обстоятельство требует наличия у правящей элиты таких важных профессиональных и нравственных качеств: политической мудрости, патриотизма, честности, блестящего образования, подлинной справедливости, гуманности и интеллигентности. Решение задачи воспитания национально ориентированной политической элиты предполагает обучение студентов
основным принципам гуманного мировоззрения, социального моделирования и творчества в соответствии с высокими духовными идеалами, выработанными человечеством. Речь идет о формировании у студентов как будущей экономической и политической элиты страны специальных профессиональных компетенций, владении культурой мышления и освоении системы общечеловеческих ценностей. На конкретном примере преподавания дисциплины по выбору «Политические системы развитых стран Запада» рассмотрим компетенции, формируемые в процессе подготовки бакалавров.
В рабочей программе учебной дисциплины по выбору «Политические системы развитых стран Запада» сформулированы следующие целевые установки и основные требования к результатам освоения дисциплины.
1. Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:
• формирование у студентов научного мировоззрения, политического мышления, высокой политической культуры;
• развитие умения анализировать особенности политических систем стран Запада, политико-экономические процессы в современном мире;
• овладение системой общечеловеческих ценностей, гуманистическими идеалами.
Задачи дисциплины:
• глубокое и всестороннее освоение студентами особенностей политических систем развитых стран Запада, их роли в современном мире;
• приобретение практических навыков анализа различных моделей демократии, внутренней и внешней политики западных государств;
• понимание сущности современных международных отношений, политических процессов;
• выработка умения разбираться в содержании политических процессов в современном мире.
2. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы (ООП) Дисциплина «Политические системы развитых стран Запада» является дисциплиной
по выбору и изучается на базе дисциплины «Политология». Она входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин по направлениям: 080100.62 «Экономика», профиль «МЭО», 030200.62 «Политология»; 230700.62 «Прикладная информатика» (программа подготовки бакалавров).
Дисциплина «Политические системы развитых стран Запада» базируется на знаниях, полученных студентами в ходе освоения политической теории в рамках курса «Политология».
1. Требования к результатам освоения дисциплины В совокупности с дисциплиной «Политология» дисциплина «Политические системы развитых стран Запада» обеспечивает инструментарий формирования следующих профессиональных компетенций бакалавра экономики:
• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
• способность собирать и анализировать исходные данные о структуре и сущности политических систем развитых стран Запада (ПК-1);
• способность осуществлять сбор и обработку данных о взаимосвязи и взаимодействии политики и экономики в западных государствах (ПК-2);
• способность выявлять специфику особенностей внутренней и внешней политики развитых западных государств (ПК-3).
В результате освоения содержания дисциплины «Политические системы развитых стран Запада» бакалавр должен:
• знать особенности политических систем развитых стран Запада;
• уметь анализировать и выявлять специфику моделей демократии развитых стран Запада;
• знать особенности политической культуры, основные направления внутренней и внешней политики западных государств;
• владеть навыками анализа международной политики государств на современном этапе;
• понимать сущность политических процессов, происходящих в современном мире на глобальном уровне, и прогнозировать их возможное развитие в бу-дущем2.
Формирование всех вышеперечисленных общекультурных и профессиональных компетенций осуществляется в учебно-воспитательном процессе на основе следующих четырех базовых принципов.
1. Творческий подход.
2. Компетентностный подход.
3. Индивидуальный подход.
4. Командный принцип (формирование команды для выполнения учебного задания).
Чтобы быть высококвалифицированными и конкурентоспособными специалистами на рынке политических услуг, профессиональные политологи должны достаточно глубоко знать мировой зарубежный опыт демократического строительства, конституции зарубежных стран в части высших государственных ценностей, овладеть системой знаний о эволюции российской цивилизации с точки зрения исторического опыта и современной ситуации, а также динамики и перспективы развития политической и экономической систем. Высокий уровень политической культуры и нравственности, прочное гуманистическое мировоззрение и убеждения основываются на знакомстве с системой основных общечеловеческих ценностей и идеалов, выработанных человеческой цивилизацией на протяжении тысячелетий. Разносторонние научные знания о политических системах и их особенностях функционирования, политических процессах в современном мире являются прочной базой для профессиональной эрудиции и компетентности будущих политологов. Активная жизненная позиция, общественно-политическая реализация спе-циалистов-политологов немыслимы без умения выделять главное, видеть социальные
приоритеты, самостоятельно формулировать концепцию как форму организации научного знания; правильно трактовать особенности взаимодействия современной политической и экономической систем; прогнозировать социальные тенденции в развитии современного российского общества.
Без осознания всей сложности, противоречивости и неоднозначности развития мирового политического процесса, серьезности международной обстановки, остроты современных международных проблем невозможно выработать чувство высокой социально-политической ответственности за происходящие глубинные процессы в мире в целом и современной России в частности. Высшие духовнонравственные и социально-политические ценности российского общества, закрепленные в обычаях, традициях, нормативно-правовых актах и Основном законе нашей страны, безусловно, являются главным идейно-политических ориентиром для практической деятельности профессиональных политологов. Овладение передовой научной методологией и технологией разработки грамотных политических стратегий и эффективных политических решений служат надежной гарантией продуктивности и высокого качества практических управленческих действий.
Использование современных передовых инновационных походов и методов научного изучения и глубокого исследования политических процессов и явлений повышает шансы научности политических стратегий и эффективности политических прогнозов. В процессе преподавания дисциплины по выбору уделяется особое внимание инновационным технологиям обучения, основанным на компетентностном подходе, а также развивающей педагогике, когда студент из объекта обучения становится субъектом творчества; превращается из «обучаемого» в «обучающегося». Среди важнейших требований к результатам освоения учебной дисциплины по выбору следует назвать в первую очередь навыки, умения и способности
2 Семыкина Т. В. Политические системы развитых стран Запада: Рабочая программа дисциплины (программа подготовки бакалавра). М.: ООП «Издательство Финансового университета», 2010. С. 4-7.
студентов анализировать важнейшие политические и социально-экономические проблемы и процессы современности; обобщать полученный материал, выстраивать свою концепцию при изложении найденной ими научной информации. Важно научить студентов не только навыкам научно-исследовательской работы и оформления полученных научных данных, но и постановке цели и выбору путей ее достижения.
Каждый студент к зачету по дисциплине по выбору обязательно должен подготовить научный доклад с презентацией по политической системе конкретной страны, используя отечественные и зарубежные источники информации. Навыки подбора и оформления необходимой информации могут сформироваться у студентов только в процессе практических упражнений и тренингах со временем. В процессе подготовки научного доклада важно обучить студентов умению логически верно, аргументированно, последовательно строить свое научное сообщение и устное выступление. В результате изучения дисциплины по выбору «Политические системы развитых стран Запада» каждый студент должен сам выбрать тему, суметь подготовить добротный аналитический отчет или самостоятельный информационный обзор по конкретной политической системе какого-либо государства, раскрыть характер и динамику развития его политической и экономической системы. Кроме того студенты должны разбираться в сущности современных международных отношений и механизмах межгосударственного регулирования экономических и политических отношений.
В процессе изучения дисциплины по выбору «Политические системы развитых стран Запада», как показывает опыт, наиболее интересной и насыщенной формой подготовки самостоятельных студенческих проектов, научных докладов по той или иной стране является коллективная работа студентов в составе двух или трех человек. Здесь проблемы политики, экономики, культуры и международных
отношений рассматриваются в тесной кооперации и органической взаимосвязи. В данном случае команда из двух-трех человек совместно делает комплексный анализ политической и экономической системы конкретного государства, проявляя при этом готовность к кооперации и желание работать сплоченно в одном коллективе.
Совместная научная работа студентов сопровождается поиском наиболее содержательных, интересных, ярких и эмоционально выразительных средств художественного воплощения основных идей в презентациях. В дружном коллективе легче выработать полную и целостную картину развития политических и социально-экономических процессов, протекающих в той или иной стране, а также спрогнозировать их возможное развитие в будущем. Конечно, выявление тенденций развития политических явлений и процессов в современном мире возможно лишь на хорошей эмпирической базе, с использованием студентами отечественных и зарубежных источников информации, Интернет-ресурсов, статистических данных о социально-экономических и политических процессах современности.
Именно поставленные цели и задачи требуют от юных исследователей желания осуществлять сбор, анализ и обработку научной информации и базы данных по конкретной теме. Способности анализировать и интерпретировать полученные данные о социально-экономических показателях развиваются у студентов постепенно, в процессе выполнения практических заданий и самостоятельных научных проектов. Но при этом очень важно ориентировать студентов на самостоятельную творческую деятельность и поиск собственных форм самовыражения. Необходимо знать: «Принципом существования национальной культуры является оригинальность и неповторимость индивидуального авторского замысла, личность, обладающая собственным видением мира и только ей присущей стилистикой и манерой самовыражения»3.
3 Межуев В. М. Гуманитарная наука и идеология» // Российская гуманитарная наука: генезис и состояние. Материалы постоянно действующего научного семинара. Вып. № 2. М.: Научный эксперт, 2007. С. 18-19.
Сам учебно-воспитательный процесс по формированию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций начинается с выработки преподавателем определенной учебно-воспитательной стратегии с учетом поставленных научных задач (целевой принцип). На основе выработанной учебно-воспитательной стратегии и в ее рамках на базе системного принципа определяются конкретные меры, разрабатываются практические учебные задания, перечень вопросов и логических заданий по каждой научной теме. Такая целостная и всесторонняя концепция организации учебно-воспитательного процесса строится на принципе адекватности учебных и научных мероприятий его главным воспитательным целям и задачам в соответствии с духом времени. В самих практических действиях профессорско-преподавательского состава должен соблюдаться принцип приоритетности в вышеперечисленных подходах.
Степень новизны и качество научно-исследовательской работы студентов могут быть измерены рядом параметров в каждой конкретной ее форме — научные доклады, рефераты, курсовые работы. Критерии степени новизны темы научного исследования и их результатов должны отвечать современному мировому уровню высшего образования. Научное руководство подготовкой студентами докладов и рефератов включает в себя ряд этапов.
1. План и структура научного исследования.
2. Актуальность темы и степень ее раскрытия.
3. Логика изложения материала.
4. Творческий подход в процессе исследования темы и достигнутые научные результаты.
Формирование прочных навыков научного и всестороннего анализа политических систем западных стран начинается именно с освоения методики и методологии научного познания сложных политических процессов современности.
В этом отношении весьма продуктивными оказываются семинарские занятия, как «фабрики мысли», на которых апробируются первые научные доклады студентов и устраивается коллективный «разбор полетов».
Практические занятия служат своеобразной лабораторией самостоятельных научных проектов студентов, интеллектуальными центрами по совершенствованию научно-исследовательской работы. Студенты все больше оттачивают свое методическое мастерство и ораторское искусство, развивают критичес-ки-аналитический взгляд на собственный научно-исследовательский труд, учатся умению комплексно и всесторонне рассматривать любое политическое явление или процесс общественно-политической жизни.
В ходе коллективного обсуждения каждого научного доклада преподаватель ориентирует студентов на глубину научных исследований, акцентирует внимание на многофакторный анализ познания свойств и особенностей сложного явления или процесса, его сущности и базовых характеристик. Студенты постепенно обучаются детально изучать главные характеристики и основные аспекты и закономерности развития современных политических систем, сравнивать различные модели демократии и политические институты. Политические системы развитых стран запада студенты анализируют под углом зрения их динамического развития, начиная с краткого исторического экскурса становления государства, его генезиса и эволюции; характеристики особенностей менталитета народа и политической культуры общества. Становление и зарождение демократической формы правления в той или иной стране дополняется анализом внешних политических условий и международной среды. Умение использовать конкретно-исторический подход и применять системный анализ для изучения конкретной политической системы западного государства, научного познания политических процессов служит залогом создания полной и всесторонней картины изучаемого объекта:
1) исторические корни возникновения, функционирования данного политического явления;
2) его динамика и процесс развития;
3) направленность и интенсивность политического процесса, его особенности и перспективы;
4) прогнозирование результатов его развития.
Обсуждение научной проблемы в студенческой группе с позиций системного анализа предполагает всесторонний учет не только внутренних исторических условий, но и внешних, международных условий. Особое внимание при анализе политических процессов, протекающих в той или иной стране, уделяется действию национальных и религиозных факторов во внутренней политике государства, особенностям менталитета, культурно-историческим особенностям и традициям.
Уровень политической культуры общества, степень его урбанизации, образования и просвещенности граждан, степень их политической зрелости и социальной активности — все эти обстоятельства в каждой стране накладывают свой особый отпечаток на специфическое проявление и характер протекания политических процессов и явлений. Всесторонний анализ структуры и функций политической системы, конкретных политических институтов той или иной страны обязательно завершается изучением тенденций политического развития.
Мало всесторонне рассмотреть тот или иной политический феномен в статике — важно показать его в динамике, в процессе развития. Умение завершить всесторонний и системный анализ политических процессов грамотным и взвешенным политическим прогнозом, выявлением нескольких вариантов их развития (с учетом позитивного и негативного сценария развертывания событий) является показателем высокого исследовательского мастерства автора научного проекта.
Но проявлением самого «высшего пилотажа», безусловно, является разработка конкретных практических рекомендаций по совершенствованию реальной, сложившей политической практики, в первую очередь, в России. Способность видеть наиболее актуальные политические проблемы в современном обществе и формулировать способы их решения в условиях стремительно меняющихся политических ситуаций отличает настоящих профессионалов-аналитиков.
Научно-практический и прикладной характер социально-политического знания находит свое выражение в выработке учеными, экспертами системы конкретных мер, путей и политических рекомендаций по совершенствованию всех сфер жизни современного российского общества. Повышению эффективности принимаемых политических и стратегических решений на высшем уровне управления общественными процессами служат именно тщательно продуманные, научно выверенные и практически верные политические прогнозы и рекомендации ученых-ис-следователей.
Выдвижение новых оригинальных идей и нестандартных решений в результате проведения прикладных политологических исследований политических процессов в жизни современного общества свидетельствует о зрелости научных проектов, их практической направленности и «заточенности» на оптимизацию принимаемых управленческих решений. Очень важен анализ текущего состояния того или иного политического явления в единстве с видением перспектив его развития, логическим завершением или перерастанием в новую фазу развития. В этой связи представляется важным положение, высказанное проф. С. С. Сулакшиным, генеральным директором Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования по вопросу о ключевых целях государственной политики: «Преобладание интересов олигархического бизнеса, транснациональных корпораций, мировых центров — это ослабление Российской Федерации как научно-технической, обороноспособной державы не по риторике, а по результатам и трендам. Это закрепление сырьевой ориентации, что в статистическом отображении видно весьма наглядно. Это фактическое пренебрежение здоровьем, жизнями россиян, регионов страны, что доказывается уменьшением населения страны. С другой стороны, научный анализ показывает возможность установки иных идейно-ценностных функций цели в государственной политике. Таких, как национальная безопасность, национальные интересы, территориальная
целостность, уровень жизни населения, экономический рост и долгосрочная устойчивость развития, несырьевая модель подъема экономики»3.
Исключительно важным делом для совершенствования функционирования современного российского общества является использование результатов научных политических исследований для улучшения реальной политической практики, оптимизации принимаемых политических и стратегических решений. Умение формулировать правильные и точные научные выводы во многом зависит от степени развитости творческого мышления исследователя, уровня его духовной и гражданской зрелости, а также социальной ответственности. Все эти качества формируются у молодежи в процессе обучения и образования, в том числе на основе подготовки студентами самостоятельных проектов, научных исследований.
Дисциплины по выбору помогают студен-там-политологам яснее видеть свои профессиональные перспективы; учиться рассматривать проблемы в динамике, в развитии политических процессов, причем, именно через призму реальных политических и экономических проблем. Активное привлечение студентов к разработке самостоятельных проектов способствует формированию у них не только навыков научно-исследовательской работы, но и умений уверенно публично выступать, вести диалог, четко и доходчиво излагать свою позицию, не бояться микрофона и большой аудитории.
Важной стороной подготовки научного доклада является также красивая, искусно выполненная, красочная презентация. Умение использовать мультимедийные средства обучения помогают придать научному студенческому выступлению особую и неповторимую завершенность, поскольку каждый авторский проект всегда носит оригинальный и самобытный творческий характер. Уровень подготовки студентов во многом зависит от морально-психологического настроя, доброжелательной, творческой атмосферы на учебных занятиях. Роль
преподавателя-энтузиаста поистине трудно переоценить, поскольку именно увлеченность научного руководителя, его любовь и уважение к студентам позволяют им выработать позитивное отношение к науке, в полной мере раскрыть свой творческий потенциал, сформировать положительную мотивацию к занятиям научно-исследовательской деятельностью. Известно высказывание о том, что «звезды зажигают другие звезды». Опытный и мудрый педагог знает, как правильно учить аналитике, зажечь у молодых людей искру научного азарта, поддержать первые ростки юных дарований, придать им смелость, импульс и интерес к занятиям исследовательской работой.
И в этом отношении именно дисциплины по выбору, читаемые на кафедре «Общая политология», помогают студентам успешно осуществить собственный поиск актуальной научной темы и нахождение любимой научноисследовательской проблематики, постепенно освоить в полной мере методологический инструментарий и научный аппарат, привить интерес к систематической и продуктивной исследовательской деятельности.
Студентов, как показывает опыт, очень интересуют наиболее актуальные и животрепещущие вопросы политической теории и практики: Что происходит в современном мире, в мировой политике и экономике, в мировых финансах? Какое политическое будущее ожидает нынешнее поколение? Молодежь являются наиболее эмоциональной, отзывчивой и возбудимой частью населения в любой стране. Ее познавательный и практический интерес никогда не должен угасать, а по мере усвоения нужной научной информации о реальных процессах современности только усиливаться и возрастать. Изучая особенности различных политических систем развитых стран, студенты обучаются через призму политической системы глубже смотреть на экономику: Как в каждой политической системе реализуется экономическая политика? Какие правительственные решения помогают придать импульс экономическому развитию
3 Сулакшин С. С. Гуманитарные науки как фабрики мысли // Российская гуманитарная наука: генезис и состояние. Материалы постоянно действующего научного семинара. Вып. № 2. М.: Научный эксперт, 2007. С. 95.
и социальным процессам в той или иной стране? Каковы особенности законодательной базы для осуществления экономических реформ и политической модернизации? Как характер политического режима взаимосвязан с уровнем экономического развития государства? В чем источники экономического процветания скандинавских государств? Каким образом политическая культура гражданского общества сказывается на экономическом развитии государства? Каковы особенности антикризисных программ правительств в развитых странах Запада в условиях мирового финансово-экономического кризиса? Эти и многие другие теоретические и практические вопросы, волнующие будущих политологов, находят полное и всестороннее рассмотрение именно в процессе изучения дисциплины по выбору «Политические системы развитых стран Запада».
Будущие специалисты в сфере политической науки обучаются выходить на актуальные проблемы, не бояться трудностей при рассмотрении наиболее сложных и острых практических вопросов, пытаться находить на них правильные ответы, формулировать пути и методы решения наиболее сложных теоретических проблем. Изучение позитивного зарубежного опыта в сфере экономической политики помогает студентам осуществлять сравнительный анализ, задумываться над вопросом о выработке конкретных практических рекомендаций по улучшению экономической и социальной ситуации в нашей стране. Они привыкают искать наиболее эффективные формы и средства оптимизации
при разработке государственной политики по реформированию той или иной сферы общественной жизни.
Рассмотрев важнейшие принципы обучения в инновационном вузе в процессе преподавания дисциплины по выбору — принцип комплексного подхода и принцип творческого подхода,— можно прийти к следующим выводам
1. С учетом высокой эффективности методики развивающего обучения, творческий подход должен занять достойное место в организации учебно-воспитательного процесса; стать одной из важнейших доминант современного обучения студентов в инновационном вузе. Важно шире внедрять в образовательный процесс активные и интерактивные формы проведения занятий. Особое внимание в процессе преподавания дисциплин следует уделять самостоятельной работе студентов, когда усиливается акцент на самостоятельный труд и более активное участие студентов в поиске новых знаний.
2. Под пристальным вниманием профессорско-преподавательского состава университета должны также находиться вопросы постоянного обновления содержания и технологий современного обучения, обеспечивающих условия для всестороннего развития и самореализации студентов. Использование эффективных подходов и применение развивающих методик, способствующих развитию способностей студентов, должны быть постоянно сопряжены с поиском и внедрением новых и оригинальных методов и средств организации современного учебно-воспитательного процесса.
Литература
1. Межуев В. М. Гуманитарная наука и идеология» // Российская гуманитарная наука: генезис и состояние. Материалы постоянно действующего научного семинара. Вып. № 2.— М.: Научный эксперт, 2007.— С. 18-19.
2. Семыкина Т. В. Политические системы развитых стран Запада: Рабочая программа дисциплины (программа подготовки бакалавра). М.: ООП «Издательство Финансового университета». 2010.— С. 4-7.
3. Сулакшин С. С. Гуманитарные науки как фабрики мысли. // Российская гуманитарная наука: генезис и состояние. Материалы постоянно действующего научного семинара. Вып. № 2.— М.: Научный эксперт, 2007.— С. 95.