Научная статья на тему '"преодолеть кризис мировоззрения. . . "(НТС НП и его программа возрождения России)'

"преодолеть кризис мировоззрения. . . "(НТС НП и его программа возрождения России) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМИГРАЦИЯ / ЛИБЕРАЛИЗМ / ФАШИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / СОЛИДАРИЗМ / ДЕМОКРАТИЯ / ПАРТИЯ / ВЫБОРЫ / ИМПЕРИЯ / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митрохин Владимир Алексеевич

Статья посвящена анализу программных целей и установок влиятельной организации российской эмиграции первой волны Национально-Трудового Союза Нового Поколения (НТС НП). Исследуются направления и способы воспитания молодого поколения, мировоззренческие ориентиры в контексте европейской истории второй половины 1930-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Overcome the Crisis Outlook …» (NLU NG and its New Generation Program of Reviving Russia)

Article is devoted to the analysis of program purposes and prescriptions of the authoritative organization of the Russian «first» wave emigration National and Labour Union of New Generation. The directions and ways of education of young generation, ideology reference points in a context of the European history of the second half of the 30th years are investigated.

Текст научной работы на тему «"преодолеть кризис мировоззрения. . . "(НТС НП и его программа возрождения России)»

Ивестт Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 4

УДК 94(47)

«ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС МИРОВОЗЗРЕНИЯ...» (НТС НП и его программа возрождения России)

В. А. Митрохин

Саратовский государственный университет E-mail: mitrokhinva@yandex.ru

Статья посвящена анализу программных целей и установок влиятельной организации российской эмиграции первой волны Национально-Трудового Союза Нового Поколения (НТС НП). Исследуются направления и способы воспитания молодого поколения, мировоззренческие ориентиры в контексте европейской истории второй половины 1930-х гг.

Ключевые слова: эмиграция, либерализм, фашизм, национализм, солидаризм, демократия, партия, выборы, империя, Советский Союз.

«Overcome the Crisis Outlook ...» (NLU NG and its New Generation Program of Reviving Russia)

V. A. Mitrokhin

Article is devoted to the analysis of program purposes and prescriptions of the authoritative organization of the Russian «first» wave emigration - National and Labour Union of New Generation. The directions and ways of education of young generation, ideology reference points in a context of the European history of the second half of the 30th years are investigated.

Key words: emigration, liberalism, fascism, nationalism, solidarizm, democracy, party, elections, empire, Soviet Union.

Важным направлением деятельности российской политической эмиграции первой волны (2030-е гг. ХХ в.) стала разработка планов обустройства страны после крушения коммунистического режима. Одним из резонансных проектов такого рода стала идея «корпоративного» государства, больше известная как «солидаризм».

Собственное видение будущего России родилось в недрах одной из многочисленных эмигрантских организаций под названием Национальный союз русской молодёжи (образована в 1930 г.), позже преобразованной в Национально-Трудовой Союз Нового Поколения (1936 г.). К концу 30-х гг. организация пользовалась популярностью среди эмигрантской молодёжи, имела разветвлённую сеть «первичек», преимущественно в европейских странах (по некоторым данным, более 30) и сумела предложить своим сторонникам ясную программу действий по достижению заявленных целей.

«Активистское» настроение «нацмальчиков», как зачастую именовали членов НТС НП, находило поддержку и сочувствие у многих представителей старшего поколения эмигрантов. Например, свои симпатии в отношении организации неоднократно выражали такие известные люди, как И. А. Ильин и В. В. Шульгин.

Руководство Союза1, выполняя миссию подготовки «русского национального рыцарства», придавало большое значение организационному строительству, кадровой работе (существовала сложная система отбора кандидатов в организацию). Особое место занимала идеологическая подготовка молодого поколения. В течение 30-х гг. был разработан «Курс национально-политической подготовки», известный как «зелёные романы». Первое его издание увидело свет в 1934 г., а перед войной в Белграде вышли 1-я, 3-я и 4-я части, подготовленные с учётом отзывов членов организации из разных стран. По мнению самих НТСовцев, в издании было представлено «новое понимание общественного идеала, отражавшее одно из наиболее оригинальных течений российской государственно-политической мысли в эмиграции»2.

«Путь к будущей России» виделся через осмысление причин крушения Российской империи, которая, с точки зрения авторов, «воплощала высшую волю и высшую правду, отражавшихся в блеске царскосельских парадов, в святых подвижниках земли русской, в мирном пахаре, мужике- богоносце.. .»3. Россия была загублена «диким разгулом нашего родного озорства, искалечена антинациональным, сухоумным, нежизненным теоретизмом, предана никчемностью и дряблостью ведущих слоёв своего народа»4.

Будущая империя должна быть построена на принципиально новых основаниях5. Осуществлять грандиозный проект перестройки общественных отношений в стране должна была твёрдая и ответственная власть, «стоящая над партиями, классами и черпующая свою силу в идее служения Родине».

Кадры для новой управленческой элиты предполагалось рекрутировать из разных социальных слоёв, а её отличительными чертами должны стать государственноё чутьё, способность к социальному творчеству и мировоззренческая цельность. Основные усилия новой власти предполагалось направить на формирование гражданского сознания: «В дореволюционной России было слишком много верноподданных и очень мало граждан. Сделать людей гражданами - дело трудное и продолжительное, требующее от Верховной власти педагогической практичности и доброй воли»6.

Новый строй национально-трудового со-лидаризма планировалось созидать на твёрдом

© Митрохин В. А., 2013

В. А. Митрохин. «Преодолеть кризис мировоззрения...» (НТС НП и его программа)

фундаменте общественной справедливости. Для этого жизненно необходимо поддержание социального чувства («социального народного разума») как стараниями власти, так и ответственным отношением к своим обязанностям граждан страны: «Долг всякого гражданина - не угашать в себе социального сознания. Отказ от участия в социальной работе граничит с беспечностью, это неплатёж должного обществу», - утверждали идеологи НТС7.

Основные положения правильной социальной организации общества сводились к четырём положениям:

1) обеспечение прав и свобод на веру и творчество;

2) равенство возможностей в школе и труде;

3) установление правообязанности труда;

4) равное обеспечение за каждым возможностей на достойное существование своё и своей семьи.

Разумеется, не могло идти и речи о каких-либо сословных и наследственных привилегиях. Результатом воплощения в жизнь задуманного должно стать внедрение «в плоть и кровь народную гражданской традиции»8.

Вопрос развития каждого отдельно взятого человека также не остался без внимания авторов программы. Человек с момента появления на свет неразрывно связан с окружающим социальным миром, зависит от него и развивается под его влиянием. Однако эта зависимость не должна быть тотальной. Общество не должно подавлять личность. По мысли социальных архитекторов будущего из НТС НП, необходимо стремиться к равновесию, балансу интересов общества и личности. В ходе эволюции эти интересы могут не совпадать и даже противопоставляться. Происходит это, как правило, при неудачной организации такого взаимодействия (и здесь решающая роль остаётся за государством), либо под влиянием ложной идеи развития.

Важнейшим условием достижения гармонии интересов личности и общества, а в конечном итоге возрождения национального величия России должен стать «примат духа над материей»9.

Вопрос «примата духа» в эмигрантской организации напрямую увязывался с вопросами идейного развития. Именно отсутствие системообразующей идеи, с точки зрения авторов программных документов, являлось главной причиной бессилия и бесплодности эмигрантского бытия. «Зелёные романы» весьма критично оценивали идейное состояние российской эмиграции на излёте второго десятилетия её существования: «На фоне былого величия, культурных достижений <...> только резче выделилась идейная беспомощность, неподвижность застывших форм, стесняющих всё новое и молодое, отсутствие пафоса активности и ясности мышления.»10

Там же, в эмиграции вновь проявилась извечная беда российского просвещённого класса

- слепое подражание и копирование европейских привлекательных образцов, в том числе в области мировоззренческих поисков: «В течение двух последних веков образованное общество России ставило вопросы её бытия и искало их разрешения не в сущности русской жизни и психики, а в западноевропейской философии, одной из крайностей которой является коммунизм»11.

Идейные вожди НТС весьма критично оценивали увлечение определённой частью эмигрантского сообщества европейским фашизмом, а сам фашизм как идея развития вызывал у них большие сомнения: «В приложении к так называемому фашистскому строю и фашистской государственности рано ещё говорить о "новом" строе и "новом" человеке. Период партийных диктатур и диктатур вообще есть период ломки»12.

Особенное неприятие у русских эмигрантов вызывали расовые аспекты европейского фашизма. Они считали невозможным любое угнетение так называемых «низших» рас «высшими» с последующей ассимиляцией: «Недопустимо, когда один народ насилует другие». По мнению НТС НП в наибольшей степени этой «заразе» были подвержены немецкий и еврейский народы13.

Не меньшей критике подвергалась другая крайность - увлечение европейским либерализмом и связанной с ним политической демокра-тией14. Особые нарекания вызывали «партийная грызня» и следующие за ней выборы. В погоне за голосами партии дают несбыточные обещания, а сама пропаганда партийных взглядов и программ требует внушительных средств. «Нередко партии, стоящие у власти, достают деньги из государственной казны», выборы же с их участием превращаются в «унизительную для серьёзных государственных работников шумиху»15. В «зелёных романах» по этому поводу приводится мнение французского социалиста Леона Блюма: «Успех выборов зависит от последней предвыборной недели. Всё основывается на минутном настроении масс. Под влиянием пропаганды это настроение быстро создаётся и после выборов столь же быстро исчезает. Во Франции с 1920 по 1931 годы сменилось 21 правительство»16. Сформированный по итогам конкурентной борьбы парламент, «по идее долженствующий быть носителем "воли народной", превращается в арену для сведения партийных счётов»17.

Программное заявление лидеров НТС НП в отношении европейского политического порядка больше напоминает строки из приговора: «Мы отметаем либерализм, ведущий к деспотизму партий, экономической анархии и духовной опу-стошённости»18.

Важное место в программе воспитания нового человека, «пробуждении внутреннего возрождения», занимал национальный вопрос. По мнению авторов «зелёных романов», связано это, в первую очередь, с тем, что в русском человеке, государствообразующем элементе рухнувшей им-

Политология

103

„Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 4

перии, «произошло раздробление национального мировоззрения»19.

Судя по всему, сторонники НТС не были поборниками «узкого» национализма, и, как мы уже отмечали, негативно относились к его крайним формам, распространённым в Европе 1930-х гг. Весьма показательно в этой связи определение шовинизма, отражавшее взгляды лидеров Союза: «Шовинизм - чрезмерная любовь ко всему

"своему", нездоровое, уродливое проявление на-

20

ционализма».

Вместе с тем исторический анализ национального развития европейских государств со времён Французской революции подвёл эмигрантов к выводу о зарождении «нового национализма», набиравшего силу в Италии, Турции, Португалии и других странах. Его проявления разнились и были связаны с особенностями стран и народов, взявших на вооружение эту идею. Крайние формы «нового национализма» (например в Германии) тяготели к тоталитаризму и претендовали на подчинение всех сфер жизни человека, включая личную.

По мнению НТСовцев, были и общие черты, объединявшие сторонников «нового национализма» разных стран. Среди них: бескомпромиссное отношение к врагам собственного народа, стремление к социальной справедливости, динамизм. Несмотря на неоднозначное отношение к некоторым проявлениям этого течения, русские эмигранты поддерживали и разделяли «новонациональную» идею любви к собственной нации.

В «зелёных романах» представлен детальный анализ самого понятия «нация», определены важнейшие её характеристики. Помимо критической оценки традиционно выделяемых черт (общность языка, быта, происхождения и т. д.), солидаристы акцентируют внимание на общности духовных ценностей и культуры, исторического прошлого, единстве устремлений в будущее. С их точки зрения, нация - это неразрывное единое целое, «коллективная личность», осознанно воспринимающая свою миссию в сообществе племён и народов и, тем самым, создающая условия для самовыражения и развития21.

Созидаемый на таком понимании нации «новый национализм», по убеждениям солидаристов, должен превосходить примитивное расистское толкование отношений между народами, «он шире и глубже народолюбия и патриотизма. Шире, потому что содержит в себе народолюбие и патриотизм. Глубже, потому что включает в себя осознание сущности своей нации, её вечных ценностей» 22. Помимо этого «новый национализм» несовместим со страхом, так как «страхом ничего истинного и подлинно здорового не может быть создано»23.

Завершая раздел программы, связанный с национально-политическим воспитанием эмигрантской молодёжи, авторы приходят к выводу о том, что «новый национализм» может и должен быть взят на вооружение «российской нацией»24,

так как в нём «высокое торжествует над низким, а ценное берёт перевес»25. Справедливости ради нужно отметить, что сверхзадача «российского национально-трудового солидаризма» выглядела весьма привлекательно. Она предполагала «воспитание достойных российских граждан, хозяев своей страны, и осуществление духовного прогресса российской культуры и государственности»26. Тем не менее деятельность организации вызывала много вопросов и нареканий в эмигрантской среде на всём протяжении её существования. Многих смущал агрессивный антисоветизм НТСовцев. На определённом этапе появились опасения - «как бы вместе с водой ребёнка не выплеснуть». Эти сомнения укрепились в послевоенное время.

В 1961 г. в работе «Русский путь самосохранения» Александр Уайт высказал мнение, укрепившееся в сознании многих эмигрантов и их потомков, - борьба НТС против советской системы превратилась в борьбу против исторической России. «Мировая демократия» имеет далеко идущие планы в отношении СССР, и эмиграция лишь один из инструментов, используемых для расшатывания «неприемлемой для Запада системы»: «Не пора ли признать, что эмиграция лишь политический объект, эксплуатируемый Западом <.> Мы, эмигранты, становимся перед всей российской нацией поручителями за величайших эксплуататоров и вековых врагов нашей империи.»27. Конечная цель политики Запада -балканизация страны. Автор нашумевшей книги также предупреждал, что внутри Советского Союза усилиями «англосаксов» создаётся кадровая база для будущей либеральной России28.

Прогноз оказался точным. Разрушение СССР в 1991 г. привело не только к ликвидации коммунистической системы, но и к потере многих исторических завоеваний российского народа (и речь идёт не только о территории). Результаты многолетних усилий внутренних и внешних оппонентов советской системы превзошли все ожидания и сопоставимы с последствиями суровой войны. Запоздалое осознание этой истины породило сакраментальную фразу тех лет - «метили в коммунизм, а попали в Россию».

Примечания

1 В разные годы организацию возглавляли профессор М. А. Георгиевский (секретарь Исполнительного бюро Союза), герцог С. Н. Лейхтенбергский, В. М. Байдала-ков.

2 Ранние идейные поиски российских солидаристов : сб. М., 1992. С. 7.

3 Национально-Трудовой Союз Нового Поколения. Курс национально-политической подготовки. Белград, 1939. С. 6.

4 Там же. С. 7.

5 Идеологи Союза проводили жёсткое разграничение между понятиями «империя» и «империализм».

104

Научный отдел

А. В. Головченко. Политическая инверсия либерализма на Западе и в постсоветской России

Имперская политика рассматривалась как творческое обьединение племён и народов в единый организм при сохранении их самобытности. Империализм же виделся ничем не оправданным стремлением государства расширить территорию путём захвата чужих земель и навязыванием покорённым народам «железом» и «кровью» своей культуры и образа жизни.

6 Национально-Трудовой Союз Нового Поколения. С. 119.

7 Там же. С. 91.

8 Там же. С. 119.

9 Там же. С. 89, 93.

10 Там же. С. 12.

11 Там же. С. 152.

12 Там же. С. 154. В это области идейных утверждений позиции лидеров НТС НП совпадали со взглядами П. Б. Струве, который ещё в 1927 г. выражал критическое отношение к фашизму (См.: Струве П. Б. Фашизм и социализм // Возрождение. 1927. 15 апр.).

13 Национально-Трудовой Союз Нового Поколения. С. 109.

14 Весьма жёстко авторы «Зелёных романов» оценивали итоги политической демократии в России после крушения монархии в 1917 году: «Если говорить о политической демократии, о правительстве крикунов,

УДК 329.059470+571

адвокатов, профессоров, втиравших очки народу, то век демократии умер вместе с Милюковым» (Национально-Трудовой Союз Нового Поколения. С. 155).

15 Там же. С. 11.

16 Там же.

17 Там же.

18 Там же. С. 15.

19 Там же. С. 8.

20 Там же. С. 110.

21 Там же. С. 98, 101.

22 Там же. С. 110.

23 Там же.

24 Важной чертой посткоммунистического будущего страны должна стать, по мысли солидаристов, так называемая «российскость». Она предполагала гармоничное сочетание, содружество равноправных народов бывшей Российской империи.

25 Национально-Трудовой Союз Нового Поколения. С. 115.

26 Там же. С. 15.

27 См.: Уайт А. Русская политика самосохранения. Мюнхен, 1961. С. 12, 31, 53, 100.

28 Там же. С. 66.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНВЕРСИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА НА ЗАПАДЕ И В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

А. В.Головченко

Саратовский государственный университет E-mail: golovchenkoav@mail.ru

В статье предложено авторское понимание использования понятия «инверсия» для анализа структурных изменений либерализма, влекущих за собой новые качества этого сложного и многозначного явления, новые порядки и результаты его функционирования. выявлены принципиальные отличия алгоритма инверсии либерализма в западноевропейских странах и в постсоветской России.

Ключевые слова: инверсия, политическая инверсия, либерализм, динамика инверсии, либеральные партии.

Political Inversion of Liberalism in the West and Postsoviet Russia

A. V. Golovchenko

The author offers his own conception of using the term of an inversion for analysis of structural changes of liberalism entailing new features of this complicated and multi-semantic phenomenon, new ways and results of its functioning. Core differences in algorithms of inversion of liberalism in the West countries and post-soviet Russia are pinpointed in this article.

Key words: inversion, political inversion, liberalism, dynamic of inversion, liberal parties.

Одна из важнейших теоретических проблем политической науки и обществоведения в целом состоит в том, что возникшие и оформленные единожды идейные концепты в ходе своего дальнейшего развития приобретают самые различные с точки зрения содержания и оформления (иногда очень причудливые) очертания. Так, например, произошло с понятием «демократия», которое за две с половиной тысячи лет своего существования наполнялось различным смыслом и до сих пор вызывает бурные дискуссии у сторонников разных его толкований. Так произошло с понятием «политическая элита», которое в современных условиях приобретает совершенно иной смысл, чем это было у Платона, Аристотеля и Конфуция. Так произошло и с концептом «либерализм», который за время своего существования проделал очень сложный путь внутренних трансформаций и смысловых аберраций. Как представляется, для анализа таких онтологических изменений политических концептов целесообразно использовать понятие «инверсия». Его активно используют в своих научных исследованиях биологи, физики,

© Головченко А. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.