УДК 796
ПРЕОДОЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ВЛИЯНИЕ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ
OVERCOMING A SPECIAL OBSTACLE COURSE BY POLICE OFFICERS. INFLUENCE OBSTACLE COURSE ON THE DEVELOPMENT OF EMPLOYEE QUALITIES
Панферов Роман Геннадьевич
кандидат юридических наук, преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Panferov Roman Gennadyevich Ph. D., teacher department of physical training and sport Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. Статья посвящена определению роли и значению преодоления полосы препятствий в жизни сотрудников органов внутренних дел. Также в данной статье раскрываются как физические, так и психологические аспекты влияния полосы препятствий на жизнь и деятельность сотрудников. Помимо этого, важно отметить, что полоса препятствий сказывается как пропаганда здорового образа жизни и приобще-ния к систематическим занятиям физкультурой и спортом сотрудников органов внутренниз дел, органов безопасности и правопорядка, популяризации стрелкового спорта, повышения уровня огневой и физической подготовки и развития, служебно-прикладных видов спорта, выявления сильнейших спортсменов, органов безопасности и правопорядка, отбора спортсменов для участия в Чемпионате Министерства внутренних дел России, воспитания патриотизма и сохранения исторических ценностей, укрепления и приумножения традиций Общества «Динамо». Огромное значение полоса препятствий имеет для психологического развития сотрудников, помогает справиться со страхом, прорабатывает навыки и умения. На физическое состояние также влияет полоса препятсвий, развивает силу, волю, стремление. Помимо этого, полоса препятствий порождает страх.
Abstract. The article is devoted to the definition of the role and significance of overcoming the obstacle course in the life of police officers. This article also covers both the physical and psychological aspects of the impact of obstacle courses on the lives and activities of employees. In addition, it is important to note that the obstacle course affects both the promotion of a healthy lifestyle and the involvement of employees of internal affairs, security and law enforcement agencies in systematic physical education and sports, the popularization of shooting sports, an increase in the level of fire and physical training and development, service and applied sports, identifying the strongest athletes of the internal affairs bodies, security and law enforcement agencies, selecting athletes to participate in the Championship of the Ministry of Internal Affairs of Russia, fostering patriotism and preserving historical values, strengthening and multiplying the traditions of the Dynamo Society. The obstacle course also affects the
physical condition, develops strength, will, and aspiration. In addition, the obstacle course generates fear.
Ключевые слова: полоса препятствий, физический аспект, психологический аспект, тактические приемы преодоления полосы препятствий, страх, патриотизм, преодоление трудностей, пропаганда здорового образа жизн, спортсмены ОВД.
Keywords: obstacle course, physical aspect, psychological aspect, obstacle course overcoming tactics, fear, patriotism, overcoming difficulties, promoting a healthy lifestyle, ATD athletes.
Политические, экономические трудности современного мира, негативно влияют на социальные проблемы Российского общества. Криминогенная обстановка в стране сложная, коварство и жестокость современных правонарушителей порядка, выходят за все нормы приличия и закона.
Суровая статистика последних лет свидетельствует, что в экстремальных ситуациях оперативно служебной деятельности сотрудники за чистую проявляют растерянность и беспомощность, уступая в огневом, силовом и психологическом единоборстве преступнику. Это свидетельствует о недостаточном внимании к физической подготовленности сотрудников правоохранительных органов в системе профессиональной подготовки Министерства внутренних дел (далее - МВД) России: малое количество часов физической подготовки в учебной программе; значительное сокращение и упрощение физических упражнений; непонятное деление медика возрастных групп сотрудников полиции мужчин (первой и второй); недостаточное использование на занятиях физических упражнений с высокой степенью психологической нагрузки, максимально смоделированной под экстремальную ситуацию служебной деятельности [1, с. 166].
Сокращение военной службы по призыву еще больше усугубило ситуацию с физической подготовкой потенциальных кандидатов для работы в правоохранительных органах. В складывающейся ситуации вряд ли возможно реальное формирование у сотрудников полиции прочных двигательных умений, навыков и психологической устойчивости к различным стрессовым ситуациям [2, с. 67].
Суровая действительность, современной реальной жизни заставляет нас вернуться к традиционной системе физической подготовки и искать новые упражнения, способные формировать определенные двигательные умения и навыки профессионально-прикладной направленности.
Таким физическим упражнением становится полоса препятствий для сотрудников полиции. Уже несколько лет она введена в учебные программы для обязательного обучения. На внедренной полосе проводятся служебно-прикладные соревнования среди подразделений системы МВД [4, с. 143].
На занятиях по преодолению препятствий осуществляется комплексное совершенствование всех основных физических качеств: быстроты в действиях, ловкости, силы и выносливости. Однако следует иметь в виду, что физические качества определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека, и это необходимо учитывать в процессе обучения.
Под быстротой в действиях понимают способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Макси-
мальная скорость при преодолении различных препятствий зависит от развития у курсантов не только быстроты, но и динамической силы, ловкости и технической подготовленности. Поэтому процесс совершенствования быстроты в действиях у курсантов взаимосвязан с другими физическими качествами и, особенно, с технической его подготовленностью. Методика развития быстроты в действиях предполагает два основных направления:
- совершенствование в действиях на отдельных препятствиях и участках полосы, требующих проявления максимальной скорости движения;
- развитие быстроты при преодолении полос препятствий и выполнении контрольных упражнений.
При выполнении указанных упражнений преподавателю необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
- способ преодоления препятствий или действий на сооружении должен обеспечивать возможность выполнения упражнения на предельной скорости (например, преодоление рва безопорным прыжком, вбегание по наклонной доске, преодоление ступеней разрушенной лестницы);
- техника преодоления препятствий должна быть доведена занимающимися до автоматизма, чтобы во время действий волевые усилия были направлены только на быстроту выполнения упражнения;
- для сохранения максимальной скорости дистанция передвижения не должна превышать30-50метров и включать преодоление 2-3 препятствий;
- преподаватель должен воспитывать у курсантов стремление при выполнении упражнения превысить ранее показанную им максимальную скорость или победить своего партнера;
- количество повторений должно быть оптимальным, чтобы обеспечить максимальную скорость передвижения на протяжении всей дистанции, а интервалы отдыха между упражнениями должны способствовать относительно полному восстановлению работоспособности организма курсантов.
Особое значение для развития быстроты в действиях на занятиях по преодолению препятствий имеет состязательный метод. Эмоциональный подъем в ходе состязаний способствует проявлению быстроты в действиях обучаемых. Основные виды простейших состязаний - это соревнования в парах, между отделениями, командами, учебными группами. Очень эффективны групповые состязания и эстафеты. Применение этого метода позволяет лучше использовать потенциальные возможности курсантов [3]. Для развития быстроты в действиях важным условием является оптимальное состояние возбудимости центральной нервной системы, которое, как правило, наблюдается сразу после подготовительной части при условии, если обучаемые не утомлены предшествующими занятиями. Поэтому упражнения, направленные на развитие быстроты в действиях, необходимо планировать в начале основной части, а также в комплексной тренировке. Наряду с этим в конце подготовительной части выполняются упражнения в виде бега с ускорениями по дорожке полосы препятствий на дистанции 20-30 метров и действий по внезапным командам и сигналам. Под ловкостью понимается способность человека, с одной
стороны, быстро овладевать новыми, сложно-координационными движениями и приемами, с другой - находчиво, своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей. Ловкость - сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия оценки. Методика ее развития в процессе занятий по преодолению препятствий в основном предполагает следующее:
- развитие у курсантов способностей осваивать сложно-координационные двигательные приемы и действия;
- формирование умения своевременно и рационально перестраивать двигательную деятельность в соответствии с изменяющейся обстановкой. На занятиях по преодолению препятствий происходит систематическое овладение курсантами новых разнообразных сложных двигательных навыков, таких, как передвижения в проходах лабиринта, по узкой опоре на высоте и неустойчивой опоре, действия на макетах. В результате это приводит к накоплению разнообразных навыков и положительно влияет на двигательные функции организма.
Так же создаются большие возможности для развития ловкости как способности находчиво, своевременно и рационально перестраивать двигательную деятельность в соответствии с изменяющейся обстановкой. Поэтому при подборе средств целесообразно придерживаться следующего основного требования: упражнения и действия постоянно обновлять новыми элементами, а условия их выполнения - постепенно усложнять, приближая их к профессиональной деятельности. Новизна в содержании упражнений достигается:
- выполнением одного приема в различном сочетании с другими приемами и действиями в постоянно изменяющихся условиях и обстановке;
- применением внезапных сигналов и команд;
- изменением расстановки препятствий и целей, порядка их преодоления и поражения.
Усложнение условий выполнения упражнений достигается:
- изменением исходных и конечных положений;
- выполнением приема на скорость, точность и результат;
- выполнением действий с полной выкладкой, в средствах индивидуальной защиты;
- выполнением приемов и действий на разнообразной местности, в темное время суток, в неблагоприятных метеоусловиях;
- выполнением действия на полосе препятствий с очагами пожара и боевыми шумами.
Упражнения, направленные на развитие ловкости, требуют повышенного внимания и точности движений, поэтому их также целесообразно включать в первую половину основной части занятия, а отдельные (такие, как действия по внезапным командам и сигналам) - и в подготовительную часть. Однако следует помнить, что выполнение большого количества подобных упражнений отрицательно воздействует на центральную нервную систему (ЦНС) и вызывает преждевременное утомление. Сила как физическое качество есть способность преодолевать внешнее сопро-
тивление посредством мышечных усилий. Сила человека зависит, в первую очередь, от образования условно-рефлекторных связей, обеспечивающих значительную концентрацию процессов возбуждения и торможения, одновременную мобилизацию различных групп мышц, а ее увеличение - кроме того, и от биохимических и морфологических изменений, возникающих в результате физической тренировки. Для развития силы на занятиях по преодолению препятствий используются не специальные силовые упражнения, а приемы и действия, составляющие содержание раздела «Преодоление препятст-вий», например:
• действия с отягощением (с патронным и снарядным ящиками, с грузом);
• упражнения с сопротивлением;
• передвижения по сложным участкам местности (по снегу, песку, мокрому грунту);
• действия с перемещением собственного тела (перелезания через препятствия, действия на фасаде дома, специальных комплексах, лазание по наклонным и вертикальным лестницам, канатам, безопорные и опорные прыжки, прыжки в глубину).
Для развития силы в процессе занятий целесообразно:
• в каждом занятии чередовать приемы и действия для различных групп мышц и частей тела;
• выполнять упражнения в темпе, соответствующем режиму мышечной работы в служебно-профессиональных приемах и действиях;
• упражнения, приемы и действия выполнять до утомления;
• предусматривать оптимальные перерывы между упражнениями, обеспечивающие качественное выполнение упражнений с достаточной напряженностью.
Для развития взрывной силы рекомендуется применять:
• приемы и действия так называемого баллистического характера, которые не оказывают существенного влияния на снижение скорости движения (метание гранат, безопорные и опорные прыжки);
• упражнения, отличающиеся резкой сменой характера работы (прыжки в глубину с приземлением на одну или обе ноги с последующим быстрым продвижением вперед).
Наиболее рациональным для развития силы является метод повторных усилий, заключающийся в следующем:
• многократное выполнение упражнений с преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа» (поднимание на полки снарядного ящика массой 40 кг);
• многократное выполнение упражнения с преодолением непредельного сопротивления с максимальной скоростью (прыжки через ров шириной 3 или 2,5 метра). Как правило, силовые упражнения должны проводиться в середине или в конце основной части занятия, и особенно в комплексной тренировке. Выносливость - это способность организма противостоять утомлению, а также неблаго-
«_» а-«
приятным условиям внутренней и внешней среды. В практике под выносливостью понимается способность сотрудников длительно выполнять служебно-профессио-
нальную деятельность, не снижая уровня работоспособности. Занятия по преодолению препятствий - ценное средство развития разносторонней выносливости, то есть такой выносливости, которая обеспечивает способность длительное время совершать работу, для выполнения которой необходимо переключаться с одного вида и характера двигательной деятельности на другой, например: переключаться с работы максимальной интенсивности (быстрый бег) на силовую работу (переноска тяжести) или с работы, требующей общей выносливости, на работу, связанную со статическим напряжением (переползание).Выносливость не может существовать вне движений и действий. Она находится в тесной взаимосвязи с двигательными навыками.
Поэтому повышение разносторонней выносливости у обучаемых в процессе занятий зависит от наличия в упражнениях разнообразных действий на сооружениях и препятствиях в сочетании с длительным бегом. Такие упражнения должны выполняться многократно и, как правило, в комплексной тренировке. На первых занятиях, когда уровень тренированности курсантов еще недостаточно высок и навыки в преодолении препятствий не закреплены, тренировка проводится путем преодоления различных участков полосы препятствий в среднем темпе. По мере роста физической подготовки курсантов повышение физической нагрузки идет за счет увеличения дистанции, скорости бега, количества преодолеваемых препятствий и выполняемых действий. В процессе комплексных занятий, в содержание которых включается преодоление препятствий, метание гранат, приемы рукопашного боя и ускоренное передвижение на местности на дистанцию от 1000 до 2500 метров, весьма эффективно развивается общая выносливость. Поэтому, в подготовительную часть занятия по преодолению препятствий, целесообразно включать бег с преодолением естественных и искусственных препятствий на дистанцию до 400 метров, а в комплексную тренировку - до 1000 метров. На первых занятиях рекомендуется проводить равномерный бег в медленном и среднем темпе, а на последующих - пробегание отдельных участков в постепенно ускоряющемся темпе с доведением его до максимального. Для развития общей выносливости большое значение имеет попутная физическая тренировка. С этой целью маршруты прокладываются вне дорог с естественными и искусственными препятствиями. Занятия по преодолению препятствий также являются ценным средством для развития ско-
и у—. и
ростно-силовой выносливости. С этой целью применяется многократное скоростное преодоление участков полосы препятствий и всей полосы в сочетании с гладким бегом до 400 метров. Тренировка в упражнениях переменной интенсивности, свойственная занятиям по преодолению препятствий, обеспечивает совершенствование способности сердечно-сосудистой и нервной систем, а также органов дыхания быстро переключаться с одного режима деятельности на другой, с одной интенсивности работы на другую. Практические занятия по преодолению препятствий развивают все стороны двигательной деятельности. Совершенствование физических качеств и прикладных навыков происходит при этом комплексно и в непосредственной связи друг с другом. Активное использование упражнений на полосе препятствий способствует развитию профессионально-значимых физических качеств, особенно - координационных способностей, что, несомненно, способствует
снижению травматизма при преследовании правонарушителя и выполнении другой профессиональной деятельности сотрудников МВД России.
Введение данного физического упражнения в наставление по организации физической подготовки в ОВД Российской Федерации расширило спектр служебно-прикладных физических упражнений и значительно повысило качество профессионально-прикладной подготовки сотрудников полиции. За годы внедрения полосы препятствий в учебные процесс физической подготовки, наработаны различные методики в организации и проведении занятий, а также спортивных соревнований. Накопленный опыт позволят усовершенствовать данное служебно-прикладное физическое упражнение придав ему статус единого служебно-прикладного упражнения под общим названием «Единая полоса препятствий для полицейских». Статус служебно-прикладного вида спорта, даст новый импульс в развитии целого направления прикладной служебно-боевой подготовки сотрудников полиции, отлично подготовленных к службе в Министерстве внутренних дел.
Возникающие в служебной деятельности ситуации при задержании сотрудниками полиции правонарушителей можно смоделировать в единый алгоритм физических и технических действий, заключенный в преодолении определенных препятствий за чистую встречавшихся в городе, населенном пункте с одновременным выполнением определенных технических действий связанных с использованием табельного оружия:
- остановка оперативной или патрульной автомашины и высадка из нее сотрудников для преследования нарушителя;
- преодоление ограждения между тротуаром и проезжей частью улицы (барьер);
- преследование преступника на тротуаре при встречном потоке прохожих;
- преследование преступника, забежавшего в подъезд здания по лестничному маршу до площадки второго этажа;
- преодоление оконного проема второго этажа, спрыгивание на козырек подъезда, а с козырька на землю;
- преодоление забора во дворе дома;
- перепрыгивание коммуникационной траншеи;
- преодоление дыры в заборе;
- гладкий бег с растягиванием кобуры, вынимания пистолета, при ведениие его к бою;
- на финиши погони надевание на задержанного преступника наручников.
Перечисленные препятствия реально существуют в практике, а преодоление
подобных препятствий - повседневная жизнь сотрудника полиции.
Литература
1. Роль и значение физической культуры и спорта в формировании личности / Л. О. Азимова [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность. Сборник материалов XII международной научно-практической конференции, посвященной году гражданской обороны. (Иваново, 29-30 ноября). Иваново : Ивановская пожарно-спасательная
академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2017. С. 166-168.
2. Степанов Г. И. Роль и значение физической культуры и спорта в профессиональной подготовке сотрудников ОВД // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологи. Материалы V международной научно-практической конференции конференции. (Уфа, 24-26 марта 2016 года). Уфа : Уфимский государственный авиационный технический университет, 2017. С. 67-70.
3. Роль и значение физической культуры и спорта в профессиональной подготовке обучающихся образовательных организаций МВД России / Г. И. Степанов [и др.] // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. Материалы XIV Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2 т. Уфа : Уфимский государственный авиационный технический университет, 2020. С. 467-472.
4. Терентьева Е. А. Спорт и его функции, виды и направления // Физическая культура, спорт и туризм в высшем образовании. Сборник материалов XXX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. (Ростов-на-Дону, 19-20 апреля 2019 г.). Ростов-на-Дону : Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2019. С. 142-144.
References
1. Azimova L. O., Chistov P. V., Sorokin A. A., Sokolov G. P. Rol' i znachenie fizicheskoy kul'tury i sporta v formirovanii lichnosti [The role and significance of physical culture and sports in the formation of personality]. Pozharnaya i avariynaya bezopasnost'. Sbornik materialov XII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy godu grazhdanskoy oborony. (Ivanovo, 29-30 noyabrya) [Fire and emergency safety. Collection of materials of the XII International Scientific and Practical Conference dedicated to the Year of Civil Defense. (Ivanovo, November 29-30)]. Ivanovo, Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters Publ., 2017, pp.166-168. (In Russia).
2. Stepanov G. I. Rol' i znachenie fizicheskoy kul'tury i sporta v professional'noy podgotovke sotrudnikov OVD [The role and significance of physical culture and sports in the professional training of police officers]. Physical culture and sport in professional activity: modern trends and educational technologies. Proceedings of the V International scientific and practical conference of the conference, 2017, pp. 67-70.
3. Stepanov G. I. [The role and significance of physical culture and sports in the professional training of police officers]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma. Materialy XIV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 75-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne. V 2 t. [Actual problems of physical culture, sport and tourism. Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War. In 2 volumes]. Ufa, Ufa State Aviation Technical University Publ., 2017, pp. 212-215. (In Russia).
4. Terent'eva E. A. Sport i ego funktsii, vidy i napravleniya [Sport and its functions, types and directions]. Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm v vysshem obrazovanii. Sbornik materialov XXX Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, aspirantov, molodykh uchenykh. (Rostov-na-Donu, 19-20 aprelya 2019 g.). [Physical culture, sport and tourism in
higher education Collection of materials of the XXX All-Russian Scientific and Practical Conference of Students, postgraduates, young scientists. Rostov-on-Don, April 19-20, 2019]. Rostov-on-Don, Rostov State University of Economics "RINH" Publ., 2019, pp. 142-144. (In Russia).