Научная статья на тему 'Формирование профессиональных психических качеств курсантов и слушателей в вузах МВД России в процессе обучения преодолению полосы препятствий'

Формирование профессиональных психических качеств курсантов и слушателей в вузах МВД России в процессе обучения преодолению полосы препятствий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадымов А.А., Тимербаев Р.Р.

Статья посвящена проблеме совершенствования психологической подготовки курсантов и слушателей. Авторы предлагают использовать упражнения по преодолению полосы препятствий для развития психических качеств сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадымов А.А., Тимербаев Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных психических качеств курсантов и слушателей в вузах МВД России в процессе обучения преодолению полосы препятствий»

36

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2015

Таким образом, разработка и внедрение в стандартную программу обучения методических приемов мастеров прошлого, а также элементов творческой деятельности способствует тому, что уже на начальном этапе происходит «выравнивание» степени профессиональной подготовки студентов, формируется устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности, положительная мотивация к учению, приобретению новых знаний и умений. Следствием этого является реализация педагогических задач и наиболее полное раскрытие творческого потенциала обучающихся.

Список литературы:

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. - М.: Просвещение, 1981. - 187 с.

2. Леонардо да Винчи. Избранное / пер. и коммент. А.А. Губера, В.П. Зубова, А.М. Эфроса. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. - 258 с.

3. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа. - М.: Искусство, 1963. - 453 с.

4. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 413 с.

5. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школа рисунка. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

6. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. -М.: Изобразительное искусство, 1983. - 288 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ

© Кадымов А.А.* *, Тимербаев Р.Р.*

Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Уфа

Статья посвящена проблеме совершенствования психологической подготовки курсантов и слушателей. Авторы предлагают использовать упражнения по преодолению полосы препятствий для развития психических качеств сотрудников ОВД.

Ключевые слова: психологическая подготовка, психические качества, преодоление полосы препятствий.

* Преподаватель кафедры Специальной подготовки.

* Старший преподаватель кафедры Специальной подготовки.

Педагогические науки

37

Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух.

Ювенал Децим Юний

На протяжении всего существования человечества всегда ценилась гармония интеллекта, физических и духовных сил. Надлежащая психологическая подготовка - это основа для выполнения служебных обязанностей сотрудниками ОВД. Эффективным средством психологической подготовки являются практические занятия по преодолению полосы препятствий. Комплекс упражнений и действий, представленный на полосе препятствий, требует от курсантов и слушателей высокого уровня профессиональных умений и навыков, морально-волевых и физических усилий. Это формирует уверенность при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач в практической работе. Упражнение передвижение по гимнастическому бревну на высоте, преодоление рва, преодоление гимнастического коня, переноска «ящика» или боксерского мешка, лазание по канату (шесту), переползание по-пластунски, передвижение в упоре на руках по гимнастическим брусьям, перелезание через забор, перебрасываний борцовского чучела (борцовского мешка), связанные с непосредственной опасностью, способствуют воспитанию смелости и решительности, совершенствованию у обучаемых волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Бег в быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук и ног (например, эстафета), упражнения в броске медицинбола и в различной обстановке способствуют совершенствованию функций внимания (концентрации, устойчивости и переключаемости), а также повышению мышечной чувствительности и точной двигательной координации.

Отдельные специальные приемы, двигательные действия и физические упражнения по преодолению полосы препятствий позволяют эффективно развивать функции центральной нервной системы. Они связаны с совершенствованием и развитием оперативного мышления, инициативностью, смелостью, решительностью, стойкостью [1].

В процессе выполнения различных физических упражнений у курсантов и слушателей формируется способность сознательно управлять своим психоэмоциональным состоянием, мобилизовывать волевые усилия, проявлять самообладание, стойкость, выдержку, умение произвольно сосредоточивать и распределять внимание.

Психологическая подготовка - это целенаправленный педагогический процесс применения средств и методов, направленных на формирование психологической готовности обучаемых к действиям на службе, развитие и совершенствование профессионально важных психических и волевых качеств.

Профессионально-психологическая подготовка - вид профессиональноприкладной, специально организуемой подготовки сотрудников правоохранительных органов [2].

38

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2015

Профессионально-психологическую подготовку следует осуществлять постоянно на каждом практическом занятии. Для этого необходимо подготовить комплекс специальных упражнений, который будет отражать реальную обстановку и включить в него приемы и действия из Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации из раздела «Преодоление препятствий». Все упражнения должны быть направлены на формирование и развитие определенного психического качества, а интенсивность выполнения и физическая нагрузка - такими же, как при реальной обстановке.

Развитие у курсантов и слушателей необходимых волевых качеств в процессе профессионально-психологической подготовки является одной из важнейших задач. Она достигается путем использования специального комплекса физических упражнений, формирования условий для проявления нужных качеств, определения и применения рациональных методов воздействия на обучаемых, выбора критерия оценки для выявления сдвигов в воспитываемых качествах и т.п.

Смелость и решительность, уверенность в своих силах воспитываются с помощью упражнений, содержащих элементы новизны, риска и опасности: скоростного передвижения по балкам разрушенного моста, фасада дома и специального комплекса, по выстрелу и качающейся доске; прыжков через ров шириной 2,5-3 м, в глубину с высоты 3 и более метров; действий на полосе препятствий в условиях применения очагов пожара, имитационных средств и дымов; действий на различной местности (особенно горной); действий на полосе препятствий с учетом возможного вступления в огневой контакт (со стрельбой в тире) преодоления препятствий в условиях плохой видимости, неблагоприятную погоду и т.п. Однако надо помнить, что систематическое повторение одних и тех же упражнений не будут развивать смелость и решительность, так как в каждом занятии следует изменять и усложнять условия их выполнения.

Упражнения, в которых необходимо проявить смекалку (сообразительность) и самостоятельность, развивают такие психические качества как инициативу и находчивость. К ним относятся действия по внезапным командам и сигналам, бросок медицинбола, действия на незнакомой местности и др.

В условиях продолжительных физических нагрузках и нервно-психических напряжениях воспитываются настойчивость и упорство. Это преодоление полосы препятствий в сочетании с бегом на 400 и более метров; многократного выполнения упражнений; преодоления полос препятствий с большими силовыми напряжениями (переноской груза, переползанием, переле-занием силой через препятствия и т.п.); действий в средствах индивидуальной защиты; выполнения упражнений в процессе попутной физической тренировки и на занятиях, проводимых на разнообразной местности, в темное время суток и в ненастную погоду. Для развития указанных качеств боль-

Педагогические науки

39

шое значение также имеет участие сотрудников ОВД в соревнованиях по преодолению полосы препятствий.

Выдержка и самообладание воспитываются с помощью упражнений, где нужно выполнять действия быстро, проворно и четко после определенных физических и нервно-психических усилий. Стрельба по мишеням в процессе выполнения упражнений и соревнований, передвижение на высоте и по узкой опоре после длительного бега и преодоления препятствий и т.п.

Для развития воли применяются различные методы, которые побуждают к волевым действиям, создают условия для их проявления и выработки у курсантов и слушателей уверенности в своих силах. Основными из них являются:

- сокращение времени, отводимого на выполнение упражнения;

- увеличение количества повторений;

- усложнение условий выполнения упражнений;

- предъявление определенных обязательных технических требований и условий для выполнения сложных упражнений и т.п.

Использование тех или иных методов определяются задачей и целью занятия, а также и от уровня физической и психологической подготовленности курсантов и слушателей.

Необходимо знать, что в воспитании волевых качеств велика роль личного состава. Трудолюбивый, целеустремленный личный состав оказывает положительное влияние на молодого специалиста и помогает ему преодолевать сложности, вырабатывает умение правильно сопоставлять общие и личные цели. Волевая подготовка проводится с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и прежде всего недостатков в уровне развития их волевых качеств. Знание этих пробелов позволит правильно определить содержание упражнений, подобрать соответствующие методические приемы и действия.

Для снижения восприимчивости психики курсантов и слушателей к опасности и различного рода экстремальным воздействиям надо заранее адаптировать ее к такой обстановке.

С этой целью в процессе учебы необходимо создавать условия, приближенные к реальным, которые будут способствовать приобретению опыта поведения и осуществлять психологическое закаливание личного состава.

Морально-психологическое закаливание осуществляется в процессе специальных занятий, направленных на снижение восприимчивости психики обучаемых к опасным воздействиям реальной обстановки.

При проведении таких занятий руководитель должен соблюдать следующее:

- воспитывать у занимающихся стремление к смелым действиям, а по необходимости, - даже принуждать их к этому;

- постоянно усложнять требования выполнения упражнений;

- не проводить состязания на опасных сооружениях, но поощрять смелые, сноровистые и самостоятельные действия.

40

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2015

Психоэмоциональное напряжение при этом создается за счет выполнения специальных эмоциогенных упражнений, суть которых заключается в том, что обучаемые ставятся в различные ситуации, вызывающие у них напряженность, опасения, волнения, страх и, следовательно, укрепляющие эмоционально-волевую сферу.

Наиболее эффективно психологическое закаливание осуществляется в процессе занятий с очагами пожаров, имитационными средствами и боевыми шумами. Занятия по физической подготовке в сочетании с сильным эмоционально-психическим напряжением оказывают положительное влияние на совершенствование психики, повышают адаптивные возможности организма к опасной обстановке и в то же время расширяют его функциональные возможности в перенесении физических и нервно-психических напряжений.

Занятия, проводимые на различной местности, в темное время суток, в неблагоприятных метеорологических условиях в средствах индивидуальной защиты имеют основную цель - приблизить учебную тренировку к реальной обстановке. Регулярные занятия повышают общую готовность, воспитывают физическую и психическую выносливость, благоприятно отражаются на эмоциональном состоянии курсантов и слушателей. Кроме того, высокий уровень физической тренированности имеет большое значение для сохранения постоянства внутренней среды организма, для развития и поддержания устойчивости психических процессов в сложных условиях труда, адаптации двигательных навыков к новым условиям.

Всё это необходимо молодому сотруднику для того, чтобы осуществлять возложенные на него функции максимально эффективно и с наименьшими потерями собственного эмоционального равновесия. От сотрудников ОВД требуется в любых сложных и опасных условиях оперативно-служебной деятельности умело вариативно применять усвоенные навыки и предугадывать дальнейший ход сложившейся ситуации. В содержание занятий целесообразно включать различные средства, особенно действия на препятствиях и сооружениях, широко видоизменять упражнения и условия их выполнения, применять разнообразные методы тренировки. Все эти мероприятия подготавливают обучаемых к действиям в предполагаемых условиях и формируют у них психологическую готовность для успешного решения служебных задач [3].

Методика психологической подготовки предполагает поэтапное становление навыков, совершенствование качеств и функций организма, причем каждый предыдущий этап должен служить основой для последующего [4].

Итак, развитию психических качеств курсантов и слушателей следует уделять необходимое внимание и время. Психологическая подготовка становится органической частью учебного процесса, и проводиться на всех мероприятиях, связанных с физической подготовкой личного состава. В процессе занятий молодых сотрудников необходимо стимулировать к само-

Педагогические науки

41

стоятельности, инициативности с помощью разнообразных внешних воздействий и методов (созданием повышенной заинтересованности обучаемых, тактической нацеленностью используемых средств, спортивными играми, эстафетами, профессионально-прикладными соревнованиями и т.п.), а также мобилизацией собственных усилий самих обучаемых.

Высокий уровень развития психики и обученности молодого сотрудника, оказавшегося в опасной ситуации, обеспечивает ему более адекватное поведение и принятие правильного решения.

Список литературы:

1. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 444 с.

2. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М.: Юнити, 2001. - 639 с.

3. Чихачев Ю.Т. Преодоление препятствий: учеб. для курсантов и слушателей института. - Л.: ВДКИФК, 1981. - 343 с.

4. Смирнов В.Н., Петухов Е.В. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - М.: Юнити-Дана, 2010. -207 с.

ЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРА РЕПЕРТУАРА В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© Каишаури Э.Г.*

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

В данной статье рассматривается проблема правильного выбора репертуара, который помогает осмыслить традиции и жанры, способствует раскрытию взаимосвязи музыкального наследия прошлого и современного, определяет истинные ценности.

Ключевые слова репертуар, музыкальная педагогика, возрастные особенности учащихся, критерии выбора репертуара.

Содержание предмета и методических средств в процессе формирования музыкального мышления должны основываться на специфике музыкального восприятия с учетом психологических возрастных особенностей ребенка, и строиться на определенном материале.

Для музыкального образования таким материалом является репертуар. Более того, правильный выбор репертуара помогает осмыслить развитие

Ассистент кафедры Фортепиано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.