Научная статья на тему 'Преодоление методологических ограничений классификации типов семей в системе социально-педагогический поддержки: системно-синергетический подход'

Преодоление методологических ограничений классификации типов семей в системе социально-педагогический поддержки: системно-синергетический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / самоорганизация / социальное равновесие / социальное неравновесие / типы семей / family / self-organization / social balance / social disequilibrium / types of families

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробкова Венера Викторовна

В статье приведены аргументы ограниченности типологии семьи на «группу норма», «группу риска», «группу социально-опасного положения» и представлена классификация типов семей на основе понимания самоорганизующейся природе семейного системы. За основу классификации взята социально-педагогическая ситуация в разрезе ее социальной и асоциальной равновесности и устойчивости. Дана характеристика трех типов семей: «ситуации устойчивого социального равновесия»; «ситуации устойчивого социального неравновесия»; «ситуации устойчивого асоциального равновесия». Определены механизмы взаимодействия специалистов с семьями в зависимости от их социально-педагогической ситуации. В статье описана система распределения функций между некоммерческими организациями в Пермском крае, которые помогают различным категориям семей, что позволяет учесть проблемы и потребности семей и создать индивидуальную программу поддержки, учитывая их ресурсы и потенциал. Авторы статьи предлагают изменить названия типов семей в социально-педагогической работе на более позитивные: «группа активного взаимодействия», «группа заботы» и «группа усиленной поддержки». Это помогает специалистам анализировать поведение членов семьи без оценки и конструктивно решать проблемы внутри семейной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING METHODOLOGICAL LIMITATIONS OF CLASSIFYING FAMILY TYPES IN THE SYSTEM OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT: A SYSTEM-SYNERGISTIC APPROACH

The article presents arguments for the limitation of the typology of the family to the “norm group”, “risk group”, “socially dangerous situation group” and presents a classification of family types based on an understanding of the self-organizing nature of the family system. The classification based on the socio-pedagogical situation in the context of its social equilibrium/antisocial equilibrium and stability/ disequilibrium. Three are types of families characterized: “situations of stable social equilibrium”; “situations of stable social imbalance”; “situations of stable antisocial equilibrium”. The mechanisms of interaction between specialists and families are determined depending on their socio-pedagogical situation. The article describes the system of distribution of functions between non-profit organizations in the Perm Region, that help various categories of families, which allows us to take into account the problems and needs of families and create an individual support program, taking into account their resources and potential. The authors of the article propose to change the names of family types in socio-pedagogical work to more ones that are positive: “active interaction group”, “care group” and “enhanced support group”. This helps specialists analyze the behavior of family members without evaluation and constructively solve problems within the family system.

Текст научной работы на тему «Преодоление методологических ограничений классификации типов семей в системе социально-педагогический поддержки: системно-синергетический подход»

Преодоление методологических ограничений классификации типов семей в системе социально-педагогический поддержки: системно-синергетический подход

Коробкова Венера Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: vkorobkova@mail.ru

В статье приведены аргументы ограниченности типологии семьи на «группу норма», «группу риска», «группу социально-опасного положения» и представлена классификация типов семей на основе понимания самоорганизующейся природе семейного системы. За основу классификации взята социально-педагогическая ситуация в разрезе ее социальной и асоциальной равновесности и устойчивости. Дана характеристика трех типов семей: «ситуации устойчивого социального равновесия»; «ситуации устойчивого социального неравновесия»; «ситуации устойчивого асоциального равновесия». Определены механизмы взаимодействия специалистов с семьями в зависимости от их социально-педагогической ситуации. В статье описана система распределения функций между некоммерческими организациями в Пермском крае, которые помогают различным категориям семей, что позволяет учесть проблемы и потребности семей и создать индивидуальную программу поддержки, учитывая их ресурсы и потенциал. Авторы статьи предлагают изменить названия типов семей в социально-педагогической работе на более позитивные: «группа активного взаимодействия», «группа заботы» и «группа усиленной поддержки». Это помогает специалистам анализировать поведение членов семьи без оценки и конструктивно решать проблемы внутри семейной системы.

Ключевые слова: семья, самоорганизация, социальное равновесие, социальное неравновесие, типы семей.

о с

CJ

Статья публикуется в рамках государственного задания № 1023012400003-8-5.1.1 (регистрационный номер) Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Современная семья как объект психолого-педагогического сопровождения: с учетом культурных, национальных, религиозных, исторических особенностей».

В последние десятилетия в социально-педагогической деятельности при обозначении разных типов семей используются термины «группа норм», «группа риска» и «группа социального опасного положения». Однако такой подход к классификации семей не обеспечивает полного комплексного понимания всех сложностей и разнообразия проблем, с которыми они сталкиваются, а также не способствует конструктивному диалогу семей по их решению. Данная типология имеет свои ограничения, к которым можно отнести следующие:

- возникновение стереотипов и предубеждений в оценке поведения взрослых и детей из определенных категорий семей. Например, члены семьи, находящиеся в «группе социально-опасного положения» могут быть восприняты окружающими как угроза для общества, что может привести к дискриминации и социальной изоляции;

- обобщение и недостаточный учет индивидуальных особенностей каждой семьи, имеющей свои специфические проблемы и потребности. Такая классификация не учитывает широкого спектра факторов, влияющих на семью, таких как экономическое положение, структуру семьи, культурные или религиозные особенности, факторы здоровья и т.п. Семьи, отнесенные к «норме», «риску» или «социально-опасному положению», зачастую лишаются в своей характеристике многогранным аспектам индивидуальности своих ситуаций;

- ощущение безысходности и неизбежности того, что семьи, попавшие в «группу риска» или «группу социально-опасного положения», обречены на неуспех, проблемы и несчастья. Это в свою очередь обуславливает отчуждение и негативное отношение к таким семьям со стороны социального окружения и специалистов и дает основания для упущения своевременной и адекватной социально-педагогической работы с членами семьи и помощи в решении их проблем.

Таким образом, ограничение такого подхода к классификации семей заключается: в отрицательной векторной направленности названий групп; в формировании предубеждения по отношению к семьям со стороны социального окружения; в сложности учета всех обстоятельств, которые могут быть причинами существующих семейных проблем.

В связи с этим, существует необходимость рассмотрения возможности альтернативной типологии семей с позиций системно-синергетического подхода, который основывается на представлении о семье как самоорганизующейся системе. Мы полагаем, что это позволит глубоко и всесторонне исследовать реальность семейных проблем, влияющих на воспитание детей в семье, поможет преодолеть ограничения, связанные с текущей классификацией семей и внести значительный вклад в развитие практики работы с семьями, способствующему созданию эффективных программ социально-педагогической поддержки и помощи семьям.

Опыт работы со специалистами показывает, что их неудовлетворенность результатами работы с родителями, в значительной степени обусловлены сложившимся взглядом на семью как на объект заботы, наставлений и контроля. Системно-синергетический взгляд на феномен воспитательного потенциала семьи выявляет инновационные подходы к эффективному решению проблемы поддержки социально-педагогической самоорганизации семьи и развития ее воспитательного потенциала, перенеся акцент деятельности специалистов на создание условий для самоорганизации семьи, и саморазвития ее воспитательного потенциала с учетом типа ее социально-педагогической ситуации.

В данном утверждении мы придерживаемся позиции Г.В. Сабитовой о том, что «...именно социально-педагогическая ситуация, в которой находится семья в каждую единицу времени и социального пространства, позволяет не только исследовать сущность существующих проблем, но и предусмотреть многовариантный (нелинейный) комплексный характер мер, направленных на развитие воспитательного потенциала семьи как во всеобщей системе ее отношений, так и в особенной и единичной подсистемах взаимоотношений семьи и социальной среды». [2]

В своем исследовании Г.В. Сабитова на основе синергетического подхода, учитывая соотношение показателей «равновесности-неравновесности» («устойчивости-неустойчивости») самоорганизующихся систем выделяет два основных типа социально-педагогических ситуаций: 1) ситуации устойчивого социального равновесия; 2) ситуации устойчивого социального неравновесия.

Поддерживая точку зрения Г.В. Сабитовой о важности учета социально-педагогической ситуации в семье для определения типа семьи в логике системно-синергетического подхода, мы считаем целесообразным выделить три типа ситуаций:

1) «ситуации устойчивого (про)социального равновесия» (это семьи, традиционно относимые к категории «благополучных»);

2) «ситуации устойчивого социального неравновесия» (это семьи, имеющие ситуативные или устойчивые проблемы с благоприятным прогнозам их разрешения или сохранившим устойчивость в неблагоприятных обстоятельствах и выполняющие свои функциональные обязанности);

3) «<ситуации устойчивого асоциального равновесия» (это семьи, традиционно подпадающие под категорию «неблагополучных»).

Отличие нашей позиции в том, что мы выделяем два типа «равновесных» семейных ситуаций с социально-приемлемой и асоциальной направленностью, а также неравновесные семейные ситуации.

Важно отметить, что в реальной социальной практике, названные выше типы семей представляют собой наиболее выраженные состояния семьи в линейном ряду. Однако между ними располагается множество переходных ситуаций, в которых могут быть обозначены тенденции динамики и усиления тех или иных факторов влияния внешней среды, которые приводят к изменению вектора развития семьи и ее воспитательного потенциала. [1]

Таким образом, в нашем исследовании важным представляется понимание специалистами наличии в семье определенной социально-педагогической ситуации с помощью которой возможно провести анализ социально-педагогического взаимодействия с семьей по развитию ее воспитательного потенциала и рассматривать тип семьи исходя из следующей классификации:

1) семьи в ситуациях устойчивости социального равновесия;

2) семьи в ситуациях устойчивости социального неравновесия;

3) семьи в ситуации устойчивости асоциально равновесия.

Кратко остановимся на описании характеристики представленных типов семей.

Семьи в ситуации устойчивого социального равновесия

В семьях данной группы можно отметить стабильное состояние самоорганизации семейной системы в быту, игровой, познавательной, культурно-досуговой деятельности и общении, согласованность и внутреннюю динамику семьи. Членами семьи в повседневной жизни руководствуются установленными традициями, правилами и ценностями, конфликтные ситуации решаются конструктивно, не носят разрушающий психологический климат характер, созданы условия для самореализации и удовлетворения потребностей детей и взрослых. Семья легко может адаптироваться к влиянию нестабильных ситуаций в окружающей действительности, оставаясь устойчивой системой.

Социально-педагогическая поддержка такого типа семей может носить профилактический характер и направлена на сохранение ресурсов семьи для поддержания своего равновесия. Специалисты могут доводить до сведения членов семьи информацию о психолого-педагогическом сопровождении детско-родительских сообществ, возможной помощи при возникновении проблемных ситуаций, предоставлять ресурсы для самообра-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

зования родителей по воспитанию детей, при необходимости, осуществлять помощь в обеспечении социальных льгот.

Важно отметить, что семье как открытой социальной системе в реализации своей воспитательной функции характерно стремление к равновесности и устойчивости. При этом, семьи в ситуации устойчивого равновесия характеризуются «закрытостью» и утрачивают самостоятельность в решении собственных проблем, что может привести к отсутствию эффективного родительского поведения в «нестандартных» ситуациях, например, связанных с «кризисными» периодами возраста ребенка или ситуациями, когда ребенок демонстрирует девиантные формы поведения.

Семьи в ситуации устойчивого социального неравновесия

Семьи данного типа характеризуется нестабильностью эмоционального климата в семье, вызванного внешними и внутренними социально-психологическими факторами, к которым можно отнести следующие: чрезмерная трудовая занятость родителей и недостаток времени для семейного общения, трудные жизненные ситуации и разрушительные последствия супружеских и детско-родительских конфликтов. Как правило, такой семье бывает сложно адаптировать самоорганизацию семейной системы к воздействию дестабилизирующих внешних факторов и необходима помощь и поддержка специалистов. Существующие проблемы семьи, воспринимаются каждым ее членом как труднопреодолимые барьеры, ликвидировать которые возможно лишь частично можно ресурсами самой семьей и необходима внешняя помощью специалистов.

При социально-педагогической работе с данной категорией семей важно понимать, что неустойчивое, неравновесное состояние семейной системы, осознаваемое членами семьи и специалистами не как безысходное относительно реализации воспитательной функции, а как возможное развитие, приводит к поиску новых резервов семьи в решении её собственных проблем. Ведь для существования саморегулирующихся систем немаловажное значение имеет не только постоянство и стабильность, но и неустойчивое, неравновесное состояние, стремящееся к состоянию равновесности и устойчивости. Восприятие специалистами неустойчивых неравновесных ситуаций в семье как «точки бифуркации», как возможности для рефлексии и стимулирования позитивных социальных изменений, становится механизмом развития семьи и ее воспитательного потенциала. При этом заботой специалистов и вектором поддержки членов семьи остается работа по восстановлению стабильности социально-педагогической самоорганизации семьи. Семье может быть предложена помощь в получении доступа к социальным услугам, консультированию в вопросах психологического и эмоционального благополучия, стимули-

рование членов семьи к участию в образовательных мероприятиях и коммуникативных площадках и информирование о их проведении и т.д.

Задача специалистов, которые взаимодействуют с семьями в ситуациях устойчивого социального неравновесия является создание условий, для того чтобы помочь семье разобраться в ситуации неопределенности и выбрать путь, который поможет им выйти из неравновесного состояния. При этом важно учитывать, как внутренние ресурсы и потенциал семьи, так и внешние факторы открытого образовательного пространства, и социальное окружение семьи.

Семьи в ситуации устойчивого асоциального равновесия

Такие семьи характеризуются отсутствием или нарушением социальных норм, правил и ценностей, установленных для функционирования семьи и ее членов. Самоорганизация семьи и ее внутренняя динамика находятся в стагнации и, как правило, нарушена из-за низкой социальной ответственности и маргинальности взрослых членов семьи, межличностных конфликтов, насилия и других форм нарушения социальных норм и ролей. Наличие в семье устойчивых проблем ее социальной жизнедеятельности воспринимаются членами семьи как «норма жизни», либо как непреодолимые препятствие, с которым бесполезно бороться.

Как было сказано ранее, семьи в равновесной ситуации, в том числе и устойчивого асоциального равновесия в состоянии «закрытости» утрачивают самостоятельность и/или пассивны в решении собственных проблем. В связи с этим, взаимодействие специалистов с данным типом семей сконцентрировано на необходимости выхода семьи из равновесной ситуации и создания мотивирующих и стимулирующих условий изменения самоорганизации семьи как социальной системы и переходу ее в новое состояние, при котором создаются стимулирующие условия и срабатывает компенсаторный механизм для изменения качественного состояния семейной среды. Для семей в ситуации устойчивого асоциального равновесия, специалисты будут обращаться к проблемам, связанным с поведением, которые противоречат общественно принятым нормам и ценностям. Они могут предлагать индивидуальное консультирование, программы по переподготовке и трудоустройству, реабилитационные программы и т.д. Подход специалистов будет направлен на изменение поведения и восстановление социальной адаптации членов семьи.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что для всех типов семей создание неустойчивости неравновесных ситуаций («точек бифуркации»), с целью стимулирования положительных социальных трансформаций в воспитательном потенциале семьи, как основного элемента семейной системы, является одним из механизмов его развития. Ведущим приоритетом сопровождения семьи с целью развития ее воспитательного по-

тенциала является создание многовариантных моделей развития семьи и способов решения существующих проблем, где педагогическая поддержка со стороны специалистов, взаимодействующих с семьей, способствует формированию готовности семьи к самосовершенствованию либо к самосохранению своей семейной системы на основе согласования «идеального образа семьи», представлений о перспективах и способах самореализации семьи, о ресурсах саморазвития, ценностях и традициях, на которых строится семейная система.

Важно отметить, что, в рамках разработанной нами концепции развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве адресность в осуществлении мер поддержки семьи в зависимости от типа ее проблем и особенностей (неполная, опекунская, приемная, многодетная, с ребенком ОВЗ и т.д.) реализуется через партнерское взаимодействие семей и образовательных организаций с некоммерческими и общественными организациями, адресно решающими проблемы «особых» семей.

Так, например, в Пермском крае складывается система распределения деятельности между некоммерческими организациями по сопровождению различных категорий семей, находящихся ситуации неустойчивого и устойчивого социального неравновесия. Так, например, автономные некоммерческие организации «Институт поддержки семейного воспитания», «Академия родительского образования» поддерживают молодые семьи в сотрудничестве с социально-активными родительскими сообществами. Автономные некоммерческие организации «Счастье жить», «Вектор дружбы», «Берегиня» обеспечивают работу с семьями, имеющими детей инвалидов и детей с особыми возможностями здоровья. Автономные некоммерческие организации «Территория семьи», «Колыбель надежды», проводят работу с малоимущими и неполными семьями. АНО «Защита» и «Вектор» взаимодействуют с семьями, находящимися в социально-опасном положении. Общественная организация «Многодетные Прикамья» реализуют поддержку многодетных семей. «Солнечный круг» оказывает помощь приемным семьям и детям, оставшимся без попечения родителей.

В целом, понимание типа семьи исходя из социально-педагогической ситуации, в которой она находится в данный момент, позволяет учитывать совокупность реальных проблем семьи и запросов ее членов, проектировать и реализовы-вать на практике свой индивидуальный маршрут семьи (термин И.А. Хоменко [3]), с учетом ресурсов семьи (общих и индивидуальных) - способностей, склонностей, воспитательного потенциала, социально-коммуникативных связей, материальных возможностей и т.п.,

В заключении отметим, что в своей экспериментальной деятельности мы позволили себе отойти от общепринятых и устоявшихся в сфере социально-педагогической работы с семьей названиями: семьи группы «нормы», «риска» и се-

мьи группы «социально-опасного положения», заменив в названиях вектор отрицательной направленности на положительный (гуманистический) определив в практической работе со специалистами следующие названия типов семей исходя из описанной ранее классификации:

- семьи группы «активного взаимодействия» (семьи в ситуации устойчивого социального равновесия/неравновесия);

- семьи группы «заботы» (семьи в ситуации устойчивого социального неравновесия);

- семьи группы «усиленной поддержки» (семьи в ситуации устойчивого социального неравновесия; семьи в ситуации устойчивого асоциального равновесия).

Опыт показал, что изменение названий типов семей помогает специалистам перейти от оценочного отношения к поведению членов семьи к конструктивной и позитивно-настроенной работе над решением проблем семейной системы, четко определить потребности, ожидания и возможности семьи. Взаимодействие специалистов и родителей на основе доброжелательных отношений повышает мотивацию к активному совместному взаимодействию. Это способствуют более эффективному социально-педагогическому сопровождению различных типов семей, значительно сокращает временные, материальные и эмоциональные затраты, связанные с неэффективными формами взаимодействия, которые не учитывают самоорганизующуюся и саморегулирующуюся природу семейной системы.

Литературa

1. Коробкова В.В., Санникова А.И. Проблема развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве: системно-синергетический подход //Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 71-73 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-razvitiya-vospitatelnogo-potentsiala-semi-v-otkrytom-obrazovatelnom-prostranstve-sistemno-sinergeticheskiy-podhod (дата обращения: 29.12.2023).

2. Сабитова Г.В. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми: методологические подходы и характеристики // Известия ВГПУ. 2008. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/sotsialno-pedagogicheskaya-podderzhka-semey-s-detmi-metodologicheskie-podhody-i-harakteristiki (дата обращения: 29.12.2023).

3. Хоменко И.А. Проектирование образовательного маршрута семьи / И.А. Хоменко // Народное образование. 2011.№ 8. С. 266-270.

OVERCOMING METHODOLOGICAL LIMITATIONS OF CLASSIFYING FAMILY TYPES IN THE SYSTEM OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT: A SYSTEM-SYNERGISTIC APPROACH

Korobkova V.V.

Perm State University of Humanities and Pedagogy

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

The article presents arguments for the limitation of the typology of the family to the "norm group", "risk group", "socially dangerous situation group" and presents a classification of family types based on an understanding of the self-organizing nature of the family system. The classification based on the socio-pedagogical situation in the context of its social equilibrium/antisocial equilibrium and stability/ disequilibrium. Three are types of families characterized: "situations of stable social equilibrium"; "situations of stable social imbalance"; "situations of stable antisocial equilibrium". The mechanisms of interaction between specialists and families are determined depending on their socio-pedagogical situation.

The article describes the system of distribution of functions between non-profit organizations in the Perm Region, that help various categories of families, which allows us to take into account the problems and needs of families and create an individual support program, taking into account their resources and potential. The authors of the article propose to change the names of family types in socio-pedagogical work to more ones that are positive: "active interaction group", "care group" and "enhanced support group". This helps specialists analyze the behavior of family members without evaluation and constructively solve problems within the family system.

Keywords: family, self-organization, social balance, social disequilibrium, types of families.

References

1. Korobkova V.V., Sannikova A.I. The problem of developing the educational potential of the family in an open educational space: a systemic-synergistic approach // World of science, culture, education. 2021. No. 3 (88). pp. 71-73 URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/problema-razvitiya-vospitatelnogo-potentsiala-semi-v-otkrytom-obrazovatelnom-prostranstve-sistemno-sinergeticheskiy-podhod (access date: 12/29/2023).

2. Sabitova G.V. Social and pedagogical support for families with children: methodological approaches and characteristics // News of the Voronezh State Pedagogical University. 2008. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-podderzhka-semey-s-detmi-metodologicheskie-podhody-i-harakteristiki (access date: 12/29/2023).

3. Khomenko I.A. Designing a family's educational route / I.A. Kho-menko // Public education. 2011. No. 8. pp. 266-270.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.