Научная статья на тему 'Преодоление кризиса доверия в российской экономике на этапе ее восстановления'

Преодоление кризиса доверия в российской экономике на этапе ее восстановления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крахмалёва Е.В.

В статье изложены основные факторы преодоления кризиса доверия, сложившегося в экономике России к концу 90-х годов. Выделенные положительные тенденции укрепления доверия в экономических отношениях подтверждаются статистическими данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление кризиса доверия в российской экономике на этапе ее восстановления»

Ц! > Ц 2 > Ц 3 > Ц 4

Решение рассматриваемой задачи оптимизации плана приема студентов нескольких специальностей в вуз с платным обучением обеспечивает получение наибольшего возможного дохода, полное и эффективное использование ресурсов вуза и выпуск специалистов необходимых специальностей.

Список литературы:

1. Петровский В.С. Математическое моделирование экономических систем. - Воронеж: ВГЛТА, 2000. - 178 с.

2. Петровский В.С., Рагимова Н.Н. Управление финансово-экономической деятельностью внебюджетного вуза. - Воронеж: ВГЛТА, 2001. -157 с.

3. Бугаков В.М. Прогнозирование внебюджетной деятельности ВУЗа в современных условиях // Математическое моделирование, компьютерная оптимизация технологий, параметров оборудования и систем управления лесного комплекса: сб. науч. тр. - Воронеж: ВГЛТА, 2000. - С. 301-303.

ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА ДОВЕРИЯ

В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ЭТАПЕ ЕЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

© Крахмалёва Е.В.*

Орловский государственный технический университет, г. Орел

В статье изложены основные факторы преодоления кризиса доверия, сложившегося в экономике России к концу 90-х годов. Выделенные положительные тенденции укрепления доверия в экономических отношениях подтверждаются статистическими данными.

После дефолта в августе 1998 года Россия вступила в новый этап своей истории, связанный с постепенным преодолением кризиса доверия, укреплением государственных и общественных институтов, вхождением страны в фазу экономического подъема. Развитию позитивных тенденций способствовал ряд факторов институционального характера. В их числе, прежде всего, необходимо назвать смену персоналий в высшем руководстве страны. На смену лицам, дискредитировавшим себя в предшествующий период, пришли люди с хорошей репутацией, пользующиеся доверием широких слоев населения.

♦ Аспирант кафедры «Экономическая теория и управление персоналом»

Осенью 1998 г. Правительство России возглавил Е. Примаков. Им и людьми из его команды был предпринят ряд верных политических решений, обеспечивших переход российской экономики в фазу оживления и последующего наращивания темпов роста. Ему на смену пришел А. Касьянов, при котором была решена болезненная проблема реструктуризации внешней задолженности России. Касьянова А. на посту главы Правительства сменил В. Путин, избранный после ухода Б. Ельцина новым Президентом страны. Тем самым, завершился процесс передачи власти новому поколению политиков, что создало благоприятные условия для последующих шагов по преодолению кризиса доверия.

При В. Путине удалось преодолеть рецидивы политической конфронтации предшествующего периода. Доверие, оказанное народом новому Президенту, позволило ему осуществить ряд назревших мер по укреплению институтов государственной власти и управления. Первым шагом на этом пути стало укрепление вертикали власти. Главы регионов стали назначаться Президентом, а региональное законодательство было приведено в соответствие с федеральными законодательными актами. Это позволило заметно повысить управляемость звеньев государственного аппарата, обеспечило проведение единой государственной политики на местах, содействовало улучшению климата доверия в стране.

Одновременно совершенствовались законодательные основы хозяйственной деятельности. Ряд принятых законов прямо нацелен на предупреждение наиболее болезненных явлений, подрывающих доверие между участниками экономических отношений. В частности, статьи 142 и 236 Трудового Кодекса Российской Федерации определяют ответственность работодателя за нарушение установленных сроков выплат заработной платы [1]. Эта мера позволила существенно снизить масштабы задолженности по оплате труда. Если в 2000 г. ее объем достигал 43,7 млрд. руб., то в 2008 г. он снизился до 2,7 млрд. руб. или более чем в 16 раз (табл. 1). Очевидно, что это снижение самым позитивным образом повлияло на отношение населения к бизнесу и политике государства в области трудовых отношений. Можно с большой долей уверенности утверждать, что доверие к ним населения повысилось.

Таблица 1

Просроченная задолженность организаций по заработной плате (на начало года)

Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Всего, млн. руб. 43741 31690 29943 30575 24430 12206 5756 4159 2668

Источник: данные Федеральной службы статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.gks.ru.

В этот же период законодательно закреплены государственные гарантии вкладов граждан в банковской системе России, усилен административный контроль Центрального Банка РФ за деятельностью коммерческих банков. Эти меры способствовали возвращению доверия населения к кредитным организациям, что подтверждается неуклонным ростом депозитов физических лиц (табл. 2).

Таблица 2

Банковские вклады (депозиты) физических лиц в кредитных организациях на начало года (млн. руб.)

Годы

2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Всего, млн. руб. 318905,1 1030807 1519454 1980816 2761194 3809714 5159200

в т.ч. в Сбербанке России 232816,1 709699,0 957932,7 1185059,0 1500113,4 2028572,9 2656501,0

Источник: данные Федеральной службы статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.gks.ru.

Увеличение сбережений населения на счетах в банках стало важным фактором наращивания резервов банковской системы. В свою очередь, это способствовало росту кредитной активности (табл. 3).

Таблица 3

Кредиты, предоставленные организациям, банкам и физическим лицам на начало года (млн. руб.)

Годы

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Всего, в том числе 956293 1467489 2112230 2987113 4373 098 6211992 9218221 13923789

организациям 763346 1191452 1708097 2474290 3406785 4484376 6298067 9532561

банкам 104714 129929 291416 263734 425820 667974 1035601 1418099

физическим лицам 44749 94653 112540 248663 538161 1055 822 1882704 2971125

Источник: данные Федеральной службы статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.gks.ru.

В 2008 г. объемы кредитования выросли почти в пятнадцать раз по сравнению с 2001 г. Особенно впечатляет рост кредитов, предоставленных физическим лицам. За рассматриваемый период они увеличились более чем в шестьдесят пять раз. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что банки и население стали больше доверять друг другу, складывающейся в экономике ситуации и экономической политике государства.

В рассматриваемом периоде принципиальным образом изменилось отношение государства к исполнению своих обязательств перед бизнесом

и населением. Регулярно и в полном объеме оплачивался госзаказ. Своевременно перечислялись средства на выплату заработной платы бюджетникам, пенсий, социальных пособий. Осуществлялось последовательное и планомерное их повышение. Конечно, этому способствовал экономический подъем и устойчивый профицит бюджета. Но факт остается фактом - обязательства исполнялись, что самым позитивным образом сказывалось на отношении населения к экономической политике Президента и Правительства.

Повышению уровня доверия к государству и его политике способствовала ясно выраженная позиция высшего должностного лица по некоторым ключевым вопросам хозяйственной жизни. В частности, несмотря на сохраняющееся негативное отношение большей части российского общества к итогам приватизации 90-х годов, В. Путин неоднократно заявлял, что нового передела собственности не будет. Такая позиция способствовала стабильности ожиданий относительно гарантий прав собственности, «правил игры» в экономике, основного вектора экономической политики государства. Непосредственным выражением позитивных тенденций стал рост инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов. Подтверждением тому служит динамика иностранных вложений в российскую экономику. В 2007 г. их объем, в сравнении с 2000 г., вырос более чем в 10 раз (табл. 4).

Таблица 4

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам

2000 2005 2006 2007

Млн. долл. США В процентах к итогу Млн. долл. США В процентах к итогу Млн. долл. США В процентах к итогу Млн. долл. США В процентах к итогу

Всего инвестиций 10958 100 53651 100 55109 100 120941 100

в том числе:

прямые инвестиции 4429 40,4 13072 24,4 13678 24,8 27797 23

портфельные инвестиции 145 1,3 453 0,8 3182 5,8 4194 3,5

прочие инвестиции 6384 58,3 40126 74,8 38249 69,4 88950 73,5

Источник: данные Федеральной службы статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.gks.ru.

Одной из главных причин увеличения притока зарубежных инвестиций в страну, несомненно, является растущее доверие к отечественной экономике и проводимой властями экономической политике.

Позитивные изменения в инвестиционных процессах с участием иностранных инвесторов отмечаются и в ряде рейтингов инвестиционной

привлекательности и инвестиционного климата в стране, в частности, согласно рейтингу А.Т. Кеатеу. Начиная с 2002 г. четко прослеживается его позитивная динамика (табл. 5 и рис. 1).

Таблица 5

Место России по рейтингу А. Т. Кеагаеу

Чистые ПИИ (по платежному балансу), млн. дол. Место России по рейтингу прямых инвестиций А.Т. Кеатеу

2000 год 2475 -

2001 год 2674 -

2002 год 3170 17

2003 год 7456 8

2004 год 12139 11

2005 год 16733 6

Источник: [2].

Рис. 1. Приток прямых иностранных инвестиций в Россию и ее место в рейтинге А.Т. Кеатеу [2]

Приведенные данные позволяют с большой долей уверенности утверждать, что в рассматриваемом периоде климат доверия в российской экономике серьезно улучшился. Причем речь идет не только об общем доверии, но и отдельных его составляющих, в частности, институциональном доверии. Данные статистики подтверждаются субъективными оценками экспертов и населения. Так, на протяжении всех восьми лет, в течение которых В. Путин занимал пост Президента, его личный рейтинг доверия оставался на очень высоком уровне. Очевидно, что это служило выражением доверия экспертов и населения к экономической политике Правительства, гарантом неизменности которой выступал Президент. Разумеется, в высоких личных рейтингах В. Путина нашла концентрированное выражение позитивная оценка не только экономической, но и других составляющих политики государства. Тем не менее, вклад в эту оценку экономической составляющей был, пожалуй, наиболее весом.

Список литературы:

1. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ / Справочная правовая система КонсультантПлюс.

2. Ясин Е., Григорьев Л., Кузнецов О., Данилов Ю., Косыгина А. Инвестиционный климат в России // Вопросы экономики. - 2006. - № 5. -С. 48-77.

К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИЙ «МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» И «МАЛЫЙ БИЗНЕС»

© Ламзин Е.В/

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,

г. Саранск

В современных условиях значимость малого предпринимательства в рыночной экономике не вызывает сомнений, соответственно повсеместно в экономической литературе, законодательстве и практике достаточно распространенным является употребление понятий «малый бизнес», «малое предпринимательство», а также близко связанный с ними по сути термин «малые предприятия», без строгого разграничения. Тем не менее, понятия «малый бизнес» и «малое предпринимательство» не абсолютно тождественны. В свою очередь такая позиция имеет под собой как экономические, так и правовые основания, в том числе, обусловленные отношениями собственности.

В экономической терминологии понятие «малый бизнес» является переводом с английского языка термина «small business», который некоторые авторы переводят и как малое предпринимательство (дословно с английского языка «entrepreneurship»). Термин «малый бизнес» получил распространение в основном в англоязычных странах, в западно-европейских странах и Японии чаще пользуются термином «малые предприятия».

В Российском законодательстве субъектами малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными согласно ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на сис-

♦ Преподаватель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.