Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 376.3+159.922.7+373 DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-101-106
Преодоление коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и зрения во внеучебной деятельности
© 2018 Одинокова Н. А., Маркелова Т. В.
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]
РЕЗЮМЕ. Рассмотреть возможность использования внеучебной деятельности, как условия преодоления коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и зрения. Методы. Психолого-педагогическое исследование на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений, анализ, наблюдение, анкетирование. Результат. В процессе внеучебной деятельности происходит преодоление трудностей коммуникации у учащихся младших классов с нарушением слуха и зрения. Авторы предлагают на основе планомерной и специальной организации внеучебной деятельности, определения ее направлений, особенностей руководства, форм и видов предполагаемой системы работы с младшими школьниками, имеющими нарушения слуха и зрения, справиться с возможными вербальными и невербальными затруднениями в процессе общения. Это приведет к их комфортному эмоциональному состоянию, положительно повлияет на учебную деятельность, скажется на улучшении качества жизни и развитии личности в целом. Вывод. Активное целенаправленное использование внеучебной деятельности, как общественно полезной, способствует преодолению коммуникативных трудностей у учащихся младших классов с нарушением слуха и зрения, развитию общения, творческих способностей и социальной адаптации.
Ключевые слова: коммуникативные трудности, внеучебная деятельность, младшие школьники, нарушение слуха и зрения._
Формат цитирования: Одинокова Н. А., Маркелова Т. В. Преодоление коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и зрения во внеучебной деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 101-106. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-101-106_
Overcoming the Communication Difficulties of Primary Schoolchildren with Hearing and Vision Disoders in Extra-Curricular Activities
© 2018 Natalya A. Odinokova, Tatyana V. Markelova
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]
ABSTRACT. To consider the possibility of using the extra-curricular activities as a condition for overcoming the communication difficulties children of primary schoolchildren with hearing and vision disoders. Methods. Psychological and pedagogical research on the basis of special (correctional) educational institutions, analysis, observation, questioning. Result. In the process of extra-curricular activities the overcoming communication difficulties of primary schoolchildren with hearing and vision disoders take place. The authors propose on the basis of systematic and special organization of extra-curricular activities, the definition of its directions, features of leadership, forms and types of the proposed system of work with primary schoolchildren with hearing and vision disorders, to cope with possible verbal and nonverbal difficulties in the process of communication, will make possible their comfortable emotional state, will have a positive impact on educational activities. It will put them to comfort emotional state, good for training activity, will have an impact on improvement of the life quality and personality development at large. Conclusion. Active purposeful use of extra-curricular activities, as socially useful, helps to overcome the communication
difficulties of primary schoolchildren with hearing and vision disoders, development of communication, creative abilities and social adaptation.
Keywords: communicative difficulties, extra-curricular activities, primary schoolchildren, hearing and vision disorders.
For citation: Odinokova N. A., Markelova T. V. Overcoming the Communication Difficulties of Primary Schoolchildren with Hearing and Vision Disoders in Extra-Curricular Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 101-106. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-101-106 (In Russian)
Введение
Даже незначительное изменение в получении зрительных и слуховых впечатлений от ведущих сенсорных каналов заметно отзывается на развитии и становлении личности в целом. Дефицит информации от важнейших дистантных рецепторов приводит человека (особенно в первое время) к беспомощности, потере
самостоятельности, нарушении
ориентировочной деятельности.
Отсутствие или глубокое нарушение зрения и слуха приводит к возникновению специфических способов овладения соответствующей возрасту ведущей деятельностью, появлению новых типов поведения, форм взаимодействия, снижению
двигательной и познавательной активности. Замедляются процессы получения и переработки зрительной и слуховой информации, ограничиваются возможности спонтанного усвоения бытового жизненного и социального опыта, формируются неполные, фрагментарные представления об окружающем мире, познавательный опыт более беден и менее разнообразен. Естественно, своеобразие развития младших школьников с нарушением ведущих анализаторов (слуха и зрения) влияет на изменение динамики и темпа развития психических познавательных процессов (временные границы стадий психического развития, сроки наступления и окончания сензитивных периодов сдвигаются), что ведет к возникновению трудностей в коммуникации. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения с помощью слов, мимики, жестов, позы, что является препятствием
для установления полноценного контакта со сверстниками и взрослыми.
Рассматривая возможности общения младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья, в нашем случае - слуха и зрения, важно определить, насколько сенсорные нарушения влияют на взаимодействие, выявить трудности коммуникации со сверстниками, взрослыми, предметным, животным миром. Важную роль в коммуникации играет обратная связь. Решение данной проблемы во внеучебной деятельности
предусматривает вовлечение ребят в одну из немногих сфер деятельности, где ребенок с нарушением слуха и зрения может иметь успех, поверить в свои возможности, получить максимальное удовольствие. Достижение этой цели невозможно без поддержки становления его индивидуальности.
Цель исследования
Научно-теоретическое обоснование, разработка и внедрение условий организации и содержания внеучебной деятельности, направленных на результативное преодоление
коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и зрения.
Методы исследования
Мы считаем возможным в данной публикации затронуть вопросы организации и проведения исследования коммуникации у младших школьников с нарушением слуха и зрения, опубликованных в сборнике «Мир без границ: актуальные проблемы современного инклюзивного
образования» Ставропольского
государственного педагогического
университета, факультета специальной педагогики (Н. А. Одинокова и Т. В.
Маркелова, проект «Наставники и ученики» 2017-2018 гг. программы «Наука и образование» Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение») [3].
Базой для проведения практического исследования стали специальные (коррекционные) школы для детей с нарушением слуха и зрения г. Новосибирска и Новосибирской области. В практическом исследовании приняли участие 37 учащихся начальных классов в возрасте от 7 до 12 лет, имеющих как врожденные, так и приобретенные нарушения слуха и зрения. Было получено разрешение родителей детей (или их представителей) на проведение исследования.
В связи с тем, что участники практического исследования имели двойное нарушение - слуха и зрения, предварительно необходимо было ознакомиться с заключениями врача-сурдолога и врача-офтальмолога. Было установлено, что у детей преимущественно сенсоневральная тугоухость Ш-М степени, которая представляет тяжелую форму потери слуха и требует протезирования слуховыми аппаратами; глухота; один ребенок после операции односторонней кохлеарной имплантации. Среди нарушений зрительного анализатора имеют место функциональные нарушения: косоглазие (сходящееся и расходящееся), миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия,
анизометропия. У одного из ребят ангиопатия сетчатки и у одного врожденная аномалия развития слезных путей. Знание сущности патологического процесса, лежащего в основе слуховой и зрительной недостаточности учащихся, особенностей формирования личности детей данной группы дает педагогам медико-психолого-педагогический статус контингента для проведения
определенных мероприятий.
В ходе работы с учащимися был предусмотрен комплекс заданий, направленный на выявление коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с
нарушением слуха и зрения, отобранный из ресурсов общей и специальной психологии, педагогики: Д. И. Бойков, С. В. Бойкова «Собери картинку» [1]; Н. А. Зимина «Назови и передай эмоцию» [2]; Г. А. Цукерман «Рукавички» [6]; С. И. Панченко, наблюдение во время групповых игр «Зайди в круг», «Выполни инструкцию», «Зеркало» [4]; опросник М. Шнайдера о коммуникативном контроле [5]. Качественными критериями оценки состояния коммуникации у младших школьников с нарушениями слуха и зрения явились: умение соотнести собственные желания и потребности с желаниями и потребностями в процессе общения со сверстниками, взрослыми; осуществлять необходимые коммуникативные
действия, владение формами поведения и их использования в различных ситуациях; владение речевыми и паралингвистическими средствами коммуникации; умение воспринимать и понимать смысл эмоционального состояния собеседника по
невербальным компонентам
коммуникации и на этой основе строить диалог; наличие и состояние коммуникативного контроля. Детям предлагалось собрать разрезную картинку и раскрасить «рукавичку», договариваясь друг с другом, обсудить выполнение задания; адекватно воспринять и понять смысл эмоционального состояния партнера по мимике, жестам, пантомимике и на этой основе установить контакт с собеседником для построения диалога; проявить интерес к взаимодействию со сверстниками в условиях игровой ситуации, суметь обменяться информацией, включить
коммуникативные умения и контроль собственных действий. При выявлении трудностей коммуникации учитывались умения детей передавать и понимать эмоциональные состояния, выделять причинно-следственные и
пространственно-временные связи, организовать совместную деятельность, игры парами, проявить
доброжелательное отношение к
сверстникам, интерес, инициативу, умение выразить свое мнение. Степень самостоятельности выполнения заданий была тем выше, чем меньше требовалось активной помощи со стороны экспериментатора. Помощь оказывалась по мере требования.
Первый этап - аналитический, включал предварительное знакомство с медицинской документацией, историей развития учащихся, анкетирование родителей. Непосредственное
исследование начиналось с
установления контакта с ребенком в виде знакомства и вхождения в доверие: учитывались возрастные,
психофизиологические, индивидуальные (зрительные, слуховые, речевые, познавательные, личностные)
особенности ребят, их социальный опыт. Опора на специальные принципы, адекватные методы и приемы взаимодействия. В силу вида, степени и характера зрительного и слухового нарушения, опирались на рекомендации Е. Н. Подколзиной, Л. Н. Ростомашвили, Л. И. Солнцевой, Л. В. Фомичёвой, Б. Д. Корсунской. Элементы модификации и адаптации инструментария, условий и процедуры проведения, стимульного материала осуществлялись в соответствии с этапами исследования. В качестве диагностического материала использовали рельефные и увеличенные изображения, игрушки, карточки, специальный шрифт Апа!, трафареты, восковые мелки и карандаши, оставляющие жирный след для более удобного раскрашивания, подставки для предупреждения спазма аккомодации, увеличения времени зрительной работоспособности, звукоусиливающую аппаратуру и оптические средства коррекции, перевод на русский жестовый язык. При выборе дидактического материала (особенно рисуночного) учитывались интенсивность окраски, использование адекватного фона, на котором предъявляется информация, при необходимости обводка черным четким контуром различной толщины основной формы изображения, пропорции. Обследование проводилось
во вторую половину дня, индивидуально, парами и малыми группами (в зависимости от задания),
продолжительностью 20-30 минут; особые требования предъявлялись к достаточной освещенности и температурному режиму помещения.
Результаты исследования
Анализ полученных количественных показателей диагностического
исследования состояния коммуникации у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и зрения позволил сделать вывод и определить, что у большинства испытуемых 66 % - низкий уровень, у 25 % ребят - средний и всего у 9 % - высокий. Высокий процент данных отрицательного знака состояния коммуникации объясняется влиянием двойного нарушения: слухового и зрительного. Часто наблюдались сложности в понимании инструкции, неполнота и фрагментарность восприятия речевых сообщений, фиксация на несущественном, некоторые дети требовали повторить задание, отмечался более замедленный темп их выполнения, частая отвлекаемость, недостаточная
самостоятельность выполнения заданий, иногда отказ от выполнения, сложности с включением в деятельность. Среди выявленных трудностей общения, связанных с личностными
особенностями, можно выделить: бедность индивидуального опыта, отсутствие многих навыков, зависимость, ригидность, эгоцентризм,
эмоциональную неустойчивость,
повышенную тревожность, порой агрессивность, низкий уровень рефлексии, неумение видеть свои ошибки. Наблюдалась вялая мимика, невыразительность жестов, у некоторых присутствовала амимичность лица. Имело место недостаточное употребление грамматических
конструкций, использование простых предложений и словосочетаний, предложений в несуществующей словообразовательной форме, речевых клише; низкий словарный запас, ограниченное употребление речевых
средств общения. Наибольшие трудности понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения (мимики и пантомимики) вызвало задание узнать и назвать эмоциональное состояние своего партнера, понять и пояснить собственные чувства, правильно выразить свои эмоции. Ребятам было трудно договариваться в процессе взаимодействия, дать оценку собственным коммуникативным
действиям, согласиться со своими ошибками, соотнести свои возможности с реальными требованиями возникших коммуникативных ситуаций. Не всегда дети оказывались готовы к «теплым» отношениям со сверстниками, сказывалась недостаточность
эмоционального и коммуникативного опыта. Следовательно, в ситуациях общения ребята испытывали разнообразные трудности коммуникации, а увеличение расстояния между ними провоцировало снижение возможности контактировать и взаимодействовать.
В основе процесса преодоления выявленных трудностей коммуникации должны лежать: позитивно-ценностное отношение к детям с нарушением слуха и зрения; определение актуального уровня их потребностей; необходимо включать организацию деятельности обучающихся, которая будет
способствовать многостороннему и личностному развитию ребят, реализации их творческого потенциала, формированию межличностного
взаимодействия и коллективных отношений, развитию разнообразных форм общения, адаптации в социальном пространстве. Сложность данного процесса заключается в поиске и построении внеучебной деятельности, связанной с личной уникальностью и неповторимостью воспитанников. При планировании следует учитывать следующие факторы: внеучебная работа должна характеризоваться
ориентированностью на программные требования и познавательные потребности детей; время, отведенное на содержательный досуг, не должно зависеть от показателей максимально
допустимой учебной нагрузки школьников. Поэтому важно, чтобы внеучебная досуговая деятельность была подчинена принципам: учета возрастных и индивидуальных факторов, сформированных навыков, обеспечения коммуникативной активности. Для совершенствования процесса
коммуникации детей с нарушением слуха и зрения необходимо расширять представления о средствах общения, формировать коммуникативные навыки и эмоциональные модальности на основе неречевых и речевых форм выразительности, создавать условия для коррекции их недостаточности, обеспечивать образование
обобщенных эмоционально-
ситуационных эталонов, позволяющих активно овладевать перцептивной стороной коммуникативной
деятельности путем объединения невербальных действий и
сформированных коммуникативно-речевых умений. Наиболее
эффективным является вовлечение ребят в такие направления как: спортивно-оздоровительное; общеинтеллектуальное; духовно-
нравственное; общекультурное;
социальное. Формы достаточно широки: различные спортивные мероприятия и соревнования, конкурсы, викторины, олимпиады, тематические диспуты, дискуссии, семинары, беседы, экскурсии, посещение и обсуждение театров, музеев, выставок, просмотр
кинофильмов, участие в тренингах и квестах. Внеучебная деятельность по данным направлениям поможет детям с нарушением слуха и зрения избегать страхов, агрессивности, неуверенности, стремиться к установлению теплых, содержательных отношений с окружающими, знакомиться с новыми, интересными людьми, быть принятыми и признанными в социальных группах, принимать и практиковать модели отношений со сверстниками и взрослыми, осваивать поведение, характерное для своего пола.
Выводы
В процессе реализации внеучебной деятельности предполагается:
преодолеть негативные эмоциональные качества личности, такие как неуверенность, нерешительность,
недостаточный уровень
коммуникативных способов
взаимодействия - вербальных, невербальных, паралингвистических, недостаточный уровень саморегуляции
эмоциональных процессов;
сформировать речевые и
паралингвистические средства
коммуникативной деятельности,
достаточный уровень владения операционными, перцептивными,
организационными средствами
коммуникации; научить вербализировать и дифференцировать собственную и чужую коммуникативную деятельность.
Литература
1. Бойков Д. И., Бойкова С. В. Как учить детей общаться. СПб. : СОЮЗ, 2004. 352 с.
2. Зимина Н. А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности. Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2015. 42 с.
3. Одинокова Н. А., Маркелова Т. В. Анализ диагностических методик изучения коммуникативных трудностей младших школьников с нарушением слуха и зрения / Мир без границ: актуальные проблемы современного инклюзивного образования // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции для студентов и молодых ученых, посвященной Всемирному дню инвалидов (11
декабря 2017 г.). Ставрополь: Изд-во СГПУ, 2017. С. 207-211.
4. Панченко С. И. День за днём в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. М. : Изд-во НИИ ШТ, 2008. 352 с.
5. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. С. 120-121.
6. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-34.
References
1. Boiko D. I., Boykova S. V. Kak uchit detej obshchat'sya [How to teach children to communicate]. Saint Petersburg, Soyuz Publ., 2004. 352 p. (In Russian)
2. Zimina N. A. Psihologicheskaya diagnostika kommunikativnogo potenciala lichnosti [Psychological diagnosis of communicative potential of the individual]. Nizhniy Novgorod: NSABU Publ., 2015. 42 p. (In Russian)
3. Odinokova N. A. Markelova T. V. Analysis of diagnostic methods of studying communicative difficulties of younger schoolchildren with hearing and vision disorders. World without borders: actual problems of modern inclusive education. Materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya studentov i molodyh uchenyh, posvyashchennoj Vsemirnomu dnyu invalidov [Proceedings of VIII All-russian scientific practical conference for the students and young scientists, dedicated to the world day of disabled people]. Stavropol, SSPU Publ., 2017. Pp. 207-211. (In Russian)
4. Panchenko S. I. Den' za dnyom v zhizni vozhatogo. V pomoshch' vsem, kto rabotaet ili budet rabotat s podrostkami v detskom lagere [Day after day in the life of the counselor. To help anyone who works or will work with teenagers in a children's camp]. Moscow, SRI of ST, 2008. 352 p. (In Russian)
5. Fetiskin N. P. Kozlov V. V., Manuylov G. M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow, IP Publ. 2002. Pp. 120-121. (In Russian)
6. Zuckerman G. A. Transition from primary to secondary school as a psychological problem Transition from primary school to secondary school as a psychological problem. Voprosy psihologii [Psychology Issues]. 2001. No. 5. Pp. 19-34. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Одинокова Наталья Александровна,
доцент, кафедра логопедии и детской речи, Институт детства, Новосибирский государственный педагогический
университет, Новосибирск, Россия; e-mail: [email protected]
Маркелова Татьяна Владимировна, студентка, направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», Институт детства, Новосибирский государственный
педагогический университет»,
Новосибирск, Россия; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations
Natalya A. Odinokova, assistant professor, the chair of Speech Therapy and Children's Speech, Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University (NSPU), Novosibirsk, Russia; e-mail: [email protected]
Markelova, Tatyana Vladimirovna, student, training program "Special (Defectological) Education", Institute of Childhood, NSPU, Novosibirsk, Russia; email: [email protected]
Принята в печать 07.08.2018 г.
Received 07.08.2018.