Научная статья на тему 'Преодоление формализма в экологическом образовании сущность формализма в экологическом образовании'

Преодоление формализма в экологическом образовании сущность формализма в экологическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарин Александр Валерьевич

Статья посвящена актуальной проблеме формализма в разработке содержания и в организации экологического образования. Раскрывается сущность рассматриваемого явления. Приводится очерк историко-педагогического анализа, позволяющий проследить становление взглядов отечественных ученых на те или иные элементы формализма в экологическом образовании и выявить социальные, педагогические и психологические причины их проявления. Определяются психологические условия преодоления элементов формализма в экологическом образовании, в связи с чем формулируются основные требования, предъявляемые к психологической подготовке педагога-эколога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гагарин Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming of formalism in ecological education

The article is devoted to an actual problem of formalism in developing the contents and organisation of ecological education. The article represents the essence of the phenomenon under investigation. There is a sketch of historicalpedagogical analysis which enables to trace back formation of views of home scientists on different elements of formalism in ecological education and to define social, pedagogical and psychological reasons of their coming into being. The article determines psychological conditions of overcoming the elements of formalism in ecological education and thus formulates the main requirements to the psychological training of a teacher-ecologist.

Текст научной работы на тему «Преодоление формализма в экологическом образовании сущность формализма в экологическом образовании»

А.В. Гагарин

Преодоление формализма в экологическом образовании

Сущность формализма в экологическом образовании

Формализм - явление в педагогике не новое. Подтверждение этому - история становления современной системы образования, история борьбы с рутиной, с отжившими формами и методами, утверждение новых, передовых педагогических идей. Вспомним педагогическую деятельность А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других талантливых отечественных педагогов.

Сущность данного явления - приоритет формы перед содержанием в определенных видах деятельности. В экологическом образовании можно выделить следующие основные элементы формализма:

- нарушение системного подхода к планированию и организации эколого-образовательного процесса, включая наблюдение, анализ и оценку его эффективности;

- приоритет словесных методов экологического образования («механическая» трансляция информации) перед наглядными и практическими;

- приоритет массовых форм педагогической организации экологического образования перед индивидуальным подходом;

- приоритет отдельных эколого-образовательных направлений перед комплексным подходом (например, предметного изучения экологии как науки перед экологизацией всех изучаемых дисциплин);

- ограничение инициативы и самостоятельности учащихся в их творческой деятельности со стороны педагога.

Отметим, что следует различать понятия формализм, формальность и формализация. Первое - явление негативное. Второе и третье - важные и необходимые атрибуты реальной жизни вообще и в организации экологического образования в частности.

Сегодня у большинства исследователей в сфере экологического образования не вызывает сомнения, что для успешного преодоления отмеченных негативных явлений необходимо выполнение ряда условий - социальных, педагогических и прежде всего психологических. Соответственно для их выявления логично определить объективные и субъективные причины возникновения элементов формализма в экологическом образовании.

Причины возникновения элементов формализма в экологическом образовании

Изучение практики экологического образования показывает, что есть ряд социальных, педагогических и психологических причин возникновения элементов формализма в нем.

Для их конкретизации приведем краткий очерк историко-педагогического анализа, позволяющий проследить становление взглядов отечественных ученых на те или иные элементы формализма в экологическом образовании, а также выделить общее и особенное в их проявлении.

Впервые преподавание естествознания вводится в России в XVIII в., что было обусловлено прежде всего необходимостью интенсивного освоения природных богатств страны. На протяжении всего развития системы преподавания наук о природе менялись и педагогические подходы к его осуществлению.

Так, в XIX - начале XX в. господствует излагающий подход в изучении природы, который резко критикуется известными учеными. В это время говорится о необходимости дополнения этих методов непосредственной работой (прежде всего в ходе

проведения многочисленных экскурсий) в природе, которая определяется как «могущественнейший агент» воспитания человека.

В 30-х годах XX в. естествознание сводится к сельскохозяйственной практике. В эти годы отрицается необходимость уголков живой природы, экскурсий в природу, выращивание декоративных растений на опытном участке, ознакомление с книгами о природе и т. д. У учащихся формируется прагматизм в отношении к природе. В этот период закладываются основы воспитания покорителей и утилитарных пользователей природными богатствами.

В конце 60-х - начале 70-х годов XX в. на фоне усиления общественного внимания к природоохранительной деятельности начинает активно развиваться система природоохранительного образования, которое осуществляется чаще всего в рамках биолого-ориентированного природоохранного просвещения. Говоря, по сути, о необходимости преодоления элементов формализма в таком образовании, В.А. Сухомлинский заметил: «...изучение природы не должно сводиться к тому, что маленький человек, у которого открываются глаза на мир, видит корень, стебель, листья и размышляет о том, как взаимосвязаны эти части растения как единого целого. Когда у него открываются на мир глаза, он должен увидеть и понять, в чем корень нашей жизни, от чего зависит то, что у нас на столе хлеб и масло, мясо и молоко, что мы дышим свежим воздухом и в знойный летний день купаемся в реке...» [8, с. 8].

В 70-80-е годы сложилось понимание универсальной значимости экологического образования и впервые были сформулированы его принципы. Причины возникновения элементов формализма в нем большинство исследователей видят не только в осуществлении экологического образования словесными методами, но прежде всего в преобладании теории над практикой - отсутствие непосредственного взаимодействия учащихся с природой: «Природа в школьной программе и поныне представлена "окунями в разрезе", скелетами кроликов и взъерошенными чучелами птиц» [6, с. 259]; «...выучиться любви к природе по книжкам - все равно что учиться танцевать по печатным рекомендациям» [7, с. 2]; «...российская школа продолжает познавать закономерности природы в отрыве от самой природы - по рисункам, схемам, моделям, приборам, воображению...»; «...большинство выпускников общеобразовательных школ, завершая "марафонскую" учебную программу (суммарное время только программ по биологии и географии составляет 714 ч), не способны объяснить закономерность сохранения целостности природы, принципы природопользования, имеют смутное представление о способах защиты человеческого организма от экологически неблагоприятных явлений. У них не сформированы потребности к облагораживанию среды, в которой они живут» [3, с. 82].

Возникновение элементов формализма в экологическом образовании на всех перечисленных этапах было обусловлено тем, что существующие концептуальные установки (цели, задачи, содержание) экологического образования этого периода сами по себе уже предполагали использование отмеченных («формализованных») методов: директивных в организации и управлении экологическим образованием и словесных, «оторванных» от природы в преподавании естественных наук.

Нельзя также не учитывать, что на протяжении длительного времени содержание экологического образования в России «пронизывал» исторически сложившийся подход к природе с позиций «покорения» и «полезности». Вспомним формулировки из учебников биологии и географии: «вредные и полезные жуки», «полезные насекомоядные птицы», «полезное значение млекопитающих», «неисчерпаемые и безграничные природные ресурсы» и т. д. Такого рода оценки в содержании экологического образования определяли важность природы только в связи с ее «полезностью», но не самоценностью, а человека представляли как самостоятельно живущий организм в биосфере вне связи с окружающей средой. Соответственно такие установки накладывали свой отпечаток как на деятельность педагогов, так и на воспитание в семье. Вышесказанное позволяет сделать вывод о психологических причинах возникновения элементов формализма в экологическом образовании. Значительная часть его содержания была обусловлена программными установками, ориентированными на прагматическую ценность природы, что приводило

к безответственному, расточительному и потребительскому отношению к ней. Даже экскурсии учащихся с педагогами и прогулки детей с родителями на природу чаще всего были связаны или с собирательством, или с «бездумным отдыхом» [2]. Тем самым ни ребенок, ни молодой человек не чувствовали себя ее частью, что соответственно не способствовало развитию подсознательных психологических установок их личности для объединения себя с природой, потребности заботиться о ней.

На современном этапе (с начала 90-х годов XX в.) возникновению элементов формализма в экологическом образовании способствует прежде всего отсутствие понимания педагогами:

- во-первых, значения глубинных внутренних механизмов развития личности (и как следствие - превращение человека в средство экологического образования, в средство для реализации эколого-образовательных программ);

- во-вторых, значения психологического потенциала самой природы в развитии личности учащихся в процессе их экологического образования;

- в-третьих, самоценности природы, необходимости ее сохранения не только ради будущих и живущих поколений, но ради ее целостности и неповторимости.

В ряду перечисленных факторов возникновения элементов формализма отдельно стоит выделить отсутствие у педагогов и соответственно учащихся сформированной гражданской позиции в отношении к той роли, которую играет в судьбах нашей страны, планеты, человеческой цивилизации экологическое образование вообще и экологическое самообразование в частности.

Говоря о современном экологическом кризисе как кризисе антропоцентрического сознания1, ряд исследователей подразумевают под этим и причину самого отношения к практической реализации процесса экологического образования. В частности, к организации непосредственного взаимодействия человека с природой, которое обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Этот потенциал должен быть использован в экологическом образовании, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

В процессе экологического образования необходимо не просто передавать (транслировать) экологические знания и представления учащимся, но и развивать их личностное (субъективное) отношение к природе. Это обусловливает соответствующее экологическое поведение учащегося, а также освоение им экологических ценностей. В свою очередь, перечисленные процессы предполагают также формирование его способности быть субъектом своего развития (саморазвития) не только психического, но и физического.

Объединяя вышесказанное, можно выделить три основных блока причин возникновения тех или иных элементов формализма в экологическом образовании: социальный, педагогический и психологический.

Социальный блок определяется:

Антропоцентрический тип экологического сознания (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1995; В.И. Панов, 2000) предопределяет потребительское отношение к природе. Это система представлений о мире, для которой характерны противопоставленность человека как высшей ценности, а природы как его собственности, объектное восприятие природы, прагматический характер взаимодействия с ней.

Экоцентрический тип экологического сознания (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1995-2000) - альтернатива антропоцентрическому - это система представлений о мире, для которой характерна ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, субъектное восприятие природы, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с ней.

Природоцентрический (синергетический) тип экологического сознания (В.И. Панов, 2000) предполагает осознание человеком своего единства с природой как единства принципов своего развития с универсальными принципами развития природы в целом. Система «человек - природа» понимается и воплощается в действиях человека как единый субъект совместного развития, становление которого осуществляется через и посредством взаимодействия человека и природной среды, осуществляемого на основе универсальных принципов развития природы. Природа выступает как субъект совместного развития («со-развития», «со-бытия»).

Антропоэкоцентрический подход к формированию экологического сознания (Н.В. Скалон, 2001) предполагает наличие взаимодополняющих экоцентрических и антропоцентрических ценностей у личности в окружающей среде, например урбанизированной. Такие представления, на наш взгляд, в определенной мере могут служить формированию «уравновешенного» экологического сознания, о котором говорится ниже.

- укоренившимися тенденциями потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения;

- отсутствием нормативно-правовой базы экологического образования;

- дефицитом кадров подготовленных педагогов-экологов.

Педагогический блок определяется:

- низкой эколого-образовательной компетентностью работающих педагогических кадров;

- неполнотой и узостью экологической проблематики в содержании образования, особенно рассмотрением человека как самостоятельно живущего организма в биосфере в отрыве от всего живого;

- недостаточностью учебно-методического и материально-технического обеспечения;

- организацией познания окружающей среды в отрыве от нее самой - по рисункам, схемам, моделям, воображению.

Психологический блок определяется:

- осуществлением взаимодействия педагогов и учащихся с миром природы1 в процессе экологического образования, как правило, в субъект-объектной логике;

- осуществлением процесса формирования экологического сознания в образовательных учреждениях без регулярной активной природоориентированной деятельности учащихся, которая способствует развитию у них личностного (субъективного) отношения к миру природы, обусловливающего освоение экологических ценностей и соответствующее экологическое поведение.

Условия преодоления элементов формализма в экологическом образовании

Охарактеризуем психологические условия преодоления элементов формализма в экологическом образовании. На современном этапе, несмотря на изменение общих концептуальных установок экологического образования (целей, задач, содержания) в направлении его гуманизации, а также признание необходимости лич-ностно-ориентированного, развивающего экологического образования, отмеченные элементы формализма продолжают сохраняться в педагогической практике.

Проявляется это прежде всего в формализованной («на бумаге») постановке гуманистически ориентированных и развивающих целей и задач экологического образования, при определении соответствующего содержания, выборе «развивающих» форм и методов. На деле же экологическое образование осуществляется посредством традиционных форм (трансляция экологических знаний и представлений) и директивных (консервативных) методов его организации и управления им. В ряде случаев такой подход проявляется при создании авторских, «оригинальных» программ. Сегодня это не соответствует ни социально-педагогическим, ни тем более психологическим условиям обеспечения эффективного (развивающего) эколого-образовательного процесса на всех уровнях (детский сад, школа, учреждение дополнительного образования, вуз).

Основная причина этого явления кроется прежде всего в низкой компетентности педагога-эколога. Это проявляется в том, что эколого-образовательный процесс он организует и осуществляет в большей мере неосознанно, т. е. без понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития учащегося вообще и его экологического сознания в частности следует опираться при создании и реализации программ экологического образования.

Психологическая подготовка педагога-эколога к эффективному осуществлению им экологического образования на всех этапах (теоретической проработки - проектирования и практической реализации заложенных в проект идей - практического моделирования) является первым условием преодоления элементов формализма в экологическом образовании.

Здесь и далее употребляется понятие «мир природы», под которым понимается совокупность природных объектов: животные, растения, ландшафты и т.д.; у человека возможно формирование личностного отношения к конкретным природным объектам, а не к абстрактной природе - окружающей среде.

Для предупреждения элементов формализма в определении содержания и в организации экологического образования создание программы либо разработка конкретного занятия начинаются с психолого-педагогического проектирования ожидаемых результатов. Такое проектирование включает в себя, во-первых, определение того, в какой степени экологическое образование, осуществляемое в процессе реализации задуманных идей, повлечет за собой развитие экологического сознания учащегося, проявление его способностей, во-вторых, определение особенностей психологического механизма (и соответственно его педагогического обеспечения) формирования компонентов экологического сознания учащегося:

а) усвоения экологических знаний и представлений;

б) развития на основе этих знаний личностного (субъективного) отношения к миру природы;

в) освоения экологических ценностей, основанных на ценностях нравственных;

г) выработку определяемого личностным (субъективным) отношением соответствующего экологического поведения.

Психолого-педагогическое проектирование является вторым условием преодоления элементов формализма в экологическом образовании.

Одной из технологий развивающего экологического образования выступает метод создания творческой эколого-образователъной среды. На его основе педагог может создать вариативную модель экологического образования, которую можно использовать как в общеобразовательной школе, так и в учреждениях дополнительного, специального, высшего образования.

Творческая эколого-образовательная среда представляет с^бой совокупность деятельно взаимодействующих и способствующих достижению цели экологического образования компонентов природно-социалъно-предметного окружения (см. схему 1):

- общность учащихся и педагогов в системе «педагог - учащийся - мир природы»;

- экологизированное предметное окружение, в том числе экологизированный интерьер, оборудование и т. д.;

социальное окружение, в том числе педагоги, учащиеся, родители и другие люди («человеческий фактор»).

Схема 1. Структура творческой эколого-образовательной среды

Принципиально важная особенность эколого-образовательной среды - ее уровне-вая организация. Выделим три уровня такой организации:

1) эколого-образовательные микросреды (проектируются и моделируются на уровне небольших групп учащихся - классов, творческо-экологических объединений кружков, научных обществ и т. д.);

1 Отметим, что на современном этапе основной целью экологического образования выступает комплексное формирование экологического сознания человека, базирующегося на уравновешенности антропоцентрических, экоцентрических и природоцентрических представлениях личности.

2) эколого-образовательные мезосреды (проектируются и моделируются на уровне образовательных учреждений);

3) эколого-образовательные макросреды (проектируются и моделируются на уровне районных, городских, окружных, региональных органов управления экологическим образованием).

Создание творческой эколого-образовательной среды, как правило, осуществляется в микро- или мезо (локальной) эколого-образовательной среде, представляющей функциональную и пространственно-временную общность педагогов и учащихся, между которыми установлены тесные групповые разноплановые взаимосвязи.

Процессы проектирования и моделирования каждого из компонентов творческой эколого-образовательной среды, как развивающего пространства экологического образования, подчиняются определенным требованиям, базирующимся на идеях гуманистической педагогики, а также развивающего образования.

Педагогу, создающему творческую эколого-образовательную среду, важно овладеть определенной психологической грамотностью, включающей:

- понимание того, что представляет собой развивающее экологическое образование, в чем его отличие от традиционного;

- знание: а) психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития человека в условиях эколого-образовательного процесса; б) о том, что такое творческая эколого-образовательная среда и каково ее структурно-функциональное содержание; в) что такое ключевое условие формирования экологического сознания в творческой эколого-образовательной среде (организация взаимодействия учащихся, педагогов, мира природы и социального окружения); г) психолого-педагогических основ проектирования и моделирования творческой эколого-образовательной среды;

- умение реализовывать различные способы взаимодействия между субъектами творческой эколого-образовательной среды;

- самоосознание основных вопросов организации развивающего эколого-образовательного процесса: его целей, планируемых результатов, задач, содержания, форм и методов.

Литература

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-н/Д., 1996.

2. Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М., 1986.

3. Наумов В.М. Практическая и исследовательская деятельность в экологическом образовании школьников // Экологическое образование в России: Проблемы и практика: Сборник научных статей к 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО / Под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. М., 1995.

4. Панов В.И. Психологические основы двух теорий обучения // Учителю о психологии: Пособие для учителя / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.

5. Панов В.И. Введение в психологию экологического сознания. М., 2000.

6. Песков В.А. Шаги по росе // Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-н/Д., 1996.

7. Салин Ю. Не утратить чувства малой родины // Приамурские ведомости. 1996. 5 ноября.

8. Сухомлинский В.А. Природа, труд, мировоззрение // Биология в школе. 1970. № 5.

9. Экологическое образование в школе: Концепция / Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. М., 1994.

© Гагарин А.В., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.