Научная статья на тему 'Природоориентированная деятельность учащихся как важнейшее условие формирования экологического сознания'

Природоориентированная деятельность учащихся как важнейшее условие формирования экологического сознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарин Александр Валерьевич

В предлагаемой статье рассматривается сущность природоориентированной деятельности учащихся как ведущего условия формирования экологического сознания. На основании результатов анализа, проведенного автором, предлагается определение понятия «природоориентированная деятельность учащихся».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmentally oriented activity of pupils as a major condition of formation of ecological consciousness

In the presented article the author examines the essence of environmentally oriented activity of pupils as a main condition of formation of ecological consciousness. On the basis of the results of the analysis, which has been carried out by the author, the definition of concept «environmentally oriented activity of pupils» is offered.

Текст научной работы на тему «Природоориентированная деятельность учащихся как важнейшее условие формирования экологического сознания»

А.В. Гагарин

ПРИРОДООРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

предлагаемой статье рассматривается сущность природоориентированной деятельности учащихся как важнейшего условия формирования экологического сознания. В этой связи приводятся результаты анализа:

а) философско-психологических исследований проблемы формирования экологического сознания как основной цели экологического образования;

б) философских, психологических и педагогических работ, раскрывающих сущность деятельности в

понятии «природоориентированная деятельность учащихся»;

в) психологических и педагогических подходов к экологическому образованию на предмет опреде-

ления роли и места в них природоориентированной деятельности учащихся как условия формирования экологического сознания.

По данным анализа предлагается определение понятия «природоориентированная деятельность учащихся».

На основе анализа теоретических источников, реализуя в исследовании методологические принципы единства сознания и деятельности, развития сознания личности в деятельности, нами рассмотрены типы экологического сознания: антропоцентрический и экоцентрический (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), природоцентрический (В. И. Панов). Показано, что эколого-образовательный процесс должен быть нацелен на формирование у учащихся сознания экоцентрической направленности. Однако речь не об исключении антропоцентрических представлений, определяющих соответствующую направленность экологического сознания, а об их разумном сочетании с экоцентрическими и, возможно, природоцентрическими.

Структурные компоненты формируемого экологического сознания учащихся (экологические знания и представления, отношение к природе; индивидуальный практический опыт взаимодействия с ней и др.) объединены в группы, отражающие интеллектуально-познавательный, перцептивно-аффективный, эмоционально-волевой, ценностно-нравственный, коммуникативно-поведенческий аспекты.

На основе методологического анализа научных положений о деятельности, разработанных в философско-психологических (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн, Э. Г. Юдин и др.) и педагогических (И. П. Подласый, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.) исследованиях, выделены следующие основные общие и специфические для психологии и педагогики теоретические позиции, раскрывающие сущность деятельности в понятии «природоориентированная деятельность учащихся»:

1. Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер деятельности позволяет ее субъекту выйти за рамки конкретной ситуации, вписывая ее в более широкий контекст общественно-исторического бытия.

2. Деятельность не ограничивается преобразованием наличной действительности по уже установившимся культурным нормам, деятельность постоянно преодолевает лежащие в ее основе «программы». В этом принципиальная открытость и универсальность деятельности, которая таким образом представляет собой форму исторически-культурного творчества.

3. Категория деятельности используется в качестве объяснительного принципа психики при изучении различных областей психической реальности (познавательные процессы, мотивация, воля, эмоции, личность, внутригрупповые процессы).

4. В содержании деятельности можно выделить психологические компоненты: познавательные (перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые. С педагогических позиций содержание деятельности (в частности, учащихся) определяется ее функциями в учебно-воспитательном процессе (обучающими, развивающими, воспитывающими).

5. Классификации видов деятельности различны. Принято выделять в педагогике игровую, учебную и трудовую; в психологии (соотносят с психическими процессами) — сенсорную, мнемическую, мыслительную и др.

6. Деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, процесс преобразования и его результат. Структурные единицы деятельности с психологических позиций: мотив — цель — средства — действия — операции. Действие соответствует цели, операции — условиям.

7. Различные виды деятельности, осуществляемые человеком, различаются между собой прежде

всего предметным содержанием. Каждый вид деятельности имеет определенное содержание потребностей, мотивов, целей, средств, действий, операций.

8. Первичная форма деятельности — ее коллективное (совместное) выполнение. На основе совместной деятельности, имеющей коллективного субъекта, возникает индивидуальная деятельность многих субъектов. Особенности и закономерности выполнения совместной деятельности различны, хотя их строение имеет некоторые сходные черты. Становление индивидуальной деятельности осуществляется в результате интериоризации.

9. От уровня развития и конкретных особенностей предметного содержания деятельности зависят состав и функционирование сознания и способностей учащегося (его восприятия и воображения, мышления и памяти, чувств и воли и т. д.), характер межличностных отношений, черты и качества личности.

Анализ основных современных психологических и педагогических подходов к формированию экологического сознания средствами экологического образования позволил определить место, которое занимает в них природоориентированная деятельность учащихся, а также конкретизировать сущность природоориентированной деятельности как деятельности собственно природоориентированной, выступающей условием формирования экологического сознания. В этой связи с психологических и педагогических позиций рассмотрено понятие «условие» в приложении к проблеме формирования экологического сознания и определено, что в контексте нашего исследования процесс формирования экологического сознания должен выступать предметом, обусловленным осуществлением учащимися природоориентированной деятельности. Данная позиция конкретизирована в психолого-педагогическом контексте, в связи с чем раскрыта взаимосвязь понятий «фактор развития личности» и «условие развития личности». Фактор рассматривается как движущая сила данного процесса, а условие — как обстоятельство, от которого развитие личности зависит, и среда, в которой оно осуществляется. В данном смысле природоориентированная деятельность учащихся выступает как фактор — движущая сила формирования экологического сознания учащихся. Соответственно условием данного процесса такая деятельность станет в случае ее педагогической организации в рамках специально созданной для этого развивающей эколого-образовательной среды.

На основе анализа психологических и педагогических работ показано, что природоориентированная деятельность учащихся как деятельность, направленная на природу в разных современных подходах к экологическому образованию, представлена:

- как деятельность природоохранительная, активизация которой должна способствовать улучшению окружающей природной и преобразованной (антропогенной) среды, включая участие в пропаганде современных идей охраны природы;

- как деятельность познавательно-практическая (в том числе такими ее видами, как игровая, учебная, трудовая деятельность среди природы), направленная на общение с природой и в результате этого на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств учащихся и восприятия ими облагораживающего воздействия природы, стремления к познанию природного мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями, на выработку норм поведения в природе, исключающих нанесение ей вреда или ущерба, ее загрязнение или разрушение;

- как непосредственное взаимодействие учащихся с окружающим природным миром, в результате которого осуществляется приобретение собственного опыта, возникающего при коллективном или индивидуальном решении разнообразных эколого-ориентированных теоретических, практических, научных, творческих задач; развитие личностного (субъективного) отношения к миру природы;

- как коммуникативное взаимодействие индивида с миром природы, в результате которого приобретается личный опыт непосредственного переживания единства (общности и различия) с природным объектом на уровне эмоционального и личностного взаимодействия с ним.

Как можно видеть, в перечисленных случаях природоориентированная деятельность выступает фактором формирования экологического сознания, его интеллектуально-познавательных, перцептивно-аффективных, эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих, ценностно-нравственных составляющих.

Активизация такой природоориентированной деятельности учащихся тем самым должна способствовать выполнению следующих психолого-педагогических условий формирования экологического сознания, сформулированных в исследовании на основе систематизации заложенных в проанализированных подходах к экологическому образованию идей:

- усвоение учащимися экологических знаний, формирование экологических представлений, осознание ими необходимости ответственного отношения к миру окружающей природы в процессе взаимодействия с ним и соответственно получение личного опыта такого рода взаимодействия (в этом случае используются дидактические и практико-ориентированные методы экологического

образования);

- развитие субъект-субъектного типа личностного (субъективного) отношения учащегося к миру природы посредством субъектификации природных объектов в процессе непосредственного взаимодействия с ними; получение учащимся личностного опыта переживания и проживания единства с природными объектами (в этом случае используются методы экологической психопедагогики и экопсихологии развития);

- освоение учащимся эколого-ориентированных ценностей, то есть ценностей, ориентированных на сферу жизнедеятельности человека, связанную с его взаимоотношениями с природой, и общечеловеческими экологическими проблемами как их следствием, и обусловливающих характер практического применения ими экологических знаний, умений и навыков, индивидуального опыта взаимодействия с природными объектами, отношения к природному миру и поведения в нем (в этом случае используются как дидактические и практико-ориентированные методы экологического образования, а так и методы экологической психопедагогики и экопсихологии развития).

Выполнение выделенных условий возможно только в рамках природоориентированной деятельности как деятельности, направленной на природу, которая тем самым в современном эколого-образовательном процессе должна выступать не просто как одна из важных форм, но как движущая сила формирования экологического сознания учащихся и как ведущее условие данного процесса, реализуемое в процессе педагогической организации непосредственного взаимодействия учащихся с окружающим природным миром.

В то же время проведенный анализ подходов к формированию экологического сознания показал, что существуют различные способы осуществления данного процесса, каждый из которых и в реальной практике, как правило, направлен на приоритетное формирование того (тех) или иного (иных) компонентов экологического сознания (табл.).

Как можно видеть из таблицы, реализация цели экологического образования должна воплощаться через комплексное использование различных методов и способов формирования экологического сознания, обеспечивающее комплексное формирование его компонентов; через систему эколого-ориентированных ценностей личности, отраженных в экологическом сознании в виде ценностных ориентаций, формирующихся при усвоении социального опыта и обнаруживающихся в целях, идеалах, убеждениях, интересах и прочих проявлениях личности; в структуре деятельности, тесно связанных с ее познавательными и волевыми сторонами; в своей системе образующих содержательную сторону направленности личности и выражающих внутреннюю основу ее отношений к действительности. В таблице данный компонент экологического сознания представлен как системообразующий, что означает не его отождествления с другими компонентами, а символизирует как смысловое ядро формирования экологического сознания в условиях природоориентированной деятельности учащихся — отражение действительного отношения личности к природным объектам, ради которых разворачивается ее природоориентированная деятельность, осознаваемого как «значение-для-меня» усваиваемых знаний, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы, ценности; практического опыта такой деятельности.

На основе обобщения результатов проведенного философско-психологического и научно-педагогического анализа изучаемой проблемы, а также анализа психологических и педагогических подходов к экологическому образованию нами выделены специфические (сущностные) особенности характерные для природоориентированной деятельности учащихся как условия формирования экологического сознания. Такого рода деятельность — это деятельность:

- направленная на мир природы (объект природоориентированной деятельности), то есть осуществляется учащимися в условиях естественного природного и специально для этого созданного (экологизированного) окружения и в процессе непосредственного (психологического и физического) взаимодействия с конкретными объектами живой и неживой природы (предмет природоориентированной деятельности);

- объединяющая деятельности особенные, представляющие совокупность действий, например, природоориентированная деятельность игровая, трудовая, общественная, исследовательская, природоохранительная и др.; при этом уровень таких деятельностей четко отделяется от уровня действий (мотив может удовлетворяться набором разных действий, а действие может побуждаться разными мотивами);

- непосредственно связанная с деятельностью детской, то есть предполагает активное взаимодействие учащегося с внешним природным миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики; в ходе такой деятельности за счет «подстраивания» ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение, возникают принципиально новые компоненты ее структуры, изменение которой обусловливается онтогенетическим развитием психики учащегося1;

АКМЕОЛОГИЯ, № 3, 2003

§1

9- « 5 о £ Р

о 2 -8-8 з Я

И 1° € о

£ ж

о о >с

1Я1101Я1Л10

ЭПНЮОНЬИи ‘ИИhVlHЭИdO эинюоннэЬ ‘июоннэЬ эиннуасми-шэ^о-о-юшэие

§

I

5'

I

СП

0

о

0

у

5 .

о ! § -

со

Я X

0- ГО п. ш Е О С О.

° ® ^ х ь 3 0-0

1 2 1

1- о л

ос[С

О о 0 х О. I-т х к х о. 0 сц с сг

2

га

ё

аз

аз

з >8 ? ° I 3

^ т

2 3 ю с

5*?

° I

§ га

И

I ■“

ш о К 1

л

а. сМ

2 а

I"

0 о §■2

1 §

а. о

О Ф ^1

а)

з-

о

с

о

а.

о

аз

аз

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

о

аз

аз

з-

§

О

о

аз

т

аз

о

э

о.

X

а.

П.

к К

я я а х о ^ |8 2 2 | § *8 «I §§ о п

X

0

^ ш га го

5 Ь

ш ©

§. о.

® с и 5 & п"’| 2

§ | а

0 ГО 3

о. х га

ф » ? с X >*

§ о я

1®о к ±. ■— с ? га

0 о ^

1 г ®

я о

Я- * ь-I- я о

0

§ а> 0 о т х

« “ 'й Я о о д

^ 5 О Ш I— О-

я

£

0

X

X

0

0 а.

15 || а> й £

± 0 Б Я

1 5 Я 5:

РЗ

&§ а. 3 § §

§ &

8 £

“ ° 2 х т го

о 5 ^ т * Ч! Ег ® ■“

Ч- л Ю

® ю о

ю 6 8*» & I £

^ н ^ 0^0

СП Ъ т

* 2 ^ со о я с о.

аз о

-1

со ?

8 °

§1

Я Я

о ^ ^ 0 □: х з х

ё а ф &

£1 О.

т я т X

т Г)

2 ° а и

а о о * -8-8 3 г

Ё

я

с[

я со . о

О О. ьс Е

£ ® Я 5 О- О.

т о

_ о о §

2 I

*1

иинваоеес1до

О-ЮЮЭЬИ-ЮиОМе

1ЯУ0±Эу\|

О 0 _ т -А ?

2 О г 1 Ц-

о с; 0 о

^ о

0

и £ с я о « Я

о о.

- совместная (коллективная) в ее первичной форме, имеющая коллективного субъекта (учащиеся и педагоги), на основе которой возникает индивидуальная деятельность многих субъектов, осуществляемая в результате интериоризации;

- непосредственно связанная с творчеством (творческой деятельностью) — психическим процессом создания новых ценностей, то есть деятельность, в результате которой возможно создание новых материальных и духовных ценностей и в психологическом плане: а) предполагающая наличие у ее субъектов способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью; б) способствующая раскрытию и расширению созидательных возможностей ее субъектов через развитие творческого воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также через предоставление условий для удовлетворение потребности личности в самореализации;

- непосредственно связанная с процессами учения и усвоения, в которую включен как ее компонент и результат процесс учения (в частности, овладение учащимися экологическими знаниями, умениями и навыками в структуре формирования экологического сознания), но при этом не отождествляемая с учебной деятельностью1;

- специально организованная, то есть осуществляется не стихийно, а при условии ее теоретического освоения педагогом, внедрения в реальной практике и управления ее реализацией.

В этой связи мы предлагаем следующее определение рассматриваемому понятию: природоориентированная деятельность учащихся — это педагогически организованное активное взаимодействие учащегося с окружающим природным миром, в ходе которого происходит творческое освоение этого мира и, одновременно, формирование экологического сознания учащегося.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литепатупа_________________________________

1. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1998.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989.

1 Так, для возрастных рамок, охваченных предлагаемым исследованием, характерно формирование трудовой (отработка сложных по своей структуре навыков), продуктивной (существенный фактор развития познавательных процессов), изобразительной (соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов) деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.