Научная статья на тему 'Организация природосберегающей деятельности школьников как необходимое условие современного экологического образования'

Организация природосберегающей деятельности школьников как необходимое условие современного экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИРОДОСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ТИП СОЗНАНИЯ / ENVIRONMENT / NATURE PROTECTION ACTIVITY / NATURE-SAVING ACTIVITY / ECOLOGICAL AND RESEARCH ACTIVITY / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICALLY ORIENTED ACTIVITY / ECOLOGICAL ACTIVITY / ECOCENTRIC TYPE OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крапивин Борис Дмитриевич

Экологическое образование является одной из наиболее быстро развивающейся отраслью педагогической науки. Улучшение окружающей природной среды сложно представить без практического участия в нем. Поэтому особое внимание в статье уделено необходимости организации природосберегающей деятельности школьников. Обосновывается мысль о том, что в школе необходимо организовать специальный курс, на котором школьники приобретут теоретические знания и умения в области охраны природы. Указываются преимущества полевой природосберегающей деятельности перед кабинетной. В заключении рассматриваются направления организации природосберегающей деятельности, ее необходимость и значение в становлении экоцентрического типа сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крапивин Борис Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF NATURE-SAVING ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN AS A NECESSARY CONDITION FOR MODERN ECOLOGICAL EDUCATION

Ecological education is one of the fastest growing branches of pedagogical science. It is difficult to imagine improvement of the natural environment without practical participation. Therefore, special attention is paid to the necessity of organization of the nature-saving activity of schoolchildren. The article substantiates the idea of necessary of organization a special course where schoolchildren will receive theoretical knowledge and skills in the field of nature protection. The advantages of field nature-saving activity over the office are pointed out. In the conclusion, the directions of organization of nature-saving activities, its necessity and importance in the formation of the ecocentric type of consciousness are considered.

Текст научной работы на тему «Организация природосберегающей деятельности школьников как необходимое условие современного экологического образования»

А СТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№4 (42) 2017. с. 91-95.

17.Куземко А. А. Ддух Я. П., Дубина Д. В., Мойаенко I.I., Дзюба Т.П., Емельянова С.М., Винокуров Д. С. Використання фггосоцюлопчних баз даних для швентаризацп бютошв, що охороняються Бернською Конвенщею та Оселищною Директивою £С на приклад1 степових бютошв р1внинно! частини Укра!ни // Заповвдна справа у степовш зош Украши (до 90-р1ччя ввд створення Надморських заповщнишв) // Пращ Всеукрашсько! науково-практично! конференци (с. Урзуф, 14-15 березня 2017 року). / Сер1я "Conservation Biology in Ukraine». — Вип. 2, т.2. — Ки!в, 2017. —С. 110-114.

18.Куземко А.А. 1нвентаризащя лучних бiотопiв европейського значения в Украш за допомогою фiтосоцiологiчних баз даних // Сучасш проблеми бюлогп, екологй' та хiмii: збiрник матерiалiв V Мiжнародноi науково- практично! конференци, присвячено! 30-рiччю бiологiчного факультету Запорiзького нацiонального унiверситету (Запор1жжя, 26-28 квггая 2017 р.). - Запор1жжя: АА Тандем, 2017. С. 249-250. 28 Мережа NATURA 2000 як шновацшна система охорони рвдшсних видiв та оселищ в Укрш'ш / Матерiали науково-практичного семiнару (м. Ки!в, 15 лютого 2017 р.) /Серiя: «Conservation Biology in Ukraine». - Вип. 1. - 240 с.

19.Заповщна справа у степовш зош Украши (до 90-рiччя ввд створення надморських заповедников) // Працi Всеукрашсько! науково-практично! конференцй' (смт Урзуф, 14-15 березня 2017 року) / серiя: «Conservation Biology in Ukraine». - Вип. 2, т. 2. - Ки!в, 2017. - 336 с.

УДК 372.8

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИРОДОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Борис Дмитриевич Крапивин Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

[email protected]

окружающая природная среда, природоохранная деятельность, природосберегающая деятельность, эколого-исследовательская деятельность, экологическое образование, экологоориентированная деятельность, экологическая деятельность, экоцентрический тип сознания.

Экологическое образование является одной из наиболее быстро развивающейся отраслью педагогической науки. Улучшение окружающей природной среды сложно представить без практического участия в нем. Поэтому особое внимание в статье уделено необходимости организации природосберегающей деятельности школьников. Обосновывается мысль о том, что в школе необходимо организовать специальный курс, на котором школьники приобретут теоретические знания и умения в области охраны природы. Указываются преимущества полевой природосберегающей деятельности перед кабинетной. В заключении рассматриваются направления организации природосберегающей деятельности, ее необходимость и значение в становлении экоцентрического типа сознания.

ORGANIZATION OF NATURE-SAVING ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN AS A NECESSARY CONDITION FOR MODERN ECOLOGICAL EDUCATION

Boris Dmitrievich Krapivin, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University E-mail:[email protected]

environment, nature protection activity, nature-saving activity, ecological and research activity, ecological education, ecologically oriented activity, ecological activity, ecocentric type of consciousness.

Ecological education is one of the fastest growing branches of pedagogical science. It is difficult to imagine improvement of the natural environment without practical participation. Therefore, special attention is paid to the necessity of organization of the nature-saving activity of schoolchildren. The article substantiates the idea of necessary of organization a special course where schoolchildren will receive theoretical knowledge and skills in the field of nature protection. The advantages of field nature-saving activity over the office are pointed out. In the conclusion, the

directions of organization of nature-saving activities, its necessity and importance in the formation of the ecocentric type of consciousness are considered.

На современном этапе развития человеческого сообщества у большинства людей преобладает антропоцентрический тип сознания, при котором природа воспринимается только лишь как источник полезного продукта. Но в условиях глобального экологического кризиса и истощения природных ресурсов, необходим переход к экоцентрическому типу сознания, при котором природа воспринимается как высшая ценность. В связи с этим, приоритетными направлениями в решении глобальных экологических проблем должно стать экологическое образование и смена господствующего типа взаимоотношения человека и природы.

Исторически сложились четыре типа взаимоотношения человека и природы [3]. При первом, происходит использование объекта природы или его составной части в качестве «полезного продукта», с дальнейшим прекращением его функционирования. Наиболее распространённый вариант взаимодействия - это практическое использование компонента природы для удовлетворения пищевых и технологических потребностей человека. Иными словами, деятельность человека направлена на уничтожение определенного компонента природы и носит лишь негативный характер.

Второй тип взаимодействия предполагает частичное использование человеком компонентов природы. При этом сохраняется их нормальное функционирование, а негативное воздействие сводится к минимуму.

Третий тип взаимодействия человека и природы предполагает использование первым отдельной функции компонента природы, не прекращая нормального существования ни самой природы, ни отдельной ее части. При этом негативное воздействие со стороны человека полностью отсутствует.

Четвертый тип взаимодействия человека и природы принципиально отличается от трех предыдущих. При нем человек стремится вообще не использовать природу в качестве полезного продукта. Природа для него выступает источником красоты и источником получения знания. Он получает удовольствие от взаимодействия с ней. Еще одним отличием это типа взаимодействия можно считать возникновение у человека желания заниматься природоохранной и природосберегающей деятельностью в силу своих возможностей.

Таким образом, основываясь на вышесказанном, современное экологическое образование должно быть направлено не только на передачу экологических знаний, умений и навыков, но и на формирование правил и норм экологоцелесообразного поведения и на приобщение школьников к природосберегающей и природоохранной деятельности, при которой природа для них будет выступать высшей ценностью, и они будут стараться минимизировать негативное воздействие на нее.

Под деятельностью принято понимать «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [8, С.122]. В.Л. Сластенин отмечает, что деятельность способствует приобретению новых знаний, заставляет учащихся думать, самостоятельно разрешать свои проблемы и реализовывать свои стремления [9]. Успешность деятельности школьника определяется проявлением познавательной активности, степенью самостоятельности и стремлением к преодолению трудностей.

Практическое участие школьников в природосберегающей деятельности направлено на формирование у них экологоориентированного мировоззрения, позволяет объединить теоретические экологические знания с их практическим применением.

Впервые о необходимости практической природоохранной деятельности школьников было отмечено в указаниях Наркомпроса в 1924 году. Так перед школой стояла задача по

изучению своего края и проведению работ по охране природы. Далее была продолжена работа по внедрению в школы опыта практической деятельности школьников по изучению и охране окружающей природной среды. С 30-х годов XX века начинается активная экологизация школьных предметов, призванная активизировать природоохранные знания школьников. В 70-е годы XX века большое внимание уделялось развитию рационального природопользования, увеличивается число исследований по охране природы, появляются факультативные курсы по охране природы [7, С. 295-296].

Большой вклад в разработку концепции экологического образования внес А.Н. Захлебный. Он утверждал о необходимости непрерывного экологического образования, направленного на формирование научных и практических знаний, ценностей и видов деятельности, направленных на становление ответственного отношения к окружающей природной среде. По его мнению, деятельностный компонент представляет собой ядро экологического образования [5].

В своих трудах А.Н. Захлебный отмечал, что очень важно включать школьников в разнообразные виды практической экологоориентированной деятельности. Такие виды деятельности направлены на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, развитие умения решать экологические проблемы [6].

Д.С. Ермаков в своем исследовании по экологической компетенции значительное внимание уделяет и экологической деятельности. Он утверждает, что формирование экологической компетенции невозможно без экологической деятельности (экологооориентированной, природоохранной и природосберегающей). Такая деятельность обуславливается необходимостью личности в психологической включенности в мир природы и стремлением к непрагматическому взаимодействию с ней. Таким образом, экологическая деятельность определяется экологическим сознанием личности и призвана изменять и улучшать среду своего обитания [4].

Психологическими исследованиями организации практической

экологоориентированной деятельности занимались С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин. Они разработали концепцию экологической психопедагогики, согласно которой формирование экологического сознания невозможно без непосредственного взаимодействия личности с миром природы [3].

Ю.М. Гришаева под экологической деятельностью понимает «все виды и формы деятельности человека, связанные с рациональным решением экологических проблем, экологизацией экономики и всей социальной деятельности» [2, С. 111]. Экологическая деятельность предполагает материальную и духовную деятельность. Материальная деятельность направлена на сохранение и улучшение окружающей природной среды. Духовная деятельность направлена на развитие экологического сознания культуры личности. Далее Ю.М. Гришаева отмечает, что эколоориентированная деятельность направлена на развитие умения решать экологические проблемы, планирование своей деятельности в быстроменяющихся условиях [2].

Э.А. Абдулхакова в своем диссертационном исследовании под природоориентированной деятельностью понимает «жизнедеятельность, обладающую эколого-практическими, природоохранными и природоохранными и т.п. целями» [1, С. 57].

Основываясь на вышеперечисленных положениях, можно утверждать, что практическая природоориентированная деятельность школьников под руководством учителя является перспективным направлением в экологическом образовании. В ходе такой деятельности учащиеся получат первые навыки природосберегающей деятельности, осознают ее значимость и необходимость.

Природосберегающая деятельность школьников может быть организована через их участие в экологических конкурсах и акциях, природоохранные мероприятия, проведение мониторинга за объектами природы, благоустройство и озеленение пришкольного участка и т.д. Но для проведения всех вышеуказанных форм, у учащихся уже должны быть сформированы общие представления о природоохранной деятельности. С этой целью

необходима реализация специального курса, посвященного вопросам охраны природы, в ходе изучения которого:

- учащиеся получат необходимые знания и умения по организации природосберегабщей деятельности;

- у учащихся начнет складываться необходимость в ведении природоориентированной деятельности;

- учащимися будут осмыслены и приняты экологические ценности;

- у учащихся начнет формироваться экоцентрический тип сознания;

- у учащихся будут сформированы общепринятые нормы экологического поведения, исключающие негативное отношение по отношению к природной среде.

Участие школьников в природоохранной или природосберегающей деятельности создает благоприятные предпосылки для научно- исследовательской деятельности. Любая природоориентированная и эколого-исследовательская деятельность школьников предполагает полевой выход для ознакомления с местностью и отбор проб и образцов. Далее проводятся лабораторные исследования с отобранным материалом, проводится эксперимент и делаются выводы. Все эко в комплексе позволяет построить достаточно полную и интересную эколого-исследовательскую работу.

Полевая эколого-исследовательская и природосберегающая деятельность школьников имеет ряд преимуществ перед работой в кабинете:

1.полевая работа позволяет привлечь большее число школьников;

2.в ходе одного полевого выходы предоставляется возможность провести серию взаимосвязанных экологических исследований;

3. полевая форма работы способствует проявлению и закреплению интереса школьников к участию в практическом исследовании;

4.полевая форма работы позволяет школьнику не только выбрать интересную тему исследования, но и найти подтверждение необходимости его проведения и его практическую значимость;

5.в ходе полевой работы учащийся получает возможность применить полученные теоретические знания на практике;

6. полевая форма работы позволяет применить учителю большое количество организационных форм работы со школьниками.

Практическая природосберегающая деятельность направлена на развитие у обучающихся самостоятельности, инициативности и раскрытие его личного творческого потенциала. При этом очень важно, чтобы проделанная им работа была ему интересна, т.к. только в этом случае он захочет обсудить ее со своими одноклассниками, будет искать среди них своих соратников. В конечном счете такого рода взаимодействие может привести к образованию школьного экологического клуба или экологического отряда. Групповая природосберегающая деятельность школьников более результативна, т.к., во-первых, дает возможность выполнить больше работы, за счет большего числа участников. Во-вторых, в коллективе соратников проще найти поддержку и опору. В-третьих, в ходе дискуссии может быть предложено и разработано больше природоохранных мероприятий. В-четвертых, в коллективе возможно распределить обязанности по выполнению работы.

В заключении можно сказать, что практическое участие школьников в сохранении природы - это одно из основных условий организации экологического образования в ХХ1веке. Это связано с тем, что экологоориентированное отношение к окружающей природной среде может сформироваться только лишь в процессе активного взаимодействия с ней. В результате чего возникает необходимость в последовательном и комплексном включении школьников в природоохранную, природосберегающую, эколого-исследовательскую и эколооориентированную деятельность для расширения и закрепления у их экологических знаний, умений, навыков, убеждений и ценностей, развития творческого потенциала, опыта практической экологической и самостоятельной деятельности.

Природосберегающая деятельность в школе должна быть представлена:

- как деятельность природоохранная, направленная на преобразование и улучшение окружающей природной среды;

- как деятельность агитационная, направленная распространение современных идей защиты природы;

- как деятельность познавательно-практическая, направленная на формирование у школьников познавательных, практических, аналитических и творческих умений экологического характера, необходимых для осуществления экологического исследования и проведения природосберегающих мероприятий;

- как деятельность, направленная на приобщение личности к миру природы, выработку норм и правил экологоориентированного поведения, которое исключает негативное воздействие по отношению к ней;

- как деятельность, направленную на получение личного опыта по взаимодействию с природой и осуществлению природосберегающей деятельности для переживания непосредственного единства с ней.

В условиях экологоориентированной деятельности у учащихся происходит становление экологических принципов, правил и норм поведения. Природа для них начинает выступать в качестве абсолютной красоты и источника знания. Они всеми силами стараются сохранить ее, не допуская деструктивных действий по отношению к ней, изучают существующие взаимосвязи в ней. Таким образом природосберегающая деятельность является необходимым условием и смысловым ядром экологического образования. Обеспечивает становление экоцентрического типа сознания школьников и толкает их заниматься эколого-исследовательской деятельностью.

Литература

1. Абдулхакова, Э. А. Формирование эколого-ориентированной личности учащихся в информационном пространстве общеобразовательного учреждения (на примере дисциплины «Информатика»): дис. канд. пед. наук. - Бирск, 2014. - 211 с.

2. Гришаева, Ю. М. Концепция формирования эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза: дис. докт. пед. наук. - М., 2014. - 374 с.

3. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 480 с.

4. Ермаков, Д. С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования / Д.С. Ермаков // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - № 1. - С. 86-91.

5. Захлебный А. Н. Экологоориентированная деятельность: куда ориентировать? // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: Научно-методический журнал. 2003. № 3 (16). С.3.

6. Захлебный, А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) / А.Н. Захлебный. - М.: Знание, 1986. - 77 с.

7. Макоедова, А.А Экологизация образовательного процесса как основа формирования экологической компетентности школьников / А.А Макоедова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С 292-301.

8. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

9. Сластенин, В. А. Педагогика: пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.