Научная статья на тему 'Преодоление барьеров: оптимизация, повышение эффективности через прямое размещение товаров на таможенных складах'

Преодоление барьеров: оптимизация, повышение эффективности через прямое размещение товаров на таможенных складах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
склад временного хранения / таможенный склад / импортируемый груз / таможенные процедуры / прямое размещение / оптимизация / эффективность / temporary storage warehouse / customs warehouse / imported cargo / customs procedures / direct placement / optimization / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Александрович Волков

В статье рассматривается проблема преодоления барьеров, с которыми сталкиваются компании при ввозе товаров: необходимостью обязательного помещения импортируемого груза на склад временного хранения. Основной фокус исследования сосредоточен на прямом размещении товаров на таможенных складах как методе увеличения эффективности распределения и сокращения расходов на логистику. Результаты исследования дают возможность сделать вывод о том, что при заявлении процедуры таможенного склада прямое размещение товаров на таможенных складах содействует сокращению времени нахождения товаров на складах, снижению затрат на хранение и обработку товаров, а также повышению оперативности поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming barriers: optimization, efficiency improvement through direct placement of goods in customs warehouses

The article deals with the problem of overcoming the barriers faced by companies when importing goods: the need for mandatory placement of imported cargo in a temporary storage warehouse. The main focus of the research is focused on the direct placement of goods in customs warehouses as a method of increasing the efficiency of distribution and reducing logistics costs. The results of the study make it possible to conclude that when applying the customs warehouse procedure, direct placement of goods in customs warehouses helps to reduce the time spent in warehouses, reduce the cost of storing and processing goods, as well as increase the efficiency of deliveries.

Текст научной работы на тему «Преодоление барьеров: оптимизация, повышение эффективности через прямое размещение товаров на таможенных складах»

Закон и право. 2024. № 1. С. 47-52.

Law and legislation. 2024;(1):47-52.

Научная статья

УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-47-52 NIION: 1997-0063-12/24-008

EDN: https://elibrary.ru/QQPSUW MOSURED: 77/27-001-2024-12-208

Преодоление барьеров: оптимизация, повышение эффективности через прямое размещение товаров на таможенных складах

Андрей Александрович Волков

Московский финансово-юридический университет,

Москва, Россия, andrey-volkov@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема преодоления барьеров, с которыми сталкиваются компании при ввозе товаров: необходимостью обязательного помещения импортируемого груза на склад временного хранения. Основной фокус исследования сосредоточен на прямом размещении товаров на таможенных складах как методе увеличения эффективности распределения и сокращения расходов на логистику. Результаты исследования дают возможность сделать вывод о том, что при заявлении процедуры таможенного склада прямое размещение товаров на таможенных складах содействует сокращению времени нахождения товаров на складах, снижению затрат на хранение и обработку товаров, а также повышению оперативности поставок.

Ключевые слова: склад временного хранения, таможенный склад, импортируемый груз, таможенные процедуры, прямое размещение, оптимизация, эффективность.

Для цитирования: Волков A.A. Преодоление барьеров: оптимизация, повышение эффективности через прямое размещение товаров на таможенных складах // Закон и право. 2024. № 1. С. 47—52. https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-47-52 EDN: https://elibrary.ru/QQPSUW

Original article

Overcoming barriers: optimization, efficiency improvement through direct placement of goods in customs warehouses

Andrey A. Volkov

Moscow university of finance and law, Moscow,

Russia, andrey-volkov@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of overcoming the barriers faced by companies when importing goods: the need for mandatory placement of imported cargo in a temporary storage warehouse. The main focus of the research is focused on the direct placement of goods in customs warehouses as a method of increasing the efficiency of distribution and reducing logistics costs. The results of the study make it possible to conclude that when applying the customs warehouse procedure, direct placement of goods in customs warehouses helps to reduce the time spent in warehouses, reduce the cost of storing and processing goods, as well as increase the efficiency of deliveries.

Keywords: temporary storage warehouse, customs warehouse, imported cargo, customs procedures, direct placement, optimization, efficiency.

For citation: Volkov A.A. Overcoming barriers: optimization, efficiency improvement through direct placement of goods in customs warehouses // Law and legislation. 2024; (1) :47—52. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-1-47-52 EDN: https://elibrary.ru/QQPSUW

© Волков А.А. М., 2024.

LAW & LEGISLATION • 01-2024

--47

Ввоз товаров в Российскую Федерацию представляет собой один из ключевых компонентов внешнеэкономических отношений страны. Однако процесс таможенного оформления грузов довольно сложный и требует соблюдения определенных правил и процедур. Одним из правил является помещение импортируемого груза на склад временного хранения (далее — СВХ) после пересечения груза таможенной границы.

Согласно таможенному законодательству РФ при пересечении таможенной границы импортируемые грузы должны быть размещены на СВХ (п. 5 ст. 88 «Таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, и порядок их совершения» [2] Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), только после этого участники внешнеэкономических отношений (далее — ВЭД), основываясь на поставленных перед ними целях и задачах, имеют возможность выбирать соответствующую таможенную процедуру: импорт / таможенный склад / временный ввоз и т.д. В Разделе IV «Таможенные процедуры» ТК ЕАЭС дается перечень из 17 таможенных процедур, доступных для применения [2].

Как отмечено Е.Н. Шаховым, в законодательстве часто применяется технология регулирования на основе разрешительных моделей, которая предоставляет субъектам права возможность использовать не только субъективное право, предоставленное законом, но и включить его в рамки комплекса прав и обязанностей. В таможенной сфере такой правовой механизм, основанный на совокупности прав и обязанностей для активных участников международной торговли, находит свою реализацию в процессе таможенных процедур [11].

В статье 2 ТК ЕАЭС дается терминологическое определение: «таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами» [2].

В контексте правового аспекта в Российской Федерации СВХ и таможенный склад (далее — ТС) регулируются как международными, так и национальными законодательными актами, а также множеством подзаконных актов, как правило ведомственных, Федеральной таможенной службы. Основными законодательными актами выступают:

■ Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г., в ред. Протокола от 26 июня

1999 г.) [1] (далее — Киоте кая конвенция), а именно, Специальное приложение А «Прибытие товаров на таможенную территорию», глава 2 «Временное хранение товаров» и Специальное приложение Б «Таможенные еклады и евобод-ные зоны» [1].

В выделенных Приложениях определены понятия СВХ и ТС и оеновные правила, каеаю-щиеея СВХ и ТС. Данный документ, как епра-ведливо характеризует его С.А. Агамагомедова, ечитаетея оеновополагающим етандартом таможенного регулирования в общем и являетея вее-объемлющим международным е оглашением в ефере таможенного регулирования, включая положения, определяющие взаимодейетвие между коммерчеекими организациями и гоеу-даретвенными учреждениями в контекете международной торговли [5].

■ ТК ЕАЭС (ред. от 29 мая 2019 г., е изм. от 18 марта 2023 г.) [2]. Кодеке являетея ключевым нормативным актом, утверждающим правила и процедуры в еекторе таможенной политики Ев-разийекого экономичеекого еоюза.

В евете раеематриваемой проблемы для нае предетавляет интерее: глава 16 «Временное хранение товаров и таможенные операции, евязан-ные е помещением товаров на временное хранение» и глава 57 «Владелец еклада временного хранения»; глава 23 «Таможенная процедура таможенного еклада» и глава 58 «Владелец таможенного еклада» [2].

■ Федеральный закон «О таможенном регулировании в Роееийекой Федерации и о внеее-нии изменений в отдельные законодательные акты Роееийекой Федерации» от 3 авгуета 2018 г. № 289-ФЗ [3]. Данный Закон уетанавли-вает оеновы таможенного регулирования в РФ, включая разъяенения процедуры таможенного еклада — глава 20 и глава 63, а также объяенения по СВХ — глава 14 и глава 62 [3].

Проведя анализ указанных выше законодательных актов, возможно еоздание таблицы ео-поетавления СВХ и ТС по ключевым значениям (ем. табл.).

Из еопоетавления СВХ и ТС етановитея понятно, что еущноетная характериетика ТС зак-лючаетея в епециальной таможенной процедуре. На ТС нельзя заехать и раеположить товар или етоять машинам е грузом без выпущенной ДТ, это именно процедурная зона, а не проето еклад, в то время как СВХ предетавляет еобой физичеекое проетранетво (локацию, меето), предназначенное для хранения товаров, и не яв-ляетея таможенной процедурой.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

Таблица

СВХ против ТС: анализ различий

Параметры сравнения Склад временного хранения (СВХ) Таможенный склад (ТС)

Назначение Служит для временного хранения товаров, которые еще не помещены под какую-либо таможенную процедуру и ожидают дальнейшей обработки. Помещаются любые импортируемые товары, находящиеся под таможенным контролем, до их выпуска таможней в обращение в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо проведения других действий таможенных органов, таких, как конфискация, утилизация товаров и т.д. Служит для хранения товаров, находящихся под процедурой ТС. Таможенная процедура ТС — при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на ТС в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Товар, размещенный на ТС, должен поменять таможенную процедуру ТС на любую другую таможенную процедуру до истечения срока хранения товаров на ТС

Предъявляемые документы Транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения) После декларирования ввозимой продукции (выпущенная декларация на товары (далее — ДТ), необходимо составить заявление для хранения товаров, указав следующую информацию: ■ наименование перевозимых продуктов; ■ таможенную стоимость грузов; ■ основания для размещения товаров на ТС; ■ адрес ТС; ■ техпаспорт на товары; ■ договор о размещении груза с владельцем ТС. Необходимо получение разрешения от таможни

Срок хранения товаров 4 месяца Не более 3-х лет, с учетом срока годности товаров

Операции, которые разрешено проводить с грузом Разрешены только операции, которые обеспечивают сохранность груза в неизменном состоянии: осмотр, измерение, перемещение в пределах площадки. Нельзя устранять дефекты упаковки, брать пробы, дробить, маркировать, готовить продукцию к продаже и т.д. Разрешено совершать любые операции по обеспечению сохранности груза. Кроме того, по разрешению таможенных органов можно: ■ отбирать пробы и образцы; ■ маркировать продукцию; ■ дробить; ■ сортировать; ■ упаковывать и переупаковывать; ■ готовить товар к продаже и оформлять сделки; ■ совершать прочие операции. Примечание: проводимые манипуляции не должны изменять характеристики товара, связанные с изменением классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности

Право собственности на товар Запрещено передавать права собственности на товары. Оформление любых сделок возможно лишь после выдачи товара с СВХ Могут совершаться сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами. Обязанность по оплате таможенных пошлин возлагается на новых владельцев товара

LAW & ЬБ^БЬДТЮМ • 01-2024

--49

СВХ и ТС имеют разные цели и функции, однако оба являются важными элементами в ВЭД, в логистической и таможенной цепи поставок. ТС выгоден как государству (способствует развитию торговли и создает резерв товарных запасов в стране, особенно это важно во время экономических кризисов, эмбарго и т.д.), так и участникам ВЭД (ТС помогает реализовать товар небольшими партиями тогда, когда это наиболее выгодно, при этом оплачивать налоги, пошлины за товар по факту совершения сделки, т.е., не вынимая из оборота фирмы крупные суммы).

В настоящее время, как отмечает Н.В. Матвеева, исключительно значимым стало помещение под процедуру ТС импортных товаров, на которые обязательно наносится маркировка [8].

Д.А. Кириллова также отмечает, что из всех таможенных процедур процедура ТС является самой востребованной на фоне обязательной маркировки продукции [7] и особенно интенсивно применяется в процессе организации транспортировки и доставки товаров в рамках электронной торговли [7].

С.В. Соленая, Л.Н. Рощина, К.Е. Кирно-сов подчеркивают значимую роль СВХ в развитии ВЭД [9], а М.Б. Худжатов предлагает расширить сферы применения СВХ таможенных органов [10].

Однако механизм временного хранения товаров предполагает, фактически, принудительное размещение товаров на СВХ с дальнейшим выпуском товаров в обращение после исполнения всех требований таможенного законодательства. Предварительное размещение груза перед процедурой ТС на СВХ является обязательным шагом, который приводит к определенным проблемам; выделим следующие из них:

1. Дополнительные расходы, увеличение затрат. Фирмы, занимающиеся импортом товаров, вынуждены платить за услуги СВХ (за стоянку/ погрузку / разгрузку), только потом можно перемещать товар на ТС (и заново платить ДС), что является дополнительной финансовой нагрузкой. Сюда же входят и дополнительные расходы на транспортировку груза, сначала до СВХ, далее от СВХ до ТС. Такие дополнительные затраты увеличивают накладные расходы и влияют на конкурентоспособность компаний на рынке.

2. Задержка в процессе таможенного оформления. После прибытия груза на таможенную границу его вынужденное размещение на СВХ увеличивает время ожидания необходимых про-

цедур таможенного оформления. В результате возникают задержки, которые могут отрицательно повлиять на бизнее-процеееы и оператив-ноеть поетавок.

3. Нарушение логиетики, а именно, таможенной логиетики. Как отмечают Е.А. Гордиенко-ва, М.А. Хлевчук, таможенная логиетика отвечает за управление международными потоками грузов в процееее транепортировки груза через таможенную границу и включение их в эконо-мичеекую еферу, таможенная логиетика объединяет две разноплановые, но взаимоевязанные облаети деятельноети — логиетичеекую и таможенную, объединяя их в единый процеее [6].

В еовременном мире логиетика играет ключевую роль в эффективном управлении поетав-ками товаров. Помещение товаров на СВХ перед процедурой ТС являетея неотъемлемой ча-етью логиетичеекой цепи. Однако длительноеть процедур таможенного оформления и затраты на СВХ являютея еерьезными барьерами для компаний, етремящихея оптимизировать по-етавки товаров.

Таким образом, иееледование показало, что помещение груза на СВХ перед помещением груза на ТС может вызвать определенные проблемы: дополнительные затраты на помещение груза на СВХ, транепортировку груза, за хранение груза на СВХ, что в целом может привеети к задержке в процееее таможенного оформления груза и нарушениям в логиетике.

Чтобы избежать данных проблем и в еоответ-етвии е обозначенными в Стратегии развития [4] такими целевыми ориентирами, как «оптимизация и еовершенетвование таможенного админи-етрирования» [4] (а таможенное админиетриро-вание включает контроль и регулирование работы СВХ и ТС) и «раеширение практики применения таможенных процедур» [4] (ТС являетея таможенной процедурой), предлагаетея при выборе процедуры ТС при перееечении границы прямое размещение товаров на ТС.

Учитывая, что заявить процедуру таможенного еклада необходимо уже на этапе подачи декларации, то в елучаях, когда выбрана процедура таможенного еклада, предлагаетея еразу размещать грузы на ТС, минуя этап временного хранения на СВХ. Это позволит еократить время таможенного оформления и убрать избыточные «поередничеекие» етруктуры, в чаетноети, шаг размещения груза на СВХ. Кроме того, прямое размещение товаров на ТС может быть полезным методом для оптимизации конеолидации грузов. Поекольку товары еразу помещаютея на ТС,

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

компании имеют возможность более эффективно объединять грузы и оптимизировать транспортные расходы.

С учетом вышеизложенного представляется возможным внести изменения в законодательство, позволяющие прямое размещение грузов на ТС при соблюдении определенных условий. В разделе ТК ЕАЭС, касающемся процедуры ввоза товаров под процедуру ТС, предлагается внести следующее дополнение:

«При ввозе товаров под процедуру таможенного склада на таможенную территорию Евразийского экономического союза предусматривается возможность прямого размещения груза на таможенном складе без предварительного размещения на складе временного хранения».

Главу 23 «Таможенная процедура таможенного склада» ТК ЕАЭС целесообразно дополнить статьей следующего содержания:

«При ввозе товаров под процедуру таможенного склада допускается прямое размещение груза на таможенном складе без предварительного размещения на складе временного хранения, при условии соблюдения следующих требований:

■ груз должен быть надлежащим образом упакован и маркирован для обеспечения его сохранности и идентификации;

■ необходимая документация и информация о грузе должны быть предоставлены таможенным органам согласно требованиям, установленным для процедуры таможенного склада».

Предложенное законодательное изменение позволит упростить и ускорить процедуру ввоза товаров под процедуру ТС, исключив необходимость размещения груза на СВХ. Это приведет к сокращению временных затрат и повышению эффективности таможенных операций, способствуя более быстрой доставке товаров до конечного получателя.

Суммируя вышеизложенное, можно сделать заключение, что внедрение изменений в порядок размещения грузов при пересечении таможенной границы может принести ряд значительных преимуществ. Прямое размещение товаров на ТС при заявленной процедуре ТС, минуя размещение груза на СВХ, является эффективным способом преодоления барьеров, с которыми сталкиваются компании при ввозе товаров. Этот метод позволяет сократить временные затраты, связанные с таможенным оформлением, и устранить лишние расходы на услуги СВХ. Дополнительные выгоды для участников ВЭД включа-

ют лучший контроль над запасами и возможность консолидации грузов.

Исследование показывает, что более оперативное размещение грузов на ТС повышает эффективность и снижает затраты, что делает его привлекательным вариантом для компаний, стремящимся к оптимизации логистических процессов.

Следует отметить, что реализация данных предложений требует дальнейших исследований и консультаций с заинтересованными сторонами, включая таможенные органы и всех участников ВЭД. Однако упрощение процедуры размещения грузов на ТС представляет собой перспективную возможность для улучшения логистических процессов и снижения затрат на таможенное оформление.

Список источников

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации Таможенных процедур (Киото, 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999) // https://base.garant.ru/

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ // http://www.consultant.ru/

4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 №1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // http://www. consultant.ru/

5. Агамагомедова С.А. Международные стандарты регулирования таможенного контроля: современная оценка // Международное право. 2023. № 3. С. 40—48.

6. Гордиенкова Е.А., Хлевчук М.А. Склады временного хранения в таможенной логистике как инструмент оптимизации затрат // Форум моло -дых ученых. 2019. № 2 (30). С. 527—531.

7. Кириллова Д.А. Актуальные направления совершенствования администрирования таможенных процедур в Российской Федерации // Уч. зап. Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобко-ва филиала Российской таможенной академии. 2022. № 3 (83). С. 17—24.

ЬДМ & LEGISLATION • 01-2024

8. Матвеева Н.В. Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного склада / / Финансовые рынки и банки. 2021. № 1. С. 3—5.

9. Соленая С.В., Рощина Л.Н., Кирносов К.Е. Роль и значение складов временного хранения в развитии внешнеэкономической деятельности // Финансовые исследования. 2022. № 2 (75). С. 111—123.

10. Худжатов М.Б. Направления развития сфер применения складов временного хранения таможенных органов Российской Федерации // Вестник Моск. финансово-юрид. ун-та. 2020. № 3. С. 83—92.

11. Шахов Е.Н. Таможенный склад: возможные новации в регулировании / / Вестник Амурского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2022. № 98. С. 42—47.

References

1. International Convention on Simplification and Harmonization of Customs Procedures (Kyoto, May 18, 1973, as amended by the Protocol of June 26, 1999) // https://base.garant.ru/

2. Customs Code of the Eurasian Economic Union (ed. of 29.05.2019, with amendments. dated 18.03.2023) (Appendix № 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) // http://www.consultant.ru/

3. Federal Law «On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» dated 03.08.2018 № 289-FZ // http://www.consultant.ru/

4. Decree of the Government of the Russian Federation № 1388-r dated 23.05.2020 (ed. dated

08.07.2023) «Strategy for the development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030» // http://www.consultant.ru/

5. Agamagomedova S.A. International standards of customs control regulation: modern assessment // International Law. 2023. № 3. Pp. 40—48.

6. Gordienkova E.A., Khlevchuk M.A. Temporary storage warehouses in customs logistics as a cost optimization tool // Forum of Young Scientists. 2019. № 2 (30). Pp. 527—531.

7. Kirillova D.A. Actual directions of improving the administration of customs procedures in the Russian Federation // Scientific notes of the St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. 2022. № 3 (83). Pp. 17—24.

8. Matveeva N. V. Placing goods under the customs procedure of a customs warehouse // Financial markets and banks. 2021. № 1. Pp. 3—5.

9. Salty S.V., Roshchina L.N., Kirnosov K.E. The role and importance of temporary storage warehouses in the development of foreign economic activity // Financial Research. 2022. № 2 (75). Pp. 111—123.

10. Khudzhatov M.B. Directions of development of spheres of application of temporary storage warehouses of customs authorities of the Russian Federation // Bulletin of the Moscow Financial and Legal University. 2020. № 3. Pp. 83—92.

11. Shakhov E.N. Customs warehouse: possible innovations in regulation // Bulletin of the Amur State University. Ser.: Humanities. 2022. № 98. Pp. 42—47.

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волков А.А. — аспирант; ООО «ЛОГЛАБ», таможенный специалист

Статья поступила в редакцию 1 8.1 0.2023; одобрена после рецензирования 08.1 2.2023; принята к публикации 14.12.2023.

Information about the author

Volkov A.A. — postgraduate student; LLC «LOGLAB», customs specialist

The article was submitted 18.10.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 14.12.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.