Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА БАЗЕ МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА БАЗЕ МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна

В работе акцентировано внимание на психофизиологической подготовке будущих пилотов гражданской авиации по «человеческому фактору». Университет считает важным обеспечение мониторинга формируемых навыков, компетенций, психофизиологического состояния студентов, совершенствование качества летной подготовки обучающихся. В исследовании выделены направления психофизиологической подготовки будущих пилотов, имеющие высокий уровень значимости. Практическая значимость - повышая уровень психофизиологического состояния студента и проводя его мониторинг, можно предотвратить многие ошибки «человеческого фактора», составляющие около 70% авиакатастроф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING OF AVIATION ACCIDENTS ON THE BASIS OF MONITORING OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE

The article focuses on the psychophysiological training of future civil aviation pilots on the "human factor". The University considers it important to ensure monitoring of the formed skills, competencies, psychophysiological state of students, improving the quality of flight training of students. The study highlights the areas of psychophysiological training of future pilots that have high level of significance. Practical significance - by increasing the level of the student's psychophysiological state and monitoring it, it is possible to prevent many errors of the "human factor", which make up about 70% of plane crashes.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА БАЗЕ МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Иссурин, В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. - Москва : Спорт, 2016. - 464 с.

2. "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "футбол" : приказ Министерства спорта РФ от 25 октября 2019 г. № 880 // ГАРАНТ.РУ : инффорационно-праввой портал. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72872252/ (дата обращения : 01.11.2022).

REFERENCES

1. Issurin, V.B. (2016), Training athletes of the 21st century: scientific foundations and construction of training, Sport, Moscow.

2. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On the approval of the federal standard for sports training in the sport of football", Order of the dated October 25, 2019 No. 880, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72872252/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.12.2022

УДК 796.07

ПРЕОДОЛЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА БАЗЕ МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова,

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе акцентировано внимание на психофизиологической подготовке будущих пилотов гражданской авиации по «человеческому фактору». Университет считает важным обеспечение мониторинга формируемых навыков, компетенций, психофизиологического состояния студентов, совершенствование качества летной подготовки обучающихся. В исследовании выделены направления психофизиологической подготовки будущих пилотов, имеющие высокий уровень значимости. Практическая значимость - повышая уровень психофизиологического состояния студента и проводя его мониторинг, можно предотвратить многие ошибки «человеческого фактора», составляющие около 70% авиакатастроф.

Ключевые слова: человеческий фактор, гражданская авиация, психофизиологическое состояние, физическая культура, студент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p114-117

OVERCOMING OF AVIATION ACCIDENTS ON THE BASIS OF MONITORING OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE

Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation named after A.A. Novikov, St. Petersburg

Abstract

The article focuses on the psychophysiological training of future civil aviation pilots on the "human factor". The University considers it important to ensure monitoring of the formed skills, competencies, psychophysiological state of students, improving the quality of flight training of students. The study highlights the areas of psychophysiological training of future pilots that have high level of significance. Practical significance - by increasing the level of the student's psychophysiological state and monitoring it, it is possible to prevent many errors of the "human factor", which make up about 70% of plane crashes.

Keywords: human factor, civil aviation, psychophysiological condition, physical culture, student.

ВВЕДЕНИЕ

Человек - главное звено авиационной команды, он отвечает как за успех, так и неудачи в летной деятельности. Для будущего совершенствования авиационной подготовки изучение «человеческого фактора» является наиважнейшим стимулом прогресса этой области исследований. Актуальная задача - создание направлений подготовки, способствующих профессиональной мотивации и готовности к авиадеятельности. «Человеческий фактор» может оказать пагубную роль на внештатную ситуацию на борту авиалайнера, исследования доказывают, что этот фактор неразрывно связан с психофизиологической подготовкой авиаспециалиста. Человек представляет собой наиболее гибкий, способный к адаптации и важный элемент авиасистемы, однако и наиболее уязвимый с точки зрения возможности отрицательного влияния на его деятельность. Важнейшим полигоном психофизиологической подготовки считается диагностирование в рамках профессионального отбора будущих студентов в авиационные учебные заведения, а также прохождение вра-чебно-летной экспертной комиссии для всех будущих и «действующих» специалистов на воздушном транспорте. Кроме этого, для повышения безопасности полетов, управления ресурсами экипажа гражданской авиации разрабатываются различные методики, например методика CRM (Crew Resource Management), задачей которой является обучение членов экипажа умению использовать личные психофизиологические качества для повышения надежности работы. Цель исследования - акцентировать внимание на мониторинге психофизиологической подготовки будущих пилотов гражданской авиации в аспекте «человеческого фактора».

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ и обобщение педагогического опыта, опрос специалистов гражданской авиации, экспертная оценка, математическая статистика. Исследование проводилось на базе СПб госуниверситета гражданской авиации им. А.А. Новикова (СПбГУ ГА).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Главное в гражданской авиации - безопасность полетов и задачей любого специалиста авиации является ее обеспечение. Сегодня существуют технологии, благодаря которым уровень безопасности растет, однако мир не избавился от авиакатастроф и одной из главных причин инцидентов является «человеческий фактор». В авиации основополагающим является проверка пилота его психофизиологического состояния. По мнению экспертов более 90% пилотов - абсолютно адекватные люди, которые постоянно следят за психофизиологическим состоянием. Однако есть обстоятельства, при которых возможности пилота не обеспечивают безопасность, он допускает ошибку. Полностью застраховать пилота от ошибок невозможно, однако можно предотвратить многие ошибки, осуществляя мониторинг и создав различные проверки, которые позволят спрогнозировать, выявить уровень подготовленности. Были изучены основные факторы, влияющие на авиадеятельность:

• физический: рост, сила, координация, длина рук, зрение, слух и др.;

• физиологический: здоровье, физическая форма, питание, кислородная обеспеченность, употребление табака, алкоголя, стресс, усталость и т. п.;

• психологический: эмоциональное состояние, мотивация, уверенность в себе, способность эффективно действовать в аварийных ситуациях и т. п.;

• психосоциальный: смерть члена семьи, трудовые конфликты, финансовые проблемы и т. д.

Статистика авиационных происшествий показывает, что 5-15% приходится на неустановленный факт, 15-20% - отказ техники, ее неисправность, 70-75% - ошибка чле-

115

нов экипажа воздушного судна («человеческий фактор»).

В исследовании на базе специальной литературы, экспертной оценки «действующих» пилотов выделены направления психофизиологической подготовки будущих пилотов, имеющие высокий уровень значимости:

• повышение функциональной подготовленности, работоспособности;

• укрепление здоровья, усиление медицинского контроля;

• расширение фонда двигательных умений, навыков, компетенций;

• специальная подготовка освоения новых видов полетов, переучивание на новый тип самолета и т. п.;

• формирование эмоциональной устойчивости;

• противостояние неблагоприятным факторам: пилотажные перегрузки, укачивание, гипоксия, дыхание под избыточным давлением и т. д.

• совершенствование внимания, прогнозирования, изменение структуры движений, умение быстро принимать и реализовывать решение и т. д.

• развитие лидерских качеств, умение работать в коллективе, настойчивость и упорство, умение брать на себя ответственность;

• саморазвитие и самообразование;

• тренировки со специальным оборудованием (кресло Барани, лопинг, ренское колесо, аппарат Толоконникова и др.).

В работе проведена оценка основного направления подготовки студентов СПбГУ ГА - качество летной практики. Оценка летной практики показывает, что в группах, ак-центированно использующих перечисленные направления психофизиологической подготовки, уровень компетенций пилота стал выше: в 2022г. студенты на 96,3% справились с задачами летной практики (в 2021г. этот показатель составлял 95,1%). В ноябре-декабре 2022г. студенты факультета летной эксплуатации все выполнили самостоятельные полеты и стали готовы к получению свидетельства частного пилота. Студенты выпускных групп прошли тестирование для получения свидетельства коммерческого пилота и успешно справились с заданиями: средний результат составил 85-90%, многие показали результат 98-100%.

Однако на пути освоения летной профессии не у всех студентов проходит все гладко, отмечаются случаи выполнения самостоятельных полетов с ошибками, которые приводят к грубому приземлению, повреждению авиатехники. Расследование инцидентов позволяет выявить упущения не только в методике летного обучения, но и в психофизиологической подготовке, трое студентов в 2021/2022 учебном году не смогли завершить программу летной практики.

Считаем, что перечисленные выше направления работы повысят точность действий летного экипажа, будут способствовать безопасности полетов и снижению роли «человеческого фактора» в авиационных происшествиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психофизиологическая подготовка качественно влияет на обучаемость экипажа, повышает безопасность полетов, формируется высокий уровень надежности применения летных навыков, что сокращает число ошибок и летных происшествий. Физическая культура оказывает благотворное влияние на психофизиологическое состояние, человек тренированный сохраняет постоянство своего организма, он эмоционально устойчив.

В СПбГУ ГА инициировано создание и внедрение программы повышения уровня профессиональных компетенций будущих пилотов, организации мониторинга готовности, что позволяет обеспечить безопасность полетов. Успешность и самореализация выпускников, их востребованность у работодателей становятся ключевыми показателями

оценки качества образования Университета, особенно в современных условиях санкций. Сегодня отмечается напряженность с трудоустройством молодых специалистов, однако не стоит говорить, что пилоты никому не нужны, в вузе по заявкам авиакомпаний проводится специализированное обучение на конкретный тип воздушного судна в конкретную авиакомпанию.

ЛИТЕРАТУРА

3. Волкова Л.М. Новые форматы образования в условиях расширения информационных сред авиационного университета / Л.М. Волкова // Перспективы науки. - 2021. - № 2 (137). - С. 57-59.

4. Родионова И.А. Психическая устойчивость к стрессовым ситуациям специалистов аэродромных служб как фактор безопасности полетов / И.А. Родионова, В.И. Шалупин, В.В. Кар-пушин // Научный вестник МГТУ ГА. - 2015. - № 218 (8). - С. 117-121.

5. Хаертдинов И.М. Основные проблемы и стратегии совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов авиационной отрасли / И.М. Хаертдинов // Вестник Екатерининс. ин-та. - 2015. - № 4 (32). - С. 101-106.

6. Шалупин В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов МГТУ ГА / В.И. Шалупин, И.А. Письменский // Научный вестник МГТУ ГА. - 2015. - № 213 (3). - С. 8184.

REFERENCES

1. Volkova, L.M. (2021), "New formats of education in the conditions of expansion of information environments of the Aviation University", Prospects of science, No. 2 (137), pp. 57-59.

2. Rodionova, I.A., Shalupin, V.I. and Karpushin, V.V. (2015), "Mental resistance to stressful situations of specialists of airfield services as a factor of flight safety", Scientific Bulletin of MSTU GA, No. 218 (8), pp. 117-121.

3. Haertdinov, I.M. (2015), "The main problems and strategies for improving the training of competitive specialists in the aviation industry", Bulletin of the Catherine Institute, No. 4 (32), pp. 101106.

4. Chalupin, V.I. amd Pishinsky, I.A. (2015), "Professionally applied physical training of students of MSTU GA " Scientific Bulletin of MSTUGA, No. 213 (3), pp.81-84.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.12.2022

УДК 796.015.64

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Александр Дмитриевич Воронин, преподаватель, Владимир Николаевич Трофимов,

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Альбина Геннадьевна Васильева, доцент, Андрей Александрович Васильев, старший преподаватель, Самарский государственный технический университет, Самара

Аннотация

В последнее время в России ведется активная пропаганда здорового образа жизни. Бег на длинные дистанции длительного является одним из самых доступных и популярных способов профилактики ЗОЖ. Вдобавок к этому благодаря бегу на длинные дистанции развивается выносливость, повышается способность противостоять утомлению и быстро восстанавливаться после самых различных физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок. Выносливость - это то качество, которое позволяет не только успешно выступать на соревнованиях профессиональным спортсменам, но и выполнять физические нагрузки длительное время простым любителям спорта, в частности студентам. В данной статье проведен теоретический анализ понятия «выносливость». Рассмотрены виды выносливости. Определены различные уровни выносливости. Авторами разра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.