ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ГРАЖДАНИНА НА ФОНЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
Н.Г. Жогов, Старший юрисконсульт Д.И. Ходина, слушатель
Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
(Россия, поселок Старотеряево)
Б01:10.24412/2411-0450-2021-3-1-181-185
Аннотация. В рамках данной статьи производится анализ законодательства и правоприменительной практики процедуры банкротства граждан. Рассматривается тенденция преобразования тех или иных элементов процедуры банкротства с зависимости от наличия или отсутствия определенных кризисных явлений в экономике страны на разных исторических этапах. Освещаются проблемные вопросы процедуры банкротства гражданина.
Ключевые слова: банкротство гражданина, экономический кризис, Со\1й-19, законодательство о банкротстве граждан, ограничения, задолженность, кредитор.
В современной юридической науке институт банкротства физических лиц является новеллой, относительно устоявшихся старейших фундаментальных институтов, таких как институт частной собственности, наследования или семьи. Появление совокупности юридических норм, направленных на осуществление прав и выполнение обязанностей в процедуре банкротства тесно связано с экономическим состоянием страны, его поступательным развитием и преобразованием.
Со времен перестройки, ознаменовавшей распад социалистического лагеря, а вместе с ним и плановой хозяйственно-ориентированной экономики и вплоть до вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого определили ключевые изменения в главе 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - банкротство гражданина, как институт гражданско-правовых отношений, не рассматривался в общей доктрине развития молодого рыночно-
ориентированного государства. Вместе с
тем, на ранних этапах экономических преобразований с появлением хаотичного капитала, в том числе валютного, в буквальном смысле свалившегося на головы финансово неграмотных граждан, но в силу обстоятельств данным капиталом завладевших, появлялись множество разорившихся физических лиц (банкротов), а так же лиц, разорявшихся умышленно, чтобы избежать взысканий со стороны государства, уплаты налогов (сборов) или преследуя куда более корыстные цели, связанные с «отмыванием» денежных средств.
Появление законодательства, регулирующего процедуру банкротства физического лица напрямую связано с экономической ситуацией на определенном этапе. Так, очевидный коллапс на рынке кредитных услуг разного рода, в том числе и ипотечного кредитования, где долговое бремя заемщика в некоторых случаях ставит под сомнение нормальное существование гражданина, как участника активной экономической жизни, наряду с ростом потребительского кредитования и стабильным ростом цен и инфляции, подтолкнули законодателя к разработке и апробации на практике ряда необходимых процедур банкротства граждан.
Кризисные явления представляют собой своего рода катализатор изменений, независимо от сферы влияния. В то же время
кризисная ситуация выделяет слабые стороны той или иной системы. Так, валютный кризис в России 2014 года ознаменовался резким ослаблением российского рубля к иностранной валюте на фоне сильного падения цен на нефть, вследствие чего все это привело к снижению потребительского спроса и экономическому спаду. Как в 2014 так и в 2015 официальный прогноз по инфляции повышался несколько раз, остановившись на отметке 12,2-12,8 %. следовательно, произошел рост цен на продукты питания, который составил 16,3% годовых. Это послужило толчком к вынужденному преобразованию в разных сферах, в том числе и в сфере банкротства гражданин, как средства легитимного освобождения от задолженности. Так, по информации Национального бюро кредитных историй, в 2015 году наблюдался уверенный рост потребительских кредитов, а на этом фоне и рост просроченной задолженности.
По данным Центрального Банка Российской Федерации объем кредитных средств в денежном выражении, предоставляемых физическим лицам на 1 января 2015 года составил более 8,5 трлн. рублей. При этом задолженность физических лиц перед кредиторами на этот момент составила более 11 трлн. рублей, из которых более 665 млрд. рублей составила просроченная задолженность. Для сравнения, на 1 января 2019 года общий объем кредитных средств, предоставленных гражданам составил более 12 трлн. рублей. Задолженность перед кредиторами составила более 14.5 трлн. Рублей, из которых около 757 млрд. рублей - просроченная задолженность. На лицо стабильная динамика роста закредитованности населения.
В этих условиях процедура банкротства в определенном смысле полезна и самим кредиторам. Схема взыскания долгов становится более прозрачной, появляется больше гарантий выплаты задолженности должником. Прибегать к услугам коллек-торских агенств, взаимодействие с которыми с каждым годом становилось все сложнее и сложнее из за их частых неправомерных действий, приходится меньше. Так же стала разрешаться проблема креди-
торов, которые стояли не первые «в очереди» на реализацию конкурсной массы. Не редко активы должника погашали требования только части кредиторов.
Смысл процедуры банкротства гражданина не в том, чтобы списать долги всем нерадивым участникам гражданского оборота. Данная процедура в первую очередь несет под собой миссию финансового оздоровления, если можно сказать - цивилизованного финансового оздоровления, которое может обеспечить заемщику социальную реабилитацию и вернуть его к активной жизни.
В свою очередь, процедура банкротства граждан на начальном этапе не была лишена недостатков и процессуальных шероховатостей, что стало особо явным на фоне кризисной ситуации в экономике. Изначально, на этапе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации, авторами данной законодательной инициативы были внесены некоторые коррективы. Так, изначально минимальная сумма задолженности, позволяющая претендовать на проведение процедуры банкротства составляла 50 тысяч рублей. Законодатель в конечном варианте повысил эту сумму до 500 тысяч рублей. На фоне с минимальной суммой задолженности у юридических лиц, которая составляет 100 тысяч рублей, сумма для физических лиц выглядит завышенной. Так же после определенной практики применения процедуры в 2016 году была уменьшена государственная пошлина для физических лиц при подаче заявления о банкротстве с 6 тысяч рублей до 300 рублей. Соответствующие изменения были внесены в статью 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Институт банкротства породил новый рынок услуг, в котором присутствуют свои участники правоотношений. В деле о банкротстве, в соответствии с действующим законодательством, должен участвовать специалист - финансовый управляющий, который в свою очередь должен иметь соответствующее образование, пройти соответствующую подготовку со сдачей экзамена и отвечать соответствующим требованиям, установленным законодательством
Вознаграждение, выплачиваемое финансовому управляющему, так же оговорено в действующем законодательстве. Со временем, практика применения процедуры банкротства показала дисбаланс в объеме требований, сложности проводимых операций финансовым управляющим в деле о банкротстве и его вознаграждением.
Так, должники столкнулись с устойчивым нежеланием финансовых управляющих работать с ними, как с физическими лицами. И это стало очередным проблемным моментом на практике. В соответствии со статьей 20.6 ФЗ «О банкротстве», вознаграждение, выплачиваемое финансовому управляющему в деле о банкротстве составляет двадцать пять тысяч рублей единовременно за проведение процедуры, когда как в деле о банкротстве юридических лиц вознаграждение выплачивается ежемесячно, и вследствие более долгой процедуры, является сравнительно выше.
В соответствии с действующим законодательством, должник самостоятельно подает заявление о проведении процедуры банкротства в отношении себя в арбитражный суд по месту жительства. В этом заявлении он вправе указать любую саморегулируемую организацию финансовых управляющих. При не предоставлении СРО кандидатуры финансового управляющего для участия в деле о банкротстве, арбитражный суд обязан в течение 3 месяцев прекратить производство по делу в соответствии с пунктом 9 статьи 45 ФЗ «О банкротстве». В связи с нежеланием финансовых управляющих заниматься довольно трудоемкими по объему работы и по времени процедурами, оплата которых явно занижена. Подобные ситуации являются не редкостью.
При этом, должник, который в принципе не обладает необходимыми денежными средствами, а чаще всего не имеет и какого либо имущества, обязан внести денежные средства (вознаграждение финансовому управляющему и лицам, обеспечивающих исполнение возложенных на него обязанностей), в депозит суда, непосредственно перед рассмотрением дела. По факту должник на практике оплачивает свое банкротство, и чаще всего сумма денежных
средств, установленная законом является далеко не окончательной и может увеличиваться в зависимости от сложности дела, необходимости привлечения сторонних специалистов (например, экспертов и юристов). Эти проблемы являются только частью тех проблем, которые необходимо регулировать на законодательном уровне.
Кризисная ситуация на начальном этапе становления института банкротства коррелировала на практике определенные шероховатости в процедуре. Так же, мировой экономический кризис 2020 года, вызванный распространением новой коронави-русной инфекции СОУГО-19 внес свои коррективы. И без того не простая ситуация в отечественной экономике, вызванная затяжным падением цен на энергоресурсы, спровоцировавшего повышение уровня цен и рост инфляции, усугубилась «лок-дауном» - жесткими ограничениями передвижения населения в отдельных областях и на территории всей страны в целом, введенными правительством для обеспечения карантинных мер, направленных на купирование роста заболеваемости населения. Данные меры ударили естественным образом по всем отраслям экономики, следовательно спровоцировав очередной рост цен, и как следствие рост закредитованности населения на фоне падения его платежеспособности. По данным Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности «Федресурс» количество решений судебных органов о банкротстве граждан (включая ИП), за январь - сентябрь 2020 года составило 77050, что на 64,9 % больше, чем за аналогичный период 2019 года.
В этих условиях проблемы в доступности и проведении процедуры банкротства, выявленные за предыдущий пятилетний период, стали катализатором вынужденных законодательных инициатив. С 1 сентября 2020 года глава X ФЗ «О банкротстве» дополняется параграфом 5, который регулирует «внесудебное банкротство граждан. Данные изменения внесены Федеральным законом №289-ФЗ от 31 июля
2020 г. «О внесении изменений в Феде- дения необходимо наличие оконченного ральный закон «О несостоятельности исполнительного производства в органах (банкротстве)» и отдельные законодатель- Федеральной службы судебных приставов, ные акты Российской Федерации в части по пункту 4 части 1 статьи 46 Федерально-внесудебного банкротства гражданина». го закона № 229-ФЗ от 10 октября 2007 г. Так называемое «упрощенное банкротст- «Об исполнительном производстве», то во» позволяет лицам с совокупным долгом есть по факту отсутствия имущества по всем обязательствам перед кредиторами должника при проведении всех необходи-от 50 до 500 тысяч рублей и без наличия мых процедур по его поиску, что подразу-какого либо имущества в собственности мевает перед этим проигранное судебное претендовать на списание долгов без ини- разбирательство с кредитором. Данная те-циации процедуры в арбитражном суде и ма достойна отдельного детального изуче-без финансовых затрат на проведение про- ния.
цедуры. Итак, кризисные явления, вызванные
Данное новшество должно положитель- различными причинами на данном исто-но повлиять на финансовое оздоровление рическом этапе будут и в дальнейшем про-определенной категории населения с отно- воцировать законодательные инициативы, сительно небольшими задолженностями направленные на урегулирование и совер-перед кредиторами. Но и у этой процедуры шенствование процедуры банкротства нашелся существенный недостаток, а точ- граждан. нее барьер в ее реализации. Для ее прове-
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон N 117-ФЗ: [принят Государственной Думой 19 июля 2000 года]: (с изменениями и дополнениями) // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: [Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года] (с изменениями и дополнениями) // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.
3. Иванов Д.А. История и развитие института банкротства физических лиц в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. -№11-4 (5о) - С. 106-109.
4. Доля просроченных розничных кредитов в России за 2015 год выросла на 30% // сайт РБК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/56b82a3f9a794741f31636c4 (дата обращения: 02.02.2021).
5. Информация о кредитах, предоставленных юридическим лицам-резидентам и индивидуальным предпринимателям // Официальный Сайт Банка России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/statistics/table/?tableId=302-02M&dt=20150101 (дата обращения 03.02.2021).
6. Постанюк В.Д. Банкротство физических лиц // ЭЖ-Юрист. - 2017. - № 20. - С. 42-43.
7. Институт банкротства гражданина-должника: новое в законодательстве и практике применения: Сайт Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn11/taxation/bankruptcy/7142947/ (дата обращения 03.02.2021).
8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fedresurs.ru/news/8b77432d-3823-4Ш-8127 8d9cb71953f7?attempt=3 (дата обращениея: 03.02.2021)
TRANSFORMATION OF A CITIZEN'S BANKRUPTCY PROCEDURE IN THE BACKGROUND OF CRISIS IN THE ECONOMY
N.G. Zhogov, Senior Legal Adviser DI. Hodina, listener
Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya (Russia, Staroteryaevo)
Abstract. This article analyzes the legislation and law enforcement practice of the bankruptcy procedure of citizens. The tendency of transformation of certain elements of the bankruptcy procedure depending on the presence or absence of certain crisis phenomena in the country's economy at different historical stages is considered. The problematic issues of a citizen's bankruptcy procedure are highlighted.
Keywords: bankruptcy of a citizen, economic crisis, Covid-19, legislation on bankruptcy of citizens, restrictions, debt, creditor.