ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИВАТИЗАЦИИ
А.В.КАРП0В,
доктор юридических наук А.С.ВЕЛИЧКО,
Московская финансово-юридическая академия
Процесс приватизации в Российской Федерации, осуществляемый с начала 90-х гг. прошлого столетия, привел к кардинальному перераспределению собственности. Негосударственный сектор экономики производит более 70% валового национального продукта. Вместе с тем эффективность деятельности многих приватизированных предприятий является весьма низкой, что негативно сказывается на темпах вывода экономики из существующего кризиса.
В определенной степени такому положению дел поспособствовала позиция идеологов российской приватизации, согласно которой институциональные преобразования посредством приватизации «автоматически» решали проблему эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и экономики в целом. Это сопровождалось утверждениями о необходимости прекращения прямого участия государства в хозяйственной деятельности, что, безусловно, привело к снижению эффективности управления государственным имуществом.
Как известно, в странах Западной Европы основные усилия государственных органов сосредоточены не на скорейшей продаже государственной собственности, а на поддержании оптимального соотношения между государственными и негосударственными секторами экономики и обеспечении максимального использования и управления государственным имуществом.
Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России по своим масштабам и конкретным формам вышла за объективно оправданные пределы, и это во многих случаях лишило экономику государства тех преимуществ, которые присущи государственной собственности в условиях, существующих при переходе к рыночным отношениям.
Новизна и размах приватизации в России, ее ориентация на первоначальное накопление
капитала при наличии крупных пробелов в правовой базе сделали реформирование отношений собственности сферой, на которую пришлось наибольшее количество нарушений действующего законодательства. Вследствие этого процесс приватизации предприятий из инструмента повышения эффективности экономики превратился в инструмент передела собственности и нередко незаконного присвоения доходов от использования государственного имущества. Кроме того, сформировавшаяся в результате приватизации структура собственности не способствует развитию отечественной экономики.
В настоящее время «бум» приватизации уже прошел. Кратко остановимся на ее основных этапах.
Первый этап, называемый этапом массовой приватизации 1991—1994 гг., начался с принятия Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 03.07.1991 № 1531-1 и закончился с окончанием ваучерной приватизации.
В этот период произошло перераспределение собственности, был создан так называемый корпоративный сектор экономики.
Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий»1 вводил классификацию объектов государственной собственности по возможности и степени их приватизации. Положения его ст. 3 предусматривали наличие в государственной программе приватизации перечней объектов, не подлежащих приватизации, и предприятий и объединений, для приватизации которых требовалось разрешение Правительства РФ или Госкомимущества России (далее — ГКИ РФ). В отношении этой категории предприятий Закон разрешал закрепление контрольных пакетов
1 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927.
акций в государственной собственности на срок до 3 лет.
Структура принятой 11 июня 1992 г. Государственной программы приватизации в соответствие с требованиями Закона содержала следующую классификацию объектов различных секторов экономики по самой возможности их приватизации:
а) объекты, приватизация которых запрещена (24 категории);
б) объекты, приватизация которых могла происходить только по решению:
- Правительства Российской Федерации (15 категорий);
- Госкомимущества России с учетом мнения отраслевых министерств (13 категорий);
- в соответствии с региональными программами приватизации (6 категорий);
- объекты, подлежащие обязательной приватизации (9 категорий).
16 ноября 1992 г. был подписан Указ Президента РФ № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий».
Этот Указ ограничивал применение процедуры закрепления в федеральной собственности контрольных пакетов акций приватизируемых предприятий десятью стратегически важными категориями предприятий (видами деятельности), в числе которых оказались связь, выработка и распределение электроэнергии, добыча, переработка и сбыт нефти и природного газа, добыча и переработка драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов, разработка и производство вооружений и боеприпасов, производство алкогольной продукции, перевозки на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, НИОКР, специализированные предприятия по строительству и эксплуатации объектов, предназначенных для обеспечения национальной безопасности, предприятия оптовой торговли, осуществляющие закупки для нужд государства, включая обеспечение экспортно-импортных соглашений.
Однако этим важность данного документа для анализа процесса эволюции государственной и смешанной собственности в России не исчерпывается. В соответствии с его положениями формировалась нормативная база для холдинговых компаний, создаваемых в ходе преобразования госпредприятий в акционерные общества, и появлялся инструмент косвенного государственного регулирования деятельности акционерных обществ посредством «золотой акции». Это специальное право давало возможность государству применять право «вето» при принятии собранием
акционеров решений по вопросам изменения устава акционерного общества, его реорганизации и ликвидации, участия в иных хозяйственных объединениях и отчуждении имущества.
Вторая Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284, содержала еще более детальную классификацию и более широкие перечни предприятий, на приватизацию которых вводились ограничения:
- список запрещенных к приватизации объектов увеличился до 44 категорий (на 20 категорий):
- разрешенных к приватизации только по решению Правительства РФ — до 36 категорий (на 21 категорию);
- разрешенных к приватизации только по решению ГКи РФ, с учетом мнения отраслевых министерств — до 20 категорий (на 7 категорий);
- разрешенных к приватизации в соответствии с региональными программами приватизации — до 17 категорий (на 11 категорий).
В то же время перечень предприятий, подлежащих обязательной приватизации, расширился только до 11 категорий (на 2 категории).
Перечень видов деятельности, по которым в федеральной собственности мог закрепляться контрольный пакет акций, дополнился до 14 категорий.
К 10 категориям, указанным в ноябрьском 1992 г. Указе Президента РФ № 1392, добавились служба патентов, стандартизации и метрологии; издательства и полиграфические предприятия по выпуску печатной продукции, включенной в объем поставок для государственных нужд; трубопроводный транспорт; организации, входящие в компанию «Российский цирк».
Появился новый (33 пункта) раздел по отраслевым особенностям приватизации. Хотя его положения и не предусматривали закрепления в собственности государства контрольных пакетов акций по дополнительным категориям объектов, тем не менее они конкретизировали порядок согласования мнений между ГКИ РФ и различными ведомствами, допуская использование специального права «золотой акции» при приватизации объектов 7 категорий (предприятий по производству табачных изделий, продуктов детского питания, оптовой книжной торговли, объектов культуры и кинематографии, опытных заводов, входящих в систему Комитета по стандартизации, производственных предприятий Минобразования России, объектов и предприятий медицинской промышленности, аптечных баз (складов) и баз
медицинской техники, предприятий и объектов научно-технической сферы химического комплекса, имеющих в своем составе технологические объекты с токсичными веществами).
Наряду с расширением запретительных и ограничительных перечней предприятий по возможности и степени их приватизации, вторая программа приватизации в отличие от первой содержала более четкий порядок принятия решений по приватизации объектов, попадающих под эти ограничения. В соответствии с ним контрольные пакеты акций, оставляемые в федеральной собственности, могли быть трех видов: 51%, 38%, 25,5% обыкновенных (с правом голоса) акций. Ранжирование величины закрепляемого пакета в зависимости от важности приватизируемого объекта не устанавливалось. Не допускалось и одновременное принятие решения об использовании специального права «золотой акции» и закрепление в государственной собственности каких-либо пакетов акций.
Дивиденды по акциям, закрепляемым в государственной собственности, полностью направлялись на финансирование объектов социально-культурного и бытового назначения, передаваемых в процессе преобразования предприятий в акционерные общества на баланс местных властей или остающихся на балансе предприятия, а в случае отсутствия таких объектов перечислялись в федеральный бюджет. Имелось и указание на то, что акции приватизируемых только по решению органов государственной власти предприятий и не закрепляемые в федеральной собственности должны быть проданы не позднее четырех месяцев с момента регистрации акционерного общества и не подлежат какому-либо резервированию.
Задачи Второго этапа состояли в нахождении рациональной пропорции между фискальными интересами бюджета и инвестиционной поддержкой приватизированных предприятии.2
Указом Президента РФ от 22.06.1994 № 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июня 1994 г.» были определены следующие основные принципы приватизации: - отказ от приоритета количественных показателей приватизации, переход от «обвальной» приватизации к планомерному, последовательному процессу реструктурирование производства и привлечение инвестиций;
2 Шупыро В. Государственное регулирование отношений собственности и приватизация государственного имущества как основа экономических реформ в России // Инвест-курьер. 1997. Декабрь. С.25-26.
- сокращение льгот трудовым коллективам приватизируемых предприятий с увеличением доли акций, которые размещаются в соответствии с планом приватизации;
- осуществление продаж крупными пакетами акций (15-20%);
- концентрация большей части выручки от продажи акций (имущества) приватизируемого предприятия на самом предприятии (51% средств от приватизации подлежит перечислению самому предприятию);
- расширение прав региональных органов приватизации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в области приватизации;
- осуществление интенсивной приватизации недвижимости, в том числе земельных участков. Основные положения Государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. сохранили имевшуюся во второй Государственной программе приватизации тщательную детализацию объектов по самой возможности и степени приватизации. Более того, до принятия Федеральным Собранием РФ базового закона о приватизации в период после окончания срока действия приватизационных чеков вводился специальный порядок принятия решений по приватизации объектов 29 категорий (приложение № 3 к Основным положениям).
Также расширился круг видов деятельности, по предприятиям которых могло приниматься решение о закреплении в федеральной собственности контрольного пакета акций. Он достиг 22 категорий.
К имевшимся во второй программе приватизации категориям добавились атомное машиностроение, геология, геодезия и картография, предприятия по эксплуатации газового хозяйства, предприятия и научно-технические объекты химического комплекса, использующие токсичные и взрывчатые вещества, предприятия медицинской промышленности, выпускающие сильнодействующие и ядовитые препараты, государственные научные центры, предприятия, обеспечивающие хранение государственных резервов и запасов, внешнеторговые предприятия, объекты социально-культурного назначения. Изъята же из этого перечня была всего одна категория (издательства и полиграфические предприятия по выпуску печатной продукцию, включенной в объем поставок для государственных нужд).
Величина закрепляемых в государственной собственности пакетов акций ограничивалась только двумя вариантами: 51% и 25,5%. Правительство РФ и ГКИ РФ получали права продления сроков закрепления оставленных в государственной собственности пакетов акций и их досрочной продажи.
Основным способом приватизации после завершения действия приватизационных чеков стала продажа акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования государственных и муниципальных предприятий со стоимостью основных фондов 20 млн руб. и более (по состоянию на 01.01.1994 г.). При этом приоритет был отдан инвестиционным конкурсам и специализированным денежным аукционам.
Указом Президента РФ от 11.05.1995 № 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации» был дан новый импульс развитию приватизационного процесса. Согласно Указу отменялись все принятые ранее решения о закреплении в федеральной собственности пакетов акций (за исключением акций тех акционерных обществ, которые производят продукцию, имеющую стратегическое значение), увеличивались нормативы распределения средств в пользу федерального бюджета. На Российский фонд федерального имущества (РФФи) Указом возлагалась обязанность принять все меры для обеспечения продаж пакетов акций, держателем которых являлся фонд.
Следует подчеркнуть, что для 1995 г. было особенно характерно доминирование фискальных целей приватизации, которые, безусловно, не должны быть определяющими при осуществлении данного процесса. Было очевидно, что осуществляемый курс приватизации требовал уточнений. С 1996 г. были несколько скорректированы основные направления стратегии приватизации, в частности, начала осуществляться приватизация по индивидуальным проектам с использованием не совсем типичных способов размещения акций.
индивидуальные проекты предусматривали следующие меры:
- предпродажную подготовку акционерных обществ, которая предполагала завершение консолидации пакетов акций в уставном капитале, что должно было привести к усовершенствованию структуры управления в обществах;
- продажу акций по коммерческому конкурсу с привлечением финансового консультанта, отобранного по конкурсу и осуществляющего оказание услуг по организации конкурса, привлечение инвесторов к участию в конкурсе
и подготовке для них информации в соответствии с договором, в котором содержится обязательство консультанта обеспечить реализацию выставляемых на условиях конкурса и по цене не ниже, чем начальная;
- передачу акций в доверительное управление;
- выпуск конвертируемых облигаций и производных ценных бумаг.
Реализация индивидуальных проектов продажи акций, находящихся в федеральной собственности, была направлена на: повышение эффективности управления приватизируемыми предприятиями, поступление в федеральный бюджет доходов от приватизации, привлечение инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития приватизируемых предприятий.
В ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 123-Ф3 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» определялись категории имущества, приватизация которого запрещена, и имущества, закрепляемого в собственности государства до принятия решения о прекращении его закрепления, в качестве составной части и ежегодно утверждаемой Госдумой РФ программы приватизации. В прогнозные перечни, в частности, включались открытые акционерные общества, при продаже акций которых Правительство РФ приняло решение о закреплении таких акций в федеральной собственности или об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными открытыми акционерными обществами («золотой акции»), а также открытые акционерные общества, в отношении акций которых, находящихся в федеральной собственности, в следующем году предполагалось принять решение о прекращении их закрепления с указанием способа распоряжения ими: частичная или полная продажа таких акций, полная их продаже с использованием в отношении них специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными открытыми акционерными обществами («золотой акции»).
За период 1998—2000 гг. специальные законы о программе приватизации на очередной год так и не принимались. В отсутствии законодательной базы о приватизации на очередной год Правительство России реализовывало приватизационные планы на основе указов Президента РФ.
Важным правовым актом, определяющим перечень видов деятельности, в которых при преобразовании приватизируемых предприятий в акционерные общества в федеральной собственности закрепляются пакеты акций, используется
специальное право «золотая акция», является постановление Правительства РФ от 06.12.1999 № 1348.
Согласно этому документу к ним отнесены добыча, переработка и сбыт нефти, природного газа и газового конденсата, угля, производство и сбыт сжиженного газа, геология, функционирование трубопроводного транспорта, эксплуатация газового хозяйства, выработка и распределение электроэнергии, морской и речной транспорт, связь, строительство и эксплуатация объектов, предназначенных для обеспечения национальной безопасности, разработка, производство и ремонт любых видов вооружения, военной и космической техники, боеприпасов и комплектующих изделий к ним, производство, заготовка и сбыт сортовых семян, хранение зерна, производство продуктов детского питания.
Непосредственному формированию в крупных масштабах смешанной формы собственности в российской экономике способствовало принятие во второй половине 1992 г. решений по особенностям приватизации и акционирования в целых отраслях хозяйства, как правило, базовых, предприятия которых в соответствии с государственными программами приватизации могли быть приватизированы только по решению органов государственной власти, что влекло за собой закрепление контрольного пакета акций этих субъектов хозяйственной деятельности в собственности государства.
В их числе можно упомянуть указы Президента РФ и постановления Правительства РФ «О реорганизации электроэнергетики» (август 1992 г.), «О преобразовании государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество (РАО) «Газпром» (ноябрь 1992 г.), «О преобразовании в акционерные общества предприятий нефтедобычи, нефтепереработки и нефтеп-родуктообеспечения» (ноябрь 1992 г.), «О приватизации предприятий связи и преобразовании в акционерные общества предприятий угольной промышленности» (декабрь 1992 г.). Именно эти документы предусматривали создание холдингов и новых управленческих структур, которые вскоре заняли ведущие позиции в российской экономике (РАО «Газпром», нефтяные компании и т.п.).
Аналогичная ситуация создалась и во многих других отраслях экономики. Так, в соответствии со специально принятыми решениями акционирование предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, предприятий, осуществляющих выпуск алкогольной продукции (сентябрь 1992 г.), речных портов (декабрь 1992 г.), предприятий, находящих-
ся в ведении Минатома России (апрель 1993 г.), некоторых предприятий по закупкам, переработке, хранению зерна и производству хлебопродуктов (декабрь 1993 г.) происходило с закреплением в государственной собственности контрольных пакетов акций.
Несколько позже в соответствии с положениями второй программы приватизации аналогичная норма появилась в документах по особенностям приватизации объектов ведомственной торговли и общественного питания (отделов рабочего снабжения—ОРСов) объектов, обслуживающих организации Федеральной службы лесного хозяйства (апрель 1994 г.), объектов научно-технической сферы (июль 1994 г.). Документы по особенностям приватизации объектов химического комплекса (апрель 1994 г.), организаций геологоразведки (май 1994 г.), издательств, предприятий полиграфии и оптовой книжной торговли (октябрь 1994 г.) содержали списки конкретных объектов по возможности и степени приватизации. При этом указывалось на вероятность смены форм собственности по другим, не включенным в эти списки, предприятиям на общих основаниях.
По сравнению с документами второй половины 1992 г. они, как правило, не предусматривали создания новых управленческих структур или учреждения холдингов (за исключением холдинговой компании «Совтрансавто», в уставной капитал которой вошли контрольные пакеты акций предприятий международных автомобильных сообщений).
В то же время необходимо отметить, что далеко не все решения по особенностям приватизации и акционирования в тех или иных секторах экономики предусматривали фактическое создание смешанных компаний путем закрепления в государственной собственности пакетов акций приватизируемых предприятий соответствующих отраслей или использование специального права «золотой акции».
В отличие от ключевых отраслей экономики, особенности приватизации в других секторах хозяйства заключались лишь во внесении отдельных корректив непосредственно в технологию приватизации для решения микроэкономических и структурных проблем. Например, ограничение процедур по продаже акций предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции и агросервиса в целях преодоления их монополизма по составу участников только сельскохозяйственными товаропроизводителями, принятие новыми собственниками обязательств по поддержанию мобилизационной готовности предприятий автомобильного транспорта, име-
ющих соответствующие задания, внесение 25,5% акций предприятий по ремонту воздушных и морских судов в уставной капитал авиационных и судоходных компаний для устранения доминирующего положения отдельных субъектов хозяйствования на соответствующих рынках, создание холдинговых компаний в случае выделения из состава строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов технологически связанных с ними подразделений.
Приватизация определенных предприятий лесопромышленного комплекса происходила с учреждением холдинговых компаний с внесением в их уставной капитал всех акций этих предприятий, за исключением предназначенных для размещения среди их персонала. Государство же сохраняло за деятельностью холдингов только косвенный контроль посредством «золотой акции».
Процесс преобразования форм собственности сочетался в российской экономике с реорганизацией целых отраслей и изменением их организац ионно-управленческих структур. Убедительным примером этого является связь. Начало реструктуризации отрасли было положено постановлением Правительства РФ от 22.12.1992 № 1003.
Этот правовой документ предусматривал выделение из состава государственных предприятий связи и информации и производственных объединений связи перед их приватизацией следующих служб:
- подразделений почтовой связи с образованием на их базе государственных учреждений Федеральной почтовой службы, не подлежащих приватизации;
- радиотелевизионных передающих центров, не подлежащих приватизации.
Другие виды деятельности были сосредоточены в региональных предприятиях связи и информатики, преобразованных в акционерные общества с закреплением контрольных пакетов акций в федеральной собственности.
В последующем эти пакеты были консолидированы в АО «Связьинвест» с закреплением 51% акций в федеральной собственности.
С принятием Федерального закона от 21.06.1997 № 123-Ф3 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» наступил новый этап приватизации, характерной особенностью которого являлись учет накопленного (в том числе и негативного) опыта приватизации и изменений, произошедших в экономике страны. Приватизация в большей степени стала ориентироваться на повышение эффективности производства в целом и
деятельности отдельных предприятий. Наметился отказ от массовой приватизации в пользу индивидуального подхода к продаже государственной собственности.
Безусловным преимуществом такого подхода является возможность осуществления предпродажного цикла мероприятий от анализа экономического состояния объекта до поиска потенциальных стратегических инвесторов; учета градостроительных, социальных, экономических последствий приватизации; обеспечения интересов национальной безопасности.
Последняя редакция Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» закрепила новые акценты в управлении государственной собственностью:
- впервые планирование приватизации сопрягается с планированием бюджета;
- в значительной степени расширен перечень способов приватизации в целях вовлечения в этот процесс максимального числа участников;
- наблюдается дифференцированный подход к определению цены государственного имущества, подлежащего продаже.
Для реализации положений этого Федерального закона предусмотрено принятие ряда нормативных актов, в частности, по конкретизации порядка определения нормативной цены продаваемого объекта, по порядку разработки и принятия приватизационных программ, по предприятиям, имеющим стратегическое значение для государства, по особенностям приватизации объектов культурного наследия и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
В результате приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации образовано более 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий составляет свыше 130 тыс. (более 60% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало приватизации).
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 43 тыс. государственных унитарных предприятий и учреждений (9 000 унитарных предприятий и 34 тыс. учреждений).
Российская Федерация является участником (акционером) примерно в 2 500 акционерных обществах, где ее доля превышает 25% уставного капитала (всего Российской Федерации участвует в 3 340 хозяйственных обществах и товариществах), представляющих базовые отрасли народного хозяйства. Кроме того, в более чем 500 акционер-
ных обществах используется специальное право «золотой акции»3.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.1995 № 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации»4 в федеральной собственности должны закрепляться только пакеты акций акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. Перечень таких акционерных обществ утвержден постановлением Правительства РФ от 17.07.1998 № 784 и включает более 600 обществ.5
В зависимости от степени участия государства (доли государства) в уставных капиталах акционерные общества характеризуются следующим образом:
- 100% (около 370 акционерных обществ);
- более 50% (около 450 акционерных обществ);
- от 25% до 50% (около 1500 акционерных обществ);
- менее 25% (около 800 акционерных обществ).
В реестре федеральной собственности числятся объекты недвижимости общей площадью 337 млн м2.
Анализ хода и развития российской приватизации позволяет сделать вывод о неоднозначности ее итогов.
С одной стороны (хотя и ценою многочисленной потерь и негативных последствий), была устранена монополия государственной собственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа. В остром противоборстве ветвей власти, хотя с опозданием и наличием общественных противоречий была разработана правовая основа перехода государственной собственности в негосударственную, заложен фундамент для формирования и развития фондового рынка.
Экономические показатели многих приватизированных предприятий опережают показатели хозяйственной деятельности государственных предприятий. Приватизация позволила создать объективные предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций.
С другой стороны, необходимо отметить и существенные просчеты в ходе проведения столь масштабной приватизации, осуществленной в кратчайшие исторические сроки.
Сделав ставку на приоритетную реализацию политического тезиса о необходимости осуществляемых преобразований, российская модель отодвинула на второй план проблему экономической эффективности приватизации применительно к конкретному предприятию.
Неоправданно широкие масштабы приобрела приватизация в оборонных отраслях промышленности на предприятиях, относящихся к естественным монополиям, «блестящие» результаты которой мы пожинаем и по сей день.
3 Аналитический материал к Всероссийскому совещанию «О системе управления государственным имуществом в Российской Федерации». - М., 2000. С. 3-7.
4 Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. № 20. Ст. 1776.
5 Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 1995 г. № 30. Ст. 3778.