Преобразование городской среды: опыт Московского региона (на примере города Дмитров)
А.А. Гончарик Волгоградский государственный технический университет
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы по устройству городской среды с точки зрения комплексного развития городских территорий. Сформированы принципы грамотного формирования пешеходных пространств благодаря сформированным пешеходным пространствам европейских городов. Обозначены пути развития городской среды города Дмитров Московской области, для привлекательности городской среды, улучшения состояния и эстетического восприятия территории.
Ключевые слова: Московская область, благоустройство, городская среда, пешеходная зона, планирование пешеходных пространств, общественные пространства, преобразование городской среды.
С 2014 года в городах Московского региона проводятся работы по созданию пешеходных пространств. Проблема существующих населенные пунктов в отсутствии перспективных поэтапных планов в создании пешеходных систем. Анализ градостроительных решений в центральных частях городов позволяет увидеть выполнения проектов на локальные участки, что влечет за собою невозможность дальнейшего развития пешеходных зон. Доступность центра невозможна без компромиссов, выраженных в смешивании видов движения пешеходных и транспортных потоков (Государственная программа Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2014-2018 годы).
Существенный недостаток в проектировании пешеходных систем в центрах городов — отсутствие перспективных планов поэтапного их создания — характерен и для средних городов. Планирование в настоящее время сводится к некоторым оперативным действиям — закрытию определенных улиц или площадей для транспортного движения. Некоторые отрывочные данные о величине транспортных потоков вблизи пешеходного пространства, интенсивности пешеходного движения, его направлений и т. п.
с трудом могут быть систематизированы и использованы при реализации последующих этапов.
Анализ ряда градостроительных решений в центральных частях городов позволяет сформулировать примерные установки при создании пешеходных систем в центре. В случае с пешеходными улицами, озеленение применяют для создания комфортных условий передвижения и отдыха, а также улучшения микроклиматических условий городской среды [1,2].
Другой же принцип построения знаменитых пешеходных пространств европейских городов состоит в том, что они привлекают каждый год туристов своим разнообразием и идеями по формированию развитой системы пешеходных зон.
Улица Дроттнинггатан (Стокгольм, Швеция) объединяет в себе мостовую, здание банка и магазин карнавальных аксессуаров в стиле модерн, пятизвездочный отель, старейшую аптеку, башню первого универмага в Стокгольме (1882 г.), магазины, рестораны и уличных музыкантов (рис.1). Она начинается в районе Норрмальм от моста Риксбрун и проходит на север до Обсерватории в районе Васастан [3].
Рис. 1. - Пешеходная улица Дроттнинггатан (Стокгольм, Швеция) Пешеходную зону на правом берегу реки Сены создает маршрут протяженностью 3,3 км - свободный от автомобильного транспорта, объединяя в себе зоны отдыха с шезлонгами и лежаками, зоны для велосипедистов и пеших прогулок жителей города и туристов (рис.2). На рис.2 показана красным цветом - ось пешеходной и велосипедной зоны,
Й Инженерный вестник Дона, №6 (2020) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n6y2020/6528
желтым - тоннель, синим - река. Она начинается от садов Тюильри и проходит по одному из самых живописных маршрутов Первого округа Парижа до района Бастилии [4].
Рис. 2. - Пешеходная зона на правом берегу реки Сены, 2016 год
(Париж, Франция). По опыту создания пешеходных зон европейских столиц можно выделить несколько принципов формирования пешеходных пространств:
■ рекреационный - обеспечение пешеходных маршрутов в зонах отдыха, на набережных, в парках, скверах;
■ туристический - обеспечение пешеходных связей между транспортными (ж/д вокзалы, автовокзалы, речные вокзалы) объектами и историческими объектами;
■ утилитарный - обеспечение повседневных пешеходных маршрутов между зоной жилой застройки и объектами досуга, транспортной инфраструктуры;
■
комбинированный - объединение всех трех принципов:
рекреационного, туристического и утилитарного.
В Московской области в городских центрах создаются пешеходные системы, которые охватывают территорию, находящуюся в границах пешеходной доступности и определяются размерами центра, которые обыкновенно даже меньше допустимых.
Московский Арбат стал примером для применения данного опыта в городах всей страны. Пространствам такого формата не хватает оригинальности и часто озеленения [5]. При сравнении пешеходных пространств выигрывает территория, имеющая элементы природной среды.
В парках и на пешеходных улицах, важной частью визуальной коммуникации является разработка дизайн - сценария пространства по принципу разнообразия с чередованием средовых «событий», который определяет алгоритм направления движения пешеходов, находящихся в этой среде, и может меняться в зависимости от погоды и времени года [6].
Дмитров — административный центр Дмитровского городского округа Московской области в 5 0 км от МКАД. Город основан в 115 4 году князем рием Долгоруким в заболоченной долине реки хрома на месте ранее существовавших здесь славянских поселений и назван в честь Всеволода Большое Гнездо (в крещении — Дмитрия, сына Юрия Долгорукого), родившегося в тот год. В 1960-е—1980-е годы город застроен многоквартирными домами в период бурного развития промышленных предприятий и приобрел основные черты современного облика.
Дмитров - город, богатый историческими достопримечательностями, которые с максимальным вниманием учитывались при принятии планировочных решений и выборе стилистики архитектурно-художественного оформления [7].
М Инженерный вестник Дона, №6 (2020) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n6y2020/6528
Существующее положение городской среды города Дмитрова характеризуется достаточно высоким уровнем комплексного благоустройства. Основной благоустроенной частью города является его центрально-историческое ядро и прилегающие территории. В перечень данных объектов и территорий входят, например, Дмитровский кремль, Советская площадь, Торговая площадь, ул. Загорская, ул. Кропоткинская. Советская площадь представляет собой центральную пешеходную зону, связанную с пешеходными зонами кремля, ул. Загорской (с объектами торговли), парковых территорий вокруг кремлевских валов, ул. Кропоткинской «рис.3». На рис.3 показаны: границы проектирования, пешеходные связи, велосипедные дорожки, туристические, торгово-пешеходные маршруты, функционально-планировочные узлы; также существующие объекты (речной порт, ж/д станция, объекты культурного наследия, храмы, административные здания, объекты торговли, парки/скверы, спортивные объекты, транзитная зона, пляж и объекты моментального искусства.
Рис. 3. - Существующие пешеходные пути в (г. Дмитров) В городе Дмитров запроектированы работы на территории общей площадью проектируемой системы пешеходных зон 214, 5 га. Линейная
протяженность системы пешеходных зон составила 2 5 км. При выполнении задуманных целей будут достигнуты четыре вышеуказанных принципа. На рис. 4 проработана каждая зона - у ж/д вокзала, автовокзала, исторического центра, храма, парка и водных объектов. На рис.4 показаны: первоочередные к благоустройству территории - проект торгово-пешеходной зоны ул. Профессиональная, проект зоны фестиваля цветников, центрально-историческое ядро, привокзальная зона и инженерный пруд; последующие фрагменты для создания природного ландшафтно-градостроительной системы [8] города Дмитров: проект набережной (прогулочная зона), проект внутриквартальной пешеходной зоны по ул. ропоткинская, краеведческий музей, территория, прилегающая к Борисоглебскому монастырю, проект внутриквартальной пешеходной зоны между улицами Загорской и Школьной, парк «Подлипичье».
Рис. 4. - Схема функционально-планировочных узлов, разделенная на
Изучая преобразования городской среды города Дмитров, можно отметить, что работы по широкомасштабной реконструкции, несомненно, скажутся на имидже города и Московского региона с точки зрения туристической привлекательности.
этапы (г. Дмитров)
По результатам Минстроя России, Московский регион на сегодняшний день является лидером по формированию комфортной городской среды.
По статистическим данным, в марте 2018 года на выборах Президента Российской Федерации на территории Российской Федерации состоялось и голосование жителей за рейтинговый выбор благоустройства общественных пространств в 754 муниципалитетах. Всего свои голоса отдали 16 миллионов россиян, 10% от числа проголосовавших россиян составили жители Московской области. На территории Московской области определены приоритетные общественные территории, которые будут реализованы в ближайшее время [9].
Состояние городской среды во многом предопределяет качество жизни, уровень экономического развития и возможности привлечения инвестиций в регион. Обеспечение граждан комфортными условиями проживания способствуют снижение миграции населения и благоприятному политическому климату [10,11].
В настоящее время муниципальные образования Подмосковья проводят огромную проектную работу для преобразования городской среды (парков, скверов, бульваров, пешеходных зон, набережных) по комбинированному принципу.
Литература
1. Воронова О.В. Ландшафтный дизайн: шаг за шагом. // М.: Эксмо, 2018. 304 с.
2. Miralles J.L., Garcia I et al., Updated method of aptitude to sustainable urban development for including green infrastructure, Int. J. Sus. Dev. Plann. Vol. 11, №. 6 (2016), pp. 970-979.
3. Знаменитые пешеходные зоны европейских столиц. -URL:.valitovkamen.ru.
4. Paris: La rive droite pietonne des 2016 et un nouveau tramway a l'horizon 2020. - URL: urbanews.fr
5. Гогина Е.Г. Благоустройство общественных пешеходных пространств // Инженерный вестник Дона, 2020, № 5. URL.: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n5y2020/6457
6. Доронина Н.В. Ландшафтный дизайн: выбор стиля. Планировка и подбор растений. Дизайнерские решения // М.: ЗАО «Фитон+ », 2006. 144 с.
7. Глушкова Г.В. Дмитров. История и достопримечательности / Вече. - 2017. 176 с.
8. Гончарик А.А. Природный потенциал в непрерывной коммуникации экологического равновесия (на примере Московского региона) // Социология города. 2018. № 4. С. 67—75.
9. Подмосковье - лидер в России по благоустройству и созданию комфортной городской среды. - URL: mosreg.ru/sobytiya/novosti/organy (дата обращения: 28.03.2018).
10. Романенко И.И., Романенко М.И. омфортная городская среда и ее влияние на социально-экономическое развитие региона // Инженерный вестник Дона, 2018, №3. URL.: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2018/5049
11. Зильберова И.Ю., Маилян В.Д., Петров К.С., Лебедь К.Г. Роль государства в повышении благоустройства городской среды. // Инженерный вестник Дона, 2020, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2020/6264
References
1. Voronova O.V. Landshaftnyj dizajn: shag za shagom [Landscaping: Step by Step]. M.: Eksmo, 2018. 304 p.
2. Miralles J.L., Garcia I et al., Int. J. Sus. Dev. Plann. Vol. 11, №. 6 (2016), pp. 970-979.
3. Znamenitye peshexodnye zony evropejskix stolicz [Famous pedestrian areas оf European capitals]. URL: valitovkamen.ru
4. Paris: La rive droite pietonne des 2016 et un nouveau tramway a l'horizon 2020. URL: urbanews.fr
5. Gogina E.G. Inzhenernyj vestnik Dona, 2020, № 5. URL.: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n5y2020/6457
6. Doronina N.V. Landshaftnyj dizajn: vy bor stilya. Planirovka i podbor rastenij. Dizajnerskie resheniya [Landscaping: the choice of style. Layout and selection of plants. Design solutions] M.: ZAO «Fiton+ », 2006. 144 p.
7. Glushkova G.V. Dmitrov. Istoriya i dostoprimechatelnosti [Dmitrov. History and attractions] Veche. 2017. 176 p.
8. Goncharik A.A. Urban Sociology, №. 4, pp. 67-75
9. Podmoskove - lider v Rossii po blagoustrojstvu i sozdaniyu komfortnoj gorodskoj sredy [Moscow region is a leader in Russia in the improvement and creation of a comfortable urban environment]. URL: mosreg.ru/sobytiya/novosti/organy (data obrashheniya: 28.03.2018).
10. Romanenko I.I., Romanenko M.I. Inzhenernyj vestnik Dona, 2018, № 3. URL.: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2018/5049
11. Zilberova I.Yu., Mailyan V.D., Petrov K.S., Lebed' K.G. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus), 2020, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2020/6264