Научная статья на тему 'БЛАГОУСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ'

БЛАГОУСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1216
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛИЦА / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ПЛАНИРОВКА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / БЛАГОУСТРОЙСТВО / STREET / RECONSTRUCTION / PLANNING / URBAN PLANNING / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гогина Е.Г.

Статья о развитии пешеходных пространств в городах. О методах предпроектных исследований и комплексном подходе к проектированию. О значении и роли пешеходных улиц в обогащении городского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PUBLIC PEDESTRIAN SPACES

This article presents the development of pedestrian spaces in cities. It is about the methods of pre-design studies and an integrated approach to design. It is about the meaning and role of pedestrian streets in the enrichment of urban space.

Текст научной работы на тему «БЛАГОУСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ»

Благоустройство общественных пешеходных пространств

Е.Г. Гогина

Национальный исследовательский Московский государственный строительный

университет

Аннотация: Статья о развитии пешеходных пространств в городах, о методах предпроектных исследований и комплексном подходе к проектированию, о значении и роли пешеходных улиц в обогащении городского пространства.

Ключевые слова: Улица, реконструкция, планировка, градостроительство, благоустройство.

К середине XX в. начинается процесс урбанизации городов, повышается количество автомобилей, в результате нарушаются сформированные на тот момент пешеходные связи. Развитие промышленного производства загрязняет воздушный бассейн города, автомобили приносят шум и выхлопные газы, что влечет за собой ухудшение состояния воздуха, почвы и воды. Все это сказывается на экологии города и здоровье людей.

На сегодняшний день, для передвижения в городском пространстве, существуют тротуары и специально выделенные пешеходные зоны, которые позволяют людям взаимодействовать с разными участками городской инфраструктуры. Если при создании пешеходных улиц продумывается и их насыщение, в особенности озеленение, то при рассмотрении тротуаров, мы можем заметить композиционно скудное мощение и недостаточное озеленение.

В последнее время, в городах создается во многом неблагоприятная экологическая обстановка для жизни человека. И поэтому зеленые насаждения имеют немаловажное значение в очищении городского воздуха от пыли и газов.

Разнообразные кроны деревьев, сочетание различных оттенков зеленого цвета листвы, зелень газонов и яркие краски цветов оживляют город и доставляют людям эстетическое наслаждение.

От функции городской среды зависит размещение различных видов насаждений. В случае с пешеходными улицами, озеленение применяют для создания комфортных условий передвижения и отдыха, а также улучшения микроклиматических условий [1]. Насаждения общего пользования внутри города должны быть размещены пропорционально плотности населения [2]. Зеленые насаждения на пешеходных улицах особенно эффектны, когда они подчеркивают композицию и украшают поверхности зданий.

Рост городов сопровождается пространственным и функциональным усложнением среды, изменяется их визуальный облик. Городская среда должна поддерживать определенный уровень наличия и качества коммуникативных средств. Архитектурно-дизайнерская среда, не имея достаточного количества различных визуальных ориентиров, ведет к ощущению дискомфорта и дезориентации у человека.

Система визуальных коммуникаций включает в себя разработку дизайн-сценария, определение визуальных связей в среде, светоцветовое оформление пространства, рекламу, благоустройство, средовое наполнение, суперграфику и др. [1, 3]. Кроме того, неотъемлемой частью визуальных коммуникаций является навигация, которая представлена различными указателями, информационными табличками и внедрением в среду колористических акцентов, с целью выделения точек притяжения внимания и направлений движения.

В городах, элементы визуальных коммуникаций применяются не повсеместно и не эффективно. В результате точечной застройки города прежние ориентиры теряются, что ведет к усложнению ориентации в пространстве.

На сегодняшний день, территории парков и пешеходных зон в городах нуждаются в применении системы визуальных коммуникаций, позволяющих сделать среду комфортной для жизнедеятельности.

Пешеходные зоны и парки объединяет общая рекреационная направленность, тесная связь с городской застройкой и транспортом, общедоступный характер [4, 5].

Зеленые насаждения и ландшафт сами по себе являются элементами визуальных коммуникаций, ориентирами и доминантами, как на уровне прилегающей территории, так и на уровне отдельных фрагментов среды, что позволяет облегчить поиск нужной локации.

В парках городов визуальные коммуникации в основном представлены инфографикой на указателях, информационных щитах и табличках. Но для обогащения архитектурно-пространственной среды необходимо также использовать цвет и свет, которые необходимо использовать для функционального зонирования и для указания направления движения. Также их необходимо активно использовать в мощении и для выделения средовых доминант, что позволит привлечь внимание и интерес жителей к зеленым местам общего пользования [6].

В архитектурно-пространственной среде улиц, помимо навигационных средств обеспечения визуальных коммуникаций, размещены различные рекламы, светоцветовое оформление и средовое наполнение, которые являются акцентами в пространстве (рис. 1).

На пешеходных частях улиц размещены фонари, фонтаны, озеленение, малые архитектурные формы и большое количество рекламы на фасадах. На данных территориях, на первых и вторых этажах зданий расположено большое количество магазинов и кафе, которые нуждаются в визуальной идентификации. Размещенная наружная реклама не учитывает особенности архитектуры фасадов, совершенно не вписывается и не взаимодействует с городской средой, создает визуальный и информационный хаос.

Т -о

:; л: ал ютри'еч» « ПС1 рши оо-м! со -

Саткгрииве таив1 ■ I тгсаилеинпадаю« [мыратп Ар 1 |лпя • мт гаг м-т

I 11 Г|.1.л..|р м-мОг -¡н

ЧЧЛ-Ч#Ш1Й 1р- /+Г ' н-зргЦ»И"

пр Ш'ЦИтЛМННР -П/да'р Я

Гпч(Г1 ■ ¥1 ''¡||-11"; ( |гнр|-И1 ьчг ч Л|Ч ¡и1*- Ы-'Ь.нп Пг'

Рис.1. - Авторская схема визуальных связей Для решения проблемы организации визуальных коммуникаций на пешеходных улицах городов можно использовать цветовые акценты в виде объемных объектов, например, малых архитектурных форм.

Суперграфика на покрытиях пешеходных маршрутов улиц позволит по-новому организовать пространство и придаст ему новое смысловое содержание, кроме того, объекты станут визуальными ориентирами для жителей и гостей улиц, пример чего можно увидеть на рисунке 2.

Рис.2. - Существующее состояние (а) и авторское предложение (б) по применению цвета и малых архитектурных форм для создания визуальных

коммуникаций

В парках и на пешеходных улицах, важной частью визуальной коммуникации является разработка дизайн - сценария пространства по принципу разнообразия с чередованием средовых "событий", который определяет алгоритм направления движения пешеходов, находящихся в этой

среде, и может меняться в зависимости от погоды и времени года [7, 8]. Так, например, для перемещения в дождливую погоду можно использовать крытые архитектурные формы, которые в ясную погоду не будут частью дизайн-сценария.

С целью комфортности визуального восприятия, в пешеходной части улиц необходимо ввести цвет, который может появляться как акцент в малых архитектурных формах, инфографике в мощении, которое будет "приглашать" и нести идею пробуждения интереса к социально-культурным процессам на данной территории (рис.3).

Рис. 3. - Существующее состояние (а) и авторское предложение (б) по

применению цвета в мощении для создания визуальных коммуникаций Озеленение на территориях парков и пешеходных улиц также можно использовать как средство визуальных коммуникаций. Можно использовать контейнерное мобильное озеленение из растений, подходящих для высадки в данном природно-климатическом районе, которое позволит менять дизайн-сценарии, изменять облик пространства и его функции, в зависимости от размещения мобильных контейнеров на местности и их светоцветового оформления [9].

Дизайн-сценарии должны быть проработаны для конкретных социально-культурных процессов. Помимо существующих путей перемещения, могут появиться особые маршруты для детей или для людей с

ограниченными возможностями здоровья, а также познавательные маршруты и маршруты для тематических праздников.

На сегодняшний день, существующая система визуальных коммуникаций городов не обеспечивает в полной мере комфортную информационную среду, человеку по-прежнему требуется больше времени на поиск нужной локации, чем если бы система была более слаженной и понятной.

На территории пешеходной части улиц, есть возможность применения различных средств визуальных коммуникаций и проведения благоустройства, при помощи использования в среде малых архитектурных форм, светоцветового моделирования и др., в результате чего, среда станет информационно полноценной и визуально комфортной.

Основной особенностью пешеходных зон является то, что территория предназначена исключительно для людей. Появления в Москве улицы Арбат стало примером создания пешеходных улиц по всей стране. Пространствам такого типа, не смотря на соразмерность человеку, не хватает оригинальности, пластики средового наполнения и озеленения. Если сравнить несколько пешеходных улиц, то комфортнее будет та, в которой расположено большее количество и качество ландшафтных преобразований (рис. 4).

Рис. 4. - Пешеходные улицы: Вайнера в г. Екатеринбурге,

Ленинградская в г. Самара, Адмирала Фокина во Владивостоке

На озеленение пешеходных зон влияет всё транспортно-планировочное решение, ширина участка, интенсивность движения пешеходов, вид прилегающей застройки, а архитектурно-ландшафтная среда такого рода улиц резко отличается от обычной. «Неторопливое» восприятие предусматривает последовательность зрительных впечатлений, чему способствуют элементы, соразмерные человеку (уличная мебель, освещение, контейнерное озеленение). В результате, формируется индивидуальная логически выстроенная пешеходная система пространств, обеспечивающая комфорт, безопасность, экологическую устойчивость и эстетическую привлекательность городской среды [10, 11].

Для преображения территорий можно использовать вертикальное озеленение, например, зеленые стены, которые могут не только монтироваться к зданиям, но и быть самостоятельными элементами, при этом используются местные растения, подходящие для высадки в таких конструкциях [12]. Также можно использовать вертикальное озеленение с вьющимися растениями, которые плавно будут переходить с газона на фасад, а затем и на крышу, и частичное озеленение крыш.

Для тротуарных зон хорошим решением являются длинные продольные озелененные полосы, покрытые водонепроницаемыми материалами и служащие для сбора дождевого стока. Выбор типа озеленения зависит от ширины тротуара, архитектурных требований, расположения улиц по сторонам света и климатических условий.

Пространство пешеходных зон городов позволяет использовать малые архитектурные формы утилитарного массового назначения, и формы, несущие декоративную нагрузку, с использованием озеленения (рис. 5). Кроме того, в пространстве пешеходных зон и мест пешеходных маршрутов можно применить различные виды вазонов и пергол. Для улучшения эстетической составляющей городской среды, рекомендуется внедрение в

среду модульных композиций из цветочниц и скамей, которые с одной стороны улучшат визуальное восприятие улиц, а с другой увеличит количество озеленения в городе, без ущерба для визуального обзора это можно сделать способом использования стриженных растений, а также озеленить фасады улиц, создав среду с яркой зеленью посадок. Солнечная сторона улиц будет комфортной для груш и абрикосов, а теневая - для липы, катальпы, шелковицы [10].

Рис. 5. - Аналоги малых архитектурных форм с озеленением в

городской среде

Пешеходная часть улиц, позволяют использовать современные методы благоустройства и озеленения, таким образом, мы получим эстетически привлекательную среду, улучшим экологическое состояние города и решим проблему озеленения пешеходных зон. В целом, организовывая озеленение пешеходных пространств, мы создаем комфортную среду, которая положительно влияет как на людей, так и на общее состояние экологии планеты.

Литература

1. Воронова О.В. Ландшафтный дизайн: шаг за шагом. // М.: Эксмо, 2018. 304 ^

2. Жиру, Ф. Ландшафтный дизайн. // М.: Вильямс И. Д., 2018. 304 ^

3. Зильберова И.Ю., Маилян В.Д., Петров К.С., Лебедь К.Г. Роль государства в повышении благоустройства городской среды. // Инженерный вестник Дона, 2020, № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N1y2020/6264

4. Вагнер Е.А. Место вело-пешеходных пространств в системе мобильности населения крупной агломерации. // Журнал Градостроительство. ЦНИИП градостроительства РААСН. Москва, 2017. № 3 (25). 179 с.

5. Гиря Л.В., Хоренков С.В., Головатенко Е.С., Черкезия Д.Г. Формирование современной городской среды путем реконструкции придомовых территорий многовартирных домов. // Инженерный вестник Дона, 2019, № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2019/5792

6. Колясников В. А. Теория градостроительства: современные направления и концепции // Екатеринбург: Архитектон, 2017. 322 с.

7. Доронина Н. В. Ландшафтный дизайн: Выбор стиля. Планировка и подбор растений. Дизайнерские решения // М.: ЗАО «Фитон+», 2006. 144 с.

8. Fang Wang, Ruoping Zhang, Shisheng Dong, Lei Liang, 2011. Urban Planning and Design of Pedestrian Space from Perspectives of Fitness. Procedia Engineering, 21, pp. 363-367.

9. Зуева И. Л. Краткий курс лекций по дисциплине "Основы ландшафтного проектирования" учебное пособие. Минобрнауки России, Федеральное госбюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Ухтинский гос. технический ун-т" (УГТУ) // Ухта: УГТУ, 2018. 226 с.

10. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды // СПб.: Полиграфист, 2018. 295 c.

11. Ken Hidaka, Keiichiro Hayakawa, Tomoki Nishi, Tomotaka Usui, Toshiyuki Yamamoto, 2019. Generating pedestrian walking behavior considering

detour and pause in the path under space-time constraints. Transportation Research Part C: Emerging Technologies, 108, pp. 115-129.

12. Мазаник А.В. Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: Учебное пособие. // М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2018. 320 c.

13. Белов М.И. Дизайн пешеходной улицы (Принципы организации предметно-пространственной среды): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06. М., 2018. 144 с.

14. Завадская Л.В. Вертикальное озеленение. // М.: Изд. Дом МСП, 2015. 128 c.

15. Ивахова Л.И. Современный ландшафтный дизайн. // М.: Аделант, 2019. 384 с.

16. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн: учеб. пособие. // СПб: Любавич, 2018. 317 с.

References

1. Voronova O.V. Landshaftny'j dizajn: shag za shagom. [Landscaping: Step by Step]. M.: E'ksmo, 2018. 304 p.

2. Zhiru, F. Landshaftny'j dizajn. [Landscaping]. M.: Vil'yams I.D., 2018. 304 p.

3. Zirberova I.Yu., Mailyan V.D., Petrov K.S., Lebed' K.G. Inzenernyj vestnik Dona, 2020, № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N1y2020/6264

4. Vagner E.A. Gradostroitel'stvo. CzNIIP gradostroitel'stva RAASN. Moskva, 2017. № 3 (25). 179 p.

5. Girya L.V., Xorenkov S.V., Golovatenko E.S., Cherkeziya D.G. Inzenernyj vestnik Dona, 2019, № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2019/5792

6. Kolyasnikov V.A. Teoriya gradostroitel'stva: sovremenny'e napravleniya i koncepcii. [The theory of urban planning: modern directions and concepts]. Ekaterinburg: Arxitekton, 2017. 322 p.

7. Doronina N. V. Landshaftny'j dizajn: Vy'bor stilya. Planirovka i podbor rastenij. Dizajnerskie resheniya. [Landscaping: Choosing a Style. Layout and selection of plants. Design decisions]. M.: ZAO «Fiton+», 2006. 144 p.

8. Fang Wang, Ruoping Zhang, Shisheng Dong, Lei Liang, 2011. Urban Planning and Design of Pedestrian Space from Perspectives of Fitness. Procedia Engineering, 21, pp. 363-367.

9. Zueva I. L. Kratkij kurs lekcij po discipline "Osnovy' landshaftnogo proektirovaniya" uchebnoe posobie. Minobrnauki Rossii, Federal'noe gos. byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vy'ssh. prof. obrazovaniya "Uxtinskij gos. texnicheskij un-t" (UGTU). [Short course of lectures on the subject "Fundamentals of landscape design"]. Uxta: UGTU, 2018. 226 p.

10. Nefedov V.A. Landshaftny'j dizajn i ustojchivost' sredy'. [Landscaping and sustainability]. SPb.: Poligrafist, 2018. 295 p.

11. Ken Hidaka, Keiichiro Hayakawa, Tomoki Nishi, Tomotaka Usui, Toshiyuki Yamamoto, 2019. Generating pedestrian walking behavior considering detour and pause in the path under space-time constraints. Transportation Research Part C: Emerging Technologies, 108, pp. 115-129.

12. Mazanik A.V. Arxitekturno-landshaftny'j dizajn: teoriya i praktika: Uchebnoe posobie. [Architectural and landscape design: theory and practice]. M.: Forum, NICz INFRA-M, 2018. 320 p.

13. Belov M.I. Dizajn peshexodnoj ulicy (Principy' organizacii predmetno-prostranstvennoj sredy'): avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya: 17.00.06. [Design of a pedestrian street (Principles of the organization of the subject-spatial environment)]. M., 2018. 144 p.

14. Zavadskaya L.V. Vertikal'noe ozelenenie. [Vertical gardening]. M.: Izd. Dom MSP, 2015. 128 p.

15. Ivaxova L.I. Sovremenny'j landshaftny'j dizajn. [Modern landscape design]. M.: Adelant, 2019. 384 p.

16. Nefedov V.A. Gorodskoj landshaftnyj dizajn: ucheb. posobie. [Urban landscape design]. SPb: Lyubavich, 2018. 317 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.