КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 166-170.
УДК 903.2 И. В. Шмидт
ПРЕНАТАЛЬНЫЕ РИТМЫ В КАЛЕНДАРНЫХ ЗАПИСЯХ ПАЛЕОЛИТА
Исследуется тема пренатальной символики в палеоискусствоведении, до сих пор находящаяся в стадии ожесточенных дискуссий. Описываются методы анализа так называемых знаковых текстов палеолита, выстроенных на сочетании каверн, насечек, штрихов. При помощи данных методов осуществляется прочтение знаковой записи Черноозерского кинжала в контексте пренатальной тематики. Результаты данной процедуры, по мнению автора, отчетливо выявляют ключевые рубежи пренатального развития человека, зафиксированные в знаковом поле данного предмета. Отмечается, что в записи просматривается присутствие пренатальной ритмики не только человека современного вида, но и его ближайшего родственника - неандертальца. Датировка кинжала не позволяет мысли о том, что эти два вида могли встречаться, но не исключено, что культура хранила информацию о подобных встречах и определенным образом рефлексировала их последствия.
Ключевые слова: палеолитическое искусство, семиотика палеолитического текста, культура палеолита.
Соскребите пестрый слой культуры - и вы обнаружите структурные и функциональные закономерности социальной организации. Счистите их в свою очередь, и увидите внизу психологические факторы - «основные потребности» или что-то в этом духе, - которые их поддерживают и обеспечивают. Снимите психологические факторы, и вот перед вами биологические основы - анатомические, физиологические, неврологические - всего здания человеческой жизни.
К. Гирц. Интерпретация куьтур
О важной социокультурной роли женщины в эпоху палеолита написано достаточно, чтобы с этим было невозможно спорить. Актуальность феминых образов для палеолитических мастеров различными исследователями объясняется по-разному, но в основе любого рассуждения заметна опора на тезис о безусловной, наглядной, физиологической связи женщины с актом рождения жизни и её поддержанием. Во многом именно физиологический фактор жизни человека и коллектива формирует «тело» культуры, задает специфику её сигнификативной активности. Предлагаемый к анализу процесс - рождение жизни - чрезвычайно продолжителен во времени, интересен для наблюдений и обязателен к фиксации, что подтверждено содержанием многих текстов палеолита. Условно они могут быть разделены на две группы: образно-символическую (художественно переданные образы) и знаковую (записи, построенные из сочетания каверн, насечек и прочих простейших элементов, совокупное количество которых «намекает» на специфику содержания текста).
Анализ образно-символической группы текстов по данной теме сопровождается бесконечными дискуссиями, которые не только подпитываются особенностью восприятия изотекста, но и обусловлены привлекаемыми к их анализу методами. К определенно интересным для нас результатам мы можем отнести следующие, отчасти обобщенные в труде американского исследователя Лероя Мак Дермотта [2]. Появление изображений беременных женщин было своеобразным адоптивным ответом (либо коллектива, либо самой женщины) на изменение состояния женско-
© И.В. Шмидт, 2013
го тела. Начало анатомических изменений тела в момент наступления беременности запускало работу специфических культурных механизмов - менялась диета, гигиена тела, режим активности женщины. Все эти мероприятия были направлены на повышение удобств существования женщины и вы-нашиваемости потомства, психологической подготовки к переменам в её жизни.
Символическое осознание специфических изменений женского тела, безусловно, было необходимо культуре. Но насколько глубоки были эти коллективные и индивидуальные волнения, мы вряд ли имеем возможность уверенно рассуждать с опорой на символ. Интерпретация символа - неблагодарное занятие [1, с. 23-40]. Для доказательности глубины интереса к данной проблеме более удобным кажется привлечение текстов иного, знакового характера, воспринимаемых менее эмоционально и обещающих меньше вариаций в прочтении. К ним относят знаковые записи на поверхностях пластин и плиток, кости и роге. К настоящему моменту они являются объектами исследований па-леокалендаристов и палеоастрономов.
Отечественные исследователи -Б.А. Фролов и В.Е. Ларичев - часто работают с глобальными астро-календарными циклами, упоминая о присутствии в календарных записях палеолита и тех, что связаны с отслеживанием беременности человека и различных животных. Но чаще ими отмечаемы лишь количества суток, необходимые для процесса вынашивания плода [3, с. 7779; 4, с. 90-91, 117; 5-9]. Согласно методическим установкам естественнонаучного направления исследований древних изотекстов, к которому мы относим вышеназванных исследователей, процедура «прочтения» может быть признана состоявшейся, когда исследователь находит возможность объяснить синтактические особенности построения знакового «монолита» [10]. Общее, «подходящее» или же «удобное» для какой-либо темы количество знаков не может рассматриваться как окончательный аргумент в доказательной поддержке гипотезы. Если исследователь встретился с текстом, содержание которого связано с информацией о беременности женщины, он должен убедительно продемонстрировать совместимость ритмики пренатального развития человека с ритмами, зафиксированными в «оформлении» древнего предмета. Провести своего рода накладку, при которой ключевые моменты биоритмов и знаковых ритмов изотекста совпадут.
Для реализации данного проекта необходимо обладать следующей информацией: представлениями о пренатальной ритмике развития человека и синтактически яркой знаковой записью календарного характера, датируемой палеолитом.
Начнем с тезисного ознакомления с основными этапами пренатального развития человека.
Известны следующие сроки беременности человека: короткий - 9 лунных месяцев (по 29-29,5 дней) = 266 дней; средний - 9,4 лун. мес. = 277 дней; длинный - 9,7 лун. мес. = 286 дней; максимальный - 11 лун. мес. = 320-324 дня [11, в. 8]. Согласно современным клиническим наблюдениям, беременность длится 40 недель = 280 солнечных суток = 9,5-10 лунных, или же акушерских, месяцев [12, с. 468]. Данный лунносолнечный «монолит» разделен на определенные этапы созревания плода. О степени зрелости судят не только по результатам ультразвукового обследования, но и по симптоматике поведения эмбриона. Первые симптомы изменения состояния женщины обычно появляются к шестой-седьмой неделе беременности (1,6 месяца): приходит понимание причин несостоявшихся регул, меняется вкусовое восприятие, обостряется обоняние, возможны токсикозные проявления. На четвертом месяце скрытое становится явным - начинается «рост живота». К 17 - 20-й неделе (4,7-5 месяцев) живот может принять характерную форму. По ней во многих культурах (с учетом симптоматического контекста) судят о том, кто появится на свет - мальчик или девочка. В это же время мать замечает первые шевеления плода - начало коммуникативного процесса между ребенком и внешним миром. С 24 -25-й недели (6 месяцев) эмбрион проявляет эмоциональные реакции на внешние раздражители. К 32-й неделе (7,6 месяца) заканчивается формирование тела ребенка, преждевременные роды могут завершиться удачно. Все остальное время, до 40-й недели, идет внутриутробное «вызревание» организма ребенка (отработка его функций). Это выражается в активном прибавлении веса, размеров и начале «болезненных» взаимоотношений в рамках пренатальной общности. Внутриутробное пространство становится недостаточным для продолжения физиологического развития ребенка, у него возникает недовольство дискомфортом, на который он адекватно реагирует, а организм матери готовится к его «изгнанию» - идет расширение тазовых костей, заметно увеличивается объем груди, женщина психологически настроена на роды [11, в. 9-10].
После того как мы получили представления о наиболее ярких периодах беременности, проведем их идентификацию в знаковой реальности календарной записи. Если беременность в эпоху палеолита отслеживалась, на что намекают «художественные тексты», то основные ее этапы должны быть зафиксированы и в знаковых «документах». Для проверки гипотезы выберем многознаковый текст черноозерского кинжала.
Это интересный предмет, и сюжетно, и методически удобный для раскрытия рассматриваемой темы, ему уже посвящены отдельные исследования (рис.) [13-15]. Остановимся на пренатальной гармонии, которую удалось зафиксировать в его знаковом оформлении. Математическое воспроизведение полного (с учетом восстановленного участка) кавернового текста может быть представлено следующим образом: 49 ^ (39 + 6)1 ^ 46 ^ «(40 + 6)» ^ 39 = 225 знаков. Если один знак принять за синодические сутки (лунная ритмика много ближе к нашей теме, чем солнечная), то получим 7,6 синодических лунных месяцев. Знаковая полнота текста внушает некоторые надежды на подтверждение рассматриваемой в данной работе гипотезы - она совпадает с продолжительностью внутриутробного физиологического формирования ребенка. Но, согласно условиям исследования, данное обстоятельство само по себе еще ни о чем не говорит, в тексте необходимо присутствие ключевых ритмов развития плода. Полученные нами количества суток соотнесем с основными периодами развития беременности:
49 знаков (первая группа знаков в записи; участок жемчужной нити до группы ромбов) = 7 нед. « 1,6 син. лун. мес. - первые признаки внутренних изменений;
49 + (39 + 6) + 46 (три синтактически ярких участка записи - отрезок жемчужной нити, группа ромбов и отрезок жемчужной нити) = 140 сут. = 20 нед. « 4,7 син. лун. мес. - «скрытое становится явным», начинается коммуникативный процесс и, что очень важно, с этого времени можно делать предположения относительно пола ребенка (чему в определенных ситуациях и культурах уделялось особое внимание);
49 + (39 + 6) + 46 + «(40 + 6)» (четыре участка записи, три реально представленных, и последний - реконструированная группа ромбов) = 186 сут. = 26,5 нед. « 6,3 син. лун. мес. - появление реакции на внешние раздражители, «пробуждение сознания» ребенка, период активной коммуникации;
49 + (39 + 6) + 46 + «(40 + 6)» + 39 (завершен проход по записи: участок жемчужной нити, группа ромбов, участок жемчужной нити, реконструкция, участок жемчужной нити) = 225 сут. « 7, 6 син. лун. мес. О важности этого срока уже сказано - закончено внутриутробное физиологическое формирование человека.
Для того чтобы продолжить наблюдение по записи, необходимо изменить направление счисления, т. е. двигаться в обратную сторону. Зигзагообразная траектория считывания текстов зарекомендовала себя не только в работе с палеокалендарями, о ней упоминают и лингвисты-дешифровщики древних текстов [10, р. 29; 16, с. 167]: 225 + 38 (два раза считывать один и тот же знак не стоит, поэтому вместо 39 при продолжении счисления мы получим 38, что особой
значимости в нашем случае не имеет) = 263 сут. = 8,9 » 9 син. лун. мес. - окончание «короткой» беременности. Это говорит о том, что далее расположен самый «ответственный» эпизод текста, содержание которого связано с различными режимами родов. Предложенный вариант реконструкции (недостающей зоны «ромбов», как мы считаем, стилистически аналогичной сохранившемуся участку) математически выражен следующим образом: 12 1 ^ 11 (12) ^ 1 ^
14 и 6 факультативных знаков. Включение этих блоков (ромбов с соединительными единичными знаками) в общий знаковый текст дает следующие количества:
263 + 12= 275 сут.;
275 + (1 ^ 11 (12)) = 287-288 сут.;
288 + (1 ^ 14 ) = 303 сут.;
303 + 6 = 309 сут.
Исключительная важность данного отрезка записи заставляет сожалеть о том, что работа велась по реконструкции, в его пределах завершалось счисление пренатального развития человека. Удивительно, насколько деликатно решалась данная проблема -ожидание финала, развязки продолжительного скрытого существования существа, которое имело потенциал стать «настоящим» человеком. От 275 до 309 дней могла длиться беременность в палеолите. Кто знаком с практикой данной темы, того вряд ли удивит отсутствие желаемой и часто необходимой точности в этом вопросе. Можно предположить, что её отсутствие и было тем фактором, который побуждал палеолитического человека к проведению наблюдений и систематизации собранного материала в тексты различных форматов - от художественно выраженных до сведенных в «знаковые справочники».
Первая теза нашего исследования - пре-натальность (её структурность и разные режимы окончания) как объект наблюдений в палеолите - подтверждается наличием характерной «разбросанности» показателей пренатального финала в иных палеотекстах. Например, 308 знаков составляет орнаментальная запись, включенная в известное ожерелье из мальтинского погребения, часть которого связана с ритмами рождения различных существ, и человека в том числе [17, с. 243]. Вторая теза - о знаковости данного диапазона - связана с максимальным «пренатальным пределом» зрелости человека современного вида, что и зафиксировано в черноозерской записи. Было бы достаточным обнаружение в записи усредненного, наиболее часто встречаемого в практике режима, для того чтобы признать задачу выполненной. То, что встречается редко, редко выходит на столь высокий уровень рефлексии, как знаковая запись. Поэтому, как нам кажется, к данному факту необходимо отнестись с большим вниманием. То, что для
пренатальной ритимики человека современного типа является «пределом», для ритмики того же плана, но в среде нашего ближайшего родственника, неандертальца, является нормой [18, с. 133]. Учитывая тесные контакты между ними, нельзя исключать стремления к контролю за жизненной ритмикой своих партнеров или противников.
Сложно предположить прагматическое восприятие данного текста. Уже звучала мысль об использовании этого предмета в контексте родовой обрядности [19; 20]. Не отрицая ранее сказанного, учитывая существующую неуверенность в датировке изделия, некоторую редукцию мальтинской орнаментальной традиции в Черноозерье II (что можно принять как стилистическую эволюцию), поразительную семантическую ясность записи, что не характерно для более ранних периодов верхнего палеолита (периода Мальты), предположим относительно данной конкретной записи начало перевода её из разряда «иератических» текстов в группу «демотических», понятных широкому кругу «читателей». Оставалось совсем немного до преобразования её и ей подобных текстов в орнаменты, которые сегодня этнографы фиксируют на рушниках, кокошниках, прялках.
Возвращаясь к теме сообщения, конкретизируем выводы относительно пренатальной информации в календарных записях палеолита:
она в них объективно представлена и фиксируется на уровне не только общих количеств, но и более дробных величин пренатального развития человека;
это, в свою очередь, усиливает позиции исследователей, отстаивающих наличие пренатального подтекста в символических изображениях палеолита;
динамика изложения информации, ясность и актуальность данных текстов в палеолите - свидетельство большого внимания со стороны культуры к биологическим проявлениям (и их вариациям) внутри себя. Вполне вероятно, что на определенном этапе развития перед современным человеком встала необходимость рефлексии (контроля) био-идентичности вида на первичном уровне знакового проявления - физиологическом, что, возможно, связано со спецификой контактов с его ближайшим «соседом» неандертальцем;
черноозерская запись не является непосредственным отображением данных контактов, как и оперативных пренатальных наблюдений - это уже модифицированное изложение, во многом упрощенное и эстетически поданое.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 В скобках выражена необходимость считывания знаков не только ромбовидных фрагментов, но и, вероятно, синтактически связанных с ними
крестовидных изображений. Если вести считывание только основных элементов жемчужной нити, получим не менее красноречивые результаты: 213 суток ^ 7,2-7,3 син. лун. мес. При дальнейшем считывании знаков (после поворота записи) текст заканчивается (граница ромбов) на количестве в 291 сутки, что соответствует максимальному сроку беременности нашей современности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гирц К. Интерпретация культур. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 560 с.
[2] McDermott L. Self-Representation in Upper Paleolithic Female Figurines // Current Anthropology. Vol. 37. 1996. № 2. Р. 227-275.
[3] Фролов Б. А. О чём рассказала сибирская мадонна. М. : Знание, 1981. 112 с.
[4] Фролов Б. А. Первобытная графика Европы. М. : Наука, 1992. 200 с.
[5] Ларичев В. Е. Лунно-солнечная календарная система мальтинской культуры: Ожерелье с подвесками. Препр. Новосибирск : СО АН СССР, 1984. С. 3-61.
[6] Ларичев В. Е. Лунно-солнечная календарная
система мальтинской культуры: Лунно-
солнечный «идол». Препр. Новосибирск : СО АН СССР, 1984. С. 3-50.
[7] Ларичев В. Е. Скульптурное изображение женщины и лунно-солнечный календарь поселения Малая Сыя (семантика образа и реконструкция способа счисления времени на раннем этапе верхнего палеолита Сибири) // Изв. СО АН СССР. Сер. «Ист., филол. и филос.». 1984. № 3. Вып. 1. С. 20-31.
[8] Ларичев В. Е. Матерь Мира (календарь беременности женщины древнекаменного века Сибири и семантика скульптур палеолитических Венер) // Изв. СО рАн. Сер. «Ист., филол. и филос.». 1992. Вып. 3. С. 48-56.
[9] Ларичев В. Е. Мальтинский жезл и знаковая запись многолетнего счисления времени по Луне и Солнцу (к проблеме сакральных кален-
дарей древнекаменного века Сибири) // Современные проблемы Евразийского палеоли-товедения : матер. докл. Междунар. симп., по-свящ. 130-летию открытия палеолита в России (Иркутск, 1-9 августа 2001 г.). Новосибирск : Изд-во ИАЭт СО РАН, 2001. С. 205-210.
[10] Marshak A. The roots of civilization. N. Y. : Mc.Graw-Hill, 1972. 413 p.
[11] Vom 0 bis 1 Jahr... Leipzig: Venus-Verlag, 2004. 80 s.
[12] Большая медицинская энциклопедия : в 30 т. М. : Советская энциклопедия, 1982. Т. 19. 536 с.
[13] Шмидт И. В. Предварительное сообщение об информационных возможностях орнамента черноозерского кинжала // Шестые исторические чтения памяти М.П. Грязнова : матер. всерос. конф. Омск : Ом. гос. ун-т, 2004. С. 152-156.
[14] Шмидт И. В. Об информационном характере черноозерского орнамента (на примере анализа записей кинжала) // Изв. Ом. гос. ист.-крае-ведч. музея. Омск, 2005. Вып. 11. С. 98-105.
[15] Шмидт И. В. Особенности орнамента - свидетельство взаимоотношения культур (по материалам палеолитических стоянок Мальта и Черноозерье II) // Труды по археологии и этнографии ОГИК музея. Омск : ОГИК музей, 2006. С. 45-49.
[16] Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков. М. : КомКнига, 2007. 208 с.
[17] Ларичев В. Е. Звездные Боги. Новосибирск : НИЦ ОИГГМ СО РАН, 1999. 356 с.
[18] Хрисанфова Е. Н. Эколого-эндокринные аспекты неандертальской проблемы // Горизонты антропологии : труды междунар. науч. конф. памяти академика В.П. Алексеева. М. : Наука, 2003. С.132-137.
[19] Шмидт И. В. Пренатальная символика палеолита // Вопросы культурологии. 2007. № 12. С. 72-74.
[20] Шмидт И.В. Пренатальная символика палеолита (окончание) // Вопросы культурологии. 2008. № 4. С. 59-64.