Научная статья на тему '«Интертекстуальность» птицы в культуре палеолита (на примерах материалов Северной Азии)'

«Интертекстуальность» птицы в культуре палеолита (на примерах материалов Северной Азии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
817
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО СИМВОЛА / ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / CULTURE OF EVERYDAY LIFE IN PALEOLITHIC ERA / THE INTERPRETATION OF GRAPHIC SYMBOL / PALEOLITHIC ART

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шмидт И. В.

Освещается поиск стратегии интерпретации орнитоморфного символа палеолитической эпохи. Исследование построено на анализе североазиатского археологического материала с привлечением методической тактики интертекстуализма. Орнитоморфный символ рассматривается в качестве конструкта, порожденного особенностями взаимоотношений между человеком и птицей в контексте повседневности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шмидт И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intertextuality" the Birds in the Paleolithic Culture (the Examples of Materials in the North Asia)

The study is devoted to the search strategy of interpretation ornithomorphic character of the Paleolithic era. It is built on an analysis of the North Asian archaeological material involving methodical tactics intertextualism. Ornithomorphic character is seen as a construct that was generated by the peculiarities of the relationship between man and bird in the context of everyday life.

Текст научной работы на тему ««Интертекстуальность» птицы в культуре палеолита (на примерах материалов Северной Азии)»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 286-298.

УДК 903.2 И. В. Шмидт

«ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ» ПТИЦЫ

В КУЛЬТУРЕ ПАЛЕОЛИТА

(на примерах материалов Северной Азии)

Освещается поиск стратегии интерпретации орнитоморфного символа палеолитической эпохи. Исследование построено на анализе североазиатского археологического материала с привлечением методической тактики интертекстуализма. Орнитоморф-ный символ рассматривается в качестве конструкта, порожденного особенностями взаимоотношений между человеком и птицей в контексте повседневности.

Ключевые слова: культура повседневности палеолитической эпохи, интерпретация изобразительного символа, палеолитическое искусство.

Птица - одно из интереснейших существ, без которого сложно представить символосферу культуры. Уже в палеолите данный образ обозначил свое присутствие в пещерных композициях и мобильной пластике. Не одно поколение ученых пытается ответить на вопрос о его содержательности. Чаще всего интерпретация орнитообраза велась через анализ сверхъестественных способностей птицы, которых человек был лишен, к которым стремился приблизиться и приобщиться. Безусловно, они сыграли свою роль в формировании символа, но хотелось бы рассмотреть и те факторы, возможно, более «приземленные», которые также могли (и должны были) участвовать в процессе осимволизации орнитоморфа. С их следами часто встречается археолог, поэтому исследование «повседневного статуса» птицы нужно вести через анализ археологического материла, сопряженного с данной темой. Сразу отметим степень сложности подобной работы. Во-первых, тафономическая потеря тонкой кости орнитоморфов, как и соприродных ей материалов (перо, когти, скорлупа яиц), высока. Упоминания об их полуистлевших фрагментах появляются в отчетах экспедиции благодаря сознательности камеральных сотрудников; на полевых планиграфических картах находок они часто не обозначены. Во-вторых, археолога интересуют остатки именно культуры, а не представителей био- и зоотопов. Но судить о степени «культурности» тафономически неустойчивого материала не всегда оказывается возможным. Вызывающие «подозрение» экземпляры собираются для дополнительных исследований, заключения по ним звучат много позже. В-третьих, велика роль сопутствующих изучению памятника обстоятельств. Не везде работы осуществляются комплексной экспедицией, включающей специалистов-остеологов. Передача собранного остеоматериала в руки соответствующего профиля исследователям по возвращении из экспедиции нередко затягивается. Часто материал оказывается испорченным или исчезает в силу различных причин, уже попав в фонды музеев и институтов [1].

Тенденции обозначенной ситуации меняются медленно. Сообщения последних десятилетий об изделиях из кости палеоорнитофауны, как и о ее присутствии в собранном материале, приобрели регулярный характер, но презентации не всегда сопровождаются подробностями (кость какого именно вида птицы обнаружена, заметны ли следы термического и механического воздействия на нее, топоособенно-сти обнаружения и проч.), на основании которых возможна интерпре-

© И.В. Шмидт, 2012

тация и реконструкция роли птицы в повседневности человека.

Источники, цель и методический характер исследования. Очевидные источники по данной теме - изотексты палеолита - содержательно связаны с магией, мифологией и сакрального плана сюжетами. Не будем с этим спорить, в нашем исследовании они не будут играть заметной роли. Для нас интересны следы «профанного» контакта с птицей. В центр исследования поместим тексты1 второго плана (то, что нам известно о них из публикаций) - орудия, изделия из кости птицы и скорлупы яиц, материальные фрагменты деятельности палеочеловека, в той или иной мере связанные с птицей. Предложенный ис-точниковый маневр обеспечит условия для реконструкции искомого нами «поля повседневности», в котором птица могла раскрыть себя с неожиданных для интерпретатора сторон. В различных секторах данного поля: технологическом, тактическом, обрядово-ритуальном (он в равной мере с остальными перечисленными принадлежит повседневности, если речь идет об эпохе первобытности), попытаемся обнаружить птицу в качестве «текстов». Сопоставив их, выделим те, специфика отношений в которых между человеком и птицей оказала очевидное влияние на формирование семантики палеообраза.

Исходя из поставленной цели, особе-ностей источников и уже звучащей терминологии, необходимо отметить методический характер исследования. Постмодернистская традиция «межтекстовых пересечений» в рамках археологии и ее материала может быть воплощена, на мой взгляд, не иначе как методическая «метафора» или же слабовыраженная аналогия. Археологом-интерпретатором осознается необходимость комплексного подхода к проблеме и понимания контекста, в рамках которого рождается «сообщение». Но культурный и временной разрыв «цитат», природа «реплик», степень закрытости палеотекста для интерпретатора, который может лишь констатировать (и реже анализировать) палимпсестность исследуемого им текста, не позволяют организацию уверенной методической кальки. В данной работе заимствован тезаурус интертекстуализма (в некоторых случаях облегчающий выражение мысли) и разделяется убежденность в апликативности предмета исследования - символ как результат пересечения информационных потоков различных сфер культуры.

Обозначенные особенности исследования предупреждают получение универсальных выводов; предложение новых ва-

риантов видения изобразительного материала также весьма сомнительно. Но вероятность обнаружения общих тенденций в региональном варианте палеокультуры, берущих свои начала в сферах повседневности и формирующих восприятие птицы человеком, полагаю, достаточно высока.

Анализ материалов.

Особенности использования кости орнитоморфов. Разнообразные варианты нехудожественного включения птицы в культуру предлагают коллекции Западной Европы. Например, гравированная композиция из Торро удивляет специалистов не меньше, чем энциклопедически известная гравировка «плывущих оленей» на кости из Ложери-Бас. В самой композиции образ птицы не задействован. Кость птицы стала «полотном» многофигурной гравировки. Безусловно, мастер располагал достаточным их количеством, но было выбрано наименее удобное - величина в диаметре меньше сантиметра [2, s. 3132]. Кость орла с абстрактной знаковой композицией на поверхности, найденная в долине реки Шаранта, и кость птицы из Вильдшойхоле не отличаются сложностью сюжета, но также привлекают внимание малыми размерами [3, s. 51. Abb. 57; 4, s. 67. Abb. 8]. Возникает ощущение, что в палеолите для западноевропейских мас-теров-художников существовало специфическое испытание мастерства «мелкой костью», часто предоставляемой птицей.

Нельзя не вспомнить и о мельчайшем бисере, в большом количестве найденном на различных поселениях, и о флейтах-свирелях, звучавших уже в эпоху мустье, нередко выполненных из кости птицы [5, s. 19-20; 6, р. 474-476; 7, р. 50; 8, s. 137; 9, р. 147; 10; см. также: 11, с. 124, 127129]. Эстетико-практическое восприятие представителей орнитофауны было настолько развито, что в качестве украшений, амулетов, изделий, необходимых, возможно, в культовой практике, употреблялись и другие, соприродные кости материалы, например, когти и перья [12, р. 129; 13, s. 91; 14, р. 70; 15, р. 967].

Кость птицы находила себе применение и в различных сферах хозяйственной деятельности человека палеолита. Её использовали для создания мельчайших орудий труда - иголок и игольниц [16, s. 178-180; 17, р. 149. Fig. 122].

«Проникновение» пернатых в палеокультуру Северной Азии обладает определенной спецификой, пока исключающей проведение каких бы то ни было параллелей в западном направлении.

Остатки авифауны зафиксированы на большом количестве стоянок региона (табл.).

Орнитоморфные образы, остеологические материалы и изделия из кости птиц на палеолитических памятниках Северной Азии

Памятники Объекты Датировка памятника (если известна) Регион

Образы Украшения из кости и скорлупы; предметы «неутилитарного» назначения Индустрия Кость

Ст. Талицкого + 18 700±200 (Ю1\ 1907) Урал

Игнатиевская пещера + 10 400±465 (БОА1\ 2468) 13 335±192 (ІЕМЕ7 365) 14 240±150 (БОА1\ 2209)

Медвежья пещера белая куропатка

Каменное кольцо +

Ключевая пещера белая куропатка, тундряная куропатка, сорока, ворона,ласточка, орел, пустельга, кулик

Бурановская пещера тетерев-косач, глухарь, сорока, ворона, орел, пустельга, кулик, воробьиные

Смирновская пещера куропатка белая, куропатка тундряная, утка, гусь

Гребневая пещера «какой-то вид из семейства куриных», пустельга

Усть-Катавская II пещера тетерев-косач, пустельга, голубь, кулик

Пещера Кочкари I куропатка тундряная, куропатка белая, тетерев, глухарь, орел, ястреб, кулик

Орловский навес куропатка тундряная, куропатка белая,тетерев-косач, глухарь, сова, пустельга

Смеловская II пещера +

Денисова пещера: 9 слой 11 слой 7 слой привходо-вой площадки пронизки «представители открытых ландшафтов... луговых биотопов»: сибирский вьюрок, пуночка, рогатый жаворонок... Алтай

«тонкостенное колечко» из крупной кости; плоская бусина-колечко из скорлупы яйца страуса; пронизки?

«представители альпийской группы»: белая куропатка, алтайскй улар, клушица... 29 200 ± 360 (АА-35321) > 37 235 (СОАН 2504)

Продолжение табл.

Объекты

Памятники Образы Украшения из кости и скорлупы; предметы «неутилитарного» назначения Индустрия Кость Датировка памятника (если известна) Регион

Усть-Канская +

Малая Сыя композиционные, микробарельеф-ные изображения птиц 20370±340 (СОАН-1124) 33500±450 (СОАН-1286) 34420±360 (СОАН-1287) Кузнецкое Алатау

Мальта крупная водоплавающая птица; «хищная птица» -подвеска ожерелья; куропатка дикий гусь, чайка; + 14 680±100 (ГИН-9511) 16510±150 (7709-ГИН) 19600±300 (10931-ГИН) 21600±200 (7708-ГИН) 22900±240 (8888-ГИН) р. Ангара

Красный Яр белая куропатка

Усть-Кова «птица, сидящая на гнезде»? 23920±310 (КРИЛ-381) 28050±670 (СОАН-1875)

Федяево +

Иркутский госпиталь + 29700±500 (ГИН-4440)

Лиственка заостренная трубчатая косточка (?) белая куропатка 13200±110 (СОАН-5083) 16 300±600 (ГИН-6093)

Большая Слизнева +

Сабаниха белая куропатка 22 930±350 (ЛЕ-3611) 25 950±500 (ЛЕ-3747)

КокоревоI + 12940±270 (ЛЕ-540) 13300±50 (ГИН-91) р. Енисей

Кокорево II пронизки + 13330±100 (ГИН-90)

Кокорево III +

КокоревоIV + 15460±330 (ЛЕ-540)

Каштанка глухарь 21 800±2000 (ИГАН- 1049) 24 805±425 (СОАН-2853)

Афонтова гора I, II, V «подвески в виде птичек» пронизки (?) белая куропатка, тундровая куропатка, гусь гуменник, кречет, ворон, галка 12740±160 (7671-ГИН) 13950±80 (ГИН-7541)

Майнинская ст. + 11700±100 (ЛЕ-3019) 13 050±90 (ЛЕ 1101) 16540±170 (ЛЕ-2145)

Таштык +

Окончание табл.

Памятники Объекты Датировка памятника (если известна) Регион

Образы Украшения из кости и скорлупы; предметы «неутилитарного» назначения Индустрия Кость

Шестаково + 20800±450 (СОАН 3606) 22500±280 (СОАН 4177) р. Кия

Ачинская ст. куропатка р. Чулым

Хотык фрагмент флейты лебедь ? 28770±245 (СОАН-5082) 38200±2800 (АА-60267) Забайкалье

Подзвонкая подвески из скорлупы яиц страуса > 41200 (СОАН-6427) 22 675±265 (СОАН 3350) 38 900±3 300 (АА 26741)

Каменка А пронизки 30 220±270 (СОАН 3354) 31 060±530 (СОАН 3052) 35 845±695 (СОАН 2904) 40 500±3 800 (АА 26743)

Ага, 7 слой скорлупа яиц страуса

Дюктайская пещера + 12100±120 (ЛЕ 907) 13 110±90 (ЛЕ 908) р. Алдан

Большой Эльгахчан II птица породы ласточковых р. Омолон

Ушки I, слой VII утиные кости; + 14 300±200 (МАГ 550) 13 800±250 (ГИН 167) Камчатка

Устиновка I + (?) Приморье

Устиновка IV + (?)

Примечание. «+» указывает на наличие костей или изделий в материалах памятника, но без точного определения (видового, типологического или же функционального); «?» - сомнительное присутствие или неточное определение.

Естественная индустриальная логика, учитывающая тонкость и гибкость кости птицы, подсказывала направления поисков интересующих нас изделий. Но знакомство с материалами не подкрепило фактами тезис о присутствии индустриального интереса к ее кости. Нет логически предполагаемых игл, они чаще изготовлялись из рога и кости крупных животных, не заметна специфика сырья в производстве бисера. Ожидаемые формы изделий североазиатские мастера вытачивали из бивня, эмали зубов животных, их костей и даже камней. Не сохранились и подвески, украшения из когтей и перьев. Косвенное отношение к рассматриваемой теме может иметь краткое сооб-

щение М. М. Герасимова, упомянувшего

об обнаружении в глубине мальтинского жилища у стены черепа и костей крыльев какой-то крупной птицы: «видимо, древний человек голову и крылья ее сохранял с какой-то неизвестной нам целью» [18, с. 47]2. Это единственное замечание о необычном отношении к останкам птицы. Чуть лучше обстоит ситуация с изделиями из скорлупы яиц страуса, которые характеризуют облик культур эпохи камня в Прибайкалье и Забайкалье. Об этом будет сказано ниже. В силу различных причин, либо из-за невнимания археологов к данной проблеме, либо в связи с объективным отсутствием интереса у мастеров палеолита Сибири к кости птицы, рассуж-

дения по данной теме остаются краткими. Приведем наиболее известные из них.

Одно из первых относится к 1940-м гг. В ходе работ на стоянке Островская (ст. Талицкого) был найден обрезок кости птицы. Особенность его в том, что на сохранившемся сегменте заметны девять неглубоких поперечных нарезок [20, б. 12]. Следуя традиции объяснения подобных находок, можно предположить, что кость была использована для изготовления мелкого бисера или бусин-пронизок. Диаметр бусины в этом случае не превышал бы 7-8 мм. Сохранившиеся следы-царапины на поверхности костяного обрезка, вероятно, подсказывали мастеру порядок срезов и наглядно обозначали параметры запланированных бусин. Если со вниманием отнестись к сохранившемуся количеству знаковых элементов (надрезов), то нельзя исключать варианта, при котором данная кость не имела отношения к производству «палеобижутерии», а была связана с изотекстами календарного характера.

В середине 1970-х гг. состоялась следующая презентация во многом аналогичного материала, обнаруженного уже на берегах Енисея. В коллекции костяной индустрии поселения Кокорево II были выделены семь пронизок, «...изготовленных из тонких трубчатых костей, видимо птичьих...» [21, с. 10].

Среди предметов неутилитарного назначения забайкальского памятника Ка-менка-А указана группа «украшений», представленная девятью предметами -пронизками и их фрагментами, выполненными из костей птиц [22, с. 24; 23, с. 59].

На алтайском памятнике Денисова пещера собрана интересная коллекция изделий из обработанной кости птицы -традиционные бусины-пронизки цилиндрической формы с поперечными и кольцевыми нарезками дополнены тонкостенным колечком из трубчатой кости крупной птицы [24, с. 49-50; 25, с. 132, 174177; 26, с. 23].

Дальнейшее перечисление типологически идентичных находок не было бы продолжительным. Всё же избегая его, можно заключить, что подобный тип изделий, выполнявшийся из кости мелкой дичи: птицы и грызунов, был известен на территории Евразии в эпоху камня. Под вопросом остается семиотическая характеристика найденных предметов, для чего они были созданы и как использовались -неизвестно. Но для нас интересен другой аспект обнаруженных «микротекстов» -была ли в контексте данного творчества

важна природа сырья, из которого выполнены изделия? Использование исключительно кости птицы в этих целях констатировать невозможно.

Открытие последних лет с несколько иных, но по-прежнему неутилитарных позиций позволяет взглянуть на индустриальный потенциал кости орнитомор-фов. В ходе исследования специфически оформленного фрагмента кости птицы (возможно, лебедя), обнаруженного на забайкальском комплексе Хотык, была выявлена его идентичность «флейтам» европейского ориньяка [11].

Присутствие «музыки» заметно уже в мустьерских культурах. Флейты неандертальцев часто изготовлены из кости птицы. Неизвестно, существовало ли символическое осмысление данной взаимосвязи «музыка-птица», но человек современного физического облика, многое заимствовав, занялся поиском и развитием иных звуковых гармоний, и флейты из кости птицы растворились в большом количестве музыкальных инструментов («свистков», «треще-ток», «ударных», «щипковых»), выполненных из кости животного происхождения [27].

Если птица и была связана со сферой неутилитарного творчества культуры палеолита, представленной подвесками, музыкальными инструментами, то материальных подтверждений этому на территории Северной Азии осталось чрезвычайно мало, интерес к пернатому «поставщику» остеоматериала здесь едва заметен. Он берет свое начало в ранние времена позднего палеолита и поддерживается в указанной интенсивности на всем протяжении данного периода. Его нельзя назвать устойчивым, индустриально понятным, продиктованным утилитарными нуждами. Это придает некоторую «специфичность» образу птицы, вернее, костной его компоненте. От кости в некотором роде нельзя требовать иного. Костная составляющая любого существа в эпоху палеолита уже могла быть осмыслена человеком в качестве нетленной константы живого организма

- «вечной» его сути и, возможно, символического заместителя живого существа. Таким образом, некоторая часть птицы в малых количествах типологически специфичных изделий была представлена в повседневности палеочеловека. Контекст данного контакта установить сложно, но однозначно настораживает отсутствие в нем «сырьевого регламента» - кость птицы могла быть заменена на любую другую подходящего формата.

Сложно реконструировать значимость птицы не только относительно традиции

использования ее кости, но и других материалов, «автором» которых она являлась.

Использование скорлупы яиц. Специфика «кальцитового сырья» заключается в его естественной хрупкости. Под давлением времени и обстоятельств смогли устоять лишь небольших размеров и толстостенные экземпляры, выполненные из скорлупы страусовых яиц. Наиболее известен находками изделий из уникального материала памятник Подзвонкая (восток Кяхтин-ского района Бурятии, р. Тамир), относящийся к группе переходных от мустье к верхнему палеолиту. Здесь была собрана самая большая (в пределах России)3 из известных на сегодняшний день коллекция изделий из скорлупы страусового яйца. В основном это подвески или же их фрагменты. В 2002 г. коллекция пополнилась морфологически яркими, целыми изделиями, благодаря чему удалось представить не только форму палеолитических подвесок из скорлупы, но и технологию их получения [29, с. 159]. Поселенцы Подзвонкой отдавали предпочтение изделиям миндалевидных, каплевидных, листовидных контуров, округлым и округло-овальным, с мелкими, но чаще крупными отверстиями посередине. Внутренние и внешние края изделий дополнительно обрабатывались. Учитывая хрупкость материала, сложно представить их в качестве подвесок, наподобие известных нам, костяных или же каменных, несмотря на присутствие у большинства из них подходящих для этого дополнительных мелких отверстий.

В отличие от костяных подвесок, рассуждения о выполненных из скорлупы могут быть детальнее организованы - известен топографический контекст их обнаружения, особенности формы (включая технологическую специфику ее получения).

Начнем с формы изделий. Она редка, но не уникальна. Аналогию можно подобрать в материалах другого забайкальского памятника, близость которого поселению Подзвонкая уже отмечена [23, с. 125-126; 30, с. 44]. Один из фрагментов подвески с поселения Хотык по общим своим очертаниям удивительно похож на анализируемые изделия с Подзвонкой [30, с. 4445, рис. 22]. Заслуживает внимания

фрагмент каплевидной подвески, сохранившей заостренный кончик, и границы крупного округлого отверстия, ранее находившегося в центре. Остается неизвестным его материал - скорлупа или кость? Об обработанной скорлупе с памятника Хотык информации пока нет.

Идентичность форм предметов неутилитарного назначения с двух местонахож-

дений схожестью развития технического сознания их поселенцев объяснена быть не может. Речь идет о более тесных, «не индустриальных» контактах. Универсалии,

спровоцировавшие подобное знаково-

символическое единство в деталях своих, нам останутся неизвестны. Нечто глобальное, жизненно важное, всеобъясняющее (именно это лежит в основе любого символа) палеолитическим человеком могло быть воспринято как из природы - лист какого-нибудь дерева, произрастающего в указанных регионах, так и из сферы «сакральной» - специфика формы некоторых изделий может продолжить тему важности знаков женского пола в изобразительной культуре палеолита (сообщение В.И. Таша-ка, из личной переписки от 27.02.05).

Значимость сырья необычных изделий с Подзвонкой вряд ли может быть в настоящий момент верно оценена. Скорлупа страусовых яиц как поделочный материал была известна уже в эпоху ашеля [31, р. 29] и позднее востребована в различных сферах культуры. Простейшие плоские бусинки, на изготовление которых требовалось не так уж много времени и усилий, представлены и на нашей территории: в материалах памятников Алтая, Забайкалья и Прибайкалья - южных рубежах Северной Азии. В регионах, расположенных севернее, этот материал столь широко не известен. Странным кажется тот факт, что на упомянутых территориях обнаружена именно скорлупа яиц страуса, а не его останки. Можно было бы предположить «импортный» вариант его появления здесь, но, согласно заключению специалистов, этот регион в эпоху палеолита (возможно, и позже) входил в зону обитания азиатского страуса, являясь северной ее границей [32].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, страус и сопутствующие ему материалы не воспринимались экзотической ценностью на юге Сибири. Существовавшую же на поселении практику вторичной обработки нарушенных изделий и повторного введения их в употребление [29, с. 162], вероятно, стоит отнести на счет семантики формы, некогда актуальной в пределах обширного региона.

Безусловно, прагматика подобных изделий обусловлена их знаковостью. Выше прозвучали сомнения относительно их повседневного ношения - физического воздействия на хрупкий материал, сопричастный содержательности символа, очевидно, избегали, стремясь сохранить форму от повреждений. Это касается тех предметов, «массивность» пропорций которых достигает 3-4 см. Мелкие же буси-

ны, наподобие найденных в Денисовой пещере или на стоянке Красный Яр [24, с. 49-50; 33, с. 340], могли быть включены и в контекст повседневности. Форма их проста (в случае нарушения не подрабатывалась), специфической локализацией в пространстве стоянок они не обладают.

Именно топографический фактор обнаружения некоторых «подвесок» с Под-звонкой дополнительно обращает на них внимание.

Тезис о значимости топоконтекста в понимании символа разделяется многими исследователями, но не так часто можно встретить внимание к нему в отечественных археологических трудах. Относительно анализируемых изделий озвучена следующая контекстуальная особенность: «...треть из них найдена в зоне очагов» [30, с. 45]. Очаг и приочаговое пространство -символически емкие локации, на что неоднократно указывал автор раскопок

В.И. Ташак [34; 35]. Они воспринимались не просто бытовой зоной, но сферой, требовавшей к себе особого внимания и в полной мере его получавшей. Отношения с очагами выстраивались как с живыми существами, «жизненный путь» которых конечен и обрядово оформлен. Треть изделий из скорлупы тяготеет к данному пространству и, кажется, включена в его структуру в качестве символических элементов. Если учитывать каплевидность их форм, появляется ощущение присутствия определенного характера взаимосвязи между двумя «осимволизированными» субстанциями -огнем и водой. Но это впечатление иллюзорно (мало фактов в его поддержку) - две трети всех подвесок обнаружены вне очаговых пространств.

Таким образом, можно отметить лишь знаковость формы изделий из скорлупы со стоянки Подзвонкая. В материалах других стоянок «сложные» изделия из аналогичного материала редки, их топокон-текст невыразителен.

Относительно ключевой темы исследования анализ использования скорлупы на территории Северной Азии мало что добавляет к уже сказанному. В изделиях ведущим смыслообразующим компонентом материал, очевидно, не являлся. Поэтому нет возможности утверждать, что птица в эпоху палеолита принималась аналогично промысловым представтелям палеофауны и ее «природа» рачительно использовалась. Она не заявила о себе ни в сфере технологий, ни в сырьевой сфере. Едва заметна ее роль и в пищевой сфере.

«Гастрономический» интерес к птице. Достаточно часто птица добывалась с це-

лью потребления мяса. Отлавливалась любая - и крупная (утка, куропатка, тетерев), и мелкая (сойки, дрозды - их вес не превышает 100 граммов), и «мирная», и хищная [19, р. 123, 127-128]. Нередко перед употреблением мясо проходило термическую обработку4 - обжаривание на открытом огне или углях; следы данной процедуры иногда заметны на поверхности сохранившегося материала. Предпочтение отдавалось мясу грудины, кости именно этой части тушки чаще остальных встречаемы на стоянках. Подобный интерес нужно предположить и в отношении мяса с бедер, но соответствующий остеоматериал в пропорциональном отношении к анатомически ожидаемому более малочисленен в сборах (что тоже нашло себе вероятное объяснение) [19, р. 123126; 37, р. 1454]. Можно отметить, что реконструкция практики употребления мяса птицы охотниками-собирателями в эпоху камня в общих чертах не вызывает вопросов; дискуссии касаются лишь частностей.

Интересны приемы добычи мяса пернатых. Видовое разнообразие птиц, употреблявшихся человеком, поражает и убеждает исследователей в существовании отработанных многочисленных приемов ловли подвижной дичи: мелких птиц и некрупных грызунов. Летающая дичь (в первую очередь, мигрирующая) в течение года переживает несколько периодов, когда она лишена преимуществ быстрого передвижения или же может стать довольно легкой добычей по другим причинам. В конце весны и ранним летом птица откладывает яйца и заботится о выводке; в середине-конце лета она линяет, а ее выводок, набирая вес, предпринимает неуклюжие попытки «встать на крыло»; ранней осенью (как и ранней весной) начинаются миграции, что связано с появлением-скоплением в одном месте большого количества птицы5 [19, р. 133; 39, с. 313-314, 375]. В эти периоды ее можно добывать без специальных, усложненных приспособлений (луков, пращи, дротиков и т. д.), образно выражаясь, «голыми руками», или же используя примитивные сети и силки - плетение сетей, вязание узлов в верхнем палеолите было известно [40; 41, с. 48-49]. Если рассматривать именно охоту на птиц, а не вариант собирательства линяющей птицы, яиц и молодняка, то необходимо учитывать ряд факторов, влиявших на интенсивность этого вида деятельности в интересующий нас период. Так, например, птица, непу-ганная человеком, учитывает присутствие

на территории гнездовий «естественных» хищников и организует места кладки в непроходимых для них местах, выбирая заболоченные и покрытые плотным кустарником участки. Места гнездовий в зависимости от климатических колебаний или же эпизодических ситуаций (связанных с уничтожением кладок), как и места остановок в период миграций, могли меняться. Поэтому добыча птицы в круглогодичном режиме была малопрогнозируема. А с учетом того, что весь объем усилий гарантировал лишь несколько килограммов биомассы, интерес к птице в эпоху палеолита (богатого дичью более крупных размеров) возникал лишь в тех случаях, когда основные источники мяса оказывались для человека малодоступными. Вероятно, данные ситуации были редки и не вызывали специализации отдельных групп к охоте на мелкую дичь; в материалах материковых стоянок Европы в рассматриваемый период данный факт не зафиксирован.

Ситуация заметно меняется в конце палеолита и начале мезолита. Интенсивность эксплуатации ранее эпизодически привлекаемых ресурсов значительно повышается. «Заметными» в орудийных

комплексах стоянок становятся наборы, позволявшие вести охоту на мелкую дичь (птицу, зайцев) и рыбу [42, р. 528; 43, р. 22-27].

Поддержать рассмотрение обозначенной подтемы с привлечением североазиатских материалов чрезвычайно сложно. Источники - кость со следами от разделки тушек, возможные орудия и приспособления для ловли птиц малоизвестны.

О наличии специфических форм в орудийных наборах Мальты сообщал М.М. Герасимов. На территории жилого комплекса под плитой известняка обнаружены фрагменты изящного орудия из бивня. Это был «...тонкий и длинный стержень, равномерно утончающийся к концам и заостренный с обеих сторон... Орудие покрыто тонким орнаментом в виде спиральной линии, опоясывающей стержень по всей длине» [44, с. 79]. После сравнений с этнографическим материалом автор пришел к заключению, что этот предмет мог являться частью орудия охоты на птиц и крупных рыб; в качестве дротика им могли поражать водоплавающую птицу [44, с. 80].

К данной теме в отечественной науке сложилось неоднозначное отношение, аргументы и контраргументы были выдвинуты в качестве гипотез, проверка которых пока не проведена. Так, С.Н. Замят-

нин сомневался в широком распространении в палеолите приспособлений «удобных» (праща, бола) для охоты на мелкую дичь, но использование силков, петель, примитивных капканов, которые не имели шансов сохраниться, не отрицал [45, с. 91, 95, 102, 108]. С.А. Семенов предполагал изготовление для этих целей бумеранга, наподобие найденного в Костенках I, дротиков и копьеметалок, обнаруженных на стоянках Центральной Азии, метательной палицы [46, с. 287, 290, 293]. Но

о приемах охоты, известных уже в эпоху палеолита, заключений не дал, осторожно упомянув о возможном палеолитическом возрасте некоторых тактик, известных в традиционных обществах [46, с. 295].

А.А. Формозов скептически относился к присутствию серьезного охотничьего интереса к птице даже в эпоху мезолита, что, по его мнению, было обусловлено неразвитостью соответствующей стороны технической базы ранних эпох [47, с. 12].

Одной из интересных находок, поддерживающих развитие темы использования специфических приспособлений для отлова птиц, является «манок», найденный в Малой Сые. Он изготовлен из округлого кусочка железной руды и ранее обладал некоторыми деталями (ныне утраченными), которые обеспечивали его звучание. Идентифицировать предмет помог старый охотник, пояснивший условия звучания и возможное назначение изделия - его могли использовать для подманивания рябчиков и тетеревов [48, с. 168]. Исследователь памятника В.Е. Ларичев с данной интерпретацией согласен и некоторым образом расширил ее, обозначив важность звуковых эффектов не только в повседневной практике охотника, но и в празднично-обрядовой сфере культуры [48, с. 169].

Охота и потребление, факты, раскрывающие некоторые подробности этих процессов, безусловно, отображают внимание, с которым палеочеловек относился к птице. Если говорить об общих тенденциях, выстроенных на видовых и количественных корреляциях остеоматериалов и остеоиндустрий стоянок, то отметим (отчасти повторим) следующее. Охота на птицу и последующее пассивное использование ее кости в палеолите североазиатского региона практиковались на протяжении всей поры верхнего, вероятно, и среднего палеолита. Птица добывалась и употреблялась в пищу [49]. Наиболее привлекательным для охотников продуктом была куропатка. Из крупных пернатых внимание привлекали тетерев, глухарь,

реже гусь и утка. Интерес к остальным представителям: мелкие пернатые хищники, ворона, галка, воробьиные, вероятно, обусловлен второстепенными, относительно их продовольственного потенциала, качествами. Яркость оперения, крепкие когти и другие способности-характеристики: ориентация в темноте, специфика сигнальной системы, маневренность и быстрота передвижения, тактика охоты, обеспечивали их включенность в знаковую сферу культуры6.

Несмотря на то, что в сфере потребления интерес к птице более заметен, чем в остальных, археологически выявляемых, она всё же являлась фигурой non grate в повседневном меню палеочеловека - на стоянках и поселениях животная кость представлена в неизмеримо больших количествах.

Обсуждение результатов. Согласно обозначенным условиям исследования и озвученному материалу мы попытались уточнить повседневный статус птицы в культуре палеолита Северной Азии. В отличие от европейской традиции, где эксплуатация кости и образности орнито-морфов «материально» более заметна и вариативна, в североазиатских культурах можно констатировать отсутствие к ней индустриального и сдержанность неутилитарного интересов. Единственная тема, в которой ее эксплуатация очевидна -экстренные источники питания. Сложно судить, как данная особенность (и она ли одна) влияла на аксиологию орнитообра-за, но его «экстрастатусность» благодаря данному аспекту может получить некоторое объяснение.

Общий прагматизм палеокультуры, засвидетельствованный археологами, дает основания предположениям о рациональной продуманности реальности, созданной человеком. Художественно-символическое же ее пространство чаще связывают с иррациональными истоками, намечая тем самым основы противопоставления орудия и изображения, профанного и сакрального, материи и метафизики текста-предмета. Взятый в кавычки ключевой термин названия данной статьи определяет моё отношение к этим антиномным парам, относительно первобытности их существование малообоснованно. «Птица-

сырье», «птица-продукт» и «птица-изображение» - возможны ли контакты/влияния между данными текстами?

Выявленные факты обозначили очевидную вытесненность птицы в сферы, не связанные с повседневными заботами человека. Но не была она и исключена из них.

Объяснение данной ситуации, как мне кажется, необходимо вести исходя из понятия «нормы» в культуре7, часто употребляемого в качестве синонима повседневному жизненному ритму палеочеловека.

Для палеолитического человека-охот-ника нормальное состояние жизнедеятельности было связано с животными, контакт с которыми зависел от его желания и способностей. Охота на стадных млекопитающих покрывала потребности в мясе, вырабатывая некоторые правила во взаимоотношениях «человек - животное». Их многое связывало (совместные миграции, общие противники, сходные потребности) и роднило. В сфере символической реальности они могли заменять друг друга [55; 56]. Птица была «известна» человеку, но общение с ней обусловлено не нормой, а «сбоем» в привычной ритмике повседневности - неудачная охота, продолжительные периоды голода. Согласно исследованиям этнологов, подобные ситуации редки в традиционных обществах, но воспринимаемы чрезвычайно эмоционально [57, с. 386-388]8. В сознании человека, в метатексте культуры в подобные периоды обостряется противостояние двух символически емких пространств - жизни и смерти. Именно в подобном контексте восприятия реальности птица могла дать толчок к организации специфического символа, выражающего надежду на возвращение к привычному жизненному порядку - птица давала малое количество продукта, но достаточное, чтобы пережить неудачную охоту; так регулярно, насколько было необходимо; без особого риска для жизни. Осознанность ее в качестве медиатора между жизнью и смертью прослеживается и во многих других текстах палеокультуры [58; 59]. Данное обстоятельство могло способствовать раннему обособлению орнитоморфных образов от зооперсонажей и их «подвидовому» разделению по функциям-значениям: на мирных и агрессивных, «продовольственно привлекательных» и «типичных трикстеров», поддерживающих жизнь человека или враждебно к ней настроенных. Представители всех «направлений» известны как в изобразительных комплексах палеолита Северной Азии и Европы, так и в остеоколлекциях археологических материалов. Если во втором случае их исключительность может найти себе рациональное объяснение (тафономические потери), то редкость включения образа птицы в изосферу культуры связана со специфическими правилами рождения/бытования изобразительного символа.

Многие из ныне жувущих обществ к процедурам «воспроизведения» относятся чрезвычайно осторожно9. Данное действо, по их мнению, приводит к изменению привычного состояния реальности, дополняя ее содержательной и контекстуальной спецификой того, что изображено. В условиях, когда причина явления легко подменяется следствием (произошло, потому что было нарисовано), воспроизведение некоторых символов нежелательно. Изображения птиц в палеолите редки (относительно количества зоо- и антропоморфных изотекстов) и регионально специфичны несмотря на то, что поводов к восхищению сверхъестественными способностями они дают достаточно в любые времена и в пределах любых территорий. Редкая актуализация этого символа могла быть обусловлена лишь необходимостью получения информации о специфичном состоянии реальности. Видовой колорит персонажей в этом случае является культурно обусловленным кодом природы и характера данных изменений, подсказкой стратегии их преодоления для возвращения к нормальному жизненому ритму.

Коннотат любого символа с течением времени меняется, остается лишь едва уловимое, «архетипичное». На мой взгляд, образ птицы сопровождает три взаимообусловленные смысловые величины: «перемены», «тревога» (переживания, волнения) и «надежда», заложенные в нас палеолитической практикой обращения к нему. Если процесс воспроизведения действительно меняет реальность (в какой-то мере с этим сложно спорить), то исключительность образа птицы в текстах древних эпох становится понятной. Благодаря его медиативному характеру - он всегда где-то между мирами-сферами-текстами - и в последующие эпохи человек сохранял к нему особый интерес, обращаясь в зависимости от ситуации к тем или иным знаковым особенностям. Но «маркером» эпохи или же отдельно взятой культуры орнито-морфный персонаж становился чрезвычайно редко. Признавая необходимость и неизбежность перемен, символом которых и являлась птица, культура всё же предпочитает периоды спокойного состояния и прогнозируемого развития. Именно эти тенденции поддержаны в палеокультуре «текстуально» - обилие зооморфных и антропоморфных кодов, при незначительном участии вспомогательных - орнитоморф-ных, ихтиоморфных, растительных.

Надежды на преодоление «феноменальности» птицы в символической сфере эпохи раннего камня, на мой взгляд, нет.

Проблема заключается не только в естественных характеристиках, присущих ее природе (экстремальная подвижность, или особенности тафономии кости и т. д.), но и в ее особой «метафизике», формировавшейся в рамках трагического для палеообщества контекста10. Привкус этой «трагедии» образ воспринял и частично сохранил.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Здесь и далее понятие «текст» используется согласно семиотической традиции - любой предмет или комплекс действий, обладающие информационным полем и подвергаемые интерпретации.

2 М.М. Герасимов отрицал возможность интерпретировать контекст находки «кухонными остатками» [18, с. 47]. Нечто похожее зафиксировано на польском многослойном памятнике Дудки Витольдом Гумински. Обнаружение черепа птицы действительно большая редкость, считает исследователь. Голова принадлежит к несъедобным частям тела, от них избавлялись в первую очередь. Поселенцы польской стоянки выбрасывали их в воду [19, p. 124]. На Мальте кости черепа и крыльев обнаружены внутри жилища, что не позволяет рассматривать их в качестве пищевых отходов.

3 Можно привести большое количество сообще-

ний о разрозненных находках изделий из скорлупы, датируемых палеолитом, с различных памятников мира. В большом количестве данный материал представлен в культурах Африки - в верхнепалеолитической иберийско-мавританс-

кой (Магриб), и в капсийской культуре (Тунис и Алжир), датируемой финалом палеолита, началом мезолита. Здесь скорлупа страусового яйца использовалась не только в эстетических, но и в индустриальных целях. Скорлупу яйца использовали в качестве сосуда, нередко украшая ее художественной гравировкой [см., напр.: 28, с. 218-219]. Но обнаружение этого материала в Африке ожидаемо, в отличие от североазиатского региона.

4 Данное замечание не стоит принимать как иллюстрацию общей или широко распространенной практики. Северные народы до сих пор предпочитают сырое мясо обработанному, так как в нем больше питательных веществ, помогающих иммунной системе человека переносить суровые климатические условия. К примеру, эскимосы Исландии определенные части птицы употребляли в сыром виде, некоторое количество птичьего мяса сушили на зиму [36]. Поэтому ожидания присутствия следов огня на кости не всегда оправданы.

5 Представленная картина, манящая охотника, скрывает ряд нюансов. Например, остановки птиц в период перелетов не отличаются постоянством мест для отдыха и продолжительностью. Обнаружение такого места - дело случая, поэтому обозначенный аспект «возможностей» является скорее теоретическим фактом и в качестве реальной, устойчивой практики вряд ли его стоит учитывать. Показательно замечание

В.Г. Богораза, наблюдавшего жизненный уклад юкагиров Нижней Колымы начала XX в. Он от-

мечает, что специализированная охота на дикого оленя и линялую птицу «...выходит из практики, потому что требует слишком большого напряжения сил» [38, с.20]. Вероятно, данная практика могла всё же существовать на уровне более организованном, чем эпизодическая охота. Но когда она сложилась и благодаря чему сохранялась столь продолжительное время - вопросы для специального исследования.

6 Существуют «танцы птиц», воспроизводимые во многих традиционных культурах, где важны и поведенческо-звуковые аспекты различных видов орнитоморфов, и их знаковая атрибутика. Известны сложные мифологические (и часто древние) комплексы, сюжеты которых выстраиваются на специфической активности непромысловой птицы [50, с. 172; 51]. Способы гадания-предсказания, магическая обрядность, связанная с птицей различных видов, также популярны в различных культурах с древних времен [52; 53].

7 Для различных исследователей основополагающим элементом культуры являются различные институты и социальные явления. В данном случае понятие «норма» соответствует понятию «порядок» Клиффорда Гирца [54, с. 106].

8 Порог культурной возбудимости в традиционных обществах более низок, чем в культурах индустриальных. Для большинства из них необходимость нормы, что связано с устоявшимся ходом событий повседневности, является важнейшим условием жизни. Малейшее отступление от принятого режима воспринимается кризисом, который необходимо немедленно устранить, пока он не приобрел губительных масштабов и последствий.

9 о

В данном случае под «воспроизведением» понимается любое обращение к персонажу или его составляющим - могли рисовать птиц, танцевать как птицы, украшать себя частями их тел и т. д.

10 Нужно отметить, что данный тезис срабатывает как на микроуровне - отдельно взятое общество, так и на макроуровне - смена эпох, например, переход от верхнего палеолита к мезолиту, когда образ птицы был повсеместно актуализирован.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Макаров Н., Кренке Н., Чернов С. Археология: Открытия или утраты? // Знание - сила. 1990. № 5. С. 10-15.

[2] Altuna J. Ekain und Altxerri bei San Sebastian: zwei aitsteinzeitliche Bilderhöhlen im spanischen Baskenland. Sigmaringen : Thorbecke, 1996. 200 s.

[3] Ries J. Ursprung der Religion. Augsburg : Pattloch Verlag, 1993. 159 s.

[4] Probst E. Deutschland in der Steinzeit. Jäger, Fischer und Bauern zwischen Nordseeküste und Alpenraum. München : C. Bertelsmann Verlag GmbH, 1991. 620 s.

[5] Seewald O. Beiträge zur Kenntniss der steinzeitlichen Musikinstrumente Europas. Wien : Anton Schroll & Co Verlag, 1934. 156 s.

[6] Passemard E. Une flûte aurignacinne d'Isturitz // Assoiation Francaise pour l'Avancement des Sciences (46-e session, Montpellier, 1922). 1923. P. 474-476.

[7] Passemard E. La coverne d'Isturitz en Pays Basque // Prehistorie. 1944. № 9. Р 1-95.

[8] Horusitzky Z. Eine Knochenflöte aus der Höhle von Iställöckö // Acta Archaeologica. 1955. Vol. 1-2. S. 133-140.

[9] Marshak A. The roots of civilization. N. Y. : Mc. Graw-Hill, 1972. 413 p.

[10] Moreno-Gareia M. Argneozoologia cultural: o aerofone de Conimbriga // Revista portuguesa de Argueologia. 2004. № 2. Vol. 7. P 407-425.

[11] Лбова Л. В., Волков П. В., Кожевникова Д. В. Свидетельства древнейших музыкальных традиций в археологии Сибири (начальная стадия верхнего палеолита) // Вестник НГУ. Серия: история, филология. 2010. Т. 9. Вып. 5. С. 124-131.

[12] Clark J.G.D. Fowling in Prehistoric Europe // Antiquity. 1948. Vol. 87. Р. 116-130.

[13] Bosinski G. Gönnersdorf - Eiszeitjäger am Mittelrhein. Koblenz : Rhenania-Fachverlag, 1981. 132 s.

[14] Jonsson L. The vertebrate faunal remains from the Late Atlantic settlement Skateholm in Scania, South Sweden // The Skateholm Project I. Man and Environment. Stockholm : Almqvist & Wiksell International, 1988. Р. 56-88.

[15] Bovy K. M. Differential avian skeletal part distribution: Explaining the abundance of wings // Journal of Archaeological Science. 2002. Vol. 29(9). Р. 965-978.

[16] Peters E., Toepfer V. Der Abschluß der Grabungen am Petersfels bei Engen im badischen Hegau // Prähistorische Zeitschrift. 1932. Bd. XXIII. S. 155-199.

[17] Berenguer M. Prehistoric cave art in Northern Spain Asturias. Cindad de Mexico: Frente de Afirmación Hispanista A.C., 1988. 286 p.

[18] Герасимов М. М. Палеолитическая стоянка Мальта (Раскопки 1956-1957) // СЭ. 1958. № 3.

- С. 28-53.

[19] Gumiñski W. Bird for dinner. Stone Age hunters of Dudka and Szczepanki, Masurian Lakeland, NE-Poland // Acta Archaeologica. 2005. Vol. 76. Р. 111-148.

[20] Scelinskij V., Sirokov V. Höhlenmalerei im Ural: Kapova und Ignatievka die altsteinzeitlichen Bilderholen im Südlichen Ural. Sigmaringen : Thorbecke, 1999. 171 s.

[21] Абрамова З. А., Ермолова Н. М., Левков-ская Г. М. Палеолитическое поселение Коко-рево II на Енисее // Первобытная археология Сибири. Л. : Наука, 1975. С. 5-22.

[22] Касаткина Е. М., Лбова Л. В., Штейнико-ва А. А. Планиграфические особенности распространения изделий из кости местонахождения Каменка-А // 275 лет сибирской археологии : материалы XXXVII РАЭСК. Красноярск : Изд-во КГПУ, 1997. С. 24-25.

[23] Лбова Л. В. Палеолит северной зоны Западного Забайкалья. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. 240 с.

[24] Археология, геология и палеогеография плейстоцена и голоцена Горного Алтая / отв. ред. А. П. Деревянко, А. К. Агаджанян, Г. Ф. Барышников и др. Новосибирск : Изд-во ИАЭт СО РАН, 1998. 176 с.

[25] Природная среда и человек в палеолите Горного Алтая / А. П. Деревянко, М. В. Шуньков,

А. К. Агаджанян и др. Новосибирск : Изд-во Инта археологии и этнографии СО РАН, 2003. 448 с.

[26] Деревянко А. П., Шуньков М. В. Становление верхнепалеолитических традиций на Алтае // Археология, этнография и антропология Евразии. 2003. № 3(19). С. 12-40.

[27] Otte M. Regards sur la musique paléolithique // Studien zur Musikarchäologie I: Saiteninstrumente im archäologischen Kontext (Vorträge des 8. Symposiums der Study Group on Music Archaeology (ICTM), Limassol, 26-30. August 1996 und andere Beiträge). Rahden; Westf. : Leidorf, 2000. S. 97-102.

[28] История человечества / под ред. З. Я. Де Лаа-та. М. : Магистр-Пресс, 2003. Т. 1. Доисторические времена и начала цивилизации. 682 с.

[29] Ташак В. И. Обработка скорлупы яиц страусов в верхнем палеолите Забайкалья // История и культура Востока Азии : материалы Международной научной конференции (Новосибирск, 9-11 декабря 2002 г.). Новосибирск : ИАЭт СОРАН, 2002. Т. II. С.159-164.

[30] Деревянко А. П., Рыбин Е. П. Древнейшее проявление символической деятельности палеолитического человека на Горном Алтае // Археология, этнография и антропология Евразии. 2003. № 3(15). С. 27-51.

[31] Bednarik R. G. The role of Pleistocene beads in documenting hominid cognition // Rock Art Research. 1997. № 14. P. 27-41.

[32] Kurochkin E. N., Kuzmin Y. V., Antoshchenko-Olenev I. V., Zabelin V. I., Krivonogov S. K., Nohrina T. I., Lbova L. V., Burr G. S., Cruz R. J. The timing of ostrich existence in Central Asia: AMS C 14 age of eggshells from Mongolia and southern Siberia (a pilot study)// Nuclear Instruments and Methods in Physics Research. 2010.

B. 268. P. 1091-1093.

[33] Археология СССР Палеолит СССР / отв. ред. П. И. Борисковский. М. : Наука, 1984. 391 с.

[34] Ташак В. И. Очаги палеолитического поселения Подзвонкая как источник по изучению духовной культуры древнего населения Забайкалья // Археология, этнография и антропология Евразии. 2003. № 3 (15). С. 70-78.

[35] Ташак В. И. Очаг как объект культовой деятельности в эпоху палеолита (по археологическим данным) // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. Алматы ; Омск : Изд. дом «Наука», 2004.

C. 265-267.

[36] Hoffman B. W. Bird netting, Cliff-hanging, and Egg gathering: Traditional Procurement Strategies on Nunivak Island // Arctic Anthropology. 1990. № 27(1). Р. 66-74.

[37] Higgins J. Tunel: A case study of avian zooar-chaeology and taphonomy // Journal of Archaeological Science. 1999. Vol. 26 (12). Р. 1449-1457.

[38] Богораз В. Г. Чукчи. Л. : Изд-во института народов севера ЦИК СССР, 1934. Ч. 1. 192 с.

[39]Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург : УрО РАН, 1995. 606 с.

[40] Soffer O., Adovasio J. M., Hyland D. C., Klima B., Svoboda J. Perishable Technologies and the Genesis of the Eastern Gravettian // Anthropologie. 1998. Vol. 36. № 1/2. P. 43-68.

[41] Адовазио Дж. М., Соффер О., Хиланд Д. С., Иллингворт Дж. С., Клима Б., Свобода И. Производство изделий из недолговечных материалов в Долни Вестонице I: новый взгляд на природу и происхождение граветта // Археология, этнография и антропология Евразии. 2001. № 2 (6). С. 48-65.

[42] Andersen S. H. A survey of the Late Palaeolithic of Denmark and Southern Sweden // De la Loire a l'Oder. Les civilisations du Paléolitique final dans le nord-ouest européen. British archaeology report. International Series 444. 1988. Р. 523-566.

[43] Street M., Baales M. Pleistocene/Holocene changes in the Rhineland fauna in a northwest European context // The Holocene History of the European Vertebrate Fauna. Modern Aspects of Research. Archäologie in Eurasien 6. 1999. P. 9-38.

[44] Герасимов М. М. Обработка кости на палеолитической стоянке Мальта // МИА. 1941. № 2.

С. 65-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[45] Замятнин С. Н. Некоторые вопросы изучения хозяйства в эпоху палеолита // Проблемы истории первобытного общества. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1960. Т. 54. Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. С. 80-108.

[46] Семенов С. А. Развитие техники в каменном веке. Л. : Наука, 1968. 362 с.

[47] Формозов А. А. Памятники первобытного искусства на территории СССР М. : Наука, 1980. 136 с.

[48] Ларичев В. Е. Звездные боги. Новосибирск : Научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН ; Изд-во Новосибирского университета. 1999. 356 с.

[49] Тугаринов А. Я. К характеристике четвертичной орнитофауны Сибири // Труды комиссии по изучению четвертичного периода. 1932. Т. 1.

С. 115-134.

[50] Мелетинский Е. М. Палеоазиатский эпос о Вороне // Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998. С. 170-191.

[51] Леви-Строс К. Мифологики. М. ; СПб. : Университетская книга, 1999. Т. 1. Сырое и приготовленное. 406 с.

[52] Зеленин Д. К. Пережитки древних воззрений о демонических птицах у народов Кавказа // Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934-1954. М. : Индрик, 2004а. С. 222-237.

[53] Зеленин Д. К. Увековеченный А.С. Пушкиным русский народный обычай выпускать весною на волю птиц // Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934-1954. М. : Индрик, 2004б. С. 237-242.

[54] Гирц К. Интерпретация культур. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 560 с.

[55] Rahpael M. Prehistoric Cave Paintings. Bollingen Series. N. Y : Bollingen Found, 1945. 160 p.

[56] Leroi-Gurhan A. Hand und Wort: die Evolution von Tehnik, Sprache und Kunst. Frankfurt am Main: Suhrkampf, 1995. 532 S.

[57] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. : Педагогика-пресс, 1994. 608 с.

[58] Шмидт И. В. Об одной забытой гипотезе и возможности ее развития (на примере сибирской орнитоморфной пластики палеолита) // Археология, этнография и антропология Евразии. № 1(33). 2008. С. 109-114.

[59] Шмидт И. В. Особенности «мальтинского реализма». К практике интерпретации антропоморфных изображений палеолита Сибири // Археология, этнография и антропология Евразии № 3 (43). 2010. С. 50-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.