Научная статья на тему 'О законе циклического развития мира, действительности, бытия в знаковых образах Мальтинской пластины из бивня мамонта времен палеолита'

О законе циклического развития мира, действительности, бытия в знаковых образах Мальтинской пластины из бивня мамонта времен палеолита Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
992
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА ПАЛЕОЛИТА / ЮЖНАЯ СИБИРЬ / МАЛЬТИНСКАЯ ПЛАСТИНА / БИВЕНЬ МАМОНТА / СПИРАЛЬ / ЦИКЛ / ПЕРИОД / ЗНАКОВЫЙ ОБРАЗ / ЗАКОН / ЧИСЛА / СЧЕТ / СЧИСЛЕНИЕ / ИСЧИСЛЕНИЕ / THE PALEOLITHIC AGE / SOUTHERN SIBERIA / MALTA PLATE / MAMMOTH IVORY / SPIRAL / CYCLE / PERIOD / SIGN-IMAGE / NUMBER / COUNTING / NUMERATION / CALCULATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Омельченко Виктор Валентинович

С системных позиций рассмотрены знаковые образы пластины из бивня мамонта времен палеолита с точечными спиралями уникальной археологической находки на древнейшей стоянке человека в Южной Сибири Мальта. В знаковых образах пластины, взаимосвязанных с ведическим и авестийским образом «троякого знанья», усматривается продуманная система классификации различных видов восходящих и нисходящих спиралей, описывающих различные системы счета, счисления и исчисления. Выявлена строгая логика соотношения универсальных этапов цикла природных явлений и витков спиралей Мальтинской пластины. Сделан вывод, что в уникальной археологической находке отражен универсальный и всеобщий закон циклического или периодического изменения объектов, процессов и явлений мира, действительности, бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Омельченко Виктор Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines some sign-images such as a pin-point spiral of the Malta Plate using a system analysis approach. This Plate is the unique archeological artifact and was made of mammoth ivory in the times of the Paleolithic age, in an ancient human location found in Southern Siberia, the village of Malta. These sign-images which are associated with Tripartite knowledge from the Veda and the Avesta, show a well-throughout classification system of upstream and downstream spirals, describing different systems of counting, numeration and calculation. A strict logical correlation between the universal stages of acts of the nature and the spiral turns on the Malta Plate was revealed. It is concluded that this unique archeological artifact reflects the universal global law of cyclic or periodic evolution of objects, processes and events in the world, reality and beingness.

Текст научной работы на тему «О законе циклического развития мира, действительности, бытия в знаковых образах Мальтинской пластины из бивня мамонта времен палеолита»

В.В. Омельченко

ФБУ «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» ул. Усачева, 64, стр. 1, Москва, 119048 E-mail: [email protected]

О ЗАКОНЕ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МИРА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, БЫТИЯ В ЗНАКОВЫХ ОБРАЗАХ МАЛЬТИНСКОЙ ПЛАСТИНЫ ИЗ БИВНЯ МАМОНТА ВРЕМЕН ПАЛЕОЛИТА

С системных позиций рассмотрены знаковые образы пластины из бивня мамонта времен палеолита с точечными спиралями — уникальной археологической находки на древнейшей стоянке человека в Южной Сибири Мальта. В знаковых образах пластины, взаимосвязанных с ведическим и авестийским образом «троякого знанья», усматривается продуманная система классификации различных видов восходящих и нисходящих спиралей, описывающих различные системы счета, счисления и исчисления. Выявлена строгая логика соотношения универсальных этапов цикла природных явлений и витков спиралей Мальтинской пластины. Сделан вывод, что в уникальной археологической находке отражен универсальный и всеобщий закон циклического или периодического изменения объектов, процессов и явлений мира, действительности, бытия.

Ключевые слова: эпоха палеолита, Южная Сибирь, Мальтинская пластина, бивень мамонта, спираль, цикл, период, знаковый образ, закон, числа, счет, счисление, исчисление.

DOI: 10.20874/2071-0437-2016-33-2-016-029

Особое место среди археологических находок эпохи палеолита занимают памятники изобразительного творчества — единственный источник для изучения духовной жизни первобытных людей: антропоморфные статуэтки, украшения и ритуальные поделки костенковской, мальтинской и афонтовской культур [Фролов, 1992]. Специфические особенности палеолитического искусства Прибайкалья хорошо видны на женских статуэтках древнейшей стоянки Мальта, среди которых есть исключительно редкие для верхнего палеолита фигурки женщин в одеждах. Здесь же обнаружены пластины из бивня мамонта с гравированными изображениями мамонта и змей, фигурки летящих птиц. Об искусстве этого времени дают представление мелкая пластика из поселения Костенки и глиняная антропоморфная статуэтка Мальтинской стоянки на Енисее [Там же].

На наш взгляд, ключевое значение среди археологических объектов мира, открытых в прошлом столетии, имеет древнейшая стоянка человека в Южной Сибири Мальта, расположенная в 86 км к северо-западу от Иркутска на р. Белой [Герасимов, 1958]. Именно здесь была найдена знаменитая пластина (пряжка) из бивня мамонта с точечными спиралями (далее — Мальтинская пластина)1. ДНК-анализ останков 4-летнего мальчика из этой стоянки однозначно позволил установить дату захоронения — 24 тыс. л.н. [Клесов, 2014, с. 1167].

Существуют различные интерпретации смысловых образов, представленных на пластине [Герасимов, 1958; Фролов, 1992; Ларичев, 1989, 1993, 2008 и др.]. Комплексный анализ (в том числе структурно-логический) орнаментальных узоров на археологических находках показывает особое отношение древнего человека не только к форме (декору), но и к содержанию (структура, логика, счет и исчисление, знаковое письмо) изображения, в котором можно выделить следующие важные аспекты:

1) знаково-коммуникативная направленность воспроизводимых образов, отражающая принадлежность индивида к определенной родовой (племенной) организации;

1

Фотографию см. на сайте Государственного Эрмитажа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/25.+Archaeological+Artifacts/1401495/?lng=ru.

2) знаково-вычислительная направленность образов, отражающая умение древнего человека измерять, считать и исчислять объекты и процессы действительности, мира, бытия;

3) знаково-системная направленность образов, отражающая системные представления древнего человека об объектах и процессах действительности, мира, бытия.

Традиционно в современной научной литературе отражен только первый аспект, в рамках которого описано весьма примитивное поведение, а соответственно и мировоззрение древнего или первобытного человека. Второй аспект, подробно рассмотренный отечественными исследователями Б.А. Фроловым и В.Е. Ларичевым, так, к сожалению, и не воспринят современным научным сообществом. По результатам исследования В.Е. Ларичева, Мальтинская пластина представляет воплощенное в образах мальтинского искусства Мироздание. Ее наружная сторона изображает «гигантского, рассеченного на 7 частей Змия (счетная система из 486 знаков, образующих спирали, позволяет считывать годовые обороты Луны, Солнца и обороты Венеры и Сатурна, Марса и Юпитера)» [Ларичев, 2008, с. 11].

Третий аспект, заключающий в себе системные представления древнего человека, на наш взгляд самый важный, остался практически нераспознанным и незамеченным. Обратимся к его исследованию.

На Мальтинской пластине насчитывается пять или семь изображений в виде спиралей, в зависимости от того, рассматривать ли двойную спираль как одну либо как две соединенные между собой и образующие целое. Кроме того, на пластине присутствуют еще две фигуры, которые можно трактовать как элементы спирали. В полученной картине ощущаешь некий сакральный замысел. Прежде всего обращает на себя внимание, что на пластине небольших размеров помещено значительное количество разных спиралей, выполненных точками — тщательно вырезанными лунками (ямка, знак, число).

Следует отметить, что исследования спиральных и змеиных орнаментов на археологических предметах различных древних культур как у нас в стране, так и за рубежом не дали исчерпывающих научных объяснений их замысла. Змеиный сюжет, появившийся еще в палеолите, не разгадан до конца. Вопросы толкования «орнамента бегущих спиралей» на сосудах микенской культуры бронзового века пока остаются открытыми [Клейн, 2007, с. 114].

Среди отечественных исследователей наиболее глубоко эта тема проработана Б.А. Рыбаковым, который предложил толковать спиральный орнамент как змеиный, при этом змея (уж) рассматривалась как символ дождя. Исследования спиральных и змеиных орнаментов в археологических материалах трипольской культуры позволили сделать вывод, что «трипольские змеи — носители добра, хранители самого ценного» [Рыбаков, 1980, с. 124]. Вместе с тем расшифровать изображения в виде более сложных клубков-спиралей, связанных между собой в непрерывную спираль, не удалось. Как отмечается в исследовании, «данных для истолкования смысла этого змеиного спирального узора (кроме тех, что приведены выше) у нас нет» [Там же, с. 125].

Таким образом, смысл «изображения двух змей, соприкасающихся головами (обращенными в разные стороны) и образующих спиральный клубок» [Там же, с. 111], в трипольской культуре остается неразгаданным. Именно этот таинственный образ присутствует в изображениях двойных спиралей Мальтинской пластины из бивня мамонта времен палеолита.

Анализ и количественные характеристики изображений Мальтинской пластины

Учитывая разнородность представленных на пластине спиралей, проведем их систематизацию (рис. 1).

Получается, что человек еще в каменном веке весьма неплохо понимал, что такое спираль и какой знак, образ и смысл она в себе заключает. Кроме того, древний человек осознавал сущность двойных спиралей, логически связанных между собой, каждая из которых является одной из составных частей двоицы противоположных, соразмерных (сообразных, симметричных) и равновесных сущностей. При этом обе части этой двоицы в совокупности представляют собой третью обобщенную сущность — нечто целое, троицу или систему.

Спираль по характеру изменения может быть восходящей (положительной, или со знаком «плюс») и нисходящей (отрицательной, или со знаком «минус»). В первом случае, если спираль разворачивается (раскручивается) по часовой стрелке, будем называть ее восходящей. Соответственно во втором случае, если спираль разворачивается (раскручивается) против часовой стрелки, будем называть ее нисходящей.

Восходящая спираль — это движение вверх и слева направо, что означает восхождение, возрождение, развитие, совершенствование. Нисходящая спираль — это всегда движение вниз и справа налево, что означает вырождение, деградацию, нисхождение, разложение.

а

365 суток 365 суток

Астрономический (тропический) год (366 високосный год)

б

Рис. 1. Систематизация и дешифровка Мальтинской пластины из бивня мамонта

с точечными спиралями.

Древнейший символ спираль с позиций системного подхода, а также логика развертывания спирали как процесса изменения мира, действительности, бытия весьма подробно рассмотрены в литературе [Омельченко, 2015]. Здесь напомним лишь о некоторых из древних находок, которые проливают свет на Мальтинскую пластину из бивня мамонта времен палеолита. Например, известный геоглиф с плато Наско с названием «обезьяна» [Марин, 2015] — изображение животного, похожего на обезьяну, у которого хвост показан в виде нисходящей спирали с десятью витками (или пятью двойными спиралями), отражает в знаковой форме процесс изменения как нисходящий процесс: вырождения, деградации, распада [Омельченко, 2016]. Есть

примеры древних петроглифов — восходящих спиралей (камень-капсула в культовом сооружении Ньюгрейндж в Ирландии) как знака или символа восходящего процесса: возрождения, развития, совершенствования.

Все приведенные на Мальтинской пластине спирали в совокупности и во взаимодействии представляют собой единое целое как троицу, систему, объединяющую противоположные части или сущности.

Вспомним древнеарийского (авестийского, ведического) бога времени и судьбы Зервана (авест. Зрван, Зурван, Зарван), верховного бога зерванизма — религиозного течения, соперничавшего с маздеизмом (религией Ахура Мазды), который представлен в центре серебряной пластины из Луристана (VIII в. до н.э., Цинциннати, Музей искусств) [Мифы..., 1980, с. 386]. Обратим внимание на левую и правую руки (крылья) образа бога времени и судьбы — две раскручивающиеся спирали. В этом знаковом образе исключительно важными являются следующие моменты: 1) одна спираль (слева) является нисходящей (движение против времени, или против часовой стрелки), другая спираль (справа) восходящая (движение по часовой стрелке); 2) на пластине обе спирали представлены как одновитковые, но не завершенные или обрывающиеся, а раскручивающиеся или разворачивающиеся во времени и пространстве.

При анализе количественных характеристик изображений Мальтинской пластины выявляются числовые значения, выстраиваемые в единую систему счета времени. Структура, место расположения и количество знаков (лунок, ямок) каждого из семи (рис. 1, б) изображений Мальтинской пластины позволяют установить следующее.

Первое. Множественность, разнородность и системность используемых на Мальтинской пластине древнейших знаковых образов — точечных спиралей (всего семь) дают основание предположить, что перед нами уникальная древняя система представления сакральных знаний, которая базируется на семеричной системе счета (счисления) — по количеству явленных сущностей изображений или спиралей. В качестве основы такой системы счисления при рассмотрении категории время выступает число дней недели астрономических (солнечного, тропического, лунного) календарей.

Если это утверждение правильно, то количественные характеристики каждой из спиралей, фиксируемые по лункам (ямки, знаки), выбитым на каждом изображении пластины из бивня мамонта, должны следовать определенной логике счета. Эта логика определяется в соответствии с естественными закономерностями природных и космических явлений.

Второе. По разные стороны от центральной большой спирали (слева и справа) расположены разные точечные спирали: с левой стороны — восходящие, с правой — нисходящие (рис. 1, б). Учитывая центральное расположение спирали относительно других изображений, проведем анализ различных количественных соотношений между ними. В центральной большой спирали семь витков, содержащих 14 + 21 + 26 + 33 + 40 + 47 + 62 = 243 лунки.

В левой двойной симметричной спирали 7 + 14 + 14 + 7 + 14 + 7 = 63 лунки, в левой двойной несимметричной спирали 7 + 12 + 19 + 7 = 45 лунок. Кроме того, слева расположена меся-цеобразная фигура (как незавершенная спираль) с кольцом внутри, состоящая из 14 лунок. Итого слева 122 лунки.

Сложение количества лунок или знаков большой центральной спирали с суммой знаков изображений слева (восходящие спирали) дает значение 243 + 122 = 365 — число суток астрономического (солнечного) года2.

В правой двойной нисходящей спирали 7 + 14 + 7 + 9 + 14 + 7(8) = 57 (58) лунок, а в левой простой (одинарной) нисходящей спирали 9 + 14 + 23 + 8 = 54 лунки. Кроме того, справа расположена изогнутая линия (как развернутая в волнообразную линию спираль), содержащая 11 лунок. Итого слева либо 122, либо 123 лунки. На факт неоднозначного определения общего количества лунок как (122 + 1) двойной нисходящей спирали или «сложной спирали справа» обращал внимание В.Е. Ларичев [1989]. Поэтому в дальнейшем учитываем оба полученных значения.

Сложение количества лунок центральной спирали с суммой лунок изображений справа (нисходящие спирали) дает значение 243 + 122 = 365 — число суток астрономического (тропического, солнечного) года, либо 243 + 123 = 366 — число суток високосного астрономического года.

2

Астрономический, или тропический, год — период движения среднего Солнца, за который его долгота увеличивается на 360°, т.е. один оборот (долгота считается от точки весеннего равноденствия). Устаревшим, менее точным, но более понятным является определение тропического года как периода между двумя последовательными прохождениями Солнцем точки весеннего равноденствия.

Проведем сложение количества лунок всех нисходящих спиралей Мальтинской пластины, получаем: 243 + 58 + 54 = 355 — число суток продолженного, или високосного, лунного года.

Еще одно наблюдение, говорящее о наличии системы в противовес случайности или хаосу. Последнее, седьмое изображение Мальтинской пластины — змееобразная или волнообразная фигура (как развернутая спираль — своего рода аномалия или знаковое изображение) содержит 11 знаков (точек, ямок, лунок). Как известно, 11 дней (суток) — это разница между солнечным и лунным календарем.

Таким образом, за основу счета мыслители древности принимали год, равный 365 суткам. Использование восходящих точечных спиралей Мальтинской пластины — тому подтверждение. Но астрономический год не равен целому количеству солнечных суток (365,2422). Год приблизительно равен периоду обращения Земли вокруг Солнца (примерно 365,25 суток), месяц — периоду полной смены фаз Луны (называемому синодическим месяцем, равным 29,53 суток). Продолжительность тропического года (время между двумя весенними равноденствиями) составляет 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Без сомнения, это знали древние. Отсюда, для синхронизации календарных и астрономических времен года, в рассматриваемом на Мальтинской пластине календаре предлагается использовать високосный год, продолжительностью 366 дней. Левая сторона пластины с нисходящими точечными спиралями — подтверждение необходимости такой корректировки раз в четыре года. Уже потом, спустя многие тысячелетия после расцвета мальтинской культуры, были вновь созданы (а точнее, видимо, восстановлены) близкие по сути к мальтинскому календарю-пластине такие календари, как юлианский3, григорианский и др.

Анализ системной направленности знаковых образов Мальтинской пластины

Из всех исследователей к пониманию системной направленности знаковых образов Мальтинской пластины из бивня мамонта времен палеолита наиболее близко подошел В.Е. Ларичев. Он утверждал, что Мальтинская пластина являлась многофункциональным, тщательно продуманным инструментом, служившим для фиксации результатов многолетних наблюдений с целью дальнейшего их использования. Более того, В.Е. Ларичев утверждал, что Мальтинская пластина, судя по всему, представляет собой «модель Вселенной». Однако доказательств этого, пожалуй, самого смелого его утверждения приведено не было.

Вместе с тем даже интуитивное, основанное на подсознательном восприятии описание Мальтинской пластины как «модели Вселенной» не может быть оставлено без внимания.

Опираясь на результаты, полученные прежде всего отечественными исследователями, попробуем разгадать эту сложную загадку, «зашифрованную» на Мальтинской пластине из бивня мамонта. При этом попытаемся неукоснительно соблюдать важный методологический принцип: не будем считать современного образованного человека (в том числе исследователя) более умным или разумным, чем древний палеолитический человек — не только охотник на мамонта, но и носитель и хранитель знания, старательно «закрепивший» его на Мальтинской пластине для себя, своего рода и своих потомков.

Посмотрим внимательно на нанесенные на пластину семь изображений (рис. 1, б), каждому из которых «присвоен» свой уникальный номер (натуральное число). Обратим внимание, что это «присвоение» проведено по логике изменения (разворачивания, раскручивания) центральной нисходящей спирали начиная сверху против часовой стрелки, где первое изображение кольцо в месяце идет под номером один и так далее по кругу. Этот круг завершается изображением волнистой линии, идущей под номером семь.

Что здесь особенно важно? Вспомним: древние мыслили образами, среди которых знаковые образы выступали опорными сущностями, составлявшими знаковую систему координат на множестве других образов.

Первое — это значимость (символичность) указанных чисел один и семь.

Второе. Из всех изображений Мальтинской пластины, основное информационное поле которой представляют различные спирали, изображения под номерами один и семь выглядят, с одной стороны, как бы невзрачно (не ярко), с другой — даже несколько аномально, тем самым привлекая взгляд внимательного наблюдателя. Вместе с тем оба изображения можно рассматривать как значимые или ключевые. Действительно: один — это всегда начало, семь — конец

3

Различие в продолжительности тропического года и среднего юлианского календарного года (365,25 суток) составляет 11 минут 14 секунд. Из этих 11 минут и 14 секунд приблизительно за 128 лет складываются одни сутки.

или завершение некоторого цикла. Кроме того, оба изображения находятся вверху (на вершине) пластины, т.е. над всеми другими, образующими две группы (классы спиралей: нисходящих и восходящих). Эта «аномальность» указанных изображений, с одной стороны, и их значимость — с другой, указывает на их универсальный, базовый характер, который может служить ключом к раскрытию тайны Мальтинской пластины.

Каждый виток спирали — это определенный этап в описании и представлении некоторого цикла процесса или явления мира, действительности, бытия. Если рассматривается такая универсальная категория, как время, то отдельным витком спирали может быть любой из временных периодов: день, ночь, сутки, неделя, месяц, сезон, год и т.д. Если же это пространство, то таким витком спирали может быть круговой оборот одной сущности пространства относительно другой: атомы, электроны, полюса Земли, планеты, созвездия и т.д. Как в первом (время) и во втором (пространство) случаях, так и в третьем — любом другом случае, при описании объектов, процессов и явлений в любых предметных областях нужна мера измерения. Древний человек это знал, поэтому и отразил эту универсальную меру измерения весьма оригинальным способом — как значимую аномалию, стоящую на вершине множества различных спиралей. Аномалия на фоне рассматриваемого множества спиралей это принятая форма отражения: малый круг из 4 точек (лунок, ямок, знаков), который опоясан полукругом или месяцем из 10 точек.

Не может не поразить воображение принятая палеолитическим человеком логика передачи содержания этого знакового образа (схематично представлена на рис. 2).

5 6

Рис. 2. Логика представления первого изображения Мальтийской пластины — малого круга из 4 точек (лунок, ямок, знаков), опоясанного полукругом (разорванным кругом) или месяцем из 10 точек.

Разделение круга, или коло4, на Мальтинской пластине четырьмя знаками или крестом (прямоугольная система координат) делит его на четыре равные части, сумма которых соответствует 360 градусам5 (рис. 2, слева). Коло — древний знак или символ годичного круговорота Солнца в 360 дней полярной прародины ариев. Впоследствии эти исходные понятия нашли отражение в разных астрономических календарях, в том числе в древнегреческом и древнеримском. Из мифологии известно, что первоначально древнеегипетский солнечный календарь включал 360 дней, а затем бог Тот-Гермес добавил еще пять дней. На самом же деле исправление календаря было обусловлено тем, что прежний, полярный календарь не вписывался в

4

Коло — круг, окружность, обод, обруч, колесо, период [Даль, 2011].

Окружность круга делится на 360 градусов, которые и служат мерою для дуги, определяя, какую часть окружности она составляет, и мерою для углов, измеряемых дугою [Даль, 2011].

условия новой африканской родины — Египта, куда переселились прапредки египтян, родоначальницей которых была несчастная возлюбленная Зевса — Ио [Мифы., 1980]. Так в итоге и возник известный нам календарный год.

Таким образом, можно сделать следующий важный вывод. В основе представления первого изображения Мальтинской пластины в виде малого круга из 4 точек (лунок, ямок, знаков), опоясанного полукругом (разорванный круг — вид спирали сверху) или месяцем из 10 точек, содержится универсальная десятичная система счета или счисления. Проведем обоснование полученного вывода.

Представление и комплексный анализ десятичной системы счисления в знаковых образах Мальтинской пластины. Традиционно десятичная система счисления предназначена для описания количественных характеристик объектов и процессов действительности, поэтому ее структура представляется в виде некой конечной линейной последовательности чисел как объекта количественного измерения.

Посмотрим на такую систему счета глазами древнего человека — как на процесс, который имеет свою структурно-логическую основу. В этом случае он определяется, с одной стороны, базовыми числами (количественные значения), с другой — структурно-логическими свойствами строения системы счета, которые задают динамику этого циклического процесса в виде витка спирали (рис. 2). Такой полный виток, являющийся базовым элементом спирали, как и круг или окружность, имеет 360о. Во втором случае (рис. 2) каждое базовое число кроме численных значений несет в себе и качественные характеристики, описывающие процессы возникновения, развития и завершения процесса, осуществляемого по спирали. При этом каждая единица от 1 до 10 соответствует изменению угла вектора витка спирали на 36°. Например, если мы рассматриваем спираль движения лунного года, равного 10 лунным месяцам (28 дней), то каждый его месяц, кроме количественной характеристики от 1 до 10, также имеет качественные характеристики, которые определяются соответствующей фазой витка спирали.

Другой пример. Рассмотрим первый виток спирали как период зарождения жизни, ее развития и рождения в новом качестве (процесс беременности), равный тем же 10 лунным месяцам по 28 дней каждый. В этом случае каждое базовое число (равно как и каждый месяц беременности) несет в себе исключительно важную как количественную, так и качественную информацию об этом удивительном и таинственном процессе.

Следует отметить, что истоки чисел и систем счета (счислений, исчислений) в целом лежат в глубокой древности. Так, с ними связывают имена древнерусских богов. Первые базовые девять единиц счета это: Ра, Дый (Дий), Трибог, Сварог, Пан (Пана), Сест (Сеста), Семеш (Семе-ша), Веста, Див (Дивь, Дэв, Дэвса). Был также бог Нуте или Нуло — прообраз числа ноль, центра системы счета. Эта универсальная система счета не только имеет количественную, числовую меру, но и структурно-логически связана с другой системой мер — градусной как углового пространственного измерения.

Спираль десятичной системы счисления по характеру изменения (счета) может быть как восходящей (положительной), так и нисходящей (отрицательной). Отсюда становится ясным понимание истоков и сути древнейшего учения — числоведения6 или нумерологии7, раскрывающего древние сакральные знания о числе как «счетной науке».

Таким образом, число как универсальная количественная мера объектов и процессов действительности играет исключительно важную роль в деятельности человека. Не менее важная роль отводится числу при рассмотрении фундаментальных категорий пространства и времени.

В соответствии с ведическим миропониманием категория время измеряется, систематизируется и представляется с помощью числа. Выделим следующие основные численные меры измерения времени: единица — всегда выступает как базовая мера пространства или времени, (так, единица времени — это мера измерения времени, например: день, сутки, неделя, месяц, год, столетие и т.д.); мера двух времен — день и ночь; мера трех времен — как обобщенная мера обозначает прошедшее, настоящее и будущее; мера четырех времен — привязана к сезонам года, обычно это весна, лето, осень, зима; мера семи времен — привязана к семидневной неделе; мера космическая — привязана к тысячелетию.

6 Числоведение — это числословная, числоведная наука, числоведенье, числословие, арифметика, математика, счетная наука [Даль, 2011].

7 Номер, нумер — означает числительный знак, число, счетная цифра [Даль, 2011].

Как видим, в зависимости от целей, длительности наблюдения, предмета анализа и других факторов могли применяться различные меры. Для измерения коротких временных промежутков в качестве меры использовались день, ночь, сутки. Более длительные временные промежутки исчислялись такими мерами, как сезон, год, столетие (век). Так, мера «сто зим» у ведийцев (древних ариев) считалась естественным сроком человеческой жизни, установленным богами; вспомним традиционное и весьма распространенное в древности пожелание: «Да будем мы процветать сто зим в наших детях и потомках!» (Мандала I. Гимн 1, 64: 14) [Ригведа, 1999].

Таким образом, система десятичного счисления, известная с глубокой древности и принятая впоследствии всеми народами мира, имеет строго определенную структурно-логическую основу, позволяющую описать количественные и качественные характеристики отражаемых объектов и процессов действительности. Истоками рассматриваемой системы счета являются естественные периоды и циклы действительности, в том числе дни и ночи, лунные фазы и, конечно, естественные периоды зарождения, развития и рождения всего сущего, и прежде всего человека. Именно эту идею и несет в себе Мальтинская пластина из бивня мамонта времен палеолита, что само по себе исключительно важно, но не исчерпывает заключенное в ней знание. Главное, на наш взгляд, в Мальтинской пластине — это зашифрованный универсальный и всеобщий закон циклического развития мира, действительности, бытия.

Представление и комплексный анализ двенадцатеричной системы счисления в знаковых образах Мальтинской пластины. Рассмотрим форму Мальтинской пластины. Она не ровная, а несколько изогнутая, при этом внутренняя сторона вогнутая, а внешняя выпуклая. Тем самым уже в самой форме пластины заложен смысл волнообразного изменения, движения. Тот же сакральный образ волнообразного изменения, движения мы наблюдаем в изображениях пластины (змеи, волнообразные кривые линии, спирали). Сравним изображения на обеих ее сторонах. Что является для них общим или тождественным? Ответ очевиден.

Полагаем, что образ изменения (движения, колебания, волнения) достаточно понятен. Зададимся еще одним конкретным вопросом: что является общим и повторяющимся во всех приведенных изображениях, несущих образ и знак волнообразного движения?

Процесс передвижения змеи при непосредственном его восприятии завораживает, но это реакция чувственная. А вот мысленное восприятие сущности и характера движения змеи позволяет увидеть в нем волнообразную кривую (в математической терминологии синусоиду). При этом могут быть разными змеи, размах или амплитуда движения и даже плоскость (земля, вода), по которой змея передвигается. Неизменно одно — характер траектории движения, представляющий собой волнообразную линию, в которой есть нечто базовое, многократно повторяющееся. Это, конечно, длина волны или период, под которым понимается срок или промежуток времени, продолжительность как время от одного события до другого. Например, история делится на периоды, сроки. А наша жизнь, бытие наше, разве не делится на периоды, сроки? Разве что-то в этом мире не делится на периоды, сроки, ритмы, циклы? Где время, там и периоды, сроки, ритмы, циклы. Материя разве может существовать вне времени, которое по своей сути проявляется в природе периодично или циклично?

Полагаем, прав был В.Е. Ларичев, утверждая, что Мальтинская пластина представляет собой воплощенное в образах искусства Мироздание, при этом ее наружная сторона изображает «гигантского, рассеченного на 7 частей Змия» [Ларичев, 2008, с. 11]. Одну часть этого «Змия», представляющего собой первое изображение Мальтинской пластины, мы уже рассмотрели как прообраз системы десятичного счисления натуральных чисел. Перейдем к рассмотрению следующей весьма важной части «гигантского Змия», которая составляет его основу или некую меру, называемую периодом изменения всего сущего.

Палеолитического человека далеко не всегда удовлетворяла десятичная система счета (счисления). Необходимо было как-то фиксировать, например, биологические, физиологические периоды, связанные с солнечной и лунной ритмикой, которой подчинено существование всего живого, самой жизни. Так, если ритмические воздействия Луны на динамику приливов на нашей планете мы видим воочию, то динамику приливов жидкостей в организме только ощущаем. Вычисление же и планирование невозможно без наблюдения за Солнцем, Луной и другими небесными телами. Благо «под рукой» всегда такие яркие природные регулярные ориентиры, как ново- и полнолуния, растущий месяц и стареющий, половые циклы человека — регулы.

При наблюдении и вычислении временных этапов и циклов различных природных и социальных явлений палеолитический человек использовал двенадцатеричную систему счета (счисле-

ния). Для этого он и изобразил систему взаимосвязанных между собой двойных восходящих и нисходящих спиралей на пластине. Сущность измерения и счета периодов и сроков различных процессов и явлений в логике развертывания двойных соразмерных спиралей Мальтинской пластины приведена на рис. 3. Образ четырех спиралей, разделенных по принципу двоицы противоположных, соразмерных и равновесных сущностей, находит отражение в любом циклическом или периодическом процессе мира, действительности, бытия.

Восходящая спираль цикла (периода) Нисходящая спираль цикла

Восходящая спираль временного Нисходящая спираль

периода (сутки, сезон, полугодие, год,...) временного периода_

б

Рис. 3. Соотношение временных этапов произвольного периода двенадцатиричного счета объектов, процессов, явлений и витков соразмерных спиралей Мальтинской пластины.

В астрономии это движение тел, например четыре фазы Луны: новолуние, растущий месяц, полнолуние, убывающий месяц; в экономике — известные фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем (по К. Марксу); и т.д. Таким образом, цикличность или периодичность является всеобщей формой и фундаментальным свойством движения в живой и неживой природе, сакральный образ которой заключен в двух двойных спиралях — восходящей и нисходящей.

Объединение этих противоположных сущностей (восходящей и нисходящей) в целое, единое или систему и есть суть «троякого знанья», о котором нам говорят древние тексты и еще более древние находки времен каменного века. Каждый виток восходящей спирали Мальтинской пластины формирует определенный этап временного цикла (периода) рассматриваемого процесса или явления, разворачивающиеся во времени. На рисунке это соответствующий фрагмент графика (периода волнообразной линии, синусоиды) изменения временного цикла.

Понятие период или цикл любого изменения отражает:

— завершенность или законченность определенного процесса или явления: например, возвращение рассматриваемой планеты в исходную точку при движении планет или рождение живого существа при зарождении и созревании плода;

— повторяемость определенных процессов изменения (движения, развития, деградации) объектов и процессов мира, действительности, бытия;

— системность определенного процесса или явления, предполагающая объединение в единое, целое или систему составных частей рассматриваемого процесса или явления.

Точка перехода (№ 3, 6, 9) рассматриваемого цикла — от одной спирали к другой (верхняя часть рисунка), а соответственно и изменение вектора движения рассматриваемого процесса или явления (нижняя часть рисунка) называется точкой раздвоения одной сущности на две по принципу двоицы противоположных, соразмерных и равновесных сущностей. Такие точки-понятия называют опорными, реперными8 или точками бифуркации9. В рассматриваемом случае мы наблюдаем идеальную или соразмерную (симметричную) картину периодического или циклического изменения объектов, процессов или явлений мира, действительности, бытия. Наличие базового свойства соразмерности в любом процессе или явлении — это важный элемент порядка, гармонии, совершенства. Соответственно отсутствие свойства соразмерности — это беспорядок или хаос. Соразмерность — также и важная характеристика любого творения и, конечно, того, кто творит. Ведь человек «по образу» является во всем соразмерным. Вспомним Священное Писание: «Мы распростерли землю (вам) и разбросали (горные твердыни), прочно стоящие (в недвижности своей), произвели на ней творения всех видов по (мудрой) соразмерности (Творца)» (Коран. Сура 15: 19).

На представленном рисунке (рис. 3) все соразмерно: и двойные спирали, и основные элементы периода (цикла), и направления (вектора) изменения спиралей и периода. Соразмерными являются и элементы системы двенадцатиричного счисления натуральных чисел, в основе которой лежит универсальная и всеобщая мера — единица.

Соразмерные или симметричные спирали Мальтинской пластины позволяют четко отслеживать соразмерные этапы и циклы различных природных явлений. Приведем конкретный пример из наблюдений за полярными днем и ночью (рис. 3, б). Шесть месяцев полярной ночи впечатляют продолжительностью, а в древности, как известно из Вед и Авесты, бывало, когда нарушалась «привычная» природная соразмерность (рис. 4, а): «Десять месяцев там зима, два — лето; в средо-точье зимы мерзнут воды, мерзнет земля, мерзнут травы, а как стает снег, начинаются сели» [Авеста, 2008, с. 66]. Поэтому палеолитический человек и изобразил на Мальтинской пластине двойную несоразмерную спираль: так было легче и считать, особенно в длинные, холодные полярные ночи, и ждать долгожданных полярных рассветов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотношение годового лунного периода (цикла) с основными периодами рода человека (период от зарождения до рождения, продолжительность жизни человека) приведено на рис. 4, б. Продолжительность лунного («синодического»10) месяца11 в среднем составляет 29,53059 суток. Соответственно календарный месяц может состоять из 29 или из 30 дней, причем месяцы в году чередуются, чтобы как можно точнее совпадать с одними и теми же фазами Луны.

Длительность периода беременности у человека и священных животных (например, коровы в Индии и Древнем Египте) одинакова: 280 дней, или 10 лунных месяцев, по 4 недели в каждом (первое изображение пластины).

8 Реперный — составное слово, где ре — вторая нота в погласице (лествица звуков) [Даль, 2011], дословно означает «второе перо, метка, опора».

9

Бифуркация (лат. ЬИигсиБ — раздвоенный) — раздвоение, разделение, разветвление чего-либо; в географии — разделение реки на две ветви, которые в дальнейшем не сливаются и впадают в различные бассейны; в анатомии — разделение трубчатого органа на две ветви, например трахеи на два бронха; в педагогике — разделение старших классов средней школы на два потока, направления в обучении (напр., на гуманитарное и естественнонаучное) [Словарь...,

1988].

10

Синодический (астр.) — относящийся к видимому расположению небесного тела относительно Солнца; синодический месяц — промежуток времени между последовательными одноименными фазами Луны (равен 29,53 суток); синодический период обращения — промежуток времени между двумя последовательными одноименными конфигурациями планеты [Словарь., 1988].

11

В лунных календарях продолжительность года принимается равной 12 месяцам. В соответствии с этим продолжительность лунного года получается равной 12 * 29,53059 = 354,36708. Значит, в календарном году может быть или 354 дня — простой год, или 355 дней — продолженный (високосный) год.

Соотношение полных временных периодов (коло, кругов) Луны и Солнца в логике развертывания двойных спиралей Мальтинской пластины представлено на рис. 4, б. Полный дракониче-ский период («сарос») состоит из 223 лунных месяцев (в среднем приблизительно 6585,3213 дня, или 18,03 тропического года), по прошествии которых затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке.

Восходящая спираль временного Нисходящая спираль

а

Рис. 4. Соотношение временных этапов цикла природных явлений и витков несоразмерных и соразмерных спиралей Мальтийской пластины.

Соотношение полных временных периодов (коло, кругов) Луны и Солнца, отображенных в двойных спиралях Мальтинской пластины, приведено на рис. 5.

Таким образом, несомненно, что графика палеолита проливает «новый свет на истоки астральных, космологических мифов Евразии или на истоки "магических" чисел» [Фролов, 1992]. Более того, после переосмысления культ магических чисел в первобытных сообществах и древних религиях перешел в современные мировые религии. Например, ключевое число семь древнекаменного века фигурирует во многих основополагающих представлениях: семь дней божественного сотворения мира, семидневные циклы всемирного потопа в Библии и т.д.

Восходящая спираль временного Нисходящая спираль временного

Лунный годовой период, с месяцем 29,53058812 средних солнечных суток Полный период (коло, круг) Луны '

Полный период Солнца

-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-►

133 _ 266 _ 399 532 (лет)

' ' 4^5 ' ' 9 ' ' 135 ' ' 18 (пет) Полный драконический период

Рис. 5. Соотношение полных временных периодов (коло, кругов) Луны и Солнца.

Возвращаясь собственно к предмету нашего исследования, сделаем главный вывод. Маль-тинская пластина из бивня мамонта, по сути, представляет комплексное отражение универсального и всеобщего закона циклического или периодического изменения объектов, процессов и явлений мира, действительности, бытия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Авеста. «Закон против дэвов» (Видевдат) / Адаптированный перевод, исследование и комментарии Э.В. Ртвеладзе, А.Х. Саидова, Е.В. Абдуллаева. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2008. 301 с.

Герасимов М.М. Палеолитическая стоянка Мальта // СЭ. 1958. № 3.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: РИПОЛ классик, 2011.

Клейн Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007. 226 с.

Клесов А.А. Ископаемые гаплогруппы и гаплотипы // Вестн. академии ДНК-генеалогии. 2014. Т. 7, № 7. С. 1135-1184.

Ларичев В.Е. Мудрость змеи: Первобытный человек, Луна и Солнце. Новосибирск: Наука, 1989. 272 с.

Ларичев В.Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. Новосибирск: Наука, 1993. 288 с.

Ларичев В.Е. «Начала» в натурфилософии древнекаменного века Северной Азии: (Реконструкция религиозно-мифологических и протонаучных представлений мальтинского жречества о возникновении Мироздания и его устроении) // Религиоведение. 2008. № 1. С. 3-24.

Марин Д. Тайны Наски и Ики / Пер. с итал. Е. Тарусиной. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 128 с.

Мифы народов мира: Энцикл. Электрон. изд. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энцикл., 1980. 1147 с.

Омельченко В.В. Общая теория классификации. Ч. I: Основы системологии познания действительности. М.: ИПЦ Маска, 2008. 436 с.

Омельченко В.В. Общая теория классификации. Ч. II: Теоретико-множественные основания / Пре-дисл. Д.А. Ловцова. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 296 с.

Омельченко В.В. Основы систематизации: В 2 ч. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 480 с.

Омельченко В.В. Системные основы древних писаний и древнерусского языка. Кн. 1: Загадки Ригведы — Веды гимнов и древнерусского языка. М.: ЛЕНАНД, 2015. 424 с.

Омельченко В.В. Системные основы древних писаний и древнерусского языка. Кн. 2: Системные аспекты представления знаний в древних писаниях и в древнерусском языке. М.: ЛЕНАНД, 2016. 464 с.

Ригведа. Мандалы I—IV / Пер. и подготовка изд. Т.Я. Елизаренковой. Изд. 2-е, испр. М.: Наука, 1999. 768 с.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1980. 608 с.

Словарь иностранных слов / Гл. ред. Ф.Н. Петров. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. 608 с. Фролов Б.А. Первобытная графика Европы. М.: Наука, 1992. 200 с.

V.V. Omelchenko

Federal Budget Institution «State scientific research Institute for system analysis, accounts chamber of the Russian Federation» Usachev st., 64, p. 1, Moscow, 119048, Russian Federation

E-mail: [email protected]

THE LAW OF CYCLIC EVOLUTION OF THE WORLD, REALITY AND BEINGNESS ACCORDING TO THE SIGN-IMAGES ON THE MALTA PLATE, MADE OF MAMMOTH IVORY

IN THE PALEOLITHIC AGE

The article examines some sign-images such as a pin-point spiral of the Malta Plate using a system analysis approach. This Plate is the unique archeological artifact and was made of mammoth ivory in the times of the Paleolithic age, in an ancient human location found in Southern Siberia, the village of Malta. These sign-images which are associated with Tripartite knowledge from the Veda and the Avesta, show a well-throughout classification system of upstream and downstream spirals, describing different systems of counting, numeration and calculation. A strict logical correlation between the universal stages of acts of the nature and the spiral turns on the Malta Plate was revealed. It is concluded that this unique archeological artifact reflects the universal global law of cyclic or periodic evolution of objects, processes and events in the world, reality and beingness.

Key words: the Paleolithic Age, southern Siberia, Malta plate, mammoth ivory, spiral, cycle, period, sign-image, number, counting, numeration, calculation.

DOI: 10.20874/2071-0437-2016-33-2-016-029

REFERENCES

Dal' V.I., 2011. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka [Explanatory Dictionary of Russian language]: V 4 tomakh, Moscow.: RIPOL klassik.

Elizarenkov T.J., 1999, (ed.). Rigveda: Mandaly I-IV [Rig Veda: Mandalas 1-4]. Izd. 2-e, ispr., Moscow: Nauka, 1999, 768 p.

Frolov B.A., 1992. Pervobytnaia grafika Evropy [Primitive graphics of Europe], Moscow: Nauka,1992, 200 p.

Gerasimov M.M., 1958. Paleoliticheskaia stoianka Mal'ta [Paleolithic Malta]. Sovetskaia etnografiia, 1958, no. 3, pp. 21-32.

Klein L.S., 2007. Drevnie migratsii i proiskhozhdenie indoevropeiskikh narodov [The ancient origins and migration of Indo-European peoples], St. Petersburg, 2007, 226 p.

Klesov A.A., 2014. Iskopaemye gaplogruppy i gaplotipy [Fossil haplogroups and haplotypes]. Vestnik akademii DNK-genealogii, vol. 7, no. 7, 2014, pp. 1135-1184.

Larichev V.E., 1989. Mudrost' zmei: Pervobytnyi chelovek, Luna i Solntse [Wisdom of the serpent: Primitive man, the Moon and the Sun], Novosibirsk: Nauka, 1989, 272 p.

Larichev V.E., 1993. Sotvorenie Vselennoi: Solntse, Luna i Nebesnyi drakon [Creation of the Universe: The Sun, the Moon and the Celestial Dragon], Novosibirsk: Nauka, 1993, 288 p.

Larichev V.E., 2008. «Nachala» v naturfilosofii drevnekamennogo veka Severnoi Azii: (Rekonstruktsiia re-ligiozno-mifologicheskikh i protonauchnykh predstavlenii mal'tin-skogo zhrechestva o vozniknovenii Mirozdaniia i ego ustroenii) [Elements in the natural philosophy of the Stone Age in Northern Asia: (Reconstruction of religious and mythological representations of prothoscientific Malta priesthood about the origin of the Universe and its structure)]. Religiovedenie, 2008, no. 1, pp. 3-24.

Marin D., 2015. Tainy Naski i Iki [Secrets of Socks and Ica], per. s ital. E. Tarusinoi, Moscow: BINOM, 2015, 128 p.

Omel'chenko V.V., 2008. Obshchaia teoriia klassifikatsii. Chast' I: Osnovy sistemologii poznaniia deist-vitel'nosti [The general theory of classification. Part 1: The Basics systemology of understanding of reality], Moscow: IPTs Maska, 2008, 436 p.

Omel'chenko V.V., 2010. Obshchaia teoriia klassifikatsii. Chast' II: Teoretiko-mnozhestvennye osnovaniia [The general theory of classification. Part 2: Multiple theoretic foundation], Moscow: LIBROKOM, 2010, 296 p.

Omel'chenko V.V., 2012. Osnovy sistematizatsii [Fundamentals of systematization]: V dvukh chastiakh, Moscow: LIBROKOM, 480 p.

Omel'chenko V.V., 2015. Sistemnye osnovy drevnikh pisanii i drevnerusskogo iazyka [System foundation of ancient scriptures and ancient language]. Kn. 1: Zagadki Rigvedy — Vedy gimnov i drevnerusskogo iazyka, Moscow: LENAND, 424 p.

Omel'chenko V.V., 2016. Sistemnye osnovy drevnikh pisanii i drevnerusskogo iazyka [System foundation of ancient writings and ancient language.]. Kn. 2: Sistemnye aspekty predstavleniia znanii v drevnikh pisaniiakh i v drevnerusskom iazyke, Moscow: LENAND, 459 p.

Petrov F.N., 1988 (ed.). Slovar'inostrannykh slov [Dictionary of foreign words], 15-e izd., ispr., Moscow: Rus. Iaz., 1988, 608 p.

Rtveladze E.V., Saidova A.Kh., Abdullaeva, E.V., 2008 (ed.). Avesta. «Zakon protiv devov» (Videvdat) [Avesta. «The law against the devas» (Videvdat), аdapted translation, research and commentary], St. Petersburg: Izd-vo Politekh. universiteta, 2008, 301 p.

Rybakov B.A., 1980. Iazychestvo drevnikh slavian [Paganism ancient Slavs], Moscow: Nauka, 608 p.

Tokarev S.A., 1980. Mify narodov mira: Entsiklopediia. Elektronnoe izdanie [Myths of the peoples of the world: Encyclopedia. Electronic edition], Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1980, 1147 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.